Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогнозирование как общая (функциональная) технология социальной работы. Технологические этапы прогнозной деятельности.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прогнозирование как общая (функциональная) технология социальной работы. Технологические этапы прогнозной деятельности.
Технологии социального прогнозирования—незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Содержание и основные аспекты технологий социального прогнозирования определяются ключевыми характеристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (в нашем случае социального). Цель прогнозирования — не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Социальное прогнозирование в зависимости от глубины прогнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам — научно-техническому, информационному, медико-биологическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-политическому, геокосмическому. Схематически процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом: 1)выбор объекта социального прогнозирования: это может быть любой социальный объект, начиная от индивида и заканчивая человечеством как составной частью ноосферы; 2)выбор направления исследования: экономическое, юридическое, собственно социальное и т.д., в разных уровнях социальной сферы очень трудно выдержать «чистую» линию прогнозного исследования, поэтому значительная часть исследований носит комплексный характер; 3)подготовка и обработка информации по прогнозной базе, соответствующая требованиям информация – одна из гарантий достоверности прогноза, а значит, ключевой момент социального прогнозирования; 4)выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечает требованию научности исследования. 5)собственно прогнозное исследование; 6)обработка результатов, анализ полученной информации, относящейся к проблеме исследования; 7)определение достоверности прогноза. Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз. Таким образом, социальное прогнозирование с его психологией, математическим аппаратом является важным элементом социальной сферы жизни, усиления ее научного потенциала и результативности.
Организационный механизм реализации проекта в социальной работе. Управление социальным проектом Управление проектами может осуществляться разными способами, которые в основном сводятся к трем управленческим структурам: функциональной, матричной и проектному управлению, Функциональная структура управления. Специфика функциональной структуры управления состоит в том, что проект встраивается в текущую работу уже имеющейся организации. Достоинства этой структуры в том, что не требуется ее создания специально под проект. На своих постоянных местах находятся все, кто нужен для обеспечения работ по проекту. Недостатки функциональной структуры выявляются, если проект выходит за рамки типового, нормального. Организация может оказаться не в состоянии обеспечивать общую рутинную работу и одновременно обслуживать нужды проекта. Проект может оказаться больше организации, и это опять-таки приведет к неэффективности использования функциональной структуры управления. Матричная структура управления. В матричной структуре происходит как бы наложение двух систем управления. Руководитель организации управляет функциональными отделами, но наряду с этим горизонтальные связи с отделами устанавливают и руководители проектов. Матричная структура используется в больницах, банках, государственных учреждениях. По матричной структуре обычно ведется работа при постановке нового спектакля в театре. В рамках работы над спектаклем его постановщик имеет возможность самостоятельно решать многие вопросы организации и ресурсного обеспечения с соответствующими театральными службами. Достоинство матричной структуры состоит в гораздо большей независимости руководителя проекта, который в известных пределах распоряжается всем арсеналом организации, не создавая свои управленческие звенья (он обладает так называемыми проектными полномочиями). Недостаток матричной структуры определяется неполной свободой руководителя проекта в принятии решений. В проектах, сложных по организации, с большим уровнем риска или нуждающимся в крупных инвестициях, работа по матричной структуре. не может не вести к внутриорганизационным осложнениям. Функциональные отделы, имея два источника управленческих решений, в таких случаях нередко не выполняют ни одного распоряжения или сами устанавливают их приоритетность. Проектное управление. При такой структуре руководитель организации управляет руководителями проектов и общими функциональными отделами (бухгалтерия, маркетинг, стратегическое планирование, техническое обслуживание и др.). В ведении руководителя проекта находятся финансирование, планирование, кадровое и материально-техническое обеспечение проекта, проведение исследований и конструкторские разработки, а также другие вопросы, вытекающие из задач проекта и находящиеся в пределах установленной сметы. Такая структура управления ориентирована на достижение конечной цели проекта, и в этом ее главное достоинство. Проект достаточно самостоятелен, чтобы менеджеры могли принимать управленческие решения, и достаточно защищен общими возможностями организации от некомпетентного решения рутинных вопросов. На практике в сложных проектах ни одна из представленных выше структур не используется в чистом виде. Это как бы идеальные типы организации управления, которые в реальности целесообразно приспосабливать под особенности данного проекта. Поэтому возникают различные конгломераты {организации конгломератного типа). Управление конгломератного типа позволяет соединить в одном проекте структуры с функциональным, матричным, проектным управлением, ориентируясь на конкретную ситуацию деятельности.
