Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств

Поиск

Введение

Настоящее учебно-методическое пособие определяет цели, задачи, функции экономики и управления фармацией, пособие предназначено для самостоятельной подготовки слушателей в период обучения и повышения квалификации.

Содержание учебно-методического пособия разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Приведенные в пособии (рекомендуемые) положения могут быть использованы участниками фармацевтической деятельности независимо от форм собственности.

В учебно-методическом пособии учтены требования правовых и нормативных документов на 01 сентября 2013 года.

Курс лекций

Модуль 1. Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств

1. Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем:

1) государственной регистрации лекарственных средств;

2) лицензирования отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;

4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

5) государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, в сфере обращения лекарственных средств, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств

Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами;

Примечание: Налоговым кодексом РФ в главе «Государственная пошлина» установлен размер государственной пошлины за регистрацию лекарственных средств - 6000 рублей, а также порядок ее уплаты.

2) утверждает размер и порядок осуществления платы за государственную регистрацию лекарственных средств;

3) определяет порядок ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами.

Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств:

- Государственному контролю подлежат все лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации.

- Порядок осуществления государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств устанавливается настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

- Возмещение ущерба, связанного с вредом, нанесенным здоровью человека вследствие применения лекарственных средств и противоправных действий субъектов обращения лекарственных средств, осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

- Если вследствие применения лекарственного средства нанесен вред здоровью человека, то организация - производитель, выпустившее это лекарственное средство, обязано возместить ущерб пострадавшему, когда доказано, что:

1) лекарственное средство применялось по назначению, в соответствии с инструкцией по применению лекарственного средства и причиной вредного действия лекарственного средства оказались ошибки производства лекарственного средства;

2) вред здоровью нанесен применением лекарственного средства из-за ошибочной инструкции по применению лекарственного средства, изданной организацией - производителем лекарственных средств.

Если вред здоровью нанесен вследствие применения лекарственного средства, пришедшего в негодность в результате нарушений правил оптовой торговли лекарственными средствами или правил фармацевтической деятельности аптечных учреждений, то ущерб возмещает организация оптовой торговли лекарственными средствами или аптечное учреждение, по вине которых поступило в продажу или было отпущено указанное лекарственное средство.

На Федеральном уровне государственное регулирование по обращению с лекарственными средствами определяют Федеральные законы. В частности ст.5. ФЗ № 61 от 2010 г.

Прокомментируем эту статью:

Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень отношений в сфере обращения лекарственных средств, которые подлежат государственному регулированию. При этом некоторые отношения, традиционно регулируемые государством, формально, остались за рамками устанавливаемых Законом полномочий государства. Например, установление Обязательного ассортиментного минимума в аптечном учреждении, или установления Порядка и Правил розничной торговли лекарственных средств не отнесены к компетенции государства, хотя далее в Законе в главе VIII эти полномочия делегируются федеральному органу исполнительной власти в сфере здравоохранения (виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств).

В тоже время это упущение законодателя исправлено на подзаконном уровне при определении полномочий Минздравсоцразвития РФ в Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 321(в ред. от 31.12.2004 г.).

2. В первой части статьи 5 законодательно закреплены основные задачи государства и основы вырабатываемой им в соответствии с этими задачами государственной политики. Однако, из приведенного в Законе перечня основных задач государства в сфере обращения лекарственных средств уже видно, что у законодателя отсутствует системный и комплексный подход к выработке единой государственной политики по обеспечению населения лекарственными средствами.

В самом деле, в основных направлениях государственного регулирования института обращения лекарственных средств, на наш взгляд, не указана основная задача государства – разработка и обеспечение проведения единой государственной политики по обеспечению населения лекарственными средствами, разработка единой концепции обеспечения безопасности и эффективности производства и ввоза на территорию РФ лекарственных средств.
В отсутствии понимания законодателем необходимости проведения целостной и органичной политики государства, на наш взгляд, кроются, в первую очередь, корни многих бед и недостатков нашего здравоохранения. Без выработки федеральным центром единой и всеобъемлющей государственной политики по обеспечению граждан России качественными, безопасными и доступными лекарственными средствами системная и комплексная позитивация одного из важнейших конституционных прав человека – права на здоровье просто немыслима.

