ТОП 10:

Своеобразие русского классицизма. Характеристика 1-2 произведений по выбору.



Романтизм как художественный метод. Особенности русского романтизма (аналих произведений В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова и других художников-романтиков по выбору)

Общей почвой, на которой возник романтизм во всех странах, было чувство безграничной свободы личности. В Европе человек освобождался от личной зависимости, от феодальной власти, от патриархальных отношений, от обязательной принадлежности к ремесленному цеху и пр. Французская революция при всех ее кровавых эпизодах устранила непосредственную зависимость человека от тех или иных сословий, лиц и дала ощущение полной свободы и раскованности.

Потребность свободы глубоко и остро почувствовали и в России. Ценность отдельного человека во время войн с Наполеоном заметно увеличилась. От ума, чувств, воли частного лица во многом зависели судьбы государства.

Итак, общим для романтизма стало неукоснительное требование свободы личности. Романтизм настаивал, что каждая личность — особый, неповторимый мир духа, творческого «я». А творческое «я» есть не что иное, как индивидуальность с ее исключительным жизненным опытом. Отсюда вытекает, что свободный творческий дух является сущностью человека и заключен не в разуме (так полагали классицисты и просветители), не в чувстве и чувствительности (так думали сентименталисты), не в воле, а во всем человеке, в каждой его клеточке. Иначе говоря, в неделимой личности в целом. Личность, обладая неповторимым внутренним, духовным миром, получает возможность мыслить себя отдельно от внешнего мира, от обстоятельств и воспринимать их враждебными себе.

Подобно свободной личности, писатель-романтик наделен творческой свободой. Он творит, как Бог, непреднамеренно, никем и ничем не скованный. Если весь мир, все бытие — творение Бога, то и произведение писателя — создание того же Божественного свободного творческого Духа.

Если романтик очарован чувством личной свободы, то он разочарован тем, в какие враждебные, узкие и несовершенные рамки эта свобода заключена. Исчезла личная и иная зависимость человека, но не исчезла зависимость вообще и прежде всего от капитала. Несвобода внешняя приняла форму безличия и выглядела поистине фантастической. Романтик испытал глубокое разочарование в обществе, в земном мире, в устройстве мироздания.

Романтик не до конца удовлетворен и человеческой природой вообще. Человек, согласно христианскому учению, обладает духом и плотью. Как дух, он бессмертен (бесконечен), как плоть, он смертен (конечен). Романтик отдает первенство духу, осознавая неполное совершенство человеческой природы.

Таким образом, почва романтизма — чувство очарования безграничной свободой личности при одновременном и слитном с ним чувстве разочарования в ограниченности и скованности свободы духа внешними (социальными и иными) и внутренними причинами (несовершенство человеческой природы).

Идеи романтизма своеобразно преломились в национальных литературных направлениях, но при всех особенностях каждой литературы главные художественные принципы романтизма были сходными.

Для развившегося позднее русского романтизма в течение
долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и
натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно
осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский,
он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под
знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко
перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и
Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще
осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения,
резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве
самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на
несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии,
которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”,
прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая
жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова -
эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная
определенность формы - сходство с классической литературой античности.

Следующий период русского романтизма более целен и определен,
потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор
“Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были
выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта.
Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его,
например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин
В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и
конкретизация мотивов отчуждения.

Единство и цельность же последующей романтической эволюции
настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон.
20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество параллельных
потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл
“Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая
оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и
Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова
русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется
предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в
частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой
постановкой субстанциональных проблем бытия.

 

Своеобразие русского классицизма. Характеристика 1-2 произведений по выбору.

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом, чем такие основоположники этого литературного направления, как Корнель или Расин.
Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм. Своеобразные черты русского классицизма следующие:

1. с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

2. обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

3. Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к народной поэзии и народному языку.

Наряду с общими особенностями, присущими как французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и второй половины XVIII столетия. Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в. было объявлено высшей ценностью.

Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки» , — писал А. П. Сумароков. Своеобразием литературного процесса конца XVII - начала XVIII в. объясняется еще одна особенность русского классицизма: его связь с художественной системой барокко в его русском варианте.

