Ниже приводится список типичных организационных решений. Необходимо определить, являются ли они программированными или нет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ниже приводится список типичных организационных решений. Необходимо определить, являются ли они программированными или нет.



Список решений.

1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.

2. Доведение мастером до рабочих дневного задания.

3. Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.

4. Решение начальника о допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.

5. Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе.

6. Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.

7. Определение годичного задания для ассистента профессора.

8. Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.

9. Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.

10. Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.

 

Деловая игра «Разработка управленческих решений в условиях конкуренции на рынке погружных электронасосов»:

Деловые ситуации (см. Менеджмент. Практические ситуации, деловые игры, упражнения. Под общей ред. О.А. Страховой. СПб., 2000, с. 25. или Имитационная игра, приведенная ниже) способствуют усвоению алгоритма процесса принятия решений и основных методов подготовки и оптимизации управленческих решений. Предлагаются к обсуждению следующие вопросы:

- методы постановки проблемы;

- процесс разработки вариантов решений;

- методы выбора решений;

- организация выполнения решений.

Решение каждой ситуации предлагается оформить в таблице.

Содержание этапов процесса принятия решения

Характер проблемы Альтернативы Ограничения Критерий Выбор
         

 

Текст исходных данных к деловой игре:

Модель игры. Вы – члены совета директоров фирмы, собрались на совещание для определения дальнейших перспектив фирмы и выработки соответствующего решения.

Фирма расположена в крупном административном центре и занимается производством и реализацией в своем и других регионах страны велопродукции (преимущественно дорожных велосипедов) через собственную сеть магазинов. Прибыльность данного бизнеса за последние 3 года вследствие усиления конкуренции снизилась с 20 до 10%. По прогнозу бизнес останется прибыльным еще около двух лет с постепенным уменьшением нормы прибыли до нуля.

Аналитики фирмы выдвигают следующие возможные альтернативы деятельности фирмы:

А. Закупить новые технологические линии для выпуска велопродукции нового поколения, рассчитанной на покупателей с высоким и средним доходом. В этой нише уже действуют несколько мелких фирм, занимающихся продажей импортной продукции, которая, по крайней мере, на первых порах будет превосходить по качеству продукцию нашей фирмы. Срок выхода фирмы на этот рынок – около года. Ожидаемая прибыльность в дальнейшем – около 15%. Прогнозные данные по развитию фирм-конкурентов отсутствуют.

В. Учитывая, что вблизи города расположено большое водохранилище и протекает крупная река, на берегах которой в последние годы выросли дачные поселки, в т.ч. элитные, перепрофилировать фирму на закупку за рубежом и реализацию моторных лодок, катеров, гидроциклов, снегоходов и другой аналогичной техники с организацией сети техобслуживания. В данное время конкуренты в этой нише рынка практически отсутствуют, потребности велики. Хотя затраты на перепрофилирование достаточно велики, имеется возможность в полной мере использовать собственную сбытовую сеть и тогда ожидаемая прибыльность в дальнейшем составит не менее 20% (пессимистическая оценка). Срок выхода фирмы на указанный рынок – к будущему лету. Однако существует угроза появления в этой нише одной крупной ФПГ, конкурировать с которой фирме будет не под силу. Сигналы о таких намерениях имеются, но достоверность этой информации низкая. По имеющейся информации, кандидат на должность губернатора области (известный в регионе бизнесмен, основной оппонент действующего губернатора) является ярым приверженцем активного отдыха с использованием всякого рода технических средств. Выборы назначены на осень будущего года. Согласно опросам общественного мнения, за действующего губернатора готовы проголосовать около 50% населения области, за основного оппонента – около – 40%.

С. Переориентировать фирму на оказание комплексных услуг населению в области массового спорта, туризма и организации отдыха. При этом обеспечивается возможность использовать существующую продукцию фирмы (с закупкой за рубежом специальных видов велопродукции – типа кроссовых и горных велосипедов, приспособлений для езды в зимнее время и др.) и собственную сбытовую сеть. Целесообразно приобрести в собственность успешно функционирующие в регионе оздоровительные центры, включив их в единую систему развития описываемого типа услуг. В такой постановке проблемы, можно считать, что конкуренция практически будет отсутствовать, что делает весьма реальным захват всего рынка предоставления данного вида услуг в своем и соседних регионах при минимальных рисках. Указанная область деятельности будет хорошо согласовываться с принятой недавно при активном содействии губернатора региональной программой укрепления здоровья населения, на реализацию которой в региональном бюджете выделены значительные средства. Затратность и прибыльность проекта не просчитаны. Срок выхода на указанную нишу рынка – не более полугода.

