Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы судебного процесса по Судебным Уставам 1864 г.

Поиск

Теории.

Существует две основные теории. Норманская и Антинорманская.

Сторонниками норманской теории являются: Карамзин, Соловьев.

Антинорманистами были: Ломоносов, Фомин.

Основные принципы судебного процесса по Судебным Уставам 1864 г.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В основу преобразований был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе "власть обвинительная отделяется от судебной". Провозглашалось равенство всех перед законом.

Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Правовое положение населения Киевской Руси.

Грань между правящим слоем и остальной массой размыта. За убийство представителя привилегированного слоя предполагалась повышенная (двойная) уголовная ответственность. Существовал особый порядок наследования земли для этого слоя.

Юридические привилегии распространялись на субъектов, таких как: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Можно говорить об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения состояла из свободных и зависимых людей, а также промежуточных и переходных категорий.

Свободными были посадские люди и смерды-общинники. Они имели права и собственность, выплачивали налоги и выполняли повинности в пользу государства. Смерд-общинник мог завещать свое имущество (землю только сыновьям). Закон защищал его личность и имущество. Он нес личную и имущественную ответственность по обязательствам, договорам, при проступках, а также имел право выступать в судебных процессах.

Наряду со свободными существовали и зависимые смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», заем. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Господин не мог беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», то есть превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только «в малых исках» или «по нужде».

Закуп был той юридической фигурой, которая в большей степени иллюстрирует процесс «феодализации», закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп и вовсе не являлся субъектом права. Его личность законом не защищалась. Он не имел ни прав, ни собственности, ни обязательств. Всю ответственность за него нес господин. Холоп был субъектом имущественного права. Холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему или заплатить за него штраф. Он также не мог выступать в судебном процессе.

Источниками холопства по Русской Правде были: самопродажа в рабство, рождение от раба, женитьба на рабе, поступление в услужение к господину без оговорки о сохранении статуса свободного человека, выдача «головой», бегство закупа от господина, злостное банкротство. Русская Правда, однако, умалчивает о наиболее распространенном источнике холопства – плене.

Городское население делилось на следующий ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

 

Городовое положение 1870 г.

16 июля 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу (с городской управой — исполнительным органом).

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу.

Думу и управу возглавляло одно лицо — городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: участвовали в выборах лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

В компетенцию городской думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, о приобретении городских недвижимостей, о займах.

Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор.

Устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшееся в состав управы — оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

В пользу города дума могла устанавливать следующие сборы: с недвижимых имуществ (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленности, с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного промысла, с частных лошадей и экипажей, с квартир и жилых помещений, с собак, аукционов.

Расходы думы складывались: из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. Вместе с тем, создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

 

Земская реформа 1864года.

Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. Император Павел I говорил: "У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве".

Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и местного торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательно проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.

Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства.

Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законность принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.

Создание земских учреждений тормозилось попытка правительства сосредоточить всю местную власть в руках бюрократических органов. В 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной полицией сосредотачивалось у исправника в уездном управлении. Правительство спешило сконцентрировать административно-полицейскую власть в бюрократическом аппарате на местах, чтобы оставить проектируемым земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.

Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части (курии), в каждой из которых, как отмечала комиссия "преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий". Избирательная, система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким образом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.

1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". На них возлагалось: заведывание капиталами, имуществами и деньгами земства, содержание земских зданий и путей сообщения, меры по обеспечению "народного продовольствия", мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имуществ, попечение о развитии местной торговли и промышленности, санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

1) курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз и состоявшей преимущественно из дворян - помещиков. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

2) городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием в определенном размере;

3) сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях.

Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений — волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопросы были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения специальным налогом местного населения; в 1866 г. было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.

Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

Цели

Отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. «Разбавление» национальных границ империи.

Освоение и постепенное «обжитие» новых земель.

Отвлечение крестьян от вопроса о помещичьей земле.