В Решении Коллегии Минздрава РФ от 30.05.2000 г. № 9 «О законодательном регулировании вопросов здравоохранения в Российской Федерации» в качестве основного недостатка в этом направлении также указывается «отсутствие Концепции совершенствования законодательства в области здравоохранения и перспективного плана разработки законопроектов как составной части Концепции».
Однако, этот недостаток, несмотря на прошедшие четыре с лишним года, так и не исправлен. О несерьезном подходе бывшего руководства Минздрава РФ к этой проблеме говорит хотя бы тот факт, что в Решении коллегии Минздрава РФ от 26.11.2002 г. № 16 руководителям структурных подразделений министерства предлагается в НЕДЕЛЬНЫЙ срок завершить работу по разработке необходимых документов и пересмотру нормативных правовых актов Министерства здравоохранения СССР, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Естественно, эта работа, на методичное проведение которой требуется не один год, за неделю завершена не была. Не завершена она и до сих пор.

Государство на сегодняшний день практически полностью денационализировало сферу производства и обращения лекарственных средств, тем самым предоставив достаточно широкие возможности для деятельности в этой отрасли организациям любой формы собственности и индивидуальным предпринимателям. Государственный сектор и органы местного самоуправления сохранили в своей собственности достаточно большое количество аптечных учреждений, однако, процесс приватизации аптек как в центре, так и в регионах набирает темп. Таким образом, как аптечные предприятия, так и организации оптовой торговли - участники оборота лекарственных средств являются свободными субъектами гражданского оборота, на которых распространяются в полном объеме их конституционные права, более конкретно регулируемые Гражданским кодексом РФ. В то же время, с учетом особенностей и специфики лекарственных средств как особого товара, непосредственно влияющего на состояние здоровья нации, на обращение лекарственных средств налагаются определенные ограничения, выражающиеся в необходимости обязательного лицензирования субъектов института обращения лекарственных средств, особом порядке допуска к фармацевтической деятельности, государственном регулировании цен на некоторые категории лекарственных средств и ряд других ограничений. Указанные ограничения, кроме, пожалуй, государственного регулирования цен (см. следующий пункт комментария к данной статье), на наш взгляд, полностью оправданы спецификой рассматриваемой сферы деятельности и задачами государства по обеспечению должного контроля за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств.

