ТОП 10:

Рас-ды бюд-та на физическую культуру(ФК) и спорт



Основы гос. политики в обл ФК и спорта заложены в Законе РБ «О ФК и спорте».Осн. источ-м фи­н-я расх-в на ФК и спорт оставался гос.бюд-т., но рын. отнош.-я =>альтернатив источ-ки (внебюд-ые). Одна­ко бюд. фин-е по-преж. играет важную роль. Рас-ды на ФК и спорт отраж-ся по разделу 08 «ФК, спорт, культура и СМИ» бюдж. класс-ции (подраздел 08 01 «ФК и спорт»).

Рас-ды на ФК (08 01 01 «Физку-ра»): на проведение спортив. мер-ий по физ-но-масс-й и оздоровит. работе с нас-ем; содерж-е всех типов учебно-спортив. учр-ий;содержание учебно-методич. центров физ-го вос­питания нас-я. Из бюд-та фин-ся развитие военно-при­кладных видов спорта и спорта высших достижений, м/н спортив. мероп-я; содержание детско-юно­ш спортив школ,школ высшего спортив. мастерства, центров олим­пийского резерва и др.

Рас-ды на спорт (08 01 02 «Спорт»):на содерж-е штат-х нац. сборных (команд) РБ; провед-е спортив. мероп-й согласно респуб-му и м/н календарям; обеспеч-е уч-тренировоч сборов по подготовке к спортив сорев-ям; поддержку спортивных клубов.

В РБ действует с-ма гос. соц. стандар-в, кот вкл-ет норматив- рас-ды б-та на развитие ФК и спорта на 1 жителя страны в год (не <0,5 баз. вел-ны). Мин-во спорта и туризма и обл-е исполнит. комитеты обеспеч-т контроль за его вып-ем.

Сегодня спорт - от­расль индустрии, производ-ая товар особ вида -зрелище.

Доходы спорт. орг-ции: от продажи осн товара — зрелища. Д-ды = выручка от реализ-и билетов; продажи прав на трансл-ю зрелищ;продажи игроков;продажи права исп-я клубной атрибутики;сдачи в аренду стадионов, и т.д. Кроме того, безвозмезд. фин. помощь спонсоров, дотаций из гос и мес бюд-в. V дох-в зависит от: ви­да спорта, класса и имиджа команды, участия в м/н сорев-х, кол-ва зрителей и др. Прибыль опред-ся V не ток выр-ки, но и расх-в (на оплату труда спорт-в, тренеров;взносы за участие в спортив сорев-ях,покупка игроков). Особ-ть спорта – непредсказ-ть рез-в сорев-ий, игр, сущ-но влияющ на вел-ну дох-в. Спорт стал особсферой п/п дея-ти, обеспеч. себя дох-ми и направл на получ прибыли. Как фактор повыш кач-ва жизни на­с-я спорт поддерж-ся гос-м.

В наст. время у нас более 25 тыс. объектов физ-спортив назнач-я.


 

49. Расх. на к-ру и ист-ки их фин-я. Хар-ка расх-в на СМИ. Культура - совок-ть культ. ценностей, ориентир. на удовл-е дух-х потр-тей людей, соз­д./связ-х с деят-тью чел-ка. Регул-е – Мин культ. В соотв. с функц-й класс-ей расх. б-та на культ. отраж. по разд. 08 «Физ. культ, спорт, культура и СМИ», подразд. 02 «Культура». Здесь учит-ся расх., связ. с орг-ей и осущ-м деят-ти в обл. к-ры, иск-ва и кинематогр-ии – 3 вида. Все виды вкл-ют Р по упр-ю, экспл-и, сод-ию, фин. поджке ее учр-й - покрытие убытков; приобр-е обор-я и кап.рем-т; фин-е фестив-й и др. меропр. по отд. программам и меропр-ям.+ Вид 08 02 01 «К-ра и иск-во» вкл. расх. по сод-ию – библ-ки, музеи, ДК, клубы. Вид расх-в 08 02 02 «Кинемат-ия» вкл-ет расходы, связ-е с фин. поджкй нац. киновидео­пр-ва и киновидеопрок-та, др. расх - фин-ие пр-ва фильмов в соотв с Прогр-й разв-я нац-й кинематографии; сод-е гос. орг-й киновидеопроката; центрз-е приобр-е киновидеофильмв, меропр-я в обл. кинематографии и др. Вид расх. 08 02 03 «Пр. вопр. в обл. к-ры» вкл-ет расх: деят-ть фонда През. по поджке к-ры и иск-ва; оплата услуг групп, централи­з-но осущ-щих хоз. обслуж-е учр-й к-ры (~ бухг-ия); по технич. надзору за строит-вом и кап.рем. и проч.

