Административные реформы Диоклетиана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административные реформы Диоклетиана.



Разделили империю на 12 диацезов (101 провинция). Во главе диацезов находились викарии, обладавшие серьезными полномочиями в пределах своей компетенции. Это сплачивало государство. Военная реформа – усиление воинской мощи.

Армия делится на три категории:

· Пограничные войска;

· Мобильные войска;

· Преторианская гвардия (охраняла императора);

Вводится рекрутский набор. Податная реформа. Вводятся натуральные и денежные налоги. В селе в основу налогообложения был положен размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах – подушное обложение.

Это было продолжено и Константином. Он упраздняет систему тетрархий, которую провел Диоклетиан, но делит государство на 4 префектуры – по 2 в западной и восточной части империи. Таким образом, он укрупняет территориальную единицу деления.

Экономика. Денежная реформа, наводит порядок в области налогообложения, прикрепление народа к земле, ремесленников к профессии, создавая своим эдиктом наследственные корпорации.

Церковь. Диоклетианом осуществляется гонение на христиан. Константин в 313 году признает государственно ее равнозначной религией, а впоследствии, и государственной религией.

При Константине столица империи переносится в Византий (затем Константинополь). Здесь на высоте безопаснее. В 330 году стала официально столицей государства. 395 – Римская империя окончательно распадается на Западную и Восточную Византию. Если в 476 году командующий императорской армией германец Одоако изымает символы императорской власти у Ромуловской династии и отправляет их в Константинополь к Зенону, то Восточная Византия продолжает свое существование до XV века.

Высшие органы государства.

Республиканский период.

В период республики (509-27 года до нашей эры) высшие органы государства – это Сенат, народное собрание и система магистратов (магистратура), преемница власти рекса. Важную роль играет Сенат, который состоит из 300 человек (при Сулле в два раза больше, при Цезаре – в 3).

Сенат.

Сначала Сенат комплектовали консулы. По закону 316 года до нашей эры сенаторов стали назначать преторы. К сенаторам особые требования. Они должны иметь знатное происхождение, отличаться особым имущественным состоянием. Должность магистрата. Список сенаторов – альбом. Первым в этом списке был старейший сенатор – принципс. Он не пользовался никакими привилегиями, только имел возможность высказывать свое мнение первым. Постановление Сената называлось сенатус-консульт (акт Сената).

Компетенция:

1. предварительно рассматривает все вопросы, выносимые на голосование в народном собрании. Права законодательной инициативы у Сената нет:

2. Сенат подчиняется решениям народного собрания, но, если он находил, что решение не соответствует интересам Рима, то он или объявлял их недействительными, или предлагал отказаться от своих полномочий. Следовательно, до III века до нашей эры – у Сената есть право вето на законы, принятые на народном собрании;

3. в период республики Сенат толкует законодательство;

4. распоряжается казной, наблюдает за государственным имуществом, ведает бюджетом;

5. распределяет публичные земли;

6. международные связи, заключение договоров;

7. судебная функция;

8. мог поручить консулам назначить диктатора;

Созывали Сенат и председательствовали на его собраниях консулы – преторы, диктаторы и плебейские трибуны (с середины IV века до нашей эры). Изначально плебеи на заседания Сената не допускались, они могли лишь стоять у открытых дверей и слушать.

В период республики важную роль получают народные собрания:

1) по куриям:

Ø вопросы религиозного культа;

Ø удостоверение завещаний;

Ø решение вопросов усыновления;

2) по центуриям. Эти собрания никогда не собирались в одном месте. По реформам Сервия Тулия:

Ø принимает законы (закон – то, что постановил народ);

Ø выборы магистратов, в том числе и консулов;

Ø решение вопросов войны и мира;

Ø судебные функции и их компетенции;

3) по трибам. Двух видов:

Ø объединение патрициев и плебеев;

Ø плебейские;

Акты первых – популисциты, а вторых – плебейсциты. Они выбирали квесторов, курульных эдиллов, Коллегию 26-ти. С 471 года до нашей эры плебейские трибуны и плебейские эдилы стали избираться на собраниях по центуриям. Ранее они избирались по куриям.

