Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правильное отношение при выполнении стрельбы

Поиск

Целью стрельбы является выражение естественности движения. Если игнорируется этот момент, стрельба не может быть по-настоящему успешной. Формирование движений тела должно выполняться рационально. Это означает не бездумное и недисциплинированное, инстинктивное движение, а естественное, приобретенное в процессе долгих тренировок при осознанной дисциплине.

 

1) Все движения (Kikyo-Shintai) должны быть подчинены правилам выполнения стрельбы, выражать искренность и достоинство, а не высокомерие и безразличие.

2) Мужчины должны в особенности выражать достоинство, силу, утонченность и самообладание.

3) Женщины, в свою очередь, должны быть элегантны, и в то же время от них должна исходить сила.

 

Правильное отношение в выполнении позиций и движений при стрельбе здесь описывается лишь в общем виде. Данный момент на письме передать весьма сложно. Для более подробного изучения и практики желательно заниматься под руководством учителя.

 

Основные позиции и движения

 

С давних времен в стрельбе применялись различные формы позиций и движений. Эти формы появились исходя из целей стрельбы в те времена, своими корнями они также уходят в повседневную жизнь, например, связаны с одежды, которую носили когда-то. Приведенные ниже основные позиции и движения считаются наиболее подходящими для современного Кюдо.

 

Формы можно разбить на четыре позиции и восемь основных движений, показанные на диаграмме:

 

ОСНОВНАЯ ФОРМА (KIHONTAI)

 

Основные позиции:

1. Стоя

2. Сидя (на стуле)

3. Сидение на полу в официальной обстановке (Seiza)

4. Сидение на корточках с упором на пятки (Kiza и Sonkyo)

 

Основные движения

1. Стоять

2. Садиться

3. Ходить

4. Поворот из положения стоя

5. Поворот при ходьбе

6. Поворот на коленях (Hirakiashi)

7. Поклон (Rei) (из положения сидя – Zarei, стоя – Ritsurei)

8. Полупоклон (Yu)

 

 

Как уже говорилось, основная форма (Kihontai) представляет собой базовые движения и позиции, применяемые на всех этапах до стрельбы и после неё. Выполняя эти действия при концентрации на правильное отношение, с течением времени лучник воспитывает в себе необходимые личностные качества, являющиеся высшей целью занятий. Приобретение этих благородных качеств отражается в трех понятиях: Shin, Gyo, So, которые описываются в китайских текстах, таких, как «Трактат о воспитании морали» (Shushin-Ron) или «Трактат о применении тела» (Taiyo-Ron).

 

Shin означает верность истине, Gyo – следование Истине, а So – движение в гармонии. В применении к движениям основной формы это можно понимать следующим образом:

 

  • Форма с присутствием Истины (Shin) должна быть правильной, в соответствии с Истиной
  • Форма с Действием (Gyo) должна выполняться со смирением, реализация Истины
  • Форма как Природа (So) должна быть в гармонии со всеми вещами
  • Эти три момента можно объединить в одно и их следует рассматривать как единое

 

Это означает, что сначала посредством усердной практики и при соблюдении правил приобретается Shin. Затем, когда позиции приобрели структуру и в них нет изъяна, Shin естественно становится движением Gyo. Затем из Gyo проявляется So, высшее состояние естественности формы и движения.

 

Словами китайского поэта-классика Sotoba, «Shin приводит в действие Gyo, а Gyo приводит в действие So».

Здесь описываются некоторые принципы правильного выполнения основных позиций и движений, включая более тонкие моменты, такие, как гармония со временем (Maai), гармония дыхания (Ikiai), концентрация духовной энергии (Kiai). Хотя освоение этих более тонких аспектов требует прямого руководства наставника, следует изучить описание этих и других основополагающих принципов.

 

1) Следует выучить правильное положение тела и движения вставания, занятия положения сидя, продвижения вперед и назад (Kikyo-Shintai). Это станет «Телом, наполненным жизнью» (Seikitai/Jittai). Если просто бездуховно придерживаться формы, то наступит противоположное состояние, «Тело, которое покинула жизнь» (Shikitai/Kyotai). Точно так же, как тень является частью того объекта, что её отбрасывает, дух является частью тела, которое он оживляет.

 

2) При вставании, занятии положения сидя и движениях вперед и назад (Kikyo-Shintai), важно всё время держать туловище (Dozukuri) ровно. Выполнение Dozukuri важно для осанки и воспитания достойного отношения к движениям и позициям. Правильное положение туловища (Dozukuri) следует соблюдать не только в позиции стрельбы (Shai), оно должно присутствовать уже в момент входа в зал.

