Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи с использованием строкового типа данных.

Поиск

В этом классе задач приходится оперировать таким типом данных, как строки, проводить преобразования строковых данных в числовые и наоборот.

Задача 3.1

Для заданной строки символов проверить, является ли она симметричной или нет. (Симметричной считается строка, которая одинаково читается слева направо и справа налево).

Задача 3.2

Для заданной строки символов проверить, является ли она палиндромом (симметричной с точностью до пробелов) или нет.
Например, палиндромами являются цепочки:
АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА
(Предполагается, что все буквы строки - прописные).

Задача 3.3

Для заданной строки символов определить сумму всех входящих в неё цифр.

Задача 3.4

Для заданной строки символов вычислить произведение входящих в эту строку целых чисел (без учета их знаков). Например, для строки "kjjjkkj 2. 5 jkjn,,,hfd 45 jgfvjlkfdii 10, 2 hfhg" произведение 2*5*45*10*2=9000.

Задача 3.5

Для заданной строки символов вычислить сумму входящих в неё цифр, причем знак очередного слагаемого должен быть противоположным знаку предыдущего слагаемого.
Например:
Для строки "asdd 1 vnb 24 vnf 63 vbn,- 5 h- 2 kk"
Сумма S=1-2+4-6+3-5+2= -3.

Задача 3.6

Для заданной строки символов найти наибольшее записанное в этой строке целое число (без учета знака числа). Например, для строки "sdfvgsd1.9fdmjgvb-15.2dnj05" наибольшее целое число 15.

Задача 3.7

Для заданной строки определить все входящие в неё символы. Например: строка "abccbbbabba" состоит из символов "a","b" и "с".

Задача 3.8

Задана строка символов. Среди литер этого текста особую роль играет знак #, появление которого означает отмену предыдущей литеры текста; k знаков # отменяют k предыдущих литер (если такие есть) Напечатать строку с учетом роли знака #. Например, строка "VR#Y##HELO#LO" должна быть напечатана в виде: "HELLO".

Задача 3.9

Задана строка символов. Определить, какой символ встречается в этой строке подряд наибольшее число раз. В ответе указать символ, образующий самую длинную последовательность, длину последовательности и номер символа, с которого она начинается.
Например, в строке "asadddbbbbababaaaaaahhgg" символ a образует последовательность длиной в 6 символов, начиная с символа с номером 15.

Задача 3.10

Для заданной строки символов, состоящей из строчных букв и пробелов, определить слово наибольшей длины, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву. Например: строка - "револьвер системы наган", слово - "револьвер".

Задача 3.11

В символьной строке имеются круглые скобки. Проверить, правильно ли они расставлены.

Задача 3.12

Заданы две строки. Определить, являются ли они анаграммами, то есть одна строка получена из другой перестановкой букв.
Например:
строки "БУК" и "КУБ" или "СОЛЬ" и "ЛОСЬ" являются анаграммами.

Задача 3.13

Вспомним игру: "Придумай слово", в которой из букв слова-донора составляют другие слова. Например, из слова МОНИТОР можно получить МОТОР, РОТ, ТИР и др. Вхождение каждой буквы в новое слово допускается не более того числа раз, с каким она входит в слово-донор.
Пусть дана последовательность слов, разделенных пробелами в виде строки символов. Известно, что первое слово в этой строке является донором. Выбрать из оставшихся слов последовательности те, которые можно получить из заданного слова-донора.

Задача 3.14

Задана строка символов, содержащая два или более слов, разделенных пробелами. Написать программу, меняющую местами все четные и нечетные слова в строке, предполагая, что за один раз можно менять местами не более двух символов.

Решения задач

Задача 3.1

Проще всего в этой задаче определить длину строки n, организовать цикл по номеру символа в строке и сравнивать попарно первый символ с последним, второй - с предпоследним и т.д. Если хотя бы одна пара различна, то строка не симметричная. Так как просматривается сразу пара символов, то в цикле будет m = n div 2 повторений. Для запоминания результата просмотра введем переменную k (k будет равна 0, если строка симметрична и 1 иначе).
Программа, решающая эту задачу, будет иметь вид:

var s:string;i,k,n,m:integer;begin readln(s); n:=length(s); k:=0; m:=n div 2; for i:=1 to m do if s[i]<>s[n-i+1] then k:=1; if k=0 then writeln('Строка симметрична') else writeln('Строка несимметрична');end.

