Агротехнические мероприятия при выращивании посадочного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агротехнические мероприятия при выращивании посадочного материала



 

Агротехнические мероприятия состоят из комплекса приемов, направленных на улучшение условий для прорастания семян, появления всходов, роста и развития сеянцев. Они включают, прежде всего, приемы, выполняемые до по­явления всходов, к которым относятся прикатывание и рыхление почвы, мульчирование, удаление сорняков, полив.

Прикатывание применяется на супесчаных и песчаных почвах путем уплотнения их верхнего слоя специальными гладкими или кольчатыми катками. Этот прием способствует капиллярному подъему влаги и имеет важное значение для прорастания семян в засушливый период весны.

Мульчирование заключается в покрытии поверхности почвы торфя­ной крошкой, специальной бумагой, компостом, перегноем, опилками сло­ем 0,5... 1,0 см. Мульчирование уменьшает испарение влаги, предупрежда­ет образование почвенной корки, защищает почву от размыва, препятству­ет прорастанию трав-сорняков, регулирует воздушный и тепловой режимы в почве, улучшает условия почвенного питания сеянцев. После появления массовых всходов мульчу обычно оставляют в качестве удобрения.

Рыхление почвы проводят путем уничтожения сорняков механиче­ским способом. Рыхление и прополка сорняков создают благоприятный водный и воздушный режимы. Особое значение рыхление приобретает на тяжелых почвах.

Полив применяется в засушливую весну для появления дружных всходов. Наилучшие результаты полив дает мелкокапельным дождевани­ем, который препятствует образованию почвенной корки и не вымывает из почвы семена.

После появления всходов продолжается прополка сорняков и рыхле­ние почвы, а также их уничтожение химическими препаратами. Опрыски­вают уайтспиритом 6-7 раз через 10-12 дней. Этот гербицид действует только на сорняки семенного происхождения. Поэтому в двухлетних посе­вах многолетние травы-сорняки уничтожаются симазином, пропазином или атразином. Применяют и другие агротехнические приемы: подкормку сеянцев, ведут борьбу с вредителями и болезнями, защищают сеянцы от неблагоприятных погодных условий и т.д.

Подкормку сеянцев проводят двумя способами: корневым и внекор­невым. Корневая подкормка осуществляется внесением минеральных удобрений в тех случаях, когда сеянцы сформировали хорошо развитую корневую систему. Применяют чаще всего вначале азотные, а затем ком­плексные удобрения на глубину рыхления почвы (5-10 см). В тех случа­ях, когда сеянцы имеют слаборазвитую корневую систему, то применяют внекорневую подкормку путем опрыскивания посевов слабым раствором азотных, фосфорных и калийных удобрений. Все подкормки должны вноситься во влажную почву и преимущественно весной и в первой половине лета, особенно азотные.

Борьба с грибными болезнями и вредными насекомыми включает профилактические и истребительные меры. Профилактические мероприя­тия включают, прежде всего, высокую агротехнику. К эффективным мерам относится и обработка почвы, семян и сеянцев препаратами, предотвра­щающими грибные болезни. Истребительные мероприятия включают лик­видацию очагов повреждений всходов и сеянцев, протравливание почвы, торфа, компостов, семян.

Защита сеянцев от неблагоприятных погодных условий в лесной зо­не состоит в борьбе с выжиманием, заморозками. На суглинистых и, осо­бенно глинистых почвах, довольно часто в зоне тайги происходит выжи­мание сеянцев почвенными кристаллами льда. С этим неблагоприятным явлением можно активно бороться путем внесения органических удобре­ний, применения грядковых посевов, мульчирования, рыхления почвы.

2.1.10 Особенности выращивания саженцев в школьном отделении
питомника

 

Более крупный посадочный материал - саженцы - выращивают в школьных отделениях питомника. Саженцы широко используются для озеленения населенных пунктов, создания защитных насаждений и лес­ных культур. По сравнению с сеянцами они раньше вступают в период быстрого роста, в связи, с чем ускоряется выращивание искусственных насаждений, и они лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников.

При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания.

