Глава V. Методология научного исследования 315 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Методология научного исследования 315



тики, вне и помимо объективных законов ее развития. Он не яв­ляется способом, однозначно определяющим пути и формы дея­тельности, позволяющим априори решать любые познавательные ii практические проблемы. Поэтому необходимо искать происхож-ние метода не в головах людей, не в сознании, а в материаль-|й действительности. Но в последней — как бы тщательно ни, икали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объек­тивные законы природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в слож­ной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объек­тивен, содержателен, «фактичен». Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, «безбрежная субъектив­ность», а как продолжение и завершение объективности, из кото­рой он «вырастает». Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные за­кономерности реальной действительности) формулируются опре­деленные принципы, правила, регулятивы.

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его «носите­лем» является конкретный индивид, субъект, для которого, соб­ственно говоря, данный метод и предназначен. В свое время Ге­гель справедливо подчеркивал, что метод есть «орудие», некото­рое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соот­носится с объектом. В этом вопросе Гегелю вторил и Фейербах своим афоризмом о том, что именно «человек — центр всей мето­дологии».

Метод не является застывшим списком «разреженных абст­ракций» или закостенелых общих формул-предписаний. Он не су­ществует вне его конкретного реального носителя — личности уче­ного, философа, научного сообщества, коллективного субъекта и т. п. Их роль в реализации методологических принципов исклю­чительно велика. Каждый метод — не сам себя доказывающий автомат, он всегда «замыкается» на конкретного субъекта.

Включенностью субъекта в «тело» метода объясняется, в час­тности, его творческий характер, который «затрагивает» не только научные открытия, но и созидание нового в любой сфере челове­ческой деятельности. История науки и практики показала, что нет никакой «железной» последовательности познавательных проце-ДУР и действий, в сумме составляющих логику открытия, так же


Основы философии науки

как нет универсального алгоритма созидания новых форм соци­альной жизни. Хотя и в том, и в другом случаях роль метода весьма важна.

Однако любой метод (даже самый важный) — лишь один из многих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к Логике и методу. Она включает в себя и другие факторы — силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображе­ния, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

Таким образом, любой метод не есть нечто «бессубъектное, внечеловеческое», он «замыкается» на реальном человеке, вклю­чает его в себя как свое субстанциальное основание. Тем самым движение метода с необходимостью осуществляется в процессе жизнедеятельности реального человека — субъекта, творящего прежде всего свое общественное бытие и на этой основе — другие формообразования, включая сознание, познание, мышление, прин­ципы и методы своей деятельности.

В современной философско-методологической литературе раз­личают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и прак-сеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детер­минированность) метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содер­жания метода не столько от объекта, сколько от субъекта позна­ния, от его компетентности и способности перевести соответству­ющую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, на­дежность, ясность, конструктивность и т. п.

К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, вос­производимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая о методе, крупный британский фи­лософ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает «способ действий» с данными, с фактами, значимость ко-торыхошределяется теорией. Последняя и «навязывает метод», который всегда конкретен, ибо применим только к теориям соот­ветствующего вида. Поэтому, хотя, согласно Уайтхеду, каждый


Глава У. Методология научного исследования_______________ 317

метод представляет собой «удачное упрощение», «однако с помо­щью любого данного метода можно открывать истины только оп­ределенного, подходящего для него типа и формулировать их в терминах, навязываемых данным методом»1, а не каким-либо методом «вообще».

Классификация методов

Многообразие видов человеческой деятельности обусловли­вает многообразный спектр методов, которые могут быть класси­фицированы по самым различным основаниям (критериям). Преж­де всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятель­ности. В настоящее время стало очевидным, что система мето­дов, методология не может быть ограничена лишь сферой науч­ного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на груп­пы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формаль­ные и содержательные, эмпирические и теоретические, фунда­ментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гума­нитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и ме-оды изучения живой природы и т. п. Выделяют также качествен-яе и количественные методы, однозначно-детерминистские и:роятностные, методы непосредственного и опосредованного юзнания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно «работает» много­уровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая

1 Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 624.


Основы философии науки

философская концепция имеет методологическую функцию, явля­ется своеобразном способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (харак­терный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Нередко философские системы (и соответственно и их мето­ды) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропор­циях». Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеа­лизмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализ­мом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалисти­ческой диалектикой и т. д. Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принци­пов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный ха­рактер, т. е. находящихся на'самых высших (предельных) «эта­жах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описы­ваются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы за­дают лишь самые общие регулятивы исследования, его генераль­ную стратегию, но не заменяют специальные методы и не опреде­ляют окончательный результат познания прямо и непосредствен­но. Опыт показывает, что «чем более общим является метод науч­ного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания • конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования»1.

Но это не означает, что философские методы вовсе не нуж­ны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (ме­ханизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предоп­ределяют искажение объективной истины, приводят к ограничен­ному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта»2.

Все возрастающую роль в современном научном познании иг­рает диалектико-материалистическая методология. Она реаль­но функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупнос-

1 КравецА. С. Методология науки. Воронеж, 1991. С. 13.

2 Там жеГС. 15.