Задача 3.2

Если удалить из заданной строки все пробелы, то задача сведется к предыдущей.

Задача 3.3

Так как все цифры от 0 до 9 располагаются в таблице кодировки компьютера подряд, то проще всего проверить, является ли символ s[i] цифрой, можно с помощью неравенства '0'<=s[i]<='9' (на Паскале (s[i]>='0')and(s[i]<='9')). Для преобразования строки в число в Паскале используется процедура val(s,v,k), где s - строка (или символ), v - переменная числового типа, куда будет занесён результат преобразования, k - переменная целочисленного типа, которая принимает значение 0, если преобразование строки в число прошло успешно.

Задача 3.4

Пусть s - строка. Обозначим длину строки - l. Организуем цикл, в котором будем проверять, является ли очередной символ цифрой, если да, то организуем новый цикл, в котором будем формировать строку sn, состоящую из цифр (очередное целое число). Потом преобразуем sn в число и вычислим произведение. Программа на Паскале, реализующая данный алгоритм, будет иметь следующий вид (переменная p в этой программе используется для накапливания значения произведения, переменная kod - для хранения кода результата преобразования строки в число):

var sn,s:string; l,k,kod:integer; v,p:real;begin writeln('Введите строку'); readln(s); l:=length(s); p:=1; k:=1; repeat sn:=''; while (s[k]>='0')and(s[k]<='9')and(k<=l) do begin sn:=sn+s[k]; k:=k+1; end; if sn<>'' then begin val(sn,v,kod); p:=p*v; end; k:=k+1; until k>l; writeln(' p=',p);end.

Задача 3.8

Обозначим s - исходную строку, l - длину этой строки. Для решения создадим ещё одну строку s1(вначале пустую). Далее организуем цикл по номеру символа в строке s. Если очередной символ не #, то добавим его к строке s1, если это знак # и строка s1 не пустая, то удалим из неё последний символ.
Программа, реализующая данный алгоритм, будет иметь следующий вид:

var s,s1:string; dl,i,k:integer;begin writeln('Введите строку'); readln(s); dl:=length(s); s1:=''; k:=0; for i:=1 to dl do if (s[i]='#')and(k<>0) then begin delete(s1,k,1); k:=k-1; end else begin k:=k+1; s1:=s1+s[i]; end; writeln(s1);end.

Задача 3.10

Пусть s - заданная строка. Для решения данной задачи определим длину строки l и организуем цикл по номеру символа i. Символ строки является первым символом некоторого слова в том случае, когда он сам не является пробелом, и либо он - первый символ строки, либо слева от него стоит пробел. Если мы нашли первый символ некоторого слова, то запомним его номер и организуем цикл, в котором найдем номер последнего символа этого слова (символ будет последним в слове либо тогда, когда после него стоит пробел, либо когда он последний символ строки). Если последний символ слова совпадает с первым символом этого слова, и длина слова наибольшая из всех найденных, запомним эту длину и номер первого символа этого слова.
В приведенной программе введены следующие обозначения:
max - переменная, в которой запоминается текущая максимальная длина найденного слова; k - переменная, в которой поочередно запоминается номер первого символа каждого слова; koord - переменная, в которой хранится номер первого символа слова с максимальной длиной.

var s:string; koord,k,i,n,max:integer; fst:char;begin writeln('Введите строку'); readln(s); n:=length(s); max:=0; i:=1; while i<=n do if (s[i]<>' ')and((i=1)or(s[i-1]=' ')) then begin k:=i; while (i<n)and(s[i+1]<>' ') do i:=i+1; if (s[i]=s[k])and(i-k+1>max) then begin koord:=k; max:=i-k+1; i:=i+1; end; end else i:=i+1; if max<>0 then begin writeln(' max=',max); for i:=0 to max-1 do write(s[koord+i]); end else writeln('Такого слова нет') end.

Задача 3.11

Обозначим K - число левых скобок, M - число правых скобок, тогда, на каждом шаге подсчета скобок, должно выполняться условие: K>=M. После подсчета всех скобок должно выполниться условие K=M.

