Технологическое прогнозирование выделение классов по функциональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическое прогнозирование выделение классов по функциональности



Реферат

на тему: «Управление инновациями в сфере наукоемких технологий»

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

Выполнил: студент 3 курса 9 группы

очной формы обучения специальности ФИИТ

Завгороднев Евгений Андреевич.

Проверил: к.э.н., доцент

кафедры политэкономии

и экономической политики

Козлов А.Н.

 

Ростов - на - Дону

2016 г.

Содержание.

1. Введение 3

2. Технологическое прогнозирование, выделение классов по функциональности 5

 

3. Этапы развития, принципы, методы Форсайта 6

 

4. Критерии организации системы методов Форсайта. 21

 

5. Базовая модель Форсайт-проектов. 26

6. Трудности и ограничения. Эффективность Форсайт-проекта. 31

7. Заключение 32

10. Список литературы 33

 

Введение.

Управление инновациями в сфере наукоемких технологий направлено на решение двух основных задач: создание инноваций и внедрение их в экономику. Масштаб этих задач может существенно разниться: от поиска решений для индивидуальных старапов, до инновационной стратегии организации или даже страны. Несмотря на эти различия, в основе технологических инноваций лежит понимание основных закономерностей развития технического прогресса, технологическое прогнозирование, умение предвидеть появление новшеств.

Другой важной составляющей, способствующей созданию успешных инноваций, является понимание особенностей предпринимательской деятельности в сфере наукоемких технологий, особых рисков, связанных с этой сферой, а также специфики используемых ресурсов, рыночной неопределенности, непостоянства конкурентной среды, технологической неопределенности и методов преодоления указанных проблем.

Эти особенности определяют разные подходы к реализации инновационной идеи, к выбору как источников ее финансирования, так и организационных форм реализации. В гл. 2 рассматриваются подходы к реализации инновационной идеи, которые могут быть использованы как при работе над индивидуальным проектом, собственными силами, так и над проектом в рамках предприятия.

Материалы, представленные в данной главе, направлены, в первую очередь, на формирование инновационно-предпринимательских компетенций, необходимых для поиска инновационной идеи и ее реализации в формате инновационного продукта, способностей:

• выполнять прогнозные исследования с целью определения источников инноваций;

• прогнозировать изменения объектов инновационной деятельности на основе результатов исследований в сфере инноватики;

• проводить оценку коммерческого потенциала технологии, включая выполнение маркетинговых исследований и сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции;

• производить оценку инновационного потенциала инновации, затрат на реализацию научно-исследовательского проекта;

• анализировать проект (инновацию) как объект управления;

• определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта;

• систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов;

• организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и необходимым ресурсам;

• организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами;

• разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем;

• применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального;

• разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в высокотехнологичной сфере;

• разрабатывать материалы к переговорам с партнерами по инновационной деятельности, работать с партнерами и потребителями;

• проводить оценку рисков при реализации высокотехнологичных инновационных проектов.

 

Этапы развития Форсайта

В настоящее время ведутся масштабные исследования распространения Форсайта по всему миру и его применения при решении различных типов задач стратегического прогнозирования. Становится очевидным, что Форсайт – это сложная система методов и подходов, которая непрерывно совершенствуется. Исследование ее предшествующего развития позволило выделить исторические этапы Форсайта. Каждое из его поколений сохраняло специфику предшествующего и создавало новые признаки, расширяя и углубляя проблематику, усложняя структуру и интегрируя данные из разных областей знания.

 

Технологический Форсайт. Форсайт возник как тип технологического прогнозирования, направленный на внутреннюю динамику развития технологии. В ходе Форсайта рассматривались проблемы в области науки и техники, а его результаты предназначались для технических специалистов и стратегического подразделения. Экономической основой являлось экономическое планирование. От Форсайта требовались точность предсказания и распространение результатов.

Форсайт рыночных перспектив включил достижения технологического Форсайта предыдущего поколения. На этом этапе в едином процессе объединяются исследования перспективности технологий и рынков продуктов, а технологическое развитие рассматривается с точки зрения его влияния на динамику рынка. В ходе Форсайта рассматриваются проблемы, возникающие в сфере промышленности и услуг, и определяется соотношение возможностей спроса и предложения. Доминирующими становятся рыночная точка зрения и интеграция науки и промышленности, академических и промышленных кругов (расширение горизонтов деятельности компаний предлагается произвести на основе изучения спроса в будущем на инновационные идеи, новые технологии и продукты). Форсайт позволяет создавать коммуникативные сети и формировать перечень технологий, продуктов и услуг, востребованных рынком.