Магистратура.

(magistrates – повелевающий). Система выборных должностных лиц, осуществляющих от имени римского народа полномочия в области управления и судопроизводства. Именно они унаследовали права рексов.

Принципы организации деятельности:

· выборность;

· срочность (на год, цезари – на 5);

· коллегиальность (Каждый магистрат действовал самостоятельно, а его коллегия могла парализовать его акт путем наложения «вето» - интерсессио);

· ответственность;

· безвозмездность;

Существуют различные классификации магистратур. Например, плебейские и патрицианские. Экстраординарные и ординарные. Ординарные были высшие и низшие. Высшие избирались в народном собрании по центуриям. Потом замещение этой должности давало право на доступ в Сенат.

Другая классификация – магистратуры, имеющие империум (консулы, диктаторы) или обыкновенную власть – потестос (квесторы, эдилы).

Империум – право командования войском. Право на высшую юрисдикцию по уголовным и гражданским делам, полицейскую власть, право налагать арест, штраф, привлечение к судебной ответственности, право взимать залог для обеспечения исполнения приказа.

Потестос – включал право издавать эдикты, вносить предложения на народное собрание и в Сенат, право на жертвоприношение. И претор, и консул обладали и империумом, и потестосом.

Наиболее важные магистраты – консулы (2). По закону 367 года до нашей эры – один из консулов из числа плебеев.

Компетенция:

1. командование войском;

2. набор войска;

3. председатель в Сенате;

4. высшая административная власть;

5. наблюдение за исполнением законов и сенатус-консультов;

6. назначение диктатора;

7. уголовная юрисдикция;

8. забота об общественном порядке;

Чтобы компенсировать потерю должности консула в 367 году да нашей эры патриции вводят должность претора. А в 242 году до нашей эры – претор по делам перигринов.

Сначала цивильный претор был один. Затем 2, 8, 16 (при Цезаре). Претор заботился о порядке в городе, когда консул на войне. Основная его власть – полицейская. Но постепенно претор сосредотачивает в своих руках первую стадию гражданского процесса и кроме того он занимает определенное положение в уголовном процессе. В истории он остался как реформатор частного права.

Цензоры.

2 человека, затем 8. Они распределяют граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов, следили за постройкой и ремонтом общественных зданий, расходовали при этом средства, выделенные Сенатом. Они отдавали на откуп доходы римского народа по проведению торгов (право кормить Капитолийских гусей, и т.д.).

Курульные эдилы.

Обладали полицейской властью, следили за порядком на общественных рынках. Осуществляли торговую юрисдикцию, боролись с правонарушителями.

Квесторы.

Помощники консулов, заботились о науке, хранили тексты законов, осуществляли юрисдикцию по уголовным делам, проводили следствие.

Плебейские трибуны.

494 год до нашей эры. Сначала по куриям на народном собрании. Затем избирали плебеи (471 год до нашей эры).

Они не обладали административной властью. Они обязаны были следить за тем, чтобы не обижали плебеев, следовательно, право вето – право запрещать некоторые распоряжения любого должностного лица, Сената, если они ущемляют права плебеев.

Для хорошего осуществления обязанностей они должны держать двери своих домов открытыми и не покидать город. Право вето не далее городской черты.

Низшие 26 магистратов распадались на несколько коллегий: один – предварительное следствие, другие боролись с пожарами, третьи – чеканили монеты, четвертые – занимались строительством дорог, пятые – следили за тюрьмами.

Экстраординарный магистрат – император. Впервые диктатор назначен в 501 году до нашей эры.

Монархический период.

· Принципат;

· Доминант;

В период принципата – переход к монархической форме правления. «Завуалированная» монархия. 2 органа – принципс и Сенат. В I веке деятельность народного собрания окончательно затухает.

Прежние полномочия народного собрания переходят к Сенату. Он принимает акты, имеющие силу прежних законов.

То, что они имеют силу закона – подтвердилось дискуссией. Некогда нард выбирал магистратов на народном собрании. Теперь Сенат. А также они еще и выбирают принципса.