Задача 3.14

Имеется несколько путей решения этой задачи. Для упрощения предположим, что строка не начинается и не заканчивается пробелом и что между словами в строке стоит ровно по одному пробелу. Пусть известна пара слов, которую необходимо переставить, и - номера первой и последней букв в первом слове, и - номера первой и последней букв во втором слове. Рассмотрим способ, в котором для перестановки слов будем использовать следующий алгоритм:
Запишем буквы первого слова в обратном порядке (поменяв первую с последней, вторую с предпоследней и т.д.).
Например, из строки получим dcba efghi.
Потом аналогичным образом переставим буквы второго слова:
из строки получим dcba ihgfe.
Для получения окончательного результата необходимо записать буквы полученного словосочетания в обратном порядке:
Из строки получим efghi abcd (что и требовалось получить).
Таким образом, для перестановки двух слов достаточно написать подпрограмму, которая меняет в заданной строке порядок букв на противоположный (инвертирует строку), и вызвать эту подпрограмму для первого слова, второго слова и всего словосочетания.
Обозначим invert(k,l) - процедуру, которая записывает в заданной строке s символы с k-того по l-й в обратном порядке, тогда программа, решающая задачу, будет иметь вид:

var s:string; i,n,m1,m2,l1,l2:byte;procedure invert(k,l:byte);var i:byte; ch:char;begin for i:=k to ((l+k) div 2) do begin ch:=s[i]; s[i]:=s[l+k-i]; s[l+k-i]:=ch; end;end;beginwriteln('Введите строку'); readln(s);i:=0; n:=0;m1:=1;m2:=1;l1:=1;l2:=1;while i<length(s) dobegin i:=i+1; if (s[i]=' ')or(i=length(s)) then begin n:=n+1; if n=1 then begin m2:=i-1; l1:=i+1 end else begin n:=0; if i=length(s) then l2:=i else l2:=i-1; invert(m1,m2);invert(l1,l2);invert(m1,l2); m1:=i+1 end endend;writeln(s)end.

Задачи повышенной сложности

Задача 4.1

В круге стоят N человек (рис.). Они пронумерованы от 1 до N. Поочередно из круга начинает выходить каждый третий человек. Это продолжается до тех пор, пока в круге не останется последний человек. Определить его номер.
Например, если в круге стояло 7 человек, то его поочерёдно покинут 3, 6, 2, 7, 5, 1. Оставшимся будет человек, стоявший на 4 месте.

 

Задача 4.2

Вывести на экран цифры числа 31000. Если попытаться получить число непосредственно умножением, компьютер выдаст сообщение об ошибке.

Задача 4.3

Написать программу для умножения двух чисел, количество цифр в каждом из которых может достигать 100. Например, для умножения вида:
9278969345897569872365*5705782370079678659.

Задача 4.4

Сообщество роботов живет по следующим законам: один раз в год они объединяются в полностью укомплектованные группы по 3 или 5 роботов (причем число групп из 3 роботов - максимально возможное). За год группа из 3 роботов собирает 5, а группа из 5 - 9 новых собратьев. Каждый робот живет 3 года после сборки. Известно начальное количество роботов (К>7), все они только что собраны. Определить сколько роботов будет через N лет.

Задача 4.5

На квадратном клетчатом листе бумаги 8x8 клеток заштрихована часть клеток (пример на рисунке). Определить вписанный в решётку прямоугольник максимальной площади, не содержащий заштрихованных клеток. В качестве ответа вывести площадь прямоугольника и координаты его двух противоположных вершин. (Предполагается, что прямоугольник с максимальной площадью один.)
Для приведенного примера координаты вершин (3,4) и (7,6), площадь 15 клеток.

 

Задача 4.6

На квадратном клетчатом листе бумаги n на m клеток нарисовано несколько фигур, каждая из которых состоит только из целых клеток. Различные фигуры не накладываются и не соприкасаются (пример на рисунке). Определить фигуру максимальной площади. (В качестве ответа вывести площадь фигуры и координаты одной из её точек. Предполагается, что фигура с максимальной площадью одна.)
Например, на листе 8 на 8 клеток:

Площадь фигуры равна 6. Координаты одной из её клеток (2,3).

