Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение органов управления

Поиск

На передней панели приемопередатчика находятся следующие органы управления, регулировки и контроля:

1 - десять кнопок с цифрами 0, 1,..., 9 для набора номиналов ЗПЧ в режиме ЗАПИСЬ;

2 - тумблер ПШ для подключения (отключения) к приемнику схемы подавителя шума. На радиостанциях, входящих в состав пункта ретрансляции, этим тумблером включается схема, обеспечивающая режим автоматической ретрансляции по сигналам, формируемым подавителями шумов этих радиостанций;

3 - кнопка ТАБЛО для включения индикации номинала частоты;

4 - переключатель НОМЕР ЗПЧ для выбора номера ЗПЧ в положениях 1...10. В положении ДУ ЗПЧ управление переключением ЗПЧ передается на аналогичный переключатель пульта дистанционного управления, подключаемого кабелем к разъему ДУ;

5 - табло ЧАСТОТА кГц для индикации номинала рабочей частоты;

6 - переключатель МОЩНОСТЬ для включения питания радиостанции и установки требуемой мощности излучения передатчика (МАЛАЯ - 20% мощности и ПОЛНАЯ - 100 % мощности);

7 - лампочка ПРИЕМ для индикации режима приема радиостанции;

8 – кнопка ВЫЗОВ для посылки тонального вызова по радиоканалу (1000 Гц);

9 - лампочка ВЫЗОВ для индикации приема тонального вызова;

10 - регуляторы УРОВЕНЬ Прд и Прм для регулировки напряжения низкочастотного сигнала, поступающего соответственно на вход модулятора передатчика и с выхода приемника радиостанции;

11 – лампочка ПЕРЕДАЧА для индикации режима передачи;

12 - лампочка ЗАЩИТА для индикации срабатывания схемы защиты высокочастотного тракта радиостанции из-за рассогласования с антенной;

13 - переключатель РЕЖИМ РАБОТ, с помощью которого устанавливаются следующие режимы:

- МТГ - управление радиостанцией осуществляется с микротелефонной гарнитуры;

- Тлг Прм, Тлг Прд - обеспечивается работа в режиме слухового тонального телеграфирования;

- ТЛК - обеспечивается работа аппаратуры телекодовой связи, подключенной к клеммам ЛИН;

- ОК. АПП - управление радиостанцией осуществляется с оконечной

аппаратуры, подключенной к разъемам ОК АПП или ЦИФР;

- ДУПЛ - обеспечивается дуплексный режим работы при дуплексном

варианте исполнения радиостанции;

- ЛИН - управление осуществляется с вынесенного телефонного аппарата, подключенного к клеммам ЛИН;

- АВТ. Ртр - обеспечивается работа на пункте ретрансляции в режиме

автоматической ретрансляции;

- РУЧ. Ртр (ОЖИД, Прм1, Прм2) - обеспечивается работа на пункте

ретрансляции в режиме ручной ретрансляции;

14 - тумблер ПС для включения (выключения) схемы формирования пилот-сигнала (125 Гц) на оконечных радиостанциях, обеспечивающих связь через пункт ретрансляции, работающий в режиме автоматической ретрансляции;

15 - ручка ГРОМК. для регулировки уровня низкочастотного сигнала,

поступающего на телефоны микротелефонной гарнитуры;

16 - тумблер ЗАПОМ. ВЫЗОВА для включения (выключения) схемы запоминания получения тонального вызова;

17 - клеммы ЛИН для подключения 2-проводной линии связи от вынесенного ТА, приставки телекодовой связи или от второй радиостанции при организации ретрансляционного пункта;

18 - разъем МТГ для подключения кабеля от микротелефонной гарнитуры;

19 - клеммы КЛЮЧ Тлг для подключения телеграфного ключа;

20 - разъем ФР для подключения кабеля с цепями питания и

управления от блока фильтров;

21 - кнопка ЗАПУСК НАСТР. для включения схемы автоматической настройки высокочастотного тракта радиостанции;

22 - высокочастотный разъем УМЩ для подключения кабеля к блоку усилителя мощности;

23 - клемма «⊥» для подключения кабеля заземления;

24 - кнопка «С» (сброс) для стирания из памяти номинала частоты;

25 - переключатель ЗАПИСЬ-РАБОТА для включения режима набора номиналов ЗПЧ в положении ЗАПИСЬ и обеспечения функционирования радиостанции на подготовленных частотах в положении РАБОТА.

