Управление — это целенаправленное воздействие на систему, ocyществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояние другое, необходимое, состояние. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление — это целенаправленное воздействие на систему, ocyществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояние другое, необходимое, состояние.



АКАДЕМИЯ ВЫСОКОЙ МОДЫ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ МОДЫ,

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

Учебное пособие

по курсу

 

«ОСНОВЫ

МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Москва – 2007 г.

 

Содержание курса

1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

 

2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНИЯ

 

3. ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА

 

4. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 

7. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 

8. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СИСТЕМЫ

 

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

11. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

13. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

14. КОНТРОЛЬ

 

15. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

16. РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

17. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

18. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ.

Управление — это целенаправленное воздействие на систему, ocyществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояние другое, необходимое, состояние.

Система управления - это целостная совокупность элементов, принимающих участие в процессе управления.

Система управления содержит совокупность элементов, которой необходимо дать характеристику.

Итак, субъект управления - эгоуправляющая система, которая формирует цели, осуществляет управленческое воздействие на объект,

МЕНЕДЖМЕНТ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Менеджер принимает решения для поддержания стабильности системы или пере­вода ее на более качественный уровень развития.

В роли объекта управления выступают управляемые системы. Это отдельные работники, рабочие группы, персонал организации в целом, кто, непосредственно воздействуя на материально-вещественные факторы производства, создает конечный продукт деятельности.

Управленческое воздействие субъекта на объект осуществляется с помощью методов управления. В науке управления устойчивые и эффек­тивные способы и приемы достижения целей принято называть методами управления. На практике методы управления разнообразны:

организационно-административные (правовые); экономические;

социально-психологические.

Методы применяются субьектом управления комплексно, во взаимо­связи, обеспечивая эффективное воздействие на управляемый объект.

Цели управления — это желаемые конечные результаты деятельности системы.

Обратная связь — это реакция объекта на управленческое воздействие, его оценка принимаемых субъектом решений.

 

Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой бо­лее крупной системы. Так, систему управления электростанцией можно считать подсистемой системы управления электрообьединением, а последнюю-подсистемой системы управления инфраструкгурой региона.

Целостное представление о системе основывается на понятиях: открытой системы; взаимодействия с внешней средой; анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимо­действие с внешней средой.

Новая управленческая парадигма означает переход «от века машин к веку систем». Мышление в «век машин» подчинялось логике анализа системы, т.е. обращения внутрь ее. Алгоритм мышления в «век систем» предполагает, что понимание частей происходит из понимания целого, а не наоборот.

С переходом крыночной системе государство, сохраняя за собой мо­нополию на установление общих «правил игры»,не может и не должно напрямую вмешиваться в менеджмент предпринимателей, а тем более командовать ими. При этом сторонами трудового отношения являются работники работодатель. Органы государственной власти и органы ме­стного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работы их пред­ставителей.

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНИЯ

Термин «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельной. Поэтому различают политическое, государственное, технологическое, экономическое и другие виды управления.

«Менеджмент» — слово английское. В Оксфордском словаре английского языка оно толкуется как «способ общения с людьми», «Механизм осуществления власти и искусство управления», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы».

В широком смысле русское слово «управление» и английское «менеджмент» — синонимы, означающие как функцию, так и груш людей, ее осуществляющих. Однако для профессионалов есть опредленные различия, нюансы.

Если понятие «управление» употребляется и в технических системах, то «менеджмент» - только в организационных.

Менеджер — это профессиональный управляющий, профессио­нальный руководитель, а не инженер, или экономист, или тем более практик без образования, занимающийся управлением. Требования к уровню профессионального образования в условиях возрастающего динамизма внешней среды становятся все более высокими, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются науки и интуиция.

Менеджер - это руководитель предпринимательского стиля. Она особенно крупным замыслам, гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение застою деятельность.

Менеджер - это создатель новых систем, качественно пре­восходящих прежние. Менеджер - не обязательно начальник, руководитель, он может и вовсе не иметь подчиненных.

Менеджера делает менеджером скорее ответственность за самостоятельный вклад в результаты предприятия, чем ответ­ственность за работу других.

Итак, менеджмент — это особый вид гибкого, предприимчивого управления социально-экономическими процессами на уровне самостоятельно хозяйственного звена в условиях рынка.