Задача 4.7

Подсчитайте количество одно-, двух-, трёх- и четырехпалубных кораблей, расположенных на поле для игры "Морской бой". Корабли не могут быть изогнутыми и друг с другом не соприкасаются. Поле для игры задается в виде таблицы 10x10, каждый элемент которой равен либо 0, если клетка свободна, либо 1, если занята.

Задача 4.8

Лабиринт задан в виде матрицы размером n на m. Стенам лабиринта соответствуют единицы, проходам - нули. Определить, можно ли из точки с координатами (i 1, j 1) попасть в точку с координатами (i 2, j 2). Для усложнения задачи можно предложить указать самый короткий путь из заданной точки, причем из всех путей одинаковой длины выбирать путь с наименьшим числом поворотов.

Задача 4.9

На рисунке изображен треугольник из чисел. Вычислите наибольшую сумму чисел, расположенных на пути, начинающемся в верхней точке треугольника и заканчивающемся на его основании. Каждый шаг на пути может идти вниз по диагонали влево или вниз по диагонали вправо. Число строк в треугольнике больше1 и не больше100. Треугольник составлен из целых чисел от 0 до 99.

Задача 4.10

Имеется n населенных пунктов, пронумерованных от 1 до n. Некоторые пары пунктов соединены дорогами (в том числе дорогами с односторонним движением). Определить, можно ли попасть по этим дорогам из одного заданного пункта в другой. (Для усложнения задачи можно предложить указать все возможные пути без петель и тупиков из одного пункта в другой).

Задача 4.11

Заданы две фразы. Определить наибольшую последовательность отличных от пробелов символов, входящую в обе фразы в одном и том же порядке. Например, в предложениях:
ПРИШЛА ВЕСНА и РАСТАЯЛ СНЕГ такая последовательность - Р,А,С,Н.

Задача 4.12

В морском порту города Владивостока хранятся N контейнеров (N - чётное число). Для погрузки контейнеров на судно, чтобы обеспечить равномерную загрузку, их необходимо разделить на две половины так, чтобы их массы были максимально близки. Решить эту задачу, предполагая, что информация о массах контейнеров (в тоннах) хранится в массиве M(N). В качестве ответа указать номера контейнеров одной половины и получаемые массы для каждой из половин.
Например:
Если M(6)=(10, 15, 18, 20, 16, 14), то одну половину составят 1, 4, 5 контейнеры (другую 2, 3, 6). Масса первой группы m1=10+20+16=46 т., масса второй группы m2=15+18+14=47 т.

Задача 4.13

На шахматной доске необходимо расставить 8 ферзей так, чтобы они не угрожали друг другу.

Задача 4.14

На шахматной доске размером 4x4 клетки расставить 4 ладьи так, чтобы они не угрожали друг другу. Определить все такие расстановки (всего их будет 24).

Решения задач

Задача 4.2

Для записи больших чисел удобно использовать массивы, записывая цифры числа как элементы массива. Оценим количество цифр, необходимых для записи 31000:
32 = 9; 31000 = (32)500 = 9500 10500.
Таким образом, в записи этого числа будет менее 500 цифр.
Запишем вначале в массив только число 3 и далее будем умножать его поэлементно на 3 нужное число раз, учитывая перенос из разряда в разряд, возникающий при умножении.
Программа, решающая эту задачу, может быть записана, например, так:

const stp=1000;var i,j,k,prn,x:integer; a:array [1..500] of integer;begin a[500]:=3; prn:=0; for i:=2 to stp do for j:=500 downto 1 do begin x:=a[j]*3; a[j]:=(x+prn) mod 10; prn:=(x+prn) div 10; end; k:=1; while (a[k]=0) do k:=k+1; for i:=k to 500 do write(a[i]:1); writeln

end.

Здесь stp - степень, в которую возводится число 3, a[500] - массив, в котором хранятся цифры полученного числа, prn - перенос из разряда в разряд. Объём вычислений в данной программе можно значительно сократить, если каждый раз умножать на 3 не весь массив a, а только его занятую часть.

Задача 4.3

Принцип решения этой задачи такой же, как и у предыдущей. Результат умножения двух стозначных чисел будет не превышать по размеру 200 знаков (т.е. для хранения результата понадобится массив из 200 элементов). Для ввода исходных чисел удобно использовать строковый тип данных.

