Негосударственный вуз быстро разрастался. Если вначале достаточно было лишь двух факультетов – экономического и юридического, т.к. набор студентов был сравнительно небольшой, количество преподавателей тоже, то уже через два года возникла необходимость открытия новых специальностей («управление персоналом», «социальная работа»), а также открытия новых кафедр и разделения факультетов. Много преподавателей работало по совместительству, т.к. их основное место работы было в другом вузе, обычно государственном. Руководство вуза предложило открыть новую кафедру «Управление персоналом и социальная работа», которая выпускала бы по двум специальностям, и предложило занять место зав. кафедрой (постоянно, т.е. на полную ставку) одну из совместителей, недавно ставшему доктором социологических наук. Однако он не соглашался по трем основным причинам:
• постоянное место работы в государственном вузе представлялось более надежным и перспективным;
• познакомившись с коллегами, он убедился, что на будущей кафедре будут, по крайней мере, 3 человека, которые могут создать источник конфликта (один – пенсионного возраста, с плохим здоровьем, но не желающий уходить на пенсию; другой – молодой, но очень недисциплинированный, допускающий срывы занятий, легкомысленный; третий – мать двоих малолетних детей, которая часто берет бюллетени по уходу за заболевшими детьми и, кроме того, проявляет черты конфликтной личности);
• более привлекательной он считал для себя научную работу, а не руководящую должность.
Ситуация обострилась, когда тот преподаватель, которого считали недисциплинированным, заявил, что пишет и будет защищать диссертацию по проблемам управления персоналом и тоже может заведовать открывающей кафедрой. Кроме того, неожиданно в этот вуз пришло письмо от иногороднего кандидата педагогических наук, который имеет опыт заведования кафедрой «Педагогика и социальная работа». Он советовал открыть такую же кафедру и предлагал свои услуги в качестве заведующего.
Постепенно в коллективе сложились противоборствующие группы. Одних устраивал руководитель, который «не будет замечать» частых нарушений в работе, другим, хотелось, чтобы пришел новый, активный руководитель, который сумеет навести порядок.
Роли: ведущий, кандидаты на должность зав. кафедрой (3 чел.), руководство вуза, преподаватели, согласительная комиссия для оценки принятого решения.
Задания:
1. распределить роли в соответствии с интересами участников конфликтной ситуации.
2. Определить предмет, источник и мотивы возникновения конфликта.
3. Определить стадии начала развития конфликта и сделать прогнозы его дальнейшего развития.
4. Определить средства разрешения конфликта и оценить наиболее вероятное и оптимальное из них.
Дополнительные сведения
Экстраверты – люди, ориентированные на объективную реальность, общительные, открытые в эмоциональных проявлениях, непосредственные, активные, беззаботные, разговорчивые, любящие движение и риск. Они шумны, заводилы во всех компаниях, предрасположены к несчастным случаям, из них получаются отличные бизнесмены и организаторы. Они обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку людей и событий. Тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны. Иногда могут быть очень импульсивны и агрессивны. Порой им трудно контролировать свои эмоции.
Интроверты – люди замкнутые, склонные к размышлениям и самоанализу, для них часто важнее свои собственные теории и оценки реальности, чем сама реальность. В общении они несколько отстранены от собеседника. Они чувствительней к внешним раздражителям, лучше распознают цвета и звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны. Показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.
Стабильные – люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, выражают доверие, склонные к лидерству. Они наиболее успешны, когда работают руководителями крупных предприятий, диспетчерами, операторами.
Нейротичные – люди тревожные: эмоциональные, чувствительные, они склонны расстраиваться по мелочам и болезненно воспринимать неудачи.
Меланхолики и холерики как нейротичные люди сильно уязвимы к стрессу. Причем у меланхоликов подверженность стрессу - очень сильная.
Сангвиники и флегматики – стрессоустойчивы.
Литература:
1. Блинов, А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / Л. Блинов // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №3. – С. 59.
2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 305 с.
3. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 274 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.
5. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 357 с.
6. Докучаев, М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России / М.В. Докучаев // ЭКО. – 2004. – №1. – С. 127.
7. Зиновьева, И. Разработка эффективной стратегии управления предприятием / И. Зиновьева // Менеджмент сегодня. – 2004. – №1. – С. 32.
9. Карасев, А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятия / А.Б. Карасев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 3.
10. Картавый, М. Методологические принципы формирования российского менеджмента / М. Картавый, А. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 56.
