Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика предстартовых состояний. Виды предстартовых состояний. Значение эмоций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях. Различают: - Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований. - Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний. - Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта. Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты. Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.
9. Физиологическое обоснование состояния утомления и его биологическое значение. Под утомлением понимают физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординацин функций и во временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает относительно медленно, но достигает большей глубины, чем у высших животных. Наиболее сложно утомление протекает у человека. Это связано с тем, что в развитии утомления и в течении восстановительных процессов у человека особое значение приобретают социальные факторы. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма. В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсированная форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное, явное утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. Развитие охранительного торможения в центральной нервной системе приводит к отказу от работы. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза. Утомление, развивающееся в процессе выполнения физических упражнений, приводит к снижению их эффективности и ухудшению спортивного результата. Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без глубокого понимания механизмов развития утомления. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в раскрытии механизмов утомления. Особая роль центральной нервной системы в развитии утомления несомненна. Торможение — универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом которого может быть потеря жизнеспособности организма.
Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми оказываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстановление—это две стороны одного процесса. Соотношение их — основа деятельного состояния или перехода к пониженной активности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представлений об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления. Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состояния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По современным представлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки. Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы митохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительный период. В результате тренированность к этому виду нагрузки повышается. Истощение, превышающее допустимые пределы, ведет к срыву адаптации с развитием картины переутомления. Современная теория утомления исходит из предпосылки о многоструктурности и неоднозначности функциональных изменений в отдельных системах во время работы. Процессы, обусловливающие развитие утомления, в первую очередь происходят в коре больших полушарий. Однако при этом не снимается роль местных и гуморальных факторов в развитии утомления. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжительности ведущая роль в развитии утомления может принадлежать различным физиологическим системам. Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущими факторами в развитии утомления в связи с повышенным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечников при эмоциональном стрессе. Угнетение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы — возможная альтернатива в изменении гормонального равновесия при длительной истощающей работе—может также стать одним из ведущих факторов утомления. Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функции может играть ведущую роль при кратковременной мышечной работе скоростного характера, в результате действия мощного потока проприоцептивных и хеморецептивных импульсов и последующего развития запредельного торможения (первичное утомление). Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но длительного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных констант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химизма внутренней среды происходят вследствие снижения активности ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, снижения уровня аденозинтрифосфатазы, а также первичных акцепторов электронного каскада — НАД и НАДФ.
Ведущими факторами развития утомления могут стать н местные процессы, например нарушения в периферическом звене нервно-мышечного аппарата. Они связаны с понижением возбудимости н проводимости в нервно-мышечных синапсах, физиологическими и биохимическими изменениями в рецепторах и сократительных элементах мышц. Подобный подход к изменяющемуся значению отдельных факторов в развитии утомления, а также строгая количественная оценка их значимости может быть основой управления тренировочным процессом. Выделение ведущего фактора в развитии утомления при конкретных видах мышечной работы возможно при правильном подборе соответствующих тестирующих проб и методик исследования. Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток. Феноменологическая картина утомления у детей и роль отдельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные отличия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность детей падает от первого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации. Перетренировка Перетренировка — этап прогрессирующего развития переутомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранними признаками перетренировки служат расстройство сна, отсутствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конфликты с товарищами и тренером или, наоборот, отличается вялостью, безразличным отношением к окружающим.
