СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Психология труда»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Психология труда»



Рабочая тетрадь

По ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

 

 

Заполнила: Манукян Я.И.

 

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Психология труда»

 

Семинарское занятие 1

ТЕМА: Предмет, цели и задачи психологии труда

 

Сделайте аннотацию одной из статей, посвященной актуальным проблемам психологии труда по следующей схеме.

Автор статьи –Елдышова О.А.

Название статьи –Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики.

Источник, выходные данные – Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – С. 35-40.

Опубликовано: январь 8.2008. 12:10.

Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности.В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального (эмоционального) выгорания, работников. «Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры». Актуальностью и социальной значимостью статьи является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующих способов профилактики.

Позиция автора.Автор анализирует классификацию профессий на основании «преобладающего присутствия творческого начала» А. С. Шафрановой. Где «Профессии высшего типа» выделены по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой», тогда как профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только над предметом, а профессии низшего типа после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом. Позднее она добавила в первую группу врачей и психологов.

Анализ показал, что классификация, выстроенная А. С. Шафрановой, позволяет утверждать, что синдром эмоционального выгорания характерен только для профессий высшего типа.

С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» работникам.

Автором статьи была создана программа профилактических мероприятий, осуществляющихся на Телефоне Доверия г. Астрахани по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии психолога – консультанта.

Ваше собственное отношение к проблеме.Я согласна, что проблема эмоционального выгорания является актуальной на сегодняшний день. Развитие синдрома ведет к психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, снижению значимости достижений и результатов деятельности. Обязательно необходимо создавать условия для эффективной профилактики и преодоления стрессовых состояний. Они должны быть направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости, подобных мер.

 


Заполните таблицу: Основные проблемы современной психологии труда

 

№п/п Проблема психологии труда Вариант, способы решения
Проблема удовлетворенности трудом и проблема трудовой мотивации Оплата труда должна соответствовать ожиданиям работника; безопасность труда; реальная и объективная возможность роста работника; соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы; соответствующее отношение коллег к качеству труда работника и др.
Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности Освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника; освоение новой деятельности в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
Проблема профессиональных деструкций   Тренинги личностного роста, уверенности в себе, повышения самооценки; овладение приемами и способами эмоциональной саморегуляции педагога; развитие гибкости приемов и способов поведения; переход к инновационным формам и технологиям обучения; повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности (владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной и др.
Проблема стресса и дистресса в труде Психотерапия лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.): групповой метод - для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; аутотренинг - для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия; арттерапия; Психическая саморегуляция (ПСР); Аутогенная тренировка – один из методов релаксации; Дыхательные упражнения.
Проблема утомления и снижения работоспособности Грамотное чередование рабочего времени с отдыхом
Развитие персонала Проведение курсов по повышению квалификации

 


Семинарское занятие 2

ТЕМА: Методы психологии труда. История развития психологии труда

Семинарское занятие 3

ТЕМА: Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности

Разработайте и обоснуйте программу по повышению мотивации персонала предприятия (на выбор)

Название программы «Искусство мотивации персонала»

Цель – программапредназначена для улучшения мотивации труда персонала предприятия (сотрудников фирмы).

Задачи:

усиление мотивационных факторов в области режима труда и отдыха;

усиление мотивации в области улучшения условий охраны труда и здоровья трудящихся;

Усиление мотивации в области развития социальной сферы, предоставления льгот и компенсаций.

повышение трудового потенциала и командного духа сотрудников Компании;

Семинарское занятие 4

ТЕМА: Основы профессионального самоопределения

Разработайте программу профориентации для школьного психолога. Заполните таблицу.

Программа профориентации для учащихся 7-11 классов

 

№ п\п Основные виды, направления деятельности Основное содержание
  Профессиональное просвещение     Участие в Днях открытых дверей для обучающихся. Классный час цикла «Будущая карьера», «Профессии пассажирского транспорта», «Профессии сферы услуг». Информирование учеников по досуговому самоопределению. Родительское собрание «Рынок труда сегодня». Экскурсии на предприятия и в учебные заведения района; участия в днях «открытых дверей».
Профессиональная психодиагностика   Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности. Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей.
Профессиональная консультация   Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся. Анкетирование родителей «Как вы помогаете ребенку определить свое будущее?».
Психологические тренинги для учащихся Тренинги профессиональной ориентации и профессионального самоопределения: «Профориентациядля старшеклассников», «Тренинг-семинар Моя профессия – мой выбор», «Проектирование будущего: выбор профессии» т.д.

