Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность гос. бюджета. необходимость и условия возник-ния↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность гос. бюджета. необходимость и условия возник-ния Бюджет - совок-ть специфич. фин. отнош-й, возник-х в процессе формир-ния и использ-ния бюджет. фонда для обесп-ния функций гос-ва на отдельных этапах общественн. развития. Особ-ти бюджет. отн-ний: 1) ден. хар-р 2)распредел. хар-р 3)Опосред-т безвозмездн. движение ст-ти в виде платежей в бюджет 4) объектом перераспред-я может выступать и часть необход. продукта 5) сфера действия гранич-ся в рамках бюджет. процесса 6) участниками бюджет. отношений выступают гос-во, ЮЛ и ФЛ 6) Сущ-т пропорции перерасп-ния финн. ресурсов м/д отраслями., территор-ми 70 строго регламен-ся закон-вом. Возникн-ние предопред-но исторически. изначально формир-ние бюджет. фонда было связано с объектив. необход-тью совмес. удовлетвор-ния общественн. потреб-тей гос-ва. К росту обществ. потреб-тей привели 2 обстоятел-ва: -рост населения и -увеличе-е хозяйствен. завис-ти людей друг от друга. Ср.века характер-сь резким возрас-ем гос. доходов. Прототипом бюджета была смета доходов и расходов. Постеп-но натур. хоз-во заменялось денеж-м. На место абсолют. манархии пришло правовое гос-во в форме констит. монархии или респ-ки. Появ-сь масса новых потреб-тей, которые могли бы удовлетвор-ся за счет общ. средств. Рост гос. расходов на вооружение, войны, суд и управление, народ. образование требовал значительного увелич-я бюджет. фонда. Следовател-но на эти расходы неоходимо было отыскивать эти средства. Таким об-м организационн. деят-ть гос-ва по удовлетв-ю обществ. потребност-й требует мобил-ции опред. доходов для создания бюджет. фонда. и осущ-ния гос. расходов. При признании их необх-ти народ соглашается удовлет-ть гос. нужды взносом опред. суммы денег. Натур. поступл-я в рабовлад-й и феодальных формациях еще не носили названия «налоги». Это были дань, подать, оброк, сбор. Натур. налог. отн-ния этого периода нельзя назвать фин-выми, бюджет и его налог. доходы - фин. категорией. Однако по мере развития ден. отн-ний, формиров-сь финансы гос-ва, натур. отнош-я постепенно замещались ден-ми. Т.о., процесс транформации бюджета в фин. категорию происходил одновременно с развитием общества, гос-ва. товарно-ден. отношений, обусловивших формир-е бюджета как фонда ден. средств.
2. Бюджет как фин. план и как фонд денеж. средств Бюджет отнош-я – отн-ия м/д участниками бюдж. процесса. возн-щие при составлении, рассмотрении, утверж-нии, испол-нии респ. бюджета, местных бюджетов, и бюджетов гос. внебюджет. фондов, сост-нии, рассмотрении и утверж-нии отчетов, об их исполнении, опред-нии прав и обязанностей бюджет. процесса, осущ-нию заим-ний в бюджеты, в межбюджет. отн-ниях, а также осущ-нии бюдж. контроля. В процессе своего функц-ния бюджет. отнош-ния матер-ся в бюджет. фонде, который выступает как материальная форма. Прогноз. объем консолидир. бюджета РБ по доходам равен на 2013г. – 121 720 312 608 тыс. рублей. Бюдж. фонды—это централиз. фонды, формирущ. на уровне органов гос. управления и местного самоуправления. Бюджет. план —это организационн. форма формир-ния бюджет. отношений. В нем отражаются доходы гос-ва, устанавливаются направления и пропорции распред-ния решающей части централизов. фин. ресурсов на конкрет. фин. период, опред-ся размер дефицита бюджета, основные направления фин. политики страны. Бюджет. план отражает часть фин. ресурсов всех субъектов и звеньев хоз-ва., регламент-т их фин. отношения с гос-вом. это обуславливает необх-ть прогноз-ния платежей в бюджет. фонд и ассигнований из него в фин. планах эк. агентов. Бюджет распределяет не весь чистый доход, создаваем. эк. субъектами. Он влияет на общие размеры накоплений, а тем самым на принятие субъектами решений, касающ. их текущей хоз. деят-ти. В этом проявл-ся распредел. функция бюджета. Отражая реальное движение бюджет. ресурсов и происходящ. эк. процессы через систему показателей по доходам и расходам гос-ва, бюджет объективно выполняет контрольн. функцию, с целью своеврем. корректир-я бюджет. политики. После