Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.



Основные требования к организации психологического исследования:

- следование общим принципам психологии;

- планомерность хода исследования;

- оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

- соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

- обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

- более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

- гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

 

7. Расскажите об одной из классификаций методов психологии. Раскройте особенности наблюдения, его виды, достоинства и недостатки. Выявите особенности эксперимента, его виды, достоинства и недостатки.

 

Методы психологии.

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

 

Все методы психологии разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

 

Методы объяснительной психологии.

Метод наблюдения в психологии основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование.

 

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда. когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Включенное наблюдение. Данный метод ис­пользуется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участ­ником событий.

 

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

 

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

- Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого

- Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Тесты

 

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики

 

Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон

 

моделиро­вания.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д.

 

В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Методы описательной психологии (Интроспекция, самоотчет, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, диалогическая беседа).

Метод интроспекции, или самонаблюдения. - Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания.

 

Метод самоотчета. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений.

 

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним.

 

Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание.

 

4. Методы практической психологии (психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, психотренинг).

Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.

 

Психотерапия.
Психотерапия —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Используемые методы психотерапии:
Семейная психотерапия - отношения с родителями и детьми, супружеские отношения.
NLP и эриксоновский гипноз - для широкого круга невротических расстройств.
Поведенческая психотерапия - особенно эффективна при социальной фобии.
Личностно-ориентированная психотерапия - для тех, "кто ищет себя, но пока не нашёл".
Гештальт - терапия.

Психокоррекция.
Психокорре́кция — один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

 

 

эксперимента — метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена

- Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.

- Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

 

 

8. Охарактеризуйте опрос, его виды, достоинства и недостатки; тесты, их виды, достоинства и недостатки.

 

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

- Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого

- Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

 

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

1) интервьюирование;

2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

 

 

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:

1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

2) необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования:

1) рассылка анкет по почте;

2) распространение анкет в СМИ;

3) вручение анкет по месту жительства или работы.

 

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

 

 

Тест - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.

Классификация:

1)по предмету тестирования:

а) интеллектуальные - позволяют измерить степень развития умственных способностей.

б) личностные - измерительные неинтеллектуальные проявления личности (эмоции, мотивы, св-ва личности и т.п.)

2) По форме процедуры обследования:

а) Индивидуальные тесты

б) Групповые тесты

3) По характеру тестового материала:

а) бланковые тесты - тестирование в форме различных бланков;

б) аппаратурные тесты - используются компы, аудио и видео техника и т.п.

4) По особенностям использования тестов

а) вербальные (словарные тесты)

б) практические (мануальные) - манипуляции предметами (составить фигуру и т.п.)

Характеристики психологических тестов

• Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

• Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.

Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

ДОСТОИНСТВА:

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.

2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа., может тестироваться вся группа.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.


5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.

7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

НЕДОСТАТКИ:

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок.

2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах

.4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов

6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что

психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

 

 

9. Раскройте содержание понятия «деятельность», ее структуру, процесс освоения деятельности.

 

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, направленная на реализацию потребностей и преобразование внешнего мира и самого себя.

 

 

Психологическая теория деятельности
Деятельность — это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

 

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

 

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития

 

- Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть­ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

 

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность.

Уровни деятельности:

Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

4Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

 

10. Охарактеризуйте основные виды деятельности: игра, учение, труд.

 

Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приемов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.

Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнеров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.

Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический ее аспект.

Игровая позиция (Н.Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.

Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.

Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребенок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребенок сам выбирает сюжет, игрушки, партнеров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра – «дитя» труда; она же и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд. Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.

Психологические основы составляют данные исследований отечественных ученых-психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова. Основные положения их сводятся к следующему:

1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, так как в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

2. Игра – интрогенная деятельность, т.е. поведение ребенка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но и внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.

3. В игре интенсивно идет социализация ребенка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей.

4. Игра – средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, переработки впечатлений.

5. Игра имеет психотерапевтический эффект, так как в ней существуют два плана эмоций. Например, ребенок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.

Биологические основы игры составляют положения о том, что:

- игра – удел молодого организма;

- ребенок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;

- в игре ребенок получает удовольствие.

Социальные основы игры включают моменты:

- игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;

- общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;

- общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.

Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности. Существует несколько теорий игры. Среди них:

1. Теория З. Фрейда, форма преодоления барьеров, тайных желаний. 2. Теория К. Гросса упрражнение, предупражнение и подготовка.3. Теория С. Холла включает положение о том, что игра –стремление к свободе, автономии.

4. Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особа форма отражения окружающей действительности, средство социализации. 5. Н. Поддъяковафункции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.

6. К.Д. Ушинский понимал иггру как отражение действительной жизни. 7. А. С. Макаренко игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

11.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

11.3. Значение игры в воспитании и развитии ребёнка (Р.И.Жуковская, Д.А. Е.В.Зворыгина, Менджерицкая и др.).

Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.

 

 

УЧЕНИЕ

 

Научение – 1) спонтанное, неосознаваемое приобретение знаний, умений и навыков; 2) процесс и результат приобретения человеком (животным) индивидуального опыта, в ходе активного взаимоотношения организма со средой.

 

Учение (научение) (англ. learning) - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты учения - элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).

 

Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., Учение - необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.).

 

 

Труд

 

Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

 

 

Труд - является основным видом деятельности человека; эта деятельность, имеющая цель. В процессе труда человек затрачивает свои физические, психические возможности и каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. Важнейшее средство воспитания.

Трудовая деятельность - выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств и т. д.).

Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду. как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых путем включения личности в посильную трудовую деятельность и такой организации такой деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

 

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания иумения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

 

11. Раскройте сущность понятия «личность» и подходы к изучению феномена личности в психологии.

 

 

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

структуры личности: способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — это динамиче­ская характеристика психических процессов человека.

Характер содержит каче­ства, определяющие отношение человека к другим людям.

Мотивация — это сово­купность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.096 с.)