Результаты, оценки

Подъём экономики

Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер

Увеличилась покупательная способность населения

Увеличилось валютное поступление, связанное с вывозом зерна

Хуторское хозяйство завело лишь 10% хозяйств

Зажиточные крестьяне чаще выходили из общины, чем бедняки

20% крестьян, взявшие ссуды, разорились

16% переселенцев вернулись обратно

Ускорилось расслоение

Правительство не удовлетворило нужды крестьян в земле

Столыпинская реформа не случайно носила название аграрной. Она имела несистемный характер, видоизменяя лишь характер сельских общественных отношений. Создание новых рабочих мест в городах, куда выкидывались массы крестьян, разорившихся в результате развития в деревне рыночных отношений, планами Столыпина не предусматривалось. Численность городского населения начала быстро расти за счет низов, пополнявшихся малоквалифицированной полуграмотной или вовсе неграмотной люмпенизированной сельской беднотой, которая служила питательной средой для оппозиционных настроений. Даже случайное ухудшение экономического положения массы людей, перебивающихся случайными заработками, могло привести к революционному возмущению. Столыпинская реформа была чревата социальным взрывом, проложив магистральный путь к победе большевиков в 1917 году

 

Оформление абсолютизма в России.

Форсированное оформление абсолютизма пришлось на середину XVII - первую четверть XVIII вв.

С середины ХVII в. в правление царя Алексея Михайловича началось формирование элементов абсолютизма:

— реже созывались Земские соборы,

—снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие),

— изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество),

— увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии,

— возрастала роль светской культуры,

— присоединившись к антитурецкой коалиции Россия попыталась войти в систему европейских государств.

Значительная роль принадлежала Петру 1 и его окружению. Это выразилось в превращении России в империю и в новом титуле император (1721 г.).Петр заменил приказы коллегиями (1718 г.), реформировал местное управление, поставил церковь под управление государства, создал регулярную армию и флот. При нем впервые появилась роспись государственных доходов и расходов. Подворная подать была заменена подушной (1718—1719 гг.). Введение Табели о рангах (1722 г.) установило единые принципы чинопроизводства по военной и гражданской службе.

Укрепление абсолютизма продолжалось при преемниках Пет­ра I. В 1740 г. в соответствии с Манифестом императрицы наследником престола был объявлен сын племянницы императрицы, Анны Леополь­довны, малолетний Иван Антонович, а регентом при нём – бывший фаворит Эрнст Бирон, вскоре свергнутый и отправленный в сибирскую ссылку фельдмаршалом Минихом. После кратковременного регентства Анны Леопольдовны Иван Антонович был низложен и заточен в темницу, а вместо него 25 ноября 1741 г. гвардией на престол была воз­ведена дочь Петра I Елизавета, после смерти которой в 1861 г. престол перешел к её племяннику Петру III. Но уже в 1762 г. жена Петра III свергла его с престола, совершив очередной дворцовый перево­рот с помощью гвардии.

Екатерина II царствовала 34 года. Екатерина П стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности как непременным элементом просвещенной монархии. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Они оставались слабо структурированными, не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и сословного суда, то есть в сущности, не являлись корпорациями публичного права. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. В екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской, то есть отражала устойчивый комплекс специфических имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия. Русификация проявлялась не только в естественных процессах усвоения ценностей европейской цивилизации через русскую культуру, но и в сознательном стремлении власти подчеркнуть русские культурные и политические приоритеты. На присоединенных землях проводилось выравнивание статуса этих территорий путем административных изменений, на основе унификации и централизации. Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

 

Финансовая

На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещики платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.

В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 годудоходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).

Военная

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы вСеверной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.[7]

Соборное Уложение.

Вещи по Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке. В Уложении 1649 года регламентацию приобретает пожалование земли. Оно представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты; составление справки (т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице); ввод во владение, который заключался в публичном отмере земли. Раздачу земли наряду с Поместным приказом осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы. Договор в XVII веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами ("рукоприкладством" свидетелей без их личного участия). Впервые в Соборном Уложении 1649 года регламентировался институт сервитутов (юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права пользования другого или других лиц). Законодатель знал личные сервитуты (ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе), например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты (ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов) включали: право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежащий другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка (гл.10). Наряду с этим право собственности ограничивалось либо прямым предписанием закона, либо установлением правового режима, который не гарантировал "вечной собственности".

Оформление административно-командной системы управления в СССР.

Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) - Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки - перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры - партийных работников и чиновников различных управленческих уровней - устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х - 30-е гг. в ВКП (б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь - в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников. Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти. Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

 

Наказания

Применение смертной казнипредусматривалось почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось смертью —колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю)

Членовредительные наказаниявключали: отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию означивания преступника, выделения его из окружающей массы людей.

К болезненнымнаказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу).