Сенат сохраняет свою роль как орган судебный и административный. Император (принципс) формально высший магистрат, не несущий политической ответственности. Принципс сосредотачивает в своих руках власть, принадлежащую ранее различным магистратам. Он – высшая военная и административная власть. Как цензор – он комплектует Сенат. Подобно трибуну он может отменить акт любого магистрата. Таким образом, его компетенция такова:

1. он верховный главнокомандующий;

2. он ведает делами Рима на международной арене, заключает сделки;

3. созывает Сенат, может вносить законопроекты;

4. толкует действующее право;

5. предлагает Сенату кандидатов для избрания на должности магистрата;

6. он – высшая судебная инстанция;

7. непосредственно управляет императорскими провинциями;

8. осуществляет верховное управление всеми провинциями;

Обоснование власти принципса в том, что римский народа перенес на него всю ту власть, которую ранее реализовывал сам. С этим связано и то, что принципс не может нести никакой ответственности, т.к. совершает то, что есть в воле народа Рима.

С этим связана идея, что императорские конституции обладают высшей юридической силой и носят форму закона.

При императоре – аппарат чиновников. Он существует параллельно с системой республиканских магистратов.

Важные персонажи:

· префект претория – начальник императорской гвардии, а затем – всех войск в Италии. Полномочия в области уголовного процесса, участвует в осуществлении уголовной юрисдикции, а также – он апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам, рассмотренными руководителями провинций;

· городской префект в Риме. У него полицейские полномочия, подчиняется когорте городской стражи;

· Начальник пожарной охраны;

· Ответственный за обеспечение города продовольствием.

В период принципата, во время правления Адриана, появляется совещательный орган при императоре – консилиум. У него спрашивает совет император. В связи с переходом к абсолютной монархии система высших органов государства существенно упрощается, т.к. в период домината все начала исполнительной власти – у доминиуса.

В период домината единственная форма законодательства – императорская конституция. Он – законодатель и высший судья.

Сенат сохраняет свое значение как орган, действующий в Риме, но по-прежнему будет собранием знатных, родовитых людей. Остаются некоторые судебные функции. По-прежнему формально Сенат избирает императора. Но это лишь подтверждение того, что уже сложилось.

Магистратура в этот период утрачивает свое значение. Теперь это нечто вроде почетных должностей.

Появление нового государственного органа – консистория (от слова «вечное стояние»). Это государственный совет при императоре, который затем перекочует в политическую жизнь Византии. Система государственных органов развивалась по линии упрощения.

Органы местного управления.

Республиканский период.

Рим превращается в огромную державу. Управление в Италии до I века до нашей эры на местах было достаточно разнообразно. Жители отдельных областей стали включаться в состав триб. Другие общины получают статус муниципий. Они не получили всей полноты прав квиритов, но их автономия в решении местных вопросов остается.

На некоторые территории из Рима отправляли неких префектов (наместников). Общины, таким образом, стали называть префектурами. С отдельными общинами заключался договор.

В I веке до нашей эры после объединения Италии, когда Рим стал занимать огромную территорию, принимается закон Юлия (45 год до нашей эры):

1) Вводится единая система управления на местах. В каждом городе должны были создаваться местные народные собрания, к компетенции которых относятся отдельные вопросы:

Ø Выборы местных высших магистратов;

Ø Финансовые вопросы;

2) Создавался новый муниципальный Сенат из 100 человек;

3) Вводятся должности 2 местных магистратов, подобных 2 римским консулам.

На присоединенных территориях копируется система органов, существовавших в Риме. За пределами Италии управление производится проконсулами (пропреторами), которые направлялись Сенатом. Это лица, ранее занимавшие должности магистратов в Риме. Их власть носила высший характер. А управление провинциями – проявление продолжающейся военной оккупации провинции.

Таким образом, власть – беспредельная. Даже жаловаться на претора было недопустимо. Поэтому они не несли ответственности. Помимо воинской у них была еще и административная, судебная власти, а также административное окружение.

Монархический период.

Принципат.

Органы управления упрощаются. В этот период – тенденция к созданию централизованного управления Римским государством. В самом Риме главную роль играет городской префект. Это лицо осуществляет непосредственное управление Римом.