Какой путь развития выберет совет директоров?

Литература:

1. Блинов, А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / Л. Блинов // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №3. – С. 59.

2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 305 с.

3. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 274 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.

5. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 357 с.

6. Докучаев, М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России / М.В. Докучаев // ЭКО. – 2004. – №1. – С. 127.

7. Зиновьева, И. Разработка эффективной стратегии управления предприятием / И. Зиновьева // Менеджмент сегодня. – 2004. – №1. – С. 32.

8. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – 5-е изд., перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

9. Карасев, А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятия / А.Б. Карасев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 3.

10. Картавый, М. Методологические принципы формирования российского менеджмента / М. Картавый, А. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 56.

11. Лукашевич, В.В. Менеджмент: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 256 с.

12. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2005. – 359 с.

13. Основы менеджмента: современные технологии: учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Чернышева – Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 320 с.

Семинар 7

Тема: Принятие решения.

План семинара:

1. Решение нестандартных задач.

Блок 1 – Влияние внешней среды на принятие решений.

Ситуация 1.

На вновь организованную выставку требуется набрать экскурсоводов. Каждый экскурсовод может провести 4 экскурсии в день (каждая экскурсия по 25 человек). Затраты на содержание выставки составляют – 80 руб. в день. Зарплата экскурсовода составляет 40 руб. в день. Ежедневно выставку могут посетить 50, 100, 150, 200, 250, 300 человек. Цена билета 2 руб. Какое оптимальное количество экскурсоводов необходимо набрать для работы на выставке?

Ситуация 2.

Принято решение организовать катание на теплоходе ночью по Финскому заливу. За ночь теплоход может совершить 1, 2, 3 или 4 рейса. Одновременно на теплоходе могут находиться до 200 пассажиров. Затраты на содержание теплохода составляют 40 тыс. руб. в сезон (сезон = 40 дней). Кроме того, затраты на каждый рейс составляют 1 250 руб. Цена билета – 10 руб. Количество желающих покататься может составить 150, 300, 450, 600, 750 чел. За ночь. Какое количество рейсов следует организовать?

Ситуация 3.

С учетом шести ограничений, приведенных в таблице 5, примите решение: «Чем заняться вечером?»

Таблица 9 – Данные для ситуации 3

Ограничения Ситуация
               
1. Задания выполнены Нет Да Да Да Да Нет Да
2. Родители дома Да Нет Да Да Нет Нет Да
3. Погода хорошая Нет Нет Да Нет Нет Да Нет
4. Есть новые музыкальные записи Да Да Нет Нет Да Нет Нет
5. С NN отношения налажены Нет Нет Да Да Да Нет Нет
6. В кинотеатре новый боевик Да Нет Нет Да Нет Нет Нет

По каждой из семи комбинаций ограничений заполните таблицу 10.

Таблица 10 – Сводная таблица

Ограничения Ситуация
                 
  Сидеть дома и выполнять задания              
  Пойти погулять с NN              
  Пойти в кино с NN              
  Пригласить NN послушать новые записи              
  Переписать кассету              
  Залечь на диване с книгой              

Блок 2 – Принятие инвестиционных решений.

Ситуация 1.

Базовая годовая сумма оплаты обучения в вузе на сегодняшний день равна 2 тыс. руб. И в связи с инфляцией имеет тенденцию к повышению в размере 10 % в год. Срок обучения в вузе 5 лет. Вуз предлагает студентам внести сразу 10 тыс. руб., оплатив весь срок обучения. Выгодно ли это предложение для обучаемого? Банковский годовой процент на вклад равен 12%. Оценить вариант решения при условии, что у студента на счете имеется определенная сумма (например, 12 тыс. руб.).

Ситуация 2.

Поступило предложение инвестировать средства в один из двух проектов. Оцените предпочтительность выбранного проекта с учетом условий, представленных в нижеприведенной таблице.

Таблица 11 – Инвестирование средств

Инвестиции 5,5 млн. руб. 8,0 млн. руб.
Срок реализации 3 года 3 года
Ставка процента 10 % 12 %
Доходы в конце 1-го года 1 млн. руб. 2 млн. руб.
Доходы в конце 2-го года 2 млн. руб. 3 млн. руб.
Доходы в конце 3-го года 3 млн. руб. 4 млн. руб.

Ситуация 3.

Фирма May Company готовит смету капиталовложений на текущий год. Возник вопрос о необходимости замены машины на новую, более продуктивную. Анализ ситуации дает информацию об операциях при нормальном уровне производительности, представленную в таблице.

