Ролевая игра «Конфликт в организации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая игра «Конфликт в организации»



Негосударственный вуз быстро разрастался. Если вначале достаточно было лишь двух факультетов – экономического и юридического, т.к. набор студентов был сравнительно небольшой, количество преподавателей тоже, то уже через два года возникла необходимость открытия новых специальностей («управление персоналом», «социальная работа»), а также открытия новых кафедр и разделения факультетов. Много преподавателей работало по совместительству, т.к. их основное место работы было в другом вузе, обычно государственном. Руководство вуза предложило открыть новую кафедру «Управление персоналом и социальная работа», которая выпускала бы по двум специальностям, и предложило занять место зав. кафедрой (постоянно, т.е. на полную ставку) одну из совместителей, недавно ставшему доктором социологических наук. Однако он не соглашался по трем основным причинам:

• постоянное место работы в государственном вузе представлялось более надежным и перспективным;

• познакомившись с коллегами, он убедился, что на будущей кафедре будут, по крайней мере, 3 человека, которые могут создать источник конфликта (один – пенсионного возраста, с плохим здоровьем, но не желающий уходить на пенсию; другой – молодой, но очень недисциплинированный, допускающий срывы занятий, легкомысленный; третий – мать двоих малолетних детей, которая часто берет бюллетени по уходу за заболевшими детьми и, кроме того, проявляет черты конфликтной личности);

• более привлекательной он считал для себя научную работу, а не руководящую должность.

Ситуация обострилась, когда тот преподаватель, которого считали недисциплинированным, заявил, что пишет и будет защищать диссертацию по проблемам управления персоналом и тоже может заведовать открывающей кафедрой. Кроме того, неожиданно в этот вуз пришло письмо от иногороднего кандидата педагогических наук, который имеет опыт заведования кафедрой «Педагогика и социальная работа». Он советовал открыть такую же кафедру и предлагал свои услуги в качестве заведующего.

Постепенно в коллективе сложились противоборствующие группы. Одних устраивал руководитель, который «не будет замечать» частых нарушений в работе, другим, хотелось, чтобы пришел новый, активный руководитель, который сумеет навести порядок.

Роли: ведущий, кандидаты на должность зав. кафедрой (3 чел.), руководство вуза, преподаватели, согласительная комиссия для оценки принятого решения.

Задания:

1. распределить роли в соответствии с интересами участников конфликтной ситуации.

2. Определить предмет, источник и мотивы возникновения конфликта.

3. Определить стадии начала развития конфликта и сделать прогнозы его дальнейшего развития.

4. Определить средства разрешения конфликта и оценить наиболее вероятное и оптимальное из них.

Дополнительные сведения

Экстраверты – люди, ориентированные на объективную реальность, общительные, открытые в эмоциональных проявлениях, непосредственные, активные, беззаботные, разговорчивые, любящие движение и риск. Они шумны, заводилы во всех компаниях, предрасположены к несчастным случаям, из них получаются отличные бизнесмены и организаторы. Они обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку людей и событий. Тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны. Иногда могут быть очень импульсивны и агрессивны. Порой им трудно контролировать свои эмоции.

Интроверты – люди замкнутые, склонные к размышлениям и самоанализу, для них часто важнее свои собственные теории и оценки реальности, чем сама реальность. В общении они несколько отстранены от собеседника. Они чувствительней к внешним раздражителям, лучше распознают цвета и звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны. Показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Стабильные – люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, выражают доверие, склонные к лидерству. Они наиболее успешны, когда работают руководителями крупных предприятий, диспетчерами, операторами.

Нейротичные – люди тревожные: эмоциональные, чувствительные, они склонны расстраиваться по мелочам и болезненно воспринимать неудачи.

Меланхолики и холерики как нейротичные люди сильно уязвимы к стрессу. Причем у меланхоликов подверженность стрессу - очень сильная.

Сангвиники и флегматики – стрессоустойчивы.

Литература:

1. Блинов, А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / Л. Блинов // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №3. – С. 59.

2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 305 с.

3. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 274 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.

5. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 357 с.

6. Докучаев, М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России / М.В. Докучаев // ЭКО. – 2004. – №1. – С. 127.

7. Зиновьева, И. Разработка эффективной стратегии управления предприятием / И. Зиновьева // Менеджмент сегодня. – 2004. – №1. – С. 32.

8. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – 5-е изд., перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

9. Карасев, А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятия / А.Б. Карасев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5. – С. 3.

10. Картавый, М. Методологические принципы формирования российского менеджмента / М. Картавый, А. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 56.

11. Лукашевич, В.В. Менеджмент: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. – 256 с.

12. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2005. – 359 с.

13. Основы менеджмента: современные технологии: учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Чернышева – Ростов н/Д.: МарТ, 2003. – 320 с.

Примерные экзаменационные вопросы

1. Общая характеристика организации и менеджмента.

2. Развитие взглядов на менеджмент.

3. Понятие системы и ее элементов.

4. Аспекты деятельности организации как системы.

5. Формализованное представление целей организации в производственно-техническом и экономическом аспектах.

6. Формализованное представление целей организации в маркетинговом и правовом аспектах.

7. Формализованное представление целей организации в социально-психологическом и информационном аспектах.

8. Внешняя и внутренняя среда организации.

9. Функции, принципы и методы управления.

10. Взаимодействие человека и организации.

11. Вхождение человека в организацию.

12. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.

13. Взаимодействие человека и группы.

14. Общая характеристика мотивации.

15. Теории содержания мотивации.

16. Теории процесса мотивации.

17. Общая характеристика стратегического управления.

18. Анализ среды.

19. Эталонные стратегии развития организаций.

20. Факторы проектирования организации.

21. Разделение труда и специализация.

22. Департаментизация и кооперация.

23. Связи в организации и координация.

24. Масштаб управляемости и контроля.

25. Централизация и децентрализация.

26. Дифференциация и интеграция.

27. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.

28. Типы организаций по взаимодействию подразделений.

29. Типы организаций по взаимодействию с человеком.

30. Новое в типах организаций.

31. Коммуникации в управлении.

32. Принятие решений. Модели принятия решений.

33. Процесс принятия решений.

34. Рациональные методы принятия решений.

35. Власть и влияние.

36. Управление конфликтом.

37. Концепция организационной культуры.

38. Развитие организационной культуры.

39. Влияние культуры на организационную эффективность.

40. Национальное в организационной культуре.

41. Основы лидерства.

42. Концепции лидерства.

43. Эффективность управления и производительность.

44. Количественная оценка эффективности управления.

45. Управление персоналом как сфера управленческой деятельности.

46. Эталонные стратегии развития организаций.

47. Управление временем руководителя.

48. Управление стрессом в организации.

49. Американский менеджмент. Японский менеджмент (прорыв 80-х).

50. Западноевропейский менеджмент (Германия, Франция, Италия). Менеджмент в современном Китае. Североевропейский менеджмент (Финляндия, Швеция, Норвегия).

 


Примерные тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.015 с.)