Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.



Печатаемый ниже текст конституции принадлежит Никите Михайловичу Муравьеву, виднейшему члену тайных обществ. Конституция его, хотя и не была совершенно окончена и отделана, представляет, однако, собой один из наиболее законченных конституционных проектов, составлявшихся декабристами.

Таких проектов было несколько, но первостепенное значение среди них имееет, конечно, известный теперь всем (в издании "Культура" под ред. Щемлева. Спб. 1906) обширный, хотя неконченный, проект П. Пестеля, названный им "Русской Правдой" - это фундаментальный труд выдающагос ума и политического деятеля, является в то же время отражением политического направления Южного Тайного Общества (не был известен членам Спб. О-ва), в противовес этому направлению является проект Никиты Муравьева, как выражение взглядов Севернаго Тайного Общества.

По собственным показаниям Муравьева свой проект он начал писать осенью 1821 года, но вскоре сжег его; позже он опять принялс за составление проекта, копии с которого, по словам Муравьева, находились "некоторое время у каждого из главных членов". Это показание подтверждается наличностью двух редакций проекта, из которых одна найдена при обыске в бумагах кн. С. Трубецкого и была приобщена к делу, а друга сохранилась в бумагах И. И. Пущина (следственной. комиссии не удалось ее заполучить}, который отдал на сохранение своему приятелю до ареста, вечером 14-го декабря.

Первая редакция заключает 93 статьи и краткия положени статей о Народном Вече, палате представителей, Верховной Думе, Императоре и др. Кроме того, в этой редакции находится "вступление", котораго нет в другой; вот оно:

"Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного человека- невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей. Ставя себя выше законов, государя забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы, - тогда к чему же не хотят и сами подчинятьс оным, или они не справедливы - тогда зачем хотят они подчинять им других.

Все народы Европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое. Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей и не пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуются внешнею независимостью, но обыкновенно страдают от внутренняго утеснени и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель, многочисленное войско препятствуют одним быть свободным; те, которые не имеют сих неудобств, страждут от своего безсилия. Федеральное или союзное правление одно бы разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.

Под надзором Государя одно Законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения общия, для всего государства; частныя распоряжения, касающияся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным на подобие столичного, и таким образом доставляется благосостояние целаго и частей".

Проект этот носит следующее заглавие: "Предположение для начертания устава положительного образования, когда Е.И.В. благоугодно будет с помощью Всевышняго учредить Славяно-Русскую Империю". В настоящее время он напечатан Довнар-Запольским (Мемуары декабристов, Киев, 1906.}.

Текст второй редакции, написанный, повидимому, рукою Рылеева, заключая в себе 134 статьи, является более полным и представляет собой весьма ценный документ, непосредственно передающий нам конституционные стремления членов Северного Общества. Этот текст, переданный В. Е. Якушкиным Румянцевскому музею, положен в основу печатаемого ниже проекта; он уже был раз напечатан в приложении к книге В. Е. Якушкина "Государственна власть и проекты государственной реформы" в России", Спб.,1906. Чтобы сохранить место для других работ и не перепечатывать во многом. тождественные редакции, мы сочли возможным. разночтения помещать в самом тексте, в прямых скобках, где же такие разночтения существенны, мы в примечании повторяем частью или даже целиком весь параграф.

Что проект конституции обсуждался декабристами, говорят нам и те замечания и заметки, которые в большом числе мы находим на обеих рукописях проекта. Эти замечания помещаются нами в примечаниях, причем замечания к редакции проекта, найденнаго в бумагах Трубецкого, мы отмечаем так: {Р.Т.}, - а замечания, находящиеся на рукописи Румянцевскаго музея, отмечаем: {Р.П.}. В последнем случае замечания делались несколькими лицами - одни карандашом, другия чернилами; зто внешнее отличие так же отличается у нас.

Кроме всех этих примечаний к двум редакциям проекта, мы еще имеем краткий конспект его в собственных показаниях Н. Муравьева, данных им по требованию следственной комиссии и писанных в казематах Петропавловской крепости. В самом начале своих показаний Муравьев писал: " В донесении моем на 16-ый пункт запроса, сделаннаго мне генваря 5-го дня, я изъяснился уже, что, не будучи в состоянии представить писанного мною проекта конституции совершенно в том виде, в каком оный был написан, сохраню дух онаго и содержание ".

