ТОП 10:

Первісне суспільство на території України



Первісне суспільство на території України

В доисторическом прошлом Украины можно найти немало ярких событий и явлений, которые определили дальнейшую историю края. Одним из таких эпизодов стало появление Трипольской протоцивилизации, которая оставила нам в наследство многочисленные следы одной из древнейших и самых ярких земледельческих культур доисторической Европы.
Она просуществовала более двух тысяч лет - со второй половины шестого до первой четверти третьего тысячелетия до Рождества Христова. Согласно археологической периодизации этот период на Балканах и в Украине называют энеолитом, возрастом медно-каменным или медным веком. Время существования трипольской цивилизации, граница IV-III тысячелетий относят уже к раннему бронзовому веку.
Сейчас трипольские древности известны на землях трех государств - Румынии, Молдовы и Украины. От Прикарпатья на Западе до Среднего Поднепровья на востоке, от Волыни до побережья Черного моря на юге найдены следы этой древней цивилизации.
Трипольская цивилизация в VI-III тыс. до Р.Х. была составной частью цивилизации Старой Европы, ее восточным форпостом. В IV тыс. до Р.Х. на территории, населенной носителями трипольской цивилизации, возникают наибольшие в Европе того времени поселения-протогорода и этот регион на тысячу лет становится одним из наиболее развитых на континенте.
Поражают достижения трипольцев в области ремесел - металлообработки и гончарства. Знания о кузнечной обработки меди, режимы термообработки и литья в некоторых аспектах не уступают современному уровню (в этой области). Трипольцами внедрены поворотное устройство в гончарстве, двухъярусные горны для обжига посуды.
Представленные в коллекции древности позволяют составить всестороннее представление о мире трипольской цивилизации и людей, которые создали ее на землях Украины в VI-III тысячелетиях до Н.е.

Древнейшие изделия украшены различным орнаментом и инкрустацией, а самые поздние совершенной росписью в одну, или две краски.Керамические изделия демонстрируют развитие ремесленного мастерства и эволюцию художественных стилей на протяжении трех тысяч лет на землях от Днестра на западе до Днепра на востоке.

 

 

БИЛЕТ №2

Перші державні утворення на території України

Трипольцы

Основные занятия людей времени трипольской культуры - это земледелие и скотоводство. Поселение людей того времени представляли собой большие глинобитные дома, построенные по кругу. Большой интерес зьявляють гончарные изделия (посуда, модельки домов, фигурки животных). В период своего развития между 3500 и 2700 Рур. до н. э Трипольцы жили большими селами по 600 - 70 человек. В длинных и узких общих жилищах каждая семья занимала собственную, разгорожена на комнаты, часть жилья. Орнаменты на глиняную посуде представлял собой сочетание плавных узоров желтого, черного и белого цветов. Это свидетельствует о магических ритуалах и веру в сверхъестественные силы, господствовавшие в их культуре. Трипольцам нынешние люди обязаны появлением деревянного плуга, сверла по пророблювання отверстий в камне и дереве. На 2000 г. до н. э трипольская культура перестала существовать. Часть их покорили степные племена, остальные исчезла в северных городах.

Киммерийцы - древние по своему названию племена, обитавшие на территории степного юга. Впервые упоминаются в письменах в VIII-VII вв. до н. э Киммерийцы были пастухами-земледельческих племенем. В 7 в. до н. е. были изгнаны скифами с территории Северного Причерноморья в Малую Азию. Киммерийцы - первые кочевые всадники.

Сарматы - древние кочевые ираноязычные племена, родственные скифам. Кочевали в степях Казахстана, Урала, Поволжья, с другой ст. до н. е. господствующее положение в степях Северного Причерноморья перешло от скифов до сарматов. Конец их господам положили нашествия гоплив (середина III в.) И гуннов (конец VI в.) Памятники сарматов на территории Украины, Усть-Каменски курганы. Сарматы представляли собой не единое семейное племя, а слабо связан союз родственных и часто враждующих между собой племен. Каждое из этих племен стремилось к господству на Украине.

