Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церемониальная стрельба для женщин

Поиск

 

Когда церемониальную стрельбу выполняют женщины, облаченные в японскую одежду (Wafuku), с рукавами, подвязанными ленточкой, или просто в тренировочной одежде (Kyudogi), способ выполнения церемониальной стрельбы из положения с посадкой на колени (Za-Sharei) и из положения стоя (Tachi-Sharei) будет тем же, что и для мужчин, выполняющих стрельбу в тренировочной одежде (Kyudogi).

 

При выполнении церемониальной стрельбы женщинами проявление изысканности движений является правильным и уместным.

 

 

1) Сидение в устанавливающей позиции (Sadamenoza)

2) Глубокий поклон (Fukai-Rei) в устанавливающей позиции (Sadamenoza)

3) Обычный поклон (45 градусов) в устанавливающей позиции (Sadamenoza)

4) Полупоклон (Yu) в исходной позиции (Honza)

5) Постановка лука по центральной линии тела, переворот тетивы и установка стрел (Yatsugae)

6) Выпуск первой стрелы (Haya) по очереди

7) Ожидание на исходной позиции (Honza) после окончания стрельбы

8) Лучницы собираются перейти вперед на линию стрельбы (Shai) как только опустила свой лук (Yudaoshi) последняя лучница

9) Все лучницы принимают положение сидя (Kiza) одновременно

 

 

Ассистенты лучников, выполняющих церемониальную стрельбу ( Kaizoe )

 

При выполнении церемониальной стрельбы могут присутствовать ассистенты (Kaizoe), помогающие лучникам во время стрельбы (Ite), или лучники могут обходиться без них. Приемлемы оба варианта.

Если стрельба выполняется в присутствии ассистентов, то в качестве ассистентов должны выступать как минимум два лучника. Первый ассистент берет на себя ответственность за стрелка, выполняющего стрельбу (Daiichi-Kaizoe), а второй ассистент отвечает за сбор стрел (Daini-Kaizoe). Оба ассистента несут одинаковую ответственность за выполнение своих обязанностей.

Существуют некоторые различия в правилах этикета для ассистентов при выполнении лучниками церемониальной стрельбы из положения сидя на коленях (Za-Sharei) и положения стоя (Tachi-Sharei). В обоих случаях есть своя устоявшаяся форма, и ассистенты должны изучить соответствующие правила этикета для конкретной формы стрельбы.

Подробное описание правил этикета для ассистентов здесь не приводятся, но в общих чертах роли и функции ассистентов сводятся к следующим:

 

1) Ассистенты должны не только в подробностях знать, какими должны быть движения лучника, выполняющего стрельбу, и в достаточной степени быть знакомы с правилами этикета, но и владеть искусством стрельбы, чтобы в любой момент заменить лучника.

2) Ассистент несет ответственность за оказание необходимой помощи выполняющему стрельбу лучнику, при этом он должен всегда обращать внимание на движения лучника. Однако сам лучник должен вести себя так, как будто помощь ассистента ему не требуется. Также ассистенты не должны действовать более активно, чем это необходимо, хотя в их обязанности входит представление лучника в самом благоприятном свете.

3) Ассистенты должны стараться действовать незаметно, всегда оставаясь на почтительном расстоянии и в тени лучника, выполняющего стрельбу. Ассистенты должны строго воздерживаться от активных передвижений и бросающихся в глаза действий.

 

  1. Устанавливающая позиция (Sadamenoza)
  2. Лук (Rei) в устанавливающей позиции (Sadamenoza)
  3. Лучник на исходной позиции (Honza) в сопровождении ассистента

 

 

4) Ассистенты должны следить за гармонией времени (Maai) и духовной энергией (Kiai) и оставаться в согласии движениями лучника, которому отводится основная роль при выполнении стрельбы. Лучник и ассистенты должны составлять единое гармоничное целое при полном сохранении сосредоточенности.

5) Ассистенты должны действовать сообща, как если бы они составляли единый организм, в то же время, делая всё возможное, чтобы не потревожить дух лучника. Например, когда второй ассистент извлекает стрелы из мишени, он должен обращать внимание на согласованность своих действий с действиями лучника. Также необходимо внимательно следить за тем, как приносятся стрелы после окончания стрельбы. Все действия ассистента при этом должны быть согласованы с движениями лучника, а стрелы должны быть переданы первому ассистенту. Во время всей церемонии ассистенты не должны заставлять лучника себя ждать. Не теряя контроля за своевременностью выполнения всех действий, ассистенты должны двигаться согласованно, всегда ориентируясь на движения лучника.

