Вопрос 1. Нацистская пропаганда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Нацистская пропаганда



Вопрос 1. Нацистская пропаганда

Здесь рассказывать все, что знаете, то есть следующие три билета.

Вопрос 3. Система нацистской пропаганды

(вообще-то разделение этого и четвертого вопросов весьма условное, так что читайте оба)

Инициатором создания аппарата пропаганды был скорее Геббельс, чем Гитлер. Министерство народного просвещения и пропаганды, созданное 13 марта 1933 года. Структура: Министерство + отдел пропаганды НСДАП. Причем структура Министерства в точности повторяла структуру отдела партии. Геббельс фактически контролировал одновременно и партийный, и правительственный аппарат пропаганды. Между этими структурами существовало определенное “разделение труда”: министерство занималось разработкой содержания агитационных акций, а партийный отдел обеспечивал массовое участие. Отдел пропаганды имел инициативу только при проведении устной агитации на местах с участием ораторов НСДАП: “ораторы, разъезжающие по стране, должны выступать чаще, должны говорить резче, должны обещать больше, должны изображать окончательную победу делом ближайшего будущего.” Число сотрудников Министерства: 1933г — 350 чел., 1936 — 2400, 1937 — 3000 чел.

В руки НСДАП к 1944 году перешли практически все издания: имущество издательств КПГ и СДПГ, издательских концернов Рудольфа Моссе и Ульштейнов, котрые были крупными монополистами в Германии, а также концерна Альфреда Гугенберга — провинциального монополиста. Было создано “Немецкое информационное бюро”, в которое объединили “Телеграфен-унион” Гугенбергаи телеграфное агнтство Вольфа. Был создан “Имперский союз немецкой прессы” — кто внего не входил, не имел права работать в СМИ.

“Войска пропаганды” вермахта: их основу составляли т.н. “роты пропаганды”, укомплектованные лицами, которые были обязаны одинаково хорошо владеть как собственно журналистскими навыками, так и всевозможным боевым оружием. Они занимались напосредственной агитацией в частях, а также обеспечивали психологическую обработку войск и населения противника. Они создавали еженедельную кинохронику: даже в начале 1945 года в Берлин еженедельно присылали по 20 тыс. Метров пленки. Большое внимание уделялось демонстрации этих выпусков за границей. В начале войны для этого изготавливалось 1000 копий еженедельноо с дикторским текстом на 15 языках.

А еще у них был такая система обнаружения инакомыслящих: устанавливали слежку за авторами подпольных газет и листовок..Когда в Гестапо попадпли листовки, их там тиражировали и разносили по домам. Все получившие обязаны были сдать листовку. Те, кто не садл в Гестапо — объявлялись антигитлеристами. Их арестовывали и репрессировали. Строгий контроль за ззакомствами с инакомыслящими.

Вопрос 7. Печать Запада в первые послевоенные годы

(и до самого 1985 года)

Рост ВПК в США, США — экономическая и политическая супердержава (ядерного оружия еще нет). В западных зонах Германии США управляет и властвует. Во время войны активно развивались радио, а в США еще и ТВ. Все разработки происходят из ВПК. Влияние сверхдержав на Европу. Создание ООН: доминирующее положение США, передел мира. ТВ - господствующее СМИ, серьезное становление телеканалов. CNN — Тэд Тернер. “Мы не делаем звезд, а занимаемся информацией”(без комментариев, только факты).

США: после войны не пострадали ®в Европе возрождение СМИ, а в СШАусиление газетно-журнальных комплексов. План Маршалла — план возрождения гос-ва под тоталитарным режимоми под оккупацией США.. США предложили помощь СССР, если мы введем рыночное хозяйство, но для нас это было неприемлемо политически. Наш ответ Чемберлену — “холодная война”. Выступления против коммунизма и за многопартийность. А еще у них там частное ТВ, принадлежащеее, как это ни странно, частным лицам (правда, неожиданно!?).Общественные каналы создаются на основе законов о свободе мнений и о плюрализме, чтобы не было монополии на формирование общественного мнения. Антимонопольный закон о печати: один человек не может владеть в одном городе газетой, радио, ТВ.!В США всегда была развита местная, региональная пресса. Сначала (даже до войны) самым крупным монополистом в США был кто? правильно догадались, Херст. А ему нравились фашисты и Муссолини (Х. считал, что фашизм — лучашя преграда коммунизму). Постепенно его концерн начал отходить на второй план: США — демократическая страна, а Херст поддерживает фашистов! Что-то постепенно продавали Мэрдоку (газеты и журналы), у журнальных компаний дела пошли гораздо лучше, чем у газетных. Экономический пожъем — расцвет журналов. Появление ТВ ® меньшее влияние газет, но увеличение журнальной индустрии (аналитические, развлекательные, специализированные) — особенно после Карибского кризиса. Увеличение количесва образованных людей ® нужно больше качественной прессы. Перепрофилирование концернаинтернационализация.