В школах первого порядка высаживают 1-2-летние сеянцы и вы­ращивают их в течение 2-4 лет (схема посадки 0,7-1,0 * 0,35-0,5 м). В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего воз­раста (схема размещения 1,0-1,5 * 1,0-1,5 м). В школах третьего по­рядка саженцы выращивают до 10 лет и более (схема размещения 2,0-3,0 * 2,0-3,0).

В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы раз­личного возраста и размеров.

Срок выращивания крупных саженцев деревьев 4-6 лет, а мелких (первого оборота) саженцев и кустарников 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники и мелкие са­женцы деревьев проходят 2-3 ротации.

Перед посадкой сеянцев корни подрезают до 15-25 см на почвах с нормальным увлажнением и до 20-30 см - с недостаточным увлажнени­ем. После обрезки корни обмакивают в болтушку из жидкой смеси пе­регноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество.

В первой школе сеянцы высаживаются с расстояниями в между­рядьях 0,8 м, в ряду 0,5 м, во второй школе - 1*1 м или 1,5*1,5 м, в третьей - 3*2 м.

В комбинированной школе растения с длительным сроком выращи­вания (6-12 лет) высаживаются рядами на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между ними располагают два или четыре ряда кустарника. На 1 га высаживают 3-6 тыс.шт. деревьев и 40-50 тыс.шт. кустарников.

В уплотненных школахвыращивают саженцы хвойных пород для лесных культур. Применяют рядовые, ленточные, комбинированные схемы размещения растений. Степень уплотнения выращивания сажен­цев во многом зависит от биологических особенностей породы.

При рядовом размещении расстояние между рядами принимают 0,4 м, шаг посадки - 0,1-0,2 м. При ленточном трехрядномразмещении в каждой ленте растения высаживают по схеме 0,4-0,4-0,7, при четы­рехрядном - 0,3-0,3-0,3-0,6, пятирядном- 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7; шаг посад­ки 0,1-0,2 м.

Используется трехрядная СШН-3. В трехрядном варианте высажива­ют до 50 тыс. растений (0,8 * 0,5). Машины СПЛК и МИС-1 применяют в комбинированной школе, где выращивают саженцы высотой до 3 м.

В уплотненной школе используют СШП-5/3; шаг посадки 0,1 м; вы­саживается 330 тыс. сеянцев.

При проектировании сроков выращивания саженцев, выборе опти­мальных схем размещения необходимо учитывать линейные размеры растений, которых они достигают в том или ином возрасте в данных почвенно-климатических условиях, выявлять особенности роста крон по диаметру для установления сроков смыкания.

Быстрый рост саженцев в школе возможен при хоро­шем качестве посадки. Наличие деформации корней приводит к ухуд­шению водного режима и ослаблению роста растений. Высота растений с деформированной корневой системой в 2-5 раз меньше, чем у сажен­цев с нормально развитой корневой системой, замедленный рост на­блюдается в течение всего срока выращивания. Также резко отличаются растения по массе надземной части и корневых систем.

При испытании приемов, направленных на формирование компакт­ной корневой системы, лучшие результаты были получены при внесе­нии органических удобрений в посадочные места.

Культуры, созданные саженцами, имеют высокую приживаемость, совершенно не требуют агротехнических уходов, быстро растут, уже в трехлетнем возрасте отвечают требованиям ОСТ 56-99-93 "Культуры лесные, оценка качества", пригодны для перевода в покрытые лесом земли и относятся к культурам отличного качества.

Чтобы получить посадочный материал с ускоренным ростом, в куль­турах целесообразно использовать приемы ранней диагностики и при­менять отбор в процессе выращивания сеянцев и саженцев на фоне вы­сокого уровня агротехники.

По данным Н.А. Смирнова (1996), крупные сеянцы, превышающие по высоте средние на 20-50%, после пересадки продолжают расти более интенсивно в течение 4 лет. Саженцы, превышающие средние в школь­ном отделении по высоте на 20-30 %, после пересадки в культуры про­должают расти интенсивно в течение 7-8 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.026 с.)