Билет к зачету/ экзамену №2
Прогнозирование как метод познания будущего
Прогнозирование рассматривается как необходимый элемент системы управления национальной экономикой, основная задача которого определяется ориентацией управления на возможные изменения состояния и развития объектов управления и внешней среды, их функционирования в будущем.
Модели и методы социальной экспертизы. Требования, предъявляемые к экспертам
Модели ----Экспертиза может производится по модели «Рецензия» - наиболее традиционной форме экспертной оценки, в основном применяемой при анализе текстов. Это отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения. Отзыв содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам. Отличие от рецензии литературного или театрального критика здесь в том, что заключение эксперта содержит обязательный ответ на вопросы, заранее обозначенные в задании на экспертизу и предопределяющие принятие того или иного управленческого решения. В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения. ---Другая модель организации экспертизы – «Мониторинг». Мониторинг – регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое исследование позволяет выявить динамику развития объекта (явления, процесса). Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной основе. Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и их нельзя свести к небольшому числу параметров. ---Экспертиза может проводиться по модели «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных организационных форм социальной экспертизы. Разница задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация нескольких форм экспертизы.
Методы соц. Экспертизы. Ряд методов работы с экспертами предполагает очную форму, когда заключение (мнение) формируется в ходе непосредственного контакта экспертов между собой или с «организатором». Другие методы – например, подготовка докладной записки, ответы по опасным листам, формализованный анкетный опрос и др. – предполагают заочное участие экспертов. = Метод экспертной оценки. По принятой в социологии технологии получение специальных данных относительно значения некоторых переменных при изучении сложного социального объекта осуществляется путем опроса экспертной группы. В одних случаях считается, что эффективно может работать группа экспертов, состоящая из 5-7 человек, в других — из 20-25 человек, но правильнее здесь исходить из существа решаемой экспертами задачи. Она и отличает опросы экспертов от массовых опросов. Обычно анкета эксперта или бланк интервью менее стандартизированы, в них ставится проблема скорее в концептуальном плане. Поэтому в анкетах предусматривается много открытых вопросов (предполагается, что эксперт впишет на свободные строки свое мнение в развернутой форме), а в интервью ему предоставляется большая свобода для высказываний по теме. Может быть принят и такой порядок, когда сам эксперт формирует структуру интервью. От экспертов не скрывают целей исследования, их приглашают именно для прояснения возникшей социальной проблемы и выработки возможных путей ее разрешения. = Метод фокус-групп. Фокус-группы показали, что их можно эффективно использовать для проверки гипотез по ранее неизвестным для населения явлениям, а это в высшей степени подходит для прогнозирования социальных реакций на новый проект. Работа по методу фокус-групп предполагает приглашение минимум 4—5 и максимум 10—12 экспертов, причем социальный состав участников должен быть гомогенным (однородным). В этом — отличие от обычного группового интервью, где, напротив, большое значение придается гетерогенности состава участников, чтобы увеличить число разнородных высказываний, столкнуть мнения. Обычно отбор участников фокус-группы основывается на одном-двух признаках из следующих: пол, возраст, профессия, национальность, место жительства, хобби и т. д. Очевидно, что признак отбора определяется характером той информации, которую нужно получить в связи с данным социальным проектом. Собравшиеся для дискуссии участники фокус-группы не информируются заранее о ее теме. Они узнают о ней из вступительного слова модератора — лица, которое организационно руководит обсуждением. Дискуссия идет по меньшей мере 50—70 минут, но не дольше 1,5—2 часов. Особую роль в проведении дискуссии играет модератор, который должен быть своего рода мастером общения. Его задача — так вести обсуждение, чтобы не навязывать своего мнения экспертам. При этом ему нужно управлять разговором, не давая участникам уходить от предмета дискуссии и поощряя к высказыванию своего мнения всех присутствующих. Известно, что это довольно трудно обеспечить, поскольку индивидуальные качества людей определяют разную степень их готовности обозначать свою позицию. Стандартное фокус-групповое исследование включает работу с 4—8, а иногда и 