Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфофункциональные изменения в организме занимающихся ФК и С. Механизмы и показатели адаптации органов и систем к физическим нагрузкам.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Адаптационные изменения костной системы при физ. нагрузках. Костная система обладает большой пластичностью и способностью к перестройке при изменяющихся условиях как внешних, так и внутренней среды организма человека. Ежедневно обновляется от 10% до 20 % минеральных веществ костной ткани. Под влиянием физ. нагрузок помимо программированных изменений, увеличивающих прочность и надежность скелета. Адаптационные изменения костной системы при действии спорт. нагрузок происходит на разных уровнях ее организации: молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном. На молекулярном – в костной ткани повышается синтез белков и др. органических веществ. На субклеточном и клеточном Ур. – претерпевают значительные изменения органоиды клетки (митохондрии, рибосомы и т.д.), занимающиеся поставкой этих веществ, и сами клетки. На органном ур. – происходят изменения хим. состава, формы и внутреннего строения костей, а также изменение сроков роста окостенения. Хим. состав костей под влиянием нагрузок сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ (кальций, фосфор). Изменение формы костей происходит под влиянием мышц, которые сокращаются то с большей, то с меньшей силой и оказывают формирующее влияние на места начала и прикрепления мышц к костям, здесь образуются гребни, бугры, шероховатости. Физ. нагрузки динамического характера стимулируют процессы роста костей в длину, а статические змедляют интенсивность продольного роста костей. Через год систематических занятий уже можно наблюдать значительные изменения костей. Они наиболее выражены в первые 2 года, а в дальнейшем наступает стабилизация. Адаптационные изменения в костной системе у спортсменов отражают морфологическую перестройку, обусловленную прогрессивными сдвигами в строении опорного аппарата при действии специфических спортивных нагрузок. Адаптационные изменения связочно-суставного аппарата. Изучение подвижности в суставах имеет важное значение в спортивной практике, т.к. дает возможность тренеру научно обосновать учебно-тренировочный процесс и решать вопрос отбора в специализации. На подвижность суставов оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся не только форма и площадь суставных поверхностей, но и костные ограничители и функциональные тормозные аппараты. К костным ограничителям относят костные образования на костях, уменьшение амплитуды движения. К тормозному аппарату – мышцы-антаагонисты, связки. Повышение возбудимости НС приводит к увеличению подвижности в суставах: при эмоциональном подъеме амплитуда движений больше, чем при его спаде. Понижение температуры окружающей среды уменьшает подвижность, а ее повышение увеличивает подвижность, что объясняется рефлекторным воздействием холода и тепла на тонус мышц. Во время разминки усиливается работа сердца, повышается АД открываются резервные капилляры в мышцах и улучшается периферическое кровообращение. В результате этого снижается вязкость мышц в связи с чем увеличивается подвижность в суставах. На величину амплитуды движения в суставах оказывает влияние и взаиморасположение костных звеньев в данном суставе. При действии физ. нагрузок происходит морфофункциональная перестройка соединения костей, степень которой зависит от объема выполняемых движений. В тех суставах, в которых из-за специфических особенностей вида спорта костные звенья должны быть жестко закреплены, амплитуда движений уменьшается. Адаптация мышечной системы. Современный спорт характеризуется высокими физ. нагрузками, которые предъявляют ко всем системам организма спортсмена, в том числе и скелетным мышцам. В процессе тренировок происходят структурные перестройки мышц. Этот процесс получил название рабочая гипертрофия мышечной ткани – увеличение объема и веса мышц, а также увеличение объема (длины и толщины) клеточных элементов мышц. Увеличение интенсивности сокращения мышц влечет за собой активизацию процессов энергообразования и синтеза белка, так же наблюдаются общие реакции сосудов кровеносного русла скелетных мышц, следствием которых является рабочая гиперемия. Она создает необходимые условия для интенсивного притока крови к мышцам за счет раскрытия капилляров.. Физ. нагрузки статического и динамического характера вызывают различные изменения в мышцах. При действии статических – увеличивается объем мышц и площадь их прикрепления к костным образованиям, удлиняется сухожильная часть.При нагрузке динамического характера вес и объем мышц увеличивается, но в меньшей мере. В них происходит уменьшение мышечной части и укорочение сухожильной. После предельных физ. нагрузок должен быть период отдыха, достаточный для восстановления всех процессов в мышцах, иначе начинаются развиваться хроническое переутомление и перетренированность. Адаптацион. и зменения в пищеварит. системе. Органы пищеварения занимают определенное положение в брюшной полости. Физические упр., в основном, влияют на их форму, но иногда и на расположение. При высоких нагрузках ослабевает секреторная функция. Нарушение секреции желудочного сока при динамической и статической работе возникало (эксперимент на собаках), если нагрузка выполнялась менее чем за час или после приема пищи. При выполнении физ. упр может меняться положение печени и желчного пузыря. У спортсменов в возрасте 19-30 лет в положении стоядно желчного пузыря обычно располагается на уровне 3-4 поясничных позвонков. Высокие и чрезмерно высокие спортивные нагрузки