Задача 4.4

Рассмотрим следующий вариант решения. Создадим массив R(3), где R1, R2, R3 - количество роботов соответствующего возраста. Тогда общее количество роботов S= R1+ R2+ R3. Обозначим x - количество троек, y - количество пятерок, которое можно сформировать из общего числа роботов (идея разбиения на тройки и пятерки рассмотрена в задаче 1.5). Каждый год роботы стареют, общее количество роботов увеличивается на 5x+9y и уменьшается на R3 (число роботов, проживших 3 года). Программа решения может быть записана так:

var k,i,n,p:integer; s,x,y:longint; r:array [1..3] of longint;begin write('Начальное количество роботов k='); readln(k); write('Число лет n='); readln(n); r[1]:=k; r[2]:=0; r[3]:=0; s:=k; for i:=1 to n do begin x:=s div 3; p:=s mod 3; if p=0 then y:=0 else if p=1 then begin x:=x-3; y:=2 end else begin x:=x-1; y:=1 end; r[3]:=r[2]; r[2]:=r[1]; r[1]:=5*x+9*y; s:=r[1]+r[2]+r[3]; end; writeln('s=',s)end.

В этой программе использовался тип longint, предназначенный для хранения больших целых чисел (до 2147483647). Это связано с тем, что общее число роботов увеличивается очень быстро. Так, например, если начальное число роботов - 10, то через 10 лет их будет 143702.

Задача 4.5

Представим лист бумаги в виде числовой матрицы А(8x8). Обозначим заштрихованные клетки единицами, а чистые - нулями.
Данную программу удобно реализовать, используя подпрограммы. Напишем подпрограмму, которая проверяет, есть ли в прямоугольнике с координатами левой верхней вершины (i1,j1) и координатами правой нижней вершины (i2,j2) заштрихованные клетки (т.е. элементы, равные 1).

function prov(a:matr;i1,j1,i2,j2:integer):boolean;var i,j:integer;begin prov:=true; for i:=i1 to i2 do for j:=j1 to j2 do if a[i,j]=1 then prov:=false;end;

Эта функция будет возвращать значение "истина" (true), если заштрихованных клеток в рассматриваемом прямоугольнике нет, и "ложно" (false) - в противном случае.
В основной программе организуем два попарно вложенных цикла: в первом цикле будут изменяться координаты верхнего левого угла рассматриваемого прямоугольника, во втором - координаты нижнего правого угла. Если в прямоугольнике нет заштрихованных точек, то вычислим его площадь, и если она является максимальной, запомним её и координаты противоположных вершин этого прямоугольника. Часть основной программы, реализующая данный алгоритм, будет иметь следующий вид:

maxs:=0; for i1:=1 to n do for j1:=1 to n do for i2:=i1 to n do for j2:=j1 to n do begin s:=(i2-i1+1)*(j2-j1+1); if prov(a,i1,j1,i2,j2)and(maxs<s) then begin maxs:=s; maxi1:=i1; maxj1:=j1; maxi2:=i2; maxj2:=j2; end; end;writeln(' s=',maxs);writeln('(',maxi1,',',maxj1,')', '(',maxi2,',',maxj2,')');

Здесь maxs - площадь полученного прямоугольника, (maxi1, maxj1) - координаты его левой верхней вершины, (maxi2, maxj2) - координаты его правой нижней вершины.

Задача 4.6

Подобные задачи достаточно просто реализуются с использованием рекурсии. Решение построим следующим образом: представим лист в виде числовой матрицы А(nxm). Обозначим заштрихованные клетки единицами, а чистые - нулями. Напишем рекурсивную процедуру, которая определяет площадь заштрихованной фигуры и заменяет клетки уже просмотренной фигуры двойками (чтобы не просматривать эту фигуру ещё раз). В основной программе организуем цикл перебора всех элементов матрицы. Если очередной элемент равен 1 (ещё не просмотренная фигура), то будем вызывать процедуру определения площади этой фигуры).
Процедура рекурсивного определения площади фигуры будет иметь вид:

procedure zaliv(i,j:byte; var s:integer);begin a[i,j]:=2; s:=s+1; if (i+1<=n)and(a[i+1,j]=1) then zaliv(i+1,j,s); if (j+1<=m)and(a[i,j+1]=1) then zaliv(i,j+1,s); if (j-1>0)and(a[i,j-1]=1) then zaliv(i,j-1,s); if (i-1>0)and(a[i-1,j]=1) then zaliv(i-1,j,s);end;