Сличение сохранившихся редакций с написанным Муравьевым в каземате убеждает нас в правдивости этих слов, почему мы не находим необходимым приводить полностью этой части показаний Муравьева, а лишь отмечаем встречающиес существенныя разночтения. Но, приводя конспективно свой проект, Муравьев подробно остановился на устройстве "судной власти" и на условиях изменения устава, т.е. конституции, на отделах, которых не существует в сохранившихся редакциях; поэтому после текста мы приводим эти статьи.

В связи с проектом Муравьева мы имеем еще любопытный документ - это замечания неизвестного автора на конституцию Муравьева, представляющия ценную, более или менее связную статью, сохранившуюся в бумагах Пущина. (Передана В.Е. Якушкиным Румянцевскому музею; не была напечатана). Ее также помещаем, в целом виде, в конце текста конституции.

Содержание

I. О народе Русском и правлении II. О гражданах III. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских IV. О России V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом VI. О народном Вече VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей VIII. О Думе верховной IX. О власти, преимуществах Народнаго Веча и составлении законов X. О верховной исполнительной власти XI. О внутренних властях и о правительствах Держав XII. О правительствующей власти Держав XIII. О исполнительной власти Держав

Глава I
О народе Русском и правлении

Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основныя постановления для самого себя.

Глава II.
О гражданах

3. Гражданство есть право, в определенном в сем Уставе порядке участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей, непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части.

Черное и белое духовенство пользуется правами гражданскими; члены оных смотря по тому, каким они условиям ответствуют, - могут быть избирателями или избранными.


Глава III.
О состоянии, личннх правах и обязанностях Русских.

Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.

14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оныя посредством печати своим соотечественникам. Вредныя книги, подобно всем прочим действиям [другим преступлениям], подвержены обвинению граждан и преследуются перед судом и подлежат присяжным.

Устав сей определит, каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменныя приказания задержать кого-либо из граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.

Крестьяне экономическое и удельные будут называться общими владельцами равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, представляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное Правление крестьян уничтожается.

Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у Немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа Рускаго. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина же Рускаго.

В каждом уезде граждане, имеющие недвижимой собственности на 500 рублей серебром или движимой на 1000 рублей серебром, собираются в уездном городе и выбирают тысяцкаго на один год. Те, которые пользуются землями в общественном владении, не суть владельцы и следовательно, сюда не принадлежат.

Общие владельцы не имеют права каждый лично участвовать в выборе тысяцкаго, народных представителей и других чиновников, но все общество на сходке имеет право назначить одного избирателя с каждых 500 сожителей мужского пола, и сии избиратели, назначенные общими владельцами, подают голоса, наравне с прочими гражданами как уполномоченные целым обществом, лишь только они предъявят поверительныя грамоты своего общества, засвидетельствованныя волостными старейшинами. Впрочем, каждый из общих владельцев, имеющий капитал, означенный выше, участвует в выборах непосредственно и не лишается прав избирательства качеством общаго владельца. За то он не участвует в избрании уполномочивающаго общества.

Чтобы быть тысяцким, должно иметь, по крайней мере, 21 год от рождения, непорочнаго поведения и недвижимаго имения в собственном своем владении ценою не менее 1500 фунтов чистаго серебра (30000 рублей серебром) или движимаго не менее 3000 фунтов чистаго серебра (60,000). Если избранный в сие звание не владеет таковым имением, то он не должен принимать сего звания. В противном случай он лишается места и вносит пеню 100 фунтов чистаго серебра (2000 руб.).

47. Должность тысяцкаго состоит в следующем:

  • 1) Он созывает граждан для выборов представителей выборных, членов дум, Держав и пр. и председательствует в их собраниях
  • 2) Исполняет определения судей, посылает вызовы к суду, объявляет определения правителей Держав, составляет список присяжных,
  • 3)Собирает доходы общественные,
  • 4) Наблюдает за общественными темницами и исполнением уголовных наказаний.
  • 5) Охраняет судей во время отправления ими их должности, представляет требования Уезда, говорит всегда от его имени, берет под стражу нарушителей порядка: в сем случае каждый обязан ему повиноваться и вспомоществовать при востребовании,
  • 6) Составляет два списка тех из граждан уезда, кои владеют недвижимым имением ценою не менее 1500 фунтов чистаго серебра или движимым ценою не менее 3000 фунтов чистаго серебра; 2-й тем, кои владеют недвижимым имением не менее 250 фунтов или движимым не менее 500 фунтов чистаго серебра. Граждане перваго списка могут быть избраны в члены Верховной Думы, Правители Держав, Наместники Державных Правителей, тысяцкие и члены Державных Дум и члены Державных судов. Граждане второго списка могуть быть присяжными и избирателями. Граждане перваго списка пользуются правами и второго списка. Граждане, коих имена не внесены в сии списки, не лишены тем прав остальных граждан.