Одним из представителей русского классицизма является Д.И. Фонвизин. Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина— комедия “Недоросль”.
“Эта комедия — бесподобное зеркало” , — писал о “Недоросле” В. О. Ключевский. И добавлял: “Комедия не лиц, а положений” . Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? “Фонвизин взял героев “Недоросля” прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений... Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина...” , — писал историк.
Что же объясняет нам “Недоросль” своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: “Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?” В этих словах — исторический смысл комедии. Простакова — “мастерица толковать указы” — хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие.
Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. “Значительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недоросль Митрофан, был жертвой этого непонимания” , — писал В. О. Ключевский. Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности.
Дворянству предстояло освоить новую роль — хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить “исторический грех” обладания крепостными “душами” . В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знаменательное событие: был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколения дворян: “комедия” может кончиться настоящей драмой.

 

 

2.Своеобразие русского сентиментализма. Характеристика произведения по выбору.

Сентиментализм - Вторая половина 18 века (от французского sentiment — чувство)

Концепция личности, сложившаяся в литературе сентиментализма, диаметрально обратна классицистической. Если классицизм исповедовал эталон человека разумного и публичного, то для сентиментализма мысль полноты личного бытия реализовалась в концепции человека чувствительного и личного. Идейным следствием сентименталистского пересмотра шкалы классицистических ценностей стало представление о самостоятельной значимости людской личности, аспектом которой не стала осознаваться принадлежность к высочайшему сословию. Точкой отсчета тут стала особенность, чувственная культура, гуманизм — одним словом, нравственные плюсы, а не публичные добродетели. И конкретно это рвение оценивать человека вне зависимости от его сословной принадлежности породило типологический конфликт сентиментализма, животрепещущий для всех европейских литератур. В литературе сентиментализма сложились устойчивые очертания типологического конфликта, в каком сталкиваются те же самые сферы личной и публичной жизни, которые определяли структуру классицистического конфликта, по природе собственной психического, но в формах выражения имевшего идейный нрав. Универсальная конфликтная ситуация сентименталистской литературы — обоюдная любовь представителей различных сословий, разбивающаяся о социальные предрассудки. главное, что принесло с собой искусство сентиментализма, — это новый тип эстетического восприятия.
Основные черты сентиментализма:

Решение воспитательных задач посредством воздействия на чувства читателя;

Дидактизм;

Культ «естественных» чувств;

Признание добродетели как природного свойства человека;

Способность к состраданию как черта идеального человека;

Обращение к повседневности и интерес к сельской теме;

Создание идиллической картины действительности. Культ природы;

Раскрытие богатства духовного мира простолюдина;

Внимание к внутреннему миру человека.

Представители сентиментализм в России: A. Н. Радищев , B. А. Жуковский (раннее творчество), Н. М. Карамзин
1. В центре внимания- человек, во всем его проявлении
2.культ чувств, внутренний мир человека
3.Герои - представители средних и низших классов.
4. Жанр: семейный и психологический роман. А также путевые записки, исповеди, дневники.
5. Слог и написание становятся напевными, подчеркнуто-эмоциональными.

Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Карамзина «Бедная Лиза». Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Столичный журнальчик. 1792 г.). Показателем принципного новшества Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для российской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Повесть «Бедная Лиза» написана на традиционный сентименталистский сюжет о любви представителей различных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только лишь в силу нравственных обстоятельств, да и по соц условиям жизни. Глубочайший соц корень сюжета воплощен в повести Карамзина на собственном самом наружном уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста. До того, как начнется развитие сюжета, в эмоционально-насыщенном пейзаже верно обозначены темы основных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадиной домов» «алчной» Москвы, зияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью прелестной естественной природы. Все эти повествовательные приемы, окрашивающие повесть в тона живой людской эмоции и расставляющие нравственные акценты сюжета идеально художественным методом, без мельчайшего признака прямой декларативной оценки, принуждают внимательнее приглядеться к виду рассказчика, автора-повествователя, чьей прямой речью изложена история бедной Лизы, услышанная им некогда от Эраста. В собственном эстетическом единстве три центральных вида повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с неслыханной для российской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными плюсами, чувствительной и сложной. Каждый герой обладает всем комплексом этих признаков, но имеет и свою свою доминанту. Главным носителем категории чувствительности является создатель—рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется мысль внесословной ценности людской личности. В конце концов, Эраст является воплощением трудности и противоречивости людской натуры в сочетании собственных личных свойств, беспристрастной вины перед Лизой и настолько же беспристрастной невиновности, так как он, так же, как и Лиза, является жертвой событий, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода не считая катастрофы. Такое последовательное воплощение слащавой идеологии в идеально художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только лишь эстетическим манифестом российского сентиментализма, да и подлинной родиной российской художественной прозы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.01 с.)