Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая война (понятие, основные приемы).

Поиск

Психологическая война – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений и т.д.), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом. Достигается за счет политических, экономических, дипломатических и военных действий; путем создания.

Психологическая война состоит из проведения различных психологических операций, имеющих своей целью: 1. искажение информации, которую получает руководство, командование и личный состав ВС противника. 2. навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события и принимать правильные решения. 3. психологическая обработка войск и населения.4. идеологическая диверсия и дезинформация 5. поддержка благоприятного общественного мнения.6. организация массовых демонстраций под ложными лозунгами.7. пропаганда и распространение ложных слухов.

В психологической войне успех зависит не от объема информации, а от ее манипулятивного эффекта. Социологическая пропаганда – подсознательное стимулирование интересов к определенному образу жизни, а через них – к политике и идеологии. Психологическая война использует сегмент информационного пространства для оказания информационно-психологического воздействия на аудиторию. Использует агрессивные методы как в информационном, политическом, социальном пространстве.

Методы и приемы информационно-психологической войны:

1. психологическое давление – многократное повторение одного и того же ложного тезиса, ссылки на авторитеты + спекуляции (искажение цитат и т.д.); манипуляция цифрами и фактами для создания видимости и точности, тенденциозный подбор иллюстрированного материала с упором на эффект драматичного воздействия; устрашающе наглая иллюстрация и др.приемы, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию способностей человека оценивать представленную информацию.

2. незаметное проникновение в сознание – реклама своего образа жизни, распространение желательных политических ценностей и своих стандартов массовой культуры; массированное распространение слухов и сплетен как альтернативно-официальная пропаганда; политические анекдоты; сочинение псевдонародных поговорок и пословиц; ориентация на постепенное подсознательное заражение как противника, так и потенциальных союзников.

3. скрытое нарушение и искажение законов логики – подмена тезиса; ложная аналогия; вывод без достаточного основания, подмена причины следствием, тавтология; эффективна, если применять к малообразованным слоям общества.

 

БЛОК 10. ИМАГОЛОГИЯ

Вопрос 1: Что изучает имагология, какие понятия использует эта дисциплина?

Ответ: Имагология (от лат. imago – образ, вид) – наука, изучающая образы стран и народов. Она пытается определить, как изменяются образы одних и тех же стран и народов в различных языках и культурах.

В наше время имагология занимается в первую очередь исследованиями представления и восприятия национальных образов (этнических стереотипов), а также противопоставлений по линии «Свой – Чужой» в пространстве собственной и других культур.

По мнению многих культурологов и социологов, имагология теперь и сама активно конструирует новые образы, манипулируя сознанием.

В этом своём качестве имагология превращается в имиджмейкерство – создание средствами рекламы и PR-технологий образов политиков, бизнесменов, деятелей шоу-бизнеса, товаров для успешной продажи на рынке.

Имидж – образ человека, явления, товара, формируемый с целью оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в желательном для заказчика направлении.

Имиджмейкеры – творцы этих образов.

Категорию «образ» можно использовать для обозначения устойчивой совокупности представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с явлениями внешнего мира. Образ включён в систему жизненных отношений между человеком и миром. Образ – набор ожиданий. В соответствии с ним усматриваются, отбираются, группируются и комментируются факты. В этом случае образ играет роль структурного принципа, который гарантирует целостность всей системы восприятия. Образ размещается в тех

глубинах индивидуального, группового и корпоративного сознания, которые обозначаются понятиями «менталитет» и «архетипы».

Менталитет – мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, укладом и строем жизни, мышлением, нравственностью.

Архетип (греч. archetypes – древнейший образец) – первообраз, способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение.

Личностный конструкт – идея или мысль, которые используются для того, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Система конструктов необходима человеку для создания непротиворечивой картины мира. При этом люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково.

Милан Кундера – чешский писатель, один из основоположников имагологии.

 

Вопрос 2: Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.

