Тактико-экономическое обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактико-экономическое обоснование



К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ

Начальник кафедры тактики и

вооружения войсковой ПВО

полковник В.В.Цыбулько

.05.2014

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

Разработка тренажёра «Радиостанции Р 171-М»

 

Исполнитель: рядовой

Руководитель: профессор кафедры № 53 доцент МИСЬКО В.А.

Рецензент:

 

 

Минск 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТАКТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 5

1.1 Тактическое обоснование 5

1.2 Экономическая оценка разработки и использования тренажёра 15

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ОБЛИКА ТРЕНАЖЁРА 18

2.1 Педагогические принципы применения компьютерных

тренажёров 18

2.2 Разработка структуры тренажёра 22

2.2.1 Общий алгоритм тренажёра 25

2.2.2 Разработка алгоритма подтренажёра коллоквиум 26

ГЛАВА 3 РАДИОСТАНЦИЯ Р 171-М 27

3..1Тактико-техническиехарактеристики и назначение 31

основного оборудования 33

3.2.Структурная схема радиостанции Р-171М 34

3.3. Эксплуатация радиостанции Р-171М 37

ГЛАВА 4 Разработка программного продукта 41

4.1 Классификация программ 43

4.1.1 Общие требования к тренажёр 43

4.1.2 Специальные требования тренажёр 47

4.2 Анализ средств программного обеспечения 48

4.2.1 Направления развития языков программирования 48

4.2.2 Объектно-ориентированное программирование 50

4.2.3 Среда программирования Adobe Flash CS5 52

ГЛАВА 5 Методика работы с тренажёром 57

5.1 Алгоритм тренажёра 58

5.2 Отладка тренажёра 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Анализ опыта военных конфликтов последних лет показывает, что войны будущего будут отличаться предельной напряженностью, носить объемный, высокоманевренный, воздушно-наземный характер с одновременным ведением взаимосвязанных операций (боевых действий) в воздушно-космическом пространстве, на суше, а также характеризоваться острой борьбой за захват и удержание стратегической инициативы, резкими изменениями обстановки и способов ведения военных действий. В них средствам воздушного (воздушно-космического) нападения будет отводиться решающая роль в достижении целей войны, а главным театром военных действий станет воздушно-космическое пространство, в котором противоборствующими сторонами будут решаться стратегические, оперативные и тактические задачи.

Эти выводы подтверждаются положениями действующих стратегических и оперативных концепций иностранных государств по применению вооруженных сил.

Отработке задач завоевания господства (превосходства) в воздушно-космическом пространстве, существенного ослабления группировок войск (сил) противника и созданию условий для решения своих политических целей в ходе оперативной и боевой подготовки командованием вооруженных сил ведущих иностранных государств уделяется огромное внимание.

В данных условиях особую роль играет организация ПВО, а именно: состояние имеющихся на вооружении ЗРК, наличие у обслуживающих их расчетов полных теоретических и практических знаний материальной части и боеготовности соответствующей техники.

Однако боеготовность ЗРК, его надёжная и стабильная работа зависит, в первую очередь, от наличия у военнослужащих теоретических знаний, практических умений и навыков, а также от правильной и бережной его эксплуатации. Для достижения этих целей необходимо использовать учебно-материальную базу, отвечающую самым современным требованиям.

Процесс внедрения инновационных технологий в Вооруженные Силы Республики Беларусь протекает в соответствии с закономерностями развития самих Вооруженных Сил. Поэтому вполне объяснимо использование компьютерных технологий и для обучения личного состава.

Кроме того, износ ресурса имеющихся на вооружении образцов с особой остротой поставили вопрос сохранения и роста боеготовности при масштабном сокращении использования вооружения и военной техники в учебных целях.

Широкое применение ЭВМ позволяет сократить затраты на эксплуатацию техники, повысить ее боеспособность, создать полную безопасность тренировок и улучшить эффективность обучения.

 


ГЛАВА 1

ТАКТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ТАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Это предполагает, что её вооружённые силы в мирное время готовятся к отражению ударов страны-агрессора.