Социально-экономический Форсайт. Форсайт рыночных перспектив начинает включать в себя более широкий социальный аспект, учитывать влияние неправительственных организаций, экологических и социальных факторов, вовлекая в процесс все большее число партнеров. Появляется необходимость принимать во внимание сложные проблемы социального характера, требующие расширения инструментария, методов и баз данных, поэтому к научным и промышленным кругам присоединяются представители правительства и социальной сферы (общественные организации, ассоциации потребителей и т.д.). В ходе Форсайта решаются задачи, возникающие в социально-экономической области (старение населения, преступность и т.д.). Форсайт становится площадкой, где достигается компромисс и принимается решение в сфере социально-экономической политики, его эффектом становится интерактивная коммуникация – вовлечение в процесс Форсайт-исследования широкого круга заинтересованных сторон и развитие социальных сетей.

Форсайт инновационной политики. Для Форсайта открылись новые области применения и он стал укореняться в разных странах в качестве инструмента не только прогнозирования, но и политики. Более того, на основе Форсайт-исследований стала разрабатываться инновационная политика государств.

Форсайт-проекты начинают играть существенную роль в системе науки и инноваций, они не являются собственностью одного экономического субъекта и зачастую отражают инновационную политику страны. Основной задачей Форсайта становится расширение коммуникации и источников информации, достижение консенсуса, координации и взаимопонимания между заинтересованными субъектами, например совместное использование ресурсов, подготовка кадров и т.д. На данном этапе развитие инновационной системы и национальный социально-экономический и технологический потенциал рассматриваются в контексте мировой конкуренции и международного сотрудничества.

 

Системный Форсайт. Этот этап наступил в период перехода к экономике знаний, когда появилась необходимость отвечать на глобальные вызовы, объединив различные приоритеты в национальных и наднациональных системах, затрагивающих множество субъектов и исследуемых областей. На данном этапе появляются задачи, связанные с решением проблем планетарного и континентально-национального масштаба, требующим инновационного подхода.

 

Принципы Форсайта

Принято выделять шесть принципов Форсайта.

1. Формирование будущего. Форсайт ориентирован на формирование будущего, которое непредсказуемо, поскольку не предопределено и может развиваться в разных направлениях в зависимости от действий и решений, принятых различными лицами, организациями и общественными институтами в настоящем.

2. Партисипативность (участие) – ключевой элемент Форсайта как институциональной деятельности – определяется как коллективный процесс, в ходе которого люди или заинтересованные стороны, выполняющие разные обязанности, думают об одном объекте, но с разных точек зрения.

Форсайт включает множественность перспектив, интересов и знаний, привнесенных широким кругом участников. Партисипативные подходы направлены на более активное привлечениеучастников общественной жизни – экспертов, обычных членов общества, заинтересованных сторон и граждан. В ходе диалога происходит обмен знаниями и опытом. Благодаря такой совместной деятельности нередко возникает синергический эффект – итоговый результат превышает сумму отдельных компонентов, "привнесенных" каждым участником. Таким образом, Форсайт не является прерогативой узкой группы экспертов или ученых и включает большое количество разнообразных групп "участников", заинтересованных в обсуждаемой проблематике.

Вовлечение заинтересованных сторон в Форсайт-процесс обычно основывается на четырех принципах партисипативности:

1) нормативность – демократическая этика, увеличивающая легитимность принятых решений. Равноправное участие и равная сила голосов – критически важные условия успеха исследования;

2) независимость – обеспечение дополнительного притока знаний, творческого потенциала и возможности решения проблем за счет вовлечения заинтересованных сторон;

3) функциональность – повышение доверия заинтересованных сторон к Форсайт-исследованию, позволяющее обеспечить эффективное распространение результатов;

4) социальное (взаимное) обучение – естественное следствие диалога и переговорного процесса, обеспечивающее консенсус за счет изменения восприятия и поведения участников, в том числе когнитивного и ценностного, и приводящее, в некоторых случаях, к смене базовых убеждений заинтересованных сторон.

