Государство в Древнем Китае. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в Древнем Китае.



Возникновение государственности.

Цивилизация в долине раки Хуан Хе возникла в глубочайшей древности, была достаточно высоко развита.

Возникновение государственности в XVIII веке до нашей эры, когда племена или союз племен «Шань» или «Инь» одержали победу над племенным объединением «Ся». И тогда глава-победитель объявляет себя «ваном» - царем и создает государственность. Было это в XVIII веке до нашей эры (при правлении в Вавилоне Хаммурапи).

Этапы возникновения.

I период.

Правит династия «Шань» или «Инь» до II века до нашей эры. В конце II века – переживает упадок. Власть вана ослабляется и в 1776 – племя «Чжоу», которое одержало победу над армией вана.

II период.

XI-III века до нашей эры. Период правления «Чжоу». В период раннего «Чжоу» имеет место централизованная государственность, но затем государство становится раздробленным, устанавливаются правители уделов и власть вана падает («эпоха борющихся царей»).

III период.

Династии «Цинь», я затем «Хань». В это время централизованное, мощное государство. Глава – император.

Эволюция форм государства.

Монархическая форма правления.

Высшие органы государства.

Царь – ван, а затем – император. Власть – по наследству старшему сыну, обожествление власти. Царь считался сыном неба, являлся первосвященником, а также отцом и матерью для своих подданных.

Обожествление монарха приводит к тому, что разрабатываются и регулируются особые обряды. Складывается дворцовая система управления.

Цзай – главный управляющий делами дворцов. Стоял во главе чиновников, которые являлись глашатаями воли императора. Тшань Ху – решал хозяйственные вопросы.

В период раздробленности значительная часть управления – в компетенции правителей на местах.

Основные министерства: финансов, военное, судебное, сельского хозяйства, императорского двора, дворцовой стражи. Есть даже специальное ведомство обрядов. Во главе – верховный жрец, который одновременно является министром образования и осуществляет надзор за Императорской Академией (124 год до нашей эры). Готовили чиновников для управления делами государства, чиновников высокого ранга. Кроме того, в Китае существовал верховный цензор, который следил, чтобы функции цензуры чиновники выполняли добросовестно.

Император собирал глав ведомств на свои совещания для решения и обсуждения наиболее важных вопросов государственной жизни.

В III веке до нашей эры создали «табель о рангах» чиновников. Каждому разряду соответствовала определенная должность и размер получаемого жалования.

В Китае чиновничьи должности передавались по наследству. Не желали, чтобы чины стали топологией аристократии. Государство было заинтересовано в хорошем служении чиновников.

Местное управление.

Деление территории Китая в первый период на 36 областей для лучшего управления и налогообложения. Затем в IX веке до нашей эры вводятся округа. В основе – налоговая и военная единица.

В VII веке до нашей эры во всех уездах вводится территориальная администрация. Или правитель посылает своих управителей.

В Синьско-Ханский период (третий) создается строгая система местного самоуправления. Производится деление территории на уезды, уезды на волости, волости на общины.

Во всех этих единицах представлены главными гражданские и военные. И даже в общинах представлены представители центральной власти. Хотя в Китае сохраняется совет старейшин.

Судебная система.

Высший судья – император. Суд не отделен от администрации. Однако в Китае было создано специальное судебное ведомство. Но оно занималось уголовными делами в основном. Важные дела рассматривали в центре. А некоторые – на местах.

Чиновники рассматривали и гражданские дела. Основную массу дел рассматривали судьи – чиновники в уездах, а сложные гражданские дела могло рассматривать и Судебное Ведомство. Император мог взять любое дело и пересмотреть его.

Право в Древнем Китае.

Источники права.

Философская концепция влияла на право. Можно видеть 3 этапа влияния. Важно организовать жизнь общества рационально и справедливо.

I этап. Весь первый период и часть второго. Право не выделяется из системы социальных норм. Жизнь общества регулируется прежде всего «ли» - этическими нормами. В VI веке до нашей эры создает свое учение Конфуций. Согласно его воззрениям средством поддержания справедливого обеспечивается соблюдением этих моральных норм – ли. Нормы ли – дают идейный образец поведения человека.

