ТОП 10:

Сущность бюджетов интеграционных формирований (БИФ), их особенности и роль в развитии интеграционных процессов



Назначение БИФ - централизация фин рес-сов для выполнения совместных программ и мероприятий. БИФ - производная категория от категории бюджета гос-ва и имеет с ним общие хар-ки: •бюджет—это специфич фин отношения, опосредующие формирование, распределение и использ централизованного фонда ден ср; •бюдж отношения носят вторичный (перераспределит) хар-р.

Особенности бюдж отношений в рамках интеграции:

• формируются на межгос ур-не и регламентируются соглашениями и др правовыми актами стран-участниц; •участвуют в процессе перераспред ВВП государств—членов путем изъятия его части в виде взносов в совм бюджет, налогов и неналог доходов в интересах интеграции;

•их функционирование обеспечивается действием бюдж категорий: доходы и расходы БИФ; взносы стран-участниц в БИФ; бюджетная классификация интеграц формирования; бюджетный кредит, выдаваемый из БИФ, и др.;

•в отличие от бюджетов гос-в бюджетные отношения непосредственно не участвуют в перераспред чистого дохода хоз субъектов стран-участниц;

•обязательными участниками выступают все гос-ва—члены интеграции, а также хоз субъекты—резиденты этих стран и физ лица; •сфера действия ограничивается рамками бюдж процесса интеграции; •матер форма - фонд ден ср-в, централизованный на межгос ур-не в виде единого бюджета.

Особенности БИФ: 1.возникновение связано с развитием интеграц процессов и формированием надгосударственных структур — интеграций; 2.бюдж фонд формируется на межгос ур-не; 3.меняются объект и субъект бюдж отношений: субъекты – члены интеграц формирования, хоз субъекты, физ лица, объект — централизованный фонд ден ср-в интеграц образования; 4.изменяются источники формирования и направления расходования ср-в; 5.в отличие от нац бюджетов, формируется и используется в особом порядке.

Сравнение: Нац бюджеты Ис­точники дохо­дов: налоговые(90%) и неналог доходы, взимаемые в стране; Направления расходов: финансирование расходов, обеспечивающих реализацию функций гос-ва БИФ Ис­точники дохо­дов: взносы стран-участниц из нац бюджетов (50—100%) и независимые неналоговые доходы; Направления расходов: финансир совместных про­грамм, стратегич проектов и мероприятий, направлен­ных на достижение целей и задач интеграц образования.

Т.о, БИФкакэкон категория–совокупность специ­фич фин отношений по поводу формирования на межгос ур-не фонда ден ср-в интеграции, его распределения и использования для достижения целей ее созда­ния.

88 Принципы формирования бюджета и орг-ция бюджетного процесса ЕС. Общ бюджет ЕС - фин план, в соотв с кот происходят мобилизация ср-в и их расходование на финансир деят-ти ЕС. 1.Пр-п единства – обязат-ть отражения всех запланир дох. и расх в едином бюдж. док-те. 2.Пр-п универсальности (совок. покрытия) - доходы б-та д. покрывать общ сумму расходов, т.е. не д.б. связаны с конкр расходами. 3.Пр-п ежегодности - принимается на 1 фин год (1 янв-31 дек). 4.Пр-п равновесия - дох и расх д.б. сбалансир. Запрещаются заимств-я для покрытия бюдж дефицита. 5.Пр-п спецификации (предметной спец-ции) -все расх. распр-ся по 6 разделам. 6.Пр-п расчетной ед-цы (единой валюты)– исп-ся евро при формир и исполнении б-та, но некот. оп-ии м. осущ в нац валютах. 7. Пр-п эфф. фин упр-ия –опр-ние целей ч/з измеряемые эк. пок-ли, чтобы оценивать фин упр-е с т. зр. рез-тов. 8.Пр-п прозрачности -публикация б-та в срок до 2 мес после даты оконч. утв-ия Европейским парламентом в офиц газете ЕС. 9.Пр-п совместной фин отв-сти. 10.Пр-п фин солидарн-ти гос-в—членов ЕС: все страны ЕС обязаны участвовать в форм-ии доходов б-та ЕС, их взносы д.б. соразмерны фин возм-тям гос-в.

Ист-ки доходов б-та ЕС: 1)традиционные собств ср-ва — доходы, кот поступают в б-т в рез-те собств деят-ти органов ЕС, связанной с рег-ем эк. пр-ссов (имп. там. пошлины и компенсац сборы от импорта с/х товаров); 2)% от НДС, собранного на терр. кажд страны; 3)прямые взносы стран ЕС (отчисления от ВВП по установл нормам); 4)проч доходы ЕС.