Основным предметом менеджмента выступает экономическое по­ведение людей в их совместной деятельности и мотивационный меха­низм активизации этого поведения во имя достижения поставленных в организации целей.

Менеджмент как особый вид управления обладает характерными чертами:

универсальность - применим к любым организациям, от ги­гантского завода до маленького магазинчика;

интернациональность - позволяет использовать передовой опыт любой страны с учетом национальных культурных особен­ностей;

конструктивность - это пракгика конкретных действий, на­целенных на достижение успеха, эффективность работы;

деполитизированность — освобожден от политических установок или догм;

адаптивность - это гибкая, предприимчивая система управ­ления, способная быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Известный ученый менеджмента Питер Друкер в своей статье «Труд и управление в современном мире» писал: «Многие совре­менные управляющие не осознают, что успех любого предприя­тия сегодня зависит не от имеющихся ресурсов, объема денеж­ных средств, а от управления, его качества и эффективности. Именно феномен менеджмента состоит в том, чтобы объединять работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Управление — это неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Без этого невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление - ключевой, решающий фак­тор развития цивилизации. От управления зависит эффектив­ность производства, использование интеллектуального потенци­ала, реализация личности».

 

ПЕРСОНАЛ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Главную задачу, которая сегодня стоит перед любым руководителем российской организации, можно записать так.

Дано: основные цели деятельности и плановые задачи; рее права на использование ресурсов; разнообразные ограничения деятельности в виде законов, включая трудовое законодательство, применение техники безопасности, правовых норм, регулирующих взаимоогношения с финансовыми и другими органами,

Требуется: постоянно поддерживатъ работоспособность системы| управления и обеспечивать ее развитие. Повышать эффективность руководства за счет вовлечения новых ресурсов, а все лучшего исполнения имеющихся.

Профессиональность менеджера включает: Структуру знаний. Готовность к видам управленческой деятельности. Тип мышления (или профессиональное сознание). Тип личности (развитость определенных способностей. Освоение ролевых позиций руководителя. Интеллектуальный потенциал (фундаментальность знаний, методологии подходов и оценок). Навыки диагностики проблем анализа, общения, организации, планирования, принятия решений, психологической гибкости.

Динамизм внешней среды требует частых глубоких изменений в системе управления, что в свою очередь вызывает необходимость в новой генерации менеджеров-дженералистов, выполняющих функции генерального конструктора организационно-экономических систем, созидателя, архитекторанового.

Менеджер-дженерашст должен обладать:

многомерным стратегическим мышлением;

чувством внешней среды, ее динамизмаитенденций;

умением анализа стратегий;

качествами политического деятеля;

умением творчески решать сложные проблемы;

готовностью рисковать;

методами проведения реформации.

 

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Классификация организаций предполагает их объединение по оп­ределенным критериям, таким, как вид деятельности, размер, форма собственности, источники финансирования, формализация, прибыль, организационно-правовая форма и др.

Хозяйственные и общественные организации

К хозяйственным относятся организации, работающие в сфере про­изводства услуг и научно-технической сфере В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, по­среднические и др.

К общественным организациям относятся политические партии, союзы, блоки, экологические, правозащитные и другие организации, осуществляющие добровольную общественную деятельность.

Коммерческие и некоммерческие организации

По российскому законодательству коммерческой называется орга­низация, основной целью деятельности которой является получение прибыли. Некоммерческая организация преследует другие цели, однако может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и развитие (благотво­рительные фонды, ассоциации, союзы).

Форма собственности в организации

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации по форме собственности организации могут быть государственными, муниципаль­ными, частными, общественными или организациями со смешанной фор­мой собственности.

Государственные и муниципальные организации отличаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они (полностью или частично) находятся под контро­лем государственных или муниципальных органов управления.

К частным относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, фермерского хозяйства и т. п.), а также акционерные общества и хозяйственные товарищества, уставный капитал которых образуется за счет частных вкладов, взносов или долей.

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных ее форм: частной, государственной, муниципаль­ной, иностранной, например смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции.

Бюджетные и небюджетные организации

К бюджетным организациям относятся, основным источником фи­нансирования которых являются средства государственного иди местного бюджета. Небюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако и они могут в определенных случаях получать из бюджета средства, направляемые для финансирования госу­дарственных или региональных программ, проектов, заказов.