Здесь n и m - число столбцов и строк в рассматриваемой матрице, i, j - координаты найденной клетки фигуры, s - переменная, в которой накапливается площадь фигуры. Процедура учитывает найденную клетку в площади, потом проверяет, заштрихована ли клетка, которая расположена ниже просматриваемой (если это не последняя строка), и если да, то рекурсивно вызывается с этой клетки, потом тот же процесс повторяется для клеток расположенных справа, слева и сверху от рассматриваемой. Рабочая часть основной программы будет иметь вид:

max:=0; im:=0; jm:=0;for i:=1 to n dofor j:=1 to m do if a[i,j]=1 then begin s:=0; zaliv(i,j,s); if s>max then begin max:=s; im:=i; jm:=j; end; end;writeln('Smax=',max,' im=',im,' jm=',jm);

Здесь max - переменная, в которой хранится максимальная площадь фигуры, im, jm - координаты первой найденной точки этой фигуры.

Задача 4.8

Наиболее простым способом решения задач по поиску пути является рекурсивный поиск. Его алгоритм во многом аналогичен рассмотренному в задаче 4.6.
Пусть A(nxm) - матрица, задающая лабиринт (1 - стена, 0 - проход). Напишем процедуру рекурсивного перемещения по лабиринту. Путь прохода будем отмечать цифрами, начиная с 2 (2, 3, 4 и т.д.). Пусть на k -том шаге мы попали на клетку с координатами (i, j). Если это та клетка, путь до которой необходимо было отыскать (с координатами (i2, j2)), то задача решена. Необходимо распечатать матрицу с отмеченным путем и прекратить выполнение программы. Если нет, то необходимо проверить, можно ли перейти на соседнюю клетку (справа, слева, сверху или снизу), и если возможно, то вызвать процедуру перемещения уже с этой клетки. Если перехода на соседнюю клетку нет, то необходимо очистить исходную клетку, чтобы её можно было использовать в других вариантах при поиске пути. Обозначим move(i,j,k) - процедуру рекурсивного перемещения (i, j - номер клетки, k - номер шага), writematr - процедуру, распечатывающую матрицу A, тогда программа, реализующая предложенный алгоритм, может быть записана следующим образом:

const n=4; m=5;type matr=array [1..n,1..m] of integer;{Матрица, задающая варианты прохода. 1-стена; 0-проход.}const labir:matr=((1,0,0,0,1), (0,0,1,0,1), (1,0,0,0,0), (0,0,1,0,0));var a:matr; i1,j1,i2,j2,f:byte; k:integer;procedure writematr;var i,j:byte;beginfor i:=1 to n do begin for j:=1 to m do write(a[i,j]:3,' '); writeln; endend;procedure move(i,j:byte; k:integer);begin a[i,j]:=k; k:=k+1; if (i=i2)and(j=j2) then begin writematr; f:=1; halt end else begin if (i+1<=n)and(a[i+1,j]=0) then move(i+1,j,k); if (j+1<=m)and(a[i,j+1]=0) then move(i,j+1,k); if (j-1>0)and(a[i,j-1]=0) then move(i,j-1,k); if (i-1>0)and(a[i-1,j]=0) then move(i-1,j,k); end; a[i,j]:=0; k:=k-1;end;begin a:=labir; writeln('Координаты i1, j1'); readln(i1,j1); writeln('Координаты i2, j2'); readln(i2,j2); f:=0; k:=2; if(a[i1,j1]=1)or(a[i2,j2]=1) then writeln ('Неверные координаты') else move(i1,j1,k); if f=0 then writeln('Прохода нет');end.

