Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библия: живой текст или застывшая догма.

Поиск

Эта глава является предпосылкой к наиболее спорной для верующих христиан и не только христиан части “Розы Мира”, в которой подвергаются пересмотру ряд догматов христианства и других религий. Право на такой пересмотр требует, естественно, серьезнейшего обоснования. Поэтому прежде, чем перейти к анализу этой части труда Д. Андреева, рассмотрим структуру самого Священного Писания, чтобы показать, что кажущиеся, на первый взгляд, еретическими положения “Розы Мира”, могут представлять собой сокрытые до нашего времени Божественные тайны.

В науке существует принцип, введенный основателем квантовой механики- Нильсом Бором, согласно которому новая, более общая теория, должна включать в себя, как частные случае, прежние. Хотя в “Розе Мира” речь идет о всех мировых религиях и, даже языческих культах поклонения природным силам, мы в этой книге уделим основное внимание сравнительному анализу труда Даниила Андреева и Библии. Это делается потому, что библейские тексты лежат в основе трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Это ограничение оправдано также тем, что выявляемые им закономерности лежат в основе практически всех религий.

Начнем с того, что в самом начале Библии- в Пятикнижии Моисеевом подробно описаны в 613 правилах поведения все стороны жизни тогдашнего общества от обыденных до священных. Однако, за тем приходят десятки пророков, (навиим- евр.), семнадцати из которых посвящены отдельные книги Библии, и, почти каждый из них, говорит не только о текущих или даже далеких событиях, но и привносит нечто, противоречащее древним писаниям. Устами пророка Иеремии Господь говорит следующее: “Вот наступают дни... когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской...” (Иер.31:31,32). Более того, в Ветхом Завете дается и много книг: Иова, Псалтирь, Притч и Премудростей Соломоновых, Товита и других писаний (ктувим- евр.), что вместе с Торой и Пророками, образует Ветхий Завет (Танах- евр.). Следовательно, Господь находит почему то необходимым, сообщать народу Израиля принципиально новые истины, содержащие кажущиеся противоречия со старыми.

Особенно много таких кажущихся противоречий в Нагорной проповеди Христа. Обращаясь к соплеменникам, Он говорит: “Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего” (Лев.19:18). А я говорю вам: любите врагов ваших…” (Мф.5:2). В Нагорной проповеди же Он отменяет данное в Торе (Лев.19:12, Втор.23:21) правило о соблюдении клятвы, запрещая клясться вообще, заменяя его на требование строго соблюдать каждое обещание (Мф.5:34-37). Так же отменяет Он древнее правило правосудия: “Око за око и зуб за зуб” (Исх.21:24) и запрещает отвечать злом за зло (Мф.5:38,39). И, в тоже время, Он говорит: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф.5:17,18). Причину этих кажущихся противоречий Христос раскрывает в беседе с фарисеями. На Его слова о том, что муж не должен разлучаться с женою “Они говорят Ему: как же Моисей заповедал мужьям давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими...” (Мф.19:7,8). Отсюда становится очевидным, что по мере того, как почти за полтора тысячелетия люди прониклись заповедями древнего Закона Божия, им дается Новый Закон. Это и понятно: Тора давалась людям, одичавшим за несколько сотен лет пребывания в египетском рабстве, людям, порядок среди которых поддерживался жестокими надсмотрщиками. Когда же надсмотрщиков не стало, они начали бунтовать, что является типичным в таких случаях. И лишь введение Закона- Торы и жестоких наказаний за его нарушение смогло приучить народ к порядку и подготовить его через духовную эволюцию, изложенную в дальнейших книгах Танаха (Ветхого Завета) к отношениям, основанным на любви- на Новом Завете.