 

3)Весьма важно следить за положением глаз (Mezukai), поскольку состояние ума стрелка отражается в его концентрации и направлении взгляда. Рекомендуется, чтобы веки были полуприкрыты, а глаза смотрели параллельно спинке носа. Через вас должна проходить жизненная энергия, но напряжения быть не должно.

 

При стрельбе движение глаз указывает, на кого или на что направлен лук и какое ощущение сопровождает направленность. Особенно важно помнить об этом, выполняя полупоклон (Yu) до и после стрельбы. Также не следует об этом забывать при постановке стоп (Ashibumi), проверке тетивы (Tsuru-Shirabe), установлении взгляда (Monomi), да и на всех этапах стрельбы. Требуемая стабильность ума и духа зависит от правильного движения глаз (Mezukai).

 

Если рассмотреть этот вопрос более глубоко, глаза отражают направление внутреннего взгляда или души, о которой говорят, что она видит всю правду.

 

4) Желательно сочетать движения с правильным дыханием. Это особенно важно при выполнении коротких движений. Взаимосвязь между движением и гармонией дыхания (Ikiai) важна, и после многократных повторов вы вскоре привыкнете правильно дышать. В какой-то момент движения станут более отработанными и красивыми, полными жизненной энергии.

 

5) Все движения должны идти от бедер. Таз является центром тела и должен формировать основу таких движений, как поклон, вставание, занятие положения сидя, ходьба и повороты. Если таз не стабилен, то теряется равновесие, и движения будут неправильными.

 

6) Во всех движениях должны присутствовать признаки остатка духа и формы (Zanshin). Необходимо обращать внимание на окончание каждого движения при вставании, занятия положения сидя, повороте, поклоне и других. Прежде, чем переходить к выполнению следующего движения, следует завершить предыдущее, обращая внимание на Zanshin.

 

7) Все движения привязаны к времени (Ma). Следует выбирать правильный темп выполнения движений, они не должны быть слишком быстрыми или слишком медленными, слишком поверхностными и слишком утрированными. Выполняя Кюдо вместе с остальными необходимо обращать внимание на свой темп, чтобы он не выпадал из общего.

 

8) На начальных этапах обучения каждое движение должно выполняться в соответствии с основными принципами, и хотя лучше, если движения будут грубыми, а не слишком контролируемыми, надо стремиться соблюдать контрольные точки. По мере приобретения навыка, движения станут менее резкими и неуверенными, и появится легкость и естественность при их выполнении. Не следует бездумно копировать движения опытного наставника, поскольку форма потеряет наполнение.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ

Стоя

 

Положение естественное и ненапряженное, подходящее структуре тела лучника. Стопы должны стоять параллельно, колени вместе, таз прочно укоренен. Верхнюю часть туловища надо держать ровно, шею прямо. Следует контролировать движения глаз, рот должен быть закрыт, но не сжат. Мочки уха располагаются над плечами вертикально.

 

Кроме того, психическая и духовная энергия должна быть сконцентрирована в животе, чуть ниже пупка (Tanden). Грудь и плечи расслаблены, а центр тяжести должен располагаться слегка спереди от центральной линии, проходящей через ступни. Обе руки должны висеть спокойно, без напряжения, мизинцы слегка вытянуты. Пальцы рук (Tanagokoro: Tenohira) собраны в полусферу и слегка касаются передней поверхности бедер. Взгляд скользит по носу вперед и останавливается примерно в четырех метрах спереди от стоящего.

 

NB. Мужчины обычно должны ставить стопы на расстоянии 3 см одна от другой, за некоторым исключением в случае крупных людей. Женщины ставят стопы вместе. В обоих случаях большие пальцы должны быть поджаты.

 

 

Сидя на стуле

 

При сидении на стуле необходимо садиться как можно дальше, обе стопы должны стоять на полу. Бедра плотно прижаты, верхняя часть туловища располагается ровно, положение шеи вертикально. Грудная клетка и плечи расслаблены. Обе кисти рук располагаются на бедрах, пальцы сомкнуты, кисть полукруглая. Взгляд следует по спинке носа и останавливается на расстоянии трех метров перед собой, губы сомкнуты. При усаживании на стул это следует делать из нижней позиции (Shimoza). При вставании это следует делать также из нижней позиции.

 

Вид спереди

Вид сбоку

NB. Садясь на стул или вставая с него, рекомендуется при движении придерживать его спинку.

 

3. Сидение на полу в официальной обстановке (Seiza)

При сидении в традиционной японской манере с ногами, поджатыми под себя, большие пальцы стоп кладутся один на другой. У мужчин расстояние между коленями в таком положении должно быть один кулак, у женщин колени должны быть сведены максимально вместе. Ягодицы поджаты, верхняя часть туловища располагается ровно, шея вертикально. Грудная клетка и плечи расслаблены за счет собирания духовной энергии в животе (Tanden). Кисти рук располагаются на бедрах и собраны в полусферу, пальцы вместе и чуть под углом внутрь.