щят

Основа гос-х гарантий в сохр-ии, разв-ии и распростр-ии к-ры в РБ – б-т. Расх. учр-й с-мы Мин к-ры фин-ся: из респ.б-­та-24%, местных б-тов -76%. Гос.соц.стан­д-ты в культ.- норм-вы расх. на к-ру на 1 жит.-1,5 БВ, в т.ч. 1,3 – бюдж. фин-е, 0,2БВ - платн.услуги. Т.е, 80% расх-в – б-т, 20%- доходы от внебт-й деят-ти учр-й к-ры. В наст.t – тенд-ии перехода от дотац-го б-т-го фин-ия к-ры к привлеч-ю внебюдж-х ср-в – значит. коммерч. потенциал. Посл. делятся на соб­ств. и привлеч-е. С.: станд-е ист-ки получ-я собств. ср-в (платн. усл. насел-ю и орг-ям, сдача в аренду ОФ)+ до­х-ды от специализ. торг-ли (в т.ч. аукц-й) произв-ями иск-ва, изд-ми народн. промслов и су­венирн. прод-ии,созд-й в цехах, мастерских. Пр.: поступл-ия от сто­р-х орг-ий произв-й и непроизв-й сфе­ры - спон­сорство и благотв-ть, I-ие Мн прогр-м,проектов. Исп-ся фандрейзинг как деят-ть по привл-ю и аккум-ю фин. ср-в из разл-х ист.

2012-2015-доля расх-в на к-ру в конс. б-те ↓ с 0,7% до 0,6%. 2013-затраты б-та на физ.культ, спорт, культуру и СМИ ↑ на 41%. На 2013 план – расх. на культуру – 25,8% ур-ня 2012, на СМИ – 24,8%.

Расх., связ-е с подрж-й и развит-м СМИ респ-ки, отраж-ся по подразд. 08 03 «СМИ.» f-й класс-и расх-в по видам: 08 03 01 «ТV и радиовещ-е» — отраж-ся расх. на ТВ и радиовещ.: *по сод-ю Нац-й гос-й телерадио­комп-и; *обесп-ию распростр-я сигнала телекан-в «ОНТ», «СТВ», «Россия» на терр-и респ.; *форм-ю гос. заказа по пр-ву на конкурсной основе общ.-полит. и соц-но значим. телепроектов д/респ. телеканалов; * экспл-ии (аренде) каналов и линий передач; 08 03 02 «Период. печать и издат-ва» - подржка редакций гос. период. изданий, книг, отрасл-й научно-метод. лит-ры; 08 03 03 «Проч.? в обл. СМИ» - расх.: по сбору, подг-ке и распр-ю офиц. инф-ии Бел-м телеграфным агентством (БЕЛТА); сод-ю Нац-й книжн. палаты Бел. и др.; орг-ии выст-к, фест-лей, ярмарок, конкурсов, на­ц-х праздников, конфер-й и сем-в и др. в области СМИ.

