Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра молекулярной биологии и генетики↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.3. Дисциплина «Молекулярная биология и медицинская генетика», код дисциплины MBMG 1201 1.4 Специальность: 5В130100 – Общая медицина 1.5 Объем учебных часов -135часа (3 кредита) 1.6 Курс и семестры изучения -курс первый, семестры первый и второй 1.7 Сведения о преподавателях:
1.8 Контактная информация: г. Алматы, ул. Масанчи 38, аудиторный корпус, 4 этаж, раб. тел: 2926423- 216 E-mail: molbiology@mail.ru На время ремонта аудиторного корпуса новый адрес кафедры: улица Мауленова,71. Тел.292-23-61
1.9 Политика дисциплины: - не опаздывать на занятия; - не пропускать занятия без уважительной причины; - студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах; - активно участвовать в учебном процессе; - выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно требованиям; - отрабатывать пропущенные занятия в определенное время, назначенное преподавателем; - выполнять задания по СРС и сдавать их в установленные сроки; - студенты, не набравшие минимального балла (50%) допуска по дисциплине к экзамену не допускаются.
2. Программа:
2.1 Введение Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток. Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение. При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах, изучение молекулярной биологии создает базу для изучения молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики. Такая фундаментальная подготовка позволит уже, начиная с первого курса, формировать у студентов клиническое мышление. Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, узнает о механизмах нарушения молекулярной, генетической и клеточной основ процессов жизнедеятельности, их роли в формировании и проявлении патологических состояний, а также основы их диагностики и профилактики. Это создает теоретическую базу для изучения биологической химии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, общей иммунологии, фармакологии, педиатрии, неврологии, акушерства и гинекологии и других клинических дисциплин.
2.2 Цель дисциплины: В процессе изучения молекулярной биологии и генетики использовать новую модель медицинского образования, основанную на компетентностно-ориентированном подходе, это: - формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма (когнитивные компетенции). - эффективное использование полученных по молекулярной биологии и генетике знаний в клинической практике (практические навыки) - обучение навыкам начального уровня коммуникативных компетенций: умение сотрудничать с другими людьми, строить отношения в группе, поддерживать атмосферу благоприятную для достижения цели занятия - знание нормативно-правовых документов в РК в области здравоохранения и фармации (правовые компетенции) - развитие самосовершенствования через создание собственного портфолио
2.3 Задачи: · сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для эффективной диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний; · сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине; · научить распознавать основные признаки наследственных патологий для их своевременной диагностики и профилактики; · дать представление об этических и правовых нормах использования достижений молекулярно-генетических исследований в медицине; · научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням
2.4 Конечные результаты обучения: Студент должен показать свои конкретные достижения – это совокупность знаний, пониманий, навыков, умений: - сформировать когнитивные компетенции - знания и представления: · об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК). · о направлении и механизмах передачи наследственной информации в живых системах, их роли и значении в функционировании живых организмов в нормальных и патологических условиях. · о молекулярных механизмах реализации наследственной информации. · о структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях; · о причинах и механизмах возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития; · о сущности наследственности, типов наследования признаков (болезней), контролируемых генами, и их применении в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания. · об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах наследственно-обусловленного полиморфизма реакции организма на лекарственные препараты. · о молекулярных основах синтеза и применения лекарственных препаратов. · о молекулярно-биологической и генетической терминологии на международном языке. · о правовых аспектах проблем профилактики наследственной патологии, врожденных пороков развития. - сформировать умения и навыки – практические, коммуникативные, правовые компетенции и навыки самосовершенствования: · использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний; · определять основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека; · дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека; · применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания; · использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д. · владеть навыками написания рефератов · владеть навыками написания эссе · владеть навыками написания тезисов · владеть навыками подготовки презентации доклада и умение выступления перед аудиторией · работать в команде · навыки лидерства · ораторские способности · организаторские способности
2.5 Пререквизиты и постреквизиты. Пререквизиты: школьный курс общей биологии, химии, медицинская биофизика. Постреквизиты: биохимия, гистология, микробиология, физиология, патологическая анатомия и физиология, фармакология, введение в клиническую медицину. 2.6 Краткое содержание дисциплины: Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики. Место молекулярной биологии и медицинской генетики среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Молекулярный принцип строения биомембран и механизмы переноса веществ через мембраны. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Роль мутаций в развитии наследственной патологии человека. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Электронные базы данных и биомедицинские сайты. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики. Основы фармакогенетики. Основы онкогенетики. 2.7 Тематический план лекций, практических занятий, СРПС и СРС Тематический план лекций
Тематический план практических занятий
Тематический план СРСП
Тематический план СРС
