Мед. Контроль в массовой фк. Основные механизмы влияния физ. Упр. На организм человека. Методы медицинского наблюдения при занятиях фк. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мед. Контроль в массовой фк. Основные механизмы влияния физ. Упр. На организм человека. Методы медицинского наблюдения при занятиях фк.



Врачебное обследование физкультурника и спортсмена, как первичное, так и повторное, должно завершаться врачебным заключением. Оно должно содержать 5 разделов: 1) оценку состояния здоровья, 2) оценку физического развития, 3) оценку функционального состояния, 4) рекомендация спортсмену по режиму дня, питанию, 5) рекомендация тренеру и преподавателю по индивидуализации тренировочного процесса, режиму тренировки. От оценки при первичном обследовании зависит допуск к занятиям спортом или только к занятиям оздоровительной ФК. Для того чтобы поставить диагноз «здоров», врач обязан исключить все возможные патологические изменения в организме, являющиеся противопоказанием к занятиям спортом. Абсолютные противопоказания являются различные хронические заболевания (порок сердца, хронические заболевания легких, печени, желудка, кишечника, почек и др.), физические дефекты (н-р, удаленные легкое или почка), которые не могут быть излечены. Относительные противопоказания – дефекты в состоянии здоровья или в физическом развитии, которые препятствуют занятиям лишь каким-либо одним видом спорта. Для спортсменов кроме этих существуют временные противопоказания – в период болезни (до полного выздоровления). К ним относят хроническое воспаление глоточных миндалин, желчного пузыря, придаточных полостей носа, яичников и др.). При повторных и дополнительных врачебных обследованиях дается заключение о происшедших под влиянием занятий ФК и С изменениях в состоянии здоровья – как положительных, так и возможных отрицательных (в случае нерационального использования физической нагрузки). Заключение врача помогает дать глубокую оценку работе тренера и преподавателя. Ведь ее эффективность определяется не только такими важными критериями, как повышение спортивного мастерства, количество подготовленных спортсменов высокой квалификации, но и сочетанием достижений высокого спортивного мастерства с повышением и укреплением состояния здоровья, отсутствием отрицательных изменений. Только при этом условии можно говорить об эффективности и целесообразности используемой тренером и преподавателем методики тренировки.

Правильно строить занятия физ. упр., спортом для лиц различного возраста и пола невозможно без знания биологических особенностей организма. В спорт. медицине на основе возрастных и половых анатомо-физиологических особенностей разработаны определенные рекомендации и требования по построению учебно-тренировочного процесса. Преподаватель и тренер должны знать эти рекомендации и требования, чтобы правильно использовать физические упр. в таких возрастных группах. В зависимости от половых и возрастных особенностей занимающихся ФК и С имеются некоторые различия в в проведении мед. исследований и оценке их результатов, о чем также должны знать преподаватели и тренеры. Занятия девушек и женщин ФК и С осуществляется с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства. Поэтому одна из основных задач этих занятий заключается в подготовке женского организма к наиболее ответственной его функции – материнству. Женский организм отличается от мужского не только морфологическими особенностями, но и особенностями физиологическими.

 