Ответ: Стереотип (социальный) – схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте. Они обычно эмоционально окрашены и обладают большой устойчивостью. Стереотип выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившихся под влиянием социальных условий или опыта; составная часть установки.

По Тарасовой: сложившийся в массовом сознании упрощённый эмоционально окрашенный образ какого-либо объекта.

Сами по себе стереотипы не хороши и не плохи. В принципе надо стремиться очищать стереотипы от тех деталей, которые противоречат действительности. Однако быстро сменить стереотип невозможно.

Главное в стереотипе – это его устойчивость, а не соответствие истине. Создать стереотип, полностью отвечающий действительности, никому ещё не удалось. В большинстве случаев вообще нельзя с уверенностью сказать, в чём он соответствует, а в чём не соответствует действительности.

Термин «стереотип» ввёл американский социолог Уолтер Липпман в 1922 году (человек, пытаясь постичь окружающий мир, создаёт в своей голове картину тех явлений, которые непосредственно никогда не наблюдал. Когда он непосредственно сталкивается с данными явлениями, сложившийся стереотип всё равно влияет на их восприятие).

Если личный опыт человека противоречит стереотипу, то он либо просто не замечает этого противоречия, либо считают его лишь некоторым исключением, подтверждающим правило.

Стереотипы экономят мыслительные усилия человека. В условиях современного информационного взрыва человек не имеет физической возможности самостоятельно изучить все значимые для него явления. Поэтому легче полагаться на существующие стереотипы. Однако это открывает большие возможности для манипуляции сознанием.

Механизмы формирования стереотипов, в том числе этнических, на сегодняшний день активно изучают, кроме имагологов, психологи, социологи, социальные (культурные) антропологи, историки, литературоведы и лингвисты.

Психологи подчёркивают двойственность стереотипа как одну из основных его характеристик. С одной стороны, стереотипы выступают как нерефлексируемые способы решения проблемы в рамках социальной группы, с другой, они выступают как социотипическая характеристика личности, проявляющаяся в столкновении с другой культурой.

Образы народов также именуются национальными или этническими стереотипами (греч. ethnos – народ, stereos – твёрдый, typos – отпечаток). Различают эндо- (внутренние) и экзо- (внешние) этнические стереотипы.

Эндоэтностереотип – то представление о своём народе, которое свойственно ему самому.

Экзоэтностереотип – то представление о данном народе, которое свойственно другим народам.

Каждый народ имеет свой устойчивое бытовое представление о других народах на уровне обыденного сознания.

Эндоэтностереотипы, как правило, в целом позитивны, хотя отдельные несущественные недостатки в портрете собственного народа могут быть допустимы, а иногда выходят на первый план. Экзоэтностереотипы могут быть как преимущественно позитивными, так и преимущественно негативными. Это зависит как от исторической памяти, так и от современного характера отношений между странами и народами.

Этнические стереотипы в обыденном языке и в научной литературе часто называют национальными характерами. Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной нацио­нальной общности особенностей восприятия окружаю­щего мира и форм реакций на него.

Эндоэтностереотипы часто идеализируют нравственные качества своего народа. Экзоэтностереотипы, наоборот, искажают образ другого народа из-за незнания его обычаев и особенностей быта.

К национальному характеру обычно относят уникальные психологические особенности данного народа. Однако объективно можно установить только тип темперамента, свойственный большинству представителей того или иного этноса. Черты же национального характера – это всего лишь стереотип.

 

 

Вопрос 3: Генезис образов «чужого» и «своего», условия и причины их возникновения.

Ответ: Этнические стереотипы одной из важнейших своих задач имеют чёткое отделение Своего и Чужого. Разделение людей на племена, роды и семьи положило начало этому противостоянию, обусловленному соперничеством в борьбе за ресурсы выживания.

При контакте с прежде незнакомой культурой её носитель автоматически определяется как Чужой, причём преимущественно с негативной окраской.