утверж-ния бюджет. плана страны бюджет. отн-ния принимают форму гос. обязательств. Поэтому, предусм. в нем принципы, цели и объекты финансир-ния станов-ся выражением фин. политики гос-ва и явл-ся обязательными для всех субъктов, вовлеч. в бюджет. процесс. Развитие научных взглядов на роль бюджета Развитие гос-ва и усложнение вып-мых им ф-ций в ряде стран привело к росту расходов из б-тов. Это явление в 19 веке было обосновано А. Вагнером. Он сформулировал закон возрастающей гос. активн-ти (закон Вагнера).: в странах, где развивается пром-сть, гос. расходы должны расти быстрее, чем объемы производства и нац. доходы. Аргументы ученого: 1) В связи с разв-ем эк-ки и углубляющ. разделением труда увелич-ся необх-сть эфф-сти и действенности эк-ки. Чтобы поддерживать правопорядок., гос-ву требуется больше ср-в на сод-ние правоох. органов, полиции, оказания юр. услуг. 2) новые технологии требуют большего кол-ва кап-ла для разв-я пр-ва 3) растет необх-ть расходов на обр-ние и здравоох-е. Соврем. эк-ты находят долю гос расходов в ВВП (проверяют закон). В эк лит-ре перестроечного периода 20в. не сод-ся всесторонняя оценка значения гос. б-та. Это можно объяснить тем, что рядом ведущих ученых (А.И. Буковецкий, Г.М. Точильников, В.П. Дьяченко,) бюдж.. отн-ия (и финансы в целом) определялись как надстроечные, а не базисные. В к. 1980-н1990 развитие рын.отн-ний => бюджет - инструмент гос. регул-ния. Активизация б-та в реалиях трансформац. эк-ки оживило с-му бюдж. отн-ий. Гос-во осущест-ло перераспр-ние ВВП, меняло стр-ру обществ. произв-ва, влияло на эк преобраз-я и соц. реформы, создавало условия для осущ-ния контроля и воздействия на эк. процессы. Что способствовало росту доли бюдж. расходов в ВВП. В 1992г. через б-т перераспред-сь 34,4% ВВП. В 2000-2012 гг. 48-49%, сейчас- 31,8%. Из бюдж. фонда фин-ся важнейшие гос. программы: инвест, природоохранн.. связ с приватизацией, разв-ем рын. инфраст-ры, конверсией военн. произ-ва, созданием новых рабочих мест, соц. защитой граждан, ликв-ей последствий аварии на ЧАЭС. Через ФСЗН организуется с-ма соц. выплат, котор. обеспечивает перерас-ние доходов и сохрание полит.страбильн-ти. Свойства бюджета: 1)обезличенность доходов гос. б-та 2) влияние бюджета на нац. эк-ку через с-му гос. доходов и гос. расходов 3) централ-ция фин. ресурсов и своевременн. фин-ние мер-тий через с-му казначества 4) осущ-ние гос контроля за деят-тью эк. агентов в процессе исполнения бюджета 5) формир-ние бюджета по террит. принципу 6) возможность операт. коррект-ки показ-й бюджета по расходам и доходам при изменении макроэк. пок-лей. Свойства обесп-т приоретет бюджету в с-ме гос. регул-ния.
Бюджет и бюджетная политика РБ в 21 веке Приоритетные направ-я бюдж политики в 21 в явл-ся гос регул-е эк-ки и повыш уровни жизни населения, централ-ция фин. рес-в. Доля в ВВП выросла до 50,6% (с 2000 до 2008). В 2009 на исполнен бюджета повлиял фин-эк кризис. Принятие мер по ослаблению нал-го бремени также уменьшило налог. поступления. С 2004 по 2009 увелич-сь доходы – из-за включения в них доходов внебюдж целевых фондов (для концетрации гос доходов в бюджете). В 2007-2008 отменили Фонд содействия занятости, Фонд развития строит-й науки и доля целев фондов уменьш до 30,5% общего объема доходов. Несмотря на снижение налог. нагрузки путем уменьш-я ставок налогов – прин-сь одновременно меры по расширению налогооблаг. базы. В составе бюджета ФСЗН частично перекрывал дефицит бюджета (в 2008-2009 исполнение с профицитом 1,4 и 0,7% соответств). Качеств-му исполнению бюдж способст-ло развитие сис-мы Гос казначейства РБ (Единый казнач-й счет – принцип единой кассы, т.е аккум-ся инф-ция об исполнении бюджета и контр-ся бюдж потоки). В наст время этой сис-мой охвачены местные бюдж. Бюджет сохраняет соц. направ-ть (до 50% расходов). Растут расходы на развитие отрасл эк-ки (25,7%). В 2008 г был принят Бюджетный кодекс - зак-ная основа бюджетн устройства. В нем заложены инновац-е подходы к организации бюдж. сис-мы, межбюдж. отношений. Предусм-ся развитие бюдж. отношений на более высоком уровне и направение на обеспеч-е стабильности бюдж. сис-мы.