Делится на 40 кварталов. За пределами Рима вместо муниципальных собраний остается только Сенат, который имеет полномочия народного собрания.

В этот период намечается контроль над деятельностью Сенатов. Это делают местные чиновники. Провинции – разделение на сенатские и императорские. В императорские наместников направляет сам император – пропреторские легаты.

Доминант.

Единая централизованная, унифицированная система управления в пределах всего государства. Константин разделяет территорию империи. Территория государства делится на 2 части. Каждая из них – на 2 префектуры. В каждой из 4 префектур гражданская власть в руках префекта претория, а военная – в руках военного магистрата.

Префектуры делятся на диацезы во главе с викариями. Диацезы – на провинции, во главе – ректоры. Провинции – на округа, где есть органы местного самоуправления (муниципальные Сенаты (декурионы) и выборные муниципальные магистраты), но они действуют под контролем императорских чиновников.

Таким образом, упрощена, унифицирована и централизована система управления в Риме.

Судоустройство.

Республиканский период.

Судебная власть принадлежит рексам. От них в республиканский период она переходит к:

1) Магистратам:

Þ Консулы;

Þ Народные трибуны;

Þ Квесторы;

Þ Плебейские эдилы и преторы;

Þ Курульные эдилы (в гражданских делах);

2) Сенату;

3) Народным собраниям;

4) Квестиям (особые судебные полномочия, появляются во II веке до нашей эры);

В Риме гражданский процесс отделен от уголовного. Гражданские дела рассматривали <…>. Первый процесс легисакционный. На первой стадии – магистрат (сначала консул, а затем претор). Они не судят, а определяют, подведомственно ли данное дело суду. Если да, то сторонами по соглашению назначается судья (коллегия судей), которые затем рассматривают дело. Судьи по гражданским делам долгое время – римские граждане. По некоторым категориям дел создаются специальные судебные коллегии (о гражданстве, о наследстве и т.д.).

Уголовные дела. Рассматривались магистратами. Судебная власть рекса перешла к консулам. Свою судебную власть они сохраняют в период республики.

Консул вступает в должность и выбирает судей, которые будут осуществлять предварительную подготовку дела и выносить приговоры по делам. Но формально – это приговор консула.

Квесторы – предварительное расследование. Но иногда и сами осуществляют правосудие.

В самом начале республики по инициативе плебеев был принят очень важный закон, согласно которому, если приговор, вынесенный консулом, назначает наказание в виде смертной казни, телесных наказаний или штрафов выше установленной суммы, то этот приговор можно было обжаловать в народное собрание.

Таким образом, по уголовным делам была введена кассация. Т.к. дело рассматривалось заново. Либо оставляло приговор в силе, либо отменяло.

Плебейские трибуны обладали правом вето, которое могло парализовать действие в пределах городской черты (например, об аресте лица и т.д.)

Функции, наложенные квесторами при консулах, плебейские эдилы осуществляли у трибун. Квестии – это постоянные, специализированные судебные комиссии. Это коллегиальный судебный орган (100-200 человек).

Одна из них возникает в 149 году до нашей эры. Это была комиссия, специализированная на рассмотрении дел о вымогательстве магистратов в провинциях. Члены комиссии – сенаторы.

В республиканский период по отдельным категориям дел создаются и иные комиссии (дела о преступлениях против величия римского народа и т.д.).

Каждая из комиссий создавалась на основании специального закона, который содержал указания на состав преступления, которое буде рассмотрено комиссией, наказание, которое эта комиссия может применять и процессуальные нормы, которыми она руководствуется.

Эти законы – прообраз будущих уголовных и уголовно-процессуальных положений. Некий мини УК и УПК. Прообраз будущих консолидированных законов, которые будут созданы в Англии в XIX веке.

При Сулле появляется 6 преторов, которые возглавляли эти постоянные судебные коллегии. Эти преторы должны были осуществлять предварительное расследование по делу, а также председательствовали у комиссиях по рассмотрению каждого уголовного дела.

2 стадии в уголовном процессе:

· Предварительное расследование;

· Судебное разбирательство;

Монархический период.

