Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Общая характеристика основных институтов уголовного права.

Поиск

Уложение 1845г. нормативный акт, заслуживающий название «кодекс». Он максимально приблизился к современному уровню юридической техники:

устанавливает критерий противозаконности, как важный принцип противоправного деяния

впервые формулирует принцип недопустимости уголовной ответственности при отсутствии вины

дает перечень оснований, исключающих ответственность.

Причины, по которым содеянное не должно быть вменяемо в вину:

1) совершенная невинность того деяния, коего случайным и непредвидимым последствием было сделанное зло

2) малолетство в таком возрасте, когда подсудимый не мог еще иметь понятия о свойстве деяния – до 7 лет

3) безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в умоисступление или совершенное беспамятство

4) ошибка случайная или вследствие обмана

5) принуждение от превосходящей непреодолимой силы

6) необходимость обороны

· Выделяется Общая часть, роль которой играет обширный первый раздел.

· Четко даны определения преступления и проступка

ст.1 – всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на права или безопасность общества или частных лиц, есть преступление

Ст.2 – нарушение правил, предписанных для охранения определенных законами прав и общественной или же личной безопасности или пользы, именуется проступком). Уложение использует в качестве критерия тяжесть содеянного.

Четко выделяются стадии преступления Различались: один лишь через что-то обнаруженный умысел, приготовление к приведению оного в действие, покушение на совершение и само совершение преступления.

Развивается представление об институте соучастия. В преступлениях, учиненными несколькими лицами без предварительного на то согласия признавались – главные виновники и участники.

В преступлениях, учиненными несколькими лицами по предварительному на то согласию выделялись - зачинщики, сообщники, подговорщики или подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели.

Те, кто не доложили о преступлении также считались «прикосновенными» к нему.

Определяются формы вины

Преступления делились на умышленные и неумышленные.

Умышленные имели две степени:

1) противозаконное деяние учинено вследствие не внезапного, а заранее обдуманного намерения или умысла

2) когда оное учинено хотя и с намерением, но по внезапному побуждению без предумышления

Для определения меры наказания используется «лестница наказаний».

Наказания делятся на уголовные и исправительные.

Уголовными наказаниями являлись: смертная казнь, лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы с потерею всех прав состояний, ссылка на поселение в Сибирь, ссылка на поселение за Кавказ, для людей не изъятых от наказаний телесных – публичное наказание ударами плетьми, наложением клейм.

Лишение всех прав состояний заключалось:

Для дворян – потеря дворянства и всех преимуществ

Для духовных – лишение духовного сана

Для почетных граждан потомственных и личных и для купцов – потеря доброго имени и всех преимуществ.

Лишение прав состояний не распространялось на жену и детей.

Последствиями осуждения в каторжные работы и в ссылку на поселение были – потеря прав собственности и прав семейных.

Исправительными наказаниями являлись: потеря всех особенных прав и преимуществ, ссылка в отдаленные места Сибири, для людей, не изъятых от телесных наказаний наказание розгами через полицейских, отдача на время в исправительные арестантские роты, временное заключение в крепости, ссылка в отдаленные губернии, временное заключение в смирительном доме, временное заключение в тюрьме, кратковременный арест, выговоры

Даны перечни оснований смягчающих (ст.135-139) и отягчающих (ст.140-150) вину и наказание.

Отягчающими обстоятельствами были: повторное совершение преступления, запирательство и клевета на других, особая жестокость при совершении, степень опасности, безнравственность побуждений и др.

Смягчающими обстоятельствами были: «явка с повинной», содействие расследованию, глупость или легкомысленность при совершении преступлении, раскаяние и др.

94. Распад СССР и образование суверенной России

Традиционные политические институты СССР теряли свою власть, отдавая ее новым. Монополия КПСС на власть утрачивалась, начался переход к многопартийности.

В июле 1990 г. российское правительство пыталась провести радикальные меры в сфере экономики, но не смогло это выполнить. В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Следовательно СССР теряет свою основную опору.

В Декларации провозглашалось право органов власти РСФСР решать на своей территории все вопросы, за исключением тех, которые они добровольно передают в ведение Союза ССР, т.е. на практике установилось двоевластие в стране.

В марте 1990 г. был проведен референдум по вопросу сохранения СССР, большинство высказалось за сохранению, но жители РСФСР также высказались за введение поста Президента РСФСР. В июне 1991 г. на выборах побеждает Борис Ельцин.

В июле 1991 г. Президент подписал Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

19 августа создается ГКЧП, но 22 августа оно провалилось и это ускорило процесс распада СССР и ликвидацию институтов центральной власти. Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

95. Органы центрального и местного управления по Судебнику 1497 г.

К концу XV века возникла необходимость в систематизации и кодификации многочисленных правовых актов (уставные, жалованные, судные грамоты и др.). Кроме того, была необходимость в распространении юрисдикции великого князя на всю территорию государства, необходимость усиления центральной власти, ликвидации правовых суверенитетов отдельных земель (т.е.попытка создания единого права, упразднив при этом правовые источники на местах).

По этим причинам был принят Судебник 1497г., он знаменует собой переход от удельного управления к централизованной власти, единому государству с внутренней администрацией, к управленческой и судебной иерархии.

Судебник знаменует собой начало становления приказной системы управления, появляется такое понятие, как центральное и местное управление. Возникает контроль над местами.

Центральными судебно-административными органами (судебные и административные функции власти не были еще отделены одна от другой) являлись:

-Великий князь

-Боярская дума

Боярская дума являлась постоянно действующий высшим совещательным органом. В думе заседали представители дворянства (бояре и окольничие), и думные дьяки, т.е. представители начинающей формироваться бюрократии.

Приказы

Приказы – отраслевые органы управления, выросшие из путей (к 1550 году заменяют пути). Они возникали по мере необходимости с целью наиболее эффективного управления. Развитие приказов позже привело к оформлению профессиональной госслужбы, появлению преемственности, централизации власти. С развитием приказов появляется такое понятие, как компетенция, и зависела она от рода их деятельности.

Местными органами власти являлись

- наместники - стояли во главе уезда. Свои территории они получали в кормление, т.е. получали натуральное жалование у населения.

Великий князь давал наместникам кормленные грамоты, где определялся срок и полномочия. Права, обязанности, а также правила суда наместников определялись Белозерской Уставной Грамотой 1488г.

- волостели

Стояли во главе волости, т.е. какой-либо сельской местности. Великий князь сам определял давать наместникам и волостелям право суда или нет.

«Боярский суд» - это право исполнения судебных функций с обязательным участием местных бояр. Над местами осуществлялся контроль, местные власти должны были отправлять доклады в боярскую думу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.006 с.)