6.Двигательные автоматизмы. Стадии формирования двигательного навыка. Динамический стереотип– основа сложных двигательных навыков. Двигательные автоматизмы. Произвольная двигательная деятельность человека совер­шенствуется в результате неоднократного повторения движе­ний. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произволь­ного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными вегетативными или врожденными соматическими рефлексами. Двигательный навык может быть отнесен к вторичным ав­томатизмам, так как на первых порах движения, составляющие основу навыка, осознаются. Появление автоматизма в выпол­нении отдельных движений или целостного двигательного акта является одним из существенных признаков двигательного на­выка. Двигательный навык рассматривается как способ управ­ления движениями и как произвольный двигательный акт, наи­более характерной чертой которого является автоматизм регуляторных влияний со стороны центральной нервной системы. Степень осознания отдельных элементов и всего движения в целом изменяется по мере совершенствования навыка. В на­чале разучивания движения, вследствие обширной иррадиации возбуждения, действие осознается полностью. По существу, вся кора и ближайшие подкорковые центры принимают участие в анализе этого движения. По мере совершенствования двигательного навыка сфера сознательного контроля за движениями сужается. Автоматизированная форма управления движениями осуществляется на фоновом уровне активности коры больших полушарий. Осознаваемость или неосознаваемость автоматизированного движения является процессом, функционально легко меняющимся в зави­симости от изменения условии внешней среды. В осознании движений принимают участие корковые поля, которые облада­ют оптимальной возбудимостью. Следовательно, в каждый момент будет осознаваться какая-то часть движения, вызываю­щая оптимальное возбуждение. Говоря об автоматизме и сознательном контроле в навыке, нельзя противопоставлять их. Целостная двигательная де­ятельность осознается. Однако степень сознательного контроля за автоматизированным движением различна и может произ­вольно изменяться. Высокая степень осознаваемости движения не исключает, а предполагает в определенных условиях выпол­нение отдельных его частей или движения в целом автомати­зирование. Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способ­ствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на вы­полнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях, пониженной воз­будимости коры больших полушарий. После выполнения авто­матически воспроизведенные действия осознаются. Имеются данные, позволяющие говорить о том, что по мере автоматиза­ции движений, корковый контроль заменяется регуляторными влияниями подкорковых центров. Навык следует рассматривать как многокомпонентную си­стему, включающую афферентную, эфферентную, вегетативную и центральную части. В зависимости от вида деятельности роль отдельных компонентов изменяется. Например, для спортсмена-бегуна на длинные дистанции наиболее важен эфферентный и вегетативный компонент, для гимнаста или фехтовальщица — эфферентный и центральный. Выраженность речевого компо­нента навыка тем выше, чем сложнее является его центральная часть. К настоящему времени внесены существенные дополнения в представления о пространственной ограниченности условно-рефлекторных связей, лежащих в основе формирования дина­мического двигательного стереотипа. Наличие большого числа исполнительных приборов, способных функционировать отдель­но друг от друга, допускает выполнение одного и того же дви­гательного акта различными способами. Выполнение одних и тех же упражнений у разных лиц производится при разной степени участия исполнительных приборов. Подобная картина наблюдается и у одного и того же человека, повторяющего автоматизированное движение. Стадии формирования двигательного навыка.

Выделяют 3 стадии:

1. Генерализации (иррадиации возбуждения)

2. Стадия концентрации

3. Стадия стабилизации и автоматизации

Генерализации – на ней создана модель движения становится основной для перевода внешнего образа во внутренние процессы собственных действий. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движения еще не развита. Особое значение имеют процессы подражания – общее у человека и животных. При этом пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя. Организация движений во времени, оценка ситуации, построение последовательности двигательных актов, их сознательная целенаправленность осуществляется передней лобной ассоциативной корой. Только в ней имеются нейроны кратковременной памяти, которые удерживают созданную программу от момента прихода в кору внешнего пускового сигнала до момента осуществления моторной команды. В создании моторных программ принимают участие нейроны коры мозжечка, таламуса, подкорковых ядер ствола мозга. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферической регуляции их генерализации. Поэтому I стадия попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа скелетных мышц, их продолжительным сокращением, во влечением сокращения мышц антагонистов и очень коротким периодом расслабления мышц. Все это нарушает координацию движений делая их закрепощенными, приводит к значительным энергозатратам и излишне выраженным вегетативным реакциям.

На этой стадии наблюдается особое учащение дыхания, сердцебиения, подъем АД, резкое изменение состава крови, заметное повышение функции тела и потоотделения. При этом нет согласованности сдвигов между собой их соответствия мощности и характера работы. Поток афферентных импульсов от проприорецепторов мышц затрудняет отделение основных мышечных групп работающих от посторонних. Требуются многократные повторения разучивания упражнения для постепенного совершенствования моторной программы и приближения к заданному эталону.

II стадия. Происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В посторонних зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых структурах наблюдаются возбужденные и заторможенные объединения, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. Навык на этой стадии уже сформирован, но еще очень не прочен и нарушается при любых новых раздражениях. Эти воздействия нарушают еще неокрепшую рабочию доминанту установившиеся взаимосвязи в мозгу и вновь приводит к иррадиации возбуждения и потери координации.

