Бюрократическая модель организации управления по М.Веберу ( 1864-1920) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюрократическая модель организации управления по М.Веберу ( 1864-1920)



Бюрократия – система управления, отвечающая интересам отдельного класса и не отвечающая интересам основной массы народа, в основе которой лежит пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. (Ожегов)

Бюрократия как модель организации управления характеризуется точностью, строгостью дисциплины, стабильностью и ответственностью (по Веберу)

Вебер понимал бюрократию как особую сферу деятельности основанную на овладении не только определенными навыками, но и особого рода рациональными знаниями

Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других — бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Принципы организации бюрократической модели управления:

1) Создание особых сфер компетенций (распределение должностей)

2) Строго ограниченные обязанности и права в рамках «служебного долга»

3) Строгая иерархичность

4) любой чиновник имеет право регулировать деятельность только своих подчиненность

Характеристика бюрократической организации:

• работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;

• существует четкая служебная иерархия;

• обязанности каждого уровня четко обозначены;

• служащие назначаются на основании контракта;

• они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом;

• заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен;

• должность служащего — его единственная или основная работа;

• существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;

• служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;

• служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают. Бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен. Отрицательные характеристики бюрократии. Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения. Поиск альтернатив сокращается, клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы решаются в соответствии с установленными правилами. Отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что необходимо для эффективного функционирования организации. Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в свою деятельность.

Понятие организационной структуры управления, ее значение для предприятия (организации).Принципы их формирования.

Организационная структура управления - есть единство структуры аппарата управления и производственной структуры.

Организационная структура как категория науки отображает организационную сторону отношений управления и составляет единство уровней (ступеней) и звеньев управления в их взаимосвязи.

Значение для предприятия -на способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления.

Отвечает всего на 1 вопрос: «Кто кому подчинен?»

Организационная структура регулирует:

-разделение задач по отделениям и подразделениям;

-их компетентность в решении определенных проблем;

-общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Назначение организационной структуры управления – обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством фор­ми­рования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутренних взаимодействий элементов системы. Организационная структура обладает способностью адаптации к изменяющимся условиям среды с наименьшими временными, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Принципы формирования:

1) Принцип единства распорядительства и персональной ответственности (один руководитель и общая программа)

2) Принцип установления точных границ между линейным и функциональным управлением

3) Принцип распределения контроля (нормы управляемости)

4) Принцип адекватности или соответствия обязанностей, прав и ответственности.

Развитие теории менеджмента в России.

1811г – 1ый строительный справочник «Урочный реестр» (расчет объема ресурсов)

Конец 19-начало 20 вв. знали о разработке тейлористов,использовались графики

А.А.Богданов (Малиновский) 1873-1928

Философ, политический деятель, экономист

В России опубликовал свой труд в виде 3х томов, в 1925г.

«Всеобщая организационная наука» (тектология)

Введение представительного менеджмента

Всякая человеческая деятельность – некоторая материальная организация опыта

Придерживался империо-революционных взглядов

Ногин

-Очень высокий уровень образования

-Занимался вопросом безработицы, работал со студентами

-Централизация: большевики создали ВСНХ (всероссийский совет народного хозяйства), «декрет о рабочем контроле»

-Тресты (объединение родственных по профилю организаций)

-Синдикаты (объединения для осуществления продаж)

-Январь 21г – создает государственный план (1ый)г – государственный знак

-Внутри СНХ формируют главные управления (главки) по отраслевому направлению

-Начинается подготовка обучению кадров (32 человека на завод Форда) – учиться менеджменту

-Развитие промышленности «ситцевая диктатура»

-1923г Промбанк (председатель ВСНХ Крижановский)

-«Главки» развивались – главков – монополист

-Не хватало финансов, нужны паровозы (В Швеции купили паровозы, 1042шт) – продавали произведения искусства

-1926 тракторостроение (Сталинград)

-1922 Свет Труда и Обороны (СТО)

-1920 был создан институт труда (1ый орган, где сосредотачивалась мысль о государственном управлении) – создание по инициативе ВЦСПС)

директор: Гастев А.К. (1882-1941)

-Большевик

-Был сослан неоднократно

-«Трудовые установки» - излагает методику обучения приемов (1924г.)

Основные цели ЦИТ

1) изучает организацию труда и трудовых приемов

2) Создание методик по обучению рабочих и инструкторов

1925 была разработана методика университетов, по которой можно готовить любых специалистов

Использовали в армии в США

В этой методике была узкая база

Структура ЦИТ к 1924:

5 отделов:

a) Отдел Изысканий (входили 7 лабораторий: педагогическая, социально-инжененрная и др)

b) Учебный отдел (разработка методики)

c) Консультационный отдел (услуги + вопросы организации культуры)

d) Отдел воздействия

e) Издательский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.012 с.)