Сарматские женщины жили, как прежде амазонки: охотились верхом, участвовали в войнах, одевались, как мужчины. Сарматы торговали китайским шелком, кавказскиеим хрусталем, полудрагоценными камнями в Иране и Индии.


Перші державні утворення на території України(2)

Тавры - основное население горцы и предгорных районов южного Крыма в первом тысячелетии до н.э. От их наименования происходят названия Крымского п. - острова Таврида, Таврика, Таврия. Первые свидетельства о клейма имеются у Геродота (5 в. До н.э.). В конце второго века тавры попали под власть Понтийского царства.

Скифское царство - было в значительной мере ребенком своей эпохи, род велся по отцовской линии, имущество делилось между сыновьями, царила полигамия. Вместе с умершим мужем убивали и хоронили его молодых женщин.

Греческие города - государства Северного Причерноморья

В конце VII - начале VI в н.э. греки основали ряд колоний в Северном Причерноморье. В IV в. до н.э. для греческих городов на Украине наступила пора развития. Самым богатым из них была Ольвия, расположенная в устье Буга, она была центром торговли между Грецией и ее черноморскими колониями. В центры торговли принадлежали Херсонес и Феодосия в Крыму, Пантикапей (Керчь), восточный Крым, но расцвета пришел конец. Начались ссоры между верхушкой и рабами, участились нападения кочевников. Укрепление Рима нанесло политическое поражение эллинскому миру, почти целый век держался Пантикапей с соседними городами, но в 68 г. до н.э. Рим овладевает Черноморским побережьем. Это возвращает греческим городам на Украине экономическую и политическую стабильность. Однако властвовать грекам на Украине оставалось недолго. Готы и гунны уничтожили совсем.

Первые славянские государственные образования. Антское царство.

С начала VI в. до н.э. земледельческий народ становится все политическим. Исследование их языковых, этнических, культурных черт указывают на то, что люди эти были славянами-прямыми нашими предками, первыми украинскими. По сравнению с миграцией кочевников расселения славян представляло собой медленное движение с право славянских земель. Он (движение) охватил обширные территории. Расселение носило мирный характер, за исключением отдельных стычек на границах с Византией. Славяне продвигались на новые земли как колонисты, а не захватчики. Таким образом на начало VI в. из общего языка славян сформировались три подгруппы: западнославянская, наконец поделена на польский, чешский и словацкий.

БИЛЕТ №3

Скіфо-сарматська доба.

Покорив большинство местного населения причерноморских степей скифы во II пол. VII в.до н.э. образовали политически консолидированное объединение племен - Великую Скифию, просуществовавшая до III в.до н.э. По Геродоту территория этого государственного образования располагалась в междуречье Дуная и Дона. Все население Скифии делилось на две большие группы: мигрирующие племена (скифы-кочевники, населявшие степные р-ны на восток от Днепра и царские скифы, которые кочевали побережьем Азовского моря и степным Крымом) иоседлые племена (эллино-скифы-каллипиды вблизи г. Ольвия, скифы-земледельцы на Левобережье, скифы-пахари западнее Днепра). По мнению некоторых ученых мигрирующие племена имели иранское происхождение, а оседлые с их традиционной земледельческой культурой-принадлежали к праславянского корня.

В конце V в. до н.э. у скифов образовалось рабовладельческое государство во главе с царем ("варварская демократия").

III в. до н.э. - Период упадка скифского государства. Под давлением сарматских племен владения скифов значительно уменьшаются, им удалось сохранить лишь узкую полосу Ниж. Поднепровья и Степной Крым. Новое государство - Малая Скифия, столица г. Неаполь. Прекратила свое существование Малая Скифия на поч.ИИИ ст. н.э.