В вопросе обеспечения доступности лекарственных средств населению государство в лице Правительства России (Постановление Правительства РФ от 29.03.99 г. № 347, которое впоследствии было заменено Постановлением от 9.11.2001 г. № 782)) и только следом за ним законодатель (Федеральный закон РФ от 02.01.2000 г. N 5-ФЗ) пошли по пути ограничения отпускных цен производителей и импортеров, а также установления предельных размеров торговых надбавок дистрибьюторов и аптек на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Анализ такой политики государства в сфере ценообразования на лекарственные средства показывает, что НИКАКИХ результатов за прошедшие пять с лишним лет такая политика не принесла. Не продуман механизм регистрации цен производителями и импортерами. В результате, производители регистрируют заведомо завышенную цену, так что в некоторых случаях наблюдается абсурдные ситуации, когда розничная цена на лекарство, продиктованная конъюнктурными отношениями, ниже!!! чем зарегистрированная отпускная цена производителя!
На наш взгляд, государству не следует вторгаться в сферу регулирования рыночных отношений, прибегая к еще столь памятным нам административно-командным методам. Рынок сам расставит цены по местам. Доступность лекарственных средств следует обеспечивать грамотно продуманными мерами по организации адресной помощи тем категориям населения (малоимущим, пенсионерам и т.д.), которые в этих лекарственных средствах нуждаются. Некоторые попытки реализации такого подхода мы видим на примере Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. 122-ФЗ.
Кроме того, у государства остаются другие, более приемлемые методы управления рынком обращения лекарственных средств, через предоставление налоговых льгот и преференций субъектам рынка, с тем, чтобы обеспечивать снижение уровня цен на лекарственные средства, хотя бы входящие в Перечень. Однако по наблюдающимся в этом вопросе тенденциям здесь государство в лице исполнительной и законодательной власти заняло жесткую прямо противоположную политику – отменило льготы по налогу на прибыль для производителей, снизило льготы по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, налицо поползновения государства «погреть руки» за чужой счет путем проведения популистской политики якобы ограничивающей «алчных коммерсантов» от получения сверхприбылей на здоровье граждан. Как уже неоднократно отмечалось, никаких серьезных сведений об эффективности такой политики государства в течение уже многих лет нет. Цены на лекарства растут по общим законам инфляционных процессов, не отставая от цен на многие другие товарные позиции, стоимость которых регулируются исключительно рынком. В то же время такая ценовая «политика» существенно затрудняет нормальную работу сбытовых структур в сфере обращения лекарственных средств, которые вынуждены выдумывать все новые схемы, позволяющие обходить ценовые барьеры, что в конечном итоге приводит к дополнительному удорожанию продукции.
3. Пункт 2 ст. 5 Закона в первой его редакции в 1998 году впервые законодательно ввел разделение органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств. При этом, фактически, была продекларирована вертикальная система органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, параллельная традиционной вертикальной системе органов исполнительной власти в сфере здравоохранения (Минздрав РФ и соответствующие структуры (Комитеты, Управления и т.д.) в регионах). Тем не менее, вплоть до совсем недавнего времени, т.е. фактически, в течение 6-ти лет после издания Закона, Департамент государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ и соответствующие Центры контроля качества лекарственных средств в субъектах Федерации входили в структуру органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, а положение пункта 2 статьи 5 Закона официального развития или хотя бы разъяснения не получало.

И только после реорганизации Правительства РФ в 2004 году положение Закона о разделении полномочий по установлению порядка осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств и по надзору за соблюдением этого порядка было реализовано созданием на базе Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор РФ), положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в ред. от 12.08.2004 г.).

 

Правила хранения

В зависимости от физических и химических свойств лекарственных средств, воздействия на них факторов внешней среды они делятся на лекарства, требующие защиты от влажности, света, высыхания, повышенной и пониженной температуры, красящие и пахучие, дезинфицирующие средства.

Лекарства, хранящиеся в защищенном от света месте, — антибиотики, настойки, экстракты, витамины, кортикостероиды, растительное сырье, нитросоединения, амино- и амидосоединения, производные фенола, фенотиазина.

Вышеуказанные средства хранят в таре из светозащитных материалов. Это металлическая тара, алюминиевая фольга, стеклянная тара оранжевого стекла, упаковка из материалов, окрашенных в черный, оранжевый или коричневый цвета. Помещение для хранения таких лекарств должно быть темным или с плотно закрывающимися дверцами. Эти средства можно хранить в плотно сбитых ящиках с хорошо пригнанной крышкой.

Особо чувствительные к свету препараты (прозурин, нитрат серебра и др.) хранят в стеклянной таре, оклеенной черной светонепроницаемой бумагой.

Защита лекарственных средств от влаги нужна таким гигроскопичным веществам и препаратам, как сухие экстракты, растительное сырье, соли азотистой, азотной, фосфорной кислот, антибиотики, ферменты.

Эти лекарственные средства хранят в сухом помещении в плотной таре из стекла, металла, алюминиевой фольги, пластмассы. Если гигроскопические свойства резко выражены, тара должна быть герметично укупоренной, залитой сверху парафином. Особого хранения требуют такие препараты, как жженый гипс и горчица в порошке, так как при повышенной влажности они теряют свои свойства и могут быть непригодными для применения. Гипс жженый хранят в плотно закрытой таре (желательно изнутри выложить полиэтиленовую пленку).

Горчичники хранят в пачках, уложенных в полиэтиленовую пленку или пергаментную бумагу. Эти пачки помещают в картонные коробки, оклеенные изнутри полимерной пленкой.

