Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Развитие общественно-правового и коммерческого телевидения и радиовещания в Великобритании в 1945-1985 гг.

Поиск

В 1922 г. «Маркони компани» выпустила в эфир первую радиопередачу в Англии. Уполномочило ее на это британское Почтовое управление, следуя пожеланиям радиолюбителей и компаний, производящих радиооборудование.

В 1925 г. указом парламента был создан комитет под председательством Крофорда для определения политики в области радиовещания. Было решено, что отдавать новое средство массовой информации в частные руки опасно, а подчинить его целиком правительству противоречило бы принципам свободы слова. Поэтому решено было оставить Британскую вещательную компанию (созданную в конце 1922 г. «Маркони компани» совместно с «Дженерал электрик» и другими производителями радиооборудования) единственным вещательным институтом страны, но юридически гарантировать, что оно будет «общественной», а не «правительственной» компанией. Финансироваться она должна была исключительно за счет сбора платы с радиослушателей, а не путем коммерческой рекламы. Так были заложены основы общественно-правового телевидения Великобритании.

На основе рекомендаций комитета Крофорда была разработана и 1 января 1927 г. издана Королевская хартия – официальный документ, легший в основу деятельности Британской вещательной корпорации (Би-би-си). Согласно Хартии, политику радиовещания Би-би-си должен был определять Совет попечителей, члены которого назначаются королем. Совет должен был следить за тем, чтобы деятельность корпорации отвечала интересам всего британского общества, а не той или иной партии, даже если она является правящей. Би-би-си, таким образом, оказалась, с одной стороны, отделенной от госаппарата, а с другой, связанной с ним, так как монарх назначал членов Совета попечителей по рекомендации правительства.

2 ноября 1936 г. Би-би-си начала регулярные регулярное телевизионное вещание.

С началом второй мировой войны телевизионное вещание было приостановлено и возобновилось только в 1946 г. Но ввиду ограниченности средств и прикованности внимания руководства корпорации к радиовещанию, оно в первые послевоенные годы было лишено возможности быстро развиваться. Тем не менее его аудитория росла. Если в 1947 г. в домах англичан было всего 14560 телевизоров, то в 1948 г. – уже 126567.

Впервые аудитория телевидения превысила аудиторию радио 2 июня 1953 г., когда показывали коронацию Елизаветы II. По данным исследования 1954 г., абонентская плата поступала к тому времени уже от 3,2 мл. телезрителей, что означало охват телевидением около 20% всех квартир и частных домов Великобритании (показатель скромный для США, но очень хороший для стран Западной Европы).

В 1951 г. пришедшее к власти правительство консерваторов приняло решение ввести на телевидении рыночные принципы конкуренции и свободы выбора, и по этому поводу завязалась политическая борьба. Правое крыло консервативной партии выступало за развитие рыночных сил на телевидении, лейбористская оппозиция высказывалась против, отстаивая ту политику вещания, принципы которой были заложены комитетом Крофорда. В июле 1954 г. консервативным большинством был принят акт о вещании, разрешивший выдачу лицензий коммерческому телевидению, которое должно было финансироваться с помощью рекламы. С этого момента Би-би-си стала действовать в условиях конкуренции.

В сентябре 1955 г. лицензии получили 2 первые компании, которые вещали на Лондон – «Ассошиэйтед Редифьюжн» и «Ассошиэйтед Бродкастинг Компани». Формирование сети коммерческого, или независимого телевидения (ITV) продолжалось до 1962 г., после чего Великобритания была поделена на 14 регионов вещания, приблизительно соответствовавших регионам вещания Би-би-си.

В условиях конкуренции в 1957-58 гг. Би-би-си стала включать в свои программы телевизионные игры и развлекательную смесь (но более высокого уровня, чем у независимого телевидения). Кроме того, Би-би-си поняла необходимость лоббистской деятельности, представления докладов в различные комитеты и комиссии (как парламентские, так и непарламентские), участия в многочисленных дискуссиях о будущем телевидения с представителями как правящей, так и оппозиционной партий, дабы быть уверенной в том, что при определении политики в области вещания голос самой корпорации будет услышан. В результате Би-би-си не только избежала критики, но и добилась от него (в качестве компенсации за необходимость приспосабливаться к конкуренции со стороны коммерческого телевидения) разрешения на создание второго канала общественного телевидения.