В Восточной Европе — коммунистические перевороты ® изменение информационной политики. Государственные и партийные СМИ. ГДР принудительно поделена на 24 округа, ведущую роль играет компартия СССР. Во всех соцстранах единая система прессы: во главе стоит единственная партия, и ядро составляет партийная пресса, во главе которой стоит цетральный орган (“Правда”, например). В Югославии: “Свобода и политика” ® газеты низшего уровня ® районные газеты. Информационный вакуум. Воссоздание системы СМИ: печать, радио, ТВ. Во Франции — “Юманите”: большой тираж, чтит права населения. Поиск прессой дополнительных средств, продают пятый канал. В Англии раньше, т.к. островное гос-во, не было оккупировано. Нет зависимости прессы от гос-ва, самостоятельная экономическая основа, ТВ — общественно-правовое, работает на основе права. Коммерциализация прессы в Англии. Развитие рекламного бизнеса везде (не в соцлагере).

Франция: 50е гг — холодная война, восстановили свою власть монополии (во всех сферах СМИ). До 1958 г — влияние коммунистической прессы. 1967 — студенческие революции, организованные левыми силами, переориентация на друние издания, сарые разоряются. С 70-х гг — новая ежедневная газета “Матон де Пари”. А еще у них есь специализированная периодика, а также пресса злобы дня и бегства от действительности. Трест “Ашетт” — крупная компания (в основном журналы). “Пресс де ля Сите” — книгоиздание

Англия: не была оккупирована ®экономическое положение лучше, чем у Франции. СМИ не восстанавливаются, а развиваются. 1945- у власти Черчилль. Англия на втором месте в числе развитых стран. Интенсивное развитие радио, а т.к. пропаганда ® развивается ТВ. А еще развитие политических партий и движений, коммунисты вошли в правительство. 50е гг — расцвет. В Европе СМИ разделились на 2 лагеря.

Австралия, Англия, США — нет языкового барьера..

ТВ: господствующее СМИ. Утренний, дневной и вечерний блоки новостей. Тенденция к круглосуточному вещанию.

Продолжение концентрации печати.

Концентрация печати: процесс объединения групп газет, сосредоточение в одних руках газет и средств производства. Журналистика — рыночный продукт, а не идеологическое оружие. Главное — повышение прибыли. Горизонтальнпая концентрация: слияние назет, журналов, радио, ТВ. Вертикальная концентрация: производственная цепочка: издат., полиграфич., земля, распространение. Монополизация: большой сегмент рынка информации принадлежит нескольким информационным группам. Концентрация — процесс позитивно-негативный. “+” на начальном этапе (селекция), а “-” т.к. ведет к монополизации, стремится монопольно формировать общественное мнение.

Вопрос 23. ТВ США в 1945-1985гг

В 60е годы ТВ состояло из кино (довольно длительный процесс подготовки) + прямого эфира + “говорящих голов”

в н60х гг компания “Ампекс” изобрела видеомагнитофон

3 телесети — Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Эс — культурные и образовательные программы.