Понятие собственных и рег-их Доходов (Д) С 2010 г распр-е Д м/д б.тами осущ-ся на основе мех-ма, утв-го БК РБ: распр-е не только м/д респ-м и местными б-тами,как раньше, но и м/д ур-ми местн б-тов. Поэтому выделяют 3 гр Д: 1. Собств-е Д - зак-но закрепл-е за б-тами опред-го ур-ня на пост основе. СД могут вкл-ть налог-е и неналог-е Д, а также безвозм пост-я за искл-м межбюдж-х трансфертов. Зачисл-е Сд - по нормат отчисл-й от налог и неналог-х Д, опред-х Бк рб. 2. Регулир-ие Д б-та - ежегодно распред-ся м/ду вышестоящими и нежестоящими бюджетами в целях бюжд рег-я. К таким Д относ-ся Д, кот-е могут част-но/полн перед-ся в др б-ты и по кот-м, сог-но бк рб, уст-н норм-в в виде верхнего ур-ня отчисл-я от налог-го Д, а также местные налоги и сборы - по норм-м, опред-ми местными сов-ми депутатов. Норм-вы отчисл-ий от рег-их Д: а) респ б-та в консолид-е б-ты обл-ей б-т Минска б) областных б-то в в консолид-е б-ты районов, городов облат-го подчин-я – в) районных б-тов в б-ты сельсоветов, поселков гор типа, гор-в район-го подчин-я 3) Межбюджетные трансферт ы = МТ =бюдж-е ср-ва, передав-е из одного б-та в другой на безвозвр-й и безвозм-й основе. Формы: а) Дотация – МТ, предоставл-й из вышестоящ-го в нижестоящ-й б-т в случае, если собст-х и регул-х Д недост-но для сбалансир-ти нижестоящ-го б-та. б) Субвенция – МТ, предост-й другому б-ту на осущ-е опред-х целевых расходов. Методы распред-я Д м/ду б-тами: 1) закрепл-е Д за б-тами опред-го ур-ня на пост-й основе; 2) предост-е отчисл-ий от регулир-х доходов; 3) трансфертный метод – предост-е транф-в на покрытие разрывов м/ду Д и расходами нижестоящих б-тов и финанс-е целев расходов. Вывод: основа Д б-тов = Собств-е Д. Для обеспеч-я объема Д, соответствующего расходам – регулир-е Д, при их недостатке –МТ. 29.Расходы б-та (Р) – ден. ср-ва, напр-мые на фин. обесп-ние задач и ф-ий гос-ва. (БК РБ) По сущности: ден отн-я, возник-е у гос-ва с получ-ми бюдж-х ср-в в процессе исполн-я б-та. Роль Р – обеспеч-е выполн-я расходных обяз-в органов власти всех ур-ей. Основы формир-я Р б-та: 1. макроэк-е показ-ли соц-эк разв-я РБ и приор-ты бюдж политики; 2. предельные возм-ти б-а, исходя из доходной части; 3. гос. минимал-е соц станд-ты – Р должны обесп-ть их вып-е; 4. фин нормы и нормат-вы, действ-ие в РБ. Особенности Р б-та: 1.безвозм-ть и безвозвр-ть 2. целевая направл-ть. Объем Р респ-го б-та = с учетом программ соц-эк разв-я РБ, устан-ся законом о респ-ом б-те на очер-й фингод. Объем местных б-тов = с уч-ом прогр-м соц-эк разв-я соотв-ей АТЕ, устан-ся реш-м местных Сов деп-ов о б-те на очер-й фингод. В составе Р б-та также отраж-ся Р на обслуж-е долговых обяз-в. В составе респ б-та и местных б-тов созд-ся резерв фонды, Прав-ва РБ и местных исполнит-х и распоряд-х органов. По эк сод-ю: 1) Текущие Р б-та – часть Р б-та, обеспеч-ая текущ функц-ие бюдж-х орг-ий, оказ-е поддержки др б-тамб орг-м и ФЛ, отд-м отраслям эк-ки на тек функц-е; др Р б-та, не увелич-ие ст-ть ОС, НА и матзапасов. · Капитальные Р б-та – часть Р б-та, обеспеч-ая инновац-ю и инвест-ую деят-ть. По БК РБ она вкл-т след Р: - инвест-и в орг-ии, -финс-е модерн-ии и реконстр-ии; -Р, при осущ-ии кот-х созд-ся или увел-ся им-во, наход-ся в респ. и коммун. собств-ти, -созд-е госзапасов и резервов Р по ур-ню фин-щего б-та: Р респ-го б-та - Р местных б-тов, По сферам фин-я: в сфере мат-го пр-ва – непроизводственная сфера; По значим-ти Р: общегос Р – Р регион знач-я, По функц-му назнач-ю – по функц-ой класс-ии Р б-та по БК РБ. По распоряд-м бюдж ср-в – в соотв. с ведомств-й класс-й Р б-та. По цел-му назн-ю – по эк класс-ии Р б-та. По участию в реал-ии программ – по программ-й класс-ии Р б-та. Формы Р б-та: 1) Р на функц-е бюдж орг-ий, 2) бюджетные трансферты нас-ю, 3) субсидии орг-м и ФЛ, 4) бюдж-е трансферты за границу, 5) Межбюдж-е трансферты, 6) Р на увелич-е ст-ти ОС, НА и матзапасов, 7) бюдж-е ссуды и займы, 8) бюдж-е кредиты, 9) Р на обслуж-е долг-х обяз-в, 10) др формы по бюдж-му зак-ву. Р б-та (функц класс-я), консолид б-т: 2009 г – 49 200,8 млрд; 2010 – 52 979,8 млрд; 2011 – 85 433 млрд. 2012 – 141 809 млрд; 2013 –186,5 трлн. 30 Методы планирования расходов бюджета Методы: 1. относительно показателя ВВП страны, т.е в % от ВВП 2. в % от общ объема Р бюджета 3. по нормативами бюдж-й обесп-ти (или норм-м бюдж финанс-я) 4. по правилам сметно-бюдж планир-я в разрезе эк класс-ии Р б-та 5. программно-целевой Основа формир-я Р б-та = миним-е соцстандарты. Сферы прим-я: · оплаты труда · пенс-го обесп-я · образ-я · здравоохр-я · культуры · ЖКХ · соцподдержки о соцобслуж-я Р план-ся на основе Норматива бюдж-й обесп-ти, в расчете на 1 жителя РБ. В законе о респ-ом б-те на 2013 год - норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение - 2 771 673 рубля.