11. Лукашевич, В.В. Менеджмент: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 256 с.
12. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2005. – 359 с.
13. Основы менеджмента: современные технологии: учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Чернышева – Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 320 с.
Примерные экзаменационные вопросы
1. Общая характеристика организации и менеджмента.
2. Развитие взглядов на менеджмент.
3. Понятие системы и ее элементов.
4. Аспекты деятельности организации как системы.
5. Формализованное представление целей организации в производственно-техническом и экономическом аспектах.
6. Формализованное представление целей организации в маркетинговом и правовом аспектах.
7. Формализованное представление целей организации в социально-психологическом и информационном аспектах.
8. Внешняя и внутренняя среда организации.
9. Функции, принципы и методы управления.
10. Взаимодействие человека и организации.
11. Вхождение человека в организацию.
12. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.
13. Взаимодействие человека и группы.
14. Общая характеристика мотивации.
15. Теории содержания мотивации.
16. Теории процесса мотивации.
17. Общая характеристика стратегического управления.
18. Анализ среды.
19. Эталонные стратегии развития организаций.
20. Факторы проектирования организации.
21. Разделение труда и специализация.
22. Департаментизация и кооперация.
23. Связи в организации и координация.
24. Масштаб управляемости и контроля.
25. Централизация и децентрализация.
26. Дифференциация и интеграция.
27. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
28. Типы организаций по взаимодействию подразделений.
29. Типы организаций по взаимодействию с человеком.
30. Новое в типах организаций.
31. Коммуникации в управлении.
32. Принятие решений. Модели принятия решений.
33. Процесс принятия решений.
34. Рациональные методы принятия решений.
35. Власть и влияние.
36. Управление конфликтом.
37. Концепция организационной культуры.
38. Развитие организационной культуры.
39. Влияние культуры на организационную эффективность.
40. Национальное в организационной культуре.
41. Основы лидерства.
42. Концепции лидерства.
43. Эффективность управления и производительность.
44. Количественная оценка эффективности управления.
45. Управление персоналом как сфера управленческой деятельности.
46. Эталонные стратегии развития организаций.
47. Управление временем руководителя.
48. Управление стрессом в организации.
49. Американский менеджмент. Японский менеджмент (прорыв 80-х).
50. Западноевропейский менеджмент (Германия, Франция, Италия). Менеджмент в современном Китае. Североевропейский менеджмент (Финляндия, Швеция, Норвегия).
Примерные тестовые задания
№ вопроса п/п
№ блока
Текст вопроса
Варианты ответов
Номер правиль-ного варианта ответа
1.
Сознательное, систематизированное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей – это:
корпорация
организация
группа
структурное подразделение корпорации
2.
Одним из основополагающих процессов жизнедеятельности организации является:
передача «продукта» во внешнюю среду
синхронизация деятельности отдельных элементов организации
мобилизация имеющихся ресурсов на достижение цели
создание условий для творчества
3.
Вся деятельность организации – это и есть:
управление
координация
систематизация
специального управленческого термина не предусмотрено
4.
Полный перечень ресурсов организации (в терминологии менеджмента) включает:
трудовые и материальные ресурсы, денежные средства на расчетном счете, информацию
предпринимательские способности, знания персонала, финансовые и материальные ресурсы
трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы
финансовые и материальные ресурсы, интеллектуальный потенциал, сырье и материалы
5.
Функция планирования состоит в:
выборе целей и плана действий по их достижению
соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы
детальной проработке программы действий в рамках данного вида бизнеса
прогнозировании изменений внутренней среды
6.
Менеджер – это:
специалист по управлению в условиях современного производства
специалист в области продвижения товара на рынок
узкий специалист в какой-либо области
любой предприниматель
7.
Классические функции управления не включают:
контроль
планирование
финансирование
мотивирование
8.
Профессиональной деятельностью в области организации и управления различными процессами на уровне хозяйствующего субъекта занимаются:
менеджеры
агенты
диспетчеры
инспекторы
9.
Уровни управления представлены следующим перечнем:
высший, средний и низовой
первый, второй, третий
главный и второстепенные
основной и производные
10.
С повышением уровня управления удельный вес затрат времени на выполнение операций по специальности
снижается
увеличивается
остается без изменения
становится равным «0»
11.
С повышением уровня управления удельный вес затрат времени на выполнение управленческих функций
увеличивается
снижается
не меняется
не поддается оценке
12.
Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий – это один из принципов теории:
Ф.У. Тейлора
Э. Мэйо
А. Маслоу
А. Файоля
13.
Теория бюрократического построения организации была выдвинута и обоснована:
М.П. Фоллет
Д. Макгрегором
А. Файолем
М.Вебером
14.
4 функции управления по А.Файолю включают:
планирование, администрирование, организацию и контроль
планирование, руководство, координацию и контроль
контроль, планирование, управление, организацию
планирование, организация, руководство, контроль
15.
Идея создания самоуправляющегося трудового коллектива принадлежит:
В.Д. Скотту
П. Дракеру
Т. Питерсу и Р. Уотерману
У. Оучи
16.
Основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений – это:
принципы управления
нормы и нормативы управления
критерии управления
методы управления
17.
Управленческие процессы, организационные структуры и персонал в менеджменте являются основными
аспектами управления
задачами управления
целями организации
принципами управления
18.
Повышение рентабельности, оптимизация цены и управление рисками являются
задачами управления
целями организации
принципами управления
аспектами управления
19.
Возникновение и развитие школы научного управления охватывает следующий временной период
конец 19-го и начало 20-го столетий
первая половина 20-го столетия
вторая промышленная революция
первая половина 19-го столетия
20.
«Иерархия потребностей Маслоу», «хоторнские эксперименты» являются вкладом в теорию управления
школы человеческих отношений
классической школы управления
школы поведенческих наук
бюрократической теории
21.
Использование методов научного анализа затрат времени и усилий, отбора, расстановки и обучения персонала, функциональных менеджеров являются вкладом в развитие управленческой мысли
школы научного управления
классической школы управления
школы поведенческих наук
школы человеческих отношений
22.
Разработки школы науки управления включали в себя
использование моделирования и исследования операций в управлении
исследование человеческих отношений
принципы учета, регулирования и администрирования
теории мотивации и основы стимулирования
23.
Функциями руководителей высшего уровня управления из перечисленных являются: 1) постановка целей; 2) подбор кадров; 3) стратегическое планирование; 4) текущее руководство; 5) контроль; 6) достижение целей
2, 4, 6
1, 2, 4
3, 5, 6
1, 3, 5
24.
Рассмотрение организации как совокупности взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды свойственно следующему подходу:
личностному подходу
системному подходу
ситуационному подходу
организационному подходу
25.
К высшему уровню управления не относится:
вице-президент
начальник структурного подразделения
заместитель директора по общим вопросам
заместитель управляющего банком по развитию
26.
Основные принципы ситуационного подхода к управлению включают:
интеграцию различных подходов к управлению
использование управленческих приемов и методов с учетом конкретной ситуации
анализ практики управления и ретроспекция на настоящие события
возможность применения научных методов в реальных условиях
27.
Совокупность элементов, для которой определены некоторые отношения – это
организация
структура
координация
система
28.
Установление взаимосвязи, согласование, приведение в соответствие частей организации, находящихся на одном горизонтальном уровне, – это
координация
система
организация
структура
29.
К сложным системам относят те, количество элементов и связей между ними составляет:
не более 104
от 105 до 106
от 107 до 1010
более 1010
30.
Организация как система не включает следующий аспект:
макроэкономический
производственно-технический
маркетинговый
природоохранный
31.
К макросреде организации следует относить следующий элемент:
нормативно-правовую среду
конкурентную среду
СМИ
рынок труда
32.
Микросреда организации не включает:
культурную среду
поставщиков ресурсов
конкурентов
потребителей
33.
Методы управления бывают:
финансовыми
директивными
экономическими
учетными
34.
Добровольное объединение хозяйствующих субъектов на основе централизации функций управления в сферах подготовки производства, инвестиционного и финансового обеспечения – это:
картель
концерн
холдинг
ассоциация
35.
Субъект, орган управления или система управления – это:
управляющая система
управляемая система
информационная система
неуправляемая система
36.
Основаны на мысленном выделении общих свойств и связей и отвлечении от частных свойств системы:
конкретные
абстрактные
открытые
изолированные
37.
Взаимодействуют с элементами некоторой среды, называемой внешней, системы:
конкретные
абстрактные
открытые
изолированные
38.
Наряду с плановым заданием учитывается информация, поступающая от объекта управления, в системах:
замкнутых
разомкнутых
стохастических
детерминированных
39.