Таблица 12 – Смета капиталовложений

  Старая машина, ф. ст. Новая машина, ф. ст.
Первоначальная стоимость 40 000 80 000
Остаточная стоимость 30 000  
Оцениваемый срок эксплуатации на данный момент, лет    
Амортизация за год 4 000 8 000
Заработная плата за год 15 000 5 000
Затраты на материалы за год 350 000 345 000
Энергия за год 2 000 4 500
Техническое обслуживание за год 5 000 7 500

 

Ожидаемая ликвидационная стоимость как новой, так и старой машины через 10 лет считается равной нулю. Старая машина может быть продана сейчас за 20 000 ф. ст.

Стоимость капитала и минимальный коэффициент окупаемости для фирмы May Company составляют 10 %.

Литература:

2. Блинов, А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / Л. Блинов // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №3. – С. 59.

3. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 305 с.

4. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 274 с.

5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.

6. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 357 с.

7. Докучаев, М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России / М.В. Докучаев // ЭКО. – 2004. – №1. – С. 127.

8. Зиновьева, И. Разработка эффективной стратегии управления предприятием / И. Зиновьева // Менеджмент сегодня. – 2004. – №1. – С. 32.

9. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – 5-е изд., перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

10. Карасев, А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятия / А.Б. Карасев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 3.

11. Картавый, М. Методологические принципы формирования российского менеджмента / М. Картавый, А. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 56.

12. Лукашевич, В.В. Менеджмент: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 256 с.

13. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2005. – 359 с.

14. Основы менеджмента: современные технологии: учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Чернышева – Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 320 с.

Семинар 8

Тема: Оценка эффективности управления.

План семинара:

1. Сущность эффективности управления организацией.

2. Система показателей эффективности организационных систем.

3. Количественные методы оценки эффективности.

4. Балльные системы оценки эффективности.

5. Краткий обзор научной литературы.

6. Ответы на вопросы.

7. Практикующие упражнения.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое эффективность управления?

2. Какова взаимосвязь понятий «эффективность», «производительность», «качество»?

3. Каковы основные понятия эффективности управления?

4. Какие два подхода к определению показателей эффективности можно назвать?

5. В каких случаях необходима оценка эффективности управления?

6. Какие сложности количественной оценки результатов управленческого труда Вы можете назвать?

7. Какие Вы можете назвать резервы роста эффективности управления?

8. Как оценить эффективность управления, если выбираемые критерии разноплановы и разнонаправлены?

9. Каковы особенности определения эффективности мероприятий, проводимых на «входе», в «процессе производства» и на «выходе»?

10. Что в большей степени определяет эффективность организации – гибкость или порядок?

11. В каких структурах наиболее высоко ценится такой критерий эффективности, как рентабельность?

12. Какие качества, ориентированные на эффективность, наиболее высоко ценятся в клановой культуре?

13. От какого параметра организационной структуры зависит эффективность в эдхократической организации?

14. В чем заключается оценка эффективности, качества и результативности?

15. Что должны выражать показатели оценки деятельности организации: результаты или затраты?

Практические задания:

Задание 1. Компания «Горячий хлеб» производит и продает хлебобулочные изделия и другие продукты. Руководитель компании провел мероприятие по изменению функциональных обязанностей и сократил одного работника. Другим работникам за выполнение дополнительных функций увеличили материальное вознаграждение. В результате совершенствования функциональных обязанностей и лучшей работы персонала себестоимость продукции уменьшилась на 0,5%, но общая цена реализации увеличилась на 5% из-за увеличения объема продаж. Общие данные таковы:

Млн.руб

Этап работы компании Общая цена Общие затраты Прибыль
До проведения мероприятия   2,592   2,074   0,518
После проведения мероприятия   2,722   2,054   0,668

 

Требуется оценить экономическую эффективность управленческого решения по изменению функциональных обязанностей.

Задание 2. Местный экскаваторный завод производит гусеничные землеройные машины. Сбыт машин уменьшается, что не соответствует возможностям завода. Руководитель отдела маркетинга принял решение о расширении форм оплаты за продукцию в виде лизинга, в качестве лизингодателя выступал сам завод. Машины стали «уходить» с завода быстрее, чем финансовое наполнение расчетного счета. Через год работы пришлось отказаться от этой системы. Главный инженер завода принял решение о создании постоянной и временной частей рабочего персонала. Постоянная часть персонала работает независимо, а временная – в зависимости от количества заказов.