Здесь - labir - матрица-константа 4x5, задающая пример лабиринта, f - переменная, через которую отслеживается, есть ли проход из начальной точки в конечную или нет, процедура halt - стандартная процедура, которая прекращает выполнение программы.
Если взять в качестве начальной точки точку с координатами (4, 1), в качестве конечной - точку с координатами (1, 4), то рассмотренная программа выдаст следующий вариант прохода:

1 0 0 8 1
0 0 1 7 1
1 4 5 6 0
2 3 1 0 0

Задача 4.11

Для решения этой задачи рассмотрим стандартную задачу перебора всех возможных сочетаний элементов некоторого массива. Пусть X(n) - массив с элементами 1, 2, … n (массив номеров). Напишем программу, которая на основе этого массива генерирует все подмножества номеров, состоящие из m элементов.
Например, при n=5, m=3. X(5)=(1,2,3,4,5)
Подмножества из 3-х номеров: (1,2,3), (1,2,4), (1,2,5), (1,3,4), (1,3,5), (1,4,5), (2,3,4), (2,3,5), (2,4,5), (3,4,5). Порядок перебора, рассмотренный в примере, называется лексикографическим. Такой порядок подобен расположению слов в словаре: сначала сравниваются первые буквы, потом вторые и т.д. Всего сочетаний из n элементов по m будет (см. задачу 2.3), то есть .
Для упрощения структуры программы напишем процедуру, которая печатает первые m элементов массива X(n) (предположим, что массив описан глобально):

procedure printm(m:integer);var i:integer;begin for i:=1 to m do write(x[i],' '); writeln;end;

Далее рассмотрим функцию, которая на основе очередного сочетания получает следующее по порядку сочетание:

function posl(m:integer):boolean;var j,f:integer;label 10,20;begin f:=0; posl:=true; for j:=m downto 1 do if x[j]=n+j-m then f:=j else begin inc(x[j]); goto 10 end;10: if f<>0 then if f=1 then begin posl:=false; goto 20 end else for j:=f to m do x[j]:=x[f-1]+j-f+1;20:end;

Эта функция возвращает значение "истина" (true), если переданное сочетание не последнее (для рассмотренного примера: (1,3,4) или (2,4,5)), и значение "ложь" (false), если переданное в функцию сочетание последнее (для рассмотренного примера - (3,4,5)). Функция использует только первые m элементов массива X(n). В первом цикле проверяется, можно ли увеличить какой-либо из элементов массива (начиная с последнего). Если можно увеличить последний (m-й) элемент, то он увеличивается, служебной переменной f присваивается значение 0, и происходит выход из функции (например, из последовательности (1,2,4) получается последовательность (1,2,5)). Если последний элемент уже нельзя увеличить (например, последовательность (1,4,5)), то находится элемент, который еще можно увеличить (в данном случае 1), этот элемент увеличивается, а во втором цикле вслед за ним выстраиваются остальные (таким образом, из (1,4,5) получим (2,3,4)). В этом случае в f сохраняется номер элемента, следующего за увеличенным.
Программа, печатающая все сочетания из n элементов по m (при n=5, m=3), будет иметь вид:

const n=5;var x:array[1..n] of integer; m,j:integer;…{Описание процедур printm и posl}…beginm:=3;for j:=1 to m do x[j]:=j;repeat printm(m);until not posl(m);end.

Удобство написанной функции в том, что, для получения всех возможных сочетаний из n номеров достаточно добавить в основную часть программы цикл по m:

begin for m:=n downto 1 do begin for j:=1 to m do x[j]:=j; repeat printm(m); until not posl(m); end;end.

Для решения основной задачи необходимо удалить из обеих строк пробелы, далее перебирать в порядке убывания длины сочетания из букв одной строки и проверять, входят ли они в другую (если да, то решение найдено). Программа, решающая задачу, будет иметь вид:

const k=255;var x: array [1..k] of integer; m,n,j: integer; s1,s2,s: string;label 1;…{Описание процедуры posl}…procedure prints(m:integer);var i:integer;begin write(m,': '); for i:=1 to m do write(s1[x[i]]); writeln; readln;end;function spc(s:string):string;var str:string; i:integer;begin str:=''; for i:=1 to length(s) do if s[i]<>' ' then str:=str+s[i]; spc:=str;end;function equal(m:integer):boolean;var i,j:integer;begin j:=1; for i:=1 to length(s2) do if (s1[x[j]]=s2[i])and(j<=m) then j:=j+1; if j>m then equal:=true else equal:=false;end;begin writeln('Введите первую строку'); readln(s1); writeln('Введите вторую строку'); readln(s2); s1:=spc(s1); s2:=spc(s2); if (length(s2)<length(s1)) then begin s:=s1; s1:=s2; s2:=s end; n:=length(s1); for m:=n downto 1 do begin for j:=1 to m do x[j]:=j; repeat if equal(m) then begin prints(m); goto 1; end; until not posl(m); end;1:end.