Организационная форма.

Малые организации могут создаваться в виде кооперативов, товари­ществ, обществ и другихорганизационно-правовыхформ.

Крупные организации часто существуют в виде различных объеди­нений, которые позволяют организациям, входящим в их состав, объе­динить усилия и использовать преимущества интеграции. Среди мно­гочисленных организационных форм интеграции в нашей стране стали получать распространение концерны, корпорации, холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышленные группы.

Концерн. Среди крупных организаций широко известнатакая форма, какконцерн. Он представляет собой объединение промышленных фирм, организаций транспорта, торговли, строительства или банковской сферы. Часто в состав концерна входят организации, объединенные производ­ственным циклом, поэтому концерны получили распространение в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Так, в нашей стране, как показала практика российского менеджмента, в ходе структурной перестройки народного хозяйства стали создаваться концерны, объединившие предприятия и организации бывших отраслей, специализирующихся на добыче и транспортировке газа, нефтедобыче и нефтепереработке, производстве минеральных удобрений, добыче золота, алмазов, руд цветных металлов, например государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель».

Существует и другой тип концерна - с диверсифицированной дея­тельностью, который объединяет организации, занимающиеся различ­ными видами бизнеса, не связанными тесно с основным производством.

Корпорация. Корпорация - это акционерная компания, которая создается

для управления крупным производством. Современная корпорация, как правило, состоит из материнской компании и целой сети дочерних обществ, отделений, филиалов и других подразделений, имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности.

Экономика любой развитой страны опирается на деятельность мощных корпораций. Перестройка российской экономики на базе корпорация стала настоятельной практической задачей. Для многих российских предприятий образование корпораций является сейчас с условием выживания; это позволит сохранить кадры, научные подразде­ления, получать выгодные заказы, решать вопросы обеспечения ресур­сами, сбыта продукции.

Холдинг. Холдинговая компания является организацией, создавае­мой с целью владения контрольными пакетами акций других компа­ний.

Можно определить два вида холдингов: чистый, который является исключительно финансовой компанией, осуществляющей конт­рольно-управленческие функции по отношению к дочерним обще­ствам, и смешанный, имеющий право заниматься предпринимательс­кой деятельностью. По формам собственности холдинги могут быть частными, государственными и смешанными. Правовая форма хол­динга - открытое акционерное общество.

Преимущества холдинга состоят в возможности осуществления еди­ной производственной, технической, маркетинговой, налоговой, фи­нансовой политики, установления контроля над ценами, защиты груп­повых интересов объединяемых организаций.

Создание холдинговых компаний можно рекомендовать:

в отраслях промышленности с высокой концентрацией про­изводства (например, в черной и цветной металлургии);

в отраслях, являющихся естественными монополиями (на­пример, газовая промышленность, энергетика);

в отраслях, объединенных общей технологической цепоч­кой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

в организациях, связанных с обслуживанием населения, объединяемых на территориальной основе (швейная, тек­стильная промышленность, авторемонт, бензозаправка);

в финансово-промышленных группах, образуемых на основе слияния финансового и промышленного капитала или путем объединения промышленных компаний;

когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций коммерческими структурами (необходима пе­редача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Консорциум. Консорциум представляет собой временное объединение, которое создается для осуществления крупных программ или проектов (инвестиционного, научно-исследовательского, строительного и др.), совместного проведения финансовых операций. За счет паевых взносов участников формируются средства для их реализации! В консорциум на основе соглашения могут входить различные организации, сохраняя при этом свою юридическую самостоятельность.

Создание консорциума обеспечивает его участникам следующие преимущества: возможность выполнения работ, которые нельзя провести самостоятельно из-за отсутствия необходимых ресурсов; и распределение расходов между участниками консорциума и снижение риска; объединение материальных и человеческих ресурсов, необхо­димых для выполнения работ;

повышение технического уровня и конкурентноспособности.

Организационные формы инновационной деятельности.

В научно-технической сфере действуют различные коммерческие и некоммерческие организации, в том числе НИИ, КБ, НТЦ, исследовательские консорциумы, венчурные фирмы, научные и технодогические парки, бизнес-инкубаторы, центры нововведений, инженерные центры и др.