50. Особенности план-ния расходов на учр-ния к-ры. В осн. планир-я расх. на учр. к-ры лежат оперативно-сетевые показ-ли, к. отраж-т отрас­л. спец-ку деят-ти и мощн-ть соотв. уч­р-й. Исходя из них опред-ся Q бюдж-го финан­с-я. Рассчит-ся показ-ли на нач(1.янв) и кон(31.дек) планир-го фин. (бюдж-го) года + среднегод-е. В планах эк. и соц. разв-я уст-ся задания по разв-ю культ-просветит-х учр-й (библ, музеев, учр. клубного типа) и театр-но-зрел-х орг-й (театров, цирков, кинотеатров, кон­ц. залов и т.п.). Проекты планов разв-ия сети разраб-т Мин культ и местн. исполнит. и распорядит. ор­ганы — в зав. от вида собств-ти. Учит-ся обеспеч-ть насел. культ-просвет. уч­р-ми, рост числ-ти насел-я (гор. и сельск.), состояние мат.-технич-й базы учр-й культ и степень ее исп-ия. В зав. от специфики деят-ти учр. к-ры рассчит-ся произв-е (опер-но-сет-ые) пок-ли, приним-е д/планир-я расх.в, фин. из б-та. Планир-е расходов осущ-ется по смете учреждений культуры на принципах хозрасчёта.

Планир-е расх-в по смете учр-й культ. осущ-ся в соотв. с экон-й классиф-ей расх. б-та. В сметеотраж-ся ‘З/п рабочих и служащих’, ‘Начисл-ия на з/п’, ‘Приобр-е предм.в снабж-я и расходных мат-ов’, ‘Команд-ки и служ.е разъезды’, ‘Оплата трансп-х услуг’, ‘Услуги связи’, ‘Коммун-е услуги’и проч. Из б-та д/фин-я к-ры ср-ва напр-ся в виде бюдж-х трансфертов, ср-в на кап.ремонт и т.д. Так, Фонд оплаты труда раб-в учр-й культ. (среднегод. числ-ть штатных ед., тарифн. оклад в месяц, размер прем.го фонда, Q фонда мат-й помощи и т.д. Исп-ся тарифн. ставка 1. разряда, тарифн. коэфф-т Единой тарифн. сетки с учетом по↑ (с↓), надбавок и доплат).

Планир-ся текущие бюдж-е трансферты д/отраж-ия расх., производимых учреждениями культуры в виде субсидий гос-м предпр-ям и орг-м, покрытия убытков при продаже ТРУ, средств на приобр-е непроизводств-го оборуд-я и предм.в длит-го польз-ия д/гос-х учр-ий, кап.рем. объектов и т.д.

Д/кинотеатров, театр-но-зрелищн. учр-й и т.п. хар-но смешанное финн-­ние. Их деят-ть целесообр-но орган-ть на принципах хозрасчета, т.е. предусм-ет смеш. фин-ние (собств. внебюдж. ср-ва и бюдж. субсидии для покрытия убытков).

Государственные дотации - их принято выделять по 2-м на­правлениям: *на покрытие эксплуатационных расходов с вкл-ем в доход учр-ий; * на выполнение государственного заказа по обслуживанию населения, целевых творческих заказов по созданию новых спектаклей и концертных программ, показу фильмов и т.д. Расходы планируются по сметам в отдельности на каждую новую/капит-но возобновляемую постановку/меропр-е и разносятся по 2-м разделам: овеществленные затраты – расх. на изгот-ние или приобр-ние материального оформления только для данной постановки.; неовеществленные затраты. - гонора­ры драматургам и композиторам за создание произведений, оплата работы привлекаемых режиссеров, художников, балетмейстеров, консультантов, педагогов (все по договорам); расходы по выездам штатного режиссера, художника; приобретение литературных материалов; оплата записи музы­кального и шумового оформления; другие затраты.

51. Общая хар-ка с-мы образования в РБ и ист-ки фин-я отрасли.

РБ опережает все страны СНГ по ур-ню грамм-сти взросл. насел. (99,6%), имеет один из сам. высоких в мире ур-нь грамм-сти молодёжи (99,8%). В 2011 в РБ: 9 тыс. учр-ний О, 2 млн. уч-ся. 2 ф-и О: 1) как отрасли соц. сферы; 2) образов-го пр-сса. Ключ. напр-ния гос политики в сфере О закр-ны в Конст. РБ, Кодексе об О и др. Осн пр-пы гос политики: 1. приоритет О; 2. приоритет общечел. ценностей, прав человека, гуманистич. хар-ра О; 3.гарантия конституц. права каждого на О; 4. обесп-е равного доступа к получению О; 5. обязат-ть общего базоваго О; 6.нтеграция в мировое обр-е пространство при сохр-ии традиционной с-мы; 7. эколог. напр-сть О; 8.поддержка и разв-е О с учётом задач соц-эк разв-я; 8.гос.-общественный х-р упр-я обр-ем; 9.свецкий хар-р.