Есть у них там культовое словечко “Network”:

· компании, владеющие и создаюие программы передают их в сети передающих станций

· есть куча ретрансляторов, которые вещают друг на друга

· производитель продает программу одной компании, а она их потом направо и налево отдает, чтобы на всю страну вещали

· главный предмет распространения — реклама (Си-Би-Эс распространяет общенациональную рекламу, а деньги делит с местными станциями) ® сети окупаются

· всего в США более 800 телестанций (они, как правило, либо принадлежат сети, либо ассоциируются с ними)

3 блока в каждом выпуске в каждом выпуске новостей: национальные + международные + местные. Сети распространяют новостные программы с “дырками”, в которые на местах вставляют свои новости. Ведцщий — персонификация новостей. Его функции: назвать главную новость, дать ей оценку, провести слушателя по карте новостей (это не я придумала, это Ясен Николаевич сказал!) — сначало появилось на американском ТВ, а все остальные потом у них сперли. У ведущего своя группа сотрудников, которая готовит ему материалы. А вообще-то он говорит немного, но чоень веско.

В 60е годы осуществили переход к суточному вещанию, хотя с коммерческой точки зрения выгодно вещать только вечером (ночная, дневная и утренняя реклама дают вместе меньше дохода, чем вечерняя). Эй-Би-Си первая догадалась вещать утром — “Доброе утро, Америка!”

Телевизионный год = теаатральный год: а летом повторяют лучшие программы, остаются только новости. А присуждение “Оскара” приурочено к концу телсезона (конец апреля).

А еще сети заключили между собой соглашение о добросовестной конкуренции: самые выгодные контракты делили поровну, так, чтобы никто не смог выиграть от перестановки программ.

В середине 80-х годов структура телеаудитории США претерпела существенные изменения. Они были обусловлены как причинами, общими для всей американской экономики, так и рядом тенденций, появившихся в пропагандистском бизнесе. Приводившаяся администрацией Рейгана политика дерегулирования имела своим следствием многочисленные слияния и поглищения, усиление концентрации во всех сферах деловой активности. Слияние Эй-Би-Си с “Кэпитл ситиз”, поглощение монополией “Дженерал Электрик” Эр-Си-Эй (и принадлежвшей ей Эн-Би-Си), приход к власти в Си-Би-Эс Лоуренса Тиша, который спас корпорацию от враждебного поглощения Тэдом Тернером, но взамен стал ее ккрупнейшим акционером и президентом — все эти события произошл буквально одно за другим. То есть произошла резкая ломка устоявшихся форм собственности и управления в трех ведущих телесетях.

Но одновременно проявились и последствия других явлений. К середине 80-х отчасти благодаря техническим новшествам, но не в меньшей степени дерегулированию, альтернативные виды ТВ стали реальной силой, с которой сети оказались вынуждены считаться. Кабельное ТВ, прямое спутниковое вещание, массовое распространение видеоаппаратуры, значительный рост числа независимых станций, увелчение объема синдицированных программ привело к распределению аудитории и рекламы.

Кабельное ТВ (КТВ): 1) большее, чем у эфирных сетей, количество каналов + лучшее качество изображения; 2) из-за новых технических возможностей появились компании, которые делают программы специально для каьельного телевидения. Первоначально КТВ развивалось как средство для передачи эфирных программ в маленьких городках или отдаленной сельской местности, где не было уверенного приема телесигнала. В середине 70-х гг, с созданием компании “Хоум бокс оффис”, началась эра программ, предназначенных специально для кабельного ТВ. Раширение выбора программ ® постепенное распространение КТВ и в крупных городах. КТВ не было изолировано от эфирного. По нему передавались сигналы местных и региональных станций, кроме того, они могли принимать через спутники и передачи более отдаленных станций, то есть произошло увеличение выбора программ. Перераспределение аудитории и увеличение объема рекламы на КТВ. Около 50 программных компаний КТВ. За некоторым исключением эти компании поставляли специализированные программы, рассчитанные на удовлетворение интересов определенных категорий зрителей: MTV, спортивно-развлекательные, религиозные, финансовые, детские каналы.

Спутниковые антенны: установка частных антенн началась в 1976 году. Первоначально устанавливали в отдельных районах для получения сигнала эфирного ТВ.