 

  1. Ассистент помогает лучнику снять рукав кимоно
  2. Положение ассистента за спиной стреляющего
  3. Положение и поза (Sonkyo) ассистента, находящегося в готовности к извлечению стрел. Начинать идти к мишени следует с левой ноги (На расстоянии два шага от мишени, высшей позицией (Kamiza) считается мишень. На расстоянии более двух шагов от мишени высшей позицией (Kamiza) считается лучник.
  4. Оперение стрел (Hagoki) поправляется тремя движениями, и стрелы извлекаются тремя тянущими движениями. Начиная ч левой ноги, отступите назад на три шага.
  5. Остановка, стопы вместе
  6. Поворот правой стопы, за которым следует всё тело, разворачиваясь лицом к площадке стрельбы
  7. Постановка стоп вместе

 

6) Первый ассистент (Daiichi-Kaizoe), выбрав удобное место (исходя из размеров площадки) сидит в положении Kiza за спиной лучника, выполняющего стрельбу, сохраняя позу поклона Shiken-Rei, при которой кончики пальцев смотрят строго вниз по боковой поверхности бедер.

Второй ассистент (Daini-Kazoe) сидит в положении Sonkyo у мишеней (Azuchi), находясь также в нижнем положении. Он принимает позу поклона Shiken-Rei, левая рука ложится на верхнюю часть бедра, а правая находится с правой стороны тела. Если стрельба ведется на улице, то оба ассистента принимают позицию Sonkyo.

 

  1. Начиная с правой стопы, возвращайтесь в исходную позицию
  2. Возвращение на площадку стрельбы с пересечением зоны полета стрел (Ya-Michi)
  3. Переворот стрел наконечниками в левую сторону. Передача стрел.
  4. Завершение передачи стрел.
  5. Ассистент сидит в позиции Kiza примерно в 1м.80см за спиной лучника

 

N.B.

1) В древние времена школы, делающие особый упор на церемониальную форму (Reisha), использовали ассистентов. Школы, уделяющие больше внимания боевому искусству (Busha) их не использовали.

2) Среди школ линии Busha были некоторые, использующие так называемые Hakae. Это не ассистент на церемонии, а запасной лучник, готовый в любой момент заменить лучника основного состава, если с тем что-то произойдет.

 

  1. Подъем с левого колена, переход в Hirakiashi, чтобы передвинуться и сесть чуть по диагонали сзади от лучника
  2. Передача стрел лучнику
  3. Переход на коленях назад через Hirakiashi
  4. Возвращение в исходную позицию

 

 

Форма церемониальной стрельбы с вставанием на колени (Za-Sharei) для двух или более лучников

 

а) церемониальная стрельба в одну мишень (Hitotsu-Mato Za-Sharei) – когда выполняется тремя лучниками

(1) Три лучника одновременно садятся на устанавливающую позицию (Sadamenoza) и делают поклон более высокой позиции. Сохраняя взаимно приемлемую дистанцию, они последовательно, начиная с первого лучника, переходят в исходную позицию (Honza), и садятся в позицию Kiza лицом к мишени.

(2) После выполнения полупоклона (Yu) они поворачиваются к мишени боком (Waki-Shomen) и синхронно снимают рукав кимоно, после чего поворачиваются лицом к мишени, встают и переходят на линию стрельбы (Shai), где, сев в позицию Kiza, они поворачиваются боком к мишени (Waki-Shomen).

 

Церемониальная стрельба в одну мишень (Hitotsu-Mato Za-Sharei) – последовательность переходов вперед и назад

 

(3) На линии стрельбы (Shai) три лучника одновременно устанавливают стрелы, и после того, как первый лучник выпускает первую стрелу (Haya), второй лучник (b) берется за перекрестье заряженной стрелы и тетивы, когда первый лучник опускает лук (Yudaoshi) и поднимает бедра в момент, когда первый лучник возвращает взгляд (Monomi) в исходное положение.

В то же время, когда первый лучник поворачивается лицом к мишени и завершает постановку стоп (Ashibumi), второй лучник должен встать и поставить стопы вместе. Следует обращать внимание на то, чтобы первый о второй лучник выполняли движения в одном ритме согласованно с дыханием. Второй лучник должен встать и поставить стопы вместе в тот момент, когда первый лучник завершает постановку стоп (Ashibumi).

 

Второй лучник делает шаги вперед и переходит на линию стрельбы (Shai) в то же время, когда первый лучник переходит назад на линию Honza. Тогда первый лучник выполняет постановку стоп (Ashibumi) и делает выстрел. Первый стрелок ожидает на линии Honza, сидя в позиции Kiza. Третий лучник также сидит в позиции Kiza без движения.

