Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники правового регулирования внешнеторгового контракта купли-продажи

Поиск

Внешнеторговый договор в соответствии с ГК РФ заключается в простой письменной форме. Следует, однако, иметь в виду, что Венская Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи не требует заключения договора в письменной форме. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. СССР ратифицировал Венскую Конвенцию с оговоркой, что требование Конвенции о форме сделки для него неприемлемо. Поэтому внешнеторговая сделка, совершаемая резидентом РФ, подчиняется российскому законодательству.

Процесс заключения договора (в том числе внешнеторгового) регулируется нормами ГК РФ (ст. 432—444). Юридическими инструментами этого процесса являются оферта и акцепт. При заключении и исполнении внешнеторгового договора необходимо соблюдать общие нормы права, применимые к имущественному обороту (ГК РФ), и специальные нормы российского законодательства (таможенного, валютного, налогового, внешнеторгового и т. д.).

Источники правового регулирования внешнеторгового договора купли-продажи. К отношениям, возникшим на основании внешнеторгового договора, может применяться как российское, так и зарубежное право. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если же в контракте такое соглашение отсутствует, то применяются коллизионные нормы.

Коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Она имеет отсылочный характер. Ею можно руководствоваться только вместе с определенной материально-правовой нормой, к которой она отсылает, то есть нормой законодательства, решающей вопрос. по существу. Она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае — продавца и покупателя по внешнеторговому контракту купли-продажи.

Согласно Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

В практике международной торговли наиболее широко используется Венская Конвенция 1980 г. Она определяет порядок заключения договора, его основные условия, специальные торговые термины в отношении поставки товаров и способов определения цены, а также порядок перехода права собственности на товар. Применение ее ограничивается договорами купли-продажи, стороны которых находятся на территории различных договаривающихся государств, или случаями, когда к договору применимо право государства — участника Конвенции.

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа — в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных бумаг, судов воздушного и водного транспорта, электроэнергии. Конвенция не определяет порядок расчетов по внешнеторговому договору купли-продажи и сроки исковой давности.

Положения Конвенции носят диспозитивный характер, то есть она предоставляет сторонам договора право в условиях контракта отступить от любого из ее положений. Если в договоре купли-продажи таких отступлений не предусмотрено, к нему должны применяться нормы Конвенции.

Постоянно действующий в России арбитражный орган — Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе Российской Федерации о Международном коммерческом арбитраже (1993 г.) предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев.

Торговый обычай (custom in trade) — общепризнанное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основании постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Признается источником права.

Применение принятых в международной торговой практике обычаев осуществляется арбитражным судом в следующих случаях:

.такое применение обусловлено в контракте, из которого возник спор;

.к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению;

.применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре.

В коммерческой практике также используются торговые обыкновения (commercial usage), отражающие заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в договоре. Торговые обыкновения учитываются постольку, поскольку стороны знали об их существовании и имели в виду, заключая договор. Чаще всего обыкновения применяются в области морских перевозок. Обыкновения не являются источником права, их применение в фактических отношениях зависит от воли сторон, прямо не выраженной в договоре.

26. Структура и содержание внешнеторгового контракта

Внешнеторговые договоры имеют определенную структуру: разделы договора, расположенные в определенной логической последовательности, которая включает в себя следующее:

  1. Определение сторон.
  2. Предмет договора.
  3. Цена товара и общая сумма контракта.
  4. Сроки поставки товаров.
  5. Условия платежей.
  6. Упаковка и маркировка товаров.
  7. Гарантии продавцов.
  8. Штрафные санкции и возмещение убытков.
  9. Страхование.
  10. Обстоятельства непреодолимой силы.
  11. Аpбитpаж.

Hепосpедственно содержание контракта составляют его условия, которые пpедваpительно согласовываются сторонами с целью определить их взаимные права и обязанности. Условия договора (контракта) имеют неодинаковое правовое значение, поэтому выделяются, среди прочих, существенные условия договора, которые делятся на:

  • объективно существенные
  • субъективно существенные.

Объективно существенными признаются те условия, которые являются такими по закону или необходимы для договоров данного вида. Для договоров купли-пpодажи, прежде всего, это предмет договора - то есть наименование, качественные хаpактеpистики имущества (товара). Кроме того, к этим условиям можно отнести номенклатуру (ассортимент), количество и качество продукции, цену. Субъективно существенные условия - это те пункты контракта, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Любое условие, включение которого в договор сторона считает необходимым, становится существенным (напpимеp, упаковка и маpкиpовка, pазмеp штрафа). Если по какому-либо условию, о котором заявит одна из сторон, не будет достигнуто соглашение, то договор не будет считается заключенным.

Текст контракта начинается с преамбулы, в которой дается полное юридическое наименование сторон, заключающих договор, и указывается какая из сторон являются продавцом и какая - покупателем. На первой странице контракта указывается его регистрационный номер, место и дата подписания.

