Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проектирования в строительстве

Поиск

Строительство любого здания или сооружения осуществляется по заранее разработанному документу – проекту. Проектирование – первая и очень важная стадия строительного производства. Проектом называют комплекс графических и текстовых материалов, содержащих решения по технологии и оборудованию будущего строительного объекта, архитектурно-планировочные и конструктивные решения, технико-экономические расчеты и обоснования, сметы и необходимые пояснения.

По признаку повторяемости в использовании различают следующие проекты: индивидуальные (например, Лахта-центр), повторно применяемые (например, Ледовый Дворец в Санкт-Петербурге, имеющий аналог в Финляндии) и типовые (жилые дома массовых серий).

Проектирование – это процесс взаимоувязанного комплекса работ коллектива специалистов, результатом которого является разработка проектной документации для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений и их комплексов.

Принципы проектирования:

- учет конкретных условий строительства на основе изысканий;

- комплексность проектирования (привлечение специалистов различных направлений к принятию решений на каждом этапе проектирования);

- вариантность проектирования;

- использование актуальной нормативной базы;

- использование сертифицированных программ для расчета и конструирования элементов;

- рациональная последовательность проектирования;

- экономичность принятых решений, основанная на сочетании типовых разработок и индивидуальных решений.

Основным документом, регламентирующим правовые и финансовые отношения между заказчиком и разработчиком проектной документации, является договор. Договор можно заключать на выполнение комплекса проектных работ, отдельных стадий и разделов проекта. По договору расходы за разработку проектной документации несет заказчик, и в дальнейшем с ним проходит согласование проекта. Параллельно с этим решения, заложенные в проекте, согласовываются с органами, выдавшими технические условия для проектирования.

Договор включает задание на проектирование, в котором должны быть приведены как общие, так и специфические требования на разработку проектной документации для различных объектов. Вместе с заданием на проектирование заказчик должен представить исходные документы и материалы, включающие:

обоснование инвестиций для строительства объекта; решение местного органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта;

сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о сооружении объекта;

технические условия на присоединение объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

материалы, характеризующие социально-экономическую обстановку, природную среду, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства и другие материалы, которые могут потребоваться в процессе производства обследований или изысканий.

Проектные решения должны отвечать государственным нормам, правилам и стандартам. Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации – обязательное условие для получения разрешения на строительство.

Ответственным за разработку проектной документации является ГИП (главный инженер проекта), который составляет график проектирования, увязывает и координирует по специализированным группам выполнение частей проекта и после его оформления в соответствии с действующими положениями и прохождения экспертизы, передает проектную документацию заказчику.

Состав и содержание проектной документации регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В соответствии с ним проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, дополнительно к проектной разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов:

Раздел 1. Пояснительная записка, в которой приводятся общие исходные данные, основание для проектирования, характеристика объекта и условий строительства, описание процессов, связанных с эксплуатацией объекта и т.д.

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка, в которой содержатся данные о характеристиках земельного участка, описание решений по инженерной подготовке и благоустройству территории.

Раздел 3. Архитектурные решения (обоснование и краткое описание принятых основных объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, описание решений по наружной и внутренней отделке, описание мероприятий, обеспечивающих защиту от шума, вибрации и т.д.).

Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения (описание и обоснование конструктивных и технических решений, обеспечивающих необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость объекта; описание конструкций полов, стен, кровли и т.д.).

Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, содержание технологических решений.

Раздел 6. Проект организации строительства (рассмотрен в главе 5);

Раздел 7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта) (рассмотрен в главе 5).

Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды, содержащий результаты оценки воздействия объекта на окружающую среду и перечень мероприятий по их снижению в случае негативного воздействия.

Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, описание систем пожарной безопасности, мероприятий по ликвидации пожара и обеспечению безопасности людей при возникновении пожара.

Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, их безопасное перемещение и эвакуация в случае стихийного бедствия или пожара.

Раздел 11. Смета на строительство объектов капитального строительства.

Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, разработка специальных технических условий для проектирования уникальных зданий и сооружений).

Разделы 5, 6, 9 и 11 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Это связано с тем, что главное назначение проектной документации заключается в том, чтобы обеспечить надежность и безопасность зданий. Вопросы обоснованности затрат и эффективности расходования средств обязательны только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств. В остальных случаях эти разделы не являются предметом государственной экспертизы проектной документации.

7.2 Изыскания в строительстве

Изыскания, проводимые в интересах строительства, являются видом деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий, составление прогнозов взаимодействия объектов капитального строительства с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения. Проведению изысканий предшествует выбор площадки (трассы) для строительства, который осуществляется генеральной проектной организацией по поручению заказчика.

