Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций



 

Возникающие в процессе деятельности организации многочисленные хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: размер состава имущества или величину источников его образования. При этом они могут находиться одновременно как в активе, так и в пассиве. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа.

1) Первый тип - вызывает изменения только в активе баланса: одна статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции. Итог баланса остается прежний (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму). Результат хозяйственной операции такого типа состоит в изменении размещения хозяйственных средств.

Пример: На расчетный счет предприятия поступила задолженность дебиторов в сумме 6000 руб., в результате данной операции расчетный счет увеличивается на 6000 руб., а статья дебиторская задолженность уменьшилась на эту же сумму.

2) Второй тип - относятся операции по изменению состава и структуры источников хозяйственных средств, они затрачивают только пассив баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается, итог баланса также остается неизменным (плюс пассив и минус пассив на равную сумму).

Пример: Часть прибыли предприятия в сумме 26000 руб. оставлена в распоряжение предприятия и направлена на увеличение уставного капитала. Эта операция отражается на двух статьях пассива баланса: уставный капитал увеличивается на 26000 руб., а прибыль уменьшается на эту же сумму, то есть в данной операции произошло перераспределение статей пассива баланса – итог баланса не изменился.

3) Третий тип - вызывает увеличение одновременно и в активе и в пассиве баланса, при равенстве итога (валюты) баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму).

Пример: На предприятие поступили материалы на сумму 140000 руб.; расчет за материалы не произведен. В результате данной операции статья материалы увеличивается на 140000 руб. с одновременным увеличением статьи кредиторская задолженность поставщикам на туже сумму, то есть происходит увеличение и активе и в пассиве баланса на одну и туже сумму – валюта баланса увеличивается на туже сумму (А=П).

4) Четвертый тип – вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму).

Пример: С расчетного счета предприятия погашена часть задолженности по ссуде (кредиту) на сумму 25000 руб.; в активе баланса статья расчетный счет уменьшится в результате данной операций на 25000 руб. и одновременно уменьшится задолженность по ссуде в пассиве - итог пассива и актива баланса уменьшиться на эту же сумму (А=П).

Вывод: 1) Каждая хозяйственная операция влияет на 2 статьи баланса;

2) Каждая хозяйственная операция влияет на баланс в одном из четырех направлений:

· Изменение в активе – (+А, -А);

· Изменение в пассиве – (+П, -П);

· Увеличение, как в активе, так и в пассиве – (+А, +П);

· Уменьшение, как в активе, так и в пассиве – (-А, +П).

 

 

Практическая работа 3

«Составление хозяйственных операций по типам»

Задание: по учебному балансу (из практической работы 2) в таблице 3 составить хозяйственные операции по типам - на каждый тип по 2 операции.

Справочно: каждая хозяйственная операция влияет на 2 статьи баланса; суммы по хозяйственным операциям привязать к балансу на начало периода; могут появляться новые балансовые статьи; статья (в денежном выражении) может уходить в «0», в «-» нет.

Таблица 3 – Хозяйственные операции (по типам)

Тип Операции № п/п   Содержание хозяйственной операции Сумма, руб.
Первый тип        
       
Второй тип        
       
Третий тип        
       
Четвертый тип        
       

 

Для заметок и работ над ошибками

   

Счета и двойная запись

В процессе деятельности предприятия происходит большое количество различных явлений и процессов. Что, то покупается, что, то продается, поступают деньги в кассу, начисляется и выплачивается зарплата, предоставляются банковские кредиты и т. д. Разобраться и правильно отразить в учете эти операций не возможно не группируя их по однородным признакам. Именно для такой группировки используется Бухгалтерский счет – это способ группировки и отражения движения, однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств, источников или процессов. Бухгалтерские счета являются учетными регистрами, в них записывают хозяйственные операции, для каждого вида средств и их источника предусмотрено отдельный счет. Схематически (в учебном варианте) счет можно представить в виде двухсторонней таблицы в одной части которой отражается увеличения средств, а в другой их уменьшение:

Форма счета

Счёт № … Название

Дебет (Д) Кредит (К)


Сн. – Начальное сальдо или остаток имущества

на начало периода.

 

Изменение хозяйственных средств или источников

в течение месяца () (+,-)

 
 


Оборот по Дебету (Од) Оборот по Кредиту (Ок)

 
 


Ск. – Конечное сальдо или остаток хозяйственных

средств на конец периода.

 

 

Каждый счет имеет номер (от 01 – до 99) и название показывающее, какие средства и процессы отражаются на этом счёте.

Пример: На счете № 50 «Касса» учитывается движение наличных денег в кассе, счет № 01 «Основные средства», показывает каким имуществом обладает предприятие и какова его стоимость, счёт № 99 «Прибыль и убытки» отражает прибыль, полученную предприятием или убыток, который оно понесло в результате своей деятельности.