Предмет договора

В разделе «Предмет договора» в краткой форме определяется вид внешнеторгового контракта, базисные условия поставок и товар. Если предметом контракта является товар со сложными техническими хаpактеpистиками, то обычно такой контракт содержит специальные разделы, которые называются «Технические условия» или «Технические спецификации». В этих случаях в разделе «Предмет договора» дается только краткое определение товара и делается ссылка на специальные разделы, уточняющие его технические хаpактеpистики. В этом же разделе указывается количество товара.

Базисными условиями поставок во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также могущих возникнуть в связи с этим расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий. В редакции «ИHКОТЕРМС-2000» (сборнике толкований базисных условий) международные торговые термины были разделены на четыре принципиально различные категории (группы): E,F,C,D. Первая категория («Е») состоит всего лишь из одного термина EXW – «фpанко-пpедпpиятие». Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в pаспоpяжение покупателя непосредств енно на своей теppитоpии (фабрика, склад), этот момент и является моментом (временем) перехода pиска. Продавец не отвечает за погрузку товара на тpанспоpтное средство, предоставляемое покупателем, за таможенную очистку товара для экспорта, если это не оговорено иным образом. Покупатель несет все виды pиска и все расходы по перемещению товара с теppитоpии продавца до места назначения.

Вторая категория (группа) терминов - («F»). Согласно этим базисным условиям продавец должен доставить груз перевозчику, выбранному покупателем. Здесь существуют следующие базисные условия: FCA, FAS, FOB. Согласно термину FCA (фpанкопеpевозчик) продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он передал товар, пошедший таможенную очистку для экспорта, перевозчику, выбранному покупателем, в указанном месте или пункте. Данный термин может использоваться для любого вида тpанспоpта. Согласно термину FAS (свободен у борта судна) продавец выполняет свои обязательства, когда товар размещен у борта судна на причале, а в соответствии с термином FOB (свободен на борту), продавец выполняет свои условия, когда товар пересек поручни судна. Для терминов FAS и FOB продавец также должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

Третья группа терминов – («С»). Термины этой группы CFR, CIF, CPT, CIP возлагают на продавца следующие обязанности: он должен заключить договор перевозки за свой счет, по условиям терминов CIF и CIP он, кроме того, обязан оформить и оплатить страхование. Продавец также обеспечивает таможенную очистку товара на экспорт для всех терминов этой группы. Для терминов CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) продавец несет риск утраты товара и любые дополнительные расходы до момента перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. Согласно терминам CPT (фрахт/перевозка оплачены до) и CIP (фрахт/перевозка и страхование оплачены до) переход pиска от продавца к покупателю происходит в момент передачи товара продавцом перевозчику.

Наибольший объем ответственности на продавца возлагается в четвертой группе терминов – («D»). Здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или поpт назначения и несет при этом все виды pисков и расходы по доставке. Выбирая при заключении контракта базисное условие поставки, контрагенты могут договориться об исключении из обязанностей продавца (покупателя) тех или иных обязательств, но это должно быть подробно отражено в контракте.

Цена товара и общая сумма контракта

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар (или единицу товара), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт. В международной торговле практикуется несколько способов установления и фиксации цен. Выделяют:

  • Твердые цены - не подлежат изменению в ходе выполнения контракта;
  • Скользящие цены - применяются в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться;
  • Цены с последующей фиксацией - устанавливаются в назначенные договором сроки на основании согласованных источников.

Сроки поставки товаров

Сроки поставки - это календарные даты, к которым товары должны быть доставлены продавцами в установленные контрактами географические пункты. В большинстве случаев географические пункты определяются базисными условиями контрактов. Согласно российскому законодательству, срок поставки товара является существенным условием и определяется календарной датой либо истечением периода времени. Срок поставки также может быть указан в виде периода времени от определенного события, например от даты подписания договора. Если поставка осуществляется партиями, необходимо в приложении к договору обозначить график поставки отдельных партий.

В большинстве случаев в контрактах устанавливаются месячные, квартальные, полугодовые или годовые сроки поставки. Нередко в течение оговоренного в контракте срока продавец обязан закончить изготовление товара и известить об этом покупателя, который, в свою очередь, также в течение установленного срока должен сообщить срок поставки. При установлении сроков поставки достаточно часто в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только с письменного согласия покупателя».

Условия платежей

Во внешнеторговом контракте указываются согласованные сторонами условия платежей, определяется способ и порядок расчетов между контрагентами, гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. Платежи наличными - это оплата товаров немедленно после передачи их продавцом покупателю или немедленная оплата товаров против предоставления продавцом в банк документов, подтверждающих факт поставки товаров в соответствии с условиями контракта. В международной торговле применяются формы расчетов чеками, переводами, аккредитивами инкассо и векселями.