В защите от высыхания и улетучивания нуждаются такие летучие вещества, как спиртовые настойки, густые экстракты, жидкие спиртовые концентраты, эфирные масла, растворы аммиака, хлористого водорода, формальдегида, карболовой кислоты, спирт этиловый, перекись водорода, гидрокарбонат натрия, хлорамин В.

С целью защиты от высыхания и улетучивания лекарственные средства необходимо хранить в герметичной таре из стекла, металла, алюминиевой фольги в прохладном месте. Кристаллогидраты хранят в прохладном месте в герметично укупоренной таре из стекла, металла или толстостенной пластмассы при влажности воздуха 50—65 %.

В защите от воздействия повышенной температуры нуждаются многие лекарства (антибиотики, гормональные препараты, гликозиды, витамины, мази на жировой основе, иммунобиологические препараты). В инструкции по применению препарата указана температура хранения: комнатная (+18—20 °С), прохладная (+12—15 °С). Иногда требуется низкая температура хранения (например, для АТФ — +3—5 °С).

Иммунобиологические препараты хранят раздельно по наименованиям, сериям, с учетом срока их годности. Температура хранения этих средств указана в инструкции. Не реже 1 раза в месяц иммунобиологические препараты подвергаются визуальному контролю.

Хранение антибиотиков обычно проводится при комнатной температуре в промышленной упаковке, если в инструкции нет других указаний.

Органопрепараты хранят в сухом прохладном и темном месте при температуре от 0 до ±15 °С (если нет других указаний на этикетке).

В защите от действия пониженной температуры нуждаются растворы инсулина, 40%-ный раствор формальдегида и др.

Формалин следует хранить при температуре не ниже +9 °С. Ледяную уксусную кислоту хранят при температуре не ниже +9 °С. Медицинские жирные масла требуется хранить при +4—12 °С (при появлении осадка масло в медицине не используется). Препараты инсулина разрушаются при замерзании.

К лекарствам, на которые влияют газы воздуха, относятся морфин и его производные ферменты, серосодержащие соединения, органопрепараты и ферменты, соли щелочных металлов, эуфиллин, едкий натр и едкий кали, окись магния и т.д.

Эти средства хранят в герметичной, по возможности заполненной доверху таре из непроницаемых для газов материалов в сухом помещении.

Особых условий хранения требуют соли барбитуровой кислоты, их хранят в герметичной таре из непроницаемых для паров воды и углекислого газа материалов.

Красящие и пахучие лекарственные средства и парафармацевтическую продукцию (такие как бриллиантовый зеленый, индигокармин, метиленовый синий) хранят в специальном шкафу в плотно укупоренной таре раздельно по наименованиям. Для работы с веществами каждого наименования выделяют отельные весы, шпатель, ступку и другой инвентарь.

Хранение готовых лекарственных средств проводится с учетом свойств составляющих их ингредиентов.

Готовые средства укладываются в упаковке этикеткой наружу. На шкафы и полки прикрепляется стеллажная карта, в которой отражены наименование лекарства, серия и срок годности.

Такая карта заводится на каждую вновь поступившую серию, что позволяет осуществлять контроль своевременной ее реализации.

В отделе должна находиться картотека по срокам годности препаратов.

Лекарственные средства с истекшим сроком годности хранятся отдельно и подлежат переконтролю (после получения результатов анализа).

Таблетки и драже необходимо хранить отдельно от других средств в заводской упаковке в сухом и при необходимости в защищенном от света месте.

Инъекционные препараты хранят в прохладном темном месте в шкафу или изолированном помещении.

Жидкие лекарственные формы (настойки, сиропы и др.) хранят в герметичной таре, наполненной доверху в темном и прохладном месте. При выпадении осадка настойки можно отфильтровать. Она считается пригодной к применению после проверки ее качества.

Плазмозаменяющие и дезинтоксикационные растворы хранят отдельно при температур от 0 до +14 °С в темном месте.

Экстракты подлежат хранению в стеклянной таре с навинчивающейся крышкой и пробкой с прокладкой в темном месте при температуре +12—15 °С.

