Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии организации системы методов ФорсайтаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Мировая практика Форсайта и методологические исследования позволили организовать систему методов по двум критериям: типу метода (качественные, количественные, смешанные) и источнику информации – от творческого (научная фантастика, прогноз гения) до интерактивного, основанного на опыте (интервью) и фактических данных (структурный анализ). Рафаэль Поппер предложил представление системы методов в виде Форсайт-ромба. Система методов представлена в методологической схеме "ромб". В его углах обозначены четыре методологических положения Форсайта, определяющие возможности собирать и обрабатывать информацию на основе экспертизы, творчества, взаимодействия, доказательности. В дальнейшем классификация Поппера претерпела изменения. В ней появилась новая категория – другие методы, к которым отнесены восемь методов, ранее включавшихся в качественный, количественный и смешанный классы. Было произведено и перераспределение между классами, добавлены девять новых методов, что свидетельствует о совершенствовании методологических принципов и уточнении признаков классификации. В настоящее время общее число методов составляет 44. Система методов Форсайта В соответствии с типом в диаграмме ромба шрифтом выделены качественные (обычный шрифт), смешанные (жирный шрифт) и количественные (курсив) методы. Слева направо, сверху вниз вершины ромба обозначают типы источников знаний – творчество, взаимодействие, фактические данные, опыт. Внутри ромба (слева направо, сверху вниз): Научная фантастика; Джокеры; Эссе/сценарии; Прогноз гения/эксперта; Ретрополяция; Ролевые игры; TEEPSE analysis (technological, economic, environmental, political, social and ethical); SWOT-анализ; Мозговой штурм; Дорожные карты; Дельфи; Сценарные семинары; Рынки предсказаний; веб-краудсорсинг; Правила на основе прогнозирования; Деревья целей; Гражданские панели; Многокритериальный анализ; Многоаспектный анализ; Обследования; Экспертные панели; Динамика системы/симуляция; Конференции/семинары; Ключевые технологии; Морфологический анализ; Опрос/голосование; Анализ факторов влияния; Обработка данных/текста; Анализ заинтересованных сторон; Анализ перекрестных связей/структурный анализ; Бенчмаркинг; Количественные сценарии; Интервью; Логические схемы; Сегментация; Индикаторы; Регрессионный анализ; Экстраполяция; Патентный анализ; Библиометрия; Сканирование: Анализ литературы; Слабые сигналы; Моделирование.
Источники информации, основанные на творчестве, опыте, взаимодействии или фактических данных, представляют универсальную систему знаний, обеспечивающую полноту представлений о будущем и возможных сценариях его развития. Методы, основанные на творчестве, требуют оригинального мышления и воображения. В большинстве случаев их используют талантливые эксперты, в частности это прогноз гения, ретрополяция, эссе. Успех применения данных методов в значительной степени зависит от изобретательности и оригинальности высококвалифицированных специалистов (например, писателей-фаитастов) и вдохновения, зачастую возникающего в ходе групповых сессий, посвященных мозговому штурму или выявлению джокеров. Как однажды отметил Альберт Эйнштейн, "единственная по-настоящему ценная вещь – это интуиция... Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир". Методы, основанные на опыте, базируются на использовании знаний и навыков специалистов в различных областях. Обычно они применяются для поддержки процесса принятия решений на высшем уровне, консультирования и подготовки рекомендаций. Типичные примеры – экспертные панели и Дельфи (однако и дорожные карты, деревья целей, логические схемы, морфологический анализ, ключевые технологии также базируются на человеческом опыте). Следует помнить о предостережении Артура Кларка: "Если немолодой, но выдающийся ученый заявляет о возможности осуществления чего-то, он скорее всего прав, если же он говорит о невозможности, вероятнее всего он ошибается". Методы, основанные на взаимодействии, используются в Форсайт-исследованиях для извлечения информации в процессе дискуссии и обеспечения легитимности через вовлечение в процесс принятия решений всех заинтересованных сторон, не полагаясь только на фактические данные и экспертные оценки. Наиболее популярными методами этой группы являются сценарные семинары, голосование и опросы. Разумеется, для их применения и обеспечения адекватного взаимодействия также требуются определенный опыт, навыки и знания. Набирают популярность такие методы, как гражданские панели и анализ заинтересованных сторон, поскольку они стимулируют налаживание контактов и связей между участниками. Методы, основанные на фактических данных, направлены на объяснение и (или) прогнозирование того или иного феномена путем анализа достоверной и документированной информации. Они особенно полезны для изучения реального состояния тех или иных направлений научно-технического развития. Соответственно, в данной сфере большую популярность приобрели количественные методы – бенчмаркинг, библиометрия, "извлечение данных" (data/text mining), обработка индикаторов – при условии, что имеется достаточное количество необходимых статистических данных. Это фундаментальные инструменты для оценки технологий и эффекта их внедрения, а также для профилирования. Их можно использовать и для стимулирования творческого процесса (например, когда подвергаются сомнению общепринятые "истины"). Фактические данные полезны и для оживления атмосферы и активизации взаимодействия на семинарах. Важно отметить, что инструменты, основанные на информационных технологиях, применяются при получении информации практически изо всех перечисленных источников, особенно тех, которые связаны с взаимодействием и использованием фактических данных. В настоящее время имеется множество программ для моделирования, профилирования, партисипативных процессов и визуализации результатов. Существуют даже эвристические приемы, специально разработанные для стимулирования творческого процесса. В полномасштабном Форсайт-исследовании в методологическую модель целесообразно включать хотя бы по одному методу каждого класса, поскольку функциональность методов в определенной степени зависит от конкретных целей их применения. Например, обследования Дельфи в последние годы становятся в меньшей степени ориентированными на экспертов и в большей степени применяются как часть консультационного процесса, направленного на аккумуляцию подходов и точек зрения широкого круга специалистов и практиков. В то же время они используются для анализа нормативных возможностей и прогнозирования времени, когда могут произойти те или иные события. Важная роль методов, основанных на использовании фактических данных, была выявлена в ходе первого обследования, осуществленного учеными Университета г. Манчестера на примере нескольких сот Форсайт-проектов (главным образом, в Европе). Между тем неизменными свойствами системы методов, вне зависимости от их классификации, являются многовариантность, междисциплинарность, креативность, полифония суждений и точек зрений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.008 с.) |