Организационно-правовые формы предприниматель­ской деятельности

Гражданский кодекс Российской Федерации, действующий с нача­ла 1995 года, устанавливает следующие организационно-правовые фор­мы предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

некоммерческие организации.

В свою очередь, хозяйственные товарищества и общества имеют такие разновидности, как:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество открытого типа;

акционерное общество закрытого типа;

дочерние и зависимые общества.

Новые типы организаций

Происходящий в настоящее время процесс перехода от индустри­ального к информационному обществу существенным образом изме­няет деловую среду и саму организацию в ней. У любой организации через информационные сети появляется возможность мгновенного свободного доступа к необходимой информации, использования со­временных информационных технологий и технических средств для решения задач, для быстрых контактов внутри организации, а также с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами, как-бы далеко друг от друга они не находились.

В результате таких процессов информатизации деловой среды, ком­пьютеризации рыночных отношений произошло значительное сближе­ние производителя с потребителем. Решающая роль переходит от произ­водителя к клиенту. В этих условиях в конкурентной борьбе побеждают те производители, которые наиболее эффективным образом приспосо­били свою организацию к новым требованиям деловой среды, формиру­емым информационным обществом, и поэтому могут более гибко и быстро реагировать на изменения запросов потребителей и более каче­ственно удовлетворять их потребности, вплоть до индивидуальных.

В организации XXI века, по мнению П. Дракера, осуществится переход от «базирующихся на рациональной организации» к «бази­рующимся на знаниях и информации», что принципиально изме­нит основы их деятельности. В последнее время в развитых странах функционируют различные новые типы организаций, которые мо­гут успешно адаптироваться к «информационной» деловой среде. К ним относятся виртуальные, многомерные, эдхократические, партисипативные, круговые, интеллектуальные, обучающиеся, ориентированные на рынок, предпринимательские организации.

Виртуальная организация. Сетевая организация создаетвозможность и основу для формирования виртуальной организации, представляющей собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проекти­рованием, производством реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами.

Отличительными чертами виртуальной организации являются:

непостоянный характер функционирования;

осуществление связей управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и теле­коммуникаций;

взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинте­ресованными организациями через серию соглашений, догово­ров и взаимное владение;

образование временных альянсов организаций в смежных областях деятелъности;

частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Переход к виртуальной организации становится возможным благо­даря современной информационной технологии и новому типу управ­ленческого мышления. Группы работников, соединенные с помощью компьютерных сетей, способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах, даже по всему миру. Основные принципы виртуальной организации:

упразднение отношений преимущественного подчинения;

центры индивидуальной выгоды (прибыли);

географическая рассредоточенность;

отделение выработки политики от принятия решений;

использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов;

совместная собственность и меняющиеся альянсы;

объединение ключевых технологий и компетенции;

ускоренное производство и обслуживание;

образование в рамках организации;

совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов.

Создание организаций виртуального характера делают расплывча­тыми формальные линии организаций в такой мере, что часто трудно видеть, где кончается одна организация и начинается другая. Индиви­дуальные организации работают с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в крупномас­штабных способностях и возможностях альянсов партнерских органи­заций.

Временная корпоративная сеть - виртуальная организация - явля­ется ответом на быстро меняющиеся экономические и политические условия, процессы глобализации, с которыми сталкивается современ­ная компания.

В информационном бизнесе компании широко используют виртуальную организацию. Например, известная американская компания АТТ использовала японскую фирму «Мурабенитрейдингкомпани», с тем чтобы через нее быть связанной с «Мапушита электрик индастриал компани» для ускорения производства электронных записных книжек, которые проектировались компанией «Генри Дрейфус ассошиэйтс» — крупнейшим разработчиком новых технологий в мировом масштабе.

Виртуальная корпорация подталкивает фирму концентрироваться на таких сферах деятельности, к которым она лучшим образом приспо­соблена. Внешние контракты позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют работы лучше, чем все остальные.

Виртуальные организации становятся каркасом, «зонтом» организа­ций. Это и определяет ее основное качество — широкую распределенность в пространстве и во времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распределена по всему миру. Всемирный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет «варьировать возможностями», отказываться от неэффективных производствен! процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных местах происходит сосредоточение натех!функциях и фазах процесса производства, которые именнотам!могут осуществляться наилучшим образом.

Важно отметить, что виртуальные организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, преодоления пережитков иерархического управления.