Сарматы , что на исторической арене сменили скифов, как и последние, длительное время (более 600 лет) занимали широкие просторы - от прикаспийских степей до Паннонии.

Они активно влияли на события в античном мире, постепенно видживав, и в раннеславянского, что только рождался. Тесно контактируя с земледельческими племенами северокавказского региона, зарубинецкой и позднескифских населением Приднепровья и Крыма, сарматы влияли на формирование и развитие их культур.

Массовое переселение сарматских племен на территорию Север. Причерноморье началось с конца II в. до н.э. Расцвета сарматское общество достигло в I в. н.э.Сарматское общество находилось на переходном этапе от доклассовых отношений, а хозяйство в целом мало черты их предшественников. В военном деле они отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что "когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может оказать сопротивления". В бою пользовались арканами, длиннее чем у скифов мечами, копьями.

 

БИЛЕТ №4

Східні слов’яни в VI—XI ст.

Поскольку широко раскинулись поселения восточных славян, они разбились на несколько племенных союзов:

· поляне (на полях по среднему течению Днепра);

· древляне (в лесах по реке Припяти);

· кривичи (по верховьям Днепра и Западной Двины);

· словены – (озеро Ильмень и реки, впадающие в него);

· радимичи (по реке Сожи);

· вятичи – (верховья Оки);

· дулебы, или бужане (Волынь);

· хорваты (Карпатские горы);

· угличи и тиверцы (по Днестру, к Дунаю и Черному морю)

· северяне (бассейн рек Сейма и Десны);

· дреговичи (река Неман).

· о конца Х века восточные славяне были язычниками, боготворили разные силы и явления природы. Они чтили бога солнца, которого называли Дажь-Богом, Хорсом, Ярило, бога ветра под именем Стрибога, бога-громовника – под именем Перуна. Также в почете был покровитель стад, или «скотий бог», по имени Велес, или Волос.

· Основными орудиями труда восточных славян были мотыга, топор, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, зернотерки, ручные жернова, рало, деревянный плуг.

· Сначала восточные славяне сплетали себе лачуги из хвороста, сооружали землянки. Но дождь и холод заставил их улучшить устройство жилища, стали они соломенные шалаши обмазывать глиной, научились строить избы из бревен. Также стал налаживаться быт восточных славян. Посуда, столы, скамьи и прочее делалось из дерева. Славяне стали изготавливать себе одежду из грубой ткани и шкур зверей, обувались в лапти, а потом научились делать кожаные сапоги.

· В эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян.

· Східні слов’яни в VI—XI ст.(2)

·

· В VI веке с развитием хозяйственной деятельности начали распадаться родовые общины, а на их смену приходят территориальные, или соседские общины, владения которых делились на общественные и личные. Собственность семьи составляли дом, приусадебная земля, скот, орудия труда, инвентарь. В общем пользовании были леса, водоемы, луга и т.п.

· Совершенствование орудий труда привело к производству прибавочного продукта и развитию обмена между семьями. В связи с ростом частной собственности возникло имущественное неравенство, накопление богатства старшинами и другой знатью. Для решения важных вопросов старшины собирались на вече – высший орган управления у восточных славян. Но вскоре роль вече стала ослабевать.

· Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями. По соседству с восточными славянами в IX веке жило несколько инородных племен. У Каспийского моря жили хазары, народ турецко-татарского происхождения. К северу от хазар, по Волге и Каме, обитали болгары. Весь северный край был населен финскими племенами. Западными соседями восточных славян были литовцы. По Днепру восточные славяне вели сношения с греками. Также на севере, в Скандинавии, поселились норманны, народ германского происхождения. В то же время восточные славяне совершали походы на Балканы и Византию. В таких условиях возникла воинская власть, а главным лицом в управлении племенем стал военачальник (князь). Князь и дружинники богатели за счет военной добычи. Они объявляли себя собственниками земель, облагая соплеменников данью. Так, в VIII-IX вв. сформировалась военно-дружинная знать, в руках которой были и власть, и богатство.

· Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство, и начался новый этап в российской истории.

 

 

БИЛЕТ №6

Берестейська церковна унія

Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г.- объединение православной церкви Украины и Беларуси скатолическойцерковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь.

1. Основная цель польской власти.Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.

2. Основные причины заключения унии для православных епископов.Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты.Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

Народники.

В начале 60-х годов XIX в. в Галичине зарождается либеральный украинское национальное движение - народники. Он объединял средние слои населения - студентов, священников и прочих интеллигенции, которая не примкнула к «москвофилов». Возглавил «народников» Владимир Шашкевич (сын Маркияна Шашкевича) с товарищами.

 

Именно благодаря усилиям «народников» во Львове стали возможными учреждении и деятельности «Просвиты», охватившая своим культурным влиянием прежде всего украинским крестьянскую массу. Со временем «Просвита» настолько окрепла, что наряду с культурнической деятельностью стала заниматься развитием кооперативного движения в Галичине, тоже ей вполне удалось.

 

Радикалы. В середине 70-х годов XIX в. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая одинаково с предубеждением относился как к «москвофилов» так и к «народников».

В 70-80-х годах XIX в. радикалы выдавали печатью журналы «Громадський друг», «Колокол», «Молот», «Мир», вели пропагандистскую работу среди украинских крестьян и рабочих. В 1899 г. часть радикалов во главе с И. Франко и М. Павликом вместе с народниками организовали Украинскую национально-демократическую партию

 

 

БИЛЕТ№30

І Универсал.

Согласно I Универсалу провозглашалась автономия Украины в составе России («не отделяясь от всей России… народ украинский должен сам хозяйничать своей жизнью»). Законодательным органом должно было стать Всенародное Украинское Собрание (Сейм), избираемое всеобщим, равным, прямым, тайным голосованием. Все средства, полученные от сбора налогов, отныне должны были оставаться на Украине.

Учитывая многонациональный состав Украины, Универсал призывал украинских граждан к согласию и взаимопониманию

По провозглашении автономии 15 (28) июня 1917, было создано правительство (Генеральный Секретариат)

ІІ Универсал

Временное Правительство пошло на переговоры с Центральной Радой, для чего 28 июня в Киев отправились правительственная делегация в составе А. Керенского, М. Терещенко и И. Церетели. В результате переговоров был достигнут компромисс. В частности, Временное правительство признало теоретическую возможность получения Украиной автономии, а Центральная Рада обязывалась самостоятельно (без решения Всероссийского Учредительного собрания) автономию не вводить; Временное правительство разрешило создание национальных украинских военных частей, но при этом организовываться они должны были по разрешению и под контролем Временного правительства, при этом украинские части оставались в составе единой российской армии. Эти условия должны были быть зафиксированы в специальном постановлении Временного правительства Универсале Центральной Рады.

ІІІ Универсал

Продолжая свою государствообразующую линию, Украинская Центральная Рада(УЦР) 7 (20) ноября 1917 утвердила III Универсал, в котором провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР) в составе федерации свободных народов, формально не разрывая федеральных связей с Россией, и демократические принципы: свободу слова, печати, вероисповедания, сборов, союзов, забастовок, неприкосновенность лица и жилья; объявила национальную автономию для меньшинства (россиян, поляков, евреев), упразднила смертную казнь, как и право частной собственности на землю и признал ее собственностью всего народа без выкупа, установила 8-часовой рабочий день, объявила реформу местного самоуправления. Под власть Центральной Рады переходит 9 губерний: Киевская, Подольская, Волынская, Черниговская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская и Таврическая (без Крыма).