В 80-е годы произошел резкий рост числа независимых станций: 1) там жесткая конкуренция и борьба за рекламу; 2) отвлекали часть зрителей телесетей, хотя рост их аудитории не был пропорционален увеличению числа станций. Но чем меньше город, тем меньше у него шансов иметь независимую станцию и тем больше там смотрят кабельное ТВ. Как правило, из всех коммерческих станций в регионе самые слабые — независимые. У них сравнительно маломощный сигнал, который может приниматься на небольшом расстоянии, ограниченная аудитория, следовательно, невысокие доходы от рекламы. Лишенные возможности получать сетевые программы, независимые станции стали объединяться в кооперативы, консорциумы, своего рода мини-сети. Еще в 1975 году телестанция “Tribune Co” WPIX вместе с несколькими другими создала информационный кооператив. Для сбора и распространения информациииспльзовалась спутниковая связь. В 1980 г. Та же станция сделала следующий шаг — членам кооператива стала предлагаться ежевечерне полностью готовая получасовая программа внутренних и международных новостей. Служба, которая называется “ Independent network news” (ИНН), поставляет программы независимым станциям на бартерной основе, то есть они ничего не платят, а расходы возмещаются продажей времени в этих программах национальным рекламодателям.

Пресса Франции

2 этапа развития печати Франции: после войны все старые газеты закрыты и запрещены ® созданы демократические и социалистические газеты. В 1947 году снято лимитиррование на бумагу (после войны был бумажный кризис) ® открылись новые газеты частных крупных предпринимателей. Сила капитала. Сформировалась система прессы, принадлежащей крупным корпорациям, фаьрикам и банкам, сныжения влияния партийной прессы.

1944 - 1958 — Четвертая республика. Преобладает левая пресса, с 1948г - увеличение экономических трудностей. 1958 — кризис, связанный с колониальной политикой: когда зашла рачь о предоставлении независимости Алжиру, восстали военные, там расквартированные. Де Голль предложил изменить избирательный закон — малые партии утратили свое внимание. Началась Пятая республика. А Де Голль активно использовал ТВ в своей прдвыборной компании — ввод ТВ в политику.

1958 - 1968 — введены ограничения на ввоз американской полиграфической продукции. Студенты потребовали “очеловечивания” государства. Потом к студентам присоединились рабочие. Де Голль объявил выборы после забастовки мусорщиков.

1969 - 1985 — “сожительство” правых с левыми (причем примерно поровну). Жискар д’Эстен выступил с предложением приобщить граждан к информатике, он придавал важую роль коммуникации. Миттеран стал первым президентом социалистов. Предпринимаются шаги, чтобы допустить частный капитал на ТВ и радио. Тенденция к концентрации прессы, уменьшение тиража газет, появление новых журналов.

Вопрос 35. СМИ ФРГ в 1949-1985 гг

про телевидение и радио — см. Вопрос 36.

50-е годы — развитие, в основном, коммерческой (надпартийной) прессы: экономическое ослабление политических партий — узкопартийные газеты получают все меньше реламы. Итого: развиваются газеты с партийными идеями, но только ориентирующиеся на партию, но не являющиеся их рупорами. Стемление уйти от прямых и грубых оценок, появляются разные подходы к оценке явлений, событий и всяких там тенденций.

50-60е гг — партийная пресса постепенно отходит на второй план и становится, в основном, еженедельной.

Надрегиональные газеты: “Frankfurter Rundschau”(1945) и “Süddeutsche Zeitung”(1950) — левый центр, “Frankfurter Allgemeine Zeitung” (FAZ) — консервативная (ХДС).

В Германии трехэлементная система прессы:

· общенациональная массовая газета ”Бильд”

· надрегиональная качественная пресса (“Франкфуртер Рундшау”, “Зюддойче Цайтунг”, “ФАЦ”, “Ди Вельт” — их всего четыре)

· местная пресса — земель и отдельных городов. При самом минимальном тираже и минимальной территории они называются локальными. Тираж у них в среднем 35-40 тысяч, но даже в самой мелкой дыре у них есть несколько конкурирующих газет.

Особености немецкой модели: массовее всего бульварная пресса, надрегиональная пресса (4 газеты) — элитарная, защищает интересы регионов.

Развитие коммерческой прессы ® концерны. Прежде всего — Шпрингер. До 1985 года Шпрингер был ведущим владельцем прессы.

Очень мощное развитие издательского дела — концерн Бертельсмана. Он влияет и на газетное производство, выходит на первое место среди предпрятий Германии. Крупнейший по обороту капитала ® инвестиции в газеты и журналы, скупает иностранные издательства.Крупнейшиий мировой издатель.