После распада СССР и военно-политического блока стран Варшавского договора, США и их ближайшие союзники по НАТО объявили многие регионы планеты зоной своих интересов, и повели активную политику по подчинению государств, размещаемых в этих регионах, своему внешнеполитическому курсу. США всё больше входят в роль мирового жандарма. Почувствовав, что Российская Федерация, как мировая держава, в настоящее время не может из-за экономического кризиса серьёзное внимание уделять оснащению своих вооружённых сил новейшим вооружением, а Китай ещё серьезно отстаёт в новейших военных технологиях, США объявили себя единственной сверхдержавой с правом силовым способом добиваться своей политики. На это указывает и факт увеличения расходов на нужды МО США, и всё учащающиеся случаи использования вооружённых сил в разрешении различных локальных конфликтов.

Если ранее вооружённые силы США использовались в составе международных сил, действия которых санкционировались Советом безопасности ООН, то в настоящее время – уже без какой либо санкций ООН. Наступает новая эра мирового послевоенного порядка, при которой возможность военных конфликтов на планете резко возросла.

В последние годы основным средством достижения поставленных задач, в современных войнах и локальных конфликтах становится военная авиация. Современные средства воздушного нападения обладают высокими скоростями полёта на малых и предельно малых высотах, манёвренностью, большими дальностями полёта. Эти самолёты оснащаются современным вооружением, специальным оборудованием, позволяющим вести разведку, осуществлять постановку радиоэлектронных помех и наносить массированные удары по объектам противника обычными и высокоточными боеприпасами.

Силы воздушно-космического нападения, имеющиеся в арсенале армий развитых государств, стали главным оружием современных и будущих войн.

Военно-воздушные силы США и ОВВС НАТО – главное, решающее средство развязывания агрессии с применением обычных средств поражения, главное огневое ударное средство в ходе военных действий для нанесения заданной (запланированной) степени поражения военной, промышленной, транспортной инфраструктуры государства – жертвы агрессии в интересах создания, прежде всего благоприятных условий для успешного решения оперативно-стратегических задач, определённых для сухопутных войск планом операции, и достижения в результате этого цели вооружённого конфликта (войны) в целом.

Военное командование США и НАТО считает, что высокоточное оружие (ВТО) значительно расширило возможности и повысило эффективность авиационных ударов различного масштаба. При этом для применения высокоточных систем необходимы точные данные разведки всех видов, в том числе космической, а также надёжное управление и связь.

Непременное условие высокой эффективности ВВС США и ОВВС НАТО – радиоэлектронная борьба в интересах подавления сил ПВО и органов военного и государственного управления противников.

Типовыми задачами ВВС США и ОВВС НАТО в интересах обеспечения операций (боевых действий) сухопутных войск (СВ) являются: завоевания и удержания превосходства в воздухе, непосредственно авиационная поддержка СВ.

По американским взглядам, самый эффективный способ завоевания господства в воздухе – воздушная наступательная операция (ВНО), а его удержание – ведение боевых систематических действий.

Проведенный анализ показывает, что ВС США и их союзники по НАТО в последние годы использовались в следующих районах: Ливия (операция «Эльдорадо Каньон» в 1986 году), Персидский залив («Буря в пустыне» в 1991 году), на Балканах («Мёртвый глаз» в 1996 году), против Ирака («Лиса в пустыни» в1998 году), Югославия («Решительная сила», 1999 год), и Афганистан (операция «Несгибаемая свобода», 2001 год).

В операции «Эльдорадо Каньон» широко использовались все средства воздушного нападения. Перед началом операции круглосуточно велась оптико-электронная разведка самолетами RC-135. Основной удар по Триполи был нанесён с помощью тактических бомбардировщиков F-111F. Удары наносились с предельно малых высот 50-60 м. За шесть минут до атаки три EF-111A из зоны 30-50 км от побережья поставили активные помехи наземным РЛС. Штурмовики А-6Е и F/А-18 с авианосцев «'Америка» и «КОРАЛ Си» группами по 4-6 самолётов действовали по объектам в Бенгали. Их прорыв к цели обеспечивали постановщики помех ЕА-68 и беспилотные летательные аппараты. Радиолокационный контроль за воздушным пространством вели палубные самолёты ДРЛО и управление Е-2С «Хокай». Широко были применены ПРР «Харм» [1].