Система О – совок. взаимод-щих компонентов, напр-ных на достижение целей О. В нац с-му обр-я входят след. элементы: 1) образ-е стандарты – технич. НПА, опр-щие сод-ние образов-й программы поср-вом устан-ния треб-ний к образ-му пр-ссу и рез-там её освоения; 2) уч-ки образ-го пр-сса – обучающиеся, законные предст-ли несоверш. обуч-ся, педагогич. раб-ки; 3) учр-ния О и др орг-и, обесп-е функц-ние с-мы О; 4) гос органы упр-я образ-ем. Уровни обр-я: а)дошк., б)общее среднее, в)проф-тех, г)среднее спец., д)высшее, е)послевузовское, ж)доп обр-е детей и молодёжи, з)доп обр-е взрослых, и)спец.. В РБ О дел. на осн. (а,б,в,г,д,е); доп. (ж,з) и спец. (спец. дошкольное, спец. общее среднее). Формы обр-я: очная(дневная и вечерняя); заочная(в т.ч. дистанционная) и форма соискательства.Рынок образ-х услуг специфичен: 1) кач-во образ. услуги как товара нельзя оценить в пр-ссе её потребления; 2) кач-во напрямую зав. не только от условий её пр-ва, но и от инд. способностей детей; 3) высокая ликвидность и соц значимость. Упр-ет обр-ем СовМин РБ (Мин-во обр-я и отраслевые мин-ва и ведомства). Расходы на обр-е – по разделу 09 «образование»:фин-ние деят-ти орг-й обр-я, подготовка кадров, повышение квалиф-и и переподг-ка, фин-е прикл. научных исслед-й; издание учебников, вып-ние гос программ в обл. О. Подразделы: 0901-«дошк. О», 0902 – «общее среднее», 0903 – «проф-тех», 0904 – «среднее спец.», 0905 – «высшее и послевуз-е», 0906 – «повыш-е квалиф и переподг. кадров», 0907 – «внешк-е воспит-е и обуч-е», 0908 - «прикл. научные исслед-я», 0909- «др вопросы в обл обр-я». Ист-ки фин-я гос. УО: респ. и МБ; ср-ва учр-лей, ср-ва от приносящей дох. деят-ти, спонсорская пом., др. ист-ки. Действует с-ма Гос. мин. соц стандартов, вкл-ет след. норм-вы бюдж. обесп-сти: - на 1 воспитанника в учр-х дошк. О; - на 1 уч-ся в учр-х общего среднего О; - на 1 уч-ся спец. общеобраз-х школ, - на 1 уч-ся ПТУ, - на 1 уч-ся в учр-х доп обр-я детей и молодёжи. Ист-ки фин-я частных УО: ср-ва учр-лей, ср-ва от приносящей дох. деят-ти, спонс. пом., др. УО, реализуя право осущ-ть приносящую доходы деят-ть, получают средства, которыми м. сам-но распоряжаться. За 2006-2010 расх на О выросли в 1,6 раза, достигнув в 2010 - 8,4 трлн. р. или 5,1% ВВП. В 2011 – 13,7 трлн (5% ВВП). Из средств консолидир. б-а фин-ся 19 гос. программ.

52. Расходы бюджета на содержание учреждений дошкольного образования и порядок их планирования

Дошк. обр-е – 1-й ур-нь основного О, направлен на разностороннее разв-е личности ребёнка раннего и дошк. возраста в соотв с его возрастными и инд. возм-стями, спос-тями и потребностями; на форм-е у него нравственных норм, приобр-е им соц опыта. Типы учр-ний: ясли, ясли-сад, дет. сад, дошк. центр развития ребёнка, детский сад-школа. В 2010: 1) охват детей услугами дошк. О – 71%; 2) % охвата детей 3-6-летнего возраста – 93%; 3) охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе – 100%. Проблемы: нехватка мест в дошк. учр-х в новых микрорайонах; отставание мат. базы (каждое 10-е нуждается в капремонте); переукомплектовка учр-й, нехватка пед. и мед. кадров.