Таким образом, кажущиеся противоречия возникают, по-видимому, в результате того, что Закон соблюдается не по букве, а по духу. Об этом же говорит и апостол Павел: “Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве” (Рим.7:6). И повторяет: “...но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит” (2Кор.3:5,6). Все сказанное говорит о том, что идет постоянная духовная эволюция человечества и, по мере того, как оно развивается, ему открываются все новые и новые тайны. При этом сохраняется общий стратегический план просвещения людей. Как бы предвидя новые этапы откровения, апостол Павел писал: “Когда был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое” (1 Кор.13:11). Но с момента дарования Богом иудеям Торы и до прихода Христа потребовался еще приход более 20 пророков и множество бедствий, которые они предрекали. чтобы народ отказался от язычества и продвигался от жизни по Закону к жизни по заповедям любви. И главным препятствием на этом пути духовной эволюции были и в последующем всегда будут консерваторы из правящих и религиозных верхов. Именно они и по их указаниям побивали камнями пророков. Именно они пренебрегали гласом Божиим, который говорил через пророков, и тем ввергали свой народ в военные поражения и изгнания. Именно они стали между Христом и народом и добились Его казни. Апостол Павел, бывший до встречи с Христом одним из самых ярых консерваторов, как бы подводя итог своим прежним заблуждениям, пишет: “Братия, я не почитаю себя достигшим; только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели…” (Фил.3:13).

Духовная эволюция идет и вглубь и вширь. Вширь она идет от семейства Авраама и ныне- до более чем четверти населения Земли. Вглубь- она продолжалась и после Воскресения Христа трудами отцов Церкви, святых и богословов. И со временем людям открывалось то, чего не знали пророки и праведники. Об этом говорит Сам Христос ученикам: “Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали” (Мф.17:16). И в наше время, когда ход истории чрезвычайно ускорился, очевидно, должны произойти и существенные подвижки в эволюции христианства. Об этом говорит и крупнейший, современный авторитет православия митрополит Антоний Сурожский (Блюм). В ответе на “Письмо к епископам Православной Церкви”, отправленное участниками третьего Православного молодёжного фестиваля, проходившего в 1988 году, он писал, в частности, о том, что “Даже церковные каноны- это мерило, прецеденты, на которых надо учиться, а не неизменные правила, загоняющие жизнь в неизменные формы, они соответствовали тем ситуациям, которых уже нет, и теперь нуждаются в новом видении.” [55].

И жизнь подтвердила слова. Митрополита Антония. Были внесены коррективы даже в записанные на каменных скрижалях письмена- Декалог, десять заповедей, полученных Моисеем непосредственно от Бога. Так начало третей заповеди Декалога гласит: “Не делай себе кумира и никакого изображения...” (Исх.20:4). И, тем не менее, как католические, так и православные церкви заполнены иконами и скульптурными изображениями Христа, Матери Божией, святых и, даже, что уж совсем противоречит духу христианства,- Самого Бога Отца. Предание объясняет это (кроме, конечно, изображения Бога Отца) тем, что Сам Христос сотворил Своё изображение, приложив полотенце к Своему лицу и создав, таким образом, знаменитую икону- Спаса Нерукотворного. Но даже, если не признавать предания, как это делают протестанты, то все равно сам факт явления Сына Божия в реальном образе уже должен был изменить отношение к этой заповеди. Изменена и седьмая заповедь Декалога: “Помни день субботний, чтобы святить его” (Исх.20:8). О строгости этой заповеди говорит следующий библейский эпизод. Однажды, когда нашли человека, собиравшего дрова в субботний день, то спросили Господа, что с ним делать? И Господь повелел вывести за стан и побить камнями. (Числ.15:32). Это была не только мучительная, но и позорная казнь. Она применялась к столь мерзким преступникам, что приводившие её в исполнение избегали, таким образом, осквернения через прикосновение к казнимому. Бывали случаи, когда древние иудеи предпочитали погибнуть, чем сражаться в субботу. Но что-то, видимо, изменилось в мирах высших и мире земном, ибо, как провозгласил Христос, что “Сын Человеческий есть господин и субботы” (Мф.12:8). И что “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Мф.2:27). Впрочем, если следовать не духу, а букве, то найдется повод не признать и самого Христа, что и случилось со многими иудеями. Ведь Моисей говорил только о равном себе пророке: “Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой- Его слушайте…” (Втор.18:15). Но пришел не просто человек из народа, а Богочеловек- Христос.

