Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение социальной диагностики в практике социального проектированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная диагностика - это установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам. В основе социальной диагностики лежат: I. Объективные факторы. Это статистические данные. В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры. II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей. Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное поведение людей. Этапы диагностики: На первом этапе диагностики проводится сравнение: с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали "чужих"). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму; с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название "индивидуальная соотносительная норма"; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - "групповая соотносительная норма"; с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма. На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей. Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации. Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности "здесь и сейчас". Но то, что есть "здесь и сейчас", имело свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть "здесь и сейчас". Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом сегодняшних проблем и сложившихся к данному моменту наших возможностей. Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего проекта на это развитие. В этой связи в следующем параграфе и пойдет речь о социальном предвидении и социальном прогнозировании, применяемом для оценки жизнеспособности социального проекта.
Билет к зачету/ экзамену №10
Предмет и объект исследования социального прогнозирования
Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Типовая структура социального проекта на макро и микроуровнях
1. Актуальность проекта (объем 2-3 с.): 1) Описание социальной проблемы на общетеоретическом уровне с использованием нормативно-правовых документов федерального (регионального) уровня и теории вопроса. 2) Доказательство наличия данной социальной проблемы на локальном уровне с использованием технологии социальной диагностики. 3) Общий вывод о необходимости решения проблемы с помощью данного социального проекта. 2. Цели и задачи проекта 3. Модель внедряемой инновации • Месторасположение объекта, • Организационный статус объекта, • Дата начала работы объекта. • Социальная категория, на решение проблем которой направлена деятельность объекта. • Основные направления деятельности объекта с описанием основных форм и методов работы, • Режим работы объекта, • Управление объектом, • Другая необходимая информация. 4. Обоснование проекта. 4.1. Нормативно-правовое обоснование: • нормативно-правовой статус объекта; • перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности: (международные документы; конституция РФ; федеральные законы; законы субъектов Федерации; федеральные и региональные целевые социальные программы; постановления правительства; инструктивные письма; приказы руководителя социальной организации; уставы социальной организации). 4.2. Финансовое обоснование: • источники финансирования и регулярность поступления средств; • бюджет проекта: 1) расходы единовременные (на реализацию подготовительных мероприятий); 2) расходы регулярные (после ввода объекта в эксплуатацию: зарплата, аренда, коммунальные платежи, налоги, закупка расходных материалов и др.). 4.3. Организационное обоснование: • описание помещений (территории); • перечень материально-технического оборудования; • кадры: штатные сотрудники; сотрудники на договорных отношениях; внештатные, привлекаемые сотрудники. 5. Ожидаемые последствия от реализации проекта 5.1. Позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта). 5.2. Негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению. 6. Управление проектом 6.1. Жизненный цикл проекта. 6.2. Планирование подготовительных мероприятий. 7. Приложения. • анкеты, интервью, бланки наблюдений; • социальные карты; • устав, трудовой договор; • статистические данные; • графики, диаграммы, таблицы; • чертежи, рисунки; • сценарии; • памятки-инструкции; • образцы рекламной продукции; • другая, используемая в проекте информация. 8. Список использованной литературы.
Билет к зачету/ экзамену №11
Классификация объекта прогнозирования
Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам. 1. По природе объекты прогнозирования делятся на: а) научно-технические (ввод новой техники, появление новых материалов, новых научных открытий и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.). 2. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных факторов, входящих в их описание при анализе: сублокальные - с числом значащих переменных факторов от 1 до 3 (численность населения страны); локальные - с числом переменных от 4 до 14 (производительность труда); субглобальные - с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные - с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные - с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны). 3. По степени детерминированности (определенности) объекты бывают детерминированные и схоластические. Детерминированные могут быть описаны математическими формулами (например, уровень безработицы, размер товарооборота на душу населения). Схоластические трудно описать с помощью математических формул, так как на их развитие оказывают влияние факторы, которые трудно выразить количественно (например, ввод жилья в городе). 4. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на дискретные, апериодические и циклические. Дискретные (прерывные) – объекты, у которых развитие происходит скачками (например, курс доллара). Апериодические – объекты, чей тренд развития имеет четко выраженную тенденцию. Циклические – объекты с трендом циклического характера, т.е. спад сменяется подъемом (например, спрос на товары, имеющие сезонный характер). 5. По степени информационной обеспеченности выделяют объекты прогнозирования: с полным обеспечением количественной информацией в ретроспективном периоде; с наличием качественных показателей в ретроспективном периоде; с полным отсутствием ретроспективной информации
Жизнеспособность проекта Задача оценки жизнеспособности проекта. Другими словами установит степень риска.
Билет к зачету/ экзамену №12
1. Современные прогностические теории (теория циклов, синергетика) Ученые разных областей науки работают над тем, чтобы определить точную длину цикла возникновения какого-либо события (например, длину светового дня). Основой классической теории циклов стало предположение о том, что все вокруг подвержено циклам - рождение, жизнь и смерть, смена времен года, вращение планет и движение комет, моменты осеннего и весеннего равноденствия, ночь и день и т.д. Социальный цикл предстает как последовательное разворачивание логики различных фаз упорядочения социальных систем (рождения, относительно устойчивого существования и распада социальных структур), присущей самой природе этих систем. Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Л. Онсагер, Е.А. Седов, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания.
Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) -наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.008 с.) |