На III стадии в результате многократного повторения навыков в разнообразных условиях, помехоустойчивости рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыков. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой настройкой нейронов на общий ритм корковой активности. Такое явление было названо Ухтомским усвоением ритма. При циклической работе ритм корковой активности соответствует темпу выполняемого движения. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочию доминанту и не разрушают её. Большая часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спиной и головной мозг. Специальные команды из выше лежащих центров вызывает прессинаптическое торможение импульсов от периферических нейронов. Препятствия по допуску в спиной мозг и выше лежащие центры. Этим объясняется защита сформирования программ от случайных влияний и повышается надежность навыков.

Процесс автоматизации не означает выключение коркового контроля за выполнением движения. В коре работающего человека отличается появление связанных с движением потенциалов специфические формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что по видимому означает снижение его осозноваймости. В процессе тренировки происходит постоянно снижение созданной модели навыка реальных результатов его выполнения. По мере роста спортивного мастерства совершенствуется сама модель требуемого действия, утомляются моторные команды, а так же улучшается анализ сенсорной информации движения.

 

 

7.Физиологические основы и критерии современной классификации физических упражнений. Классиикация физических упражнений по режиму мышечной деятельности, по координационной структуре, по уровням построения движений, по относительной мощности работы.Воздействие физических упражнений на состояние функций организма определяется многими причинами, которые условно могут быть объединены в группы педагогических, психологических, биохимических и физиологических факторов. Особую роль в классификации физических. упражнений играют физи­ологические закономерности движений. Физиологической ос­новой классификации физических упражнений могут быть ре­жим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной деятельности (физическим качествам), относительная мощность работы н другие признаки.Классификация упражнений по координационной стриктуре предусматривает выделение групп упражнений по нарастающей степени сложности движений тела и отдельных его частей. В соответствии с этим принципом классификации наиболее простыми по координации будут такие упражнения, основу которых составляют врожденные двигательные рефлексы. Про­стейшими в координационном отношении являются позы ле­жания и сидения, более сложными — стояния и опоры на руки (упоры, стойки на руках, висы). Степень координационной сложности в движениях конечностями будет увеличиваться от симметричных движений в одной плоскости до асимметричных, разнонаправленных и разноплоскостных движений.

Основу классификации по уровням построения движений составляет вертикальный (от больших полушарий головного мозга к стволовой части и спинному мозгу) иерархический принцип нервной регуляции движений. Эта классификационная основа позволяет выделить' двигательные акты, обусловленные спинномозговыми рефлексами, а также движения, обусловлен­ные нервными образованиями на уровне стволовой части мозга, ближайших подкорковых ядер и корковых проекций двигательного анализатора. Условность такой классификации очевидна: у человека не существует корковых или спинальных движений в чистом виде.

Одним из возможных признаков, которые могут быть поло­жены в основу физиологической классификации, является способ выполнения физических упражнений — стандартный или нестандартный (вариативный). Так, для циклических уп­ражнений характерны стандартные (постоянные, не меняющи­еся)способы выполнения. Бегун, пловец, велосипедист выпол­няют сравнительно небольшую группу упражнений, в которых строго чередуются определенные физиологические параметры движения. Для нестандартных упражнений характерны посто­янная смена условий спортивной деятельности, а вместе с ней н изменение формы движений и их физиологических характе­ристик (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры).

Классификация физических упражнений по уровню суммар­ных трат энергии была предложена Диллом в 1936 г. На этом принципе были основаны и более поздние классификации. Соула (1961) предложил классифицировать работу в зависи мости от индивидуальных возможностей энергообмена по по­казателю максимального потребления кислорода (МПК). Ра­бота, выполняемая при кислородном запросе, превышающем уровень МПК, классифицируется им как очень тяжелая.

При максимальной работе потребление кислорода состав­ляет 75% и выше, при субмаксимальной от 50 до 75% от уровня МПК. При потреблении кислорода, составляющем 50% от уровня МПК, работа квалифицируется как интенсивная, при 25% — как легкая.

В классификации циклических упражнений по относительной мощности работы (В. С. Фарфель, 1945) учитывается зависи­мость предельной ее продолжительности от мощности. Эта за­висимость была отмечена А. В. Хиллом в конце 20-х годов на­шего века. От силы и скорости выполнения работы зависит и интенсивность физиологических функций организма. Для ана­лиза зависимости скорости от времени выполнения упражнения удобно пользоваться логарифмическим графиком', на котором откладываются не сами значения скорости и времени выполне­ния упражнения, а их логарифмы. На кривой зависимости времени и скорости выполнения отчетливо выделяются 4 уча­стка с различным изменением скорости — зоны относительной мощности работы: максимальной, субмаксимал.ьной, большой и умеренной. В зоне работы максимальной мощности средняя скорость остается стабильной.