31. Бюджетные резервы = БР Планирование расходов на отрасли соц. сферы Особенности планирования:1) 2. Этапу план-ния предшествует расчет пок-лей - Базы план-ния – пок-ли по сети учр-ний, контингентам и штатам. Расходы план-ся в расчете на ед-цу сети (учр-ние), ед-цу обслуж-мого контингента (учащегося) или на штатную ед-цу. 3.Пл-е детализируется в разрезе статей, подстатей и элементов расходов. Для опр-ния обобщающего пок-ля расходы консол-ся по статьям и элементам. 4. для единого подхода к обоснованию затрат в однотипных учр-ях разраб-ся нормы и нормативы расходов + механизм их корр-ки в условиях инфляции 5. нужно учитывать расположение учр-ний непроизв-ой сферы по регионам, т.к это ставит их в неравные условия Методы план-ния расходов на соц сферу: 1)План-е в % к ВВП; - осн. индикатор, хар-ий уровень поддержки соц сферы гос-вом; 2)План-е в % к объему расходов б-та; - показывает приоритеты в политике госрасходов 3)Сметное план-ние, в основе которого лежат след. принципы: *соответствия эк. класс-ии расходов*соблюдение действующих норм, нормативов, соцстандартов *применение единых методов план-ния*отражение плановых показателей в бюджетных сметах. 4)План-е расходов на основе норматива бюдж. обесп-сти; (на 1 жителя). – сейчас разраб-ся только для отрасли здравоохранения, 5)Программно-целевой метод, в основе которого положено планир-е расходов в рамках бюдж. программ, кот м. иметь разл статус(гос, межрегион-е, местного значения), фин-ся из б-тов разл-х уровней (полностью/частично), включать в себя подпрограммы.При формир-и программы и подпрограммы составляются соответствующие паспорта. Осн задача планирования – увязать затраты с конечными результатами в рамках бюджетных программ, обеспечить эффективность гос-х расходов – концепция «Бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР)
Финансир-е научн, научно-технич. деят-ти (НТД) и инновац деят-ти в рамках целевых прогр. Ассигнования из респ.бюдж. выделяет МинФин РБ по прогр в соотв. с «Приорит. напр-я НТД в РБ на 2011-2015гг». Структура приорит.напр-й: энергетика; агропром. технологии; медицина, медтехника; хим-, био- и нанотехнологии; информ-коммуникац технол; нацбезопасность. Органы госупр-я в сфере науки: Гос. комитет по науке и технол (ГКНТ); НАН; Высшая аттестац. комиссия (ВАК). ГКНТ – респ. орган госупр-я, кот. разраб и вносит в СовМин предл-я о мерах господдержки приорит. напр-й НТД. Послед-ть действий при опред-и приорит. напр-й: • выявляются потребности предприятий и организаций; • составляются соотв. проекты, с кот. знакомятся управленч. структуры вплоть до Президента; • проекты подвергаются профессиональной оценке ученых; • проекты получ. статус приоритетных напр-й и в форме программ и заданий «возвращаются» к конкр. разработчикам. В итоге именно ГКНТ предлагает объемы финанс-я научной, НТД, инновац. деят-ти и международного сотрудничества за счет средств респ.бюдж., выполняет другие функции, предусмотренные законодательством РБ. Для фин-я госуд. НТ программ в РБ исп-ся ср-ва не только респ.бюдж., но и др. источн. Так, гос. заказчики программ принимают обяз-ва по их частичному фин-нию из внебюдж. источн.; заинтересованная сторона обязана участвовать в софин-ии. Практика фин-ия в полном объеме за счет средств респ. бюдж. примен-ся, когда у гос. заказчика отсутствует возм-ть сформировать собств. иннов. ф. спец. назнач-я. Решение по данному вопросу принимает ГКНТ. Фин-е отрасл. и регион-х НТ программ осущ-ся за счет: • соотв. иннов.Ф. мин-в и др. респ. органов госуправления; • местных бюджетов; • заинтересованных предприятий и организаций.