Принципат.

Гражданские дела рассматривались на началах формулярного процесса. Это исключительный вид процесса в период принципата. Главный на первой стадии – претор (решает подлежит ли дело подсудности), дает рекомендации как судить путем составления формул.

Уголовные дела. Уже в этот период экстраординарные суды (организованные вне порядка, установленного законом о квестиях). Из отдельных поручений императора префектам – преторы стали развивать юрисдикцию этого лица. В Риме рассмотрением уголовных дел стал заниматься городской префект. Чиновники на службе императора расследовали уголовные дела.

Этот дуализм в период принципата находил выражение в такой юрисдикции.

Доминант.

Централизация государственного аппарата завершается. В гражданском процессе господствует ординарный процесс с одной стадией. Он находится в руках чиновника. Уголовный процесс – судебные полномочия и уголовная юрисдикция – у чиновников. В период доминанта суд не отделен от администрации.

Право Древнего Рима.

Источники права.

Юрист Ульпиан выделял 2 ветви права: частное и публичное. В частном праве выделяет три части:

1. естественное право (то, чему природа научила все живое). Речь идет о философских началах права;

2. общенародное право (то право, которым пользуются все народы человечества);

3. цивильное право (то, что народ сам себе установил);

Источниками цивильного права являются:

1) неписаные источники (обычаи);

2) писаные источники (законы, сенатус-консульты, конституции императоров, плебейсциты, эдикты магистратов). Классификация таких источников известна уже Институциям Юстиниана;

3) ответы римских юристов (писаные и устные – в классическую эпоху);

Обычаи.

Единого термина «обычай» не было. Существовало несколько видов обычаев. Самые главные – обычаи предков, затем – жрецов, обычаи магистратов, обычаи судебной практики. Обычаи сохраняют свое значение на продолжении всей истории римского права. Юрист Юлиан сформулировал 2 условия для признания обычаев правовыми, источниками права:

· давнее применение;

· молчаливое согласие общества;

Законы (Lex – Leges).

Это то, что постановил римский народ, это акт, принятый римским народом. Это право центуриальных народных собраний. Законы именовались по имени своего инициатора. Последний закон принят в Риме в 98 году нашей эры. Закон присущ периоду республики. Когда стало очевидно, что Риму не нужна республика – он становится монархией.

Сенатус-консульты.

В период принципата заняли место законов. Полномочия народного собрания переходят к Сенату и, следовательно, акты Сената становятся «как бы» законами. Со II века, когда законы уже не принимались, сенатус-консульты полностью занимают их место.

Плебейсциты.

Акты, принятые плебеями на своих собраниях по трибам. Долгое время эти акты были необязательными для патрициев. Но по закону Гортензия (287 год до нашей эры) плебейсциты стали обязательны для всех граждан Рима. Отныне плебейсциты и законы стали отличаться только по форме принятия.

Императорские конституции.

При переходе к доминанту, когда система Сенат – император приходит в упадок, занимают место сенатус-консультов. В III веке они займут такое положение, а в начале IV века – единственная допустимая форма законодательства, что выводилось из обоснования власти императора, на которого римский народ переносит свои полномочия. 4 формы:

· эдикты (распоряжения, указы, даваемые императором, как магистратом);

· мандаты (указание чиновникам, как главы государственного аппарата);

Эдикты и мандаты в монархический период были обращены к конкретным лицам и действовали в период правления данного императора.

· декреты (решения, выносимые императором при рассмотрении дел в качестве судьи);

· рескрипты (ответы на вопросы частных должностных лиц о применении права, о праве вообще);

Декреты и рескрипты действовали и после окончания полномочий императора. Поэтому неудивительно, что еще в III веке преобладающей формой императорских конституций были рескрипты. Позднее самой важной формой станут эдикты (в период доминанта).

Со временем в период доминанта появляются частные сборники императорских эдиктов (императорских конституций). В V веке, в 438 году по воле правителя Восточной империи Феодосия II вступает в силу Кодекс (сборник императорских конституций, созданный на основе частных сборников Гермогонианом и Григорианом). Валентиниан III (Западная империя) также одобряет этот Кодекс.