3. Обоснованность. Форсайт основывается на мнениях экспертов, интерпретации агрегированного экспертного знания, а также на творческом осмыслении, позволяющем сформулировать гипотезы о будущем. Однако гипотезы и качественные оценки редко оказываются достаточными для принятия решений. Их необходимо подкреплять данными, полученными в ходе анализа тенденций, математического прогнозирования, библиометрии и официальной статистики, а также из других источников. Разумеется, обоснованность полученных результатов имеет ограничения, поскольку в отношении будущего не может быть полной уверенности и гипотезы о нем невозможно проверить так, как проверяются научные гипотезы.

4. Междисциплинарность. Форсайт базируется на представлении многоаспектности многих современных проблем. Их невозможно попять и решить односторонне, в рамках какой-то одной дисциплины. Соответственно, в ходе Форсайт-исследования целенаправленно делается попытка объединить разные дисциплины, преодолевая традиционно существующие границы между ними, в надежде получить более глубокое понимание и наладить новые продуктивные связи и контакты.

5. Координация. Форсайт-процесс предполагает вовлечение многочисленных "действующих лиц" для участия в обсуждении и формировании гипотез о будущем. Участники этого процесса объединяются в экспертные группы по различным направлениям исследования таким образом, чтобы максимально эффективно использовать человеческие и информационные ресурсы.

Теория заинтересованных сторон уходит корнями в дискуссии 1980-х гг. об управлении бизнесом, в частности о социальной ответственности корпораций. Тогда заинтересованные стороны рассматривались в контексте деятельности предприятий как любые группы или индивиды, способные повлиять на достижение организацией тех или иных целей, или затрагиваемые реализацией таких целей.

В случаях, когда речь идет о механизмах принятия решений, необходимо более широкое понимание принципов взаимодействия участников как лиц или групп, затронутых определенными решениями, или считающих себя таковыми, или интересующихся процессом принятия решений. Определение круга участников Форсайта считается важнейшей задачей, ввиду необходимости получения результатов, которые будут восприняты как легитимные, обоснованные и актуальные и смогут стать фундаментом для разработки долгосрочной политики, выбранной на основе консенсуса.

В некоторых случаях к Форсайт-исследованиям полезно привлекать широкий круг заинтересованных сторон, не ограничиваясь постоянными участниками, чтобы воспользоваться их знанием предметных областей, отраслевых, национальных и (или) региональных контекстов, в которых выполняется исследование и которые тем самым важны для разработки политики и (или) принятия решений. Более того, ненаучные знания и система ценностей и предпочтений, привнесенные в исследование через социальное взаимодействие, также повышают качество результатов за счет расширения подходов и разнообразия точек зрения.

Состав участников зависит от характера Форсайт-исследования, его целей и задач, ориентации, предметных областей (секторов) и целевой аудитории. В исследовании может участвовать широкий круг действующих лиц, в том числе представители национальных и региональных органов власти, университетов, предприятий, торговых палат, местных средств массовой информации, промышленных ассоциаций, других частных (негосударственных) организаций и общественности в целом. Успех Форсайта будет зависеть от способности привлечь спонсоров и вовлечь заинтересованные стороны.

Для идентификации наиболее ярких кандидатов из числа лиц, принимающих решение на уровне организации, можно руководствоваться тремя признаками:

• возможностями человека влиять на процесс принятия решений ("власть");

• обоснованной заинтересованностью человека в рассматриваемой теме ("легитимность");

• неотложностью для человека рассматриваемого вопроса ("важность").

6. Прагматичность. Форсайт не ограничивается анализом и рассуждениями о будущем. Его задача – помочь "действующим лицам" активно формировать это будущее, поэтому целесообразность исследований определяется возможностью практического использования полученных результатов.

 

Методы Форсайта

Форсайт как научное исследование основан на применении методов организации структурированных дискуссий, в ходе которых вырабатываются общие представления о долгосрочных перспективах социально-экономического и научно-технологического развития. Согласованное представление подразумевает не только общие цели, но и общие ценности и язык.

Наибольшее распространение получили три вида классификации методов, применяемых в Форсайте. Первый основывается на типизации подходов (исследовательские и нормативные), второй – на выделении типов методов (качественные, количественные и смешанные), третий – объединяет методы по источникам знаний (творчество, опыт, взаимодействие и фактические данные).