Источники фин-я бюдж. дефицита (БД) в РБ Ис-ки фин-я БД делят-ся на: 1) внутрен. - из них выдел-т инфляцион. (эмиссия, кредиты НБРБ) и неинфляцион. (выпуск ГКО, приватизация); 2) внешние (продажа ГЦБ на внешнем рын-ке, внешние займы). Клас-я ист-ков фин-я БД явл. групп-кой ист-ков фин-я, привлекаемых для покрытия д. б-а, исходя из их видов и форм долговых обязательств. Код клас-ии финан-я БД вкл. 7 знаков: вид источника - 1, ис-к - 2, тип ист - 2 и детализация - 2 (при отсутствии уровня используется нулевая позиция "00"). Так общее фин-е – семь 0, внутр. фин-е -1 и шесть 0. Внутр. фин-е вкл 1) ис-ки, получаемые от НБРБ(1010000): кредиты НБРБ-1010100; 2) ис-ки, получаемые от банков, иных юр.и физ.лиц – 1020000: гос.краткосроч.обл-ии-1020100; гос.долгоср.обл-ии – 1020200; и т.д. Ист-ки фин-я БД в РБ: Для РЕСП б-та: - гос займы, -ср-ва от оп-ций с имущ-вом в респ соб-ти, - изм-е остатка ср-в на счетах по учету ср-в респ б-та, - иные по зак-ву. Для МЕСТ б-тов: - бюдж кре-ты, - мест займы, - ср-ва …в коммун соб-ти, - измен-е ….соотв мест б-та, иные по зак-ву. Внешнее фин-е – 2000000, вкл.: 1) кредиты межд.фин-вых орг-ий-2010000: 2)кредиты иностр.гос-в и иных иностр.кредиторов-2020000: 3) гос.цб РБ, формир-е внешний гос.долг-2030000и т.д.
66. Гос заимствования (ГЗ). Долговые обяз-ва (ДО) РБ и управл гос долгом (ГД) Гос кредит – сов-ть отн-ий по поводу моб-ции гос-вом врем свобод-ных ДС как физ, так и юр лиц на усл-ях срочности, возвр и платности для покрытия БД или просто фин-ия доп расх-ов. Виды ДО РБ: 1. ДО по кр-там, привлеченным от имени РБ как заемщика от кредитных орг-ций, ин государств, междунар орг-ций и иных резидентов и нерезидентов РБ; 2. ДО по гос ЦБ, выпущенным от имени РБ; 3. ДО по гарантиям Правительства РБ; 4. иным ДО, ранее отнесен-ным в соотв с закон-твом на ГД РБ. Все виды ДО классиф-я в завис от времени, на к-е осущ-я займ: 1. Краткоср (<1г.); 2. Долгоср (>1г.) Управление ГД – деят-ть гос-ва по оптимизации стру-ры ГД и ст-ти обслужив. Ф-ии по упр-ию ГД возложены на Правит РБ., ОМУС упр-ют соотв долгом. Порядок привлечения внутр ГЗ по ср-вам выпуска в обращ, погашения гос ЦБ утв-ся З-ом о респ б-те и отражается в ист-ках внутр и внешн фин-ия деф респ б-та. Размещенные на внутр фин рынке гос ЦБ формир внутр ГД, а размещ на внешних рынках-внешний ГД. Гос-во несет рас-ды и по обслу-жи-ю ГД (выплата %, штрафов, иного вознагражд кредитору). Погашение ГД – уплата, выкуп или др изъятие из обращения ДО РБ в части осн долга. Погашение и обслужив ГД обесп-ся не только ср-ми респ б-та, но и др им-вом респ собств-ти. Такие платежи явл первоочередными по отнош к др платежам при исполн респ б-та. Ист-ки фин-ия деф гос б-та отраж-ся поступл в бюдж ср-в от гос займов, а также ср-в в виде возмещен заемщ-ми платежей, произвед-х из р/б по гарантиям Правит РБ. Они отраж-ся путем увел-я ист-ков фин-ия ГБ (отр-ся с +). Минфин производит платежи по обслуж-ю и погаш-ю внешн долга в соотв с перечнем гос займов. В то же время обслуж и погаш внешн займов, привлеч-х под гарантии Прав-ва РБ, рез-ты РБ осущ-т за счет собств ср-в. Внешн займы, гарант-е Правит-м РБ, м. привлек-ся заемщиками в целях их предост-я польз-лям внешн займов. Их обслужив и погаш осущ-ся польз-лем за счет собств ср-в. При невозм-сти исполн-я польз-ми обяз-в по предост-ным внешн займам, привлеч под гарантию Прав-ва РБ, произв-т перечисл-е ср-в на счет заемщика на вып-ние платежей займа перед нерез-ми за счет сре-в респ бюдж. Но эти пл-жи взыск-ся Минфином в бесспорном по-рядке в респ бюдж со счетов польз-ей внешн займов, при этом взимаю-ся % по ставке, устан З-ом о респ бюдж. Минфин ведет учет внешнегос долга и внешенего долг, гарант-го республикой, ведет регистрации внешн гос займов и внешн займов, привлеч под гарантию Прав-ва. Минфин осущ-т обслуживание и погашение внутр гос долга за счет средств респ бюджета. Обслужив и погашен кредитов, выданных банками, осущ-ся резид-ми за счет собтв ср-в. Минфин ведет реестр и учет внутр гос долга и внутр долга, гаран-го РБ.