В этой программе процедура prints печатает найденную последовательность символов и её длину, функция equal проверяет, входит ли очередная последовательность, составленная из символов одной строки в другую, функция spc удаляет из переданной в неё строки пробелы.
Работу полученной программы можно значительно ускорить, если добавить в неё часть, в которой перед началом перебора из обеих строк удалялись бы те символы, которые встречаются только в одной из них. (Например, заданные в условии строки после такого преобразования приняли бы вид: РЛАЕСНА и РАСАЛСНЕ).

Задача 4.13

Эта задача решена во многих книгах по программированию (например, в [4,5]). Так как ферзей 8, то очевидно, что на каждой вертикали и горизонтали будет стоять по одному ферзю, поэтому можно считать, что ферзь с номером k стоит на k-той вертикали и необходимо найти его координату по горизонтали.

Задача 4.14

Как и в предыдущей задаче, будем считать, что на каждой вертикали стоит по ладье, и для каждой из них необходимо найти координату по горизонтали (причем не совпадающую с соответствующими координатами остальных ладей). Таким образом, исходная задача сводится к нахождению всех возможных перестановок из 4 элементов. Известно, что число перестановок из n элементов равно n!=1*2*3*…*n. Например, из 3 элементов можно получить 3!= 1*2*3=6 перестановок:
1 2 3
1 3 2
2 1 3
2 3 1
3 1 2
3 2 1
Так как алгоритмы перестановок часто используются в олимпиадных задачах, рассмотрим их подробнее. Наиболее коротким и простым для запоминания является рекурсивный алгоритм получения перестановок. Пусть X[n] - массив, элементы которого числа от 1 до n. Для упрощения программы будем использовать процедуру printm, печатающую массив X, и процедуру s wap(a,b), меняющую местами значения переменных a и b. Тогда программа рекурсивного получения перестановок (при n=4) будет иметь вид:

const n=4;var x:array [1..n] of integer; i:integer; procedure printm;var i:integer;begin for i:=1 to n do write(x[i],' '); writeln;end;procedure swap(var a,b:integer);var v:integer;begin v:=a; a:=b; b:=vend;procedure perest(k:integer);var i:integer;begin if k=n-1 then printm else for i:=k+1 to n do begin swap(x[k+1],x[i]); perest(k+1); swap(x[k+1],x[i]); end;end;begin for i:=1 to n do x[i]:=i; perest(0);end.

Эта программа работает по следующему принципу: первоначально процедура perest будет рекурсивно вызываться до тех пор, пока не будет распечатан исходный массив X (без перестановки элементов):
1 2 3 4
Потом произойдет отход на шаг назад, перестановка двух последних элементов, и при очередном вызове печать получившегося массива:
1 2 4 3
после чего массив вернется в первоначальное состояние.
Потом произойдет еще один отход назад и перестановка последнего и третьего с конца элементов, после чего процедура будет снова рекурсивно вызываться, пока не будет распечатан массив X:
1 4 3 2
Далее опять будут переставлены два последних элемента:
1 4 2 3
и т.д. Особенность данного алгоритма в том, что после окончания он оставляет исходный массив X без изменений. Из программ, которые не используют рекурсию, рассмотрим следующую:

const n=4;label 10,20,30;var x,c:array[1..n] of integer; i,j:integer;…{описание процедур swap и printm}…begin for i:=1 to n do x[i]:=i; printm; for i:=2 to n do c[i]:=1; 20: for i:=2 to n do begin if c[i]<>i then goto 10; for j:=2 to i do c[j]:=1; end; goto 30; 10: for j:=1 to trunc(i/2) do swap(x[j],x[i+1-j]); printm; c[i]:=c[i]+1; goto 20; 30:end.

Массив X(n) в этой программе - массив номеров, массив C(n) - служебный массив, который используется для отслеживания числа сделанных перестановок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.161 (0.015 с.)