В операции «Буря в пустыни» начало боевых действий маскировалось и осуществлялось нанесением внезапного воздушного (воздушно-космического) удара по выбранным в ходе предварительной подготовки наземным целям с использованием авиации и крылатых ракет.

В этой операции в зоне Персидского залива союзное командование межнациональных сил основную ставку сделали на авиационную группировку. В операции принимали участие стратегические бомбардировщики В-52, самолеты тактической авиации США, Великобритании, Франции, Италии, палубной авиации, авиации морской пехоты ВМС США. Боевые действия были начаты нанесением массированных ракетно-авиационных ударов с целью моментального использования качественного преимущества авиации, большинство самолётов которой способно эффективно действовать в любое время суток.

Особенностью боевых действий при проведении воздушных налётов авиации были интенсивные, массированные удары различной продолжительности, скоординированные по времени с пусками крылатых ракет морского базирования ВМС США, с непрерывным воздействием по объектам на территории Ирака и Кувейта на протяжении всей операции, а также способы противодействия ВВС и ПВО Ирака.

В результате:

завоевано превосходство в воздухе;

выведены из строя посты ДРЛО;

уничтожены объекты производства и хранения химического оружия;

уничтожены объекты средств связи, базы снабжения.

Отмечалась высокая интенсивность до 700-800 самалёто-вылетов в сутки.

Операция «Лиса в пустыни» в военном отношении стала творческим развитием форм и способов применения вооружённых сил. Важнейшее отличие от всех ранее проводимых операций заключалось в том, что первый удар был нанесён без предварительного развёртывания сил в близи Ирака [2].

В первый день войны было выпущено 250 крылатых ракет морского базирования «Томагавк». Основная их часть была использована для подавления ПВО Ирака.

В тот же день были использованы базирующиеся на «Энтерпрайзе» истребители-бомбадировщики F/A-18 и F-14, а также самолёты ЕА-6В, которые применяли ракеты «Харм», для уничтожения РЛС. F/A-18 несли бомбы с лазерным наведением, которые использовались для ударов по комплексам ПВО, мобильным пусковым установкам зенитных ракет, пунктам управления и связи.

Во второй день операции были задействованы тяжёлые бомбардировщики В-52Н, истребители F-16 и штурмовики А-10. В боевых действиях приняли участия более 90 самолётов в том числе десять F-117А.

Отличительной чертой третьего дня ракетно-бомбовых ударов стало первое в истории участие в военной операции стратегических бомбардировщиков В1-В. Они использовали 225-ти килограммовые бомбы свободного падения МК-82.

В результате 70 часового воздушного нападения, которое велось с помощью ракет, авиации и бомб с точным наведением военная цель данной операции была достигнута. Было совершено около 600 вылетов с использованием более 300 самолётов, выпущено 90 крылатых ракет «воздух-земля», запуск более 300 ракет «Томагавк» морского базирования.

По заявлениям американского командования операция «Лиса в пустыне» стала самой успешной операцией за всю историю вооружённых сил НАТО. Поражено 85% запланированных целей, 74% вылетов и пусков признано успешными. Успех объясняется многими факторами, один из них в том, что боевая задача ВС США и Великобритании выполнялась в полной пассивности Иракских ПВО. Не было выпущено не одной ракеты «земля-воздух» [3].