В 1964 г. начал вещать 2-й канал общественного телевидения – Би-би-си-2. Он, как и все новые каналы, столкнулся с рядом серьезных трудностей: ничтожные размеры аудитории, высокие расходы на производство программ. На те же деньги, собираемые с телезрителей (очередной повышение платы произошло только в 1965 г.), Би-би-си теперь должна была теперь содержать два канала вместо одного.

К этому добавились технические трудности. Би-би-си-2 должен был осуществлять вещание на более высоких частотах. К тому же, в 1966 г. он стал первым в Великобритании каналом, начавшим осуществлять цветное вещание (на Би-би-си-1 и ITV – 3 года спустя).

Поэтому Би-би-си-2 начал вещание в весьма скромных размерах – сначала только в Лондоне, потом в других крупных городах. Объем вещания Би-би-си-2 долгое время был весьма скромным: всего по 4 часа в сутки, в вечернее время. Специфической чертой Би-би-си-2 было то, что все программы каждого вечера были объединены общей темой.

По мере того, как аудитория телевидения росла, аудитория радиовещания сокращалась. Дополнительный удар по радиовещанию нанесли пиратские радиостанции, передававшие музыку для молодежи с кораблей, расположившихся за пределами трехмильной территориальной зоны. В 1967 г. для борьбы с этими радиостанциями Би-би-си создала собственную радиостанцию, которая транслировала популярную музыку. Она получила название «Рэйдио-1». В том же году начало создаваться местное радиовещание Би-би-си.

В 1971 г. новое правительство Великобритании учредило местное коммерческое радио. По его мнению, это должно было привести к большей жизнеспособности радиовещания в условиях конкуренции.

1970-е гг. называют «золотым веком» телевидения Великобритании. Становление 2-го канала Би-би-си позволило создать относительно устойчивое равновесие между общественным и коммерческим телевидением. Британская телеаудитория к тому времени разделилась между ними приблизительно пополам (из доли Би-би-си 40% приходилось на Би-би-си-1 и 10% -- на Би-би-си-2). Сложившимся равновесием были довольны как руководители Би-би-си, т.к. деньги, собираемые со зрителей, давали возможность содержать два канала и собирать у экранов половину аудитории, так и рекламодателей коммерческого TV, которые могли быть уверены, что их рекламу увидят 50% телезрителей.

Однако стабильность «золотого века» объясняется не только балансом между общественным и коммерческим телевидением, но и таким же балансом между серьезными и развлекательными программами в каналах. Общественное телевидение не стремилось быть только информационным и образовательным, а коммерческое не ограничивалось только развлечениями.

В 1970-е гг. Би-би-си-2 окончательно нашел свое место в системе британского телевидения: он стал «культурным» каналом, каналом для элиты. Его обычные программы – опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательная программа «Открытый университет» и т.п. Даже когда Би-би-си-2 передает телевизионные игры, он сохраняет свой «интеллектуальный тон».

В начале 1980-х начал работу 4-й канал эфирного телевидения. К пуску нового канала подготовилось и руководство Би-би-си. Чтобы не потерять аудиторию, Би-би-си-2, соперником которого должен был стать новый канал, начал показывать состязания по популярной тогда игре в бильярд. Это резко повысило рейтинг Би-би-си-2 и позволило сохранить ненарушенным общий баланс между общественным и коммерческим телевидением. Но теперь этот баланс был поставлен на новую основу. В британском телевещании было отныне 2 общественных и 2 коммерческих канала. Причем два из них – Би-би-си-1 и 3-й канал коммерческого телевидения—предназначались для широкой аудитории, а два других -- Би-би-си-2 и 4-й коммерческий канал – для различных меньшинств. Би-би-си-2 – просто для образованного меньшинства, 4-й коммерческий – для этнико-национальных меньшинств, меньшинств по интересам (любителей оперы, джаза, охоты, рыбной ловли).

