Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мед. Контроль в массовой фк. Основные механизмы влияния физ. Упр. На организм человека. Методы медицинского наблюдения при занятиях фк.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Врачебное обследование физкультурника и спортсмена, как первичное, так и повторное, должно завершаться врачебным заключением. Оно должно содержать 5 разделов: 1) оценку состояния здоровья, 2) оценку физического развития, 3) оценку функционального состояния, 4) рекомендация спортсмену по режиму дня, питанию, 5) рекомендация тренеру и преподавателю по индивидуализации тренировочного процесса, режиму тренировки. От оценки при первичном обследовании зависит допуск к занятиям спортом или только к занятиям оздоровительной ФК. Для того чтобы поставить диагноз «здоров», врач обязан исключить все возможные патологические изменения в организме, являющиеся противопоказанием к занятиям спортом. Абсолютные противопоказания являются различные хронические заболевания (порок сердца, хронические заболевания легких, печени, желудка, кишечника, почек и др.), физические дефекты (н-р, удаленные легкое или почка), которые не могут быть излечены. Относительные противопоказания – дефекты в состоянии здоровья или в физическом развитии, которые препятствуют занятиям лишь каким-либо одним видом спорта. Для спортсменов кроме этих существуют временные противопоказания – в период болезни (до полного выздоровления). К ним относят хроническое воспаление глоточных миндалин, желчного пузыря, придаточных полостей носа, яичников и др.). При повторных и дополнительных врачебных обследованиях дается заключение о происшедших под влиянием занятий ФК и С изменениях в состоянии здоровья – как положительных, так и возможных отрицательных (в случае нерационального использования физической нагрузки). Заключение врача помогает дать глубокую оценку работе тренера и преподавателя. Ведь ее эффективность определяется не только такими важными критериями, как повышение спортивного мастерства, количество подготовленных спортсменов высокой квалификации, но и сочетанием достижений высокого спортивного мастерства с повышением и укреплением состояния здоровья, отсутствием отрицательных изменений. Только при этом условии можно говорить об эффективности и целесообразности используемой тренером и преподавателем методики тренировки. Правильно строить занятия физ. упр., спортом для лиц различного возраста и пола невозможно без знания биологических особенностей организма. В спорт. медицине на основе возрастных и половых анатомо-физиологических особенностей разработаны определенные рекомендации и требования по построению учебно-тренировочного процесса. Преподаватель и тренер должны знать эти рекомендации и требования, чтобы правильно использовать физические упр. в таких возрастных группах. В зависимости от половых и возрастных особенностей занимающихся ФК и С имеются некоторые различия в в проведении мед. исследований и оценке их результатов, о чем также должны знать преподаватели и тренеры. Занятия девушек и женщин ФК и С осуществляется с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства. Поэтому одна из основных задач этих занятий заключается в подготовке женского организма к наиболее ответственной его функции – материнству. Женский организм отличается от мужского не только морфологическими особенностями, но и особенностями физиологическими.