Изыскания включают комплекс экономических и инженерно-технических исследований района или площадки (трассы) строительства, позволяющий всесторонне анализировать условия строительства и эксплуатации будущего объекта, обосновать экономическую целесообразность, техническую возможность и объем возводимых новых предприятий, зданий и сооружений или их реконструкцию и подготовку исходных данных для проектирования.

Экономические изыскания – определение эффективности строительства в данном районе, выявление и обоснование вариантов обеспечения строительства сырьем, местными материалами, энергетическими ресурсами, транспортными связями, рабочими кадрами, жильем, культурно-бытовыми учреждениями. Эти изыскания проводятся генеральной проектной организацией после получения от за­казчика утвержденного задания на проектирование. Данные экономических изысканий являются исходными для последующих этапов проектирования — разработки проекта и рабочей документации.

Инженерно-технические изыскания проводятся с целью изучения природных условий района и площадки строительства на всех стадиях проектирования и подразделяются на следующие виды:

- геодезические изыскания уточняют характер и рельеф местности с указанием высотных отметок, действующих инженерных сетей, зеленых насаждений, дорожных сооружений и т.д.

- геологические и гидрогеологические изыскания выявляют несущую способность, структуру, свойства и состояние грунтов с уточнением уровня и агрессивности грунтовых вод;

- гидрометеорологические изыскания уточняют бассейны рек, озер, водохранилищ, температуру и влажность воздуха, величину атмосферных осадков, снегового покрова, паводковых вод, розу ветров и т.д.

- экологические изыскания уточняют состояние окружающей среды и влияние на нее будущих зданий и сооружений; прогнозируется степень загрязнения атмосферы воздуха, способы утилизации отходов, выявляется состояние почв и растительного покрова для последующей рекультивации или утилизации.

 

7.3 Государственная экспертиза проектной документации

После разработки проектная документация подлежит согласованию с органами и организациями, выдавшими технические условия и требования, затем проводится государственная экспертиза и утверждение проектной документации.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия выполненного проекта требованиям технических регламентов, конструктивной и эксплуатационной надежности возводимых зданий и сооружений. Государственной экспертизе также подлежат результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации.

Государственной экспертизе подлежит проект в полном объеме, т.е. в составе всех разделов проектной документации в соответствии с требованиями к их содержанию. Подготовка заключений государственной экспертизы по отдельным разделам ПСД не допускается.

Проведение государственной экспертизы проекта на техническое перевооружение и ремонт (изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства) не предусмотрено.

Согласно Градостроительному Кодексу РФ не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:

а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства):

б) жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из не более десяти блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

в) многоквартирные дома с количеством этажей не более трех, состоящие из не более четырех блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 м2 и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности:

д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.

При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие объекты, проходят проверку на федеральном уровне в ФАУ «Главгосэкспертиза России», все остальные — в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое должно содержать:

- краткую характеристику проекта и технико-экономические показатели проекта;

- замечания и предложения по проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации;

- общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство;

- рекомендации по дополнительной проработке отдельных проектных решений;

- рекомендации об утверждении или отклонении проекта.

Заключение экспертизы утверждается руководителем экспертного органа и направляется вместе с проектом в инстанцию, где должна утверждаться проектная документация.

 

7.4 Авторский надзор проектных организаций

По окончании проектирования объекта предусматривается сопровождение проектной организацией строительства объекта. На этом этапе проектная организация осуществляет авторский надзор и участие в приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. Авторский надзор, как один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации за строительством осуществляется на основе договора.

Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ.

Авторский надзор осуществляется с целью улучшения качества и снижения стоимости строительства, а также повышения ответственности проектной организации за качество возводимых зданий и сооружений.

Руководство организацией и проведением авторского надзора за строительством объектов осуществляют главные инженеры проектов, лично участвуя в надзоре. Надзор осуществляется в сроки, определенные планами-графиками к договорам, либо по вызову заказчика, но не реже одного раза в месяц.

В ходе надзора проектная организация принимает решение при возникновении непредвиденных обстоятельств, может вносить изменения в проектную документацию уточнения и изменения по согласованию с заказчиком.

При осуществлении авторского надзора за строительством объекта ведется журнал авторского надзора, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Каждое посещение объекта строительства специалистами регистрируется в журнале, запись выполняется также при отсутствии замечаний. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика.

По завершению строительства журнал предъявляется генеральным подрядчиком в орган государственного строительного надзора для получения заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и после ввода объекта в эксплуатацию хранится у заказчика.