не только меняют положение и форму органов желудочно – кишечного тракта, но и могут нарушать их функцию и даже приводить к морфологическим нарушениям. Адаптационные изменения дыхательной системы. Увеличение двигательной активности неизбежно требует выработки большого количества энергии, что неизбежно приводит к повышенной доставке кислорода в организм, а это в свою очередь зависит от состояния аппарата внешнего дыхания и легких, в которых у спортсмена возникают морфофункциональные адаптивные изменения. Функциональные возможности аппарата внешнего дыхания определяет ЖЕЛ. Она состоит из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха. ЖЕЛ существенно зависит от формы и функции аппарата внешнего дыхания у спортсменов различных специализаций. Например, плавание и спорт. игры способствуют развитию диафрагмального и реберного дыхания.Изменение аппарата внешнего дыхания, возникающие в процессе адаптации спортсмена к повышенной физической нагрузке, чрезвычайно многообразны. Правильная тренировка дыхания, с развитием в нем соответствующей морфофункциональной перестройки, является важным фактором повышения спортивной работоспособности. Адаптационные изменения НС. В спортивной практике при выполнении различных видов мышечной деятельности НС обеспечивает процессы адаптации организма к нагрузкам, а также закрепление двигательного навыка и автоматизацию движений, что имеет большое значение. Особенно велико значение НС в предстартовом состоянии, когда организм переходит на рабочий уровень еще до начала деятельности, и во время старта, когда НС обеспечивает врабатывание 4.Физиолого-педагогический контроль за занятиями ФК и физиологические критериии восстановления школьников. Для эффективного нормирования и управления уроком физической культуры необходим комплексный физиолого-педагогuческий контроль, на основании которого оценивается эффект нагрузки и функциональное состояние организма. Зарегистрированные в процессе контроля пара метры функuионального состояния и эффектов нагрузки сопоставляются с количественными и качественными её характеристиками, на основании чего составляется конспект урока и методические рекомендации по его проведению. Используются следующие виды контроля: оперативный, текущий и этапный. Оперативный контроль предназначен для регистрации одного упражнения, серии упражнений и урока в целом, а также функциональных изменений организма. Анализ результатов контроля основан на оценке зависимости типа «доза-эффект», где дозой является величина и время нагрузки, а эффектом - степень выраженности и направленность функциональных сдвигов. Установлено, что наибольшеe потребление кислорода, более эффективное функционирование различных органов и систем отмечается при средних по величине объемах нагрузок. Малые нагрузки не вызывают необходимого физиологического эффекта, большие - угнетают деятельность кислородтранспортной системы, снижают функциональные резервы и работоспособность учащихся. Оперативная оценка физиологической стоимости упражнений имеет большое значение при выборе рациональной последовательности их выполнения и продолжительности на уроке. Нагрузку на уроке нужно распределять так, чтобы получить заданное (положительное или отрицательное) взаимодействие срочных эффектов, которое должно проявляться в увеличении или в уменьшении функциональных сдвигов, вызванных предшествующей энерготратой и последующей работой. Если во время урока используется много различных упражнений, оценка величины и направленности срочных эффектов каждого из них позволяет установить их нагрузочную стоимость и оптимизировать последовательность выполнения. Установлено, что частота сердечных сокращений при выполнении упражнений на различных гимнастических снарядах практически одинакова. Однако, если определять частоту пульса только в начале нагрузок, то наибольшие сдвиги при этом наблюдаются при выполнении вольных упражнений, а наименьшие - во время прыжков. Особенно важен оперативный контроль за динамикой функциональных сдвигов в игровых частях урока, когда упражнения выполняются одновременно группой школьников. Те к у щ и й к о н т р о л ь предусматриваетрегистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5-1 О). В основе текущего контроля лежат данные регистрации показателей каждого урока, их сопоставление с результатами контрольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школьников. Анализ данных текушего контроля проводится на основе оценки восстановления основных функций организма в зависимости от объема выполненной нагрузки. Полученные данные о характеристикевосстановительных процессов служат основой для планирования нагрузки на ближайшие уроки при обязательном учете гетерохронности восстановления различных функций. Поэтому подбор упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы одинаковые по направленности нагрузки задавались через достаточные интервалы времени для восстановления ведущих функций организма. Э т а п н ы й к о н т р о л ь нагрузки заключается в регистрации её параметров и их анализе на протяжении нескольких месяцев, и даже всего учебного года. Количество этапов зависит от возраста, пола, подготовленности школьников и педагогических задач урока. Главными задачами этапного контроля являются анализ спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определения наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развивающим воздействием. Рассчитав соотношение нагрузок разной направленности, следует сопоставлять полученные результаты с показателями кумулятивного эффекта нагрузки. Надежность полученных при этом данных зависит, прежде всего, от информативности тестов этапного контроля, к числу которых относят энерготраты организма и показатели физической работоспособности школьников. Наиболее доступными методиками для определения энерготрат являются различные расчетные показатели. Так, энерготраты в состоянии абсолютного покоя (основной обмен) рассчитывают по формуле Рида: Е = 0,75 (ЧСС + 0,74' пд· 72), где: Е - энерготраты в ккал/сут; ПД - пульсовое артериальное давление в мм РТ.