В операции «Решительная сила» первый мощный удар по объектам был нанесён крылатыми ракетами. По аэродромам ВВС, военным и промышленным объектам Югославии во время первого удара было выпущено до 40 крылатых ракет воздушного базирования AGM-86С с американских бомбардировщиков В-52Н и до 70 ракет морского базирования BGM-109 («Томагавк») с кораблей ВМФ НАТО. Однако ни первый, ни последующие удары не достигли поставленной цели. ПВО Югославии нанесли существенный урон самолётам США и их союзникам по НАТО. Вся борьба проходит в воздушном пространстве. В данное время группировка самолётов альянса насчитывает до 400 самолётов из них около 250 американских. Состав авиации самый разнообразный - это стратегические В-52Н, многоцелевые F-15, F-16C, A-10A, F-117A, истребители «Торнадо 10S», «Мираж 2000», «Ягуар» и F-16. Эту группировку обеспечивают располагающиеся в Европе радары Е-3 и более 10 самолётов РЭБ ЕА-6B [4].

В ходе проведения ВС США и их союзниками антитеррористической операции в Афганистане, Пентагоном ставилась одна военная цель-это лишить международных террористов базы, в которую превратилась контролируемая талибами часть страны, а также физически уничтожить и захватить организаторов террора и их пособников. Враг, противостоящий ВС США и их союзникам, имел как слабые так и сильные стороны. К первым относится плохая техническая оснащенность, слабая ПВО, отсутствие системы управления, связи, неспособность к маневру силами и средствами, невозможность ведения длительной войны в условиях крайне ограниченных материальных средств и ресурсов. Сильные стороны талибов-отсутствие у них чувствительных к ударам объектов, поддержка населения, высокий моральный дух, тактическая грамотность и доскональное знание театра военных действий.

Анализ операций показал, что Пентагон применил в Афганистане принципиально новую тактику боевых действий. Ее суть это сочетание авиационно-ракетных ударов с масштабными действиями аэромобильных сил. Такая тактика уже применялась при проведении различных операций [12].

Для обоснования изложенных положений обратимся к опыту боевых действий в ходе агрессии НАТО против Югославии. Для достижения политических целей в этой войне военное командование НАТО спланировало операцию «решительная сила», в которой основная ставка сделана на наступление с воздуха силами ВВС в тесном взаимодействии с ударами высокоточными КРМБ «Томагавк» с моря [4].

Для этого главное командование НАТО создало вначале авиационную группировку (АГ) в составе 460 боевых самолётов, имеющую готовность к боевому вылету не менее (0,90-0,95).

ВВС Югославии к началу агрессии НАТО имели 238 боевых самолётов и 56 боевых вертолётов. Основу сил и средств ПВО страны составили: 2000 зенитных орудий, 1000 ПУ ЗРК в основном советского производства, 60 переносных ЗРК «Игла» и «Стрела».

Всё это вместе взятое обусловило реальную возможность ведения авиационной и морской группировками НАТО активных наступательных военных действий, а силами и средствами ВВС и ПВО Югославии – пассивных, ограниченных оборонительных действий.

Агрессия началась проведением воздушной наступательной операции (ВНО) НАТО. Её цель – завоевание господства в воздухе путём разрушения объектов авиационной инфраструктуры, в первую очередь аэродромов, уничтожения сил средств ПВО; поражения важных военно-промышленных объектов.

В первом массированном авиационном ракетном ударе (МАРУ) 24 марта 1999г. по объектам Югославии участвовало 200-220 боевых самолётов и вместе с этим 100 КРМБ «Томагавк».

При этом обратим внимание на такой факт: если в первом ударе операции «Буря в пустыне», осуществлённой США и их союзниками против Ирака, соотношение самолётов и КРМБ составляло порядка 6:1, то на Балканах оно резко изменилось и стало порядка 2:1. Такое значительное изменение соотношения боевых самолётов и КРМБ – свидетельство усиления роли высокоточного оружия в военных действиях США и НАТО в интересах существенного повышения эффективности наносимых ударов.

Всё это – свидетельство того, что командование НАТО заблаговременно спланировало и проводит воздушную компанию, состоящую из ВНО и боевых систематических действий, рассчитывая, с одной стороны, сломить волю сербов и заставить Милошевича капитулировать, а с другой стороны, создать благоприятные условия для проведения наземной операции.

