I этап (iv В. До Н. Э. - середина XVII В. Н. Э. ) психология как наука о душе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап (iv В. До Н. Э. - середина XVII В. Н. Э. ) психология как наука о душе.



Вопросы для собеседования

1. Опишите процесс возникновения психологии как науки и охарактеризуйте основные этапы ее становления. Дайте определение современной психологии.

2. Укажите место психологии в системе наук и раскройте ее взаимосвязь с другими науками. Опишите структуру современной психологической науки. Раскройте классификацию отраслей психологии.

3. Назовите предмет психологии. Раскройте содержание понятий психика, психическое отражение, его особенности.

4. Охарактеризуйте сознание как высший уровень психического отражения, его структуру и уровни работы. Определите природу бессознательного, его содержание и проявления.

5. Раскройте сущность понятий методология, метод и методика психологического исследования. Назовите принципы научного исследования.

6. Назовите и охарактеризуйте уровни и этапы психологического исследования. Охарактеризуйте и обоснуйте требования к его организации и проведению.

7. Расскажите об одной из классификаций методов психологии. Раскройте особенности наблюдения, его виды, достоинства и недостатки. Выявите особенности эксперимента, его виды, достоинства и недостатки.

8. Охарактеризуйте опрос, его виды, достоинства и недостатки; тесты, их виды, достоинства и недостатки.

9. Раскройте содержание понятия «деятельность», ее структуру, процесс освоения деятельности.

10. Охарактеризуйте основные виды деятельности: игра, учение, труд.

11. Раскройте сущность понятия «личность» и подходы к изучению феномена личности в психологии.

12. Охарактеризуйте личностный подход в психологии. Охарактеризуйте этапы, механизмы формирования личности.

13. Охарактеризуйте потребности как источник развития личности. Дайте классификацию видов потребностей.

14. Охарактеризуйте мотивы поведения и деятельности человека.

15. Охарактеризуйте сущность самосознания личности, его функции, структуру. Раскройте содержание понятий «самооценка личности», «уровень притязаний», их виды.

16. Охарактеризуйте механизмы психологической защиты личности.

17. Раскройте сущность понятия «темперамент», сферы его проявления и содержание теорий темперамента. Дайте психологическую характеристику типов темперамента.

18. Обоснуйте необходимость учета особенностей темперамента в учебно-воспитательном процессе.

19. Раскройте содержание понятия «характер», его структуру; природное и приобретенное, индивидуальное и типичное в характере.

20. Выявите особенности формирования характера.

21. Определите сущность понятия «способности», выделите их показатели, уровни развития способностей. Охарактеризуйте подходы к изучению феномена способностей в психологии.

22. Дайте классификацию способностей, выделите их структурные компоненты. Выявите факторы развития способностей.

23. Раскройте содержание понятий «эмоции» и «чувства», их функции. Дайте эмпирическую характеристику эмоций и чувств.

24. Представьте классификацию эмоциональных явлений, форм переживания чувств.

25. Охарактеризуйте сущность феномена воли, содержание теорий воли.

26. Определите показатели, функции воли, представьте структуру волевого акта. Обоснуйте проблему развития воли в психологии.

27. Раскройте сущность понятия «внимание», опишите его функции, свойства.

28. Охарактеризуйте виды внимания. Выделите факторы, определяющие внимание.

29. Определите сущность понятия «ощущения», их роль в психической деятельности индивида.

30. Охарактеризуйте виды ощущений. Опишите свойства и закономерности ощущений.

31. Дайте характеристику восприятия, выявите его связь с другими психическими процессами.

32. Назовите основные свойства, виды восприятия. Охарактеризуйте индивидуальные различия в восприятии.

33. Раскройте сущность памяти, ее значение в жизни и деятельности человека. Охарактеризуйте процессы памяти: запоминание, его виды и рациональные приемы его организации; сохранение; воспроизведение и забывание.

34. Представьте классификацию видов памяти. Опишите индивидуальные различия памяти.

35. Раскройте сущность мышления, его значение и связь с другими психическими процессами. Охарактеризуйте виды мышления. Раскройте суть мыслительных операций.

36. Опишите мышление как процесс. Выявите индивидуальные особенности мышления, качества ума.

37. Раскройте содержание понятия «речь», ее функции.

38. Охарактеризуйте виды речи, физиологические механизмы речи. Назовите сензитивные периоды развития речи.

39. Раскройте содержание понятия «воображение», его функции.