II этап. V-III века до нашей эры, последние века периода Чжоу. Огромное влияние – концепция легизма (Шань Янь). Обращает внимание, что главный способ регулирования отношений в обществе – закон, который, по их мнению, должен использоваться правителем, обладающим властью. Закон должен предусматривать тяжкие наказания за всякое его нарушение, всякое уклонение от исполнения приказов государя.

III этап. В период Хань, когда взаимодействуют концепции христианства и легизма. Моральные нормы задают образцы поведения, правила поведения. Кто уклоняется – того нужно наказывать в соответствии с законом (фа).

В Древнем Китае огромное значение имеет обычное право. НО уже в первый период китайской государственности появляется закон – важнейший источник древнекитайского права. Появляется кодекс, содержащий около 3000 статей.

В VI веке до нашей эры существовал закон о поземельном налоге, который фиксировал обязанность каждого землевладельца платить налог в зависимости от его земельного участка.

Традиционное право Китая – право уголовное. Нормы уголовного права пронизывают всю правовую систему. Оно устанавливает запреты, нарушение которых влечет применение наказания. В рамках запретов все дозволено. Право в основном устанавливает эти запреты путем установления наказаний за совершение противоправного деяния.

Частное право не получает серьезного развития. Там также все сосредоточено на запретах, уголовно-правовых нормах.

Правовое положение населения.

Существует 3 основных группы населения: благородные, добрые и подлые. Законодатель сосредотачивает внимание, в основном, на обязанностях подлых, устанавливая наказания за их нарушение. Все 3 категории населения разнородны. Они объединяют различные слои населения.

В первую группу включаются: представители родовой аристократии; правители, в том числе и удельные, а также их родственники. Во вторую группу – ремесленники, свободное крестьянство. В третью попадают рабы, а также полусвободное население Древнего Китая.

Правовое регулирование имущественных отношений.

Частноправовые отношения не регулировались подробно. Но Древний Китай знает такое понятие, как «ю» (право собственности). В Китае – коллективная форма собственности на землю (государственная, общинная). А затем – частная собственность на землю – I тысячелетие до нашей эры.

В общине действовал система общинных полей. 1/9 общинной земли обрабатывалось крестьянами коллективно и полученный урожай идет в виде налога на государственные нужды., направляется в казну. Верховный собственник земли – государь.

Затем по мере развития частной собственности подобный налог был заменен индивидуальным налогом, размер которого зависит от имеющегося у лица земельного владения.

В истории китайского права мы сталкиваемся с одним и тем же явление. Постепенно приоритет получает коллективная собственность. Вплоть до запрета продажи земельных участков.

В Китае получают свое развитие договоры с землей.

Займ. Государство устанавливать запрет взимать проценты за предоставление в долг денег и имущества выше суммы долга.

Ссуда. По договору ссуды вещь нужно вернуть. Если лицо не возвращает вещь – это основание для привлечения к уголовной ответственности и, следовательно, наказание (штраф).

Купля-продажа. Составляется купчая. Если нет – уголовное наказание в виде штрафа.

Семейное право.

Все пронизано уголовным правом. Носит патриархальный характер. Во главе – старший мужчина. Отец не только для детей и жен, но и для слуг и т.д. Он представляет семью во всех отношениях, распоряжается имуществом. Называет его «фу». Иероглиф похож на руку, держащую плеть.

Жених – отец невесты – стороны брачного договора. Либо отец и отец. Заключается соглашение. Существовал специальный ритуал сватовства. Если нарушение – уголовное наказание + материальные потери. Брачный возраст – мужчина – с 16 до 30 лет, девочки – 14-20 лет. Это связано с некоторым воздействием государства на брачные отношения. Следили за тем, чтобы вступали в брак. Нужно, чтобы, если человеку 30 лет, то жениться он должен только на 20-летней.

Моногамный брак (1 муж и 1 жена). Но, в отличие от Индии, верность приписывается только женщине. Мужчина может иметь второстепенных жен, особенно, если главная бесплодна. Количество зависит от социального положения мужчины. Браки с рабами запрещались.