67. Долг обяз-ва органов местн упр-я и самоупр-я могут возникать: - по ЦБ, размещ-м местн и распоряд органами на внутр фин рынке,- гарантиям мест исполнит и распоряд органов,- бюджетным кредитам, - иным долг обяз-вам, ранее отнес-ным в соотв-ии с зак-вом на долг органов мест упр-я и самоупр-я. Обслуж-е и погашение долга мест упр-я и самоупр-я осущ-ся местн исполн и распоряд органами за счет ср-в соотв-щих МБ. Обслуж-е и погаш-е кредитов, выданных банками РБ под гарантии местн исп и распор органов резидентам РБ, осущ-ся резидентами Рб за счет собств-х ср-в. Органы ведут учет долга и пред-ют в Минфин енобх-е сведения для ведения реестра долга. Решением местн Совета депутатов с Минфином устан-ся лимит долга органов на очеред финн год. При превышении лимитов не допускается заимствование и пред-е гарантий органами местн упр-я и самоупр-я. Облисполкомы, а также местн исп и распор органы обяз-ся разработать и согласовать с Минфином комплекс мер по сокращению долга до размера не првыш-го лимита. В местн бюджетах на очред финн год предусм-ся ассигнования: -на обслуж-е долга органов местн упр-я и самоупр-я, -погашение имеющейся на данный год задолж-ти по долгу прош лет, - исполн-е обязв по гарнтиям мест исп и распоряд органов. Гарантии местн исп и распор органов по кредитам, выданным банками РБ, могут пред-ся: орг-ям коммунальной формы собств-ти, орг-циям акции кот-х принадлежат АТЕ, негос орг-циям. Гарантии пред-ся на платной основе в пред-лах сумм, утвержден-х местн Советом депутатов о бюджете на очеред финн год. Не пред-ся гарантии по займам резидентов РБ, имею-щих задол-ть: - по платежам в республик бюджет, - платежам в местн бюджеты, -платежам в гос внебюдж фонды,- обязат-вам по ранее пред-ным займам. Недопускается заимств-е органами местн упр-я и самоупр-я, если сумма планр-х платежей по обслуж-ю и погашению новых и ранее принятых долг обяз-в в тек-м или в каждом послед-м году превышает 15% планир-го на тек-й год обьема доходов бюджета. Поступления подлежат отраж-ю в источ-х финансир-я дефицита соотв-го мест бюджета путем увеличения обьема данных источников, а погашение долга- путем уменьшения.
68. Бюдж. займы, ссуды, кр-ты. За счет ср-в респ. б-та, обл б-тов, б-та г. Минска, райнов и городов обл-го подчинения могут предост-ся бюдж займы и ссуды. Порядок их предост-я и возврата уст-ся: -по республ бюджету— Президентом,- местн бюджетам— Советом депутатов. Бюджетный заем —бюдж ср-ва, пред-мые ЮЛ-резидентам РБ (кроме бюд орг-ций, банков, нкфо, страх орг-ций, если иное не уст-но Президентом), ИП на возвратной и возмездной основе для осущ-я опр-х целевых расходов. Бюдж ссуда — бюдж ср-ва, пред-мые ЮЛ-резидентам РБ (кроме бюд орг-ций, банков, нкфо, страх орг-ций, если иное не уст- но Президентом), ИП на возвратной и безвозмездной основе для осущ-я опр-х целевых расходов. Бюдж кредит — бюдж ср-ва, пред-мые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из респ. б-та бюджету гос внебюдж фонда или из бюджетов гос внебюдж фонда респ бюджету на возвратной основе. Выдача бюдж кредита предпол-ет заключ-е спец дог-ра. Напр., пред-е кр-та обл б-ту или б-ту г. Минска осущ-ся на основании договора с Минфином. Срок действия договора охватывает период с момента его заключения до полного исполн-я кредитопол-м своих обязат-в по возврату бюдж кредита и уплате процентов. Решение о выделении бюдж кредита приним-ся Минфином либо соотв-м местным финн органом на основании письма-ходатайсва исполн комитета соотв-го уровня с указанием причин обр-ния времен кассового разрыва и обоснованием суммы, необ-й для его покрытия. На покрытие врем кассового разрыва бюджету гос внебюд фонда могут пред-ся бюдж кредиты из республ бюджета, а респуб —из бюджетов гос внебюдж фондов. Сроки пред-я бюдж кредита: - до конца текущ фин года— по кредиту для покрытия врем кассовго разрыва, -до 5лет—по кредиту местн бюджету, пред-му из вышестоящего бюджета для реализац-ии инвест проектов и программ. Если мест бюджет имеет просроч задол-ть по погашению ранее пред-х бюдж кредитов, то ему не пред-ся бюдж кредит на инвестиц проекты и программы. Проценты за польз-е кредитом для реализации инвест проектов уст-ся в размере не менее половины ставки реф НБРБ, действующей на день начисления процентов. Кредитополучатель отвечает за целевое использ-е кредита и за своевр-ть его возврата. Так при нарушении сроков ему выставляется пеня в размере ставки реф НБРБ, действующй на день возникновения зад-ти.