Та сумма, которую записывают в счет из баланса, называется «Остаток или сальдо на начало периода». Затем в течение месяца в счет записывают хозяйственные операции, а в конце месяца подсчитывают обороты по дебету и кредиту и выводят новый остаток - сальдо конечное (его используют при составлении баланса на начало следующего месяца). Счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счета – это счета, на которых отражаются операции, происходящие с хозяйственными средствами предприятия (по структуре). В этих счетах поступление средств на предприятие отражается по дебету, выбытие - по кредиту. При открытии активных счетов начальный остаток записывается в дебет (берется из баланса (актива) на начало периода).

Схема активного счета

Счет № … “Наименование”

Д К

 
 


Сн –

       
   
 


(+) Поступления (-) Списания, выбития

 
 


Од – сумма всех Ок – сумма всех

поступлений списаний

 
 


Ск –

 

Ск = Сн+Од-Ок

 

 

Пассивные счета – на пассивных счетах отражаются операции связанные с источниками образования хозяйственных средств. По кредиту этих счетов отражается увеличение источников средств или задолженность за полученные хозяйственные средства, а уменьшение - по дебету. Сн – записывается в кредит (берется из баланса (пассива) на начало периода).

Схема пассивного счёта

Счёт № … “Наименование”

Д К


Сн -

       
   
 


(-) Списание, выбытие (+) Поступления

 

Од – Сумма всех Ок – Сумма всех

списаний поступлений

 

Ск -

 
 


Ск = Сн+Ок-Од

 

Активно – пассивные. Кроме активных и пассивных применяются активно – пассивные счета - это счета, на которых могут быть учтены как виды хозяйственных средств (основные, оборотные), так и источники их образования (собственные и заемные). К ним относятся счета, на которых отражаются расчеты с подотчетными лицами (71), с учредителями предприятия (75), с разными дебиторами и кредиторами (76). В процессе расчета эти лица могут выступать как в роли должников предприятия, так и в роли его кредитора. По кредиту таких счетов отражается увеличение средств или сумма дебиторской задолженности, а по кредиту увеличение источников средств или кредиторской задолженности. Следовательно, и конечный остаток по такому счету может быть получен либо по дебету, либо по кредиту, либо и по дебиту и по кредиту одновременно, последний вариант возможен в том случае, когда на счете учитываются расчеты с несколькими юридическими или физическим лицами – одни из них являются должниками предприятия другие его кредиторами.

Схема активно – пассивного счета

Счет № … “Наименование”

 

Д К

 
 


Сн – Сн -

 

                   
     
         
 
 
 
 
 

 


Од = Ок =

 

Ск - Ск -

 

Для отражения дебиторской задолженности применяют схему активных счетов (увеличение по дебету, уменьшение по кредиту, сальдо одностороннее - дебетовое).

Кредиторская задолженность отражается по схеме пассивных счетов (увеличение по кредиту, уменьшение по дебету, сальдо кредитовое - одностороннее). На каждый вид расчета ведут отдельный аналитический счет, а для бухгалтерской отчетности все эти аналитические счета сводят в один синтетический активно – пассивный счет.

Двойная запись. По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимосвязанностью. Для сохранения этих свойств и контроля записей хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебете одного счета и одновременно в кредите другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например: Счетами 50 и 51 или 70; 60 и 10 или 50 и т.д.

Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов. Одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации. Бухгалтерскую проводку можно писать несколькими методами:

1) в виде счетов учебной формы, т.е. бухгалтерскую проводку можно представить в следующем виде.

 

Счет № 51 “Расчетные счета” Счет № 50 “Касса”

Д К Д К

       
   
 
 

 


5000 рублей

 

Например, на хозяйственную операцию: Получено с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы 50000 рублей.

2) в виде таблицы: таблица есть в документе, отражающем операцию, или же создается специальный журнал хозяйственных операций.

№ П\П Документ, содержание хозяйственной операции Бух. проводка Сумма, тыс. руб.
Д К
  Чек из чековой книжки, приходный кассовый ордер и т.д. Получено с расчетного счёта в кассу для выплаты заработной платы и т.д.      

 

3) в виде специального значка:

 
 

 


Д

К

 

 

Пример: Указанная операция выше будет выглядеть следующим образом:

 

50 - 50 тысяч рублей.

 

Записи хозяйственных операций бывают простые и сложные:

- простая запись – отражается на дебете одного счета и кредите другого (участвуют только два счета);

- сложная запись – это запись отражается на дебете одного счета и кредите нескольких счетов или наоборот (участвуют три и более счетов).

 

Практическая работа 4

«Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям»

 

 

Задание. Составьте бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям в таблице 4, используя данные практической работы 3. Для этого:

а) определите корреспондирующие счета (№ счета смотри в плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций);

б) выявите тип каждого счета по отношению к балансу - активный (А) или пассивный (П); смотри бланк баланса (форма № 1);

в) выявите характер изменений каждого счета, вызываемых хозяйственной опера­цией - увеличение (+) или уменьшение (-); правильно рассуждай;

г) определите, на какой стороне каждого счета должна быть записана данная хо­зяйственная операция - по дебету (Д) или по кредиту (К); смотри схемы активных и пассивных счетов;

д) запишите бухгалтерскую проводку одним из методов.