40. Охарактеризуйте виды и приемы воображения. Выявите индивидуальные качества воображения.


1. Опишите процесс возникновения психологии как науки и охарактеризуйте основные этапы ее становления. Дайте определение современной психологии.

 

Психология – это наука о психике и психических явлениях.

Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово психология в переводе на русский язык означает буквально наука о душе (греч. phyche - душа, logos -

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.,

задачей психологии является исследова­ние психических явлений.

Объект – закономерность психики и психических явлений.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

 

Этапы становления психологии.

I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе.

 

Различаются подходы к изучению сущности души — материалистический и идеалистический. Сторонник первого подхода Демокрит утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа. Платон, напротив, утверждал, что душа бессмертна.

Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

 

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании.. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов

 

французский ученый Р. Декарт в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — "рефлекс”. Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности индивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат. introspecto — гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях.

Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза и Г. Лейбниц, которые разрабатывали вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк, который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

 

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении.

 

Зарождается практическая психология.

Основатель научной психологии В.Вундт. Открыл в 1879г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.

1879 –год рождениея психологии как науки.

У. Джеймс создалдеть теории «потока сознания». По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

 

3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.

Идея неосознаваемых психических явлений, бессознательного, которое составляет предмет изучения психоанализа, была введена в психологию

Г. В. Лейбницем и развита Г. Гельмгольцем (теория бессознательных умозаключений), а также Г. Фехнером, который полагал, что большая часть психической деятельности не обнаруживает себя в сознании.

Другие – источники психоанализа – неврология (область, в которой специализировался 3. Фрейд), применение гипноза в лечении истерии французскими врачами Ж. Шарко и П. Жане в парижской клинике «Сальпетриер», где Фрейд проходил стажировку, и др.

аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, теорию глубинных источников тревоги К. Хорни и др.

 

 

Р адикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном, опубликовавший в 1913 г. статью «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале. Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказываются от представления о сознании как о предмете психологического исследования, а также полагают, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (поскольку нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Бихевиористы считали что предметом изучения в психологии является поведение

 

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, - психосинтез,

20 в. Трансперсональная психология - С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД

 

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

Механизмы развития личности

К ним относятся присвоение, обособление и идентификация.
В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через присвоение (идентификация -???) своей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т. е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии создается проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.
Обособление – это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Другими словами, это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации.
К внешнему обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность, половая принадлежность и др.,

к внутреннему – индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др. Частным случаем обособления является отчуждение.

Идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.

Социальная установка личности – одна из основных категорий социальной психологии личности. Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.

«социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида.

 

Виды социальных установок.

Перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

 

 

12. Охарактеризуйте личностный подход в психологии. Охарактеризуйте этапы, механизмы формирования личности.

 

 

Личность – 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; 2) особое качество человека, интегрирующее в единое целое различные психологические процессы человека и придающее его поведению последовательность и устойчивость.

 

Ø Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Сериков, И.С.Якиманская.Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, его индивидуальности. Личность – устойчивая совокупность свойств индивида, характеризующая социальную сущность человека.

Принципы личностно-ориентированного подхода.

- Принцип самоактуализации.

- Принцип индивидуальности.

- Принцип субъектности.

- Принцип выбора.

- Принцип доверия и поддержки.

- Принцип творчества и успеха.

 

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Внешняя мотивация -- конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация -- конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

 

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.

 

18. Обоснуйте необходимость учета особенностей темперамента в учебно-воспитательном процессе.

 

 

Темперамент и деятельность

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Советы Р. М. Грановской: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности.

 

+ см вопр 17

 

 

19. Раскройте содержание понятия «характер», его структуру; природное и приобретенное, индивидуальное и типичное в характере.

 

 

Характер – 1)совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы его эмоционального реагирования (Ю.Б. Гиппенрейтер); 2) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения (А.В. Петровский).

 

В структуре характера выделяют содержание и форму. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены. Но формы намерения, стремления могут быть разными. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера, особенно от темперамента.

В структуре характера выделяют такие компоненты:

1) направленность;

2) убеждения;

3) умственные черты;

4) эмоции;

5) воля;

6) темперамент;

7) полнота;

8) целостность;

9) определенность;

10) сила.

 

Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении (положительном или отрицательном) к поступкам и деятельности и самому себе.