Характеризуются наличием случайно возникающих связей и отношений, обладающих различными степенями вероятности, системы:
детерминированные
стохастические
разомкнутые
замкнутые
40.
Организации, оказывающие услуги в процессе поиска клиентов и (или) непосредственно продающие продукцию организации, производящей товары или услуги, - это:
конкуренты
торговые посредники
клиентура
кредитно-финансовые учреждения
41.
Процессы вероятностного предвидения будущих состояний элементов внешней среды – это:
программирование
прогнозирование
планирование
активация
42.
Процесс принуждения и приведения состояния объекта в заранее заданные количественные и качественные границы – это:
координирование
нормирование
регулирование
контроль
43.
Процесс разработки и поддержания пропорций при производстве продукции, управлении, обеспечении всеми видами ресурсов, сбыта и т.д. – это:
координирование
нормирование
регулирование
контроль
44.
Некоммерческая организация, создаваемая для координации и защиты общих имущественных интересов – это:
картель
концерн
холдинг
ассоциация
45.
Обеспечить получение заданного объема продукции и услуг необходимого ассортимента с определенными свойствами и качественными характеристиками – это цель системы управления в аспекте:
экономическом
маркетинговом
производственно-техническом
правовом
46.
Обеспечить удовлетворение постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей товарами определенного ассортимента с высоким уровнем качества и по доступной цене – это цель системы управления в аспекте:
экономическом
маркетинговом
производственно-техническом
правовом
47.
Обеспечить соблюдение прав организации в процессе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности и выполнение обязанностей перед соответствующими субъектами права – это цель системы управления в аспекте:
экономическом
маркетинговом
производственно-техническом
правовом
48.
Обеспечить создание комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего предотвращать и устранять конфликтные ситуации – это цель системы управления в аспекте:
экономическом
социально-психологическом
производственно-техническом
маркетинговом
49.
Поступающие из внешней среды в виде ресурсов всех видов, имеющих количественную и качественную оценки – это:
экзогенные управляемые переменные
экзогенные неуправляемые переменные
эндогенные управляемые переменные
эндогенные неуправляемые переменные
50.
Чем больше величина отклонения в управлении, тем:
быстрее необходимо сменить стратегию развития
быстрее необходимо выработать управленческое решение
быстрее необходимо скорректировать планы
быстрее необходимо пересмотреть нормы и нормативы
51.
Наличие полного набора всех функций управления и полного набора видов обеспечения системы управления предполагает принцип:
комплексности
системности
программно-целевой ориентации
интерактивности
52.
Создание систем, которые не только своевременно и адекватно реагируют на изменения среды, но и сами влияют на динамику и развитие среды предполагает принцип:
комплексности
системности
программно-целевой ориентации
интерактивности
53.
Функция поддержания устойчивого режима деятельности фирмы – это
регулирование
управление
руководство
исполнение
54.
Процесс высшего порядка, главной составляющей которого является определение миссии, цели организации – это
руководство
управление
исполнение
регулирование
55.
Повышение прибыльности, снижение издержек и устранение (смягчение) рисков являются
задачами управления
целями управления
принципами управления
аспектами управления
56.
Три стадии менеджмента как процесса
стратегическое управление, оперативное управление, контроль
высшая, средняя, низшая
экономическая, социальная, техническая
наука, искусство, практика
57.
Функции оперативного управления
прогнозирование и планирование
организация и мотивация
мотивация и коммуникация
коммуникация и контроль
58.
Функции оперативного управления
оперативное планирование, организация, мотивация, контроль
прогнозирование, принятие решений, мотивация, контроль
59.
Сравнительная характеристика потенциала предприятия, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов, называется
конкурентоспособностью
эффективностью
производительностью
доходностью
60.
Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия в зарубежном бизнесе используют следующие методы
индикаторный и матричный
векторный и скалярный
технологический и управленческий
системный и процессный
61.
Совокупность характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта и на их основе выбрать рекомендации по повышению результативности его функционирования, называется
индикатором
индексом
фактором
свойством
62.
В соответствии с матричным методом самыми конкурентоспособными считаются предприятия, имеющие
наибольшую долю на рынке
минимальные затраты
максимальные ресурсы
максимальную эффективность
63.
Основной современной идеей развития системы управления является создание
внутриорганизационного рынка
неформальных организаций
полной автономии подразделений
благоприятной внешней среды
64.
Миссия организации выражает ее
ближайшие планы
смысл существования, высшее предназначение
долгосрочные цели
средства достижения целей
65.