Семинарское занятие 5

ТЕМА: Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограмм

 

Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)

Повышенная нагрузка на зрение.

Заполните таблицу.

 

№ п\п Вид ФС Диагностика Профилактика
Утомление По внешним признакам: уменьшение работоспособности; снижение производительности труда и качества. 1) Тепинг-тест – простота и скорость проведения (20 секунд) и обработки. Данная методика позволяет переключить внимание, сменить вид деятельности, снять эмоциональное напряжение и выявить детей, у которых усталость развивается быстрее и раньше, чем у других. 2) Тест «САН» – позволяет определить самочувствие, активность и настроение. 1) Метод электротранквилизации центральной нервной системы предназначен для воздействия на центральную нервную систему работников импульсным током с целью снятия утомления и восстановления работоспособности. 2) В качестве активного отдыха рекомендуется проводить комплекс физических упражнений, стимулирующих деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной систем, снимающих общее утомление и повышающих умственную работоспособность. 3) Для снятия утомления зрительного анализатора использовать комплекс упражнений для глаз.
Стресс По внешним признакам: изменение частоты сердцебиения; увлажняются ладони, расширяются зрачки; грустный, унылый или обеспокоенный взгляд; раздражительность, снижение настроения и др. 1) Шкала оценки профессионального стресса – определение уровня профессионального стресса; 2) Методика «ДОРС -дифференцированная оценка работоспособности»; 3) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Очень важную роль в преодолении чрезмерного стресса играет 1) Психотерапия - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.): - групповой метод - для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; - аутотренинг - для волевого воздействия на вегетативные проявления; - музыкотерапия; - арттерапия; 2) Психическая саморегуляция (ПСР); 3) Аутогенная тренировка – один из методов релаксации; 4) Коррекция функционального состояния с помощью слайд- и видеофильмов; 5) Дыхательные упражнения, оптимизирующие функциональное состояние.
Монотония По внешним признакам: снижение уровня жизнедеятельности; полусонное состояние; снижение психической активности и скука.   1) Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) Периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) Периодические изменения ритма работы; 4) Введение дополнительного перерыва; 5) Сеансы функциональной музыки рекомендуется проводить 10-20 мин.
Нервно-эмоциональное напряжения По внешним признакам: возбудимость, характеризующаяся суетливостью, излишней говорливостью и т.д. или тормозная реакция, для нее характерны угнетение деятельности, замедленные реакции. 1) Введение микропауз продолжительностью от 40 секунд до 3 минут в течение рабочего дня по мере необходимости, а в ночную смену через каждый час работы; 2) Необходимо уделять большое внимание физическим упражнениям и различным видам активного отдыха».

 

Семинарское занятие 7

Семинарское занятие 8

Заполните таблицу.

Заполните таблицу.

Семинарское занятие 9

Методы отбора

1. Метод Беседы. В Зависимости от целей исследования, от имеющегося в распоряжении времени беседа может производиться как свободный разговор двух собеседников или анкетный опрос.

2. Метод Наблюдения. Применим лишь к узкому кругу отбираемых лиц. Он является действенным в случаях постановки задач подбора функционально взаимодействующих лиц, а также когда экспериментатор не ограничен во времени.

 

Профессиональные деструкции:профессионально-психологические; общепрофессиональные; индивидуальные.

Заполните таблицу.

Ошибки в труде операторов

 

№п\п Ошибка Причины Последствия Профилактика
Восприятия Не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр. Брак, поломка Проверка техники, развитие восприятия
Памяти Забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр. Не качественная работа Тренировка памяти
Невыполнение задания Лень, безответственность Сбой работы Самоконтроль, отдых
Внимания Не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр. Не качественно выполненная работа, поломка техники, брак Развитие концентрации внимания
Мышления Не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр. Не качественная работа, не состыковка Выполнение заданий по инструкции, развитие мышления
Случайности: «нажал не ту кнопку» Невнимательность, усталость, безответственность Не качественно и не вовремя сделанная работа Отдых развитие внимательности

Причины ошибки могут быть связаны с такими факторами: 1) с рабочим местом оператора – с организацией модели информационной и органов управления; 2) с режимом труда и отдыха; 3) с профессиональной подготовкой; 4) с функциональным состоянием; 5) с рабочей мотивацией; 6) с отношениями в коллективе.

Семинарское занятие 10

Рабочая тетрадь

По ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

 

 

Заполнила: Манукян Я.И.

 

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу «Психология труда»

 

Семинарское занятие 1



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.013 с.)