Общие данные для расчетов следующие:

Млн.руб

Решение на заводе Общая цена реализации в месяц Общие затраты в месяц Прибыль
Организация лизинговой формы оплаты     8,051     8,234     -0,183
Организация постоянной и переменной частей персонала     8,051     6,537     1,514

Требуется оценить экономическую эффективность двух решений.

Семинар 9

Тема: Навыки эффективного управления. Тестирование.

План семинара:

1. Общее понятие и типы конфликтов.

2. Уровни конфликта в организации.

3. Структурные методы управления конфликтом.

4. Общее понятие власти и влияния.

5. Источники власти в организации.

6. Основы и традиционные концепции лидерства.

7. Концепции ситуационного лидерства.

8. Новое в теориях лидерства.

9. Краткий обзор научной литературы.

10. Практикующее упражнение «Анализ конфликта».

11. Практикующее упражнение «Различия и тактика должностной власти».

Вопросы для обсуждения:

1. Какого типа межличностные конфликты Вы можете назвать?

2. Что такое «конфликт»?

3. Конфликты какого уровня наиболее опасны для организации?

4. В любом ли конфликте можно обнаружить конструктивное начало?

5. В чем преимущества и недостатки всех пяти моделей разрешения конфликта?

6. Какие Вы можете назвать структурные методы управления конфликтом? Приведите примеры.

7. Какова, по Вашему мнению, природа и сущность власти?

8. Каковы основы и источники власти, как их можно систематизировать?

9. Обладает ли, по Вашему мнению, властью подчиненный?

10. Как Вы понимаете термин «эффективное использование власти»? В чем заключается природа и содержание лидерства?

11. Связаны ли между собой два понятия «лидерство» и «эффективность управления»?

12. Выскажите свое личное отношение к теории лидерских качеств и концепции лидерского поведения. Дайте краткую оценку концепциям ситуационного лидерства: континиуму лидерского поведения, модели Фидлера, модели Херсея и Бланшарда, модели «путь – цель» Хауза и Митчелла, модели Стинсона – Джонсона, модели Врума – Йеттона – Яго.

13. Расскажите о новых теориях лидерства.

14. В чем, на Ваш взгляд, заключается разница между лидерством и руководством?

15. Как лично Вы относитесь к тому, что руководитель увольняет с работы неформального лидера, который противопоставляет ему свое мнение?

16. Согласны ли Вы с утверждением, что стиль руководства определяется уровнем зрелости подчиненных? Почему?

Практикующее упражнение «Анализ конфликта»:

Студентам предлагается вспомнить и проанализировать конфликтную ситуацию, которая имело место в их реальной жизни и по каким-либо причинам запомнилась. Анализ необходимо провести в сооветствующих терминах, заполнив форму.

Анализ конфликта

Термины Краткий ответ Ситуационное объяснение (не менее 10 слов)
Источник или причина конфликта    
Конструктивные начала конфликта    
Тип конфликта    
Уровень конфликта    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта для обеих сторон    
Реальное развитие событий    

 

Практикующее упражнение «Различия и тактика должностной власти»:

Студентам предлагается сначала индивидуально, а затем в подгруппах проранжировать должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. «1» необходимо поставить перед той должностью, которая, по их мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» – перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации.

Список должностей

___ Медсестра в ЦРБ

___ Ректор в институте

___ Генеральный директор ООО «Альком»

___ Техник по медприборам в МСЧ ОАО «Татнефть»

___ Специалист отдела кадров ОАО «Алнас»

___ Профессор в институте

___ Оператор ПЭВМ в строительной компании

___ Бухгалтер в поликлинике № 3

___ Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме

___ Исследователь-аналитик в компании высоких технологий

___ Инспектор ГАИ на посту

___ Морской прапорщик на авианосце

___ Надомный ремесленник

___ Секретарь генерального директора ОАО «Татнефть»

___ Депутат Государственной Думы

Необходимо решить, какая из перечисленных должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть, власть вознаграждения, власть принуждения. Также надо отобрать наименее «властные» должности из списка и подготовить краткий перечень источников власти и влияния, которые могут быть использованы для усиления власти.

Практикующее упражнение «Положение на предприятии»:

Используя изученную модель Врума – Яго для решения проблем и принятия решений студентам предлагается изучить ситуацию (см. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Практикум по курсу «менеджмент». М., 1998. С. 188). Подгруппа должна достичь консенсуса по лучшему стилю принятия решения в данной ситуации. Результаты ответов оформляются соответствующим образом. Строится дерево решений в модели ситуационного лидерства Врума – Яго.

Оценка аспектов проблемы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.087 с.)