Тюремное заключение,как специальный вид наказания могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (иногда как основной) назначалась ссылка(в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).

Широко применялись имущественные санкции, Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Наконец, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.).Сословный характер наказания. Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность.

Соборное Уложение.

Вещи по Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке. В Уложении 1649 года регламентацию приобретает пожалование земли. Оно представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты; составление справки (т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице); ввод во владение, который заключался в публичном отмере земли. Раздачу земли наряду с Поместным приказом осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы. Договор в XVII веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами ("рукоприкладством" свидетелей без их личного участия). Впервые в Соборном Уложении 1649 года регламентировался институт сервитутов (юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права пользования другого или других лиц). Законодатель знал личные сервитуты (ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе), например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты (ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов) включали: право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежащий другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка (гл.10). Наряду с этим право собственности ограничивалось либо прямым предписанием закона, либо установлением правового режима, который не гарантировал "вечной собственности".

86. Эволюция советского государства после XX съезда партии. Демократизация, децентрализация, самоуправление.

Еще до съезда руководство предприняло шаги по осуждению культа личности Сталина:

- первая волна реабилитации;

- попытки перераспределения полномочий ЦК и государственных органов;

- прекращено “дело врачей”.

25.02.1956г. Н.С.Хрущев выступил с докладом перед делегатами XX съезда партии, в котором прозвучала критика в адрес Сталина, приводились примеры беззакония сталинского режима, осуждался “культ личности”.

После XX съезда начался процесс реабилитации репрессированых в 1930-х - начале 1950-х гг., который

принял впоследствии массовый, повсеместный характер. Миллионы людей, признанные невиновными, вернулись из лагерей и ссылок.

Были восстановлены в правах целые народы, пострадавшие в сталинское время. В феврале 1957 г. была возвращена упраздненная в годы войны национальная автономия балкарского, чеченского,

ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область (с 1958 г. - автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область в Карачаево-

Черкесскую автонономную область.

Однако не все народы, пострадавшие в сталинское время, были реабилитированы. Не были восстановлены в правах немцы Поволжья, крымские татары, турки-месхетинцы.

При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Союзным республикам

предоставлялось право создавать на своей территории новые края и области. На съездах и Пленумах ЦК обсуждались такие вопросы, как повышение роли Советов, соблюдение законности, восстановление демократических форм внутрипартийной жизни, проблем социализма и свободы личности. Эти вопросы демократического развития были поставлены как практические

задачи. На ХХII съезде КПСС в 1961 г. в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трех сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться по меньшей мере на одну треть.

Борьба с оппозицией курсу реформ. Вместе с изменением общественной обстановки в стране произошел окончательный

раскол в партийной коалиции. Разоблачения культа личности Сталина, пересмотр дел репрессированных и особенно события в Польше и Венгрии серьезно напугали старую сталинскую гвардию, которая была не только причастна к репрессиям, но и несла за них личную ответственность. Антихрущевская группа составляла большинство в Президиуме ЦК КПСС. Семь его членов из одиннадцати - Н.А. Булганин, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович, Г.М.Маленков, В.М.Молотов, М.Г.Первухин, М.З.Сабуров - приняли решение о

смещении Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Н.С.Хрущева поддержали Кириченко, А.И.Микоян, М.А.Суслов.

Но Пленум ЦК КПСС, заседавший с 22 по 29 июня 1957 г., осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений ХХ съезда КПСС, и высказался за сохранение Н.С.Хрущева на посту Первого секретаря. Активную поддержку в эти дни глава партии получил от министра обороны Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Выступившие против Хрущева

были объявлены антипартийной группой и удалены из руководства.

Приказы

Приказы – отраслевые органы управления, выросшие из путей (к 1550 году заменяют пути). Они возникали по мере необходимости с целью наиболее эффективного управления. Развитие приказов позже привело к оформлению профессиональной госслужбы, появлению преемственности, централизации власти. С развитием приказов появляется такое понятие, как компетенция, и зависела она от рода их деятельности.

Местными органами власти являлись

- наместники - стояли во главе уезда. Свои территории они получали в кормление, т.е. получали натуральное жалование у населения.

Великий князь давал наместникам кормленные грамоты, где определялся срок и полномочия. Права, обязанности, а также правила суда наместников определялись Белозерской Уставной Грамотой 1488г.

- волостели

Стояли во главе волости, т.е. какой-либо сельско



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.022 с.)