ІV Универсал

В связи с начавшимися военными действиями между Советской Россией и Украинской Народной республикой перед Центральной радой стали следующие задачи: мобилизовать и организовать народ Украины для отражения агрессии, отмежеваться от режима большевиков[8] и создать условия для начала самостоятельных переговоров с Германией.[1] С целью решения этих задач 22 (9) января 1918 года был провозглашён IV Универсал, согласно которому УНР стало «самостоятельным, ни от кого независимым, свободным суверенным государством украинского народа», а исполнительный орган, Генеральный секретариат, — Советом народных министров. Универсал содержал ряд важных положений: на правительство возлагалась задача «полностью самостоятельно» провести мирные переговоры с Германией и её союзниками

 

БИЛЕТ №37

Гетьманат П. Скоропадського

29 апреля 1918 делегаты Всеукраинского съезда хлеборобов провозгласили Украину Гетманской государством во главе с Павлом Скоропадским.

В тот же день было опубликовано «Грамоту ко всему украинскому народу», где Гетман заявлял, что «видкликнувся на зов трудящихся масс Украинского народа и взял на себя временно всю полноту власти». Согласно этому документу, Центральную Раду и все земельные комитеты распускали, министров и их товарищей увольняли с должностей, а рядовым государственным служащим надлежало продолжать работу. Было восстановлено право частной собственности. Гетман также сообщал, что вскоре издаст закон о выборах в Украинский Сейма. Было обещано «обеспечить населению спокойствие, закон и возможность творческого труда».

15-18 мая 1918 года состоялся съезд заводчиков, фабрикантов, финансистов, крупных землевладельцев, который одобрил гетманский переворот. Около 1 тысячи его делегатов заявили о готовности всеми силами способствовать образованию нового государственного, общественного и экономического строя Украинского Государства.

Гетман пытался силой власти и умеренными реформами погасить революционное пламя, восстановить стабильность в обществе, но с первых дней ему противодействовали социалисты-федералисты, социал-демократы, украинские эсеры и другие партии, которые ранее поддерживали Центральную Раду. Смена власти прямо не угрожала украинской государственности, потому Гетьман неоднократно отмечал необходимость ее укрепления, консолидации общества.

В силу своих представлений и соображений Павел Скоропадский пытался дать Украине спокойствие, соединить социально-творческие элементы, вывести ее на международную арену. Но в условиях жестокой классовой битвы, которая охватила не только территорию бывшей Российской империи, но и большинство европейских стран, островок строя и безмятежности, даже если бы его и создали, был обречен.

За несколько недель боев войска Директории, 14 декабря 1918, овладели столицей Украинской Державы. Почти все национальные силы, сконсолидувалися, заставили Павла Скоропадского отречься от гетманства, что произошло в тот же день.

БИЛЕТ №39

Директорія УНР

Директория Украинской Народной Республики — орган государственной власти на Украине, образованный в ночь на 14 ноября 1918 года в Белой Церкви в обстановке краха немецкой оккупации и поддерживавшейся оккупационными войсками Украинской державы гетмана Скоропадского. Главной социальной базой Директории были кулачество и городская буржуазия.

Первым председателем Директории в составе 5 членов стал В. В. Винниченко, уже возглавлявший правительство Украинской Народной Республики (УНР) в конце 1917 — начале 1918 годов. Но уже в начале 1919 года он и другие социалисты были отозваны ЦК Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП) из состава Директории и с февраля её фактически возглавил главнокомандующий войск УНР Симон Петлюра, установив военную диктатуру (чтобы не подчиниться решению ЦК, он объявил о выходе из партии).

Выступив из Белой Церкви 18 ноября 1918 года, войска Директории 14 декабря захватили Киев. 16 января 1919 года Директория объявила войну Советской России. 22 января Директория УНР подписала с правительством Западной Украины (ЗУНР) «Акт соединения» (Акт Злуки). Этот день отмечается в наши дни как День соборности Украины.