В Уездах, в которых вовсе не находилось людей, владеющих имением в 1500 фунтов чистаго серебра, или в которых находилось бы менее 20, должно выбирать на те места, в которыя требуется сие условие, из определеннаго большинством голосов избирателей числа владельцев и капиталистов, которые приближаются своим имуществом к требуемому состоянию, включая в число сие и тех немногих или того, кто бы пользовался означенным имуществом. Сей дополнительный список печатается вместе с первым списком.

Тысяцкий, приняв сие званье, должен непременно объявить обстоятельно, сколь велико его имение. Сие записывается вь особую книгу, хранящуюся у него, и каждый имеет право требовать себе копию с его показания, дабы удостовериться в том, что он пользуется, требуемым имением. Если кто потребует от тысяцкаго на то доказательства, то он обязан представить своему противнику в суде требуемые доказательства и документы. После сего обвинитель может отказаться от своего иска, заплатив пеню в 150 рублей серебром. В случае же тяжебнаго опровержения его иска, он подвергается пени в 500 рублей серебром.

Когда уезд слишком обширен, чтобы все те, которые пользуются правом гражданства, могли бы удобно собираться в одно место, то тысяцкий назначает два, три или четыре собранья в разных местах в одно и то же время. В одном присутствует он сам, в другом его помощники.

[Тысяцкий же получает от суда сообщение приговора, присуждающаго кого-либо позорному наказанию, или узнав о банкрутстве, или общественной недоимке - объявляет о том в уезде и исключает то лицо из гражданских списков].

Кроме означенных условий, чтобы быть представителем, требуется только Доверие большаго числа избирателей уезда или Повета с следующими, однако, ограничениями: иностранец, получивши права Русскаго Гражданства, может быть избран в представители только через 7 лет после его Гражданствования.

Число представителей определяется соразмерно населению следующим образом: каждые 50000 обывателей мужескаго пола посылают в палату представителей одного представителя. В числе сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен.

Подробное исчисление всех жителей должно быть сделано три года после приведения сего Устава в исполнение, а потом через каждыя 10 лет должна происходить новая перепись таким образом, как определит особый на то закон.

До тех пор назначается число представителей 450. Каждые 2 года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством уездных или поветовых и тысяцких и их помощников. Первые выборы должны воспоследовать немедленно по обнародования сего Устава.

Список сей утверждается подписью всех присутствующих чиновников и писарей, запечатывается и немедленно отправляется к Державному Дьяку, к которому оный должен быть доставлен в продолжение двух недель непременно.

69. Державы дают представителей:


Ботничевская   Украинская  
Волховская   Заволжская  
Балтийская   Камская  
Западная   Низовская  
Днепровская   Обийская  
Черноморская   Ленская.  
Кавказская   Московская обл.  
Донская обл.   ВСЕГО  

Правительственной власти каждой Державы предоставляется распределить число представителей на уезды или поветы и означить, сколько представителей избирает один уезд или повет, или в малочисленных краях, сколько уездов или поветов участвует в выборе одного представителя.

Верховная Дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего - 42 члена. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и Державными Думами.

74. Немедленно по прибытии в столицу членов Верховной Думы они разделяются на три разряда, по возможности, равных. Члены перваго разряда выходят из Думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда - по истечении 4, члены третьяго разряда - по истечении 6 лет, так что треть всей Думы возобновляется каждые два года новым избранием. Если же в продолжение двух годов между выходами откроются места, смертью членов, или увольнением оных, то исполнительная власть сих Держав сделает временное назначение (если это случилось в такое время, когда правительное собранье Держав распущено), пока правительное собранье не заменит онаго.

75. Условия, необходимыя, чтобы быть Членом Верховной Думы, суть:

  • 30 лет возраста,
  • 9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той Державе, которая его избирает,
  • недвижимаго имения ценою на 1500 фунтов чистаго серебра или движимаго на 3000 фунтов чистаго серебра.

Дума избирает сама своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников. Председатель наблюдает за порядком разсуждений, но не имеет права голоса. Наместник занимает его место, когда он в отсутствии.

Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками Империи, обвиненными народными представителями. Никто не может быть объявлен виновным, как только 2/3-ми голосов всех присутствующих членов. Дума не имеет права назначить другого наказания, как только объявить подсудимаго виновным и лишить его занимаемаго им места и звания. Дальнейшее суждение над виновным продолжается в присутственных местах обыкновенным порядком судебным с присяжными, по письменному обвинению Верховнаго Блюстителя. Изобличенный судом Государственный Сановник подвергается казни, определенной законами.

Дума участвует вместе с Императором в заключении Мира, в назначении судей верховных судебных мест, Главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и Верховнаго Блюстителя. Для сего потребно большинство 2/3-членов Думы.

Глава IX.
О власти, преимуществах Народнаго Веча и составлении законов.

Народное Вече собирается, по крайней мере, раз в год. Открытие его заседаний назначается в первый вторник декабря месяца, доколе законом не будет определено другого срока.

Каждая Палата сама судит о правах и выборе своих членов. В обеих большинство достаточно, чтобы судить о делах, но четвертая часть оных имеет право отсрочивать заседания от дня на день, до съезда остальных членов и уполномочена принудить отсутствующих членов прибыть к заседаниям таковыми пенями, каковы будут по сему предмету установлены обеими Палатами.

Члены Верховной Думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение, за каждый день, в котором они присутствовали на заседаниях, равное 21 золотнику чистаго серебра (5 руб. серебром).

За каждыя сто верст, которыя им нужно проезжать от своего местопребывания до столицы и обратно к себе, получают они также вознаграждения, равныя сорока трем (43) золотникам чистаго серебра (10 руб. серебром). Ни в каком случае кроме измены, преступления и нарушения общественнаго порядка, нельзя брать под стражу членов Народнаго Веча ни во время заседаний, ни на пути их в столицу, ни во время возвращения их.

Нигде нельзя их тревожить за то, что они говорили каждый в своей Палате, и никто не в праве требовать от них объяснений речей их, там произнесенных. Член Палаты, уличенный в преступлении, до приговора судебнаго исключается Палатою своею.

Никакой член Думы, ни представитель в продолжение всего того времени, на которое он избран в сие звание не может быть назначен ни в какую гражданскую должность, которая была бы учреждена, или которой бы выгоды были в то время увеличены или умножены.

О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть наперед разсуждаемо в Палате Представителей, но Дума может делать оным изменения, как и во всяком предложении. Изменения сии в предложении о налогах тогда только становятся действительными, когда Палата Представителей оныя допустит.

Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате. Между всяким чтением должно пройти 3 дня, по крайней мере; после каждаго чтения происходят разсуждения. После перваго чтения проект закона печатается и раздается всем присутствующим Членам.

89. Всякое чредложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей должно еще быть представлено Императору, чтобы получить силу закона. Если Император одобряет предложение, то подписывает оное, ежели не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту Палату в которую оно сначала поступило. Палата записывает в свой журнал все замечания Императора против сего предложения и вновь открываетт, об этом разсуждения. Если после сего вторичнаго суждения о предложении 2/3 членов остаются в пользу предложения, то оное поступает со всеми замечаниями Императора в другую Палату, которая начнет также разбирать оное вновь, и там, если таковых большинство одобряет оное, оно становится уже от того законом. В подобных сему случаях Члены Палаты должны подавать свои голоса через одно выражение "да" или "нет". и в журнале каждой Палаты записываются имена всех членов, подававших голоса в пользу или против сего предложения.

Ежели Император по прошествии 10 дней (исключая воскреснаго) не возвратит представленнаго ему проекта, то оный получает силу закона. Если же Народное Вече отсрочит между тем свои заседания, то предложение не становится законом. Всякое приказание, решение, или прокламация и манифест, требующие содействия обеих Палат (исключая разсуждения об отсрочке заседании), должно быть представлено Императору и утверждено им, чтобы быть приведенным в исполнение. Если же он отвергнет оное, то оно должно быть снова принято 2/3 обеих Палат, сходно с правилами выше означенными.

Народное Вече не имеет власти учреждать новых конституционных законов, ни отменять существующих, одним словом, не имеет права издавать постановлении ни о каком предмете, не помещенном в сем исчислении прав его.

Народное Вече от времени до времени издает в общенародное сведение подробный отчет всякаго общественнаго прихода и расхода. Казначейство Российское не отпускает никакой суммы, как вследствии утвержденнаго Народным Вечем закона.