В развитии перетренировки можно выделить три стадии. Для первой стадии характерно прекращение роста спортивных результатов или их снижение, жалобы на ухудшение самочувствия, отсутствие желания к продолжению тренировки, пониженная приспособляемость к нагрузкам. Вторая стадия перетренировки проявляется в прогрессирующем снижении спортивных результатов, в ухудшении восстановительных процессов после нагрузки при плохой приспособляемости к ней. Субъективные жалобы на плохое самочувствие усугубляется объективным ухудшением функционального состояния спортсмена. Стойкие функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сопровождающиеся резким снижением спортивной работоспособности, — такова картина третьей стадии перетренировки. Во второй и третьей стадиях перетренировки наряду с расстройствами регуляции могут наблюдаться диффузные и очаговые изменения в сердечной мышце. Субъективные проявления перетренировки этих стадий — жалобы на неприятные ощущения и боли в области сердца, в особенности после физической нагрузки. Сократительная способность сердца ухудшается. При увеличивающихся размерах сердца наблюдается отрицательная корреляция с объемом сердечного выброса. При физических нагрузках в подавляющем большинстве случаен наблюдаются атипические реакции, преимущественно со ступенчатым подъемом артериального давления. Существенные изменения происходят в характере обменных реакций. Если на начальной стадии снижается интенсивность окислительного фосфорилирования, то на поздних этапах перетренировки ухудшаются гликолитические механизмы ресинтеза АТФ, уменьшается содержание гликогена и увеличивается образование аммиака в мышцах. Нарушение витаминного баланса при перетренировке выражается в резком снижении содержания витамина С в крови, печени, скелетных мышцах. Вследствие ухудшения пластических процессов, а также повышенного расхода энергии при мышечной работе падает масса тела. Снижение показателей физических качеств при перетренировке относится более всего к общей и скоростной выносливости. Быстрота и мышечная сила изменяются в меньшей степени. При перетренировке отмечается падение активности естественных защитных факторов организма. При исследовании состояния естественных защитных реакций у юных спортсменов, находящихся в состоянии перетренировки, обнаружено падение активности фагоцитоза уже после незначительной малоинтенсивной нагрузки (5-минутная работа на велоэргометре с мощностью 60% от максимальной). Снижается исходный фон естественной иммунологической реактивности организма. Падение естественной иммунологической реактивности является следствием понижения общей физиологической активности организма, наблюдаемой при функциональных расстройствах, связанных с перетренировкой.
Мерами предупреждения перетренировки служат правильная организация тренировочного режима, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической нагрузке, строгое следование принципам спортивной тренировки, в которых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса. Для восстановления спортивной работоспособности после первой стадии перетренировки необходим активный отдых в течение 1—2 недель. Объем тренировочной нагрузки в этом случае уменьшается, интервалы отдыха между интенсивными упражнениями удлиняются. Резко снижается объем интенсивных нагрузок, соревнования исключаются. Последствия перетренировки второй стадии могут быть ликвидированы в течение 1—2 месяцев. При этом в первые недоли (от 1 до 3) лечения полезен полный или активный отдых с неспецифической нагрузкой. Третья стадия перетренировки требует полного 2—3 недельного отдыха, с последующим переходом к активному отдыху продолжительностью 3-4 недели. В этот период принимается комплекс восстанавливающих средств. К ним относится медикаментозные препараты, биологические и физиотерапевтические процедуры. Перенапряжение. Чрезмерная и форсированная физическая нагрузка без достаточного для восстановления периода отдыха приводит к изменению функций жизнеобеспечивающих систем организма развития патологических состояний. Перенапряжение возникает как результат несоответствия между запросами возникающими при мышечной работе, и функциональными возможностями спортсмена для их обеспечения. К числу причин результатом которых может быть перенапряжение относится интенсивная нагрузка, если она действует на не подготовительный организм, сочетается с напряженной учебой или работой и выполняется после заболевания если на фоне хронической инфекции. В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ резкое изменение химизма во внутренней среде, т.е. нарушается гомеостаз внутренней среды. Дисфункции гормональной системы – увеличение содержания адреналина и его аналога в крови, кроме того наблюдается недостаточность, адренокортикотропной функций передней долей гипофиза, что является фактором способствующим развитию перенапряжения. В результате изменения веществ возникают нарушения баланса ионов калия и магния и могут наблюдаться диффузные и очаговые поражения сердечной мышцы. Через мерная физическая нагрузка с опасной точки зрения недостаточно энергетического запаса сердечной мышцы, нарушения метаболизма и угроза инфаркта миокарда. Расстройство обмена веществ в миокарде занимает особое место среди других метаболических расстройств, т.