Можно предположить, что эти, как и многие другие новшества, привнесенные Христом, связаны и со следующими причинами. Как известно, иудеи не возникли как народ путём обычных этнических процессов. Господь, видимо, не нашёл народа, способного принять Его явление и Его Учение. Тогда Он создал такой народ, Сам произведя его от халдея Авраама и его ближайших потомков Исаака и Иакова. (Халдеи- одна из ряда семитских народностей, живший в те времена в ближневосточном регионе). Пока народ малочислен, Господь непосредственно общается с главами рода, давая им конкретные непосредственные указания. Но когда по выходу из египетского плена народ размножился до многих сотен тысяч, стали нужны уже четкие общие предписания, известные и понятные каждому. Их и даёт Господь через Моисея- 613 правил поведения и 10 заповедей, охватывающих все стороны материальной и духовной жизни. Но и здесь уже заложено зерно эволюционного процесса. С одной стороны структуру правил можно рассматривать как структуру иерархическую- для простецов там дано множество конкретных правил на все случаи жизни. С другой стороны- среди этих многочисленных правил как бы затерялись правила- высшего иерархического уровня, заповеди для мудрецов: о любви к Богу и к ближнему, из которых множество других вытекают как частности. Рост зерна эволюции заключается в том, что со временем всё больше и больше людей приходит к заповедям любви. Законник на вопрос Христа, что есть главное в Законе, сразу же называет эти две заповеди. (Лк.10:25,27).

Впрочем, ошибочно было бы думать, что освоение христианских истин идет в виде непрерывного прогресса. Андреев замечает по этому поводу: “Деятелей традиции всегда оказывается больше, чем новаторов” [1 С. 129]. Так, в частности, в Православии, в проповедях обычно основной упор делается не на любви, а, фактически, на ветхозаветном страхе Божием- на смирении, под которым понимается лишь терпеливое приятие того, что посылает Господь и в исполнении того, что говорит священник. Но при этом не вспоминается, что слово смирение означает не рабскую покорность, как обычно воспринимается нашими людьми, предки которых жили при крепостничестве и самодержавии, а сами они при тоталитарном коммунистическом деспотизме. Из самой структуры этого слова следует, что это означает жизнь с миром в обоих смыслах этого слова. Иными словами, вести мирную жизнь в смысле отношений с людьми, но и жить с миром- творением Господа активно и творчески, как подобает “образу и подобию”. Можно вспомнить еще и ту трактовку, о которой как-то говорил митрополит Антоний Сурожский. Он раскрывал и иной смысл этого слова. Оно по латински означает и «благодатную почву»- почву, на которую попадают все отбросы органического мира. Она перерабатывает их и воссоздает жизнь заново. Действительно, Сам Христос не призывает к рабской безответности и покорности, как это часто трактуют, опираясь на Его слова: “Ударившему тебя по щеке, подставь и другую” (Мф.6:29). Это скорее не правило, данное Им для последователей, а гипербола, использованная для того, чтобы лучше донести свою мысль до “жестоковыйного” народа. Народа, которому по выходу из рабства достаточно было жесткого, но справедливого “око за око, зуб за зуб”. Пример поведения в такой ситуации Он показывает на допросе у первосвященника, когда “один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке... Иисус отвечал ему: если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Ин. 18:22, 23).