Развод разрешен. А в определенных случаях он предписывается под угрозой головного наказания:

Æ В случае, если супругу нанесли побои, оскорбление, ранение другой супруг или родственники;

Æ Мужчина обязан развестись, если жена не оправдала надежд, была сварлива, скверна, расточительна, болтлива, тяжело больна или воровала семейное имущество.

Убийство жены, совершившей прелюбодеяние, не наказывалось.

Существовали и запреты на развод: мужчина не мог развестись с женщиной, если она носила траур по его родителям.

Муж отвечал за жену, за совершение ею действий и проступков. Это выражалось в том, что в случае совершения преступления, ее можно выдать на поруки своего мужа. Дети, убитые при побоях, были дозволены. Наказание детей до XX века явление вполне нормальное.

Уголовное право.

Согласно китайским воззрениям, преступник – низкий человек. Преступление связано с проявление преступной воли этого низкого человека и это опасно, так как преступление нарушает гармонию, к которой стремятся китайцы. В Древнем Китае – конфуцианский принцип – если воля добрая, то человек не нарушает закон. Уже в глубокой древности существовало обширное уголовное законодательство. На втором этапе развития права – около 500 разновидностей преступлений.

Особое внимание – преступления государственные. В IV-III веке до нашей эры в Китае существовало пособие для чиновников, в котором описывались составы преступлений, примеры рассмотрения уголовных дел о совершении государственных, имущественных, воинских преступлений, преступлений против личности, а также против нравственности, связанных с воззрениями конфуцианства.

Особое внимание преступления, связанные с неподчинением, проявляемым к отцу. Содержались и описания, примеры, приведенные с уголовными целями. В Древнем Китае тщательно разработаны вопросы Общей части уголовного права. Например, китайцев беспокоил вопрос о форме вины. Поскольку тяжесть преступления зависит от самой воли. Сделано это со злодейством или без этого. За злостное преступление более строгое наказание, нежели за иное. Известно понятие соучастия. Причем глава – лицо, заказавшее преступление наказывалось более сурово, чем исполнители этого преступления.

Наказание.

«Бао». Связано с идеей воздаяния за совершенное преступление. В V-IV века до нашей эры окончательно была закреплена система уголовных наказаний, в которую входили:

@ Клеймение;

@ Отрезание носа;

@ Отрубание ног;

@ Кастрация;

@ Смертная казнь;

Для китайцев цифра 5 – ритуальная. Этот список дополнятся другими:

@ Битье толстыми или тонкими палками (от 100 до 500);

@ Обращение в рабство;

@ Штрафы;

В те времена, когда в китайском праве приоритетными являлись идеи легистов, наказания отличались особой жестокостью. Господство идеи устрашения. Например:

@ Варка в котлах;

@ Сверление головы;

В ту же эпоху существовали и символические наказания:

@ Вместо отрубания головы – часть ноги красили;

@ Вместо порки – рубашка (специальная)

@ Выставление на всеобщее осуждение и презрение;

167 год до нашей эры – специальным актом телесные наказания и их замена отменяются. Он не был действителен.

Процессуальное право.

Обвинительно состязательный процесс. Но вместе с тем, в Древнем Китае зарождаются элементы розыскного процесса, который со временем утверждается безраздельно.

Расследование преступлений поручается особому чиновнику. Дело возбуждается на основе заявления или доноса в соответствующем государственном органе. Донос должен быть обязательно точным. Ложный донос, неточный донос, то, руководствуются принципом возврата заявления и назначение наказания принесшему заявление такого же, которое определил он в своей бумаге. Категорически запрещены доносы на своих родственников, кроме случаев убийства отца. После проведения чиновниками всех следственных розыскных действий, дело слушается в суде.

Доказательства:

@ Клятва;

@ Свидетельские показания;

@ Вещественные доказательства;

@ Осмотр места преступления, трупа;

Признание при помощи пытки. Если преступник был изобличен, но отказался в признании своей вины, или менял свои показания во время следствия. Но в то же время запрещалось применение пытки, чтобы довести до смерти подсудимого:

@ Битье палками;

@ Каторжные работы;

Запрещено к исполнению для тех лиц, которых искусственно доводят к смерти.

В Древнем Китае после исполнения обвинительного приговора части тела казненного выставляли в публичных местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.032 с.)