6.Двигательные автоматизмы. Стадии формирования двигательного навыка. Динамический стереотип– основа сложных двигательных навыков. Двигательные автоматизмы. Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными вегетативными или врожденными соматическими рефлексами. Двигательный навык может быть отнесен к вторичным автоматизмам, так как на первых порах движения, составляющие основу навыка, осознаются. Появление автоматизма в выполнении отдельных движений или целостного двигательного акта является одним из существенных признаков двигательного навыка. Двигательный навык рассматривается как способ управления движениями и как произвольный двигательный акт, наиболее характерной чертой которого является автоматизм регуляторных влияний со стороны центральной нервной системы. Степень осознания отдельных элементов и всего движения в целом изменяется по мере совершенствования навыка. В начале разучивания движения, вследствие обширной иррадиации возбуждения, действие осознается полностью. По существу, вся кора и ближайшие подкорковые центры принимают участие в анализе этого движения. По мере совершенствования двигательного навыка сфера сознательного контроля за движениями сужается. Автоматизированная форма управления движениями осуществляется на фоновом уровне активности коры больших полушарий. Осознаваемость или неосознаваемость автоматизированного движения является процессом, функционально легко меняющимся в зависимости от изменения условии внешней среды. В осознании движений принимают участие корковые поля, которые обладают оптимальной возбудимостью. Следовательно, в каждый момент будет осознаваться какая-то часть движения, вызывающая оптимальное возбуждение. Говоря об автоматизме и сознательном контроле в навыке, нельзя противопоставлять их. Целостная двигательная деятельность осознается. Однако степень сознательного контроля за автоматизированным движением различна и может произвольно изменяться. Высокая степень осознаваемости движения не исключает, а предполагает в определенных условиях выполнение отдельных его частей или движения в целом автоматизирование. Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях, пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения автоматически воспроизведенные действия осознаются. Имеются данные, позволяющие говорить о том, что по мере автоматизации движений, корковый контроль заменяется регуляторными влияниями подкорковых центров. Навык следует рассматривать как многокомпонентную систему, включающую афферентную, эфферентную, вегетативную и центральную части. В зависимости от вида деятельности роль отдельных компонентов изменяется. Например, для спортсмена-бегуна на длинные дистанции наиболее важен эфферентный и вегетативный компонент, для гимнаста или фехтовальщица — эфферентный и центральный. Выраженность речевого компонента навыка тем выше, чем сложнее является его центральная часть. К настоящему времени внесены существенные дополнения в представления о пространственной ограниченности условно-рефлекторных связей, лежащих в основе формирования динамического двигательного стереотипа. Наличие большого числа исполнительных приборов, способных функционировать отдельно друг от друга, допускает выполнение одного и того же двигательного акта различными способами. Выполнение одних и тех же упражнений у разных лиц производится при разной степени участия исполнительных приборов. Подобная картина наблюдается и у одного и того же человека, повторяющего автоматизированное движение. Стадии формирования двигательного навыка.
Выделяют 3 стадии: 1. Генерализации (иррадиации возбуждения) 2. Стадия концентрации 3. Стадия стабилизации и автоматизации Генерализации – на ней создана модель движения становится основной для перевода внешнего образа во внутренние процессы собственных действий. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движения еще не развита. Особое значение имеют процессы подражания – общее у человека и животных. При этом пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя. Организация движений во времени, оценка ситуации, построение последовательности двигательных актов, их сознательная целенаправленность осуществляется передней лобной ассоциативной корой. Только в ней имеются нейроны кратковременной памяти, которые удерживают созданную программу от момента прихода в кору внешнего пускового сигнала до момента осуществления моторной команды. В создании моторных программ принимают участие нейроны коры мозжечка, таламуса, подкорковых ядер ствола мозга. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферической регуляции их генерализации. Поэтому I стадия попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа скелетных мышц, их продолжительным сокращением, во влечением сокращения мышц антагонистов и очень коротким периодом расслабления мышц. Все это нарушает координацию движений делая их закрепощенными, приводит к значительным энергозатратам и излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдается особое учащение дыхания, сердцебиения, подъем АД, резкое изменение состава крови, заметное повышение функции тела и потоотделения. При этом нет согласованности сдвигов между собой их соответствия мощности и характера работы. Поток афферентных импульсов от проприорецепторов мышц затрудняет отделение основных мышечных групп работающих от посторонних. Требуются многократные повторения разучивания упражнения для постепенного совершенствования моторной программы и приближения к заданному эталону. II стадия. Происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В посторонних зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых структурах наблюдаются возбужденные и заторможенные объединения, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. Навык на этой стадии уже сформирован, но еще очень не прочен и нарушается при любых новых раздражениях. Эти воздействия нарушают еще неокрепшую рабочию доминанту установившиеся взаимосвязи в мозгу и вновь приводит к иррадиации возбуждения и потери координации.