Расх. на дошк. О: А)Текущие (з/п, начисления на з/п, мат. затраты); Б)Капитальные(приобр-е обор-я, кап ремонт). Оперативный показатель, на осн кот осущ-ся план-ние расх-в – число детей и кол-во групп. Кол-во групп = Число детей / Нормативная наполняемость групп. Наполняемость обусл-на возрастом и сотоянием здоровья (от 7 до 15 чел). Рассчит-ся пок-ли на начало года, на конец года и среднегодовые. Число детей на нач года – фактич наличие по спис. составу, на конец года – на осн. предполаг данных о приёме и выбытии. Среднегодовой контингент – исходя из числа детей на нач года и кол-ва месяцев функц-ия переходящего контингента, а также из числа детей на конец года и кол-ва месяцев функц-ия нового контингента. В практике план-ия расходов исп-ся пок-ль – число детодней (ЧД). ЧД = Среднегод числ-ть детей * число дней пребывания 1 ребёнка в дошк. учр-и (опр-ся на основе табелей посещаемости). Целевые напр-ния расходовна тек. сод-ние ДДУ: расх на з/п, начисления на з/п, на питание детей, игрушки, коммун. расходы. ФЗП раб-ков ДДУ: ФЗП пед. персонала + ФЗП адм.-хоз. + ФЗП медперсонала. ФЗП расчит-ся исходя из типовых штатов и должн. окладов. З/П заведующим и их замам уст-ся исходя из кол-ва групп. ФЗП исчисляется по каждой категории раб-в: ФЗП = Среднегод кол-во должностей* Средняя ставка з/п по категории. Средние ставки з/п расчит-ся на основе тарификационных списков.

Сумма расх на питание= Ст-сть питания 1 ребёнка в день* Среднегод число дней* Число дней функционир-я учр-я. Плата родителей за питание – 40% нормы расходов.

Фин-ние расх на сод-ние ДДУ: из ср-в респ и МБ, добровольные взносы, спонс. пом. План-е и фин-е расх на соде-ние ДДУ осущ в соотв с гос. соц стандартами: нормативом б-й обесп-сти на 1 воспитанника в год и нормативом обесп-сти детей дошк. возраста местами в учр-х дошк. О. В наст время реализуется Программа развития системы дошкольного обр-я на 2009-2014. Она обеспечит охват ДДУ до 92% детей в городе и до 85% в сельской местности. Планируется строительство 73 ДДУ за счёт средств респ и местн б-в. Объём фин-я увеличится до 76 млн р. Программа на 90% фин-ся из местн б-в.

53. Расходы бюджета на содержание учреждений общего среднего образования и их планирование