Господь не требует от человека пассивного терпения, наоборот. Как пишет Н.А. Бердяев: “Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога” [30 С. 95]. Он не только призывает, но и требует от человека активности в деятельности и в познании, без которого деятельность невозможна. Это Он раскрывает в притче о талантах: “Ибо Он (Господь- М.Ш.) поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело, и приобрел другие пять талантов. Точно также и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них ответа. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов, и говорит: “Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них”. Господин его сказал ему: “хорошо, верный и добрый раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Подошел также и получивший два таланта, и сказал: “Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них”. Господин его сказал ему: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Подошел и получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот, тебе твое”. Господин же его сказал ему в ответ: “лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим; и я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дается и преумножается; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!” (Мф.25:14-30). Интересно, что в апокрифическом (тайном, не канонизированном Церковью) Евангелии дается несколько иное изложение этой притчи. Здесь первый слуга приумножил данные ему деньги, второй- их спрятал, а третий- растратил их с блудницами. Хозяин, естественно, наградил первого, отчитал второго и лишь третьего бросил в тюрьму. Из этого варианта притчи следует, что самое страшное погубить свою душу в мирских утехах [27 С. 232]. Видимо, второй слуга все же был не столь наказан, потому что не растратив господских денег, сам зарабатывал себе на жизнь.

Из притчи следует, что Господь, дав людям таланты (а разум является одним из самых ценных талантов, отличающих человека от животного), дал им свободу воли: “и тотчас отправился”, предоставив им возможность действовать самостоятельно. По видимому, это связано с тем, что с приходом Христа с человека снимается ветхозаветная обязанность жесткого исполнения множества предписаний. Он теперь должен руководствоваться всего двумя заповедями любви, применяя их в соответствии с разумом. Не случайно в тропаре, посвященном празднику Рождества Христова, поется: “Рождество твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума” (Тропарь, гл. 4). Необходимость человека действовать в религии с разумом запечатлена в известной народной мудрости: “заставь дурака Богу молится, так он себе и лоб расшибет”. Эта необходимость разумного, самостоятельного действия настолько важна, что как пишет Андреев: “Начиная с Гаутамы (Будды-М.Ш.) и Махавиры (основатель джайнизма- религии, основанной на высокой этике, несколько миллионов последователей которой существуют до сих пор в Индии- М.Ш.), мыслители и проповедники считали, что для масс лучше подчеркивать несущественность вопроса о Боге в деле духовного спасения, чтобы на Бога не перекладывались те усилия, к которым обязан сам человек” [1 C. 75]. Очевидно, что человек, обвинивший господина: “жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал”, имел ввиду жертвы, которые необходимо приносить Господу. При этом он, очевидно, забыл, что все в мире принадлежит Господу, который его создал и, благодаря которому он существует. Господь сотворил и ленивого раба и дал ему полной мерой талант и возможности его реализации. С учетом его сил (“каждому по его силе”) Он требовал с него меньше, чем с остальных. Жертва же Богу нужна самому человеку, чтобы человек умел не только брать, что развивает лишь эгоизм, но и отдавать, что имеет место при единственном варианте счастливой любви- любви взаимной.

Но следует ли человеку использовать свободу воли для познания тайн Творца и Его Творения? Господь ответил на подобный вопрос устами пророка Осии: “Милости хочу, а не жертвы и Боговедения более всесоженний”(Ос.6;6). Чтобы понять, как прозвучало это высказывание в свое время, нужно вникнуть в представления людей той эпохи. Уже два столетия существовал Первый Храм в Иерусалиме. Многие поколения священников специализировались на ритуалах разнообразных жертвоприношений, совершавшихся за разнообразные прегрешения, что было установлено самим Богом и записано в Законе (Торе). И вдруг оказывается, что Богопознание важнее жертвоприношения. На причинах такого кажущегося противоречия мы остановимся ниже. Пока же отметим, что важность этого высказывания такова, что Иисус Христос повторяет его дважды (Мр.9:13 и 12:7). Но так как “Бога не видел никто никогда”, то, Апостол Павел как бы разъясняет, что значит “Боговедение”: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...” (Рим.1:20). Но творение как раз и является предметом изучения науки. Основываясь на этом, 1 Ватиканский собор Католической церкви в 1870 году утвердил это положение в качестве своего постановления. Но наука является вне этичным способом познания мира. Рассказывают, что когда одному из крупнейших физиков Энрико Ферми указали на страшные последствия ядерного оружия, он ответил: “Для меня это просто хорошая физика”. Так это было или не так, но подобные высказывания хорошо отражают настроения людей, работающих во многих небезобидных областях науки, особенно, если эта работа престижна и хорошо оплачивается. Но в короткой фразе пророка Осии содержится Божественная мудрость, решающая эту этическую проблему: слово “милость” стоит здесь впереди “Боговедения”. Видимо, не случайно Библейские заповеди были даны за почти два с половиной тысячелетия до возникновения европейской науки. Но и этого времени оказалось недостаточным, чтобы научные достижения не поставили человечество и биосферу на грань уничтожения.