 

Всё это надо делать без напряжения, обращая внимание на то, чтобы локти не были слишком отставлены от туловища, либо слишком прижаты к нему. Рот прикрыт, направление взгляда - по спинке носа и фиксация на точке в двух метрах спереди.

 

Вид спереди

Вид сзади

 

NB

(1) При правильном положении кистей рук внутрь указательный палец должен быть направлен на точку, расположенную между коленными чашечками.

 

(2) Большие пальцы стоп могут лежать один на другом или быть прижаты один к другому. Не следует, однако класть одну стопу целиком на другую. Кроме того, надо почувствовать, как сомкнулись пятки.

 

(3) Грудная клетка должна быть расслаблена с тем, чтобы всё тело не слишком наклонялось вперед. Чтобы дыхание было свободным, попробуйте опустить нижнюю часть живота ближе к бедрам.

 

4. Полусидя на пятках (Kiza) и на корточках (Sonkyo)

 

(а) Kiza:

 

Kiza – это термин, обозначающий позицию, в которой стрелок сидит на пятках с поджатыми под себя большими пальцами ног в позиции готовности к следующему движению.

 

Когда в этом положении у вас в руках инвентарь, становится «активным» колено (Ikasu) с той стороны, где находится инвентарь. Если инвентарь вы держите в обеих руках, становится активным колено той стороны, где находится основной инвентарь (в случае лука и стрел основным инвентарем является лук).

 

Сделать колено активным не означает просто поднять его вверх. При активном колене угол верхней части бедра должен составлять сорок пять градусов, а расстояние между коленом и полом - толщину ладони.

Следует понимать, что инвентарь является продолжением тела, поэтому когда инвентарю «придается жизнь», используется термин Ikasu.

 

Чтобы сидеть в таком положении необходимо хорошо поджать большие пальцы под себя, при этом стараясь держать пятки вместе.

 

(b) Sonkyo

 

Sonkyo – это название позиции, в которой стрелок сидит на корточках, при этом обе стопы стоят вместе на пальцах, колени подняты от пола.

 

NB

(1) При выполнении Seiza, Kiza и Sonkyo необходимо обращать внимание на правильное положение туловища и таза (Dozukuri). Верхняя часть тела и спина должны быть прямыми с ощущением того, что вся верхняя часть туловища тянется вверх. В Sonkyo стандартное расстояние между коленями должно составлять два кулака.

 

(2) Когда в позиции Kiza становится активным колено, недостаточно просто поднять коленную чашечку. Движение вверх должно возникать от вытягивания спины и бедер вверх.

 

Основные движения

Вставание

 

При вставании из положения сидя (Seiza) ум должен быть спокоен и уравновешен, верхняя часть туловища располагается ровно. На вдохе бедра подаются вперед и на одном движении, начиная с правой стопы, стопы переходят на носки и делается выдох. Далее, на вдохе левая стопа перемещается чуть вперед под туловище, при этом пятка пола не касается. По мере вставания центр тяжести на носках. Не наклоняясь вперед (Dozukuri), правая стопа приводится вровень с левой (шея ровно), и делается выдох.

 

При вставании из положения Kiza всё то же самое за исключением того, что стопы уже стоят на носках.

 

Переход на носки при подъеме бедер (вид сзади)

(Вид сбоку)

 

NB

 

(1) Необходимо обращать внимание на ровное положение туловища (Dozukuri), а также не вставать за счет сгибания бедер.

 

(2) При вставании бедра должны максимально подаваться вверх и вперед. При подъеме бедер должно создаваться ощущение, что всё тело вытягивается или выталкивается вверх. Это движение следует изучать в ходе длительной практики.

 

(3) Когда левая стопа подводится под тело для вставания, и если при этом левое колено поднимается выше бедер, бедра завалятся назад.

 

(4) При подъеме вверх с левой стопы надо обращать внимание на то, чтобы не заступать вперед за линию правого колена. Стопа ставится немного cзади.

 

(5) Центр тяжести должен располагаться посередине между ногами, а не быть смещенным в одну сторону.

 

(6) Все движения должны сочетаться с дыханием.

 

(7) По мере наработки навыков вставать из положения Kiza будет проще за счет растяжения и подъема бедер.

(8) При вставании с луком и стрелами в руках нельзя опираться на лук.

 

 

Занятие положения сидя

(а) Seiza

 

Из положения стоя на вдохе сделайте полшага строго назад правой стопой. На завершении движения выдох. Следует следить за тем, чтобы верхняя часть тела и бедра были при этом ровно (Dozukuri). Бедра на выдохе немного идут вниз, правое колено двигается вниз и почти касается пола. Левое колено ставится рядом с правым, при этом правое колено продвигается вперед, и обе коленные чашечки встают на одну линию. (Движение правого колена идет от бедер).

