Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Концентрация печати в странах Запада в 1945-1985 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
За истекшие полвека газетный и радиотелевизионный бизнес Запада находился в постоянном движении. Открывались и закрывались сотни и тысячи предприятий, возникали новые газеты, радиостанции и телецентры. Общий тираж ежедневных газет в капиталистических странах за 30-40 лет увеличился по крайней мере в 1.5 раза. С одной стороны, неуклонное сокращение количества ежедневных, с другой — увеличение общего тиража газет. Таким образом, можно сделать только один вывод — выпуск газет контролируется в руках все уменьшающегося числа издателей. В этот период пресса, телевидение, кино испытали процесс монополизации, принявший здесь даже более яркие формы, чем во многих других отраслях производства. Решающую роль в процессе монополизации играет экономический фактор: основание любого нового пропагандистского предприятия невозможно без вложения крупного капитала, которым обладают только владельцы предприятий-монополистов. Газеты и журналы США, Англии и Франции можно видеть в киосках многих стран Западной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Не только производство, но и распределение газет и журналов нередко находится в руках одних и тех же концернов. Из 200 миллионов экземпляров, составляющих общий тираж ежедневных газет, около половины сходит с печатных станков, принадлежащих 2-3 десяткам монополий. Если попытаться произвести приблизительную классификацию капиталистических пропагандистских предприятий по формам владения и распоряжения основным капиталом, то выявятся следующие основные группы: · фамильные тресты и немонополизированные газетные предприятия, в которых право владения или контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного или того же круга владельцев; · многоотраслевые концерны, или так называемые цепные монополии, то есть цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой одним контролирующим финансовым интересом; · побочные пропагандистские предприятия, являющиеся частью смешанных монополистических интересов, а также ответвлением финансового или промышленного бизнеса. Особняком стоят кооперативно-паевые объединения, созданные пропагандистскими монополиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь — телеграфные агентства), и государственные предприятия и учреждения пропаганды или полугосударственные корпорации. Фамильные и немонополизированные предприятия Все они выросли в многоотраслевые концерны прессы и радио, в которых нередко лишь принадлежность контрольного пакета акций указывает на фамильное происхождение собственности, а остальной капитал распределен между присоединившимися акционерами. Процесс монополизации резко видоизменил систему "единоличного" газетного хозяйства. Однако сохранились немонополизированными в первую очередь влиятельные органы печати со сложившимся узким кругом читателей. Наиболее типичным примером в течение 185 лет служила лондонская "Таймс". В октябре 1969 года "Таймс" стала частью большой газетно-радио-телевизионной монополии лорда прессы Томсона. Даже самые крупные ставки за рекламу не уберегли "Таймс" от конкуренции монополий. Все подобные издания сохранили свою индивидуальность благодаря умению приспособиться к запросам определенной группы читателей, которые в свою очередь компенсируют газете ее усилия тем, что создают ей избранную клиентуру для высокооплачиваемой рекламы. Аналогичного положения сумели добиться и некоторые провинциальные газеты США, которые обслуживают сразу целые зоны, или "регионы". К их числу следует отнести "Вашингтон пост энд Таймс Геральд", "Лос-Аджелес Таймс", "Сан Франциско Кроникл" и т.д. В Японии это газеты типа "Киото симбун". в Канаде — "Глоб энд Мейл", В Швеции — "Свенска Дагбладет". Многим небольшим провинциальным газетам удается избежать монополизации за счет сохранения постоянного круга рекламодателей. Определенной части немонополизированных газет удается отстоять свое существование благодаря субсидиям и дотациям, получаемым от государственных, религиозных или партийных учреждений. Это особенно характерно для прессы Италии, Швеции, Швейцарии. Во многих странах Латинской Америки субсидирование "независимых" газет част осуществляется по каналам иностранных монополий, эксплуатирующих природные богатства данной страны. Многоотраслевые концерны и "цепные" монополии Пример "Таймс" — наглядная иллюстрация того, как трудно даже самой авторитетной газете не быть вовлеченной в "цепную реакцию" слияния капиталов. В Великобритании процесс монополизации прессы в отличие от США определяется той особенностью, что столичные (или, как их называют, национальные) СМИ обслуживают читателей по всей стране. английская печать оказалась практически поделенной между четырьмя монополиями (их продукция включает не только газеты, но и книги). Общая сумма капиталов этих монополий — свыше 200 миллионов фунтов стерлингов — превышают капиталы всех остальных газетных издательств, вместе взятых. В США репутацию одного из родоначальников семейных монополий имеет концерн Херста, созданный в конце 19 века. До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. В собственности Уильяма Рандольфа Херста-младшего сейчас находится 11 ежедневных газет, две воскресные газеты и одна еженедельная газета (совместно со Скриппс-Говардом). Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров. Концерн Скриппс-Говарда в США имеет даже более старинную родословную, чем херстовский. У его истоков стояли Э.Скриппс, основавший в 1878 году "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1983 году руководителем треста стал его партнер Говард. Сыновья обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении — 18 газет, в том числе "Вашингтон дейли ньюс". Общий разовый тираж газет Скриппс-Говарда превышает 3.5 миллиона экземпляров. Кроме того, концерну принадлежит 3/4 акций одного из крупнейших информационных агентств США — "Юнайтед пресс интернешнл". В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны. Поэтому наряду с концентрацией газет крупных городов в руках магнатов первой величины в штатах наблюдалась следующая картина постепенного перехода большого числа местных газет в руки больших и малых (в том числе семейных) трестов. В ФРГ наиболее крупным владельцем СМИ является Аксель Шпрингер, начавший свою деятельность на этом поприще в 1946 году с издания небольшой газеты "Нордвестдойче Хефте". В том же году он получил лицензию на издание иллюстрированного еженедельника "Хёр цу". В 1962 году его тираж превысил 4 миллиона экземпляров. Первая ежедневная газета Шпрингера вышла в 1948 году — "Гамбургер Абендблатт". Более широкую известность получила вышедшая в 1952 году ежедневная "популярная" газета "Бильд", созданная по образцу американских и английских "газет-копеек". В 1953 году Аксель Шпрингер купил "на корню" издательство "Вельтферлаг". В результате он стал владельцем "солидной" прессы: ежедневной газеты "Ди Вельт", еженедельника "Ди Вельт ам Зоннтаг", а также дюссельдорфской "Миттаг". В 1954 году Шпрингер стал владельцем еженедельника "Бильд ам Зоннтаг", позднее — субботней газеты "Дас нойе Блатт", журналов "Квик" и "Ревю". Разовый тираж всех изданий Шпрингера равен примерно 15 миллионов экземпляров. Практически 9/10 тиража ежедневных "надрегиональных" газет, а также 4/5 тиража воскресных газет контролируется Шпрингером. Во Франции одним из примеров "цепного" бизнеса может служить концерн Чино дель Дука, в руках которого находится ежедневная газета "Пари-жур", около десятка еженедельных и ежемесячных журналов для женщин и молодежи, кинокомпания и ряд книжных фирм. Монополия Эмильена Амори контролирует ежедневную газету "Паризьен либере". 4 еженедельника, 2 периодических издания, 2 провинциальных газеты и спортивную газету "Экип". Особняком среди крупных монополистов стоят концерны, созданные путем совместного вклада капиталов несколькими монополистами. В США к этой категории относятся концерны печати "Макгроу Хилл паблишинг компани" и "Маккол корпорейшн". Во Франции основным примером концерна, созданного путем совместных капиталовложений нескольких крупных монополистов, является трест "Ашетт", который захватил монополию на продажу газет и книг. Часть капиталов этого треста принадлежит "Банку де Пари э де Пэи-Ба", а также инвесторами из группы Ротшильда. После второй мировой войны правительство было вынуждено было реорганизовать трест, с тем чтобы замаскировать факт монополизации распространения печати. Было создано кооперативное общество "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". На долю треста "Ашетт" осталось 49% капитала "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". Всего в руках этого треста находятся акции около 30 французских газет. К этому основному бизнесу треста "Ашетт" следует также прибавить его соучастие в различных предприятиях рекламы, кино, радио, телевидения, книжной торговли, в издательствах, типографиях, на писчебумажных фабриках. Побочные монополии Классический пример того, как монополия прессы стала побочной монополией промышленности — американская телерадиокомпания Эн-Би-Си ("Нэшнл бродкастинг корпорейшн"). Еще в тридцатые годы фирма по производству радиооборудования RCA основала на свои капиталы радиовещательную станцию. Впоследствии, начав массовое производство телевизоров, она захватила ведущие позиции также в трансляции телевизионных передач через передатчики NBC. От этой компании зависит свыше 200 местных телекомпаний. В то же время RCA неуклонно расширяла свой основной бизнес, получая огромные доходы от продажи военному ведомству электронного и другого оборудования. Аналогичные примеры врастания финансово-промышленного капитала в сферу СМИ прослеживается и в других странах. Вопрос 13. Развитие радиовещания в странах Запада в 1945-1985гг + Вопрос 40. Развитие радиовещания в 1945-1985гг Во время второй мировой войны радио было важным элементом пропаганды и информации, не было перерыва в развитиии. В 50е годы проихошло второе рождение радио: изобрели транзистор (вместо ламп). В 70е годы — массовое производство портативных радиоприемников, появляются портативные и переносные приемники на батарейках ®приемники в автомобилях, можно слушать в дороге — “важное развлечение для тех, кто любит шумы”. Изменение возможности доставки радиосигнала ® стерео, FM. Итого: увеличение шансов радиовещания в борьбе за лидерство среди СМИ. С 6 до 8.30 утра радио преобладает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.009 с.) |