Издательство Шпрингера — специализированная научная литература (монополист).

Таким образом, в Германии 2 крупных концерна + более мелкие (“Грюнер” и др.). Эти два концерна печати воздействуют и на видеорынок и частное ТВ. В 1984 году Бертельсман вкладывает деньги в РТЛ ® немецкое частное коммерческое ТВ ® эпоха частного ТВ.

Особенности развития журналов: под воздействием американских образцов.

1946 — “Шпигель” - журнал новостей, основное внимание обращает на анализ и комментарии. Расследовательская журналистика (“все скандалы начинаются в “Шпигеле”), у них есть свои связи с архивами и доступ к ним. “Шпигель” организует сеть контактов, которая обеспечивает ему доступ к скандальным материалам от судов до налоговой полиции и контрразведки. При всем этом “Шпигель” имеет репутацию серьезного издания: он принимает утечки, но только достоверные и проверенные. Высокая степень достоверности материалов.

А вообще у немцев крупная и стройная система журналистики.

Вопрос 36. Телевидение ФРГ

Когда после 1945 года в западногерманских оккупационных зонах началась дискуссия о том, каким должно быть в будущем телерадиовещание, то все ее участники сошлись на том, что необходимо избежать злоупотреблений. Поэтому они предлагали следующее:

· пытаясь предотвратить повторную одностороннюю политизацию радио со стороны той или иной господствующей партии, они не дали себе права включать телерадиостанции в область государственной исполнительной власти или делать его зависимым от нее;

· они также не хотели подгонять программы под желания действующей через рекламу экономики, как это имеет место в коммерческом телевидении США, нацеленном на предполагаемые "массовые вкусы". Поэтому этот вид СМИ должен по возможности полностью не зависеть от доходов от рекламы, или же эта зависимость должна быть минимальной.

Ответственные лица из числа союзников, а также немцев надеялись избежать и той, и другой опасности, избрав организационной формой самостоятельные телерадиокомпании публично-правового характера. Общественно-правовой статус радиотелевизионных организаций был закреплен в Основном законе страны.

Эти учреждения были созданы в результате принятия земельных или федеральных законов или заключения государственных договоров. Они были освобождены от ведомственного специального контроля, но не от государственного правового надзора. Телерадиокомпании публично-правового характера были облечены правами на самоуправление и финансировались за счет абонементной платы (размер которой устанавливается земельными парламентами и закреплен в государственном договоре), а также частично за счет доходов от показа рекламы.

Общественно-правовой статус телерадиокомпаний означает, что телевидение не может принадлежать непосредственно государству или какой-либо партии. Оно также не может быть коммерческим предприятием, ибо должно "контролироваться общественностью", осуществлять свою деятельность "в полной независимости, объективно, и должно ограждаться от всякого влияния".

Было создано "Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ" (ARD), в которое вошли все не частные телерадиостанции за исключением "Второй программы немецкого телевидения" (ZDF). Отдельные земельные телерадиокомпании транслируют свои собственные программы, соответственно:

· до восьми программ (включая земельные программы) радио;

· одну программу по региональному телевидению, частично вместе с другими станциями;

· одну программу по третьему каналу, также частично совместно с другими станциями.

Нельзя обойти тот факт, что общественно-правовой статус западногерманского телевидения — несомненное достижение демократических сил страны. Если в печати ФРГ безраздельно господствуют концерны прессы, среди которых один только Аксель Шпрингер контролирует около 90% тиража надрегиональных газет, то в области телевидения монополистическим кругам приходится в той или иной мере считаться с дарованным ТВ статусом.

Каждая из стран-союзниц — США, Франция, Великобритания — начала заново создавать вещательные центры на оккупированных территориях, беря за основу модели организации радио- и телевещания в собственной стране. Этим можно объяснить тот факт, что региональные телерадиоцентры ФРГ не везде соответствуют земельной структуре государства.