В 1980-е гг. развитие эфирного телевидения пошло уже не по пути увеличения количества каналов, а по пути расширения времени вещания. Эта экспансия началась в 1983 г. открытием на Би-би-си утренней программы «Время завтрака», за которой последовало создание аналогичной программы на ITV («Доброе утро, Британия!»), во многом копировавшей американскую «Доброе утро, Америка!». Эти программы, начинавшиеся в 630 и заканчивавшиеся в 830-930 утра, были рассчитаны на информирование и развлечение людей, собирающихся на работу и представляли собой коктейль из выступлений артистов, мультфильмов, полезных советов и т.п. Все это перемежалось выпусками новостей и репортажами о крупнейших событиях. Несмотря на то что первой вещание в утреннем эфире начала Би-би-си, рейтинг программы коммерческого телевидения оказался выше: «Доброе утро, Британия!» смотрели 73% аудитории.

Вопрос 25. СМИ Великобритании в 1945-1985 гг + дополнение к вопросу о типологии английской прессы

Печать:

в 1958-59 году происходит активный передел собственности в печати: входят новые капиталы, в том числе инострнанные (канадские и австралийские). Особенно активный передел массовой прессы: Дэйли Экспресс, Дэйли Миррор. Для печати были особенно важны 70-80е годы, когда канадский магнат Рой Томпсон открыл свои подразделения в Великобритании. Купил газеты “Scottsman”, “Sunday Times”, самая могущественная газета “Times”, олицетворяющая устои английского общества, впервые оказалась в руках канадца (1966). С переходом в руки Томпсона она частично утрачивает свое влияние и позиции ведущей элитарной газеты. До того она чисталась проправительственной и была рассчитана на определенную аудиторию. На первой полосе были личные объявления: кто родился, кто жениля, некрологи. По этим объявлениям можно было судить о круге читателей газеты. “Таймс” делала английскую политику: часто ее статьи становились основой законопроектов и тезисов политики правительства. С переходом в другие рукименяется внешний вид, Томпсон пытался сделать из нее прибыльную газету ® сделать ее более массовой ® изменение стиля (язык, до этого понятный только выпускникам Оксфорда, стал более простым). Это движение “Таймс” в сторону массовой прессы было довольно опасным, потому что она утратила качество главной политической газеты и соответственно изменилось ее место в структуре английской прессы: она лишилась части своей аудитории и постоянной рекламы В 1978 году “Таймс” купил Руперт Мэрдок, для которого она стала первой качественной газетой (до этого он владел только массовйой прессой).

Место главной качественной газеты занимает “Файненшнл Таймс”, бывшая до этого специалахированной газетой финансистов.

Раньше у них была следующая иерархия консервативных газет: Таймс (для самых богатых и образованных) ® Дейли Телеграф (консервативная, но более массовая) ® Дейли Экспресс (для тех, кто работает в офисе) ® Дейли Миррор (для близких к физическому труду). После изменений в “Таймс” ее аудитория перешла к “Файненшнл Таймс” и либеральной “Гардиан” (это единственная английская газета, которая поддерживает лейбористов и либералов).

ТВ: вещание начато до войны, восстановлено в 1946 году. Впервые аудитория ТВ превысила аудитрию газет 2 июня 1953 года, в день коронации Елизаветы II, которую в Великобритании смотрели 20 млн чел.

Дуальная система телевидения: общественно-правовое Би-Би-Си и частное Ай-Ти-Ви. Частное вещание активно развивалось, к нему подключались владельцы пабов: она ставили у себя в заведении телевизор, и народ смотрел там футбольные матчи (это у них национальное развлечение такое) ® таким образом ТВ стало элементом внесемейного врямяпрепровождения.

Вопрос 26. Особенности концентрации английской печати В Великобритании процесс монополизации прессы определяется той особенностью, что столичные (или, как их называют, национальные) СМИ обслуживают читателей по всей стране: английская печать оказалась практически поделенной между четырьмя монополиями (их продукция включает не только газеты, но и книги). Общая сумма капиталов этих монополий — свыше 200 миллионов фунтов стерлингов — превышают капиталы всех остальных газетных издательств, вместе взятых.