Реферат

на тему: «Управление инновациями в сфере наукоемких технологий»

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

Выполнил: студент 3 курса 9 группы

очной формы обучения специальности ФИИТ

Завгороднев Евгений Андреевич.

Проверил: к.э.н., доцент

кафедры политэкономии

и экономической политики

Козлов А.Н.

 

Ростов - на - Дону

2016 г.

Содержание.

1. Введение 3

2. Технологическое прогнозирование, выделение классов по функциональности 5

 

3. Этапы развития, принципы, методы Форсайта 6

 

4. Критерии организации системы методов Форсайта. 21

 

5. Базовая модель Форсайт-проектов. 26

6. Трудности и ограничения. Эффективность Форсайт-проекта. 31

7. Заключение 32

10. Список литературы 33

 

Введение.

Управление инновациями в сфере наукоемких технологий направлено на решение двух основных задач: создание инноваций и внедрение их в экономику. Масштаб этих задач может существенно разниться: от поиска решений для индивидуальных старапов, до инновационной стратегии организации или даже страны. Несмотря на эти различия, в основе технологических инноваций лежит понимание основных закономерностей развития технического прогресса, технологическое прогнозирование, умение предвидеть появление новшеств.

Другой важной составляющей, способствующей созданию успешных инноваций, является понимание особенностей предпринимательской деятельности в сфере наукоемких технологий, особых рисков, связанных с этой сферой, а также специфики используемых ресурсов, рыночной неопределенности, непостоянства конкурентной среды, технологической неопределенности и методов преодоления указанных проблем.

Эти особенности определяют разные подходы к реализации инновационной идеи, к выбору как источников ее финансирования, так и организационных форм реализации. В гл. 2 рассматриваются подходы к реализации инновационной идеи, которые могут быть использованы как при работе над индивидуальным проектом, собственными силами, так и над проектом в рамках предприятия.

Материалы, представленные в данной главе, направлены, в первую очередь, на формирование инновационно-предпринимательских компетенций, необходимых для поиска инновационной идеи и ее реализации в формате инновационного продукта, способностей:

• выполнять прогнозные исследования с целью определения источников инноваций;

• прогнозировать изменения объектов инновационной деятельности на основе результатов исследований в сфере инноватики;

• проводить оценку коммерческого потенциала технологии, включая выполнение маркетинговых исследований и сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции;

• производить оценку инновационного потенциала инновации, затрат на реализацию научно-исследовательского проекта;

• анализировать проект (инновацию) как объект управления;

• определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта;

• систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов;

• организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и необходимым ресурсам;

• организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами;

• разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем;

• применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального;

• разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в высокотехнологичной сфере;

• разрабатывать материалы к переговорам с партнерами по инновационной деятельности, работать с партнерами и потребителями;

• проводить оценку рисков при реализации высокотехнологичных инновационных проектов.

 

Технологическое прогнозирование выделение классов по функциональности

Технологическое прогнозирование определяется как процесс., в ходе которого на перспективу определяется изменение потребительских свойств изделий, технологических процессов и оборудования, а также адекватные изменения в затратах на производство.

Актуальность прогнозирования обусловлена ускорением инновационных процессов, усложнением взаимосвязей в социально-экономической системе: проблемы, перспективы и успехи развития одной сферы экономики, политики, жизнедеятельности человека тесно связаны с ситуацией, складывающейся в других областях

Интерес к технологическому прогнозированию возрос в связи с бурным развитием техники и технологий во второй половине XX в. и усилением их влияния на экономическое развитие.

Существует большое количество методов прогнозирования, которые используются для построения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных технологических прогнозов.

Краткосрочные прогнозы разрабатываются на период от года до пяти лет, среднесрочные прогнозы – на 5–10 лет, долгосрочные – на 15–20 лет. Отдельные исследования проводятся для разработки дальнесрочных (на периоды более 20 лет) и оперативных (на период менее года) прогнозов.

При рассмотрении подходов к технологическому прогнозированию часто выделяют исследовательское (или поисковое) технологическое прогнозирование, которое опирается на имеющийся в данный момент базис знаний и ориентировано на будущее, и нормативное технологическое прогнозирование, в ходе которого первоначально оценивают будущие цели, потребности, желания, миссии и т.п., определяя пути их достижения, исходя из настоящего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.255 (0.047 с.)