69. Понятие гос. кр-тов. Предост-ние гос кр-тов Респ-кой Б. РБ в лице своего Правительства может по решению Президента пред-ть гос кредиты ин гос-вам, межд орг-циям и иным нерезидентам РБ. Данные долг обяз-ва формируют долг ин гос-в, межд орг-ций и иных нерезидентов РБ перед РБ. В случае пред-я данного кредита законом О респ. бюджете на очередн фин год утвержд-ся: - предел обьем гос кредитов, пред-мых РБ ин гос-вам, межд орг-ям,и иным нерезидентам РБ, - программа предоставления РБ гос кредитов ин гос-вам, межд орг-циям и иным не резидентам РБ. Гос кредит может пред-ся только тем у кого нет просроч зад-ти по ранее выданным гос кредитам. Сведения о размерах и структуре долга по видам долг обяз-в и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о респ бюджете на очеред финн год при внесении его в Палату пред-лей. Программа пред-я РБ гос кредитов за счет ср-в респ бюджета пред-ет собой перечен кредитов на очеред фин год с указанием цели пред-я, наименований кредитополучателей, общего обьема кредитов, пред-ных в тек фин году. Договор о пред-ии кредита мб подписан белор стороной только в случае включения его в программу пред-я РБ гос кредитов.
70. Бюдж регул- е — это процесс распред-я и перераспределения доходов и расходов между уровнями бюдж системы и отд бюджетами. Задачи: - сбалансировать доходы и расходы бюджета, -заинтерес-ть местн органы в выполнении палнов поступления общегос налогов и доходов, - стимулировать работу местн органов управ-я и самоупр-я по изысканию резервов роста доходов и расходов собств бюджетов. Уровни: -республик-й (Минфин регул-ет доходы и расходы респ бюджета, а также бюджетов областей г Минска), -областной (обл фин упрв-я регул-ют доходы и расходы обл-х бюджетов,бюджетов районов и городов обл значения), - районный (районные фин упр-я регулируют доходы и расходы бюджетов первичного уровня, а также районных бюджетов, сельских, поселковых, городов районного значения). Бюджет-е регул-е сопров-ся формир-ем множества бюдж потоков, кот распр-ют бюдж ресурсы и опр-ют обьемы и направления расходов местн бюджетов. Часть из них— восходящие, а другая—нисходящие бюдж потоки. РБ— унитар гос-во. Построение бюдже-й сис-мы формир-ет респуб и местный бюджеты. На нач 2011 в РБ функц-ло1503 мест бюджета. Из местн бюджетов финансируются обьекты ЖКХ, быт обслуж-я, торговли, общест питания и др. Около 70% расходов на соц-кулльт сферу несут месн бюджеты.
71. Межбюдж отн-ия - отнош-я между респ. органами гос упр-я и органами местн местн упр-я и самоупр-я при осущ-ии бюдж процесса. Они осн-ся на принципах: - разграничение доходов бюджетов и закреплеие их за опр-ми уровнями бюдж сис-мы РБ, -распр-е доходов бюджетов и закрепление их за опр-ми уровнями бюдж сис-мы РБ, - выравнив-е уровней миним бюдж обеспеч-ти бюджетов всех уровней бюдж сис-мы РБ. Цели регул-я межб отнош-й: - обеспечение соотв-я между полномочиями гос-ных органов на осущ-е расходов, закреп-х закон актами за респ и местн бюджетами, с одной стороны, и бюдж ресурсами, кот должны обеспеч-ть исполн-е этих полномочий, с друг стороны, - выравнив-е уровня соц-экон развития регионов. В РБ межбюдж отн-я строяться на основе разделения между территориал уровнями власти функций 2х порядков:- регул-я соц-экон развития общества, -оказания разл рода общ-х услуг: соц назначения, услуг инфрастр-ры. Функ-ции 1ого порядке обеспеч-ют перераспр-е доходов общества между хоз субьектами и соц слоями через эк и соц политику гос-ва. Целенапр-е их совмещение во времени и пространстве опр-ет региональую политику, соотв-щее ей построение межбюдж отн-й и бюдж потоков. Посредством функций второго порядка гарантируется предоставлене населению общ-х услуг, достиг-ся выравнивание бюдж обеспеч-ти регионов. В случае возникновения диспропорций м-ду доходами и расходами регион органов власти произв-ся перераспр-е средств между бюдж-ми разл уровней.
