Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии психического отражения

Поиск

1. Сенсорная стадия. Выражается в вашей реакции только на биологически значимые раздражители.

2. Перцептивная стадия. Человек способен отражать комплекс раздражителей в целом. Все начинается с совокупности признаков, при этом наблюдается реагирование даже на биологически нейтральные раздражители, которые являются сигналами уже жизненно важных факторов.

3. Интеллектуальная стадия. Каждый из нас может отражать не только отдельные предметы, но также функционирование отношений и связей.

4. Сознательная стадия. Решающую роль играет только накопленный человеком опыт, а не врожденные качества (например, мышление, ощущение, воображение и т.д.)

 

психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

 

 

4. Охарактеризуйте сознание как высший уровень психического отражения, его структуру и уровни работы. Определите природу бессознательного, его содержание и проявления.

 

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

 

Специфика человеческого отражения бытия определяется прежде всего тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой.

А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

 

Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

1) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания.

2) неосознаваемые установки – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам.

 

3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание – скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде – как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, – оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, – они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными.

 

 

5. Раскройте сущность понятий методология, метод и методика психологического исследования. Назовите принципы научного исследования.

 

Методология — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей,М. науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета, целей и задач.

Методика — частный вариант метода, не стандартизованный метод исследования.

Метод — способ, путь научного познания, достижения; цели определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М. и. определяется исходной концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

 

Принципы психологии.

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.

Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:

·

· Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.

· Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение (от греч. теос – Бог), индетерминизм

· Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.

· Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно – временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие – это «способ существования… систем, связанных с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта» (Я.А. Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.

Единства сознания и деятельности принцип - основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С.Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство».

 

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики

 

Методы психологии.

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

 

Все методы психологии разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

 

Методы объяснительной психологии.

Метод наблюдения в психологии основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей,

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Тесты

 

моделиро­вания.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д.

Методы описательной психологии (Интроспекция, самоотчет, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, диалогическая беседа).

Метод интроспекции, или самонаблюдения. - Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания.

4. Методы практической психологии (психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, психотренинг).

Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

 

Психотерапия.
Психотерапия —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Используемые методы психотерапии:

Психокоррекция.
Психокорре́кция — один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели,

 

 

6. Назовите и охарактеризуйте уровни и этапы психологического исследования. Охарактеризуйте и обоснуйте требования к его организации и проведению.

 

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма

психологической практики, которая связана с разработкой и использованием

разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей

человека.

Цель психодиагностики состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

Задачи психодиагностики: Овладение психодиагностическим инструментарием с целью выявления тех или иных проявлений психики; разработка тестов, методик, их модификация и адаптация.

 

1.Объективные методики:

Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.(тестД.Весклер, Школьный тест умственного развития (ШТУР) - К.М.Гуревич, М.К.Акимова)

Тесты специальных способностей - тесты, напарвленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. Тесты сенсорных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия)(Тест зрительного восприятия, Тест музыкальной одаренности Сишора)

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач(Тест ловкости пальцев О'Коннора,).

Тесты достижений — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями,умениями, навыками.

2.Субъективные методики

Личностные опросники предназначенны для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности: опросники типологические (разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросник Ганса Айзенка) опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса); опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера); опросники ценностей (например, опросник Д. Супера); опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

 

3.Проективные методики: конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла). конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого). интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации). катартические (игровая деятельность в организованных условиях). экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему). импрессивные (предпочтение одних стимулов другим). аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории). семантические (эмоциональное отношение как выражение личностного смысла)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.011 с.)