к. при этом нарушается кровоснабжение всего организма. Поэтому миокард повреждается как первично, так и опосредовано через нарушения обменных процессов целостного организма. Для нормальной функции миокарда необходимо равновесие между нейрогармонами, симпатической и парасимпатической нервной системы. Нарушение соотношений адреналина и норадреналина с одной стороны и оцетилхолина с другой стороны способствует развитию перенапряжения. Это приводит к гипоксии миокарда и некрозу сердечной мышцы. Очаговый изменения миокарда возникают в следствии спазма и механической закупорки артерии анемии, нарушений электролитного обмена. В результате перенесенного перенапряжения может сохраниться стойкое повышение АД, боли в области сердца и печени, значительное снижение физической работоспособности к приспособляемости мышечной нагрузки. В эти изменения могут привести к смертельному исходу. Многократное применение нагрузок превышающее функциональные возможности спортсмена сохраняется хроническим перенапряжением. В развитии хронического перенапряжения существуют 3 стадии: Для I стадии характерно сохранение высокой спортивной работоспособности. При этом отмечаются характерные изменения ЭКГ и снижается экономичность физиологических функций. Во II стадии появляется комплекс вегетативной и соматических расстройств приводящие к резкому падению физической работоспособности. Для III стадии характерны дистрофические изменения в миокарде и расстройства гемодинамеки. Следствием перенапряжения сердца может быть развитие патологических форм гипертрофии, при которых размеры сердца увеличиваются как за счет продольных так и за счет косых размеров. Патологические формы гипертрофии и с выраженными дистрофическими изменениями отличаются от физиологической гипертрофии являющиеся систематической мышечной работы. Границы переходы физиологической гипертрофии в патологическую носят условный характер. Выделяют 3 стадии развития гипертрофии: Стадия компенсаторной гиперфункции сердца (увеличивающаяся функциональная нагрузка сопровождается одновременная активацией энергообразования и синтеза белка). Потребления кислорода на единицу массы сердца при этом растет. Снижаются запасы гликогена и креатина фосфата сердечной мышцы при одновременном увеличении ее массы. Стадия характеризуется завершающей гипертрофией и относительно устойчивой гиперфункцией сердца. Уровень функционирования энергообразования и пластических процессов при этом нормализуется. Общее потребление кислорода на единицу массы сердца не отличается от нормы. Уменьшается содержание норадреналина в сердечной мышце, тем самым снижается активность к импульсам приходящим по симпатическим мышечным волокнам. При этом сократительная функция сердечной мышцы снижается. Стадия происходит дальнейшее уменьшение содержание норадреналина в сердечной мышцы и ухудшение трофических влияний и симпатических нервов. На этой же стадии в гипертрофированном миокарде нарушается синтез нуклеиновых кислот и мышечного белка. Средства предупреждения и лечения перенапряжения меняются в зависимости от степени его развития. При перенапряжении первой стадии следует уменьшить объем тренировочной нагрузки. Интенсивность выполняемых упражнений должна составлять не более 50%. Нормализация сердечной функции достигается медикаментозными средствами. В комплексе восстановительных процедур особое внимание уделяется сбалансированному питанию с интенсивной витаминизацией. При перенапряжении второй и третьей стадий спортсмену следует переходить на режим активного отдыха. Интенсивность нагрузки при этом не должна превышать 20—30%, а общий ее объем сокращается в 2—3 раза.
|
11.Физиологическая характеристика тренировки, тренированности, спортивной формы. Эффекты тренировки Тренировка - это планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнований наибольшей работоспособности. Уровень специальной работоспособности спортсмена называют тренированностью. При этом в организме спортсмена происходит морфологические, биохемические и физиологические изменения приводящие к повышению его работоспособности. В результате адаптации к физиологическим нагрузкам создается два основных положительных функциональных эффектов: - Усиление максимальных, функциональных возможностей организма. Это выявляется при выполнении придельных тестов. Н-р: Увеличение МПК, при тренировки выносливости. - Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его систем и органов, что является при выполнении стандартной не максимальной нагрузки. В условиях относительного мышечного покоя у спортсмена можно зарегистрировать функциональные изменения деятельности висцеральных систем свидетельствующих о состоянии тренированности: 1. Некоторые показатели достигнув определенного уровня в первые годы тренировки в дальнейшем не изменяется (ЖЕЛ, ЧСС), а другие более лабильны (объем сердца). 2. Физиологические показатели зависят от спортивной специализации, а также от индивидуальных особенностей спортсмена. 3. Суждение о динамике тренированности можно сделать только с учетом исследовании несколько систем. У тренированного спортсмена имеются следующие изменения: 1. Укорочен скрытый период двигательной реакции. 2. увеличена механическая прочность костей, масса и объем скелетных мышц (рабочая гипертония), лабильность и скорость расслабления мышц, удельный вес тела и возбудимость. 3. Увеличена ЖЕЛ, и максимальная вентиляция легких меньше частота дыхания, больше время произвольной задатки дыхания. 4. Наблюдается гипертрофия миокарда в бродокордия, изменения фазовой структуры сердечного цикла за счет удлинения диастолы и снижения МОК. 5. Общее количество крови несколько увеличивается, в ней повышается количество эритроцитов и гемоглобина в ней. Тренированность - комплексная врачебно – педагогические понятие характеризуются готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.32 (0.017 с.) |