С тыльной стороны приемопередатчика находятся:

- разъем ОКК. АПП для подключения кабеля от оконечной аппаратуры, работающей аналоговыми сигналами;

- разъем ЦИФР для подключения кабеля от оконечной аппаратуры, работающей цифровыми сигналами;

- разъем ДУ для подключения кабеля от пульта дистанционной управления, обеспечивающего дистанционное включение питания радиостанции, запуск автоматической настройки ВЧ тракта, переключение ЗПЧ, индикацию режима ПРИЕМ радиостанции и индикацию сигнала ЗАЩИТА усилителя мощности.

Подготовка радиостанции к работе

Перед включением питания установить органы управления на приёмопередатчике в исходное положение:

- переключатель МОЩНОСТЬ установить в положение «ОТКЛ. БС»;

- переключатель РЕЖИМ РАБОТ установить в положение, соответствующее выбранному виду оконечной аппаратуры или режиму работы;

- тумблеры ПШ, ЗАПОМ. ВЫЗОВА, ПС установить в положения ОТКЛ.;

- регулятор ГРОМК. установить в среднее положение. Для включения

питания радиостанции переключатель МОЩНОСТЬ установить в положение МАЛАЯ или ПОЛНАЯ в зависимости от дальности связи. При этом загорается лампочка ПРИЕМ, а в головных телефонах гарнитуры прослушиваются шумы.

Для набора номиналов ЗПЧ необходимо:

1. Открыть крышку, закрывающую кнопки набора ЗПЧ, переключатель ЗАПИСЬ-РАБОТА установить в положение ЗАПИСЬ.

2. Переключателем НОМЕР ЗПЧ выбрать требуемую ЗПЧ. На табло ЧАСТОТА кГц высвечивается прежнее значение номинала данной ЗПЧ.

3. Произвести стирание старого номинала ЗПЧ, для этого нажать и отпустить кнопку «С». Индикация номинала ЗПЧ гаснет.

4. Произвести набор требуемого номинала частоты, нажимая до упора и отпуская последовательно пять кнопок с соответствующими цифрами. Набранный номинал частоты должен высветиться на табло ЧАСТОТА кГц. В случае ошибочного набора нажать и отпустить кнопку «С» и повторить набор частоты.

5. Включить номер следующей ЗПЧ, выполнить пункты 3, 4.

Закончив подготовку ЗПЧ, переключатель ЗАПИСЬ-РАБОТА установить в положение РАБОТА. При этом табло ЧАСТОТА кГц погаснет. В процессе работы номинал рабочей ЗПЧ можно периодически контролировать при помощи кнопки ТАБЛО.

Для настройки радиостанции на выбранную ЗПЧ необходимо переключатель НОМЕР ЗПЧ установить в соответствующее положение, после чего

нажать и отпустить кнопку ЗАПУСК НАСТРОЙКИ. При этом последовательно включаются схемы автоматической настройки фильтра и САУ, и радиостанция на время настройки переводится на передачу (горит лампочка ПЕРЕДАЧА). По окончании настройки радиостанция переходит на прием (гаснет лампочка ПЕРЕДАЧА и загорается лампочка ПРИЕМ).

Радиостанция готова к работе на заданной ЗПЧ.


ГЛАВА 4

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ

В основу современного подхода к подготовке военнослужащих, и в первую очередь офицеров, положено требование воспитать творчески мыслящую личность с учетом индивидуальности за счет исключения стандартов в обучении. Объем знаний, которыми должен обладать специалист непрерывно растет. Также изменяется качественный характер знаний. В этих условиях необходимо резко повысить эффективность обучения, исходя из задач подготовки высококвалифицированных специалистов с широким научно-техническим кругозором.