Народное Вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо Вероисповедание, или Раскол. Вера, совесть и мнения граждан, пока оныя не обнаруживаются противузаконными действиями, не подлежат власти Народнаго Веча. Но Раскол, основанный на разврате или на действиях противуестественных, преследуется присутственными местами на основании общих постановлений. Народное Вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания.

Народное Вече не разсуждает во присутствии Императора и в то же время не собирают голосов. На речь Императора Председатели обеих Палат должны отвечать, что Народное Вече займется предлагаемыми ему предметами.

100. Народное Вече имеет право взять частную собственность в общественное употребление за справедливое вознаграждение, но для сего должен быть предварительно выдан закон обыкновенным порядком, т.е. оный должен пройти через обе Палаты и быть утвержден Императороме. В сем законе должны быть изъяснены подробно:

  • 1) Количество и настоящая цена имения (частнаго лица или частных лиц), котораго приобретение необходимо для общественнаго употребления.
  • 2) Условия или суммы, предлагаемыя частным лицам в вознаграждение за принужденную продажу. К тому же должны быть приложены достоверныя свидетельства, что показанная цена имения есть настоящая.
  • 3) Власти, которыя Устав сей не поручает никакому из означенных в оном собраний или сановников, предоставляется всему Народу Русскому.

Глава X.
О верховной исполнительной власти.


I раздел..........о императоре. II раздел.......... временный правитель. III раздел.......... главы приказов.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российскаго Правительства. Его права и преимущества суть:

  • 1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.
  • 2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.
  • 3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному разсмотрению закона.
  • 4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.
  • 5) Он Верховный Начальник всякаго отделения Земских Войск, поступающаго в действительную службу Империи.
  • 6) Он может требовать письменнаго мнения главнаго чиновника каждаго исполнительнаго департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.
  • 7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.
  • 8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ея отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.
  • 9) Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народнаго условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.
  • 10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.
  • 11) Он наполняет все места, сделавшияся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которыя имеют силу до окончания перваго съезда Думы.
  • 12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как-то:
    • 1) Главу казначейскаго Приказа (Мин. Фин.).
    • 2) Главу Приказа сухопутных сил [Мин. Воен.).
    • 3) Главу Приказа морских сил (Морск. М.).
    • 4) Главу Приказа внешних сношений.
  • 13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которыя ему покажутся необходимыми или приличными.
  • 14) Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.
  • 15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу. которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военнаго положения.
  • 16) По востребованию его обе Палаты разбирают его предложение в тайном совещании, ежели сие покажется ему нужным.
  • 17) Если бы Палаты не согласились между собой на время отсрочки их заседаний, то он может отрочить оныя, но не более, как на три месяца.
  • 18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.
  • 19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.
  • 20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.
  • 21) Ему дается титул Его Императорскаго Величества,никакой другой не допускается. Выражения: Имянное повеление, Высочайшее соизволение, соизволение быть по сему и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной.
  • 22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.
  • 23) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народнаго Веча: Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго Устава России.

102. Кабинет уничтожается, ясак Сибирских Народов и все так называемыя регалии поступают в общественное Казначейство, но Император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественнаго Казначейства сумму, равную цене 102000 фунтов чистаго серебра (2,000,000 рублям серебряным), в которых он никому не обязан давать отчета.

103. Особы, составляющия Семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.

Так называемый Двор не может иметь существования, признаннаго законами в земле благоустроенной, и для того Император властен иметь Обер-Камергеров, Камергеров, Обер-Гофмаршалов, Обер-Церемониймейстеров, Обер-Гофмейстеров, Обер-Шенков, Шталмейстеров, Камер-Юнкеров, Камер-Пажей, Пажей, Штатс-дам, Гоффрейлин и прочее.

Но все сии звания иностранныя не дают особам, носящим оныя, права почитаться в общественной службе, когда они себя посвятили служению одного лица, и потому они не получают ни жалования, ни каких либо вознаграждений из общественнаго Казначейства, но Император имеет право давать им жалование из отпускаемых ему 8,000,000 мил. (2 мил.? - пометка в исходном тексте- V.V.) Сверх того, они лишаются на то время прав гражданства, т.е. права избирать и преимущества быть избранным в общественныя должности, поелику оне находятся в частном служении.

