ТОП 10:

Пок-ли оценки бюдж самообесп-сти регионов



1) Доля прям пост-ний из респ б-та - Чем выше пок-ль, тем сильнее зав-ть от респ б-та. Простота расчета (+).Сод-т эл-т субьективизма, усложнение форм фин помощи искажает рез-т (-).

2) Доля трансфертов из фонда фин поддержки АТЕ - Чем выше пок-ль, тем сильнее зав-ть от респ бюджета. Обьективный и точный пок-ль фин незав-сти (+).В наст момент такой фонд в Рб упразднен (-).

3) Доля респ налогов, зачисл-х в б-т региона, в общем обьеме доходов МБ - Чем выше пок-ль, тем сильнее зависимость от респ бюджета. Возм-ть сравнит-го анализа. Заинтерес-ет регионы в вып-нии и перевып-нии планов пост-ний респ доходов (+). Зависимость от респ центра, кот в след периоды может пересмотреть пропорции распред-я (-).

4) Доля дох-в, зачис-мых в бюд-т региона, в общем V дох-в, форм-х на его тер-рии - Чем выше показ-ль, тем значительнее фин самообесп-ть региона. Хар-ет дох потенциал региона и восходя-щие бюдж потоки, позволяет выявить регионы-доноры (+). Зависимость от отраслев стр-ры региона (-).

5) Обесп-ть бюдж расх-в региона собств налог потенциалом (отн-е собранных в регионе налогов к величине расх-в бюджета) - Чем выше показ-ль, тем значительнее налог потенциал тер-рии. Хар-ет эк развитие и расх потенциал региона (+). Ограниченность пименения (-).

6) Условный баланс фин потоков, циркулирующих между местн и респ бюдже-ми( отнош-е поступл-й из респ бюджета к поступлениям в респ бюджет) - Абсолютн значения параметра хар-ют степень донорства и дотационности. Более корректное опред-е доноров и реципиентов (+).Сложность и условность расчетов (-).

7) Коэф-т бюдж самобесп-ти (кбс) - кот пред-ет отнош-е собств доходов местн бюджетов к общей сумме доходов. Чем выше его значение, тем стабильнее дох база местн бюджетов.


 

74. Понятие и виды межбюджетных трансфертов

Межбюд. тр-ты – фин. помощь, оказ-мая бюд-там др. ур-ней путем передачи бюдж. ср-в из одного бюджета в др. на безвозвр. и безвозмезд. основе.

Имеют форму дотации, суб­венции и иных межбюд. тр-тов.

Дотация (из вышест. в нижест.) пред­-ся, когда прогн. V расх-в мест. б-та > прогн. V его дох-в. Условие выделения – учет в полн. объеме соб­ств. и регул. дох-в нижест. б-та.

Возможен и обратный межб. тр-рт (из ниж. в выш.) — если прогн. V дох-в мест. б-та > прогн. V его расх-в.

Размер дотаций на план. период опр-ся как разница между прогн. V дох-в и прогн. V расх-в соотв. мест. б-та.

Прогн. объем дох-в рассч-ся с учетом нал. потенц-ла АТЕ; прогн. V расх-в — на основе норм-в бюд­ж. обесп-ти и корректир. коэфф-тов + с учетом кол-ва нас-ия и потр-лей предост-мых гос-вом тов-в.

Корректир. коэфф-ты учит-ют разницу в стоим-ти указ. тов-в в зав-ти от соц-эко­н, демогр, климат, экол и др особ-тей АТЕ.

Методика расчета дотаций, НБО и корр. коэфф-ов утв-ся Минфином РБ.

Субвенции предост-ся др. б-ту при передаче полномочий на осущ-е функцион. вида расх-в, закрепл. за б-том в соотв. с БКод, и исп-ся по цел. назн-ию.

- Размер и цели с-ций консол. б-там обл-тей и б-ту г. М опр-ся Законом о респ. б-те на очер. фин. год.

- Размер и цели с-ций из обл-х б-тов конс-ным б-там р-нов и б-там гор-в обл-го подч-ия, из район. б-тов — б-там сельсоветов, пос-ов гор. типа, гор-в район-го подч-ия => ре­шениями вышест. Сов-ов деп-тов о б-те на очер. фин. год.