 

 

Таблица 4 - Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям

 

  № п/п     Содержание хозяйственной операции   Коррес­понди­рующие счета     А,П     +,—     Д,К     Бухгалтерская запись (проводка)    
               
               
               
             
               
               
               
               

 

Практическая работа 5

 

«Взаимосвязь бухгалтерского баланса со счетами бухгалтерского учета»

 

 

1. Заполните журнал регистрации хозяйственных операций (Таблица 5) на основании данных практической работы 4.

Таблица 5 - Журнал регистрации хозяйственных операций за январь - март 2011 г.

 

№ п/п Краткое содержание операции Бух. пр. Сумма
Д К
           
           
           
             
           
           
           
           

 

 

2. Откройте синтетические счета (по данным баланса на начало периода - 01.01.2011 г.), запишите в них начальное сальдо, разнесите суммы по операциям из журнала регистрации по счетам, подсчитайте дебетовые и кредитовые обороты за месяц и выведите конечное сальдо.

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  
Счет №
Дебет Кредит
Сн  
   
   
   
   
   
   
   
Од Ок
Ск  

 

3. Составьте бухгалтерский баланс в таблице 6 на конец периода – 31.03.2011 г.

Использовать при составлении баланса на конец периода сольдо конечное (Ск) счетов.

 

 

Таблица 6 - Бухгалтерский баланс на 31.03.2011 г.

 

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итог (Валюта)   Итог (Валюта)  

 

Документация

 

Документация это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учёта. Каждая операция оформляется определенным документом, который является письменным свидетельством её совершения и придает юридическую силу данным учёта. Каждый документ должен быть оформлен надлежащим образом, то есть содержать необходимые реквизиты:

- наименование предприятия;

- наименования документа;

- номер;

- дату;

- краткое содержание хозяйственной операции, её количественное и денежное выражение;

- подпись лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию;

- печать предприятия или штамп.

К учёту принимаются только правильно оформленные документы. Работники, на которых возложена обязанность составления документов, необходимых для бухгалтерского учёта и контроля, несут ответственность за их некачественное оформление, за задержку передачи в бухгалтерию, недостоверную информацию в документах, а так же за составление документов, отражающих не законные операции.

 

Практическая работа 6

«Заполнение бланков унифицированных документов»

 

Заполните расходный кассовый ордер на выдачу под отчет 20 апреля 2011 г. на командировку инженеру Багрову Ивану Михайловичу — 50 000 руб. (приказ о командировке №10 от 12.04.2011г.).

Унифицированная форма № КО-2 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88

Форма по ОКУД

 

——————————————————————————— по ОКПО организация

________________________________________________________________

структурное подразделение

РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР

 

 

Номер документа   Дата составления    
   
Дебет   Кредит   Сумма, руб., коп.   Код целевого назначения      
    код сгуктурного подразделения   корреспонди­рующий счет, субсчет   код анали­тического учета  
                               
                   

Выдать__________________________________________________________________

Фамилии,имя,отчество

Основание:______________________________________________________________________

Сумма__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________ руб. ___ коп.

Приложение:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Руководитель организации ______________ _______________ ___________________

должность подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер ______________ _______________ ___________________

должность подпись расшифровка подписи

Получил _________________________________________________________________

_________________________________________________________ руб. _____ коп. сумма прописью

«___» ______________ г. Подпись ____________________________

По _________________________________________________________________________

наименование, номер, дата и место выдачи документа.

_____________________________________________________________

Удостоверяющего личность получателя

 

Выдал кассир ___________________ __________________________

подпись расшифровка подписи

 

Инвентаризация

Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации обеспечивается инвентаризацией имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. На практике различают несколько видов инвентаризации.

Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта; это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.

Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.

Полная инвентаризация - это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.

Выборочная инвентаризация имеет место в организациях с большой номенклатурой ценностей в местах их хранения и переработки, а также на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц, например проверка наличных денежных средств в кассе, снятие остатков различных видов материалов и т. д.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

· в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Инвентаризации подлежат все имущество и виды финансовых обязательств. Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:

· по основным средствам - один раз в три года, а по библиотечным фондам — один раз в пять лет;

· по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

· по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам - не ранее 1 октября отчетного года;

по товарам, сырью и материалам в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, - в период наименьших их остатков.

 

Оценка и калькуляция

 

 

Оценка имущества и обязательств организации необходима для реального определения состояния ее финансово-хозяйственной деятельности. Оценка объектов бухгалтерского учета зависит от видов объектов и целей учета: при постановке объекта на бухгалтерский учет и отражения в бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов, статистической отчетности, прочих целей.

Оценка имущества и обязательств представляет собой способ выражения в учете и отчетности отдельных видов имущества и источников их образования в денежном выражении.

В соответствии с действующими нормативными документами для организации всех форм собственности установлен единый порядок оценки имущества и обязательств:

- имущество, обязательства и хозяйственные операции оцениваются в рублях.

- возможны к применению: первоначальная стоимость, остаточная, восстановительная, нормативная, плановая, фактическая, рыночная и другие.

Калькуляция это расчет затрат на изготовленную продукцию выполненной работы, оказанной услуги, т.е. определения их фактической или плановой себестоимости (стоимости). Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учёта и выполняется по его данным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.141 с.)