В британской оккупационной зоне была создана централизованная Северо-Западная немецкая радиотелевизионная организация для земель Гамбург, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. Именно гамбургский телецентр первым в ФРГ начал регулярные телепередачи в канун рождественских праздников 1952 г. Подобный же вещательный центр — Юго-Западный — был основан на территории французской оккупационной зоны (земли Баден, Рейнланд-Пфальц, Вюртемберг-Гогенцоллерн). Американское командование, напротив, учредило самостоятельные радиотелевизионные организации для каждой земли: Южнонемецкую (для земли Баден-Вюртемберг), Баварскую (Бавария), Гессенскую (Гессен). Даже Бремен получил автономный вещательный центр, поскольку его территория в то время была анклавом США внутри британской оккупационной зоны. Все эти вещательные организации находились под полной опекой оккупационных властей. Они не имели еще ни узаконенного статуса, ни определенных зон вещания, ни достаточных финансовых средств для развития технической базы.

Формально передача верховной власти над СМИ земельными правительствами фиксировалась статьей 30 Основного закона страны, принятого 23 мая 1949 года. Но определенные шаги в этом направлении были сделаны несколько раньше. Новый радиотелевизионный земельный закон первым приняло правительство Баварии: 10 августа 1948 года была официально учреждена "организация общественного права" — "Баварское радио и телевидение". Позднее вступили в силу:

· закон, утвердивший в Штуттгарте (земля Баден-Вюртемберг) "Южнонемецкую радиотелевизионную организацию" (ноябрь 1950),

· государственный договор о создании Юго-Западного вещательного центра, заключенный правительствами земель Баден, Рейнланд-Пфальц и Вюртемберг-Гогенцоллерн в августе 1951 года,

· закон о Западно-немецкой радиотелевизионной организации в Кельне (май 1954),

· государственный договор о Северонемецкой радиотелевизионной организации, который подписали в феврале 1955 года главы правительств земель Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и города Гамбурга,

· закон об организации радиотелевизионных передач в земле Саар от 2 декабря 1964 года.

В начале 50-х годов правительство Аденауэра предложило бундестагу "Проект закона о соблюдении общих задач в области радиовещания и телевидения". Утверждение этого проекта фактически означало бы полное подчинение телевидения государственному аппарату, поэтому проект принят не был. Потерпев неудачу с переводом ТВ на государственные рельсы, Аденауэр стал всячески поддерживать план создания телесети на частнохозяйственной основе, который пытались осуществить союзы западногерманских предпринимателей. В письме премьер-министру земли Рейнальд-Пфальц канцлер утверждал, что "подлинное соревнование программ и дополнительная возможность информации будут лучше всего обеспечены в том случае, если частные общества откроют вторую телевизионную программу".

Земельные радиотелевизионные организации, основавшие в 1950 году "Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ", выпускали в то время — начиная с ноября 1954 года — единую, впоследствии названную первой общенациональную программу. Федеральное министерство почты поспешило зарезервировать канал для готовящейся второй программы. Которая должна была, по словам представителя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, "за пределами границ представлять немецкий народ как единое целое". Правительство обязалось оплатить все расходы, связанные с подготовкой программы к выпуску, а дальнейшее ее финансирование должно было осуществляться через доходы от рекламы. Вопрос упирался лишь в принятие соответствующего закона об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Германское телевидение", которому и были бы переданы все полномочия по созданию второй телепрограммы. Канцлеру пришлось приложить максимум усилий, чтобы "протащить" в парламенте проект нового "Закона о радиовещании и телевидении". В ноябре 1960 года, после продолжавшихся целый год бурных баталий в бундестаге, доработанный и частично измененный проект был окончательно утвержден в качестве "Закона о создании радиотелевизионных организаций на федеральном уровне". Новый закон вступил в силу 16 декабря 1960 года.

Однако этот закон натолкнулся на решительное сопротивление демократической общественности страны, а также некоторых земельных парламентов. Сначала гамбургские власти, а затем и правительства Гессена, Бремена и Нижней Саксонии подали жалобы в Федеральный конституционный суд, считая, что учреждение общества "Германское телевидение" противоречит конституции страны, предоставляющей все права в области организации и выпуска программ радио и телевидения земельным парламентам. Федеральный конституционный суд уже 17 декабря 1960 года постановил запретить трансляцию второй программы вплоть до вынесения им окончательного решения. Судебное разбирательство было назначено на 28 февраля 1961 года. Эта дата вошла в историю развития западногерманского телевидения как день знаменитого "решения по делу о телевидении". В нем были недвусмысленно подтверждены общественно-правовой статус западногерманского телевидения и компетенция земель в решении вопросов земельной политики. Общество "Германское ТВ" подлежало ликвидации, так как его учреждение было признано актом, противоречащим конституции. В этом же постановлении Федерального конституционного суда было отмечено, что ответственность за создание второй общенациональной телевизионной программы возлагается на правительства земель. В июне 1961 года премьер-министры земель подписали договор об учреждении общественно-правовой организации "Второе немецкое телевидение", которой и были переданы все материалы, связанные с подготовкой программ, и техническое оборудование, находившиеся в распоряжении "Германского телевидения".