Линименты и мази подлежат хранению в темном и прохладном месте в хорошо укупоренной таре.

Температура хранения индивидуальная.

Суппозитории хранят в темном и прохладном месте.

Средства в аэрозольных упаковках хранятся преимущественно при температуре от +3 до 20 °С в сухом и темном месте, вдали от отопительных приборов.

Эти препараты необходимо беречь от ударов и механических повреждений.

Лекарственное растительное сырье хранят в сухом, хорошо вентилируемом помещении в хорошо закрытой таре.

Резаное сырье должно находиться в тканевых мешках, порошки — в двойных мешках (многослойный бумажный — внутренний, тканевый — наружный), в картонных упаковках. Иногда допускается упаковка из полимерных материалов.

Листья наперстянки, почечный чай и другие гигроскопические травы и плоды хранят в стеклянной или металлической плотно укупоренной таре.

Растительное лекарственное сырье периодически контролируют согласно требованиям Государственной фармалогии.

Если сырье поражается плесенью, вредителями или теряет нормальную окраску и запах, его или бракуют, или (после переработки) используют.

Более строгими являются сроки хранения и контроля у растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды.

Дезинфицирующие средства хранят в прохладном темном месте, в герметично укупоренной таре, вдали от хранения пластмассовых, металлических и резиновых изделий, от помещений получения дистиллированной воды.

Существуют особенности в хранении изделий медицинского назначения. Так, резиновые изделия необходимо хранить в темном месте при температуре от 0 до +20 °С, беречь от механических повреждений, агрессивных веществ (формалина, лизола и т.д.). Сохранению эластичности резины способствует углекислый аммоний, сосуды с которым рекомендуется ставить в шкафах и помещениях для хранения резиновых изделий. Чтобы изделия не сдавливались, нельзя укладывать их в шкафы в несколько слоев.

Шкафы для резиновых изделий и парафармацевтической продукции должны иметь плотно закрывающиеся дверцы, гладкую внутреннюю поверхность. Жгуты, зонды хранятся в подвешенном состоянии на съемных вешалках, расположенных под крышкой шкафа. Резиновые грелки, накладные круги, пузыри для льда хранят слегка надутыми. Съемные резиновые части приборов необходимо хранить отдельно. Эластичные катетеры, перчатки, бужи, резиновые бинты, напальчники хранят в плотно закрытых коробках, пересыпав тальком. Резиновые бинты пересыпают тальком по всей поверхности и хранят в скатанном виде.

Отдельно хранят прорезиненную ткань в рулонах, горизонтально подвешенную на стойках. Можно хранить ее на полках, уложенной не более чем в 5 рядов. Эластичные лаковые бужи, катетеры, зонды хранят в сухом месте. Изделия бракуются, если появляется их клейкость и размягчение.

При затвердении резиновых перчаток их помещают в теплый 5%-ный раствор аммиака на 15 мин, затем их разминают и держат 15 мин в 5%-ном водно-глицериновом растворе с температурой +40—50 °С.

Пластмассовые изделия хранят в темном проветриваемом помещении на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов, с относительной влажностью воздуха не выше 65 %. Выключатели и электроприборы должны быть противопожарного исполнения.

Хранить перевязочные средства и вспомогательные материалы необходимо в сухом проветриваемом помещении. Шкафы, стеллажи и поддоны для хранения должны быть выкрашены изнутри светлой масляной краской. Периодически их надо протирать растворами дезинфицирующих средств (например, 0,2%-ным раствором хлорамина).

Стерильные бинты, салфетки и вата хранятся в заводской упаковке. Нестерильный перевязочный материал хранят на стеллажах упакованным в плотную бумагу или в мешки.

Вспомогательный материал (бумажные капсулы, фильтровальную бумагу) хранят в заводской упаковке в отдельных шкафах в строго гигиенических условиях. После вскрытия упаковки материал хранят в пакетах из бумаги или полиэтилена или в мешках из крафт-бумаги.

Металлические изделия медицинской техники, в том числе хирургические инструменты, хранят в сухих помещениях при комнатной температуре.