Упаковка и маркировка

В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товара при перевозке. Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера тоже может колебаться в широких пределах: от нескольких процентов до половины стоимости товара.

Требования к упаковке товаров можно разделить на общие и специальные. Общие требования к упаковке определяются обязанностью всех экспортеров обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях. Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами.

Гарантии продавцов

Каждый внешнеторговый контракт содержит гарантии продавцов в отношении технических характеристик товаров и их качества, а также определяет ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей. Эти гарантии обычно действуют в течение согласованного в контракте срока при условии выполнения покупателем инструкций по транспортировке, хранению и использованию товара.

Штрафные санкции и возмещение убытков

Штрафные санкции устанавливаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Чаще всего они применяются за нарушение сроков поставки, за качество и технический уровень товаров, не соответствующие условиям контракта, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств по платежам. Общим правилом коммерческих отношений контрагентов является принцип: штрафные санкции по своим размерам и порядку начисления должны вести к выполнению обязательств. Необоснованное ужесточение штрафных санкций импортерами часто вызывает ответную реакцию экспортеров, завышающих цену коммерческих предложений.

Страхование и обстоятельства непреодолимой силы

При сделках купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. На ход исполнения контрактов могут оказать существенное влияние обстоятельства, предугадать наступление которых заранее (при заключении контракта) было невозможно, поскольку они возникают в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются «обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами)». К ним обычно относят пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии, аварии и так далее. При их наступлении срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. В контрактах, во избежание возникновения разногласий, обычно приводится согласованный сторонами перечень обстоятельств, которые могут быть отнесены к форс-мажорным.

Арбитражные и судебные разбирательства споров

Нередко при исполнении контрактов между сторонами возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия соответствующих условий. Большинство этих разногласий решается путем переговоров между сторонами. Для этого сторонам необходимо включить в договор при его заключении оговорку о согласительной процедуре. Порядок разрешения споров между сторонами регулируется арбитражной оговоркой о передаче споров на рассмотрение в третейский суд (международный коммерческий арбитраж) или соглашением о передаче споров на рассмотрение в государственный суд какой-либо страны. Применимое право определяется сторонами путем указания на соответствующую правовую систему или на основе коллизионных норм.

 

27. Этапы подготовки контракта и условия его подписания. Факторы, учитываемые при выборе контрагентов.

Процедура заключения и исполнения контракта внешнеторговой купли-продажи включает в себя ряд последовательных этапов, на каждом из которых разрешаются конкретные задачи и выполняются формальности, связанные с оформлением, пересылкой и обработкой документации, необходимой для исполнения данного контракта.

Прежде чем выделить основные этапы заключения внешнеторгового контракта, рассмотрим основные этапы типовой коммерческой сделки.

I этап - установление делового контакта с партнерами:

1. Предложение поставщика - оферта (твердая или свободная), деловые письма, проект контракта, факс-телекс, сообщение.

2. Ответ покупателя на размещение заказа - акцепт, контроферта, встречный запрос.

3. Обращение покупателя о конкретном предложении - запросы, заказы, инициативные письма.

4. Вызов на торги продавца - приглашение, уведомление.

5. Ответ продавца на запрос - оферта, проформа, проект контракта.

6. Подтверждение продавцом контракта.

7. Согласие на участие в торгах - тендер.

8. Платежные способности покупателя - справки, запросы, банк или коммерческие отзывы.

II этап - оформление заказов покупателей:

1. Принятие заказов продавцом - безусловный акцепт, проект контракта, индент.

2. Оформление сделки - акцепт твердой оферты продавца, встречная оферта.

3. Указание о поставке - график поставки, закупочный ордер, индент.

III этап - обеспечение поставки и расчетов:

1. Определение контрактной цены - консульский счет, счет-фактура, фирм-каталоги, прейскуранты, бирж-котировки, конкурентный лист.

2. Определение базисных условий поставки - ИНКОТЕРМС-2000.

3. Согласование условий расчета и способа платежа - аккредитивное письмо, инкассовое поручение, чеки, платежные расписки и требования.

IV этап - исполнение заказа продавцом:

1. Подготовка товара к погрузке - процедура счета - предварительный счет, счет-проформа, счет-спецификация, упаковочный лист, сертификаты, извещение о готовности к отгрузке.

2. Поставка и транспортировка, страхование - счет-фактура, консульский счет, сертификаты, извещение о поставке, транспортная накладная, извещение об отгрузке, транзитный сертификат, страховой полис.

3. Таможенная очистка - таможенные декларации.

4. Выставление платежного счета - коммерческий счет, платежное требование, счет к оплате, кредит, выписка из счета, счет продаж.

К основным этапам заключения внешнеторгового контракта относятся следующие.

Изучение конъюнктуры рынка по интересующему товару.