Неисп-ные. и не полн-ю исп-ныее суб-и подл-ат возвр-у в выш. б-т.

Дотация, субвенция или иной межб. тр-рт могут предост-ся в тек. фин. году, когда принят ак­т зак-ва, вызыв-щий умен-ие дох-в или уве­л-ие расх-в б-та.


 

75. Трансфертная политика в странах СНГ

Межб. тр-рты (согл. Бюдж. код-са РФ)—ср-ва, предост-мые одним б-том БС РФ др. б-ту БС РФ. Формы м. тр. из федер. б-та: -дотации на выравн-ние бюдж. обесп-ти субъек­тов РФ; -субсидии б-там субъектов РФ; -субвенции б-там субъектов РФ; -иные межб. тр-рты б-там субъектов РФ; -межб. тр-ты б-там гос. вне­бюдж. фондов. Совок-сть межб. тр-ртов одной формы обра­зует фонд. Их 3: Федер фонд фин подд-ки субьектов РФ, Фед фонд софин-ния расх-в и Фед фонд компенсаций. Из б-тов суб-в РФ пред-ся те же формы, что и из фед. б-та. На ур-не МБ обр-ся след. фонды: фонд фин. подд-ки муниц. р-нов и гор-х округов, поселений; фонд муниц. разв-я; рег. фонд софин-ия соц. расх-в; рег. фонд компенсаций; фонд реформ-ия рег. фин-сов.

В БС Казахстана 3 уровня:1)Нац. фонд; 2)респ. б-т; 3)рег. б-ты. Здесь гр-пы: трансф-ты общ. хар-ра; цел. тек. трансф-ты; цел. трансф-ты на разв-е. - Тр-ми общ. хар-ра явл. бюдж. суб­венции и бюдж. изъятия. Бюдж. субв-и — офиц. тр-рты, пере­д. из выш. в ниж. в пределах сумм, утв-х в респ. или обл. б-те. Бюдж. изъятия - из ниж. в выш. Объемы устан-ся на 3-летний пер-д с разбивкой по годам. Они исч-ся как раз­ница между прогн. об-ми дох-в и з-т соотв. МБ. Цел. тек. тр-ты – офиц. тр-ты, перед. выш-ми б-ми в ниж. для реал-ции отдел. тек. бюдж. прогр-м, не учит-х при расчете бюдж. изъятий (бюд­ж. субв-й). Они предост-ся только на вып-ие мер-тий гос-х, отрасл. или ре­гион. прогр-м, а также на мер-тия, фин-мые из резерва Прав-ва РК или мест. ис­полнит. органа области. Цел. тр-ты на развитие - офиц тр-ты, перед. выш-ми б-ми в ниж. для реал-ции мест. бюдж. инвест. проектов, преду­см-х гос, отрасл. и регион. про­гр-ми.

В Украине мех-м предост-ия межб-х тр-тов базируется на фин. норм-вах бюдж. обесп-ти (фин. помощь полагается регионам, в кот. бюдж. обесп-ть ниже норм-ной) и соотв. корректир. коэфф-тах, утв-мых Кабинетом Министров Украины. Различают след. виды межбюдж. тр-тов: - дотации выравнивания — б-ту Автон. Респ-ки Крым, обл. б-там, б-там Киева и Севастополя, рай­он. б-там, б-там городов респ. зн-я и городов обл. зн-я, др. б-там местного самоупр-я; -доп. дотации на выравн-ие фин. обес­п-ти МБ; -субв-и на осущ-ие гос. программ со­ц. защиты; -доп. дотации на компенсацию потерь дох-в мест. б-тов вследствие предост-ия льгот, уст-ных гос-вом; -субвенция на вып-ие инвест. проектов; -другие субвенции и дотации.

Размер тр-тов в общей сумме дох-в мест. б-тов Украины сост-ет около 50%. В стр-ре тр-тов дотация выр-ния - 56,1 %, субв-и -43,1 %.

Вывод – гос-ва проводят акт. трансф. пол-ку, и их опыт м. б. исп-н в РБ при разр-ке методик выравн-я рег-ния бюд­ж. обесп-сти, созд-и собств. эфф. ме­х-ма трансф. политики.