Глубины Евангелия- последней части Библии, неисчерпаемы. И в то же время возникает вопрос- следует ли только углубляться в существующие тексты Евангелия или, с помощью Божией, пытаться открыть некоторое, необходимое для нашего критического времени, сокровенное знание для углубления и дополнения того знания, которое было дано два тысячелетия тому назад. На последний вариант вдохновляют слова Самого более, Христа: “ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного. что не было бы узнано” (МФ.10:26). Далее говорится о том, что имеются столь сокровенные знания, что они, без благодати Духа Святого были недоступны даже ближайшим ученикам Христа- апостолам. Об этом Иисус говорит им: “Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...” (Ин.16;12).

Но ведь “яко на небеси и на земли”. Но как показал Господь через современную науку, “небеса” оказываются совершенно иными: грандиозными по сравнению с нашей уютной, но крошечной планетой, и возможно не только в физическом, но и в духовном отношении. И, если мы осознаем это, то наше сознание и наша духовность начнут подниматься с захолустно-планетарного уровня Земли на уровень Космоса- грандиозного творения Создателя. Христос же, как бы завершая ветхозаветный этап эволюции, стремится поднять всех иудеев на первый этап этого сознания- на уровень доступной человеку любви. А апостолы, продолжая Его дело, стремятся сделать это уже и со всем человечеством. На вопрос: насколько им удалось преуспеть в этом, отвечает сама жизнь- уже не кучка учеников христовых исповедует своего Учителя, а более четверти человечества. Следовательно, на Земле отразилась грандиозная победа Сил Света над Силами Тьмы. Андрееву конкретно было показано, в чем заключается победа на “небеси”, нашедшая это отражение на “земли”. Он пишет: “Спаситель и Его великие друзья в неустанной борьбе с силами Противобога, преобразили целые системы миров во всех метакультурах (т.е. земных, демонических и небесных мирах различных религий- М.Ш.), из кругов вечных страданий превратив их в чистилища; величайшие из просветленных, те, кто входит в Элиту Шаданакара (одного из высших духовных миров планетарного космоса- М.Ш.) творили и творят изумительнейшие миры… Невозможно забыть также, что планы таких миров, как Небесная Россия, романо-католический Эдем, Византийский Рай… сотворены великими духами, известными нам под именами апостолов Андрея и Петра, Иоанна Крестителя…” [1 C. 257]. На это потребовалось два тысячелетия- примерно столько же, сколько от того времени, когда Бог дал свое первое повеление Аврааму и до прихода Христа. И было бы удивительно, если бы Христос и, возглавляемые Им силы Света, ничего не сделали после разрушения “врат адовых” или занимались только дальнейшим разрушением кругов ада. Как пишет Андреев: “Древние смотрели на эти миры (т.е. на миры подземные и небесные- М.Ш.) как на нечто, раз навсегда данное и неизменное; мы отдаем отчет в факте их эволюции, хотя и не похожей на эволюцию нашего органического мира... Древние были не в состоянии нарисовать себе общую картину планетарного космоса; мы гораздо четче дифференцируем каждый слой и включаем его со всеми его специфическими особенностями в общую панораму Шаданакара”. [1 С. 39].Но о постоянной эволюции религии, как о чем-то закономерном и о разрушении старых и создании новых миров конкретно ничего не сказано ни в одной книге, посвященной христианской религии, да и в известных нам книгах других мировых религий. Лишь в Бхагават-Гите- части великого эпоса индуизма Махабхарате- воплощение (аватар) бога Вишну-Кришна показывает герою Арджуне, творение и разрушение миров.. Наблюдают рождение и гибель миров (например, при вспышке сверхновой звезды) и современные астрономы. Но последнее, возможно, еще бесконечно далеко от судеб нашей планеты. Впервые конкретно мы узнаем о том, что миры Земли строятся и разрушаются высшими силами лишь из “Розы Мира”. В ней говорится, что “Запредельная реальность полна кипучего движения, о ее статике не может быть и речи” [1 С. 52]. “Последний из великих затомисов (небесных миров- М.Ш.) находится в состоянии творения. Это - Аримойя будущий затомис общечеловеческой метакультуры, связанный с возникновением и господством грядущей интеррелигии Розы Мира” [1 С.64].