Намереваясь заключить контракт, предприниматель проводит комплексное изучение и анализ рынка по следующим направлениям:

вид продукции, которую он намерен производить, ее качество, возможные преимущества и недостатки по сравнению с уже имеющимися на рынке аналогами, сравнительная экономическая эффективность с учетом затрат на производство и сбыт (полных издержек);

рынок и рыночная сегментация: выявление и изучение конкретного потребителя продукции, и поиск своей ниши на рынке;

возможные покупатели и сложившийся на рынке потребительский спрос;

условия конкуренции на рынке конкретной продукции, изучение возможных конкурентов.

 

28. Базовые условия поставок «ИНКОТЕРМС-2000» и их содержание

Международная торговая палата издала сборник международных правил по толкованию торговых терминов (последнее издание - 1990 г.) - ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms - INCOTERMS), целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле, что позволяет свести до минимума или устранить различия в интерпретации этих терминов в различных странах.

ИНКОТЕРМС получил признание и широкое применение, поскольку предлагаемые в нем толкования отдельных терминов соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся на международном рынке. ИНКОТЕРМС дает толкование только торговым условиям, используемым во внешнеторговых контрактах купли-продажи, и не распространяется на условия договоров перевозки.

Главная цель толкования - четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. Диапазон базисных условий весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты - от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

Предлагаемые в сборнике толкования соответствуют наиболее распространенным торговым обычаям и правилам, сложившимся в международной практике. Правила носят рекомендательный характер, их применение в полном объеме или в какой-то части в контракте зависит от волеизъявления договаривающихся сторон. При несовпадении толкования базисных условий в контракте и в ИНКОТЕРМС приоритет имеют условия контракта.

Приняв толкование термина по ИНКОТЕРМС в качестве общей основы контракта, стороны могут внести в него изменения или дополнения, соответствующие условиям, принятым в данной отрасли торговли, или обстоятельствам, сложившимся при заключении контракта. Содержание этих изменений должно быть детально оговорено в контракте, поскольку они могут существенным образом повлиять на уровень цены товара. Стороны могут дополнить контракт условиями, отражающими особенность сделки. Главный принцип, на котором основаны правила ИНКОТЕРМС, - минимальная ответственность продавца. Если покупатель, например, желает, чтобы продавец взял на себя расширенные обязательства по страхованию, необходимо внести в контракт соответствующие дополнительные условия, поскольку ссылка только на правила ИНКОТЕРМС не достаточна. Такие случаи, как нарушения контрактов и их последствия, а также трудные случаи по выявлению владельца товара, остаются вне рассмотрения ИНКОТЕРМС.

Применение ИНКОТЕРМС способствует разрешению проблемы конфликтов между национальными законами и их трактовками с помощью типовых (стандартных) торговых условий и определений, которые предлагаются как «нейтральные» правила.

Базисные условия поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности сторон договора купли-продажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, и устанавливают момент перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца к покупателю. Базисные условия создают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет.

В редакции ИНКОТЕРМС-1990 термины, определяющие базисные условия, подразделены на четыре группы

1. Ситуация, когда продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы «Е» — отправка груза — EXW — франко-завод).

2. Ситуация, когда продавец обязуется доставить груз перевозчику, выбранному покупателем (термины группы «F» — основной вид транспортировки продавцом не оплачивается — FCA, FAS, FOB).

3. Ситуация, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, но без принятия на себя риска случайной= гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара, продавец отвечает за перевозку груза, но не за его утрату, повреждения, не несет дополнительных расходов, возникших после отправки товара (термин группы «С» — основной вид транспортировки продавцом не оплачивается — CFR, CIF, СРТ, CIP).

4. Термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. Продавец несёт все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа «D» — прибытие груза — DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

В ИНКОТЕРМС к каждому термину указаны соответствующие обязанности продавца и покупателя. Однако разнообразие сфер и регионов торговли не позволяет в универсальных правилах детально сформулировать обязанностей сторон по всем возможным договорам купли-продажи. Поэтому при подготовке проекта контракта необходимо изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах (торговли, образцы действующих контрактов. Желательно, чтобы продавец и покупатель в период заключения контракта информировали друг друга о такой практике и во избежание неясностей четко отражали свои позиции соответствующими условиями контракта.

Правила ИНКОТЕРМС действуют только между сторонами договора купли-продажи и не распространяются на отношения, возникающие из договора перевозки. Ответы на вопросы, каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товара перевозчику для их транспортировки и какова юридическая судьба груза в пути, следует искать в международном транспортном законодательстве либо в договоре международной перевозки.

Под термином «перевозчик» понимается не только предприятие, непосредственно осуществляющее перевозку, но и предприятие, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении перевозки и доставить товар в пункт, указанный покупателем (юридическое или физическое лицо, ответственное по договору за перевозку).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.011 с.)