Удары авиацией альянса осуществляются с применением ВТО и неуправляемых авиационных средств поражения (НАСП), как правило, ночью, что является важным свидетельством высокого уровня ночной лётной подготовки частей и подразделений из состава ВВС стран НАТО, принимающих участие в войне против Югославии.

Вместе с тем проведение в течение первого месяца воздушно наступательной операции не дало для НАТО желаемых результатов, и командование альянса приняло решение на увеличение её масштабов. Важным показателем тому является возрастание интенсивности боевых систематических действий АГ НАТО более чем в 2,5 раза: со 150-200 до 400-500 боевых самолёто-вылетов.

В непосредственной связи с изложенным находиться оценка эффективности ПВО Югославии. По большому счёту эффективность ПВО оказалась низкой. Это можно объяснить несколькими причинами:

не совершенной для борьбы с современными целями (самолётами, крылатыми ракетами) техникой ПВО (ЗА, ЗРК конструкций 70-80 годов);

недостаточным составом сил и средств ПВО для отражения авиационных ударов, особенно ночных и тем более в условиях сильных радиопомех.

Таким образом, анализ последнего конфликта, в котором принимали участия вооруженные силы США и НАТО, позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные войны, как правило, начинались с детальной предварительной подготовки: планирование, сосредоточение сил и средств в районе конфликта, информационной войны и т.д;

2. Начало военного конфликта тщательно маскируется и происходит внезапно массированным ударом СВН с широким применением обманных манёвров и средств радиоэлектронной борьбы;

3. Основными целями первых ударов являются средства ПВО обороняющегося государства;

4. Ход дальнейших событий боевых действий может развиваться по любому сценарию, но только после подавления ПВО и достижения полного превосходства в воздухе;

5. Главным выводом из анализа можно считать: современная война на начальном периоде является дуэлью СВН нападающей стороны и сил и средств ПВО обороняющейся страны.

Поскольку Республика Беларусь в возможном вооружённом конфликте может быть только обороняющейся стороной, следовательно, подготовка её вооружённых сил в мирное время должна быть сосредоточена на пересмотре роли и места системы ПВО в её вооружённых силах, усилением сил и средств системы ПВО путём повышения её боевых возможностей и приведение в соответствие с боевыми возможностями и тактикой применения СВН.

Под эффективностью противовоздушной обороны понимается её способность выполнить поставленную боевую задачу в различных условиях обстановки. Выбор показателя эффективности обороны всецело зависит от характера боевой задачи ЗРК, а также от цели проводимого исследования. Боевой задачей группировки ЗРК, как правило, является недопущение удара воздушного противника по обороняемым войскам или его прорыва через зону зенитного ракетного огня.

Эта задача решается уничтожением воздушного противника, нанесением ему максимальных потерь до заданных рубежей (рубежей выполнения задачи). Следовательно, в качестве эффективности зенитной ракетной обороны при решении различного рода задач могут быть приняты:

вероятность сохранения объекта;

вероятность уничтожения всех целей;

вероятность уничтожения заданного числа целей;

математическое ожидание относительных потерь воздушного противника;

математическое ожидание относительных потерь воздушного противника до заданных рубежей и др.

Отношение математического ожидания числа уничтоженных средств воздушного нападения противника к общему ожидаемому числу СВН в одном ударе или за период боевых действий часто называется коэффициентом надёжности обороны

Кэф = Мс/Nц.

Правомерность такого показателя эффективности обороны особенно хорошо просматривается при применении воздушным противником обычного оружия. По опыту второй мировой войны пилотируемая авиация резко снижала активность боевых действий при нанесении ей определённых потерь. Это имело место при потерях 15-35% и более. Таким образом, в условиях войны с применением обычных средств поражения зенитная ракетная оборона достаточно надёжна, если математическое ожидание относительных потерь воздушного противника не менее некоторой величины, при которой противник отказывается от нанесения массированных ударов по объекту.

Чтобы сохранить объект, необходимо уничтожать воздушного противника до рубежей выполнения задачи, и в первую очередь наиболее важные цели (самолёты ударных групп и групп огневого подавления).