 

В зависимости от доминирующих (материальных или духовных) потребностей, ценностных установок. Личных интересов и симпатий жизнь отдельных людей пронизана полезной деятельностью, неутомимостью в работе и выполнении общественных дел. В их поступках господствуют оптимизм, контактность. Эти черты свойственны всем передовым людям.

Но есть и такие люди, для которых на переднем плане – собственное благосостояние, эгоистические потребности. Это обыватели, живущие мелкими мещанскими интересами, они становятся рабами вещей. В быту, поступках и деятельности таких людей господствуют индивидуализм, скупость, жадность, завистливость, самовлюбленность, мизантропия. Эти особенности характера обусловливают убогость и нищету духовной жизни.

 

Убеждения – знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения человека, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности и правдивости, требовательности к себе.

 

 

Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствует быстрой ориентации в обстоятельствах. Нерассудительные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием первого импульса. Умственная инертность, наоборот, проявляется в пассивности, безразличии, медлительности при принятии решений или в поверхностном подходе к делам без учета их важности.

 

Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, чрезмерное или поддельное сочувствие, всепрощение или наглость, грубость, «толстокожесть», бесчувствие к страданиям других, невозможность сопереживать.

 

Воля в структуре характера обусловливает его Сулу, твердость. Воля – деятельная сторона разума и морального чувства и представляет собой стержневой компонент сформированности характера. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным, способным достигать поставленной цели. Безвольные люди – слабохарактерные, даже при богатстве знаний и опыта они не способны настоять на своем, проявляют нерешительность, боязливость.

 

Темперамент в структуре характера является динамической стороной деятельности и формой его проявления. Характер – это единство типологического и приобретенного жизненного опыта. Особенности условий жизни, обучения и воспитания формируют разнообразное по содержанию индивидуальное отношение к явлениям окружающей действительности, но форма проявления этого отношения, динамика реакций личности определяется ее темпераментом. Одни и те же убеждения, взгляды, знания люди с разным темпераментом проявляют по-разному с точки зрения силы, уравновешенности и подвижности действий.

 

Полнота характера – это всестороннее развитие основных его компонентов – умственных, моральных, эмоционально-волевых.

Рассудительность поступков всегда согласована с эмоциональной уравновешенностью и самообладанием.

 

Внутреннее единство черт характера определяет его целостность. Оно проявляется в единстве слова и дела или в его отсутствии в поступках. У бесхарактерных людей заметно расхождение во взглядах, отсутствие целенаправленности, случайность проявления черт характера, зависимость их проявления от ситуаций. А не от внутренних установок личности.

 

Особенно важной в характере является определенность. Твердость и независимость человека в его стремлениях и убеждениях, в борьбе за достижения целей свидетельствуют об определенности его характера. Определенность характера отражается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения.

 

Сила характера проявляется в энергичных действиях, упорстве и активности в деятельности, борьбе за доведение дела до конца. Несмотря ни на какие препятствия. Такие люди не боятся трудностей, умеют их преодолевать. Это новаторы в работе, энтузиасты, инициаторы.

 

 

Формирование характера

Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развивается соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под названием «эндогенные и экзогенные черты характера».

Здесь говориться о том, что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами»[15]. И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции»[16].

Из этого следует, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды.

Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле»[17].

Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не есть то, что надо».[18]

 

 

такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды: Мнение людей об индивидууме; Поступки окружающих; Идеология общества; Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки; Кино; Средства массовой информации, включая сеть интернет.


 

 

21. Определите сущность понятия «способности», выделите их показатели, уровни развития способностей. Охарактеризуйте подходы к изучению феномена способностей в психологии.

 

 

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности.

 

Классифицируя человеческие способности, мы можем выделить следующие из них:

- природные(естественные) - биологические обусловленные в основе своей (восприятия, память, мышление и т. д.);

- общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и д. р.)

- специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические и д. р.);

- теоретические и практические; учебные и творческие;

- способность к общению (иначе их называют социально обусловленные способности);

- способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

 

Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.
Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

 

Одаренность

Когда говорят о ком-то, что он "способный", то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело - быть способным в области физкультуры, а другое дело - быть чемпионом района (города, области...) по боксу.
Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.
Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому - хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.
Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

Развитие одаренности

Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью - и продолжать совершать грубые ошибки.
Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом ("над тобой") стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер...) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.
Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.

Диагностика способностей

Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно - невозможным.
С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример - диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает "свое место" в общечеловеческом рейтинге.

Талант

Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Талант — определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память — лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата почти точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Гениальность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.12 с.)