Общее среднее образование – уровень основного обр-я, кот направлен на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, его подготовку к полноценной жизни в обществе, овладении им основами наук, гос языками, навыками умственного и физ труда, на формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самост жизненному выбору, началу трудовой деят-ти и продолжению образ-я. В 2010 в РБ 3583 общеобраз-х учр-я, 983,4 тыс учащихся, 115 тыс педагогич работников. Важнейшие события в 2010: переход на 11-летнюю общеобразоват школу; оптимизация сети учр-й; создание нац системы учебного книгоиздания; увеличение кол-ва часов на изучение иностр языков. Проблемы: содержание и методический аппарат нуждаются в доработке; недостаточная подготовка кадров; не хватает лабораторного оборудования, электронных средств.Задачи: изучение вопросов преемственности школьных программ между уровнями обр-я; методическая доработка учебных пособий; выпуск отечественного учебно-лабораторного оборуд-я; обучение вопросам экономики и предпринимательства. В расх-х МБ наиб уд вес – расходы на общеобраз-е школы. Их планирование – согласно б-м сметам. Учитываются оперативные показатели: кол-во учащихся и число классов. Они расчит-ся на нач и конец планир-го года и среднегодовые. Кол-е пок-ли на нач бюджетного года опред-ся на осн отчёта по состоянию на 1 сентября предыд=го года, а на конец бюджетного года – на осн числа учащихся и классов на 1 сентября планир-го года. Число учащихся на 1 сентября: для 1-х классов – по данным переписи; 2-х,3-х и тд – по сведениям о переводе их 1-х, 2-х и тд. Среднегодовое число уч-ся = [(Число уч-ся на нач года* 8 мес) + Число уч-ся на конец года*4 мес)] /12. Кол-во учащихся планируется по группам классов. Кол-во классов = Число учащихся / Наполняемость классов. Наполняемость классов: 1-4 класс – 20 учащихся; 5-11 – 25 учащихся. Наибольший уд вес в расходах – расходы на з/п. Педагогический ФЗП на месяц расчит-ся по каждой группе классов: ФЗПп.с. = Кол-во пед ставок на все классы по группе классов*Средняя ставка учителя. ФЗП расчит-ся отдельно на 8 мес и на 4 мес. Кол-во пед ставок (по группе классов)= Общее число часов по учебному плану(по группе классов) / Норма учебной нагрузки учителя. Тарифные ставки по занимаемой должности опред-ся умножением тар ставки 1-го разряда на тарифные коэффициенты ЕТС РБ с учётом корректирующих коэф-в. Полная ставка з/п выплач-ся при выполнении уст-й нормы учебной нагрузки, для учителей=18 ч в неделю. Ставка с учётом фактической педагогич нагрузки = Ставка по занимаемой должности / Норма учебной нагрузки на ставку * Кол-во часов в неделю(фактическая пед нагрузка). ФЗП админ-хоз-го персонала= Среднегодовое число штатных единиц* Средний должностной оклад. З/П директоров зависит от кол-ва учащихся в школе. Сумма расходов на з/п педагогич, админ-хоз-го и учебно-вспомогательного персонала сост-т плановый фонд з/п учреждения. Сумма начислений на ФЗП= Плановый ФЗП*Установленный норматив отчислений. Сумма расходов на бесплатное питание учащихся=Денежные нормы расходов на питание 1 уч-ся*Среднегодовое число уч-ся, получающих бесплатное питание* Кол-во дней питания в году. Сумма расх на бесплатное питание в группе продлённого дня= Денежные нормы расх на питание на 1 уч-ся* Среднегод число уч-ся, посещающих ГПД* Число дней функционирования ГПД в году. Расходы на текущее содержание учр-й: расходы на хоз. нужды, расх на приобретение оборудования, предметов длительного пользования, спец материалов, пополнение книжного фонда. Расходы на кап ремонт планируются с учётом возможностей финансирующего б-а.

Источники финансирования учр-я общего среднего обр-я: средства респ и местн б-в – для гос-х общеобраз-х учр-й; средства учредителя – для частных. Дополнительные источники фин-я: доходы от оказания доп-х услуг; спонсорская помощь, иные. Основные виды платных образ-х услуг: дополнительное обучение; изучение дополнительных дисциплин; доп подготовка детей в начальной школе; проведение занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов. Расходы консолидированного б-а на общее среднее обр-е: 2010=3980,6 млрд (2,44% к ВВП); 2011=6388,8 (2,33). В настоящее время реализуется Программа развития общего среднего обр-я на 2007-2016, цели: повышение качества научно-методического обеспечения; развитие высокотехнологичной образ-й среды; внедрение эффективных механизмов управления, стимулирования труда. Ист-ки фин-я Программы: ср-ва респ и МБ; дополнительные ист-ки. Особый вид учр-й – школы-интернаты. Расх на их содержание планир-ся с учётом среднегодовых пок-й численности воспитанников и кол-ва классов. Наполняемость классов – не более 20чел. В составе их педагогич персонала предусматриваются должности воспитателей. Расходы на питание в интернатах=Денежные нормы расходов на питание на 1 воспитанника в день*Среднегод число воспитанников*Число дней функционир-я школы-интерната. Для детей-сирот, кот явл. воспитанниками школ-интернатов планир-ся расх на приобретение одежды и обуви, предметов личной гигиены, игр и тд.