Для того чтобы решить данную проблему с наименьшими затратами сил, средств и времени (без удлинения сроков обучения) необходимо использовать различные технические средства обучения и в частности компьютерную технику.

В наше время существует множество видов программ компьютерного обучения необходимо выбрать наиболее целесообразный тип будущей тренажёра. Для этого рассмотрим их классификацию.

По своему целевому назначению тренажёр делятся на управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие, моделирующие и т. д.

Демонстрационные тренажёра дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу. С их помощью можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов, некоторые биологические явления. Демонстрационные тренажёра позволяют показать на экране монитора видеозаписи физических явлений и опытов или их имитацию. При наличии соответствующего оборудования демонстрации можно спроектировать на большой экран, что является очень хорошим подспорьем при объяснении нового материала.

Управляющие и диагностирующие тренажёра ориентированы на управление процессом обучения на занятии, а также в условиях дополнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать обучаемым те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные обучающимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь обучающихся с преподавателем более систематической и продуктивной.

Генерирующие тренажёра вырабатывают набор задач определенного типа по заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в учебной группе, обеспечив каждому обучаемому отдельное задание, соответствующее его индивидуальным возможностям.

Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.

Контролирующие тренажёра специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса обучаемых. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накоплению оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого обучаемого, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.

Достаточно широко распространены в военном деле тренажерные системы, часто содержащие в составе дополнительные устройства, управляемые ЭВМ. Они предназначенные для отработки обучаемыми навыков практической деятельности. Использование такого рода систем в военной области возможно при тренировке расчетов для отработки навыков в обращении с вооружением и техникой.

По способу реализации выделяются линейные, разветвленные, ветвящиеся тренажёр, а также тренажёра, содержащие все указанные признаки.

Наиболее простыми являются линейные тренажёр, в которых применена стратегия последовательного перехода обучаемых от освоения одного фрагмента учебного материала к другому. Они обеспечивают изучение материала каждым слушателем в своем темпе, но не позволяют учесть в обучении специфические черты умственной познавательной деятельности, уровень подготовки и навыки творческого мышления.

Гораздо более приспособленными являются разветвленные тренажёра, которые обеспечивают для каждого обучаемого собственную стратегию прохождения учебного материала. Достоинством разветвленных программ является то, что с их помощью можно обеспечить глубокую индивидуализацию обучения, учитывающую как степень подготовленности, так и особенности познавательной деятельности. Однако разветвленные тренажёр обладают серьезным недостатком в методическом плане. Дело в том, что, имея один вход, разветвленная тренажёр обладает большим количеством выходов. При этом в ней отсутствует главное направление прохождения учебного материала. В результате у обучаемых может не сформироваться однозначное и цельное представление о структуре пройденной темы, о взаимосвязи ее составных частей, о том, что является главным в пройденном материале.

Более свободными от указанных недостатков, являются ветвящиеся тренажёр, которые предусматривают основной или магистральный путь переработки учебного материала и его разветвления в рамках изучения отдельных фрагментов темы с последующим возвращением на магистральный путь. Таким образом, каждый обучаемый проходит последовательно все элементы изучаемой темы, в соответствии с ее структурно-логической схемой, однако, проходит своим путем, в своем темпе, используя различные методические средства, предоставляемые ему обучающей программой.

По степени автоматизации различают тренажёр с частичной и полной автоматизацией деятельности преподавателя.

В тренажёрх с частичной автоматизацией деятельности преподавателя, преподаватель с помощью своего дисплея контролирует ход обучения, вносит в него корректировки и в любой момент может принять на себя управление процессом обучения. Подобные тренажёра можно сделать достаточно гибкими, обеспечивающими реакцию преподавателя на любое, не предусмотренное программой действие обучаемого, однако, они не позволяют достигнуть высокой степени индивидуализации обучения, поскольку при большой аудитории преподаватель не сможет корректировать действие каждого обучаемого.