В январе — апреле 1919 года основные вооружённые силы Директории были разгромлены украинскими советскими войсками и повстанцами. Члены Директории бежали из Киева, затем из Винницы. Остатки петлюровских войск были прижаты к пограничной реке Збруч. Воспользовавшись переходом войск Западно-Украинской народной республики на территорию УНР, а также начавшимся наступлением войск Деникина на Украину, войска Директории совместно с Галицкой армией перешли в контрнаступление и 30 августа 1919 года (одновременно с белыми) заняли Киев, но уже на следующий день были изгнаны оттуда белогвардейцами. КомандованиеВСЮР отказалось вести переговоры с Петлюрой, и к октябрю 1919 года петлюровцы были разгромлены. Командование Галицкой армии в начале ноября подписалосоглашение о перемирии с командованием Добровольческой армии.

Петлюра бежал в Варшаву, где от имени Директории 21 апреля 1920 года заключил договор с польским правительством о совместной войне против Советской России. После завершения польско-советской войны и подписания мирного договора режим Директории прекратил свое фактическое существование.

БИЛЕТ №40

Україна в роки «застою».

Период « застоя » - ретроспективная название одного из последних периодов существования советской экономической и политической системы ( середина 1970 - середина 1980- х годов ) . Понятие « период застоя » появилось и было введено в политический лексикон лидером КПСС и главой государства - М. С. Горбачевым во второй половине 1980- х годов.

Собственная ( официальная на то время) название этого периода советской пропагандой - «развитой социализм». В этот период в советском суспильствискладалися предпосылки глубокого системного кризиса - экономической и социальной , которые в конце привели к краху советской экономики и политического распада СССР.

Конечно застой связывают с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева , во время правления которого (1964-1982) застойные явления в обществе сформировались и приобрели отличительных черт. Само понятие « период застоя» появилось только после 1985 года, в период « перестройки» .

На конец 1950- х годов послевоенное восстановление экономики СССР в основном завершилось . При этом , благодаря низкому уровню технического развития государства и низкому уровню потребления , экстенсивный путь дальнейшего развития (не требовал больших капиталовложений) не только давал быстрые результаты , но и обеспечивал достаточно высокие темпы роста . В течение 1960- х и в начале 1970- х годов ассортимент и количество товаров в советских магазинах увеличивались , их потребления и уровень жизни граждан постоянно росли. Чтобы удержать цены на важнейшие продукты питания (а также на квартплату ) на низком , доступном для масс уровне , правительство в 1977 объявил о существенном ( по некоторым позициям в разы) повышения цен [ 2 ] на ряд товаров и услуг: алкогольные напитки , книги , кофе , шоколад , ковры , изделия из хрусталя , ювелирные изделия , автомобили , проезд в такси , билеты на самолеты. Дешевые товары стали исчезать с полок магазинов. Формировалось явление тотального дефицита - характерная примета застоя.

 

БИЛЕТ№60

Дисидентський рух

Диссидентское движение - движение , участники которого в СССР выступали за демократизацию общества , соблюдение прав и свобод человека , в Украине - за свободное развитие украинского языка и культуры , реализацию прав украинского народа на собственную государственность .

В 1950 -70 - х годах в Советском Союзе возникло примечательное явление , когда политику правительства стала открыто критиковать небольшая , но все большее количество людей , которых обычно называли диссидентами и которые требовали более широких гражданских , религиозных и национальных прав .

Как после десятилетий террора , в атмосфере жесткого контроля и при всех имеющихся средствах идеологической обработки мог зародиться этот достойный удивления вызов режиму ? Диссидентство во многом выросло по десталинизации , по ослаблению « паралича страха» , что было сделано Хрущевым . Но ограничены разоблачения страшных преступлений сталинской эпохи вызвали разочарование и скептицизм относительно и других сторон режима. Поэтому попытка Брежнева ограничить либерализацию вызывала протесты и оппозицию , особенно среди интеллигенции.

Заметное влияние на формирование инакомыслия производили внешние факторы . Прежде всего это касается антикоммунистических выступлений в странах « социалистического лагеря », в частности 1956 вУгорщини , затем Польши , ГДР , Чехословакии , развертывания мирового правозащитного движения , стимулированного принятой ООН в 1948 и распространенной в Украине с 1963 года « Всеобщей декларацией прав человека» (СССР не голосовал за нее ) .