Следующая систематизация – только в период правления Юстиниана в Византии (117 императорских конституций).

Эдикты.

Их имели право издавать высшие магистраты. Почти все римские магистраты действуют в течении года, следовательно, эдикты действовали в период их полномочий. 367 год до нашей эры – вводится должность городского претора и курульных эдилов.

Понтифики – коллегия жрецов. Они обладали монопольным правом на календарь по предъявлению исков и на хранение всех формул исков. А затем – в суд. К претору, подносится иск, определяется подсудно или нет, избираются судьи, через 30 дней слушание. До 367 года до нашей эры в римском праве присутствует 2 черты:

· консерватизм;

· узко национальный характер;

В 242 году до нашей эры вводится должность претора по делам перигринов.

Магистраты преодолели то, что было присуще кверитскому гражданскому римскому праву. Преторы рассредоточили в своих руках первую инстанцию гражданского процесса. Претор проверяет допустимость дела к судебному разбирательству. Постепенно появляется формулярный процесс. Здесь уже встречаются черты отличия от легиссакционного процесса. Можно спокойно объяснить что случилось у истца. Претор даже составляет формулу для судьи. Преторская формула – инструкция для судьи как вершить правосудие. В этом процессе претор – полноправный хозяин.

По мере усложнения жизни требовались специальные знания для рассмотрения дел. Преторы сами интересовались судом. Судья, являясь обычным римским гражданином, не может являться хорошим судьей из-за незнания права на должном уровне, поэтому претор писал формулы.

Курульные эдилы стали разбирать споры на рынках. Они сосредотачивают в своих руках торговую юрисдикцию.

Перигринский претор – наиболее прогрессивен, т.к. он берет из иностранного права то, что считает необходимым для разрешения спора.

Все древние люди считали, что право – явление вечное. Так было и с правом квиритов. Сначала они хотели сделать свое право неизменным. Даже законы, принятые на народных собраниях, стабильны. Но жизнь требует иного, развивается договорное право.

Преторы и курульные эдилы приняли на себя ответственность отойти от вечного права. Рим приобретает новую систему права. Римское частное право делится на:

1) квиритское право (его источник – обычаи и законы XII таблиц);

2) преторское право (источники – эдикты городских преторов и курульных эдилов, а также ответы римских юристов);

3) право народов (источники – эдикты претора по делам перигринов, а также ответы римских юристов);

Цель преторского права – преодолеть формализм квиритского права, а права народов – преодолеть национализм.

Исходя из представлений о справедливости и доброй совести, они стали, используя свои должностные полномочия, свой авторитет и значение, превращать квиритское право в «голое» право (претор, который не может отменить квиритское право, обходит его, либо игнорирует). Они руководствуются понятием о справедливости и доброй совести.

Издавали эдикты. Так называемые годичные эдикты, в которых он объявляют, как он будет предоставлять защиту в суде. Претор изобретает новый иски, которых раньше не было. Он действовал в интересах граждан, участвовавших в гражданском обороте.

Через год – полномочия истекают. И, следовательно, он учитывает идеи своего предшественника, а что-то вносит свое. Так появляется 2 части в эдиктах: переходная и новая. Выражение преемственности в деятельности преторов. Преторское право, как и квиритское, регулировало отношения между римскими гражданами.

Право народов – только между перигринами, либо римскими гражданами в отношениях с перигринами.

Преторы изобрели административные способы защиты прав (интердиктное производство). Можно было потребовать принятия интердикта (акта претора, изданного как администратора). Если судит неправильно, то можно было потребовать судью, и тогда дело слушалось в суде. Преторы обеспечивали мобильность римского права. Этот плюрализм был особенно присущ классической эпохе.

По мере усиления личной власти принципса это становится ни к чему. Нужно упростить и унифицировать. Около 130 года Адриан создает комиссию для систематизации преторских эдиктов. Разработали «вечный эдикт». Адриан утвердил его, опубликовали. И теперь нет, кажется, уже никакого дуализма. Но все-таки на деле он остался. Преторы не могли вносить изменения в эдикт, но могли дополнять его.