Предпринимательская организация

Управление организацией в условиях нестабильной, постоянно ме­няющейся рыночной среды становится все более предпринимательским. Как мудро заметил П. Дракер, предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика. Предпринимательское уп­равление как один из новых подходов акцентирует внимание на поиске новых возможностей, что позволяет организации быстрее адаптиро­ваться и гибко реагировать на происходящие изменения.

Характерными признаками предпринимательской организации яв­ляются: поисковых возможностей, гибкость; адаптивность; способность к непрерывным изменениям и обновлению; нацеленность на инновацию.

Предпринимательской может быть любая организация, как ком­мерческая, так и некоммерческая. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера - малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукция и услуги, пред­лагаемые организацией, не разрабатываемые технологии, не использу­емые организационные структуры, а тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию, - это поиск новых возможностей.

В предпринимательской организации формируется новый тип менеджера - менеджер-предприниматель вместо менеджера-адми­нистратора. Философия управления предпринимательской органи­зации — меньше менеджмента, больше предпринимательства. Люди, работающие в предпринимательской организации, должны ощу­щать себя членами сообщества предпринимателей, испытывать чув­ство сопричастности. Для этого поощряются различные формы со­трудничества, поддерживаются различного рода внутриорганизационные объединения, например малые группы.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпри­нимательской организации, требует самоуправления. Суть его со­стоит не в развитии традиционных форм демократизации управле­ния (коллективное принятие решений, развитие различных форм участия членов трудового коллектива в управлении и т.п.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каж­дому работающему права самостоятельно принимать и реализовы­вать решения в рамках своей компетентности. Контроль со сторо­ны руководства ограничен и направлен на конечные результаты. Предпочтение отдается самодисциплине и самоконтролю.

Чтобы выявлять новые возможности, необходимо располагать пра­вильной и своевременной информацией. Развитие самоуправления оз­начает возможность ее получения и интенсивного обмена ею между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Основу деятельности людей в любой организации составляют об­щие цели, интересы, ценности. Одной из главных характеристик жиз­недеятельности организации сегодня является ее культура. Исследование темы организационной (корпоративной) культуры с 80-х годовXX века становится одной из ключевых в мировой управлен­ческой литературе Интерес к этой проблеме был обусловлен следую­щими:

динамизм и неопределенность внешней среды;

возрастание значимости интеллектуального фактора в разви­тии организации;

коллегиальные формы управления и принятия управленческих решений требуют особого психологического климата и культивиро­вания творческой обстановки в организации;

увеличение роли тех элементов труда, в которых высокие результаты и эффективность достигаются не только за счет тру­долюбия, аккуратности, надежности, но также за счет контакт­ности, творческого подхода, стратегического мышления;

изменение характера работы вследствие внедрения компьютерных систем, обслуживание которых требует независимых и «дума­ющих»- сотрудников;

смена ценностных ориентаций, при которых дальнейшие адми­нистративные воздействия, жесткие инструменты управления не­эффективны.

Организационная культура — это совокупность общественно прогрес­сивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений Организационные отношения -это взаимо­действие, противодействие или нейтральное отношение элементов орга­низации внутри или вне ее.

Организационная культура — это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особен­ностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Организационная культура регулирует межличнос­тные отношения в коллективе, отношения между руководством и под­чиненными, а также деятельность в технологической среде. Она находит отражение в стратегии и структуре предприятия, принципах управ­ления, которые в свою очередь рассматриваются как инструменты! организационной культуры.

Организационная культура — это своеобразное «внутреннее созна­ние» организации. Благодаря ей все параметры в организационной жиз­ни действуют на «автопилоте» при принятии решений, распределении власти, поведении персонала. Подобно тому как в головном мозге функционируют рационально-речевая и эмоционально-образная под­системы, так и в организации наряду с рациональными элементами действуют не всегда осознаваемые духовные факторы.

Организационная культура имеет составляющие элементы и мож­но выделить факторы, которые оказывают влияние на нее: национальная культура; профессиональная культура; миссия организации; идеология общества; политика; мода; законы; традиции, обычаи, ритуалы организации.