Недопустимо резкое колебание температуры и влажности воздуха в помещении хранения. Относительная влажность воздуха должна быть не выше 60 % (редко 70 %).

Металлические изделия, не имеющие антикоррозийной смазки, необходимо обработать тонким слоем вазелина. Такие инструменты необходимо хранить, завернув в парафиновую бумагу. Брать инструменты надо марлевой салфеткой или пинцетом. Скальпели и ножи во избежание затупления хранят в специальных пеналах ящиков.

Хранить хирургические инструменты надо по наименованиям. Это удобно для их отпуска и контроля.

Медные (латунные), оловянные изделия смазывания не требуют.

Если появляется ржавчина на окрашенных изделиях из железа, ее удаляют, и изделие вновь красят.

Изделия из серебра и нейзильберные инструменты нельзя хранить вместе с серой, резиновыми изделиями, так как их поверхность может почернеть.

Медицинские пиявки должны храниться в светлой и чистой комнате без запаха лекарств и парфюмерии. Пиявки могут погибнуть из-за резкого колебания температуры. Их содержат в широкогорлых стеклянных банках (на 50—100 пиявок требуется около 3 л воды). Сверху банку накрывают плотной бязевой салфеткой или двойным слоем марли и туго обвязывают, иначе пиявки расползутся.

Пиявки должны содержаться в чистой воде без хлора, перекисных соединений, солей тяжелых металлов. Воду необходимо менять ежедневно, заготавливая ее за 2 суток до применения.

Перед сменой воды необходимо промыть банку изнутри, затем слить воду через марлю. Банку заливают чистой водой на 1/3. Если пиявки становятся вялыми, воду необходимо менять 2 раза в день.

Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обладающих огнеопасными и взрывоопасными свойствами, регламентируется Приказом № 318 от 05.11.1997 г.

Соблюдение этого Приказа позволяет предотвратить пожары и несчастные случаи, создает безопасные условия труда. Настоящая Инструкция должна соблюдаться всеми аптечными организациями.

Поступающий на работу новый сотрудник обязательно должен быть ознакомлен с этой Инструкцией, с правилами хранения сжатых газов и взрывоопасных веществ. Он должен соблюдать технику безопасности, пожарную безопасность и уметь оказать первую помощь при несчастном случае. Проверка знаний сотрудников по вышеуказанным вопросам должна проводиться не реже 1 раза в год комиссией из 3 человек. Результаты проверки оформляются протоколом.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности РФ 01-93 все аптеки должны иметь и хранить в положенном месте первичные средства тушения пожара. В помещениях хранения огнеопасных веществ должны быть инструкции о мерах противопожарной безопасности и планы эвакуации людей.

Огнеопасные и склонные к самовозгоранию при контакте с воздухом, водой, солнечными лучами вещества должны храниться изолированно. Влияние высоких температур и механических воздействий должно полностью исключаться.

Для легковоспламеняющихся средств должны быть отдельные хранилища или отсеки. Помещения должны иметь хорошую вентиляцию.

Полы складов и площадок для разгрузки должны быть ровными, прочными.

Стеллажи и поддоны для хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ должны быть из несгораемого материала, прочными. Ширина стеллажей должна быть не более 1 м, расстояние от пола и стен — 0,25 м, проходы между ними — не менее 1,35 м.

Электроустановки монтируются в соответствии с нормативами.

Допускается хранение в аптеках не более 10 кг горючих жидкостей в несгораемых шкафах. К шкафу должен быть свободный доступ.

С особой осторожностью и тщательностью необходимо проводить прием, расфасовку и отпуск лекарственных средств со взрывоопасными свойствами.

Распределять товар по месту основного хранения надо сразу при его поступлении. Состояние укупорки тары заслуживает особого внимания.

Запрещается расфасовывать одновременно несколько взрывоопасных веществ в одном помещении. В конце рабочего дня необходимо вернуть оставшиеся вещества в помещения основного хранения. Помещения часто и тщательно проветриваются.