Диссидентское движение шло в СССР тремя потоками, часто сливались . Благодаря легкому доступу к западным журналистам известным был московский правозащитный , или демократический , движение , преимущественно состоял из представителей русской интеллигенции , среди проводников которой были такие светочи , как писатель Александр Солженицын и физик - ядерникАндрий Сахаров. Другой формой « антиобщественного поведения » был религиозный активизм . В Украине , как и в других нерусских республиках , диссидентство выкристаллизовывалось в соревнованиях за национальные и гражданские права , а также за религиозную свободу.

Сначала центр украинских диссидентов составляли « шестидесятники » - новое плодотворное поколения писателей, приобретало себе признание. К нему принадлежали Лина Костенко ( 1930р.н . ) , Василий Симоненко ( 1935-1963 ) , Иван Драч (1936 г.р.) , Иван Светличный ( 1929-1992 ) , Евгений Сверстюк (1928 г.р.) , Юлий Шелест (1937-2009) , Николай Винграновский (1936-2004) , Алла Горская (1929-1970) и Иван Дзюба (1931 г.р.). Позже к ним присоединились Василий Стус (1938-1985) , Михаил Осадчий (1936-1994) , Игорь Калинец ( 1939 г.р. ) и Ирина Стасив - Калинец ( 1940-2012 ) , Иван Гель ( 1937-2011 ) и братья Михаил Горынь (1930-2013) , Богдан Горынь (1936 г.р.) и Николай Горынь (1945 г.р.).

 

 

БИЛЕТ№61

Україна в роки незалежності

24 августа 1991 Верховная Рада УССР провозгласила независимость Украины , подтвержденную всенародным референдумом 1 декабря 1991 . Сформировалась демократическая политическая система , закрепленная Конституцией 1996 года. Непоследовательные реформы с 1990 привели к глубокому экономическому кризису , который осложняет политическую ситуацию. Украина делает шаги на пути интеграции в европейские Союз . Свободные выборы 1994 показали , что Украина стоит на демократическом пути развития. В период правления Л. Кучмы проведены определенные рыночные преобразования , однако продолжался спад производства , национальный доход за 1991-1994 гг сократился более чем наполовину (56% ) , рубль страдал от гиперинфляции . 28 июня 1996 принята Конституция Украины , которая закрепила достижения суверенной Украины , подтвердила право человека на безопасность, здоровье и самоопределения в собственной стране. Также документ должен урегулировать полномочия законодательной , исполнительной и судебной властей . В сентябре того же года Национальным Банком , который возглавлял Виктор Ющенко , введена национальная денежная единица гривну. Стабилизация финансовой сферы была одной из предпосылок возрождения экономики . 16 апреля 2000 состоялся Всеукраинский референдум по народной инициативе . Более 80 % избирателей , принявших участие в голосовании , высказались за создание двухпалатного парламента , сокращение числа депутатов с 450 до 300 , ликвидацию права депутатской неприкосновенности , право Президента досрочно прекращать полномочия ВРУ , если последняя в течение одного месяца не сможет сформировать парламентское большинство или в течение трех месяцев не сможет утвердить подготовленного и представленного в установленном порядке Кабинетом Министров проекта государственного бюджета Украины . Однако решение референдума так и не были воплощены в жизнь.

 

БИЛЕТ№64

Українська діаспора

Украинская диаспора - собирательное определение украинской национальной общности вне украинских земель ( этнической украинской территории), чувствует духовную связь с Украиной .

По состоянию на 2004 год за пределами Украины проживает от 13 до 15 млн. украинского и их потомков , то есть около четверти народа. В соответствии со статьей 12 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) государство заботится об удовлетворении национально - культурных и языковых потребностей зарубежных украинском .

