Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Пропаганда в структуре фашистского общества

Поиск

в первых четырех билетах все будет немножко повторяться, а вообще их можно попытаться заменять один другим (ежели вдруг на экзамене чего-нибудь не вспомните)

В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер (он стал рейхсканцлером): запрещены все политические партии, кроме гитлеровской Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Гитлер культивировал социализм для избранной расы (арийской) = тоталитаризм + политический террор + национализм. Ежели кто вдруг забыл, то низшими расами были объявлены негры, евреи и славяне. Евреев уничтожить, а остальных сделать рабами. Теоретически, эти граждане боролись за интересы простого народа, а практически действовали совместно с крупнейшими немецкими банками и корпорациями. Еврейский капитал выделялся отдельно: владельцев уничтожить, а деньги — на благо Рейха. Казалось бы, немецкая модель не должна иметь успеха – ведь люди в Германии достаточно культурны, чтобы понять, чем чреваты подобные призывы. Но не тут-то было, и в этом – загадка нацизма. Вот как обосновывал сам Гитлер необходимость именно такой жесткой идеологии:

Придавая пропаганде самый радикальный характер, я стремился добиться того, чтобы организация со временем получила только самый доброкачественный человеческий материал. Чем более радикальной и вызывающей была моя пропаганда, тем более отталкивала она всех слабых и колеблющихся и тем более мешала она таким людям проникать в ряды организации и ее основного ядра.

Одним словом, в фашистской идеологии насилие было объявлено не как необходимое зло, неизбежное в борьбе с врагами, а как высшая добродетель.

В Германии вся власть была сосредоточена в руках единственной в стране легальной политической Партии. По законам, именно партия, и никто другой, решала все политические, экономические, социальные, наконец, военные вопросы. Характерная черта этой империи – то, что власть в ней пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. Очевидно, что такого рода тоталитарное государство не может существовать без мощной системы пропаганды и агитации. Также очевидно, что организация пропаганды в этих государствах должна исходить прежде всего из психологии рядового человека.

Закрепление диктатуры: подчинение радио и кино (!ТВ еще не было), строгий и жесткий контроль прессы. Национал-социалисты утверждали суверенное право государственного руководства контролировать общественное мнение в процессе его формирования. А Гитлер вообще видел в армейских порядках германского милитаризма обоснование и эталон массы, которой просвещение вредно и категорически противопоказано.

Инициатором создания аппарата пропаганды был скорее Геббельс, чем Гитлер. Всем этим занималось Министерство народного просвещения и пропаганды. Главный идеолог нацизма – рейхсминистр пропаганды, гауляйтер Берлина доктор Йозеф Геббельс писал: “У пропаганды нет метода, а есть цель, причем цель эта в политике всегда заключается в завоевании масс”[1], но, несмотря на это, в нацистской Германии была разработана стройная теория пропаганды, причем в ее создании принимали участие многие ведущие ученые, ставшие таковыми задолго до прихода нацистов к власти. Так, профессор Берлинского университета Эрнст Дофифат разделил публицистику на следующие виды:

 

· Путеводная, или публицистика, отыскивающая идеи. Ее задача – привлечь на свою сторону небольшое число единомышленников, которые затем должны были расширять число сторонников идеи.

· Пропаганда. Она должна быть адресована массе и быть лишенной гуманности. Вот как писал о ней Дофифат:

Собственная воля преподносится со всей страстью и самоотдачей личности. Язык порывает со спокойной, деловой сферой и наполняется силой, энергией, а часто – и патетикой слова

· Агитация. Это – пропаганда, адресованная врагам. Снова приведем слова Дофифата:

Агитация достигает своей цели только тогда, когда полностью уничтоженный враг повержен на землю.

· Просвещение народа. Этот вид должен был сочетать в себе все предыдущие, но обязательно подкрепленные “убедительными фактами”.

На основании этого деления Дофифат вывел основные законы пропаганды: закон умственного упрощения, закон ограничения и фильтрации материала, закон “вдалбливающего повторения” и закон эмоционального нагнетания. При этом Дофифат предлагал “выбросить за борт” понятие общественного мнения, ибо мнение массы должна формировать пропаганда.

Отличие пропаганды от агитации: п. — исключительно эмоциональная форма (сходство с а.), но пропаганда — “одобряющая и позитивная”, а агитация — “негативная” по содержанию. П. обращена к единомышленникам, а А. — к врагам, подлежащим уничтожению.

Геббельс сразу оградил себя от “наездов”, ограничив влияние пропаганды: она может все, но 1) не может излечить от страха перед бомбежкой, 2) не может способствовать повышению производительности труда, 3) не может заменить секс.

Наличие огромного аппарата для подготовки и проведения всевозможных агитационных и дезинформационных акций, начиная от массовых митингов и кончая целенаправленным воздействием на руководящие круги иностранных государств. В пропагандистском инструментарии нацистов решающее значение имели приемы маскировки и внезапности, лжи и обмана. Геббельс: “можно расстреливать противника из пулеметов до тех пор, пока он не признает превосходства того, кто располагает этими пулеметами. Это более простой путь. Но нацию можно преобразовть и посредством революции духа и тем самым не уничтожить противника, а даже перетянуть на свою сторону. Мы, национал-социалисты, шли этим вторы путем и будем идти им и дальше.”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.009 с.)