На дверях каждого помещения хранения и расфасовки нужно поместить яркие несмываемые надписи: “Взрывоопасно”, “Огнеопасно”, “Курить запрещается”, “В случае пожара звонить …”.

Около входа на видном месте следует повесить табличку с надписью: “Ответственный за обеспечение пожарной безопасности Ф.И.О.” Ежедневно ответственное лицо осматривает помещения хранения в конце рабочего дня.

К взрывчатым веществам относится нитроглицерин.

К взрывоопасным веществам относятся перманганат калия, нитрат серебра.

К легковоспламеняющимся веществам относятся спирт, спиртовые настойки и растворы, скипидар, эфир, хлорэтил, клеол, органические масла, рентгеновские пленки.

К легкогорючим веществам относятся глицерин, сера, перевязочный материал, растительное сырье, растительные масла.

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости следует отдельно от других веществ в хорошо укупоренной таре из стекла или металла.

Нагревание должно осуществлять на водяных банях или на плитах с закрытой спиралью.

Большие бутыли, баллоны можно хранить на стеллажах в 1 ряд по высоте, на расстоянии от отопительных приборов не менее 1 м.

Заполнять тару легковоспламеняющейся жидкостью можно не более чем на 90 % объема.

Спирты в больших количествах хранят в металлических емкостях, заполняя не более 75 % объема.

Запрещается совместное хранение легковоспламеняющихся веществ с кислотами (особенно серной и азотной), сжатыми газами, перевязочным материалом, серой, перманганатом калия.

Эфир для наркоза и эфир медицинский следует хранить в заводской упаковке в прохладном темном месте вдали от нагревательных приборов.

Особую осторожность следует соблюдать при погрузке, переноске и фасовке легковоспламеняющихся жидкостей, важна герметичность тары.

Тару, освобожденную от жидкостей, на некоторое время надо оставлять открытой.

Взрывоопасные вещества требуют особых условий хранения. Емкости с веществами должны быть плотно закрытыми.

Нитрат серебра нужно хранить изолированно в чистом помещении не более 50 г в аптеке и до 5 кг — на складах.

Калия перманганат взрывоопасен при контакте с серой, пылью, спиртом, эфирами, глицерином, органическими веществами. Хранят его в жестяных барабанах в отдельном отсеке (на складах), в штанглассах с притертыми пробками.

Раствор нитроглицерина хранят в небольших сосудах в темном прохладном месте. Осторожность необходимо соблюдать при перемещении посуды с нитроглицерином и развешивании препарата. Попадание на кожу небольшого количества нитроглицерина может вызвать отравление (сильные головные боли).

Запрещается хранение взрывоопасных веществ с кислотами и щелочами.

Баллоны с легковоспламеняющимися жидкостями переносить необходимо вдвоем в приспособленных корзинах или клетях с исправными ручками.

Хранение азотной и серной кислот требует особой осторожности: необходимо исключить контакт с древесиной, соломой и другими веществами органического происхождения.

Порядок учета

Учет и отчетность в аптечных организациях

 

7.1. Аптечные организации ведут оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Учет товара в аптечных организациях осуществляется по наименованиям, сериям, срокам годности, закупочным и (или) отпускным ценам по схемам, наиболее целесообразным в условиях данного предприятия (индивидуальная, натурально-стоимостная, стоимостная).

7.3. Предметно-количественному учету подлежат наркотические средства, психотропные вещества, спирт этиловый и другие лекарственные средства в соответствии с действующей нормативной документацией* (пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2007 года приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2007 года N 278, - см. предыдущую редакцию).

_______________
* Приложение 4 к приказу Минздрава России от 12 ноября 1997 года N 330.

7.4. Порядок формирования розничных цен на лекарственные препараты (лекарственные средства) для аптечной организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности устанавливается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*.

_______________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 47, ст.4448).

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) <*> независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.

* Аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины.

1.2. Отпуску аптечными учреждениями (организациями) подлежат лекарственные средства, в том числе наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.

1.3. Отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

1.4. Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами.

Лекарственные средства в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 578 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 сентября 2005 г. N 7053) (далее - Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача), подлежат реализац



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.015 с.)