Реформи другої половини хіх ст. В російській імперії та їх значення для України 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформи другої половини хіх ст. В російській імперії та їх значення для України



Первой стала аграрная реформа, начатая в 1861 году. Реформа 1861 г. освобождала от крепостничества в основном помещичьих крестьян. На Украине эта реформа коснулась жизни 5,3 млн. человек. Судьбу государственных крестьян, количество которых составляла примерно половина украинского крестьянства, определил принят 1866 специальный закон о поземельный строй. Согласно ему крестьяне получали право выкупить землю, а к тому времени они должны были платить ежегодный государственный оброчный налог.

Реформа создавала новые возможности для развития рыночных отношений в экономике и активизации хозяйственной деятельности крестьян.

Отмена крепостного права ускорило реформу местного самоуправления. Пока крестьяне находились в крепостной зависимости, полным распорядителем административной власти над ними в своем имении был помещик. После освобождения крестьян и предоставление им статуса свободных сельских обывателей возникла необходимость привлечения крестьян наряду с другими слоями населения в местное управление. 1 января 1864 царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

В 1863-1864 гг реорганизовывалась образовательная дело. В частности, в 1863 году были внесены изменения в систему контроля за высшей школой: возобновлялась академическая автономия университетов, создавалась совет профессоров, руководившей жизнью учебного заведения.

В 1863-1888 гг произошел ряд преобразований в военном деле. Главными достижениями этой реформы были реорганизация местного военного управления и военного образования, а также введение всеобщей воинской повинности.

На протяжении всего XIX в., И особенно во второй его половине, русификаторская политика русского царизма по украинской культуры и национального движения на Приднепровье приобретает откровенно репрессивного характера. Из российских государственных актов, направленных на запрет украинского языка и культуры, наибольший вред нанесли да называемые Валуевский циркуляр и Эмский указ Александра II.

БИЛЕТ№29

Суспільні течії і рухи другої половини XIX ст.

Москвофилы.

Эта более консервативная часть украинской интеллигенции солидаризируется с российскими славянофилами в стремлении к слиянию украинский, белорусов и россиян в единое политическое целое под эгидой России. Тем самым интеллигенция отрицает сам факт существования этих трех наций и пытается вывести на политическую арену вымышленный «единый общерусское народ». Представителей этого направления в Галиции стали называть «староруса-ми», а со временем - «москвофилами».

Народники.

В начале 60-х годов XIX в. в Галичине зарождается либеральный украинское национальное движение - народники. Он объединял средние слои населения - студентов, священников и прочих интеллигенции, которая не примкнула к «москвофилов». Возглавил «народников» Владимир Шашкевич (сын Маркияна Шашкевича) с товарищами.

 

Именно благодаря усилиям «народников» во Львове стали возможными учреждении и деятельности «Просвиты», охватившая своим культурным влиянием прежде всего украинским крестьянскую массу. Со временем «Просвита» настолько окрепла, что наряду с культурнической деятельностью стала заниматься развитием кооперативного движения в Галичине, тоже ей вполне удалось.

 

Радикалы. В середине 70-х годов XIX в. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая одинаково с предубеждением относился как к «москвофилов» так и к «народников».

В 70-80-х годах XIX в. радикалы выдавали печатью журналы «Громадський друг», «Колокол», «Молот», «Мир», вели пропагандистскую работу среди украинских крестьян и рабочих. В 1899 г. часть радикалов во главе с И. Франко и М. Павликом вместе с народниками организовали Украинскую национально-демократическую партию

 

 

БИЛЕТ№30

Українська культура в другій половині XIX ст.

Пребывание украинских земель в составе царской России и Австро-Венгерской империи обусловило региональные особенности развития их культуры.

Развитие образования и науки. Образовательная политика правительств царской России и Австро-Венгерской империи осуществлялась в интересах господствующих классов. Однако, учитывая нужды хозяйства в просвещенных работниках, на требования прогрессивных кругов общества относительно расширения образования народных масс, эти правительства были вынуждены проводить соответствующие реформы.

Под влиянием освободительных идей О. Герцена, М. Чернышевского, Т. Шевченко революционно-демократическая молодежь начала организовывать школы для крестьян, рабочих и ремесленников.

1864 г. царское правительство произвело реформу народного образования. Согласно ней все типы начальных школ, которые существовали раньше, объявлялись общесословными и достали название начальных народных училищ. Они стали работать по единому плану и программой. Здесь детям давали элементарные знания: учили Закона божьего, читать, писать, первых четырех действий арифметики.

В 1897 г. на территории Восточной Украины существовало около 17 тыс. начальных школ всех видов. Тем не менее они могли охватить обучением лишь треть детей, сдача их оставалась вне школы. Значительная часть детей крестьян и рабочих не посещала школу или не заканчивала курса обучения через затруднительное материальное положение. Через то уровень грамотности трудящихся, особенно крестьян, был низким. В конце 1890-х лет в разных губерниях Украины процент грамотных колебался от 15,5 до 27,9. Основными средними образовательными закладами оставались гимназии.

Окончание их давало право вступления лишь к высшим техническим учебным заведениям. В 1871 г. срок обучения в классических гимназиях был удлинен до восьми лет. Вместо реальных гимназий создавались шестилетние реальные училища с седьмым дополнительным классом для желающих вступать к высшим специальным закладам. Женщины получали среднее образование в женских гимназиях и прогимназиях, епархиальных школах. В конце XIX ст. на Восточной Украине было 129 гимназий и 19 реальных училищ. Продолжали действовать средние учебные заведения закрытого типа (институты благородных девушек, частные пансионы и т.п.), где учились исключительно дети дворян.

 

 

БИЛЕТ №31

Україна на початку XX ст.: соціально-економічне та суспільно-політичне становище.

1.Социально-экономическое развитие Украины в начале XX в. характеризовали:

 

- высокая концентрация производства (Украина занимала одно из первых мест, на
больших предприятиях свыше 500 человек, в Украине работало более 44% всех рабочих, в
то время как в США только 33%);

- образование монополий

- специализация районов (Донбасс-угольная, Криворожье-железорудная, Никопольский бассейн - марганцевая промышленность);

- неравномерное развитие разных регионов (Левобережье, где сохранились капиталистические пережитки, заметно отставало);

- значительное влияние иностранного капитала (75% прибыли вывозилось);

- более высокие от общероссийских темпы развития.

Характерной чертой развития украинской промышленности была ее подчиненность имперским центрам (австрийскому и российскому), которые видели в ней мощную сырьевую базу.

Украина и революция 1905 - 1907 гг.

Революционные выступления на Украине приобрели массовый характер. Уже в начале революции в январе - марте 1905 года бастовало 170 тыс. рабочих. Летом 1905 года крестьянское движение охватило половину уездов. В октябрьской всеобщей политической забастовке приняло участие 120 тыс. человек. В ноябре - восстание моряков Севастополя во главе с лейтенантом П. Шмидтом, выступление киевских сапёров во главе с подпоручиком Б. Жадановским. В декабре - вооружённое восстание рабочих Горловки, Харькова, Екатеринослава, Александровска. Однако эти выступления не переросли во всеобщее восстание. После их поражения революция пошла на спад.

После манифеста 17 октября появилась легальная украинская пресса, возникло за годы революции 24 периодических издания. Образовались «Просвиты», открывались украинские школы.

БИЛЕТ №32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.007 с.)