 

54. Расходы на ПТУ, среднего спец образования (ССО), их планирование

ПТО – уровень основного образования, направлен на развитие личности и профес.становления учащегося, получения спец.подготовки (присваивается квалификация). ССО – уровень основного образования, направлен на развитие личности, получение спец теорет и практической подготовки (присваивается квалификация).

Сеть ПТУ в 2009/10 – 223 учреждения (105,7 тыс. учащихся). Сеть ССУЗов в 2009/10 – 211 учреждений (199 –гос, 12–частных)(166,6 тыс)

Для планирования расходов бюджета на ПТУ и ССУЗы важно изучение динамики количественных показателей (число учр-ий, численность учащихся).

К-во уч-ся в ПТУ падает. Причины: падает престиж профессий, отставание з/п по отдел спец-ям. В ССУЗах к-во учащихся растет.

Факторы, влияющие на состав и стр-ру затрат: -Специальность; -форма обучения; -качество подготовки. +также необходимо введение в штат мастеров производственного назначения, воспитателей и т.д.

Планирование осущ-ся поср-вом сметы. В основе – к-во учащихся и к-во групп.

Ср/год. к-во уч-хся= к-во на нач. года+прием-выпуск-отсев-к-во на конец года.

Среднегодовое число групп=ср/годовое к-во уч-ся/наполняемость групп(норма)

Наполняемость: 25-30-дневная форма обучения; 15-20-заочная; 6-12-с особенностями психофизического развития.

Расходы на оплату труда:

1)ФЗП педагогического персонала. Исходя из планового кол-ва ставок, кот зависит от общего объема учебных часов и учебной нагрузки преподавателя (720 часов/год)

2)ФЗП административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного. Исходя из среднегод.к-ва должностей по штатному расписанию и ср. ставки з/п в месяц.

Расходы на выплату стипендий=среднегодовое число стипендиатов*средний размер стипендии на 1 учащегося в год.

В смете планируются также затраты на приобретение предметов снабжения, расходы по текущему содержанию учр-я.

Ист-ки фин-ния: -Для гос-х – средства бюджета; -Для частных – средства учредителя.

Доп. ист-ки фин-ния: -Доходы, получаемые от осуществления платной образовательной деятельности; -Добровольные пожертвования; -Иные.

Государственная программа развития ПТО на 2011-2015 гг. Цель – повышение качества и доступности ПТО, приведение его в соответствие с современными потребностями человека, общ-ва, гос-ва. Планируется обновить около 20% оборудования ссузов.

На реализацию – 3056,3 млрд.руб. (из респ.бюджета – 2110,6, из местных – 840,7; ср-в от деятельности – 30,6; из иных источников – 74,4 млрд.)

55. Фин-ние высшего образования в РБ. Высшее образование (ВО) – ур-нь осн. О, кот. направлен на разв-е личности, интел. и творч. спос-стей студента, получ-е им спец. теор. и практ. подготовки; заканч-ся присв-ем квалификации. В 2009/10 г. в РБ – 7 гос академий, 32 универ, 11 институтов (9-частные), 3 гос колледжа. К-во студентов – 445 на 10 тыс чел. (в 2011 – 467 на 10 тыс чел)

Источники финан-я:

-Для гос ВУЗов – ср-ва б-та; для частных – ср-ва учр-ля; -Иные (внебюдж.) ист-ки; - Поступления за вып-ные НИР, др услуги; -Собств ср-ва ВУЗов (доходы от услуг автотранспорта, студ корпусов, газет, физ-оздоровительных услуг и т.д).

Перечень платных образоват.услуг:

1)подготовка спец-ов с высш обр-ем, магистров и т.д. 2)повышение квал-ии 3) доп занятия, курсы 4)переподготовка 5)подготовительные курсы и т.д.

План-ние расх. осущ-ся с учетом ступени подготовки (бакалавр/магистр), формы обучения, профиля вуза. Осн. пок-ль план-ния – к-во студентов по формам обучения (на нач года, конец и среднегодовой).

Расходы на содержание вуза:

1)на оплату труда.

А)ФОТ профессорско-препод. состава план-ся с учетом кол-ва должностей и размера ставок з/п. Расчет.численность преподов – исходя из объема работы.