Проектные организации и их работники, осуществляющие авторский надзор, имеют право:

- запрещать применение в строительстве конструкций, деталей изделий, строительных материалов и оборудования, не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям, проекту и другой технической документации;

- требовать приостановления производства отдельных видов строительных и монтажных работ, выполняемых с нарушениями проекта, технических условий, правил производства строительных и монтажных работ, а также в случаях применения дефектных и некачественных конструкций, деталей, изделий, строительных материалов и оборудования, уведомляя об этом заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика и соответствующие органы, осуществляющие контроль и надзор за строительством;

- вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, допустивших некачественное выполнение строительно-монтажных работ, к ответственности.

Подготовка строительного производства.

Под подготовкой к строительству принято понимать комплекс взаимосвязанных организационных, технических, технологических, хозяйственных и других мероприятий по созданию условий для своевременного развертывания строительства и осуществления организованного, технически грамотного прогрессивного производства строительно-монтажных работ, обеспечивающих своевременную сдачу строительных объектов в эксплуатацию и достижение высоких технико-экономических показателей строительства и строительного производства.

Существует единая система подготовки строительного производства, под которой понимается комплекс взаимоувязанных подготовительных мероприятий организационного, технического, технологического характера, обеспечивающих возможность развертывания и осуществления строительства объектов для своевременного ввода их в эксплуатацию. В состав единой подготовки входят следующие этапы.

Организационная подготовка предшествует техническим работам подготовительного периода и осуществляется в основном застройщиком (заказчиком). Её целью является получение разрешения на строительство, отвод земельного участка под строительство, оформление финансирования строительства, заключение договоров подряда, переселение жильцов при необходимости, размещение заказов на оборудование.

Техническая подготовка осуществляется в основном генподрядной организацией и ее ядром является техническое осуществление мероприятий, заложенных в проекте стройгенплана. Техническая подготовка подразделяется на следующие виды:

1) внешнеплощадочная (строительство подъездных путей, прокладка временных инженерных коммуникаций, линий электропередач, устройство средств связи и т.д.);

2) внутриплощадочная (сдача-приемка геодезической разбивочной основы, ограждение строительной площадки, срезка растительного слоя, прокладка постоянных и временных коммуникаций внутри площадки, организация складского хозяйства и т.д.).

3) объектная (передача и установление знаков геодезической разбивки, монтаж оборудования и т.д.).

Существует также и технологическая подготовка, которая осуществляется до начала и в процессе строительства и заключается в разработке проекта производства работ, в реализации решений заложенных в ППР и технологических картах. К её задачам относят:

обеспечение рабочих спецодеждой, инструментом, инвентарем, подмостями;

обеспечение безопасной организации рабочих мест (устройство защитных настилов, лестниц, площадок).

Подготовка к производственно-хозяйственной деятельности организации предусматривает: организацию инструментального хозяйства, оборудование площадок укрупнительной сборки и производственных цехов, создание необходимого запаса материалов изделий и конструкций, доставку всех необходимых машин и механизмов и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается единая система подготовки строительного производства?

2. Каковы этапы подготовки строительного производства?

3. Что такое внутриплощадочные подготовительные работы?

4. Что такое внеплощадочные подготовительные работы?

5. Каков состав общей организационно-технической подготовки строительства?

6. Каков состав подготовки к производственно-хозяйственной деятельности?

 

Лекция 8. Материально-техническое обеспечение строительного производства

 

Содержание лекции

8.1 Общие положения

8.2 Управление производственно-технологической комплектации

8.3 Виды транспорта в строительстве

8.4 Механизация в строительстве

8.5 Организационные формы эксплуатации машин и механизмов

 

Общие положения.

Строительство – одна из наиболее энерго– и материалоемких отраслей. Поэтому организация материально-технического обеспечения (МТО) строительного производства материалами, изделиями и конструкциями оказывает большое влияние на его результативность. Основными функциями МТО являются: обеспечение необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями, хранение и комплектование готовой продукции по заявкам строительно-монтажных организаций, обеспечение инструментами, приспособлениями и оснасткой, ремонт оборудования, обеспечение предприятий энергией и т. п.

В настоящее время материально–техническое обеспечение строительства осуществляется самостоятельным поиском поставщиков строительных материалов, конструкций и изделий строительными организациями. При этом существуют достаточно сложные схемы поставки материалов и оборудования через посредников. Поэтому практически во всех строительных организациях существуют службы МТО, к которым предъявляются следующие требования:

- своевременность поставки материалов и изделий;

- комплектность материалов и изделий;

- минимизация затрат по стоимости и трудоемкости;

- постоянный учет получаемых и расходуемых ресурсов.