Внутренняя среда организации не включает:
клиентов фирмы
собственную сбытовую сеть
производственные мощности
организационную культуру
66.
Контактные аудитории (общественные организации, жители) включаются в:
среду непосредственного воздействия
среду косвенного воздействия
внутреннюю среду
макросреду
67.
Планирование, содержанием которого является необходимость соотносить предпринимаемые действия с долгосрочными целями и последствиями, называется планированием
стратегическим
тактическим
долгосрочным
бюджетным
68.
Лидерство по ценам, дифференциация и фокусная стратегия – три типа стратегий планирования
стратегического
тактического
целевого
программного
69.
Сущностью бюджета является количественная оценка
целей и ресурсов для их достижения
затрат и результатов
финансовых потоков
доходов и расходов
70.
Исходной точкой любого управления является
целеполагание
анализ среды
разработка стратегии
планирование
71.
К достоинствам концепции стратегического управления не относят:
детальную проработку путей достижения целей
гибкое реагирование на изменения внешней среды
ориентацию производственной деятельности на запросы потребителей
долгосрочную ориентацию на выживание
72.
К основным характеристикам внешней среды организации относят:
сложность, подвижность, системность и детерминированность
взаимосвязанность факторов, сложность и четкую структурированность
взаимосвязанность, неопределенность, прозрачность и легитимность
Процесс научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития объекта или процесса – это
прогнозирование
программирование
моделирование
системный анализ
74.
К качественным методам прогнозирования не относят:
регрессионный анализ
метод Делфи
метод номинальных групп
экспертных оценок
75.
К количественным методам прогнозирования не относят:
экспертных оценок
регрессионный анализ
анализа временных рядов
корреляционный анализ
76.
Для более низкого уровня в иерархии организации стратегия верхнего уровня превращается в
цель
задачу
решение
план
77.
Исследование тенденции развития явления в результате сглаживания кривой и приведение ее к какой-либо математической функции называется
анализом временных рядов
корреляционным анализом
эконометрической моделью
ретроспекцией
78.
Прогнозирование развития процессов и явлений с несколькими независимыми переменными называется
причинно-следственным, или каузальным, моделированием
ситуационным моделированием
функциональным анализом
детерминистским подходом
79.
Наиболее распространенным принципом классификации планов является
временной горизонт
источники информации о процессах
назначение планов
отраслевой
80.
Основным назначением долгосрочных планов является определение
целей и стратегии
идеологии управления
расходование средств в долгосрочной перспективе
консолидированного бюджета
81.
Изменяемость, легкая приспосабливаемость планов к неожиданным изменениям внешних факторов, гибкость – это
адаптивность
эластичность
стохастичность
вариативность
82.
Подфункциями планирования не является:
алгоритмирование
прогнозирование
моделирование
программирование
83.
Сходные статьи затрат в структурах издержек различных организаций, принадлежащих одному портфелю сфер бизнеса, которые могут трансформироваться друг в друга – это:
стратегические соответствия
преобладающий тип диверсификации
маркетинговые соответствия
производственные соответствия
84.
Группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели, процесс создания некоторой структуры или системы – это
организация
устройство
формирование
объединение
85.
Установление стандартов, измерение достигнутого и сравнение с ожидаемыми результатами, коррекция отклонений являются тремя аспектами
управленческого контроля
прогнозирования
планирования
организации
86.
Альдерфер, Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и Врум являются разработчиками теорий
мотивации
коммуникации
лидерского поведения
стимулирования
87.
Теория А.Маслоу иерархии потребностей предполагает первоочередное удовлетворение потребностей
нижних уровней
средних уровней
безопасности
соучастия
88.
В соответствии с теорией ERG, основных групп потребностей насчитывается
89.
Автором теории иерархии потребностей является
Маслоу
МакГрегор
Герцберг
Врум
90.
Мотивационные теории делятся на две категории
содержательные и процессуальные
сущностные и формальные
организационные и процессуальные
системные и ситуационные
91.
Теории мотивации Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Герберга являются
содержательными
процессуальными
ситуационными
системными
92.
Теории мотивации Врума, Портера и Лоулера являются
процессуальными
содержательными
нет правильного ответа
системными
93.
Теории содержания мотивации основаны на идентификации
потребностей
удовлетворения потребностей
восприятия
поведения
94.
Теории процесса мотивации основаны на идентификации
причин человеческого поведения, восприятия и познания
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.012 с.)