Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и соотношение терминов социального управления, местного государственного управления и местного самоуправления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В юридической науке обычно под определением понятия “ управление ” в целом принято обозначать целенаправленное, организованное воздействие субъекта управления на объект управленческой деятельности. Разновидностью управления в обществе выступает понятие “ социальное управление ”, которое можно в целом обозначить как упорядоченную и согласованную деятельность всех членов общества для достижения поставленной перед ними задачи, цели. В свою очередь, ту часть или самостоятельную сферу социального управления, которая преимущественно осуществляется через полномочия органов государственной власти и должностных лиц, принято называть понятием “ государственное управление ” в широком смысле. Наконец, в рамках системы государственного управления можно выделить обособленный круг народных общественных отношений, складывающийся в ходе организации и деятельности местных органов государственной власти, условно обозначаемый в качестве понятия “ местного государственного управления ”. В отличие от органов государственного управления создание на местах органов местного самоуправления предполагает наличие у них таких важнейших особенностей своей деятельности: 1. признание принципа выборности муниципалитетов проживающим местным населением и их юридической ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но и непосредственно перед гражданами; 2. строгое организационное обособление органов местного самоуправления от существующей структуры органов государственной власти и отсутствие во взаимоотношениях между ними каких-либо элементов власти и подчинения; 3. предоставление муниципалитетам самостоятельной компетенции в решении вопросов местного значения; 4. установление самостоятельной финансово-экономической основы функционирования органов местного самоуправления, в том числе предусматривается наличие у них средств местного бюджета и объектов муниципального имущества. Вообще, в целом следует отметить, что в зарубежной науке муниципального права обычно при характеристике соотношения понятий “местного государственного управления” и “местного самоуправления” используются 2 специальных юридических категории: деконцентрация государственной власти на местах и децентрализация местной государственной власти.
Принципиальное различие между этими двумя юридическими терминами состоит в том, что понятие “деконцентрации” государственной власти на местах по существу лишь означает техническое перераспределение публичных государственно-властных полномочий по управлению на местах путём создания соответствующих территориальных подразделений органов государственной власти, которые, однако, продолжают находится в административной зависимости, подчинении по отношению к вышестоящим государственным органам. И, напротив, термин “децентрализация” местной государственной власти предусматривает за собой коренное отчуждение государственно-властных полномочий по управлению на местах посредством создания соответствующих выборных муниципалитетов, избираемых населением (гражданами) и обладающих некоторой степенью независимости и самостоятельности в решении вопросов местного значения от государства. Исходя из имеющихся различных комбинаций соотношения отдельных элементов местного государственного управления и местного самоуправления, всего в мире обычно выделяется 3 основных вида муниципальных систем: 1. англосаксонская (США, Великобритания), 2. Европейская или Континентальная; 3. Советская система. Для англосаксонской муниципальной системы являются присущими такие её главные особенности: 1) закрепление в действующем законодательстве принципа выборности муниципалитетов проживающим местным населением и их подотчётности, подконтрольности своей деятельности непосредственно перед гражданами; 2) предоставление муниципалитетам собственной компетенции в решении вопросов местного значения и запрещение по общему правилу вмешательства государственных органов в дела местного самоуправления; 3) организационное обособление и вовведение муниципалитетов и структуры органов государственной власти; 4) формирование самостоятельной материально-финансовой базы для дальнейшего развития деятельности муниципалитетов; 5) отсутствие форм прямого государственного административного контроля за деятельностью муниципалитетов, за исключением только процедур судебного контроля.
Европейская (континентальная) муниципальная система имеет 2 свои основные разновидности (модификации): Германская модель и Французская модель. Германская модель в организации местного самоуправления отличается от иных видов муниципальных систем такими своими важнейшими особенностями, как: 1) провозглашение на уровне основного Закона ФРГ 1949 г. принципа самостоятельности и независимости прав местных общин от органов государственной власти; 2) строгое разграничение предметов ведения и полномочий между местными общинами и органами государственной власти; а именно: на вопросы местного значения и государственной функции, передаваемой местным общинам; 3) сохранение принципов выборности муниципалитетов непосредственно проживающими на местах гражданами; 4) закрепление за муниципалитетами своей самостоятельной финансово-экономической основы деятельности в виде регулирования права коммунальной собственности; 5) действия специальных юридических процедур и форм отраслевого и правового контроля со стороны государственных органов в отношении местных общин. Французская модель организации муниципальной власти по сравнению с другими видами муниципальных систем главным образом характеризуется тем, что в ней сочетаются как отдельные элементы местного государственного управления, так и местного самоуправления. В частности, элементы местного государственного управления во Французской модели прослеживаются в существовании специального государственного института уполномоченных должностных лиц Правительства как префекты и комиссары республики, назначаемые сверху Департаменты и Регионы, которые призваны осуществлять прямой государственный административный контроль в отношении муниципалитетов, действующих в городских округах и муниципальных районах. В частности, если говорить о полномочиях префектов и комиссаров Республики, то они имеют право в необходимых случаях приостанавливать действия актов муниципалитетов, противоречащих с их точки зрения действующему законодательству до окончательного решения спорного вопроса в административных судах. В свою очередь, отдельные элементы местного самоуправления в рамках Французской модели организации муниципальной власти наиболее наглядно раскрываются в функционировании муниципальных органов в городских округах и муниципальных районах, которые формально избираются местным населением и обладают определенной степенью независимости и самостоятельности от государственных органов в решении ряда вопросов местного значения. Советская муниципальная система практически просуществовала до 1991 г., продолжает фактически сохраняться в таких зарубежных странах, как Китай, Северная Корея, Куба; и в основном ей были присущи такие свои главные признаки: 1) в Советском законодательстве официально местные Советы народных депутатов имели правовой статус соответствующих местных органов государственной власти, но при сохранении принципа административного подчинения нижестоящих органов перед вышестоящими; 2) местные Советы обладали достаточно ограниченной компетенцией в решении вопросов местного значения, т.к. вышестоящие Советы имели право изъять в любое время любой вопрос из их ведения и затем принять его к своей компетенции;
3) в Советском законодательстве полностью отсутствовали такие базовые юридические категории, как регулирование муниципальной собственности и только формально юридически декларировалась бюджетная самостоятельность местных советов. В самой Конституции РФ и действующем российском законодательстве понятие “местного самоуправления” потребляется в нескольких смысловых значениях: 1. признание института местного самоуправления как одной из демократических основ конституционного строя РФ и нормы-принципа, содержащегося в Гл. I Конституции РФ; 2. закрепление института местного самоуправления в качестве одной из имеющихся форм осуществления народовластия в нашей стране; 3. местное самоуправление можно рассматривать как самостоятельный территориальный уровень организации публичной власти на местах. Наиболее распространённым в действующем законодательстве и научной литературе встречается именно определение понятия местного самоуправления как формы осуществления народовластия в РФ. Ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного управления в РФ”: местное самоуправление – это есть такая форма осуществления народовластия в нашей стране в пределах, установленных Конституцией РФ, актами федерального и регионального законодательства и созданная в целях самостоятельного решения вопросов местного значения под свою юридическую ответственность непосредственно путём гражданами либо через создаваемые ими органы местного самоуправления, и исходя из имеющихся местных традиций, обычаев, иных особенностей развития территории, а также с учётом интересов и потребностей проживающего населения на местах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.222 (0.009 с.) |