12 группами, требования к участникам исключают их знакомство друг с другом и с модератором, и это затрудняет использование метода для целей социальной экспертизы, где обычно круг экспертов (в том числе и носителей социальных услуг, а во многих случаях—и потребителей таких услуг) связан более или менее прямыми взаимоотношениями. Есть сложности и с готовностью модераторов, которые выполняют существенно более сложные функции, чем интервьюеры. = Ситуационный анализ. Ситуационный анализ по сути представляет собой заседание «круглого стола» или обмен мнениями. Однако он имеет и некоторые специфические черты. Аналогию различий дает сравнение научной конференции медиков и консилиума врачей у постели больного: консилиум и есть форма ситуационного анализа. Цель метода состоит в установлении причинно-следственных связей конкретной жизненной ситуации. Метод широко применяется в экспертных группах, занимающихся мониторинговым анализом внутри- и внешнеполитических факторов.Особое значение данного метода состоит в том, что эксперт, анализируя предложенную для рассмотрения ситуацию, самостоятельно формулирует исследовательскую задачу. А это означает, что при привлечении группы экспертов можно получить не только разные ответы на поставленные вопросы, но и разнообразие самих вопросов, отражающих квалификацию специалиста. Недостатки метода состоят в упрощении задачи и редукции множества причин, факторов, условий к минимальному набору параметров, в ориентации на сиюминутные зависимости и игнорировании долговременных и латентных (скрытых) факторов. = Метод «Делфи». Метод возник в рамках деятельности фирмы «Рэнд Корпорейшн» и первоначально был ориентирован на прогнозирование в военных целях. Название метода происходит от имени греческого города Дельфы: использована ассоциация с дельфийским оракулом, который почитался в Древней Греции как надежнейший предсказатель судьбы. Цель метода состоит в преодолении конформизма экспертов, искажающего качество экспертизы. Эта цель достигается прежде всего анонимностью экспертов и особенностями процедуры, предусматривающей следующий порядок действий: 1. Первый тур: каждый член группы экспертов дает числовую оценку какого-либо процесса, явления или объекта. 2. Организатор опроса подсчитывает и сообщает всем экспертам среднюю оценку (медиану) и показатель разброса (интервал между крайними из них). 3. Экспертов, которые дали крайние оценки, просят письменно обосновать свое суждение. Эти обоснования передаются остальным экспертам (имена экспертов, давших обоснования, не сообщаются). 4. Аналогично проводятся второй и последующие туры опроса, которые заканчиваются, когда оценки экспертов окажутся в достаточно узком интервале. Варианты метода состоят в запросе у экспертов не точной оценки, а интервала, в котором она должна находиться; ознакомлении экспертов не с оценками, а с аргументацией других членов экспертной группы; представлении на первых этапах работы лишь отдельных оценок, а не группового мнения и т. д. Достоинства метода определяются тем, что при коллективной работе экспертов психологически неустранимо влияние на отдельных экспертов мнения некого большинства (не обязательно в числовом выражении). Анонимность работы и письменный вид оценок создают иную ситуацию общения и снижают приспособление участников работы к доминирующим мнениям. Как один из качественных методов экспертной оценки метод «Делфи» позволяет достичь не только интересных результатов при анализе тех или иных государственных решений по социальным вопросам, но и в сложных вопросах социальной экспертизы прийти к соглашению по критериям, показателям, нормам. Метод эффективно применяется при выявлении важнейшей из ограниченного ряда причин какого-либо явления или важнейшего из набора результатов того или иного действия и в других ситуациях выбора главного, как и наименее значимого фактора (причины, следствия и т. д.). Метод «Делфи» не лишен недостатков. Прежде всего, он все же не устраняет полностью стремление эксперта следовать мнению большинства. Его использование в связи с проведением социальной экспертизы может оказаться эффективным при организации работ по модели «Мониторинг». = Методы активизации инновационных решений. В работе по модели «Проект» эксперты выходят на более сложные задачи экспертного исследования и конструируют возможные решения тех или иных социальных проблем. Из-за известной консервативности специалистов, их меньшей уверенности в себе за пределами непосредственной подготовки и опыта преодолевать барьеры профессионализма (а точнее — профессиональной ограниченности, которая нередко имеет форму профессионального снобизма) им бывает необыкновенно трудно. Профессионал, который оказывается перед задачей представить свое знание и понимание вопроса в более широком социальном