72. Напр-ния реформ-ния межбюдж отн-ий в совр усл-ях РБ. Совершенствование концептуальных подходов к развитию МБ в опред степени способствовало упорядочению межбюдж отношений. По прежнему актуален вопрос формир-я доходов местн бюджетов, несмотря на то, что в рез-те проведенных мероприят-й общий размер собственных доходов в обьеме доходов местных бюджетов должен увеличиться в связи с ведением нового мех-ма распред-я доходов. Существ-щая в РБ множественность межбюдж денежн потоков вполне естественна. С их помощью устраняются различия в бюдж обеспечении функций органов власти; через сис-му целевого перераспред-я оказывается гос поддержка тер-риям; осущ-ся приоритетное фин-е отд эк. зон и регионов. Задача —повысить эффектив-ть исп-я бюдж ср-в путем рационального построения межбюдж отношений и перераспр-я бюджетных потоков. Реформа межбюдж отнош-й должна осущ-ся в направ-ии выравнивания уровня их бюдж обеспеченности, достигая как горизонт-го так и вертикального выравнивания. Каждому из указ-х направлений соотв-ют методы регулирования - предоставление отчислений от общегос доходов и налогов, дотаций, субвенций. Проблема вертик выравнивания реш-ся путем долевого рапред-я общегос налогов и доходов м/ду разл бюд-ми, путем дотиров-я расходов тер-рий из бюдж-ов вышестоящего уровня и пред-я межбюдж трансфертов в виде субсидий. А горизонт несбалан- ть обусл-на след факторами: месторасп-е региона, особенностями его развития, кол-вом жителей,и др. Оно требует выравнив-я налог базы тер-рий, обьема пред-мых общ-х услуг в целях обеспеч-я соц справед-ти. Эк эффект гориз выравнив-я заключ в пред-ии эк потерь, связ-х с миграцией населения и капитала из-за налог различий, соц эффект в обеспеч-ии соц справед-ти. Глав инстр-т гориз выравнив-я - фонд фин поддержки тер-рий. Также фонд вырвн-я регион-го развития, ср-ва кот в виде трансфертов распр-ся между бюдж-ми регионов. Целевое разд-е трансфертов в РБ необх-мо закрепить путем обр-я на уровне респ бюджета 2 самост фондов: фин поддержки регионов и развития регионов. Для создания рацион сис-мы межбюдж отнош-й требуетя: *обеспеч-ть соотв-е доходов расходным функциям регион-х бюджетов и на этой основе-общее бюдж равновесие, *повысить фин самост регионов, укрепив доходн базу мест бюджетов, *разр-ть единые подходы к орг-ции всех видов фин помощи, в макс степени реализовав потенциал их целенапр-го воздействия на эк-ку регионов, *обесп-ть сокращ-е дотационости местн бюджетов, закон-но огранич-ть ее уровень,*создать респ фонды фин поддержки регионов.
Исполнение респ. б-та. Исполнить бюджет по доходам – обеспечить полное и своевременное поступление ср-в в разрезе каждого источника доходов. Учёт операций по доходам респ. б-та осущ. по лицевым счетам на ЕКС. Казнач. сист-ма исп. доходной части б-та предусм. поэтапное движ. денежных потоков: 1. уплата ФЮЛ налогов и налог. платежей в бюджет. 2. ден. ср-ва перечисляются на счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, открытые в АСБ «Беларусбанк». 3. «Беларусбанк» осущ. списание средств с транзитных счетов гл. управлений Минфина по областям и г. Минску и ч\з субсчет, открытый к счёту респ. б-та в банке, перечисляет ден. ср-ва на счет респ. б-та в НБРБ. Такой механизм обеспечивает концентрацию и централизацию на ЕКС всех финансовых ресурсов государства. ГГК распред. регулирующие доходы между бюджетами согл. нормативам отчислений. Исполнение респ. б-та по расходам осущ. посредством АСГК, в пределах фактического наличия бюджетных средств на ЕКС. Обязательно соблюдаются следующие этапы: • установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи; • доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств; • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;. • подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств; • осуществление платежей (расходование бюджетных средств); • использование товаров (работ, услуг) при осуществления функций распорядителями бюджетных средств реализации государственных программ По рез-там исполнения б-та составлется отчет. Распорядители на основе бух. отчётности также готовят сводную отчётность. Минфин готовит в форме проекта закона отчет об испол. респ. б-та и до 1 марта отправляет его на рассмотр. Прав-ва. Прав-во отправляет в КГК и Президенту. Президент – Палате представителей.
Содержание, задачи и формы бюджетного контроля (БК) БК - совокупн меропр, проводимых гос органами по проверке законности, целесообразн и эффективности действий в образовании, распределении и использ ден фондов РБ и местных органов власти, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюдж дисциплины. БК - составляющая фин контроля (гос вневедомственный)=>является формой реализации контрольной ф-ции финансов. Объекты БК: бюджетные отношения; бюджетные потоки; бюджетные планы. БК охватывает всю сферу бюдж отношений и множ-во бюдж потоков=>служит важн каналом получения объективной инф-ции об использовании фин рес-сов гос-ва. Значение БК: предупреждение правонарушений бюдж законод-ва на всех этапах бюдж процесса, содействие реализации бюдж политики гос-ва. проверяется правильность составления налог расчетов и деклараций, выполнение предприятиями гос заказов, финансируемых из бюджета, предоставление предприятиям субсидий, дотаций, кредитов, налог льгот. Задачи БК: •обеспечение правильн составления и исполнения бюджета; •соблюдение налог и бюдж законод-ва; •контроль за правильн ведения бухучета и отчетности; •проверка эффективн и целевого использования бюдж ср-в и средств внебюдж фондов; •улучшение бюдж и налог дисциплины; •контроль за реализацией системы межбюдж отнош; •проверка обращения ср-в бюджета и внебюдж фондов в банках; •контроль за формир и распред целевых бюдж фондов; •пресечение незаконных действий по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.022 с.) |