Классификация упражнений по их направленности в разви­тии физических качеств носит условный характер. Так, пред­ставляет значительные трудности выделение упражнений, развивающих скоростные и силовые качества (их объединяют вместе, как упражнения для развития скоростно-силовых ка­честв). Тем не менее такая классификация имеет професси­онально-педагогическое, прикладное значение, когда речь идет об отборе специальных упражнений для развития физических качеств применительно к определенной спортивной специали­зации.

Ациклические движения

Ациклические движения представляют собой целостные, за­конченные двигательные акты, не связанные между собой, име­ющие самостоятельное значение. Ациклические движения от­личаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ацикли­ческими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превра­щает его в циклическое.

Ациклическим движениям, так же как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдель­ных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения. Ациклические упражнения делятся на однократные двигательные акты и их комбинации, на соб­ственно силовые и скоростно-силовые упражнения. Они состав­ляют основной арсенал средств таких видов спорта, как гимна­стика, акробатика, бокс, штанга, спортивные игры.

Формирование двигательных навыков в выполнении ацикли­ческих упражнений затруднено вследствие того, что повторное воспроизведение их в стандартной, неизменной форме практиче­ски исключается. Усложняется и корректирующая, регуляторная функция центральной нервной системы.

Образование устойчивых, автоматизированных форм управ­ления движениями в таких видах спорта, как борьба, бокс, спортивные игры,— длительный процесс. Причем речь идет не о целостных комбинациях (автоматизм в этом случае нежела­телен), а об отдельных технических приемах, доведение которых до степени автоматизма является важным условием роста спортивного мастерства.

Из отдельных, ставших автоматизированными движений в результате аналитико-синтетической деятельности мозга могут формироваться новые двигательные акты — умения. Они не яв­ляются механическим соединением уже имеющихся навыков.

Функционально устойчивые условные связи, объединяющиеся в умения, не включаются механически в новое движение. Про­исходит их перестройка, своеобразное статистическое усредне­ние, отвечающее новым условиям. Однако внешние условия лишь вероятностно предопределяют двигательной ответ. Логи­ческая целесообразность способа связи элементов циклических и ациклических движений определяется организмом при веду­щей роли коры больших полушарий.

Циклические движения.

Циклические движения характеризуются закономерным, по­следовательным чередованием и взаимосвязанностью отдель­ных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаи­мосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологической основой циклических движений является ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального тем­па при разучивании циклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптималь­ного ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к рит­мическим раздражениям, ускоряет врабатываемость. Примером временного несоответствия темпа движений текущей лабильно­сти нервных центров является бег в предельном темпе. Мощ­ный поток импульсов от проприоцепторов мышц приводит к па­дению возбудимости и функциональной подвижности нервных центров. Результатом этого является снижение темпа движе­ний и падение скорости бега.

Согласно представлениям Н. Е. Введенского о пессимальном торможении и А. А. Ухтомского об усвоении ритма, высо­кие ритмы раздражений могут и не вызывать пессимального торможения, если лабильность нервных центров достаточно вы­сока. Неоднократное выполнение скоростных упражнений в про­цессе систематической тренировки способствует повышению функциональной подвижности нервных центров. Ранее не до­ступные для усвоения ритмы раздражений становятся оптимальными для высоколабильных нервных центров.

Оптимальный ритм, легко усваиваемый в начале работы, при большой ее продолжительности и монотонности может перерас­ти в свою противоположность — стать пессимальным. Это обу­словлено падением лабильности нервных центров вследствие длительной истощающей работы.

Циклические упражнения классифицируются в зависимости от мощности работы, развиваемой спортсменом. Преимущество подобной классификации для практики физического воспитания очевидно, ибо здесь учитываются не столько двигательные, ко­ординационные и другие основы, сколько степень сдвигов физиологических функций, величина физической нагрузки. Знание особенностей физиологических сдвигов при выполнении работы в определенных зонах относительной мощности позволяет ра­ционально планировать нагрузку с учетом особенностей разви­тия утомления и восстановления после выполнения упражнений различной интенсивности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.033 с.)