Следовательно, математическое ожидание относительных потерь воздушного противника как показатель эффективности зенитной ракетной обороны оценивается до заданных рубежей с учётом важности целей.

Эффективность зенитной ракетной обороны предопределяется соотношением сил противоборствующих сторон (соотношением их боевых возможностей) и эффективностью боевых действий группировки ЗРК и воздушного противника с точки зрения степени реализации ими своих боевых возможностей. При заданном составе группировки ЗРК и варианте построения зенитной ракетной обороны её эффективность в значительной мере зависит от количественных и качественных характеристик СВН, особенностей построения удара и способа действий воздушного противника. Приоритет в выборе варианта удара и способов действий по обороняемому подразделению (объекту) принадлежит воздушному противнику. Поэтому эффективность противовоздушной обороны объекта оценивается с учётом все возможных вариантов действий воздушного противника.

При заданном варианте действий противника математическое ожидание числа уничтоженных целей, в конечном счёте, определяется количеством стрельб, проведённым по целям, и эффективностью каждой стрельбы. Её величина в данной конкретной боевой обстановке зависит от большого числа факторов:

от состава группировки ЗРК;

тактико-технических характеристик вооружения;

качества личного состава;

боеготовности подразделений;

эффективности управления огнём;

устойчивости системы огня и т.д.

Всю эту совокупность факторов можно разделить на две группы. Состав и тактико-технические характеристики вооружения определяют огневые возможности группировки ЗРК. Вторая группа факторов в значительной степени зависит от качества целенаправленной деятельности командира и штаба в период подготовки и в ходе ведения боевых действий, а также ряда других условий.

Таким образом, оценка математического ожидания числа уничтоженных целей включает определение огневых возможностей группировки ЗРК и степени их возможной реализации в данных условиях боевой обстановки:

Мс = Креал∙Мо.в,

где Мс – математическое ожидание потерь воздушного противника;

Креал – степень реализации возможностей по уничтожению воздушных целей;

Мо.в – потери, наносимые противнику при полной реализации огневых возможностей группировки ЗРК.

Степень реализации возможностей группировки ЗРК зависит от состояния её боеготовности Кбг, подготовленности боевых расчётов, эффективности боевого управления Ку в данных условиях обстановки, вероятной эффективности контрмер противника Кпр и др., т.е.

 

Креал=Кбг∙Ку∙Кпр.

 

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что для повышения боевых возможностей группировки ЗРК одним из способов это повышение уровня подготовленности боевых расчётов, а также эффективного боевого управления группировкой ЗРК непосредственно пунктами управления и обеспечением максимальной отдачи от обучаемых при изучении ими вооружения и военной техники.

Износ ресурса имеющихся на вооружении образцов с особой остротой поставили вопрос сохранения и роста боеготовности при масштабном сокращении использования вооружения и военной техники в учебных целях. Таким образом, возникает необходимость создания программного продукта, который бы упростил процесс обучения и позволил сэкономить моторесурс вооружения.

Использование обучающих программ в процессе подготовки специалистов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения:

доступность изложенного материала;

значительная экономичность;

возможность одновременной теоретической и практической отработки материала;

наглядность;

экономия ресурсов техники;

возможность самоконтроля (с помощью коллоквиума в форме тестов) и т. д.


ГЛАВА 2

РАЗРАБОТКА ОБЛИКА ТРЕНАЖЁР

Общий алгоритм тренажёр

В соответствии с заданием на дипломную работу составил следующий алгоритм тренажёр, который представлен в приложении 2.

Первый блок – блок «начало» (запуск тренажёр). Далее следует блок «главное меню». Появляется меню тренажёра, в котором имеются следующие условия:

 

В окне «Тест» будет отображаться перечень вопросов для проверки качества усвоения материальной части подвижного пункта разведки и управления, полученных в ходе работы с программой.

Окно «Выход» закрывает рабочее окно тренажёра и завершает работу.