Тренажёр с полной автоматизацией деятельности преподавателя во время занятия работает автономно по заранее составленной схеме. Роль преподавателя заключается в разработке добротного методического обеспечения, предусматривающего как можно более полный учет возможных учебных ситуаций, различные уровни подготовленности и психологические особенности познавательной деятельности обучаемых.

Степень автоматизации разрабатываемой тренажёра определяется областью применения.

На основании анализа классификации программ, тренажёр «Оценка технического состояния БМ 9А33БМ3» будет демонстрационной с элементами контроля по своему целевому назначению, ветвящейся по способу реализации, с частичной автоматизацией деятельности преподавателя.

4.1.1 Общие требования к тренажёр

Чтобы спроектировать эффективную программу для обучения необходимо определить параметры, которым она должна соответствовать. Как к любому программному продукту к разрабатываемой тренажёре должен предъявляется ряд требований, обеспечивающих удобство пользования ею, а именно:

тренажёр должна быть простой в обращении (с ней должен работать определённый контингент обучаемых);

должно быть сопоставлено время, которое предоставляется для обучения и оптимально необходимый уровень знаний, навыков и умений, получаемый в процессе обучения;

тренажёр должна содержать ту информацию, которая наиболее эффективно может быть усвоена с помощью компьютера без использования других средств;

должны выполняться требования необходимого уровня яркости, читаемости и различимости знаков, а также контраста светящихся сегментов с фоном;

содержание тренажёра должно соответствовать современному состоянию научного знания;

отсутствие ошибок;

тренажёр должна позволять проводить не только обучение, но и контроль усвоения материала.

Проектирование тренажёр предполагает создание вариантов моделей, анализ и коррекцию составных элементов разрабатываемой тренажёра с учётом исходных данных, прогноза учебного процесса и предполагаемого конечного результата.

К исходным данным можно отнести:

1) Степень подготовленности потенциальных слушателей, которая определяется совокупностью нескольких взаимодополняющих факторов, таких как:

- общий уровень образования;

- опыт (наличие навыков и умений, в той или иной мере, сопутствующих данной области обучения);

- способность к быстрому восприятию и анализу (осознанию) новой информации (в большей степени определяет темп обучения);

- индивидуальный творческий потенциал.

2) Наличие полезного (актуального) исходного информационного материала, способного заинтересовать потенциального слушателя.

3) Наличие соответствующего аппаратно-программного обеспечения.

При разработке интерфейса необходимо учитывать несколько групп требований:

Первая группа требований относится к форме вывода информации на дисплей. Практически стандартом стало использование такой модели интерфейса, когда любое взаимодействие пользователя и ЭВМ происходит в отдельном окне.

Когда работающему за компьютером нужно выполнить какое-то действие, не связанное напрямую с текущей работой, ему нет необходимости выходить из системы, сохранять свои данные. В этом заключается самое значительное преимущество многооконных сред – сохранение контекста работы. Пользователь выполняет несколько действий поочередно, но когда все окна у него перед глазами, он скажет что работает с этими окнами одновременно.

Таким образом, достигается концепция рабочего стола, т.е. то, что видит пользователь на экране, очень походит на то, что имело бы место на его рабочем месте, если бы компьютер не использовался.

Необходимо правильно размещать информацию на экране. Объекты, которые по своей роли в системе можно отнести к основным, необходимо группировать в центе экрана, второстепенные же – по периферии. В тех случаях, когда требуется реакция пользователя на некоторые действия, то, если это возможно, при подаче запроса желательно не перекрывать основное рабочее окно, а располагать окно с запросом ниже рабочего.