Форма выполнения: подготовка рефератов, подготовка презентаций,составление клинического случая, составление глоссария. 2.8 Задания для самостоятельной работы студентов: Темы самостоятельной работы студентов: 2.8.1. Теломеры, теломеразная активность 2.8.2. Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером 2.8.3. Основы генетической инженерии 2.8.4. Трансгенные организмы, применение в медицине 2.8.5. Геномика, протеомика и метаболономика 2.8.6. Клонирование организмов и клеток 2.8.7. Генетика групп крови по системе АВО 2.8.8. Генетика пола человека 2.8.9. Молекулярно-генетические механизмы старения 2.8.10. Стволовые клетки и их медицинское значение 2.8.11. Генные технологии в создании лекарственных средств 2.8.12. Предиктивная медицина 2.8.13. Генетический паспорт человека 2.8.14. Биочипы- диагностика будущего 2.8.15. Перспективы терапии стволовыми клетками 2.8.16. Гемоглобинопатии 2.8.17. Распространенные генные болезни 2.8.18. Лечение наследственных болезней
* Разделы молекулярной биологии и медицинской генетики
2.10 Рекомендуемая литература: На русском языке: Основная: 2.9.1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. Т. 1,2. М., Высшая школа, 2004, 320 с. 2.9.2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: Геотар-Мед., 2004, 444 с. 2.9.3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006, 638 с. 2.9.4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М.: Медицина, 2003, 446 с. 2.9.5. Куандыков Е.У. Муминов Т.А. Основы молекулярной биологии А., 2007, 224 с. 2.9.6. Куандыков Е.У., Основы общей и медицинской генетики. А., 2008, 204 с. 2.9.7. Медицинская биология и генетика. Под ред. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, 444 с. 2.9.8. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, 544 с. 2.9.9. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М.: «Академия», 2003, 256 с. 2.9.10. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2003, 272 с. Дополнительная: 2.10.1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М.: Мир, 1988, том 1,2, 288 с. 2.10.2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, 478 с. 2.10.3. Иванов В.П., Гребенник Л.А., Кириленко А.И. Биология. Курск, 2003, 374 с. 2.10.4. Пехов А.П. Биология и общая генетика. Санкт-Петербург, Москва, 2006, 640 с. 2.10.5. Геномика медицине. Под ред. Иванова В.И. М.: «Академкнига», 2006, 392 с. 2.10.6. Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Часть I,II. Астана, 2006, 2007. 2.10.7. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, 397 с. На казахском языке: Основная: 2.9.1. Қазымбет П.К., Аманжолова Л.Е., Нұртаева Қ.С. Медициналық биология. Алматы, 2002, 350 с. 2.9.2. Қуандықов Е.Ө., Әбілаев С.А. Медициналық биология және генетика. Алматы, 2006. 446 с. 2.9.3. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ. Ә. Жалпы және медициналық генетика негіздері. Алматы, 2009. 216 б. 2.9.4. Қуандықов Е.Ө., Аманжолова Л.Е., Молекулалық биология негіздері. Алматы, 2008, 224 б. 2.9.5. Медициналық биология және генетика. Е.Ө. Қуандықовтың ред. Алматы, 2004, 444 б. Дополнительная: 2.10.1. Әлмағамбетов Қ.Х., Байдүйсенова Ә.Ө. Медициналық биотехнология. Алматы, 2009. 2.10.2. Нұртаева Қ.С. Клетканың биологиясы және генетика. Алматы, 1990. На английском языке: 2.9.1. Alberts et al: Molecular biology of the cell, Second edition, 2000, Garland, New York and London. 2.9.2. P.S. Verma, V. K. Agarwal. Cell biology, genetics, molecular biology, evolution and ecology, 2006, India. 2.9.3. Bringing science to life. USA. Mc Graw-Hill, Inc. 1991, 614 p.
2.10 Методы обучения и преподавания: комбинированный метод (устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, заполнение таблиц и схем), кейс-стади, ролевая игра, командная игра, работа в парах, пресс-конференция, написание эссе. - Чтение обзорных и проблемных лекций. - Проведение практических занятий: устный опрос по основным вопросам темы, решение типовых и ситуационных задач, микроскопия препаратов, выполнение тестовых заданий, заполнение таблиц и схем, работа с дидактическими картами, работа в малых группах: ролевая игра «врач – пациент», работа в малых группах: моделирование ситуаций, дискуссий, семинары, оформление альбома, подведение итогов. - рубежный контроль: устный опрос по основным вопросам темы, выполнение тестовых заданий. · Формы организации СРС: работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, подготовка рефератов, подготовка презентаций,составление клинического случая, составление глоссария, составление тестовых задач, составление ситуационных заданий. Форма контроля СРС: самостоятельная работа студента оценивается преподавателем соответственно форме СРС.
2.11 Критерии и правила оценки: Текущий контроль: Практических занятий: - устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций); - тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю); - рисунки,решение типовых и ситуационных задач (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия); - проверка оформления результатов занятий (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия). Рубежный контроль: коллоквиум в форме тестирования, устного опроса и решения задач. Итоговый контроль: интегрированный экзамен, состоит их двух этапов: 1) тестирование, 2) устный (по билетам, проверка практических навыков и др.). Система оценки знаний студентов Оценка достижения студентов проводится по 5 видам компетенций: - знания, - практические навыки, - коммуникативные навыки, - Адвокат здоровья (правовые вопросы), - самосовершенствование. Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале. Итоговый контроль: интегрированный экзамен, состоит их двух этапов: 1) тестирование, 2) устный (по билетам, проверка практических навыков и др.) Eд= (E1+E2)/ 2*0.4 где: Е1 - баллы за I этап экзамена, Е2 – баллы за II этап экзамена. I = R х 0,6 + E х 0,4, где: I – итоговая оценка R– оценка рейтинга допуска E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине). Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля. Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций t= (Z+N+K+P+S)/n где: n – количество заданий по всем компетенциям Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные компетенции P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенции S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС. Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле Rд= (t+r1+r2)/ *0.6 где t – текущий контроль r1 - первый рейтинг, r2 – второй рейтинг, r3 - третий рейтинг, r4 – четвертый рейтинг.
Обучающийся считается допущенным к экзамену, если Rдопуска больше или равен 50. За каждый пропущенный час лекций отнимается 1 балл из Rдопуска. Контроль - наличие конспектов лекций.
Оценка компетенций по дисциплине «Молекулярная биология и медицинская генетика» для студентов 1 курса специальности «Общая медицина»
Примерный хронометраж занятия:
1. Практическое занятие – максимально 100 баллов, что соответствует 100%.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.45.243 (0.013 с.) |