 

Полшага назад

Пятки на полу

 

Бедра в устойчивом положении, стопы опускаются на пол, ягодицы располагаются на пятках, большие пальцы ног лежат один на другом или касаются друг друга. Движение завершается на выдох, при этом следует помнить о том, что верхняя часть туловища вытягивается вверх. (См. Сидение на полу в официальной обстановке – Seiza)

 

(b) Kiza

 

За процедурой, описанной выше, следует сидение на пятках с опорой на носки, стоящие на полу. Если при занятии этой позиции в обеих руках инвентарь, такой как лук и стрелы, активным делается колено на стороне основного инвентаря (Ikasu). (См. Полуприсяд на пятках – Kiza).

 

 

1) Если в руках ничего нет, на полу должны стоять оба колена

2) Постарайтесь, чтобы носки смотрели внутрь

3) Стопы ровно, пятки вместе

 

. Лук должен быть направлен по центральной линии тела. У мужчин расстояние между коленями в один кулак.

 

. Если вы держите лук, поднимайте колено той стороны, где лук.

 

 

Ходьба

 

При ходьбе надо обращать внимание на направление взгляда (Mezukai), следить за положением туловища (Dozukuri) – оно не должно отклоняться, колени не должны сгибаться слишком сильно. Стопы не должны быть видны, а движения ног должны быть точными и направляться бедрами. Во время ходьбы верхняя часть туловища поддерживается бедрами, дыхание ровное (Ikiai), согласованное с выполнением шагов, стопы скользят по полу равномерно.

 

Рекомендуется, чтобы мужчины проходили расстояние два метра в три с половиной шага, а женщины – в четыре с половиной. Количество шагов, однако, может быть иным, в зависимости от телосложения человека.

 

При выполнении шагов с луком в руках (Toriyumi no Shisei) конец лука (Urahazu) находится в десяти см от пола.

 

NB

(1) Следует избегать ходьбы на носках, центр тяжести должен располагаться на пятках (Tsuchifumazu), при этом пятки на должны отрываться от пола.

 

(2) Заднюю ногу не следует подтягивать за счет движения передней ноги вперед. Напротив, продвижение вперед совершается за счет импульса, идущего от ноги, стоящей сзади.

 

(3) В пределах зала (Dodjo) средний темп ходьбы – два метра за три с половиной шага. Важно, чтобы шаги сочетались с дыханием.

 

(4) Перемещение с исходной позиции (Honza) на линию стрельбы (Shai) совершается при сочетании шагов с дыханием, с тем, чтобы гармоничное дыхание (Ikiai) вело за собой движения, а сфокусированная духовная энергия (Kiai) соединяла движения с мишенью.

 

(5) При перемещении с исходной позиции (Honza) в позицию стрельбы (Shai) первый шаг делается немного длиннее, чем остальные. При отступлении назад для возвращения в исходную позицию (Honza) из позиции стрельбы (Shai) первый шаг несколько короче, чем обычно, а за ним следую шаги нормальной длины. При движении вперед более длинный первый шаг помогает сконцентрировать духовную энергию (Kiai), а при движении назад более короткий первый шаг позволяет сохранить ровную осанку.

 

Поворот из положения покоя

 

Чтобы изменить направление движения из положения покоя сначала сконцентрируйте внимание на направлении поворота, и, разворачивая бедра, поставьте ведущую стопу под прямым углом, а вторую поверните так, чтобы получилась «Т»- образная позиция. Затем вторая стопа тоже разворачивается, и обе они смотрят в направлении движения (см. рисунок).

 

При повороте назад ведущая стопа (А) ставится под прямым углом к другой стопе (В) так, что получается «Т» - образная позиция. Затем вторая стопа (В) ставится под прямым углом к пятке ведущей стопы (А), и получается ещё одна «Т»-образная позиция. Наконец, ведущая стопа (А) подводится ко второй стопе (В), и поворот завершается (см. рисунок).

 

Поворот из положения покоя

Поворот назад

 

Поворот во время ходьбы

 

При совершении поворота направо при ходьбе движение начинается с перенесения веса на левую ногу, а затем делается небольшой подшаг, и правая стопа двигается по L-образной траектории. Затем с нормальным шагом следует левая стопа. При повороте в левую сторону этапы те же, но стопы меняются на противоположные (см. рис).

 

NB.

При выполнении поворота либо из положения покоя или при ходьбе движение идет от бедер и ног. Следует обращать внимание на то, чтобы во время всех движений задняя часть туловища не поднималась (Kamiza).

 

 

Разворот при движении назад

Поворот при движении вперед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.008 с.)