На III стадии в результате многократного повторения навыков в разнообразных условиях, помехоустойчивости рабочей доминанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыков. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой настройкой нейронов на общий ритм корковой активности. Такое явление было названо Ухтомским усвоением ритма. При циклической работе ритм корковой активности соответствует темпу выполняемого движения. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочию доминанту и не разрушают её. Большая часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спиной и головной мозг. Специальные команды из выше лежащих центров вызывает прессинаптическое торможение импульсов от периферических нейронов. Препятствия по допуску в спиной мозг и выше лежащие центры. Этим объясняется защита сформирования программ от случайных влияний и повышается надежность навыков. Процесс автоматизации не означает выключение коркового контроля за выполнением движения. В коре работающего человека отличается появление связанных с движением потенциалов специфические формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что по видимому означает снижение его осозноваймости. В процессе тренировки происходит постоянно снижение созданной модели навыка реальных результатов его выполнения. По мере роста спортивного мастерства совершенствуется сама модель требуемого действия, утомляются моторные команды, а так же улучшается анализ сенсорной информации движения.
7.Физиологические основы и критерии современной классификации физических упражнений. Классиикация физических упражнений по режиму мышечной деятельности, по координационной структуре, по уровням построения движений, по относительной мощности работы.Воздействие физических упражнений на состояние функций организма определяется многими причинами, которые условно могут быть объединены в группы педагогических, психологических, биохимических и физиологических факторов. Особую роль в классификации физических. упражнений играют физиологические закономерности движений. Физиологической основой классификации физических упражнений могут быть режим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной деятельности (физическим качествам), относительная мощность работы н другие признаки.Классификация упражнений по координационной стриктуре предусматривает выделение групп упражнений по нарастающей степени сложности движений тела и отдельных его частей. В соответствии с этим принципом классификации наиболее простыми по координации будут такие упражнения, основу которых составляют врожденные двигательные рефлексы. Простейшими в координационном отношении являются позы лежания и сидения, более сложными — стояния и опоры на руки (упоры, стойки на руках, висы). Степень координационной сложности в движениях конечностями будет увеличиваться от симметричных движений в одной плоскости до асимметричных, разнонаправленных и разноплоскостных движений.
Основу классификации по уровням построения движений составляет вертикальный (от больших полушарий головного мозга к стволовой части и спинному мозгу) иерархический принцип нервной регуляции движений. Эта классификационная основа позволяет выделить' двигательные акты, обусловленные спинномозговыми рефлексами, а также движения, обусловленные нервными образованиями на уровне стволовой части мозга, ближайших подкорковых ядер и корковых проекций двигательного анализатора. Условность такой классификации очевидна: у человека не существует корковых или спинальных движений в чистом виде. Одним из возможных признаков, которые могут быть положены в основу физиологической классификации, является способ выполнения физических упражнений — стандартный или нестандартный (вариативный). Так, для циклических упражнений характерны стандартные (постоянные, не меняющиеся)способы выполнения. Бегун, пловец, велосипедист выполняют сравнительно небольшую группу упражнений, в которых строго чередуются определенные физиологические параметры движения. Для нестандартных упражнений характерны постоянная смена условий спортивной деятельности, а вместе с ней н изменение формы движений и их физиологических характеристик (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры). Классификация физических упражнений по уровню суммарных трат энергии была предложена Диллом в 1936 г. На этом принципе были основаны и более поздние классификации. Соула (1961) предложил классифицировать работу в зависи мости от индивидуальных возможностей энергообмена по показателю максимального потребления кислорода (МПК). Работа, выполняемая при кислородном запросе, превышающем уровень МПК, классифицируется им как очень тяжелая. При максимальной работе потребление кислорода составляет 75% и выше, при субмаксимальной от 50 до 75% от уровня МПК. При потреблении кислорода, составляющем 50% от уровня МПК, работа квалифицируется как интенсивная, при 25% — как легкая. В классификации циклических упражнений по относительной мощности работы (В. С. Фарфель, 1945) учитывается зависимость предельной ее продолжительности от мощности. Эта зависимость была отмечена А. В. Хиллом в конце 20-х годов нашего века. От силы и скорости выполнения работы зависит и интенсивность физиологических функций организма. Для анализа зависимости скорости от времени выполнения упражнения удобно пользоваться логарифмическим графиком', на котором откладываются не сами значения скорости и времени выполнения упражнения, а их логарифмы. На кривой зависимости времени и скорости выполнения отчетливо выделяются 4 участка с различным изменением скорости — зоны относительной мощности работы: максимальной, субмаксимал.