ст. Широкое распространение для этих целей получила формула Брейтмана: Е = 0,75' ЧСС + 0,5. ПД - 74, где: Е - энерготраты в % от стандартов Гарриса и Бенедикта. в физиологии труда и спорта общие энерготраты организма (Е обш.) рассматри вают как CYM~IY энергетических расходов в покое (Е пок.) и при нагрузке (Е нагр.): Е общ.= Е пок. + Е нагр. При этом энерготраты в покое рассчитывают по формуле: Е пок. = W исх.· 0,014, где: Е пок. - мощность энерготрат в покое, ккал/мин; w исх. - исходная мощность функционирования организма в Вт; 0,014 - коэффициент пересчета Вт в ккал/мин. Энерготраты при выполнении физических нагрузок определяют по формуле: Е нагр. = W нагр.. 0,014·5, где: W нагр. - мощность функционировании организма в процессе физической работы в Вт; 5 - коэффициент перерасчета энерготрат организма при выполнении работы на велоэргометре с КПД = 20%. Нередко для практических целей при расчете энерготрат спортсменов используют применяемое в физиологии и гигиене труда сопоставление энергетических характеристик определенных этапов физических упражнений с представленными в литературе константами, полученными при аналогичных видах деятельности методом прямой и непрямой калориметрии. Такая методика не является абсолютно точной, но приоценке энерготрат в динамике она вполне допустима. При оценке физической работоспособности существуют различные методические подходы. Прежде всего используют её п р я м ы е п о к а з а т е л и, которые позволяют оценивать профессиональную (спортивную) деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки и т.д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) сторон. К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, Т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды. метры, килограммы и т.д. Кроме этого установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма. В физиологии спорта определение физической работоспособности осуществляется также путем применения различных нагрузочных тестов (проба Летунова, Гарвардский степ-тест, PWC1iO' МПК и др. - см. раздел 5.3 в Спортивной физиологии). Доступными и в достаточной мере информативными показателями, характеризующими влияние нагрузок на организм школьников и:эффективность восстановительных процессов, являются ЧСС(сокращений и уровень артериального давления, особенно пульсового. Достаточную информаuию дает частота пульса, подсчитанная в течение 10 c троекратно после окончания урока: 0-1 О с, 30-40 с, 60-70 с. В результате получают три показатели пульса (П 1, П2, ПЗ), которые подвергаются дальнейшей математической обработке и анализу. Считается, что величина П 1 характеризует реактивность сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, П 2 и П 3 - эффективность её восстановления. Комплексную оценку состояния сердечно-сосудистой системы осуществляют на основании суммы трех показателей (П I + П2+ПЗ). Более достоверные данные о динамике восстановительных процессов в организме школьников дают два индекса восстановления пульса после окончания урока (ИВП I и ИВЛ2), которые paсчитывают по следующим формулам: ИВП 1=П2-П1/П1х100 ИВП 2=П3-П1/П1х100 Чем больше величины ИВП-I и ИВП-2, тем быстрее происходит восстановление сердечно-сосудистой системы и тем экономичнее школьник выполняет физические нагрузки на уроке. Большой информативностью обладают константы, характеризующие потребление кислорода, кислородный долг, уровень молочной кислоты в крови, кислотно-щелочное состояние и порог анаэробного обмена. Однако для их определения требуются соответствующие специалисты, необходимые условия и оборудование и выполняются они, как правило, с целью научных исследований. Одной из важнейших задач любого вида контроля за занятиями физической культурой является оценка выраженности функциональных сдвигов и характеристика восстановительных процессов у школьников. Во время мышечной деятельности в организме учащихся происходят связанные друг с другом анаболические и катаболические процессы, при этом диссимиляция преобладает над ассимиляцией. П осле окончания занятий в организме усиливаются процессы ассимиляции, когда восполняются израсходованные энергоресурсы, ликвидируется кислородная задолженность, удаляются продукты распада, нормализуются нейроэндокринные, анимальные и вегетативные системы, стабилизируется гомеостаз. При характеристике восстановительных процессов следует исходить из учения И. П. Павлова о том, что процессы истощения и восстановления в организме (деятельном органе) тесно связаны между собой и с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Специальными исследованиями последних лет показано, что чем выше энергетические траты во время работы, тем интенсивнее процесс их восстановления. Однако, если истощение функциональных потенциалов в процессе работы превышает оптимальный уровень, то полного восстановления не происходит. В этом случае физическая нагрузка вызывает дальнейшее угнетение клеточного анаболизма. Знание медико-биологических особенностей изменения функций организма и восстановительных процессов, его реализация в практике физического воспитания будут способствовать улучшению физического и функционального развития и самое главное – сохранению здоровья учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.012 с.) |