105. Правитель Империи не может удалиться из оной без важных неудобств:

  • 1) Ход дел в Правлении замедляется.
  • 2) Равновесие властей разстраивается.
  • 3) Неприлично, чтобы первослужитель Народа находился не среди онаго.
  • 4) Народ может претерпеть важныя оскорбления в лице его от Иностранцев.
  • 5) Такое путешествие повлечет за собой издержки возбраненныя сим Уставом
  • 6) Сверх того, в отделении от отечества Император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлений,

В случае, если бы Наследник Императора еще не достиг 18-ти летняго возраста, тогда место Правителя России занимает Председатель Думы Верховной, председательство же Думы Верховной переходит его Наместнику. Через каждые 4 года избирается новый Правитель поочередно - в первый раз Думою из всей Палаты Представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной Думы и так далее до совершеннолетия Наследника.

Член Думы или народный представитель, занимающий место Правителя России, во все время получает вознаграждение, ежегодно, равное ценности 2000 фунтов чистаго серебра (40000 рублей серебрянных). Временный Правитель пользуется всеми правами, предоставленными сим Уставом Императору.

Если бы болезненный припадок или кончина Императора случились в такое время, когда распущено Народное Вече, то члены Приказов обязаны под своею ответственностью созвать немедленно обе Палаты иди, по крайней мере, Верховную Думу.

111. Женщины не наследуют Императорской власти и не доставляют никому на оную права посредством брака: общество людей свободных не есть отчина и не может служить... (sic!) Императорское званье учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. Итак, по пресечеши мужского поколения, народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства.

Все гражданское Чиновники, Главы Приказов, Правитель временный и пр. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения Палатою Представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какия-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными.

Всякой Чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие; никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противузаконнаго веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению, если же сам Император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которым, в таком случае, учреждается Регентство, посредством особаго закона.

Глава XI.
О внутренних властях и о правительствах Держав.

Палата выборных составлена из членов, избранных гражданами на один год. Они вступают в должность в последний вторник ноября и остаются до последняго понедельника ноября м-ца следующаго года, в который они заключают свои заседания и расходятся дабы уступить свое место новым выборным, которые вступают на другой день, т.е. в последуюпцй вторник ноября.

Чтобы быть выборным, должно ответствовать условиям: жительство в державе, для иностраннаго уроженца - семилетнее исправление Российскаго гражданскаго звания, не должно находиться в подрядах общественных на то время.

3) Число выборных определяется следующим образом: каждые 10000 жителей мужского пола посылают одного выборнаго в Правительствующее собранье своей Державы, и так число оных выборных будет следующее:


в Ботническом - 45 В Волховском - 181 В Балтийском - 75 В Западном - 212 В Днепровском - 260 В Черноморском - 345 В Кавказском - 75 В Украинском - 350 В Заволожском - 245 В Камском - 201 В Низовском - 142 В Обийском - 49 В Ленском - 25 В Московском - 50 В Донском - 15

Каждый год в последний вторник Сентября месяца имеют быть сходки граждан для избрания выборных и четвертой части членов Державной Думы (кроме перваго раза, в который избираются все члены Державных Дум) под председательством тысяцкаго и его помощников. 4 дня полагаются сроком окончательным для выборов.

При приведении в действо сего Устава тысяцкий утверждает список назначенных выборных, обнародывает оный, в продолжении двух недель доставляет каждому выборному от своего имени позыв ехать в Державную столицу. По приведении же сего Устава в действо тысяцкий обязан доставить сей подписанный им и засвидетельствованный список в продолжении двух недель на раэсмотрение и разсуждение Правительствующаго собрания, которое от своего уже имени посылает новым избранным правительственныя грамоты. Правитель и его совет участвуют в семь разборе и суждении вместе с обеими Палатами.

Дума составлена из членов, избранных на 4 года теми же избирателями, как и выборные, и на тех же сходках в последний вторник Сентября месяца: на первый раз по введении сего Устава все члены Державных Дум изберутся на одной сходке. Впоследствии на ежегодных сходках будет избираться только 1/4 Думы для замены выбывающей ежегодно 1/4 части членов.

Члены Думы должны отвечать следующим условиям: иметь, по крайней мере, 30 лет возраста, иметь жительство в Державе, которая их избирает на то время, и пользоваться уже 9-ти летним Гражданством в России, если они не родились русскими, быть непорочными в поведении, иметь недвижимаго имения, коего цена равнялась 750 фунтам чистаго серебра или движимаго на 1500 фунтов чистаго серебра (от 15000 до 30000 сереб. рублей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.05 с.)