контексте, иногда становится непонятливым, раздражительным, напряженным, неконтактным, а то и заносчивым, грубым. Не будучи способным выйти на новые рубежи осознания социальной реальности, он готов обвинить других в покушении на законы, принципы, методы профессиональной деятельности. Между тем такая неспособность специалиста — лишь видимость, лишь психологический барьер, сняв который можно получить исключительно интересные и профессионально содержательные результаты. На это направлены методы активизации инновационных решений (мозговая атака, деловые игры и др.). К действиям, поддерживающим инновационную активность экспертов, можно отнести такие, которые строятся на основе созданного швейцарским астрофизиком Фрицем Цвикки в 40-е годы XX века метода морфологического анализа. Цель метода состоит в том, чтобы выявить все возможные варианты решения рассматриваемой проблемы — без пропусков, которые возникают при простом переборе возможностей. При этом принимается следующий порядок действий: 1. Составляется «морфологический ящик» — многомерная таблица, оси которой соответствуют основным характеристикам объекта (по каждой оси записываются возможные варианты какой-либо одной характеристики). 2. В ячейки «морфологического ящика» вносятся параметры, получаемые на пересечении осей (строк, столбцов). 3. Ведется раздельная работа с каждой ячейкой. Морфологический анализ позволяет увидеть все возможные варианты решения и не исключить ни одной из комбинаций — в этом его главное достоинство. Общее число решений равно произведению чисел, отмеченных на каждой оси вариантов. Важно и то, что «морфологический ящик» вскрывает такие комбинации, которые не лежат в границах «здравого смысла» или компетенции экспертов либо не осознаются ими как значимые. Недостаток метода состоит в нерациональности перебора всех вариантов при достаточно большом их числе и при работе с более чем двумя осями. = Методы обработки данных. Первичные эмпирические данные, каковыми являются записанные экспертные оценки, вначале приводят в такую форму, чтобы их можно было использовать как исходный материал для анализа. Для этого используется простое упорядочение значений, их попарное или последовательное сравнение, а также другие процедуры, обеспечивающие идентификацию измеряемых переменных или их ранжирование. Далее с ними ведется работа, как это принято в социологии. Рассмотрим некоторые из таких методов. *Контент-анализ. По определению В. А. Ядова, «контент-анализ —это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой». Цель метода выявление содержательных структур в тексте. Технология контент-анализа предполагает кодирование по параметрам и аналитическим категориям. = Метод «репертуарных решеток». Разработка метода принадлежит английскому психиатру Д. Келли. Мы используем только аналогию с «репертуарными решетками» Келли. Требования к экспертам: Эксперт должен обладать обязательными знаниями в следующих областях: - знание и понимание российских и международных стандартов, в том числе определяющих требования к безопасности продукции (работ, услуг); - знание особенностей производства, хранения, транспортирования и использования отдельных видов продукции или выполнения работ, услуг; - знание методов проверки и оценки качества и безопасности продукции, работ и услуг; - знание методов обеспечения безопасности продукции, работ и услуг за рубежом; - знание основных методов проведения потребительской оценки качества товаров, работ и услуг.
Требования предъявляемые к экспертам. Эксперты. Эксперт (от латинского expertus — опытный) — это специалист в области науки, техники, искусства и т. д., исследующий вопрос, решение которого требует специальных знаний. Другими словами, это лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т. е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания об объекте и способное его оценивать, а также имеющее опыт решения сходных задач. Компетентность — главное требование к эксперту, какая бы роль ему ни предназначалась в разных видах экспертизы. Эксперту, как следует из представленного выше определения экспертизы, должны быть присущи такие качества, как знания, интуиция, опыт и «здравый смысл». Эти свойства образуют структуру компетентности эксперта. Кроме того, имеют значение и личностные качества: способность работать в группе, менять мнение под воздействием аргументов, а не давления, гибкость ума и др.
Билет к зачету/ экзамену №3
Основные понятия социального прогнозирования Прогнозирование- это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, что может быть. Методика прогнозирования – система методов и способов прогнозирования. Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
Жизнеспособность проекта Задача оценки жизнеспособности проекта. Другими словами установит степень риска.
