Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор конкурентных стратегий. Пути достижения конкурентного преимуществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить: - какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит (выявление конкретных конкурентов)? - существуют ли товары, способные заменить ваш при удовлетворении данной потребности? - не угрожают ли вашему товару со стороны смежных или совсем других товаров те конкуренты, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя? - возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? Например, прежде чем принять окончательное решение о вступлении в конкурентные отношения, компания «Форд» покупает изделия конкурентов и разбирает их до последнего винтика. Составляется подробная опись всех деталей, анализируются особенности производственного процесса, производится расчет издержек. Полученные данные соотносят с количеством выпускаемых соперником автомобилей, численностью его персонала. На основе данного анализа можно оценить уровень экономии в зависимости от масштабов производства, понять структуру издержек, найти детали, которые можно изготовить дешевле без ущерба для качества. В данном случае, оценив ситуацию, «Форд» решил не вступать в конкуренцию с другой компанией. Анализ деятельности конкурентов — это одна из обязанностей специалистов по маркетингу, осуществляемая в целях: ВЫЯВЛЕНИЯ существующих и возможных товаров-конкурентов; ОПРЕДЕЛЕНИЯ настоящих и потенциальных конкурентов — производителей этих товаров; ИССЛЕДОВАНИЯ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН всех конкурирующих товаров; РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ ВЕРОЯТНОЙ ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ конкурентов. Формируя базу сведений о конкурирующих товарах и фирмах, предпринимателю необходимо опираться на определенный перечень вопросов, приведем некоторые из них: • 1. Какую долю рынка занимают конкуренты (по видам товаров)? 2. Каков объем товарооборота конкурентов? 3. Имеет ли продукция конкурентов собственное (марочное) название? 4. Какова организация сбыта у конкурентов? 5. По каким критериям организован сбыт у конкурентов (по видам продукции, регионам, видам потребителей)? 6. Какова численность сотрудников в сфере сбыта? 7. Какова политика цен конкурентов? 8. На что делается упор — на цену или качество? 9. Какие виды и средства рекламы используют конкуренты? 10. Как поставлено обслуживание клиентов? 11. Каковы условия и сроки поставки конкурентов? 12. Какова форма и внешний вид продукции конкурентов? 13. Какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный периоды? 14. Какова практика товародвижения у конкурентов (виды транспорта, объемы запасов, размещение складов, их виды и стоимость хранения и транспортировки)? 15. В какие страны экспортируется продукция конкурентов? 16. Какова доля экспорта по отдельным странам? 17. Какая доля рынка приходится на продукцию конкурентов за рубежом? В итоге фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и выработать собственную стратегию. Какую стратегию можно применить? СДЕРЖАННАЯ РЕАКЦИЯ — при уверенности в своих клиентах; при завершении деятельности на данном рынке; при дефиците средств реагирования. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ — выборочная ответная реакция на поведение конкурентов (например, реакция на снижение цен, но безразличие к увеличению активности конкурентов в рекламной деятельности); подобный подход позволяет вести конкурентную борьбу на нескольких направлениях или рынках одновременно. СЛУЧАЙНАЯ, МАЛОПРЕДСКАЗУЕМАЯ РЕАКЦИЯ — ответная реакция не связана прямо с экономическим положением и конкретной ситуацией у конкурентов. Как правило, подобная реакция является результатом действия причин личного характера или отсутствия коммерческого опыта. По мнению известного специалиста по маркетингу Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть четыре роли. Роль зависит от доли фирмы на рынке, покажем эти роли: 1. ЛИДЕР (доля на рынке — 40%) ощущает себя уверенно или увереннее других. Однако его пытаются многие догнать, поэтому он часто первым проявляет инициативу в области цен на новые товары, стимулирования спроса. В защите лидер прибегает к различным действиям: «оборона позиции» — лидер создает барьеры (ценовые, лицензионные) на основных направлениях атак конкурентов; «фланговая оборона» — лидер выделяет ключевые зоны, выдвинутые укрепленные точки, как для активной обороны, так и для контратаки; «упреждающая оборона» — лидер организует опережение соперника с использованием особых сигналов, нейтрализующих атаку, например распространяет сведения о предстоящем снижении цен; «контрнаступление» — после наступления лидер делает паузу, а затем ударяет в слабое место конкурента, например, показывает надежность своего товара и ненадежные узлы продукции конкурента; «мобильная оборона» — лидер расширяет свое воздействие за счет разнообразия производства, выявления глубинных потребностей клиентов; «сжимающая оборона» — лидер уходит с ослабленных сегментов рынка при одновременном усилении наиболее перспективных. 2. ПРЕТЕНДЕНТ НА ЛИДЕРСТВО (доля на рынке — 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым. Возможны различные варианты атак: «фронтальная атака» — ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), требует значительных ресурсов; «окружение» — попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию лидера; «обход» — переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков или осуществление скачка в технологии; «атака гориллы» — небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами для деморализации соперника. 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ, или ВЕДОМЫЙ (доля на рынке — 20%) — эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства. 4. ОКОПАВШИЙСЯ В РЫНОЧНОЙ НИШЕ (доля на рынке — 10%) — с этой роли, как правило, начинают новички. Это поиск рыночной «ниши» достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности. Удачно для новичка, если он находит нишу с возможностями роста, но не слишком привлекательную для конкурентов, специализируется на определенной деятельности и обретает своего потребителя. Конкурентное преимущество — это те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами. Создание конкурентных преимуществ связано с разработкой комплекса мер в области товара, распределения, цены, стимулирования, обеспечивающего превосходство над аналогичными действиями конкурентов. Конкурентный анализ представляет собой изучение конкурентной ситуации и оценку степени конкурентных преимуществ, как самого предприятия, так и его соперников на рынке. Задача заключается в том, чтобы установить преимущество предприятия или его продукции, а также оценить, как это преимущество можно сохранить в конкретной ситуации. Конкурентные стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют удержанию предприятием определенной доли рынка (отдельного рыночного сегмента) или ее увеличению. Достижение конкурентного преимущества осуществляется предприятием на основе решения следующих вопросов: 1. Каковы могут быть пути получения конкурентного преимущества? 2. Как определить маркетинговые возможности по достижению конкурентного преимущества? 3. Какие возможны стратегии по достижению конкурентного преимущества? 4. Как оценить ответные действия конкурентов? Согласно общей конкурентной матрице М. Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке может быть обеспечено тремя основными путями (рис. 1).