Разнообразные источники поставки условно объединены общим термином, получившим название материально-технической базы строительства (МТБС). Под материально-технической базой строительства подразумевается система предприятий и хозяйств строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также отраслей, обслуживающих строительство со своими кадрами, оборудованием и зданиями. Отдельные виды МТБС классифицируются следующим образом:

- общестроительные и специализированные строительно-монтажные организации, осуществляющие создание конечного продукта строительного производства, в которых производственной мощностью является расчетный максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам передовой технологии и организации производства;

- промышленно-производственные предприятия, которые делятся на четыре группы по своей организационной структуре, специализации и кооперированию:

1) узкоспециализированные предприятия по производству строительных материалов,

2) специализированные предприятия, организованные на базе предприятий других отраслей;

3) предприятия строительных материалов, изделий и конструкций;

4) предприятия, входящие в состав строительно-монтажных организаций.

- предприятия, обеспечивающие взаимодействие строительно-монтажных организаций и промышленно-производственных предприятий, а также осуществляющие транспортирование, складирование и хранение; производственно-технологическую комплектацию; обслуживание и ремонт машин, механизмов, оборудования.

 

8.2 Управление производственно-технологической комплектации

Наиболее прогрессивной формой МТО является производственно-технологическая комплектация (ПТК) – это форма организации и управления материально-техническим обеспечением строительства, создаваемая на основе производственной переработки исходных строительных материалов с учетом технологии возведения конкретного строительного объекта.

Для этого в крупных строительно-монтажных организациях существуют управления производственно-технологической комплектации (УПТК), функции которых несколько шире, чем функции чисто снабженческих организаций. Это организационное звено управления строительным производством системно выполняет три основные функции: материально-техническое снабжение, переработку полуфабрикатов, материалов и комплектное обеспечение строительных процессов. Таким образом, в функции управления технической комплектации входит:

- планирование;

- размещение заказов;

- реализация заказов (оплата и получение материалов);

- хранение и переработка материалов или полуфабрикатов;

- комплектация;

- изготовление нестандартных изделий;

- поставка на объекты в соответствии с графиком производства работ.

Функционирование УПТК – требует дополнительных затрат, так как необходимо содержать специальные службы и производственную базу. Однако эти затраты себя окупают как за счет повышения производительности труда, так и за счет перенесения части работ из построечных условий в заводские условия. Указанные выше функции позволяют провести аналогию между УПТК и службами логистики, которые широко распространены в западных странах.

 

Службы производственно-технологической комплектации связаны, с одной стороны, с поставщиками исходных, комплектующих материалов и изделий, с другой стороны со строительными организациями, строительными площадками, которые получают комплекты строительных материалов и изделий.

Целесообразно материально-техническое снабжение строительства проводить по прямым договорам с поставщиками, а оптовую закупку материалов и изделий осуществлять на товарно-сырьевых биржах, территориально-снабженческих базах и предприятиях производственно-технологической комплектации.

 

8.3 Виды транспорта в строительстве

В строительстве потребляется большое количество разнообразных строительных материалов, конструкций и изделий заводского изготовления. Поэтому в среднем доля затрат на транспорт в среднем превышает 20% всех издержек строительного производства. Весь строительный транспорт разделяется на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы (материалы, конструкции и изделия) от мест их получения на строительную площадку по путям общего пользования. Внутрипостроечным транспортом перевозят грузы на строительной площадке и со складов строительной организации.

По направлению перемещения грузов различают горизонтальный и вертикальный транспорт. Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работах при приемке поступивших на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ. Горизонтальным транспортом строительные грузы перевозят от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельное здание, а целый строительный комплекс.

Характер строительных грузов, а также места их доставки и расстояние перемещения определяют способы транспортирования и выбор вида транспорта. Требования, предъявляемые к транспорту:

- своевременность поставки материалов и изделий;

- обеспечение сохранности конструкций от разрушения, материалов – от потерь и порчи;

- минимизация затрат по стоимости и трудоемкости.

Показатели работы транспорта:

- объем перевозок – количество перевезенного груза за определенное время, т/год;

- грузопоток – объем транспортной работы, т·км.

Виды транспорта: автомобильный, тракторный, железнодорожный, водный и воздушный.