Билет к зачету/ экзамену №12
1. Современные прогностические теории (теория циклов, синергетика) Ученые разных областей науки работают над тем, чтобы определить точную длину цикла возникновения какого-либо события (например, длину светового дня). Основой классической теории циклов стало предположение о том, что все вокруг подвержено циклам - рождение, жизнь и смерть, смена времен года, вращение планет и движение комет, моменты осеннего и весеннего равноденствия, ночь и день и т.д. Социальный цикл предстает как последовательное разворачивание логики различных фаз упорядочения социальных систем (рождения, относительно устойчивого существования и распада социальных структур), присущей самой природе этих систем. Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Л. Онсагер, Е.А. Седов, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания.
Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) -наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем.
Модель социальной адаптации
Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.). Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий. (См. также Социальная реабилитация) Социальная адекватность — способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации. Формирующаяся личность воспринимает не только знания и представления той общности, в которую она входит, но и способы поведения, типы психических реакций, свойственные ей. Все эти знания и навыки обладают не только приспособительным эффектом, но и определенной социальной рациональностью, способствуют наилучшему функционированию индивида (группы) в своем окружении. Одно из проявлений социальной адаптации — степень ограничения, «окультуривания» тех глубинных, идущих из биологической подосновы эмоций, которые человек испытывает бессознательно, вне контроля разума и вне контроля своего социального окружения, но выражение которых подчиняется контролю социальной нормы. С другой стороны, абсолютное подчинение нормам и установкам общества, абсолютный конформизм непродуктивны в плане социально-личностных перспектив, они характеризуют личность, неспособную к развитию, и общество, не желающее развития его членов. В связи с этим можно сказать, что социальная адаптация включает в себя также понятие меры включенности в установившуюся структуру отношений и представлений общества, меры подчиненности его поведенческим и эмоциональным стереотипам. Эта мера никогда не может быть максимальной: абсолютное принятие внешних по отношению к индивиду параметров жизнедеятельности лишает его возможности изменяться, двигаться, развиваться. Личность, абсолютно определяемая рамками внешних условий, уязвима, ригидна, склонна к подчинению внешним силам. Локус контроля такой личности лежит вне ее, индивиды с такой жизненной установкой испытывают страх перед переменами, болезненно приспосабливаются к изменению внешних обстоятельств, склонны к отстаиванию неприкосновенности своих жизненных условий. Для этой защиты они готовы пользоваться «всеми средствами», т.к. не считают, что силой знаний, политической компетентности, собственной энергии смогут отстоять свои позиции. Поэтому определенное пространство эвристической свободы, поисковой неопределенности входит в понятие социальной адаптации, придавая личности потенциал развития, гибкость, способность к приспособлению в меняющихся социальных обстоятельствах. Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности — принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности. Локус их самоконтроля лежит внутри, в рамках возможностей воздействия личности. Их социальные реакции являются адекватными не в том смысле, что они отвечают ожиданиям окружающих, а в том, что они отвечают требованиям действительности, особенностями социальной ситуации.
Билет к зачету/ экзамену №26
Варианты моделей мира. Модели предпочитаемого будущего
Некоторые варианты развития Д.Х. Медоузом в "Пределах роста". 1. "Стандартный вариант" поведения модели мира - предполагает, что не происходит значительных измененний в физических, экономических или социальных взаимосвязях, исторически определявших развитие мировой системы. Все введённые здесь переменные принимают значение, свойственные им в период 1900-1970-х гг. Количество пищевых продуктов, объём промышленного производства и численность населения растут экспоненциально. Экспоненциальный рост характеризуется тем, что в каждую следующую единицу времени достигнутая прежде величина удваивается, что быстро приводит к "обвальному" катастрофическому росту, и возрастает до тех пор, пока быстрое истощение ресурсов не затормозит промышленного роста. Вследствие естественных задержек в системе численность населения и уровень загрязнения некоторое время продолжают возрастать после того, как объём промышленного производства пройдёт своё пиковое значение. Наконец, рост население прекращаются из-за увеличения смертности вследствие сокращения производства продовольствия и недостаточности медицинского обслуживания. 2. Модель мира с "неограниченными запасами ресурсов". Проблема истощения ресурсов снимается в модели мировой системы с помощью двух предположений: первое - неограниченное производство ядерной энергии даст возможность удвоить запасы ресурсов, пригодных для эксплуатации, и второе - ядерная энергия позволит, осуществить обширные программы рециркуляции и производства заменителей. Но если в системе прои
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.016 с.) |