Глава У. Методология научного исследования_______________ 319

ти норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человечес­кой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической ме­тодологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы макси­мально адекватны всеобщим законам существования самой объек­тивной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автома­тически в методологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения долж­ны принять форму нормативных требований, своеобразных пред­писаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, слу­жит основанием для последующего субъективного использова­ния их в качестве средства познания и практического овладения действител ьностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универ­сальным логическим схемам с заранее отмеренными и гаранти­рованными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «при­чинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятив­ные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответству­ющей предметной области и познанию истины. Вот почему все чаще приходится слышать от ученых призывы к созданию при­кладной философии — своеобразного моста между всеобщими ди­алектическими принципами и методологическим опытом реше­ния конкретных задач в той или иной науке.

Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важней­ших принципов диалектического метода1.

1 Более подробно о принципах диалектики как всеобщих регулятивах деятельности, их содержании и возможных искажениях см.: Коханов-ский В. П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992; Он же. Нужна ли диалектика современной науке? // Научная мысль Кавказа. 1998. №2.


Основы философии науки

1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос­
нованный на признании действительности в ее реальных за­
кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан­
ного принципа можно представить в виде следующих требо­
ваний: а) исходить из чувственно-предметной деятельности
(практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реали­
зовать активную роль субъекта познания и действия; в) исхо­
дить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику
вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство (суб­
станцию) предмета как глубинную основу всех его формооб­
разований; д) умело выбрать адекватную данному предмету
систему методов и сознательно, последовательно реализовы-
вать ее; е) рассмотреть предмет в соответствующем социо­
культурном контексте, в рамках определенных мировоззрен­
ческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явле­
ниям конструктивно-критически и действовать в соответствии
с логикой данного предмета.

2. Всесторонность — философский, диалектический принцип по­
знания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую
связь всех явлений действительности. Включает в себя следу­
ющие основные требования: а) вычленение предмета иссле­
дования и проведение его границ; б) его целостное «многоас­
пектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из
сторон предмета; г) осуществление познания как процесса,
развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной
и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной
стороны предмета, субстанционального его свойства. Прин­
цип всесторонности наиболее тесно связан с философским
принципом конкретности и общенаучным принципом систем­
ности.

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгущенный) —
философская категория, выражающая вещь или систему вза­
имосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя­
зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпи­
рическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теорети­
ческом этапе). На основе этой категории развертывается диа­
лектический принцип конкретности, включающий ряд требо­
ваний: а) «вывести» данное явление из его субстанционально­
го признака (главной, существенной стороны) и воспроизвес-


Глава У. Методология научного исследования _______________ 321

ти его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, за­кона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимо­связи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он явля­ется.

4. Историзм — философский, диалектический принцип, явля­
ющийся методологическим выражением саморазвития дей­
ствительности в плане его направленности по оси времени в
виде целостного непрерывного единства таких состояний (вре­
менных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Дан­
ный принцип включает в себя следующие основные требова­
ния: а) изучение настоящего, современного состояния пред­
мета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотре­
ние генезиса, возникновения последнего и основных этапов
его исторического движения; в) предвидение будущего, про­
гнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий
основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следу­
ющим основным требованиям: а) выявление предметного про­
тиворечия; б) всесторонний анализ одной из противополож­
ных сторон данного противоречия; в) исследование другой про­
тивоположности; г) рассмотрение предмета как единства (син­
теза) противоположностей в целом на основе знания каждой
из них; д) определение места противоречия в системе других
противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития
данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения про­
тиворечия как процесса и результат его развертывания и обо­
стрения. Диалектические противоречия в мышлении, отра­
жающие реальные противоречия, необходимо отличать от так
называемых «логических» противоречий, которые выражают
путаницу и непоследовательность мысли и запрещены зако­
нами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалек­тики возможны многочисленные искажения их требований, а зна­чит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных

11 Основы философии науки


Основы философии науки

своих формах); односторонность или субъективистское объедине­ние случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определен­ных условий места, времени и других обстоятельств; некритичес­кое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как «нейтра­лизации» его сторон и ряд других.

Не потерял своей актуальности (особенно в социально-гума­нитарных науках) принцип материалистического понимания ис­тории. Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта и Гегеля, но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сво­дится к следующим основным положениям:

1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («ин­
дустрия», материальное производство, экономика, труд).

2. Общественное сознание вторично, производно от обществен­
ного бытия и обусловлено последним не прямо и непосред­
ственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

3. Общественное сознание получает относительную самостоя­
тельность, т. е. развивается по своим собственным законам,
и оказывает обратное активное воздействие на развитие об­
щественного бытия.

4. Развитие общества есть естественный поступательный про­
цесс развертьюания общественно-экономических формаций,
который совершается по объективным законам.

5. Реальная история есть результат деятельности людей в раз­
личных ее формах (народные массы, личности, классы, об­
щественные организации и т. п.).

Следует сказать о том, что на важное методологическое зна­чение принципа материалистического понимания истории указы­вают некоторые крупные западные философы и социологи. Так, К. Поппер резко отрицательно относился к революционным взгля­дам Маркса. Но, как человек науки, он разделяет Марксов «"эко­номизм" (или «материализм»), т. е. утверждение, согласно кото­рому экономическая организация общества, организация нашего



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.031 с.)