76. Понятие и участники бюджетного процесса

Бюдж. процесс (БП) — регл-мая зак-вом деят-сть гос. органов, иных уч-ков данн. пр-сса по сост-ию, рассм-ию, утв-нию и исполн-ю б-тов, а также сост-ию, рассм-ию и утв-ию отчетов об их исп-ии. В РБ бюдж. год нач-ся 1 янв и зак-ся 31 дек. Но срок действия б-та не совпадает с бюд­ж. циклом. 4 этапа БП: 1) сост-е проекта б-та — до 1 сент года, предш. новому; 2) рассм-ие и утв-е б-та — до 1 декабря; 3) исполн-е б-та — в теч года действия закона о б-те; 4) сост-ние, рассм-ие и утв-ие отчета об исп-и б-та — не позднее 5 мес со дня оконч-я отч. фин. года. Т.о. почти 2 года.

Цели сост-ия: опр-е объема ден. ср-в, не­обх. для вып. ф-ций гос. орг-ми РБ и орг. мест. упр. и сам.; экон. и соц. разв-е РБ (АТЕ).

Задачи: -выявл-е мат. и фин. рез-вов гос-ва экон. роста;-опр-ие дох-в б-та по отд. нал. и др. платежам; -уст-ние расх-в б-та по цел. назн-ю; -обесп-е макс. сбаланс-ти б-тов; -осущ-ние бюдж. рег-ния; -контроль за фин. д-тью ЮЛ, гр-н при вып-и ими нал. обяз-тв. Осн. принцип орг-ции БПпр-п ежегодности (б-т ежег-но прин-ся как фин. план гос-ва на 1 год). Участники: През-т; Парл-т; Прав-во; мест. Советы деп-ов; мест. исп. и расп. органы; органы КГК; НБ РБ; иные ГО; распор-ли и получ-ли бюдж. ср-в; банки; иные орг-ции и ФЛ, уч. в БП. Особый уч-к БП - бюдж орг-ции, кот: д. эфф-но ис­п-ть гос. фин. рес-сы; д сост-ть бюдж. сметы, сметы д. и р. внеб. ср-в; сост-ют для РБС бух. отч-ть в составе, опр. Минфином. Б. орг-ции м. осущ-ть принос. до­ходы д-ть лишь поскольку она необх-ма: - для их уставных целей; - для вып-ия гос-но значим. задач, предусм. учред. док-ми. Эти ср-ва после нал/обл-я исп-ся на обесп-ие функц-ия орг-ций и разв-е их мат-техн базы. Напр-я и пор-к исп-ия ср-в опр-ся Прав-вом. Незаконное исп-ие внеб. ср-в влечет прим-е ответ-ти, устан. БК. Б.о. не имеют права осущ-ть заим­ст-ия и пред-ть за счет б. ср-в займы Ю и ФЛ. Важный уч-к: распор-ли бюдж. ср-в, действ-щие на основе устан-ия им бюдж. назн-й с возл-ем опред. ф-ций для осущ-ия прог-м и мер-тий, кот. пров-ся за счет ср-в б-та. Б. назнач-я — это пол-чия на исп-ние опред. Σ б. ср-в, предоставлен. распо­р-лям б. ср-в законом о респ. б-те на очер. фин. год (или реш. мест. Совета д-ов о б-те на оч. ф. год) в порядке, опред. БКод.

Функции РБС: - разр-ка планов своей д-ти в соотв. с ф-циями и зад-ми, опр-ми зак-вом; -расчет на основе плана д-ти объема ассигн-ий к проекту б-та и сост-ие про­екта б. сметы; -обесп-ие упр-ия бюдж. назначениями и опр-ие по порядка исп-ния предусм. им б. назн-й; -утв-ие б. смет ПБС; -контроль за исп-ем б. ср-в ПБС, своевр. возвратом излишне получ. б. средств и предст-ем отч-ти; -ведение реестров расходных обяз-ств.

РБС сост-ют и предст-ют в Минфин (или мест­. ф. орган) сводную бух. отч-ть и сводную б. смету. Б. ср-ва предост-ся ПБС ч-з РБС в виде бюдж. ассигн-ий. На основании б. ассиг-й разр-ся и утв-ся б. сметы ПБС. Сост-ся в ден. выр-и (тыс. руб­ с 1 десятич. зн-м) и д-ют в теч. года. ПБС несут ответ-ть за уп­р-ие б. асс-ми, прин-ют бюдж. обяз-ва и осущ-ют расх. только в пределах устан. б. асс-й.