Автомобильным транспортом осуществляют около 80% всех перевозок строительных грузов. Достоинства автомобилей – большая скорость, высокая маневренность и своевременность, то есть возможность доставлять разнообразные грузы непосредственно к объекту строительства в заданное время. Его рациональная область применения при транспортировании грузов на расстояния до 300 км (приблизительно).

Автомобильный транспорт разделяется на универсальный (бортовые автомобли и самосвалы) и специализированный. В строительстве примерно 25% строительных материалов и изделий перемещается специализированными автотранспортными средствами. К ним относят: бетоновозы с кузовом в виде мульды, автобетоносмесители, хребтовые панелевозы, полуприцепы для транспортирования пространственных конструкций и т.д.

Тракторный транспорт используют для перемещения, в основном, при внутриплощадочных перевозках тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья. Недостатки – ограниченная возможность использования в городских условиях и при значительных расстояниях перевозки вследствие малых скоростей передвижения.

Железнодорожный транспорт обслуживает до 20% общего количества перевозок строительных грузов и является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния. Его целесообразно использовать на расстояниях от 300 км и выше и при больших объемах перевозок. Железнодорожный транспорт требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительно-монтажных работ и при поступлении основных грузов по рельсовым путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются. Область применения ограничена наличием сети железных дорог.

Водный транспорт - наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния и обслуживает до 5% перевозок грузов на строительные площадки. Область применения ограничена наличием водного сообщения и сезонностью.

Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места большегрузными самолетами и монтажа отдельных конструкций при специальных и уникальных работах. Дорогой, но порой единственно возможный способ транспортировки.

Специальный транспорт - подвесные канатные дороги, трубопроводный транспорт, пневмотранспорт, гидротранспорт, транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров. Эти виды транспорта применяют, в основном, при сильно пересеченной местности и при наличии водных преград.

 

8.4 Механизация в строительстве

Под механизацией производства понимают замену ручных средств труда машинами и механизмами. Основные цели механизации – это повышение технического уровня производства, освобождение человека от тяжелых, трудоемких и утомительных операций, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. Механизация – одно из главных направлений технического прогресса, материальная сторона повышения эффективности общественного производства. Она является условием и средством индустриализации строительства, важнейшим фактором совершенствования технологии.

Комплексная механизация – это способ производства строительных работ, при котором все основные и вспомогательные процессы, входящие в состав строительных работ, выполняются механизированным способом с помощью строительных машин, средств малой механизации и различного вида механизмов, инвентаря и приспособлений, взаимоувязанных между собой по основным параметрам. При этом применение ручного труда может допускаться только для незначительных по трудоемкости и вспомогательных работ.

Организация эксплуатации машин и механизмов основана на принципе комплексной механизации, который предполагает:

- подбор комплектов машин по назначению и производительности;

- использование средств малой механизации, которая повышает качество и производительность;

Уровень комплексной механизации отдельных видов строительных работ выражается в процентах как отношение объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему выполненных работ этого вида. При комплексной механизации обеспечиваются непрерывность технологического процесса и равномерность выпуска продукции, а также используется максимальная производительность правильно выбранной ведущей машины. Для этого необходимо, чтобы производительность машин каждой последующей операции была на 10–15% выше производительности машин предыдущей операции, а мощность отдельной машины обеспечивала наиболее высокий темп работы машины, обслуживающей предшествующую операцию.

Для анализа состояния комплексной механизации и планирования заданий по механизации (автоматизации) процессов производства строительных работ и использованию машин, а также для контроля выполнения этих заданий строительные организации учитывают:

а) объем выполненных работ в физических измерителях (по видам работ) с указанием способов выполнения и затрат труда;

б) наличие машин;

в) рабочее время, продолжительность и причины простоев;

г) фактическую эксплуатационную производительность (выработку) машин в физических измерителях.

Учет работ, выполняемых средствами механизации, и использование строительных машин производится по единой утвержденной методике. Основным показателем экономической эффективности машины служит себестоимость единицы ее продукции.

 

8.5 Организационные формы эксплуатации машин и механизмов

Эффективное использование строительных машин и механизмов, надлежащий уход за ними и своевременный ремонт во многом зависят от организационных форм и методов управления их эксплуатацией. Существующий парк строительных машин в основном сосредоточен на предприятиях строительного комплекса. В зависимости от конкретных условий строительства, вида и размера предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуатация строительных машин может осуществляться при помощи различных организационных форм.

1. Строительные машины и механизмы находятся на балансе общестроительных строительных организаций, что позволяет достаточно оперативно ими управлять. Однако при такой форме эксплуатации машин невозможно создать условия для их технического об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.013 с.)