ТОП 10:

Философия драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»



Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.

Евгений Александрович Арбенин — главный герой произведения. Он игрок — как по своей натуре, так и по способу обогащения.

Арбенин сожалеет о том, что его никто не смог уберечь от подобной жизни. Он не скрывает печали и горечи в разговоре с Звездичем:

...я был

Неопытен когда-то и моложе,

Как вы, заносчив, опрометчив тоже,

И если б... (останавливается) кто-нибудь меня остановил...

 

Для общества того времени это было падение. В начале драмы Арбенин уберегает Звездича от краха, помогая ему отыграться. Однако, разбогатев с помощью карт, Арбенин решает перестать заниматься игрой, женится и решает стать добропорядочным семьянином. Посватавшись, прежде всего «по размышленье зрелом», он сумел полюбить, и весьма сильно, свою юную жену. Здесь Лермонтов раскрывает одну из основных мыслей, которая обозначена во многих произведениях. Это преображение человеческой натуры из-за любви, которая облагораживает героя.

Именно на маскараде происходит завязка основной сюжетной линии. Случайно ли это? Для Лермонтова маскарад является не только символом борьбы с окружающей действительностью, но противостояния скрытого, проходящего под маской, чужой личиной. Именно здесь нивелируются разные социальные статусы («Под маской все чины равны...»), отметаются душевные особенности ( «У маски ни души, ни званья нет, есть тело»). Человек, надевший маску, становится более решительным и откровенным.

Маскарад — это демонстрация откровенности, настоящих чувств и действительности, не ограниченных этикетом и моралью. Но, с другой стороны, маска скрывает личность человека, дает ему возможность действовать не от своего имени, а инкогнито.

Главный герой Арбенин появляется на маскараде вместе с Звездичем. Он явно чужой здесь. Лермонтов, чтобы подчеркнуть это, даже не надевает на героя маску. Но и Арбенин невольно втягивается в круговорот маскарада. Именно с этого вечера начинается разлад его с Ниной, появляется мучительное чувство ревности, которое впоследствии привело к несчастью. Именно здесь впервые появляется Неизвестный — загадочный персонаж, предрекающий Арбенину несчастье в праздничную зимнюю ночь. Звездич, напротив, попадает в любовную интригу. Незнакомка дарит ему браслет в знак своей глубокой душевной привязанности. В дальнейшем перед читателем стремительно, сменяя одну сцену за другой, разворачивается вся интрига. Звездич, уверенный, что загадочная дама — это Нина, решает написать ей письмо, скандальное содержание которого узнает почти весь светский Петербург. Арбенин еще больше убеждается в своих подозрениях. В случившемся Арбенин видит злую усмешку судьбы. Ему ли, игроку, быть добродетельным семьянином?

Он решает отомстить как Звездичу, так и любимой жене Нине. Напрасно по сути завязавшая всю интригу баронесса Штраль предостерегает Звездича: «...ужасен в любви и ненависти он». Князь уверен в своей безнаказанности и судит о сопернике, исходя из своих понятий о чести и светском кодексе.

Все эти понятия света о чести и долге — тот же маскарад. Люди, подчиняясь различным условностям, делают вид, что ничего не произошло, надевают маску безучастности.. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется правилам света. Полностью полагаясь на судьбу, главный герой ждет, когда она предоставит ему шанс отомстить. И вот случай сводит вместе Арбенина с князем Звездичем. Провоцируя Звездича, главный герой задает ему вопрос: «А все играть с тех пор еще боитесь?» На это князь парирует «Нет, с вами, право, не боюсь», в сторону добавляя:

По светским правилам, я мужу угождаю,

А за женою волочусь...

Лишь выиграть бы там - а здесь пусть проиграю!...

Эта сцена наиболее ярко демонстрирует всю «маскарадность» светской условности.

В итоге Арбенин уличает Звездича в шулерстве, дает ему пощечину. Однако от предложенной дуэли герой отказывается. Арбенин отказывает князю в реализации еще одного светского правила — защите достоинства и чести. В итоге Звездич лишается возможности быть отомщенным, восклицая:

Да в вас нет ничего святого,

Вы человек иль демон?

Арбенин отвечает ему: «Я? игрок!» Этот поступок срывает со всех маски, обнажая истинные человеческие черты. Маскарад закончен.

Для главного героя итог печален — попытка изменить свою судьбу, найти новый смысл жизни — рухнула. Он лишается не только любимой жены и своего статуса в обществе. Арбенин теряет самое ценное для человека — разум.

В драме Лермонтова «Маскарад» отражаются все темные стороны человеческой души. Известный литератор и критик Д. С. Мережковский писал: «Лермонтов — ночное светило русской поэзии», поэт, «метафизически и религиозно утверждающей себя в несмиренности, несмиримости...». Через все произведение красной нитью проходит мысль автора о том, что невозможно грешить, а потом стать примерным гражданином. Всегда необходимо расплачиваться за собственные ошибки. Кроме того, Лермонтов, назвав свое поэму «Маскарад» и развивая основную сюжетную линию на фоне бала, подчеркивает тем самым «маскарадность» и неестественность светских правил и манер «высшего света», для которого принятые условности важнее и существеннее, чем истинные чувства людей, вынужденных не жить, а разыгрывать роли.

 

Петербургские повести Н.В. Гоголя. Роль фантастики и гротеска в повестях. Анализ двух повестей по выбору

Жизнь, описываемая в петербургских повестях, - жизнь обычных «маленьких людей», и поэтому она узнаваема читателем. Жизнь, описываемая в петербургских повестях, - жизнь обычных «маленьких людей», и поэтому она узнаваема читателем. Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Роль гротеска - описательно-выявительная: «Здесь вы встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные…» Главными чертами Невского проспекта становятся изображения отдельных деталей одежды людей, проходящих по «улице-красавице». Гоголь использует приём метонимии, или «опредмечивания», нагнетая атмосферу и превращая описание Невского в собирательный гротескный образ. В повести «Нос» фантастическая составляющая гротеска достигает своего максимума и выводит в пространство абсурда: у главного героя уходит нос, превратившись в высокопоставленного чиновника. В Петербурге опять «страдает» «маленький» человек? В Петербурге опять «страдает» «маленький» человек? Пропажа носа – возмездие, майору Ковалёву, заменившему в себе человека чином.
«Шинель» - история мелкого чиновника из Петербурга, который в переписывании бумаг видел смысл жизни. Образ Акакия Акакиевича – один из самых сложных образов маленького человека в русской литературе. С наступлением необычно продолжительных морозов единственной мечтой Акакия Акакиевича стала новая шинель. Пройдя испытания (пусть не имеющие героического масштаба!), Акакий Акакиевич исполнил свою мечту. Но… был ограблен(!) петербургскими разбойниками. Гротеск в этой повести - тоже возмездие. Это возмездие маленького человека целому миру, миру жестокому и равнодушному к его судьбе. Таким образом, гротеск - образный стержень петербургских повестей. Это способ художественного выражения искажённого, бездуховного существования Петербурга и его обывателей – существования, которое провоцирует возмездие, равное по абсурдности и фантастичности самому бытию. Потому образ возмездия тоже гротескный.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.210 (0.005 с.)