Разделы расходов б-та: 1.Устойч рост - позиции: Единство (инв-ии в мат и чел рес-сы, инновации), Конкурентоспособн регионов и занятость (ускорение эк и соц реформ, содействие инновациям). 2.Сохр-е и использ прир. рес-сов (фин-е общ с/х политики и содействия рыболовству)3.Гражданство, свобода, безоп-сть и правосудие (программы по борьбе с насилием, терроризмом и наркотиками). 4.ЕС как глобальный игрок(содействие регионам, пострад от бедствий, военных действий, по развитию регионов). 5.Админ расходы-сод-ние органов ЕС. 6.Возмещения(связанны с расшир ЕС). Расходы б-та ЕС: обязательные (это приоритеты бюдж политики) и необязат.

В 2012 - расходы 129,1 млрд евро, доходы 147,2 млрд.: устойч рост 45,9%, сохранение при­родн рес-сов 40,8%, гражд … 1,4%, ЕС как глоб игрок 6,4%, админ расх 5,6%. На 2013 расходы 137,9 млрд евро, доходы 150,9 млрд.

Фин-е расходов ч/з с-му спец фондов в рамках б-та: Евр фонд региональн развития, Евр соц фонд, Фонд сплочения.

До 1.07 институты ЕС представл Комиссии сметы расходов на буд год. Комиссия до 1.09 направляет предварит проект Совету. Совет передает его Парламенту до 5.10.

89 Бюджеты СНГ(1991 г) и ЕврАзЭС(2001 г)

Единый бюдж органов СНГ—основной фин план формир ден ср-в и их исп-я на обесп-е деят-ти органов СНГ и проведение совместн меропр-й орг хар-ра в соотв с решениями Совета глав гос-в и Совета глав правит-в СНГ. Форм-ся по пр-пу участия гос-в в органах СНГ на основании смет расходов. В наст вр. фин-ся 8 орг-ций: • Исполнит. комитет СНГ; •Координационная служба Совета командующих погран. войсками; •Межгос стат комитет СНГ; •Бюро по координации борьбы с орг преступн и иными опасными видами преступлений на террит гос-в СНГ; •Секретариат СовМин обороны гос-в—уч-ков СНГ; •Экон суд СНГ; •Антитеррор центр гос-в—уч-ков СНГ; •Секретариат Координац совета ген прокуроров.

Сост-ся в рос руб на 1 календ год, исполнение осущ без дефицита, профицита и заимствований. Утв-ся Советом глав правит-в СНГ по предст-ю Экон совета СНГ. Исполнит комитет СНГ формирует и исполняет его.

Доходная часть - из долевых взносов, предусмотр в нац б-тах гос-в согласно обязат-вам, зафиксир в межгос актах. Для опред размеров долевых взносов рассчитыв базовый потенциал: БП=(доля страны в совокупн ВВП СНГ + доля в общ числ-ти насел. СНГ)/2, где Cовокупн ВВП СНГ = сумма средн ВВП стран за 3 года. БП не может быть менее 1%. Наибольшие БП у РФ и Украины (64,0 и 12,5%), у РБ 3,2%. Перечисление взносов - на счета единого б-та Исполнит комитета СНГ в зав. от фин состояния (но не реже 1 раза в квартал), в рос руб, нац валюте или долларах США. Ср-ва направл в равных долях на фин-е деят-ти органов СНГ и расходов на проведение заседаний Совета глав гос-в, Совета глав правит-в, СовМин иностр дел и Экон совета СНГ. Межгос целевые прогр. СНГ из-за отсутствия мех-ма их фин-я из б-та СНГ финансир из нац бюджетов или внебюдж ср-в СНГ.

Б-т ЕврАзЭС — осн. фин план форм-ния ден ср-в и их исп-ния на сод-ние органов ЕврАзЭС, фин-е проведения совместн меропр-й и программ. Разраб-ся Интеграционным комитетом ЕврАзЭС по согласованию с гос-вами-членами, утв-ся Межгос советом ЕврАзЭС на ур-не глав гос-в сторон на очередной фин год в рос руб.

Доходн часть: •долевые взносы на сод-ие органов, проведения заседаний органов: РБ—15 %; РК—15; Кыргызская Респ—7,5; РФ—40; Респ Таджикистан—7,5; Респ Узбекистан—15%; •взносы на фин-е межгос целевых программ ЕврАзЭС соотв-ют степени участия гос-в. Фин0е осущ на основе бюдж росписи. Ист-ки фин-я: б-ты членов, б-т ЕврАзЭС и внебюдж ср-ва (взносы уч-ков реал-ии прогр; собств ср-ва предпр-й, заинтересов в программе; кр-ты банков; ср-ва фондов, общ орг-ций и инвесторов).

Схемы фин-я: 1 раздельное фин-е — каждое гос-во обеспеч вып-мую им часть целевой прогр. на своей терр. в рамках нац программы; 2фин-е из бюдж ЕврАзЭС — исп-ся взносы членов, уч-щих в реал-ии прогр.; 3фин-е из трастового фонда—создание под конкр программу фонда.

90. Сод-е и осн этапы развития б-та Союзн гос-ва.

12.1999 – РБ и РФ - Дог-р о созд СГ. Далее – задача: созд-е ЕЭП (свободн перемещ-е тов-ов, услуг, кап-лов, раб силы, равные условия д/деят-ти хоз-х суб-ов).