Но как постичь на современном этапе истории столь нужные для активного участия в делах сил Света, но скрытые тайны Библии? Одним из самых успешных методов постижения глубины Библии является освоение ее нового эволюционного этапа. Как сказал блаженный Августин: “В Ветхом Завете сокрыт Новый Завет, а в Новом- раскрывается Ветхий”. Как говорит Господь через пророка: “Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам” (Ис. 42; 9). “Вот наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет … и на сердцах их напишу его …” (Иер.31:31,33). Так, например, смысл символа, заключенного в Троице явившейся к Аврааму (Быт.18:1-16) проясняется в Новозаветной Троице. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Иисусе Христе [20 C 134], но окончательно и то далеко не сразу, и далеко не всем смысл их стал ясен лишь после Его пришествия. Фактически об этом и пишет Даниил Андреев: “о потенциальных возможностях религии, как таковой… следует судить … по тому, зашла ли эволюция религии в тупик, имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с бесспорными тезисами науки, а также еще и потому, брезжут ли перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного материала новых эпох и возможно ли действенное и прогрессивное влияние религии на этот материал” [1 C 11]. Из сказанного с очевидностью следует, что недоступные при непосредственном прочтении тайны Библии раскрываются при анализе прежних текстов, через события настоящего. В “Розе Мира” же, что делает ее особенно ценной, раскрывается то настоящее, которое сокрыто от наших глаз. Кроме того, благодаря космическому плану, отсутствующему в Библии, в ней даются новые пророчества, именно космического плана. Это позволяет рассматривать “Розу Мира” как продолжение Библии на современном уровне человеческого знания.

По видимому, также с учетом современного уровня человечества, эволюция происходит и в плане характера посланников от Бога к людям. Пророков библейского типа Господь больше не посылает. И к нам пришел, но не пророк, а тот, кто говорит о себе в одном из своих стихотворений:” Я вестник иного дня”. Он поясняет сам, чем вестник отличается от пророка: “Пророчество и вестничество вещи- понятия близкие, но не совпадающие. Вестник действует только через искусство; пророк- может осуществить свою миссию и другими путями” [1 С. 174]. Из этого можно заключить, что Бог по-разному выбирает тех, через кого Он доносит свою волю людям. Как любящий отец, Он подбирает для разговора с детьми разного возраста тот язык и тот уровень Истины, который они понимают и, который они могут воспринять. Вполне естественно, что едва ли можно будет считать ложью, если на щекотливые вопросы малого ребенка мы расскажем ему, подобно тому, как говорится древним в Книге Бытия о грехопадении человека, про аиста или капусту, а не про анатомию и физиологию. Современный христианский мир- это мир наиболее развитых стран, как в экономическом, так и в политическом, и в интеллектуальном, и в культурном отношениях. Поэтому не удивительно, что следующий этап Откровения приходит через вестников. Андреев не считает себя первым в их ряду. Первым, далеко опередившим всех в небесных мирах России, он называет Владимира Соловьева. Далее Льва Толстого, Пушкина, Достоевского, Лермонтова и т.д. Владимира Соловьева он считает величайшим вестником- духовидцем среди наиболее известных вестников других народов: Экхарта, Беме, Сведенборга, Рамакришны, Рамануджи, Патанджали и т.д. Лишь ему было дано видение Космической Женской Сущности [1 С. 193]. Как пишет о Владимире Соловьеве русский философ князь Сергей Трубецкой: “В нем было изобилие веры, откликавшейся на все религиозное, с любовью принимавшей все подлинно христианское. То соединение церквей, которое было его любимою мыслью, которое он проповедовал в прежние годы, было в душе его не только идеей, а живым совершившимся фактом. В религиозной истории, в истории христианства нашего века личность Владимира Соловьева займет подобающее ей место, как исповедника вселенского христианства, который сумел жизненно усвоить и соединить в себе веру разрозненных церквей. Умолчать об этом значило бы умолчать о самом главном в духовной жизни Владимира Сергеевича” [56 С. 387].

