Управление внешнеэкономической деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление внешнеэкономической деятельностью



Управление внешнеэкономической деятельностью

Внешнеэкономическая деятельность и её роль в развитии национальной экономики.

ВЭД – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью) (ФЗ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.99).

ВТД - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» № 164-ФЗ от 08.12.2003).

Формы выхода предприятий на мировой рынок.

К формам выхода на мировой рынок относятся:

1) экспорт (активный или пассивный; напрямую или с посредниками)

2) лицензионные операции (франчайзинг) - предприятие (франчайзер) дает право использовать свою производственную технологию.

3) совместное предприятие (инвестиции в уже существующее или создать новое)

4) прямые иностранные инвестиции (создать новую или приобрести уже существующую иностранную компанию).

Либерализация ВЭД в России. Методы и инструменты государственного регулирования ВЭД.

Либерализация – это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. В России существенные изменения во внешнеторговом режиме начались с указа президента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации ВЭД на территории РСФСР». Указ предусматривал ряд конкретных мер:

- отмена спец. регистрации, в т.ч. для посреднических организаций;

- право ведения ВЭД с момента регистрации предприятия;

- снятие ограничений на бартер;

- сокращение перечня лицензируемых и квотируемых товаров;

- изменение порядка налогообложения ВЭД.

С 1 июля 1992 г. установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. В 1995 г. экспортные квоты и лицензии были вовсе ликвидированы. 1993 - 1998 гг. завершался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений.

- право ведения ВЭД для всех хозяйствующих субъектов;

- создана и совершенствуется нормативно-правовая база госрегулирования ВЭД

- реорганизована система гос. управления внешнеэкономической сферой страны

- в основе госрегулирования ВЭД – мировой опыт и рыночные механизмы хозяйствования.

Методы государственного регулирования ВЭД:

- по направленности действия на экономические процессы: протекционистские и либерализационные;

- по характеру воздействия на экономические процессы: административные и экономические;

- по характеру и разновидности применяемых приемов: таможенно-тарифные и нетарифные.

Нетарифные: меры прямого ограничения (лицензирование и квотирование), валютные ограничения и валютный контроль и меры, связанные с выполнением таможенных или адм. формальностей (импортные налоги, импортные депозиты, сертификация ввозимых товаров и услуг)

- Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

 

Таможенно-тарифная система и её роль в регулировании ВЭД.

ТТ регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.93 и «Таможенный кодекс». Данные документы определяют принципы построения системы ТТ регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Непосредственно ТТ регулирование осуществляет Федеральная таможенная служба РФ через системы таможенных управлений, таможни и таможенные посты.

К числу основных режимов относится режим экспорта и режим импорта.

ТТ регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенные платежи взимаются до или одновременно с подачей таможенной декларации. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Таможенные пошлины бывают:

1. по объекту взимания (вывозные, транзитные, ввозные)

2. по способу взимания

Адвалорные – в % к таможенной стоимости

Специальные – взимаются в твердо установленной форме за единицу товара

Комбинированные – адвалорная + специальная

3. по размеру взимания (ставки): номинальные, льготные, минимальные, максимальные.

4. по практике взимания

номинальные – обозначены в там. тарифе

реальные – дифференцированные в зависимости от страны происхождения

Таможенный тариф – инструмент торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с МР и включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

В тарифе по импорту существуют максимальные и минимальные ставки, которые применяются в соответствии с ВТПолитикой по отношению к государству.

 

Нетарифные методы регулирования ВЭД.

ГАТТ определило нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Статья 20 закона определяет случаи использования нетарифного регулирования (ст. 21-24, 26, 27) при условии проведения соответствующих предварительных процедур. Кроме того, ст. 32 предусматривает меры, которые могут вводиться, исходя из национальных интересов.

В мировой практике существует тенденция сокращения нетарифного регулирования, хотя эти методы более действенны.

Главные формы нетарифных ограничений, применяемые в России:

- Количественные ограничения (квотирование, контингентирование, добровольное ограничение экспорта, запрет на импорт отдельных товаров, соглашения об ограничении импорта, эмбарго)

- Лицензирование

- Наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров

- Исключительное право на экспорт или импорт отдельных товаров

- Технические меры – сертификация продукции, санитарный, фитосанитарный, ветеринарный и др. виды контроля, специальные таможенные формальности

- Монополистические меры – госмонополия на импорт отдельных товаров, принудительное обслуживание национальными предприятиями

- Меры контроля над ценами – административное фиксирование цен, антидемпинговые и компенсационные меры

- Паратарифные (сверхтарифные) – платежи и сборы, взимаемые с товаров при пересечении таможенной границы

- Технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими нормами, упаковкой, маркировкой)

- субсидии и дотации экспортерам или импортерам

 

Экспорт. Реэкспорт. Импорт продукции и его структура. Реимпорт.

Экспорт - это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.

Импорт - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

Реимпорт - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

 

 

Планирование, управление и контроль внешнеэкономической деятельности на предприятии.

Планирование ВЭД является объективно необходимым для любого предприятия-субъекта ВЭД.

Например, в зависимости от того, какой предел (период) времени охватывают планы, составленные на предприятии, планирование разделяется на три типа: долгосрочные, среднеотдаленные, кратковременные.

Весь процесс планирования ВЭД по внутрифирменого, можно условно разделить на две стадии:

1. Разработка стратегии ВЭД (стратегическое планирование).

2. Определение тактики осуществления выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Не стоит отождествлять стратегическое и долгосрочное планирование.

Стратегическое планирование - это не функция времени, а прежде функция направленности. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а насчитывает в себе совокупность глобальных идей развития предприятия, в том числе в сфере ВЭД.

Процесс планирования может быть выражен следующим этапам:

1. Определение миссии и комплекса задач. Составление "дерева задач".

2. Анализ и оценка внутренней и внешней среды.

3. Стратегический анализ.

4. Сравнения и определения одной из альтернативных стратегий, ее разработка.

5. Готовится окончательный стратегический план деятельности фирмы в сфере ВЭД.

6. Среднеотдаленные планирования. Разработка среднепродолжительным планов и программ.

7. На основе стратегического и среднеотдаленные планирования разрабатываются годовые оперативные планы и проекты.

8. Контроль за исполнением решений, воплощенных в планах.

Функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:

- планирование:составление планов ВЭД.

- организация: формирование организационных подразделений предприятия

- координация: согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности;

- учет: учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности;

- контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме,

Структура управления внешнеэкономической деятельностью - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана в области внешнеэкономической деятельности.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

 

 

Закон о таможенном тарифе

ФЗ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Цели Закона и сфера его применения: ФЗ устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Сферой действия настоящего Закона является единая таможенная территория Российской Федерации.

 

Управление внешнеэкономической деятельностью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.114 с.)