СГ - форма интеграции, в кот каждая из стран-учас-иц сохр свою самост-ть, а их скоординиров-ю деят-ть в рамках образ-я обеспеч Высш Гос Совет, Праламентс Собрание, СовМин-ов, Постоян Комитет СГ, коллегии мин-в и др гос орг-ов упр-я Рб и РФ.

Условие: созд-е един б-та РБиРФ – фин основа СГ.

1. Подготовит. этап1996-1997 – совместн прог-мы фин-сь из нац-х б-тов. 12.1997 – един б-т – «Осн принципы формир-я б-та СГ» - основы бюдж устр-ва, ист-ки дох и напр-я расх.

2. Апробации. (1998) – отрабат-ся мех-м наполн-я и исп-я Б-та, фин-е совместн прогр-м. 04.1998 – утв порядок исполн-я б-та- откр-е и вед-е счетов по учету ср-в б-та, зачисл-е ср-в, вед-е учета и исполн-е б-та, ф контр исполн-я.

3. Построение б-та на нов основе: с 2000 дох часть – фиксир доли отчисл-й РБиРФ из нац б-ов+ненал дох. В 2000 – «Пор-к разраб-ки и реал-и прог-м СГ», «Пор-к исполн-я б-та СГ ч-з МинФин РФ и РБ =>

4. С 2001 казнач-кая сис-ма исполн-я б-та СГ.01.2002 – «Полож-е о бюдж класс-ции СГ» - осущ-ся групп-ка дох и расх б-та СГ. 04.2002 – пост-е Высш Гос Сов-та СГ «О пор-ке формир-я и исполн-я б-та СГ»- созд-е соврем нормат-й базы в обл бюдж отн-й в СГ (как бюдж кодекс СГ – устан принц постр-я б=та СГ, пор-к осущ-я бюдж проц-р и теч-я бюдж процесса СГ =>увелич ур-нь орг-ции разраб-ки и прин-тия б-та, честкость исполн-я).


 

Формир-е дох б-та СГ.

Ист-ки дох: ненал дох, безвозмездн перечисл-я.

Ненал: от исп-я им-ва и ден ср-в СГ (от продажи им-ва, в аренду;% за польз-е бюдж ср-ми СГ); от деят-ти бюдж учр-й СГ (оказ-е платн услуг, предпринимат деят-ти); возврат ср-в, не исп-х в прошл г; штрафы, конфискации.

Безвозм - осн: отчисл-я из нац б-ов; погаш-е задолж-ти гос-участн по упл долевого взноса в б-т СГ; проч( от негос орг-й, ФЛ ЮЛ, м-ных орг-й и правит-в ин гос-в). РБ – 35%, РФ – 65%.

Б-т – в рос руб., млн: дох2000-2012 – на 100%: 2000 – 1707,9, 2005 – 3200,9, 2009,2010,2011,2012 – 4872. В %, ненал:2000 – 1, => возврат бюдж кред-ов+% => 2005 – 15=> заверш-е погаш-я ранее выдан бюдж кред-ов, 2008-2012 – 0%; безв, %: 2000 – 99, 2005 – 85, 2008-2012 – 100.

Перечисл-я РБ в б-т СГ: 2000-31,1%, 2001 – 30,6%, 2002 – 57,1, 2003 – 79,6(сложности в исполн-и совствен б-та). С 2004 – погаш-е зад-ти:2004 – 101,1, 2005 – 130.

В наст вр– дискуссия о долях отчисл-й в б-т СГ: %РБ м.б ниже – эк параметры меньще чем РФ. Уд вес взносов в расходах: РБ-РФ: 2000 – 1,45%-0,14, 2005 – 0,75-0,05, 2009 – 0,34-0,032, 2010 – 0,49-0,08. (нагрузка на б-т РБ в 12,5 раз больше, чем на РФ) Уд вес в ВВП,%: РБ-РФ: 2000 – 0,273-0,02, 2005 – 0,135-0,007, 2009 – 0,114-0,008, 2010 – 0,15-0,01( нагр-ка РБ в 15,2 р больше, чем на РФ).

V бюдж рес-ов, получ РБ в 2001, 2003-2005, превысил об-м перечисл-х ср-в. Получено: 2000 – 36,7%( 534,5 млн р), 2005 – 40(1201,7 млн), 2009 – 35,2 (1712,8 млн), 2010 – 33,7 (1640,9 млн). перераспр-е бюдж рес-ов – в пользу РБ. 2007-2008 доля меньше перечисл-х ср-в в б-т.

Т.к расх б-та – на реш-е общ задач – неправомерно при обоснов-и долей отчисл-й каждой стороной исп-ть инф-ю о распред-и бюдж ср-в по терр-ям членов СГ. Но размеры долей д. научно обосновыв-ся. Актуальна разраб-ка нормат правов базы СГ, регулир ?? его собств-ти, необх для форм-я и привлеч-я в б-т ненал дох в части дох от им-ва.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.007 с.)