В ФРГ функционирует восемь радиотелевизионных организаций, готовящих и передающих в эфир как радио, так и телепрограммы: Северонемецкая (NRD, Гамбург), Западнонемецкая (WDR, Кельн), Баварская (BR, Мюнхен), Юго-Западная (SWF, Баден-Баден), Гессенская (HR, Франкфурт-на-Майне), Южнонемецкая (SDR, Штуттгарт), Саарская (SR, Саарбрюкен) и Бременская (RB, Бремен). Все они объединены в Объединение публично-правовых телерадиокомпаний ФРГ (ARD), которое, в частности, координирует работу отдельных центров по созданию первой западногерманской телевизионной программы (входящие в ARD телеорганизации выпускают также региональную третью программу, основное содержание которой составляют учебно-образовательные циклы, а также передачи разных жанров, рассчитанные на различные группы зрителей). Вторю программу обслуживает так называемое Второе немецкое телевидение (ZDF), которое, в отличие от названных выше станций, является надрегиональной организацией, созданной, как уже отмечалось, на основе договора между всеми земельными правительствами.

В 1964 году телеорганизации, входящие в ARD, заключили соглашение, которое определило долю участия каждой региональной станции в создании общей (первой) программы телевидения. Согласно этому документу, наибольшую лепту в общий объем передач первой программы вносит Западнонемецкая телекомпания — 25%. Доля участия Северонемецкой телекомпании составляет 20%, Баварской — 17%, Гессенская, Юго-Западная и Южнонемецкая должны заполнять каждая по 8% вещательного времени, а Саарская и Бременская — по 3%. В первой программе отведено время и основной западно-берлинской вещательной станции "Свободный Берлин", которая включена в ARD на правах самостоятельной радиотелевизионной организации.

"Обязательные доли" участия отдельных телеорганизаций ARD в строительстве общей программы не всегда пропорциональны числу абонентов, приписанных к каждой региональной телесети и вносящих за пользование ТВ ежемесячную плату, которая служит основным источником финансов для телестанции. Для того, чтобы как-то уравнять шансы телестанций в отработке их "обязательной доли", премьер-министры земель заключили соглашение и сбалансировании финансов между телерадиоорганизациями ARD. Это соглашение, вступившее в силу с января 1970 года, как бы разделило все вещательные центры на две группы — "дающих" и "берущих". Первые должны отчислять часть средств от абонементной платы в общий котел, создавая тем самым фонд для сбалансирования финансов, из которого и получают средства "берущие". Доходы от рекламные влияют существенно на бюджет станций, входящих в ARD. Каждая телеорганизация имеет право передавать рекламу лишь по 20 минут шесть раз в неделю (кроме воскресенья) и только в рамках региональных программ. Решение об этом было принято в июле 1962 года.

Что касается ZDF, то оно значительную часть расходов по созданию программ, до 40%, покрываются за счет рекламы. Хотя продолжительность рекламных передач на втором канале также не превышает 20 минут в день, но одна минута рекламы на ZDF стоит более чем в 10 раз больше, чем одна минута рекламы на ARD. Кроме того, телекомпании-члены ARD отчисляют до 30% доходов от абонементной платы.

Все технические средства, кроме студийного оборудования, принадлежит федеральной почте.