Рис. 1. Общая конкурентная матрица
1. Ценовое лидерство обеспечивается на основе возможности предприятия снижать затраты на производство продукции. Здесь доминирующую роль играет производство. Особое внимание уделяется стабильности инвестиций, стандартизированным товарам, строгому управлению издержками, внедрению рациональных технологий, контролю расходов и т.п. Снижение издержек означает, что фирма стремится стать производителем продукции с более низкими затратами, чем у конкурентов. Фирма ориентирована на большое число сегментов отрасли, а снижение издержек обеспечивается: * за счет экономии на масштабах; * на основе передовой технологии; * за счет свободного доступа к источникам сырья; * за счет более выгодного географического положения. Преимущества от снижения издержек достигаются: при доминировании на рынке ценовой конкуренции и высокоэластичного по цене спроса; * при продаже стандартной продукции; * при наличии у покупателей свободы выбора поставщиков и отсутствии затрат на их смену; * если большинство покупателей используют продукцию одинаковым образом; * при отсутствии у покупателей потребности в дифференцировании продукции по маркам; * при растущем общем спросе; * при наличии крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия сделок, сбивая цену; * при наличии сильной распределительной сети. Силой стратегии лидерства по издержкам является то, что обеспечивает защиту от всех пяти сил конкуренции путем регулирования нижнего предела отраслевых цен. При этом фирма продолжает получать прибыль большую, чем ее основные конкуренты. 2. Продуктовое лидерство основывается на политике дифференциации товаров. Доминирующую роль здесь играет маркетинг. Основное внимание уделяется совершенствованию товаров, приданию им большей потребительской полезности, развитию марочной продукции, дизайну, сервисному и гарантийному обслуживанию, формированию привлекательного имиджа и др. Повышение ценности товара для потребителей приводит к тому, что он готов платить за нужный ему товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, приемлемое для покупателя, должно быть больше повышения издержек, которые несет предприятие, чтобы производить и поддерживать элемент дифференциации. т. е. стремление фирмы к уникальности в каком-либо аспекте, существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка может заключаться: * в самой продукции; * в методах доставки; * формах продаж и сервиса; * в условиях маркетинга. Дифференциация позволяет фирме: * дифференцировать цены на свою продукцию в сторону их повышения за счет отличительного качества; * повышать лояльность покупателей к фирменной марке; * расширять число покупателей за счет отличительных характеристик своего товара или спектра предоставляемых услуг. Удачная стратегия дифференциации защищает фирму от пяти сил конкуренции путем закрепления за собой покупателей, повышения их приверженности марке и готовности дополнительно платить за нее. Конкурентная сила стратегии дифференциации максимальна, когда: * нужды потребителей разнообразны; * существует множество путей дифференцирования продукции; * немногие соперники проводят дифференциацию на основе одинаковых характеристик; * конкуренты не могут быстро и дешево имитировать отличительные качества. 3. Лидерство в нише связано с фокусированием продуктового или ценового преимущества на узком сегменте рынка, не охватывая весь рынок. Кроме того, выбранный предприятием специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Существуют два вида стратегии фокусирования: * фокусирование внимания на снижении издержек (например Япония); * фокусирование внимания на дифференциации (фирмы, производящие престижные товары, например автомобили «Rols-Rois»). Стратегии фокусирования имеют преимущества при следующих условиях: * размеры целевого рынка (ниши) должны обеспечить фирме прибыль; * ниша должна иметь хороший потенциал роста; * фирма обладает достаточными знаниями и ресурсами для эффективного обслуживания ниши; * конкуренты не рассматривают нишу в качестве привлекательной части рынка; * фирма защищена от давления конкурентов высокой приверженностью потребителя к ее продукции. Основу защиты фирмы от пяти сил конкуренции составляет ее особая квалификация, позволяющая успешно обслуживать целевую рыночную нишу. Специализированные знания действующей в нише фирмы являются барьером для входа на рынок других фирм, а также служат препятствием для проникновения на рынок товаров-заменителей.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.008 с.) |