77.Организационная работа по составлению проектов респ. б-та и МБ

Сост-ию проектов респ. и мест. б-тов предш-ет разр-ка прогнозов осн. пар-ров экон. разв-я РБ, пар-ров важней­ших ден.-кред. показ-лей и осн. напр-ий бюдж.-фин. и нал. пол-ки на оч. фи­н. год. Прогнозы разр-ся на 3 года и ежегодно уточняются.

В Минфин до 1 апреля го­да, предшествующего плановому, Мин-во эк-ки - прогноз осн. пар-ов эко­н. развития, а НБ —де­н-кред. показ-лей страны на 3 года. => Минфин разраб-ет проект осн. напр-ий бюдж–фин. и нал. политики, кот. до 1 мая -> на рассм-ие Прав-ва. Он - основа при разр-ке проекта респ. б-та и расчетных пок-лей по консол. б-ту на оч. фин.год. Содержит предложения по след. осн. параметрам: -уд. вес прогн. год. объема ВВП, перераспр-го ч-з конс. б-т; -предел. размер дефицита конс. б-та и осн. ист-ки его фин-ия; -изменения в закон-ве для реал-и б-ф и нал. пол-ки; -особ-ти межбюдж. отношений; -лимит гос. долга. Для подг-ки проекта осн. напр-й соз­д-ся межведомств. группа на срок до 1 сент. года, предш. план-му. Она осущ-ет рук-во разр-кой проекта и проекта среднеср. фин. программы, коорд-ет работу по под­г-ке проекта закона о респ. б-те. Заседания - не реже 1 раза в месяц. В ее составе: предст-ли мин-в фин-в, эк-ки, по нал. и сб., тр. и соц. защиты, НБ, Палаты предст-й Нац. соб­рания. Руков-ль - зам.премьер-ми­н-ра.

Среднеср. фин. прог-ма — это док-т, со­держ. данные о возм-тях б-та по мобил-ции дох-в и стратегии приорит. напр-ий расх-в б-та в пределах имеющихся рес-сов на среднеср. пер-ву (на 3 года).

На подгот. этапах сост-ия проектов респ. и МБ разр-ся бюдж. прогр-мы —пр-мы, фин-ие кот. предусм-но (полн. или част.) за счет ср-в б-тов. Сопров-ся сост-ем паспорта б. пр-мы гос. заказчиком, в кот. свед-ия: о назв-и и заказ-ке; б-те, за счет кот. вып-ся пр-ма; вып-ии прогр-мы в предыд. пер и планах ее вып-ия в очер. фин. году и в след. 2 года.

Подгот. этап разр-ки проектов б-тов вкл-ет сост-ние реестра расходных обяз-тв РБ - перечня структурных эл-тов законов, декретов, указов и распор-й През-та, постан-й Прав-ва, реш. мест. Сов. деп., исп. и расп. органов, принимаемых в пределах их компетен­ции и явл-хся основанием для выделения б. ср-в. Его ве­дет Минфин, а мест. б-ов — мест. фи­норганы. Сводный - Минфин. Минфин на основе инф-ии от РБС, создает след. док-ты: реестр расх. обяз-в респ. б-та; свод. реестр расх. обяз-в МБ; сводный реестр расходных обяз-тв конс. б-та РБ.

На предвар. этапах БП опр-ся также размер оборотной кассовой наличности — это Σ ср-в б-­та сверх предусм. расходов, используемая в теч. года на покрытие врем. касс. разрывов и восстанавл-мая к концу тек. года в размере, устан. при утв-ии б-та. Она обр-ся за счет остатков ср-в по б-там на начало план. фин. года и дох-в б-тов тек. года сверх предусм-х расх-в. В ходе исполн-я б-та она м. б. испол-на на покрытие кас­совых разрывов, возник. из-за несовп-ния сроков пос­т-ия дох-в б-та и выдачи б. ассигн-й; фин-ие незаплан. мер-тий и др. Мин. размер обор. касс. нал-ти = объем расх-в, равный недельному ФЗП бюдж. орг-ций.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.009 с.)