 

12. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Экономическая среда - процессы производства продукции и ус всегда находятся в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического рост

Ресурсная среда - экономисты считают, что ресурсы, потребляемые человечеством, всегда ограниченны. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, не требующих глубока переработки. В случае, если используются высокие технологии ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то может утверждать, что ресурсы на земле не ограниченны. Проблемой производства является другой аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые предопределили длительность нахождения человечества на Земле.

Жизненный цикл - это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость, упадок. Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса? целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.

При определении жизненного цикла организации важно учитывать цикл продукции. Жизненный цикл продукции — это временный интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отли­чается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.

Важно различать:

- полный жизненный цикл продукции;

- жизненный цикл продукции в сфере производства;

- жизненный цикл продукции в сфере потребления. п олный жизненный цикл продукции включает время создания,

Продолжительность выпускай время эксплуатации изделий у потребителя.

понятие жизненного цикла продукции используется для:

санирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности сопротивление изменениям;

~ строгая система контроля.

организации послепродажного обслуживания изделий;

выбора адекватных форм управления;

создания необходимых структурных звеньев.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризиское управление: Учебник под ред. Э. М. Короткова. М., 2000.

2. Бовыкин В. И. Новый менеджмент. М., 1997.

3. Гершкова И.Н. Менеджмент. М., 2001.

4. Гренсон Дж., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века. М.,1981.

5. Карташов В. А Система систем: очерки общей теории и мето­дологии. М., 1995.

6. Мильнер Б. 3. Теория организации: курс лекций. М., 1998.

7. Общий и специальный менеджмент: Учебное пособие под ред. А Л. Ганоненко, А Н. Панкрухина. М., 1997.

8. Обэр — Крис Дж. Управление предприятием. Классика менеджмента (пер.с фр.). М., 1997.

9. Словарь-справочник менеджера. Под. ред. М, Г. Ланусты. М., 1996.

10. Тихомирова А В. Менеджмент (теория и методология): Учебное пособие. М., 2000.

11. Тихомирова А. В. Повышение уровня организации труда и. эффективности управления на предприятии. М., 1993.

12. Полукаров В. Л. Менеджмент и реформа. М., 1993.

13. Полукаров В. Л. Менеджмент: конспект лекции. М., 1998.

14. Полукаров В. Л. Телевизионный менеджмент. М., 2000.

15. Полукаров В. Л. Инновационный менеджмент в телерадиоком­паниях. М., 1999.

16. Полукаров В. Л. Концептуальные основы менеджмента. М., 1997.

17. Полукаров В. Л. Менеджмент: прогнозы и реальность. М., 2000.

18. Основы предпринимательской деятельности. Финансовый ме­неджмент. Под ред. В.М. Власовой. М., 1992.

19. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992.

20. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. М., 1997.

21. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. Под ред. П. Н. Завлина, А Е. Казандева, Л. Э. Миндели. М., 2000.

22. Томпсон А, СтриклендА Дж. Стратегический менеджмент. М., 2000.

23. Управление персоналом организации. Под ред. А Я. Кибанова. М.,2000.

24. Фатхутдинов Ф. А Инновационный менеджмент: Учебник. М., 1998.

25. Никулин Л.Ф., Пимашков П.И. Сетевой (параллельный) ме­неджмент: двестипринципов. Красноярск, 1999.

26. Управление инвестициями: Справочное пособие. Под ред. В. В. Шеремега.Т.1,2.М.,1998.

27. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Под ред. д. э. н., проф. Л. Н. Оголевой. М., 2001.

28. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.

29. Норт Д. Институты и институциональная экономика. М., 1998.

30. Оголева Л. Н. Инновационная составляющая экономического роста. М., 1996.

31. Сахал Д. Технологический прогресс: концепции, модели, оцен­ки. М., 1985.

32. ТихомироваА. В. Менеджмент (теория и методология): Учебное пособие. М.,2000.

33. Общий и специальный менеджмент: Учеб. Пособие — под общ. Ред. А Л. Гапоненко, А Н. Панкрухина. - М., 1997.

34. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отноше­ний: Учеб. пособие - под ред. Ф. М. Русинова. - М., 1996.

35. Миллер Б. 3. Теория организаций: Курс лекций. - М., 1998.

36. Обэр КрисДж. Управление предприятиями. Классика менедж­мента (перев. с фр.). - М., 1997.

37. Виханский О. С., НаумовА. И. Менеджмент. - М., 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.118 с.)