 

4) Когда второй лучник выпустил первую стрелу (Haya) третий и первый лучник, соблюдая временной интервал, описанный в пункте (3), одновременно встают, и когда второй лучник переходит на линию Honza, опять двигаясь согласованно, третий лучник переходит на линию стрельбы Shai, а первый лучник из правильного положения стоя, повернувшись лицом к мишени, переходит по диагонали налево и садится в положение Kiza на линии стрельбы (Shai), поворачивается боком к мишени (Waki-Shomen) и устанавливает вторую стрелу (Otoya). Второй лучник, перейдя на исходную позицию (Honza), садится в положение Kiza и вместе с первым лучником ожидает окончания стрельбы третьим лучником.

 

(5) Эта последовательность движений повторяется, пока три лучника по очереди не выпустят вторую стрелу (Otoya), не перейдут на линию Honza, и не сядут в положении Kiza. Затем все лучники поворачиваются боком к мишени (Waki-Shomen) и одновременно надевают рукава кимоно. После они снова поворачиваются лицом к мишени, делают полупоклон (Yu) и, начиная с третьего лучника, один за другим возвращаются в установочную позицию (Sadamenoza), где они кланяются более высокой позиции и выходят с площадки стрельбы.

 

  1. Снятие рукава кимоно происходит одновременно
  2. При выпуске стрелы одним лучником остальные сохраняют неподвижность
  3. Все лучники перемещаются вперед и назад одновременно, выполняя движения в гармонии с дыханием
  4. Движения лучников должны стать единым целым, при этом соблюдается гармония времени (Maai) и концентрации духовной энергии (Kiai)
  5. Лучники, не выполняющие стрельбу, должны следить за гармонией дыхания (Ikiai) стреляющего лучника и фокусировать духовную энергию вместе с ним, таким образом, пытаясь реализовать свою духовную энергию
  6. Когда после выстрела лучник опускает лук (Yudaoshi), следующий лучник берется за перекрестье заряженной стрелы и тетивы
  7. Когда выстреливший лучник возвращает взгляд (Monomi), следующий лучник подает бедра вперед и встает. В этот момент лучник, выпустивший стрелу, завершает постановку стоп (Ashibumi)
  8. Все лучники выполняют движения в гармонии с дыханием (Ikiai) без малейших пауз и разрывов.

N.B.

 

(1) Когда церемониальная стрельба в одну мишень (Hitotsu-Mato Sharei) выполняется тремя лучниками так, как описано выше, движения всех лучников строятся вокруг действий лучника, выполняющего стрельбу. Чтобы сохранить форму стрельбы важно также выполнять движения как будто перенося вершину треугольника с одной точки на другую.

(2) После того, как первый лучник выпустил вторую стрелу (Otoya) он должен вернуться в основную позицию (Honza) по диагонали, слегка сместившись вправо. Это делается для удобства второго лучника, который затем сможет вернуться в позицию Honza, не тревожась о местоположении первого лучника.

(3) Расположение всех трех лучников определяется уровнем их мастерства и опытом, поэтому лучше если третьим будет выступать самый старший лучник, а первым стоять лучник, следующий за ним по старшинству. Желательно, чтобы три лучника договорились о процедуре стрельбы заранее, чтобы реализовать концентрацию духовной энергии (Kiai).

(4) При выполнении стрельбы все три лучника должны стать единым целым, при этом присутствует гармония времени (Maai), дыхания (Ikiai) и производится концентрация на духовной энергии (Kiai), с тем, чтобы их движения были согласованными и выполнялись без малейшего колебания. При таком исполнении становится видна гармоничная красота и сила.

(5) Если лучник совершает ошибку (Shitsu), лучше, если другие лучники с ощущением поддержки и сочувствия будут ожидать в позиции Kiza, пока тот не исправит ошибку.

(6) Когда церемониальную стрельбу в одну мишень (Hitotsu-Mato Sharei) выполняют два лучника, рекомендуется следовать той же процедуре, что и при выполнении такой стрельбы тремя лучниками. Предпочтительнее, однако, чтобы лучник в базовой позиции (Honza) поднялся и перешел в позицию стрельбы (Shai) когда лучник, уже находящийся в позиции стрельбы (Shai), начинает выполнять подготовительный этап стрельбы (Yugamae) (после окончания проверки тетивы) и готовится заправить тетиву правой рукой (Torikake).

(7) При выполнении стрельбы четырьмя лучниками процедура та же, что и когда лучников трое, за исключением того, что они располагаются квадратом.