 

ГЛАВА 3

РАДИОСТАНЦИЯ Р 171-М

Подготовка радиостанции к работе

Перед включением питания установить органы управления на приёмопередатчике в исходное положение:

- переключатель МОЩНОСТЬ установить в положение «ОТКЛ. БС»;

- переключатель РЕЖИМ РАБОТ установить в положение, соответствующее выбранному виду оконечной аппаратуры или режиму работы;

- тумблеры ПШ, ЗАПОМ. ВЫЗОВА, ПС установить в положения ОТКЛ.;

- регулятор ГРОМК. установить в среднее положение. Для включения

питания радиостанции переключатель МОЩНОСТЬ установить в положение МАЛАЯ или ПОЛНАЯ в зависимости от дальности связи. При этом загорается лампочка ПРИЕМ, а в головных телефонах гарнитуры прослушиваются шумы.

Для набора номиналов ЗПЧ необходимо:

1. Открыть крышку, закрывающую кнопки набора ЗПЧ, переключатель ЗАПИСЬ-РАБОТА установить в положение ЗАПИСЬ.

2. Переключателем НОМЕР ЗПЧ выбрать требуемую ЗПЧ. На табло ЧАСТОТА кГц высвечивается прежнее значение номинала данной ЗПЧ.

3. Произвести стирание старого номинала ЗПЧ, для этого нажать и отпустить кнопку «С». Индикация номинала ЗПЧ гаснет.

4. Произвести набор требуемого номинала частоты, нажимая до упора и отпуская последовательно пять кнопок с соответствующими цифрами. Набранный номинал частоты должен высветиться на табло ЧАСТОТА кГц. В случае ошибочного набора нажать и отпустить кнопку «С» и повторить набор частоты.

5. Включить номер следующей ЗПЧ, выполнить пункты 3, 4.

Закончив подготовку ЗПЧ, переключатель ЗАПИСЬ-РАБОТА установить в положение РАБОТА. При этом табло ЧАСТОТА кГц погаснет. В процессе работы номинал рабочей ЗПЧ можно периодически контролировать при помощи кнопки ТАБЛО.

Для настройки радиостанции на выбранную ЗПЧ необходимо переключатель НОМЕР ЗПЧ установить в соответствующее положение, после чего

нажать и отпустить кнопку ЗАПУСК НАСТРОЙКИ. При этом последовательно включаются схемы автоматической настройки фильтра и САУ, и радиостанция на время настройки переводится на передачу (горит лампочка ПЕРЕДАЧА). По окончании настройки радиостанция переходит на прием (гаснет лампочка ПЕРЕДАЧА и загорается лампочка ПРИЕМ).

Радиостанция готова к работе на заданной ЗПЧ.


ГЛАВА 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ

В основу современного подхода к подготовке военнослужащих, и в первую очередь офицеров, положено требование воспитать творчески мыслящую личность с учетом индивидуальности за счет исключения стандартов в обучении. Объем знаний, которыми должен обладать специалист непрерывно растет. Также изменяется качественный характер знаний. В этих условиях необходимо резко повысить эффективность обучения, исходя из задач подготовки высококвалифицированных специалистов с широким научно-техническим кругозором.

Для того чтобы решить данную проблему с наименьшими затратами сил, средств и времени (без удлинения сроков обучения) необходимо использовать различные технические средства обучения и в частности компьютерную технику.

В наше время существует множество видов программ компьютерного обучения необходимо выбрать наиболее целесообразный тип будущей тренажёра. Для этого рассмотрим их классификацию.

По своему целевому назначению тренажёр делятся на управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д.

Демонстрационные тренажёра дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу. С их помощью можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов, некоторые биологические явления. Демонстрационные тренажёра позволяют показать на экране монитора видеозаписи физических явлений и опытов или их имитацию. При наличии соответствующего оборудования демонстрации можно спроектировать на большой экран, что является очень хорошим подспорьем при объяснении нового материала.

Управляющие и диагностирующие тренажёра ориентированы на управление процессом обучения на занятии, а также в условиях дополнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать обучаемым те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные обучающимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь обучающихся с преподавателем более систематической и продуктивной.