Б)ФОТ учебно-вспомогательного персонала опред-ся исходя из числ-ти таких раб-ов и средней ставки.

В)ФОТ админ-хоз персонала вкл з/п руководителей вуза и т.д. Ставки з/п зависят от специфики и объема работы, категории вуза и др.

2) материальные и приравненные к ним затраты вкл выплату стипендий, питание, мягкий инвентарь и др.

Объем расходов на стипендии=среднегод число студентов*сред размер стипендии в год.

Число стипендиатов устан-ся из к-ва студентов и % их обесп-сти стипендиями.

Расходы на питание: - на спец питание, положенное опред.категориям работников; -питание спортсменов на время соревн-й; - студенты в профилаке.

Расходы на питание=среднегод число лиц, получающее питание*число дней питания в год*стоимость питания в день.

Расходы на приобретение-мягкий инвентарь для общаг, канцелярские принадлежности и т.д. + хозяйственные расходы (отопление, водоснабжение), оплата командировок, деньги на книги для библиотек и т.д.

3)производственное и социальное развитие. Это расходы на НИР. Рассчитываются исходя из кол-ва и сметной стоимости разрабатываемых научных тем. + в смете предусматриваются расходы на развитие мат-технической базы.

56. Диверсификация источников фин-я отрасли в контексте развития инновац. образования

1 из стратег.задач РБ – переориентация РБ на инновационный путь развития.

Гос программа инновац развития РБ на 07/10 гг большое внимание-инновац. образ-ю.

Задачи: 1)разработка инновац модели образ-я; 2)внедрение инновац технологий; 3)разработка с-мы компетенций профессорско-препод состава, руководителей и т.д. с позиций инновац деят-ти; 4)создание условий мотивации развития иннов.деят-ти.

В наст время в РБ – реформа с-мы образ-я. Одно из направлений – диверсификация ист-ов финансирования.

В РБ 5% ВВП направляется на образ-е. Однако дивер-я привлекла различные разнообразные внебюджетные ресурсы (оказание платных образов.услуг, др услуги, доходное использование матер и финан.ср-в и т.д.).

Больш-во стран демонстрируют единые подходы к выбору ист-ов финан-я образования. Гос-ва обеспечивают бесплатное получение базового образ-я. ВО представляется гос и частными ВУЗами.

Формы и механизмы гос финансирования отличаются. В Европе (доминирует гос финан-е вузов) тенденция введения гос именных финансовых обязательств (ГИФО), которые предполагается выдавать выпускникам школ, с тем чтобы гарантировать в пределах опред суммы оплату гос-ом обучение в ВУЗе. Такой опыт перспективен и для РБ.

Важную роль в фин-ии образ-я в РБ может сыграть развитие образовательных кредитов. Опыт РФ. Цель – разработка и апробация механизмов гос кредитования, направленного на повышение доступности качеств.высшего проф образования, усиление соц направленности с-мы образ-я. Кредит состоял из осн-го и сопутств-щего (на проживание, питание и т.д.) Мех-зм такого кредит-я осн-ся на системе дог-ров: поруч-ли договор с вузом об информац. сотрудничестве; студент – об оказании платных образ услуг; заемщики – договор с поручителем; банк – договоры поруч-ва и т.д. Не менее перспект-я форма финан-я – предост-ние займов (усл-я опред-ся в договоре займа).

Развитие системы ВО немыслимо без инвестиций. Перспективный метод получения вузом доп финан-я – это взаимодействие вуза и предприятия. ВУЗ – производитель, предприятие – потребитель специалистов (заказывает спец-ов), а также заказчик НИР, поставщик докторантов, аспирантов, соискателей и т.д.

Широкий спектр взаимодействия ВУЗа и пред-я влечет целесообразность создания спец струк-ры, способной объединять фин ресурсы предприятия с интел потенциалом вуза для решения обоюдных задач. Пример – образов.-промышленные группы (это может быть ОПГ из одного или нескольких вузов/пром предприятия). Необходимо построить систему корпоративного обучения с целью подготовки для фирмы сотрудников всех уровней.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.015 с.)