Право народов. 212 год – эдикт Каракаллы. Все жители Рима – римские граждане. Следовательно, это право имеет лишь академическое значение.

Ответы римских юристов.

В Риме существует особая коллегия понтификов. Хранили обычаи предков, знали календарь предъявления исков, толковали право, хранили формулы исков.

Коллегия фециалов – толковали нормы международного права, отношения Рима с другими странами, участие римлян в этих отношениях.

Понтифики – первые судьи. В середине V века вследствие требований плебеев были созданы законы XII таблиц. Это сборник обычаев. Отныне каждый римский гражданин должен был знать эти обычаи. Теперь к обычаям стали относиться отрицательно, т.к. все обычаи стали законом.

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

Таблица I.

1. Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал] подтвердит [свой вызов] при свидетелях, а потом ведет его насильно.

2. Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку.

3. Если препятствием [для явки вызванного на судоговорение] будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст ему вьючное животное (jumentum). Повозки (arceram), если не захочет, представлять не обязан.

4. Пусть поручителем [на судоговорении] за живущего своим хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.

5. На чем договорятся, о том пусть [истец] и просит [на судоговорении].

6. Если [тяжущиеся стороны] не приходят к соглашению, пусть [они] до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело].

7. После полудня [магистрат] утвердит требование той стороны, которая присутствует [при судоговорении].

8. Если [на судоговорении] присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком [судоговорения].

Таблица II.

1. (Гай, Институции, IV. 14: По искам в 1000 и более ассов взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму - 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов).

2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезнь или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день.

3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство свидетеля ] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему].

Таблица III.

1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.

2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].

3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 46: Тем временем, [т.е. пока должник находился в заточении], он имел право помириться [с истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум, и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.)

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину].

7. Пусть сохраняет [свою] силу навеки иск против изменника.

Таблица IV.

1. (Цицерон, О законах, III. 8. 19: С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, [отличавшийся] исключительным уродством.)

2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца.

3. (Цицерон, Филиппики, II. 28. 69: [Пользуясь] постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв [у нее] ключ, изгнал [ее].)

4. (Авл Геллий, Аттические ночи, III. 16. 12: Мне известно, что [когда] женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то [из этого] возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.)

Таблица V.

1 (Гай, Институции, I. 144-145: Предки [наши] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено законом XII таблиц.)

2 (Гай, Институции, II. 47: Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.)

3 Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки [над подвластными ему лицами], так пусть то и будет ненарушимым.

4 Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе [его] ближайший агнат.

5 Если [у умершего] нет агнатов, пусть [оставшееся после него] хозяйство возьмут [его] сородичи.

6 (Гай, Институции, I. 155: По закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.)

a Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

b (Ульпиан, I. I pr. D. XXVII. 10: Согласно закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.) (Ульпиан, Lit", sing. regul., XII. 2: Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, стоять на попечении их агнатов.)

a (Ульпиан, Lib. sing. regul., XL. I: Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.)

b (Ульпиан, I. 195. § 1. D. L.I 6: Говоря [об отношениях между патроном и вольноотпущенником], закон [XII таблиц] указывает, что имущество вольноотпущенника переходит из той семьи в эту семью, [причем в данном случае] закон говорит [о семье как совокупности] отдельных лиц.)

a (Гордиан, 1. 6. с. III. 36: По закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях [умершего к другим лицам], непосредственно, [т.е. без выполнения каких-либо юридических формальностей], распределяется между сонаследниками в соответствии с их наследственными долями.)

b (Диоклетиан, 1. 26. с. II. 3: Согласно закону XII таблиц, долги умершего непосредственно разделяются [между его наследниками] соразмерно полученным [ими] долям наследства.)

10 (Гай, 1. 1. pr. D. X. 2: "Иск [о разделе наследства] основывается на постановлении закона XII таблиц".)

Таблица VI.

1 Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи [в присутствии 5 свидетелей и весовщика], то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.

2 (Цицерон, Об обязанностях, III. 16: По XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено [при заключении] сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.163 с.)