К примеру, концерн "Ассошэйтед пресс" выпускает две национальные ежедневные газеты ("Дейли мейл" и "Дейли скетч"), вечернюю лондонскую газету "Ивнинг ньюс", 11 провинциальных ежедневных газет. Капитал концерна — 20 миллионов фунтов. Разовый тираж только ежедневных газет — пять с половиной миллионов экземпляров, то есть 16% всего тиража ежедневных газет Великобритании.

Концерн "Интернешнл паблишинг корпорейшн", основанный Сесилем Кингом, наследником магната печати лорда Нортклифа, также одного из семьи Хармсвортов, представляет собой крупнейший из всех когда-либо существовавших концернов печати. Капитал концерна равен 127 миллионов фунтов стерлингов. Он издает ежедневную национальную газету "Дейли миррор" и филиалом в Шотландии ("Дейли рекордер"), национальную газету "Сан", две воскресные газеты ("Санди миррор" и "Пипл"), 230 различных периодических изданий и т.д. Доля этого концерна в разовом тираже журналов составляет свыше 40 миллионов экземпляров. Это почти вся продукция массовых иллюстрированных журналов Великобритании, общая читательская аудитория которых насчитывает около 27 миллионов человек.

Компания "Бивербрук ньюспейперс" лорда Бивербрука (с капиталом 11.4 миллионов фунтов) объединяет одну центральную ежедневную газету ("Дейли экспресс"), одну лондонскую ежедневную газету ("Ивнинг стандард") и одну вечернюю газету в Глазго ("Ивнинг ситизэн"). Доля этого концерна в разовом тираже ежедневных газет — 15 процентов, в разовом тираже воскресных газет — 12%.

Концерн "Томсон организейшн", принадлежащий канадцу Рою Томсону, контролирует в Англии две воскресные газеты ("Санди Таймс" и "Санди сан"), ежедневную газету "Таймс", 15 ежедневных и свыше 20 еженедельных провинциальных газет. Общее число газет, находящихся под контролем Томсона, в том числе в Канаде и США, равняется 169, радиостанций — 15, телестанций — 16.

В Газетно-журнальном деле Англии особняком стоят компании "Аргус пресс" и "Юнайтед ньюспейперс". Первая занимается изданием разного рода технических и специализированных журналов. Вторая концентрирует в своих руках выпуск большого количества провинциальных газет, преимущественно вечерних и еженедельных. Обе компании принадлежат финансисту Г.Дрейтону и являются небольшой частью его разветвленного бизнеса, который включает электротехническую компанию, строительную фирму, золотодобычу и банковское дело.

Пресса Франции

2 этапа развития печати Франции: после войны все старые газеты закрыты и запрещены ® созданы демократические и социалистические газеты. В 1947 году снято лимитиррование на бумагу (после войны был бумажный кризис) ® открылись новые газеты частных крупных предпринимателей. Сила капитала. Сформировалась система прессы, принадлежащей крупным корпорациям, фаьрикам и банкам, сныжения влияния партийной прессы.

1944 - 1958 — Четвертая республика. Преобладает левая пресса, с 1948г - увеличение экономических трудностей. 1958 — кризис, связанный с колониальной политикой: когда зашла рачь о предоставлении независимости Алжиру, восстали военные, там расквартированные. Де Голль предложил изменить избирательный закон — малые партии утратили свое внимание. Началась Пятая республика. А Де Голль активно использовал ТВ в своей прдвыборной компании — ввод ТВ в политику.

1958 - 1968 — введены ограничения на ввоз американской полиграфической продукции. Студенты потребовали “очеловечивания” государства. Потом к студентам присоединились рабочие. Де Голль объявил выборы после забастовки мусорщиков.

1969 - 1985 — “сожительство” правых с левыми (причем примерно поровну). Жискар д’Эстен выступил с предложением приобщить граждан к информатике, он придавал важую роль коммуникации. Миттеран стал первым президентом социалистов. Предпринимаются шаги, чтобы допустить частный капитал на ТВ и радио. Тенденция к концентрации прессы, уменьшение тиража газет, появление новых журналов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.011 с.)