Следует использовать возможности современных цветных мониторов и различные элементы информации выводить разными цветами. При выборе цветов нужно, как правило, исходить из следующих изображений:

стараться избегать ярких цветов, так как это вызывает быстрое утомление глаз;

красный цвет необходимо использовать только для вывода сообщений об ошибках и прочих критических ситуациях;

цвета объектов и фона должны быть разными, т.е. ни в коем случае не быть оттенками одного и того же цвета;

использовать не более 4-5 цветов объектов на экране, так как излишняя пестрота отвлекает пользователя от решения задачи, действует раздражающе.

Удачное цветовое решение пользовательского интерфейса способствует формированию у пользователей точной и детальной структуры тренажёра и быстрому управлению ею.

Исследователями в области эргономики предлагаются следующие эргономические рекомендации по выбору цветовых решений при формировании пользовательского интерфейса:

учитывать потребности, возможности и опыт пользователей системы, для чего стараться сделать её гибкой, а для выбора цветового кода предлагать пользователю не только возможность самому подбирать цвет, но и представлять ему несколько наборов цветов, обозначающих те или иные структуры страниц экрана компьютера;

при выборе цветов помнить, что пользовательский интерфейс должен способствовать уменьшению рабочей нагрузки пользователя, которому легче узнавать, чем запоминать – набор цветов должен настраивать пользователя на восприятие тех или иных команд, опций, операндов и т.д.;

используемый цветовой код должен отличаться постоянством в плане обозначения соответствующих структур, команд, объектов и т.д.;

использовать цветовой код для привлечения внимания к представляемой информации, для сокращения времени её поиска, улучшения её размещения и запоминания;

использовать цветовой код для надлежащего кодирования разнообразных функций пользовательского интерфейса, таких как: управленческая, коммуникативная, объяснительная, обучающая, иллюстративная, информационно-поисковая, эстетическая и др.;

рассматривать цветовое решение как составную часть пользовательского интерфейса.

Вторая группа требований связана с организацией ввода с клавиатуры. При стандартной клавиатуре следует применять стандартные, устоявшиеся соответствия "клавиша - выполняемое действие", так как это существенно сокращает срок освоения программного продукта.

При расположении на экране объектов, которые могут выбираться с использованием мыши, нужно объединять их в группы, чтобы пользователю не приходилось судорожно дёргать рукой при перемещении курсора по всему экрану.

Третья группа требований связана с организацией диалога. При его проектировании нужно стремиться к тому, чтобы пользователь сам мог выбирать путь развития диалога, т.е. сводить к минимуму число таких ситуаций, в которых тренажёр диктует пользователю, что он должен делать.

Оптимальным будет способ использования стандартных средств, которые весьма профессионально проработаны и согласованы, т.е. формируют у пользователя систему ожидания одинаковых реакций системы на одинаковые действия, сокращают число ошибок пользователя и способствуют тому, чтобы он комфортнее чувствовал себя с программой.

При разработке любого приложения следует уделить внимание графическому оформлению интерфейса. Неправильно подобранные цвета, шрифты и размеры компонентов, наносимых на рабочие формы приложения, сказываются на продолжительности эффективной деятельности операторов.

При соблюдении всех цветовых пропорций, разработанный графический интерфейс способствует снижению количества ошибок, доступности функциональности системы для максимального количества пользователей.

4.1.2 Специальные требования тренажёр

Целесообразно выделить специальные требования, к тренажёр:

тренажёр должна содержать окно с основным меню для работы;

тренажёр должна содержать справку, в которой указывается назначение данной тренажёра, основные органы управления, а так же возможности данной тренажёра;

тренажёр должна содержать процедуру, в которой будет изложен теоретический материал. Теория должна быть изложена в виде текста, с применением рисунков и элементов анимации;

тренажёр должна предусматривать возможность контроля знаний обучаемых по усвоению изученного материала с выставлением оценки. При этом, обучаемый не должен иметь доступ к выходу в основное меню до выставления оценки.

Таким образом, с учётом предъявленных выше общих и специальных требований необходимо выбрать облик тренажёр, создать алгоритм её работы и разработать программный продукт, позволяющую качественно изучить материал и проводить контроль знаний.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.016 с.)