 

b) Церемониальная стрельба в индивидуальные мишени (Mochi-Mato Za-Sharei)

 

(1) Этикет, описанный для исходной позиции (Sadamenoza), процедура снятия и надевания рукава кимоно и другие движения, совпадают с таковыми, выполняемыми при церемониальной стрельбе с постановкой на колени (Za-Sharei), когда рукав кимоно снимается на базовой позиции (Honza). Важно, чтобы все движения выполнялись лучниками одновременно и единообразно.

(2) Из исходной позиции (Honza) лучники переходят в позицию стрельбы (Shai), принимают положение сидя (Kiza), перемещаются в положение боком к мишени (Waki-Shomen) и, начиная с первого лучника, все по очереди производят выстрел первой стрелой (Haya), затем перемещаются в исходную позицию (Honza) и ожидают в позиции Kiza окончания стрельбы другими лучниками.

В то же время, когда начинает садиться стоящий впереди лучник (это производится в исходной позиции (Honza), он принимает положение Kiza), следующий за ним лучник встает.

(3) Лучники, переместившиеся назад на исходную позицию (Honza) встают, услышав звук выстрела (Tsurune) последнего лучника, и переходят в позицию стрельбы (Shai) в тот момент, когда последний лучник опускает лук (Yudaoshi). Затем они садятся в положение Kiza, повернувшись лицом к позиции боком к мишени (Waki-Shomen)

Последний лучник, однако, произведя выстрел, остается повернутым боком к мишени, и, поставив стопы вместе в соответствии с движениями других лучников, садится вместе с ними на позиции стрельбы (Shai).

 

(4). Первый лучник ведет остальных из устанавливающей позиции (Sadamenoza) в базовую позицию (Honza), а затем в позицию стрельбы (Shai). При переходе в устанавливающую позицию (Sadamenoza) и при выходе с площадки стрельбы и покидании позиции Honza первым идет последний стрелявший лучник.

 

1. Все лучники одновременно снимают рукав кимоно на исходной позиции (Honza).

2. Начиная с первого лучника, все по очереди выпускают первую стрелу (Haya).

3. Переход на исходную позицию (Honza) после выстрела первой стрелой (Haya).

4. Когда последний лучник опускает свой лук (Yudaoshi), остальные лучники переходят в позицию стрельбы (Shai).

5. Не сходя с позиции, последний лучник ставит стопы вместе, закрывая стойку (Ashibumi). Остальные лучники ожидают стоя на полшага позади линии стрельбы (Shai).

6. Лучники одновременно садятся в положение Kiza, и все, за исключением последнего лучника, поворачиваются в положение боком к мишени (Waki-Shomen).

После того, как заряжена вторая стрела (Otoya), начиная с первого стрелка цикл стрельбы повторяется всеми лучниками так же, как и при стрельбе первой стрелой (Haya). Затем лучники перемещаются в исходную позицию (Honza), где садятся в положение Kiza и ждут, пока закончит стрельбу последний лучник, который тоже переходит в позицию Honza и садится в положение Kiza. Затем лучники одновременно поворачиваются в положение боком к мишени (Waki-Shomen) и одновременно надевают рукав кимоно.

 

 

7. Возврат на исходную позицию (Honza) и надевание рукава кимоно по окончании стрельбы.

8. После надевания рукава кимоно, лук располагается по центру тела.

9. Поворот лицом к мишени и приведение лука к левой стороне.

10. Принятие правильного положения на исходной позиции (Honza) и выполнение полупоклона (Yu).

 

N.B.

 

(1) Существует требование, что в то время, когда впереди стоящий лучник перемещается в исходную позицию (Honza) и начинает садиться в положение Kiza, следующий за ним стрелок должен встать. Однако, в зависимости от времени и места, иногда можно начать вставать в момент, когда впереди стоящий лучник возвращает взгляд от мишени (Monomi), (время для одиночной мишени – Hitotsu-Mato) или заряжает тетиву правой рукой (Torikake).

(2) Когда мужчины-лучники, одетые в традиционную японскую одежду (Wafuku), выполняют церемониальную стрельбу вместе с женщинами-лучниками, одетыми в тренировочную одежду (Kyudogi) или с женщинами лучницами, одетыми в японскую одежду, в то время, когда мужчины лучники снимают или надевают рукава кимоно, остальные лучники ожидают в исходной позиции (Honza) в положении Kiza лицом к мишеням.

(3) Когда несколько стрелков выступают вместе, важно, чтобы они передвигались вперед и назад в исходную позицию (Honza) все вместе одновременно.

(4) Несколько лучников, выполняющих церемонию вместе, должны стать единым целым и показать гармонию и красоту целого посредством достижения гармонии времени (Maai), дыхания (Ikiai), сосредоточения на духовной энергии (Kiai) и других элементах стрельбы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.007 с.)