ьной, большой и умеренной. В зоне работы максимальной мощности средняя скорость остается стабильной. Классификация упражнений по их направленности в развитии физических качеств носит условный характер. Так, представляет значительные трудности выделение упражнений, развивающих скоростные и силовые качества (их объединяют вместе, как упражнения для развития скоростно-силовых качеств). Тем не менее такая классификация имеет профессионально-педагогическое, прикладное значение, когда речь идет об отборе специальных упражнений для развития физических качеств применительно к определенной спортивной специализации. Ациклические движения Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое. Ациклическим движениям, так же как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения. Ациклические упражнения делятся на однократные двигательные акты и их комбинации, на собственно силовые и скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал средств таких видов спорта, как гимнастика, акробатика, бокс, штанга, спортивные игры. Формирование двигательных навыков в выполнении ациклических упражнений затруднено вследствие того, что повторное воспроизведение их в стандартной, неизменной форме практически исключается. Усложняется и корректирующая, регуляторная функция центральной нервной системы. Образование устойчивых, автоматизированных форм управления движениями в таких видах спорта, как борьба, бокс, спортивные игры,— длительный процесс. Причем речь идет не о целостных комбинациях (автоматизм в этом случае нежелателен), а об отдельных технических приемах, доведение которых до степени автоматизма является важным условием роста спортивного мастерства. Из отдельных, ставших автоматизированными движений в результате аналитико-синтетической деятельности мозга могут формироваться новые двигательные акты — умения. Они не являются механическим соединением уже имеющихся навыков. Функционально устойчивые условные связи, объединяющиеся в умения, не включаются механически в новое движение. Происходит их перестройка, своеобразное статистическое усреднение, отвечающее новым условиям. Однако внешние условия лишь вероятностно предопределяют двигательной ответ. Логическая целесообразность способа связи элементов циклических и ациклических движений определяется организмом при ведущей роли коры больших полушарий. Циклические движения. Циклические движения характеризуются закономерным, последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса. Физиологической основой циклических движений является ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании циклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость. Примером временного несоответствия темпа движений текущей лабильности нервных центров является бег в предельном темпе. Мощный поток импульсов от проприоцепторов мышц приводит к падению возбудимости и функциональной подвижности нервных центров. Результатом этого является снижение темпа движений и падение скорости бега. Согласно представлениям Н. Е. Введенского о пессимальном торможении и А. А. Ухтомского об усвоении ритма, высокие ритмы раздражений могут и не вызывать пессимального торможения, если лабильность нервных центров достаточно высока. Неоднократное выполнение скоростных упражнений в процессе систематической тренировки способствует повышению функциональной подвижности нервных центров. Ранее не доступные для усвоения ритмы раздражений становятся оптимальными для высоколабильных нервных центров. Оптимальный ритм, легко усваиваемый в начале работы, при большой ее продолжительности и монотонности может перерасти в свою противоположность — стать пессимальным. Это обусловлено падением лабильности нервных центров вследствие длительной истощающей работы. Циклические упражнения классифицируются в зависимости от мощности работы, развиваемой спортсменом. Преимущество подобной классификации для практики физического воспитания очевидно, ибо здесь учитываются не столько двигательные, координационные и другие основы, сколько степень сдвигов физиологических функций, величина физической нагрузки. Знание особенностей физиологических сдвигов при выполнении работы в определенных зонах относительной мощности позволяет рационально планировать нагрузку с учетом особенностей развития утомления и восстановления после выполнения упражнений различной интенсивности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.012 с.) |