Думается, после библейских и святоотеческих откровений ничего подобного “Розе Мира” не было. Если раньше большинство людей воспринимало христианство сердцем, то уже в Х1Х веке в среде интеллектуально развитого человечества звучит знаменитое грибоедовское: “Ум с сердцем не в ладу”. И, видимо, поэтому Господь посылает людям уже не пророков, но вестников. И, возможно, что сам Андреев не заметил, что он является вестником нового типа, обладающим не только художественным, но и научным дарованием, соответствующим менталитету нашего времени.

Судьбы пророков, как и нынешних вестников, возвещавших о новых этапах духовной эволюции, по большей части были трагическими. Бывали даже периоды, когда в силу исторических обстоятельств духовная эволюция поворачивала вспять. В новозаветный период, когда христиане были гонимы, и христианство было связано с риском для жизни, ими становились избранные, готовые на жертвы, и многим из них были известны тайны, сообщенные Христом ученикам. Но, как пишет Вл. Соловьев, когда в IV веке крестился римский кесарь, то вслед за ним крестились все подданные огромной Империи. Но как они были язычниками так и остались [57 C. 21]. Им, привыкшим исполнять многочисленные обряды поклонения жестоким языческим божествам, гораздо легче было освоить новые обряды поклоняться в страхе перед новым богом, чем проникнуться любовью и жертвой Христа. Решение этой проблемы затянулось до нашего времени и даже усугубилось современной модой на христианство.

Несмотря на все усилия святых, праведников и истинно верующих людей, Церковь до сих пор расколота на десятки частей. В недрах её истории кровавые религиозные войны, и множество других позорных явлений. Церковь постоянно предупреждает верующих об опасности ересей. Но есть ещё одно не менее опасное направление деятельности тёмных сил, о котором Церковь обычно умалчивает. Это игра на консервативных наклонностях человека, связанных с инерционностью и ограниченностью его мышления, а то и просто в заинтересованности власть имущих в сохранении существующего порядка и своего положения в нём. Именно подобные консерваторы побивали камнями пророков, приносивших знания нового эволюционного этапа, они же преследовали Иисуса и добились, в конце концов, Его казни. Это не относится к людям, искренне стремившимся к истине и лишь заблуждавшимся на путях ее поиска. Таких, подобно апостолу Павлу, Господь возвращал на путь Истины, как Отец, видящий, что дети хотят следовать Ему, но не понимают, как это сделать.

Такое длинное введение в анализ положений “Розы Мира” потребовалось нам потому, что уж слишком важны новации, вносимые Андреевым. Невозможно в одной книге проанализировать огромный материал, содержащийся в его монографии. Поэтому здесь мы ограничимся анализом лишь некоторых ее положений, которые могут вызвать сомнение или даже протест у верующих. Возможно, что этот анализ явится примером для читателей, как подходить к иным положениям “Розы Мира”, вызывающим аналогичные чувства. Не будем забывать при этом, что с момента своего рождения и через всю жизнь, до соборования, непосредственно перед смертью, Даниил Андреев оставался христианином православного вероисповедания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.027 с.)