Генерирующие тренажёра вырабатывают набор задач определенного типа по заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в учебной группе, обеспечив каждому обучаемому отдельное задание, соответствующее его индивидуальным возможностям.

Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.

Контролирующие тренажёра специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса обучаемых. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накоплению оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого обучаемого, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.

Достаточно широко распространены в военном деле тренажерные системы, часто содержащие в составе дополнительные устройства, управляемые ЭВМ. Они предназначенные для отработки обучаемыми навыков практической деятельности. Использование такого рода систем в военной области возможно при тренировке расчетов для отработки навыков в обращении с вооружением и техникой.

По способу реализации выделяются линейные, разветвленные, ветвящиеся тренажёр, а также тренажёра, содержащие все указанные признаки.

Наиболее простыми являются линейные тренажёр, в которых применена стратегия последовательного перехода обучаемых от освоения одного фрагмента учебного материала к другому. Они обеспечивают изучение материала каждым слушателем в своем темпе, но не позволяют учесть в обучении специфические черты умственной познавательной деятельности, уровень подготовки и навыки творческого мышления.

Гораздо более приспособленными являются разветвленные тренажёра, которые обеспечивают для каждого обучаемого собственную стратегию прохождения учебного материала. Достоинством разветвленных программ является то, что с их помощью можно обеспечить глубокую индивидуализацию обучения, учитывающую как степень подготовленности, так и особенности познавательной деятельности. Однако разветвленные тренажёр обладают серьезным недостатком в методическом плане. Дело в том, что, имея один вход, разветвленная тренажёр обладает большим количеством выходов. При этом в ней отсутствует главное направление прохождения учебного материала. В результате у обучаемых может не сформироваться однозначное и цельное представление о структуре пройденной темы, о взаимосвязи ее составных частей, о том, что является главным в пройденном материале.

Более свободными от указанных недостатков, являются ветвящиеся тренажёр, которые предусматривают основной или магистральный путь переработки учебного материала и его разветвления в рамках изучения отдельных фрагментов темы с последующим возвращением на магистральный путь. Таким образом, каждый обучаемый проходит последовательно все элементы изучаемой темы, в соответствии с ее структурно-логической схемой, однако, проходит своим путем, в своем темпе, используя различные методические средства, предоставляемые ему обучающей программой.

По степени автоматизации различают тренажёр с частичной и полной автоматизацией деятельности преподавателя.

В тренажёрх с частичной автоматизацией деятельности преподавателя, преподаватель с помощью своего дисплея контролирует ход обучения, вносит в него корректировки и в любой момент может принять на себя управление процессом обучения. Подобные тренажёра можно сделать достаточно гибкими, обеспечивающими реакцию преподавателя на любое, не предусмотренное программой действие обучаемого, однако, они не позволяют достигнуть высокой степени индивидуализации обучения, поскольку при большой аудитории преподаватель не сможет корректировать действие каждого обучаемого.

Тренажёр с полной автоматизацией деятельности преподавателя во время занятия работает автономно по заранее составленной схеме. Роль преподавателя заключается в разработке добротного методического обеспечения, предусматривающего как можно более полный учет возможных учебных ситуаций, различные уровни подготовленности и психологические особенности познавательной деятельности обучаемых.

Степень автоматизации разрабатываемой тренажёра определяется областью применения.

На основании анализа классификации программ, тренажёр «Оценка технического состояния БМ 9А33БМ3» будет демонстрационной с элементами контроля по своему целевому назначению, ветвящейся по способу реализации, с частичной автоматизацией деятельности преподавателя.

4.1.1 Общие требования к тренажёр

Чтобы спроектировать эффективную программу для обучения необходимо определить параметры, которым она должна соответствовать. Как к любому программному продукту к разрабатываемой тренажёре должен предъявляется ряд требований, обеспечивающих удобство пользования ею, а именно:

тренажёр должна быть простой в обращении (с ней должен работать определённый контин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.114 с.)