Деятельность каждой телевизионной организации (включая и ZDF) контролируют и направляют два главных общественно-правовых органа: радиот********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************ески принадлежит контрольным органам. Все законы и межземельные договоры предусматривают, что в двух главных контрольных органах телекомпаний должны быть "соразмерно представлены все общественно важные силы". Большинство мест в контрольных органах радиотелевизионных организаций и ZDF фактически принадлежит представителям земельных правительств, ведущих политических партий, промышленных объединений и церкви. Кроме того, земельным правительствам предоставляется право делегировать на заседания рундфункратов по одному представителю. В радиотелевизионных законах утверждается, что все члены рундфункратов, выполняя свои задачи, должны оставаться политически неангажированными. В структуре радиотелевизионных советов некоторых вещательных центров представлены университеты земель, евангелическая и католическая церкви, еврейские культовые общины, объединения преподавателей гимназий, союзы предпринимателей, молодежные и спортивные организации и другие общественные организации и институты.

У правительства есть особые права прямого контроля, оговоренные в радиотелевизионных законах и договорах. Так называемые земельные счетные палаты имеют право контролировать финансовые дела телеорганизаций (за исключением Южнонемецкой, где годовой бюджет проверяют общественные контролеры, выбираемые рундфункратом). Правительствам земель предоставлена также возможность контроля над "правильным осуществлением предписаний", законов и договоров вплоть до предъявления иска в земельный административный суд.

Телекомпании должны "давать зрителям всеобъемлющую информацию о немецкой действительности и объективный взгляд на мировые события" (Директивы ZDF); "содействовать международному взаимопониманию, призывать к миру и социальной справедливости, защищать демократические свободы" (Договор об учреждении Северонемецкой радиотелевизионной организации), "обеспечивать представителям различных направлений одинаковое время в эфире" (Закон о Баварской радиотелевизионной организации). И, наоборот, телестанции не имеют права "служить какой-либо одной политической партии или группе, одному вероисповеданию или мировоззрению" (Закон о Западнонемецкой радиотелевизионной организации).

 

 

Вопрос 24. СМИ США и маккартизм (обобщить)

1948 году было суждено стать решающим годом в становлении телевидения как средства массовой коммуникации. За 1948 год число работающих станций увеличилось с 7 до 23, аудитория выросла в 40 раз. Все сети вели регулярные передачи, которые с введением в строй ретрансляторов стали доступны не только восточному побережью, но и Среднему Западу. Наиболее значительным событием для телевидения в 1948 году стали передачи со съездов демократической и республиканской партий и освещение президентских выборов, в котором телевидение заявило о себе как о новом, мощном средстве пропаганды. С этого времени у политических партий, прежде всего у правого крыла республиканской партии, возник постоянный интерес к телевидению.

Вместе с ростом аудитории росла и роль телевидения в создании атмосферы массового психоза, в запугивании населения «коммунистическим заговором». Провалы внешнеполитического курса администрации Трумэна сделали ее постоянной мишенью для критики со стороны боровшейся за голоса избирателей республиканской партии, которая занялась поиском коммунистического шпионажа в правительстве и, следовательно, в партийном аппарате демократов. В феврале 1950 года (года промежуточных выборов в конгресс) сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти заявил, что он располагает списком из 205 коммунистов, работающих в госдепартаменте. Имя малоизвестного сенатора тут же появилось на страницах крупнейших газет, о нем заговорили радио и телевидение. Так началась карьера Маккарти, вокруг которого стали объединяться ультраправые силы.

К 1950 г. была выработана система преследования инакомыслящих среди работников ТВ. В июне 1950 г. в промаккартистски настроенном еженедельнике «Каунтэррэттэк» был опубликован доклад о «коммунистической» фильтрации на радио и телевидении под названием «Красные каналы». В докладе было указано 151 имя деятелей искусства, от которых потребовали или уйти с работы, или доказать свою приверженность антикоммунизму.

Преследования коснулись и владельцев телестанций, от которых Федеральная комиссия связи стала требовать присягу о лояльности. Она решила не выдавать лицензии всем так или иначе связанным с коммунистами. Таким образом, страх телекомпаний за собственную судьбу стал одной из причин столь быстрого распространения идей маккартизма.

Другой причиной успеха Маккарти на телевидении можно считать его умение использовать погоню журналистов за сенсациями. Как только одно разоблачение проваливалось, он выступал с новым. Телевизионные сети ограничивались простым цитированием высказываний Маккарти, которые в глазах рядового зрителя его сенаторское звание возводило в ранг официальной точки зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.076 с.)