Во украинской диаспорой понимают всех Украинских вне политических границ Украины , которые испытывают духовную связь с Украиной .

Однако существует другой взгляд на значение термина " украинская диаспора " , который соответствует буквальному переводу слова " диаспора " . Все украинском , постоянно проживающих за пределами государственной границы Украины - зарубежные украинского (зарубежные украинской ) , и только те из них , которые постоянно проживают за пределами украинской этнической территории ( по состоянию на начало ХХ в.) , Является украинской диаспорой . Определенная часть иностранных Украинской была и сегодня коренными жителями прилегающих к Украине территорий ряда соседних с Украиной стран ( Румынии , Молдовы , Словакии , Польши , Беларуси , Российской Федерации) [ 1] . Называть их " диаспорой " некорректно с исторической и географической точек зрения. Ведь их предки жили и они живут сегодня на территории Украины в ее прежних или сучаснихетничних пределах ( этнографических границах) . Раньше, когда не было государственной границы Украины , и она существовала только в этнических границах , различать " украинскую диаспору " и " иностранных украинского " ​​не было ни потребности , ни возможности .

Миграционные , этнические и демографические процессы не раз кардинально меняли биосоциальную структуру украинских земель и всего земного шара. Направленность и интенсивность этих процессов зависела от многих природных и социальных факторов. Миграционные движения , например , определялись изменениями климатических условий , исчерпанием или нахождением новых природных ресурсов , приручением коня , открытием колеса , геополитическими изменениями , экономическими кризисами , военными событиями , дискриминационной внутренней политикой и т.п. . Миграционные движения населения между территорией Украины ( в современных границах ) и остальным миром начались сотни тысяч лет назад - еще во времена заселения ее первобытными людьми , когда определенные группы людей еще и не были сформированы как этнические сообщества

Первісне суспільство на території України

В доисторическом прошлом Украины можно найти немало ярких событий и явлений, которые определили дальнейшую историю края. Одним из таких эпизодов стало появление Трипольской протоцивилизации, которая оставила нам в наследство многочисленные следы одной из древнейших и самых ярких земледельческих культур доисторической Европы.
Она просуществовала более двух тысяч лет - со второй половины шестого до первой четверти третьего тысячелетия до Рождества Христова. Согласно археологической периодизации этот период на Балканах и в Украине называют энеолитом, возрастом медно-каменным или медным веком. Время существования трипольской цивилизации, граница IV-III тысячелетий относят уже к раннему бронзовому веку.
Сейчас трипольские древности известны на землях трех государств - Румынии, Молдовы и Украины. От Прикарпатья на Западе до Среднего Поднепровья на востоке, от Волыни до побережья Черного моря на юге найдены следы этой древней цивилизации.
Трипольская цивилизация в VI-III тыс. до Р.Х. была составной частью цивилизации Старой Европы, ее восточным форпостом. В IV тыс. до Р.Х. на территории, населенной носителями трипольской цивилизации, возникают наибольшие в Европе того времени поселения-протогорода и этот регион на тысячу лет становится одним из наиболее развитых на континенте.
Поражают достижения трипольцев в области ремесел - металлообработки и гончарства. Знания о кузнечной обработки меди, режимы термообработки и литья в некоторых аспектах не уступают современному уровню (в этой области). Трипольцами внедрены поворотное устройство в гончарстве, двухъярусные горны для обжига посуды.
Представленные в коллекции древности позволяют составить всестороннее представление о мире трипольской цивилизации и людей, которые создали ее на землях Украины в VI-III тысячелетиях до Н.е.

Древнейшие изделия украшены различным орнаментом и инкрустацией, а самые поздние совершенной росписью в одну, или две краски.Керамические изделия демонстрируют развитие ремесленного мастерства и эволюцию художественных стилей на протяжении трех тысяч лет на землях от Днестра на западе до Днепра на востоке.

 

 

БИЛЕТ №2







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.038 с.)