В памяти каждого формируется 3 образа:

- личный образ (образ, в котором человек видит самого себя)

- образ Своей общности – семейной, этнической, социальной

- образ Чужого – народа, социума

Чем больше эти 3 образа разнятся между собой, тем больше проблем возникает между людьми.

 

В процессе осознания людей себя отдельным этносом происходит противопоставление по линии «мы» - «они».

 

ИНОЙ
ДРУГОЙ
ЧУЖОЙ
СВОЙ

 

 


Чужой может быть плохим или хорошим, но он в лучшем случае может быть только Иным, но не своим. Люди воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих обычаев и традиций.

 

В народной культуре отношение к представителям других этносов, как правило, этноцентрично. Свои традиции, религия, обычай и язык считаются единственно «правильными» и «истинными».

 

Фольклорно-мифологическая трактовка образа Чужого, в свою очередь, зависит от того, как воспринимается представитель иного этноса. Если он несёт опасность, то он отвергается. Если этого нет, то Чужой может быть принят в Своё общество, на него могут распространяться существующие обряды, обычаи, нормы и законы.

 

Различия между Своим и Чужим проходят, прежде всего, по линии расы, языка, этнической и культурной принадлежности.

Расовые различия, как правило, предопределяют формирование негативного образа Чужого на уровне индивидуального и коллективного бессознательного, и мало зависит от правительственных и иных централизованных усилий по формированию положительного образа Чужого.

Язык указывает на иную этническую принадлежность. В тех случаях, когда два народа говорят на одном языке, отношения между ними обычно складываются как достаточно благожелательные.

Религиозные и конфессиональные различия стали набирать силу с появлением мировых религий.

Географический фактор играл существенную роль в формировании национальных образов в ряде регионов мира вплоть до середины XX века. В дальнейшем развитие транспортного сообщения, распад колониальной системы и массовые миграции населения из бывших колоний в метрополии во многом уничтожили действие географического фактора в традиционном смысле слова. Теперь стереотипы Чужого в значительной мере определяются на основе иммигрантов из этой страны. Возникающий образ Чужого при этом носит резко негативный характер, так как местным населением мигранты чаще всего воспринимаются как конкуренты в борьбе за рабочие места.

 

Между «своей» и «чужой» культурой может происходить процесс аккультурации (взаимное влияние разных культур, когда все или часть представителей одной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора). Обычно аккультурации подвергаются иммигранты.

 

Можно привести примеры образов «СВОЙ» - «ЧУЖОЙ» (по нашим работам)

 

Вопрос 4: Какие факторы влияют на конструирование образа современной России в мире.

Имидж – образ человека, явления, товара, формирующийся под влиянием впечатления и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию.

Имидж страны определяется не только её объективными характеристиками, реальными достоинствами или недостатками. Важны специфика субъективного восприятия зарубежной аудитории, установки этой аудитории, инерция культурно-политических предубеждений, штампы исторической памяти.

Для западной общественности Россия всегда была неким объектом сопоставления. На протяжении многих веков Запал смотрел на Россию с целью самопознания. Это было «самопознание от противного».

Вместе с тем отношение Запада к России никогда не было единодушным и однозначным. В большой степени это связано с неоднородностью самой западной аудитории. Основные факторы, влияющие на образ (курсивом):

Государственная политика.

Вопрос о том, какие цели преследуются по-разному решается экспертами. Три типа внешней политики:

- политика status quo (сохранение власти)

- политика империализма (усиление власти)

- политика престижа (демонстрация власти): цель – впечатлить другие страны той мощью, которой в действительности обладает страна, или же мощью, несуществующей в действительности, но в которую должны поверить.

Правительства, подобно остальным людям, по своей природе стремятся к созданию имиджа силы. Национальные имиджи не меняются с течением времени.

Репутация – устойчивая совокупность характерных черт, на основе которых возможно предсказать или объяснить будущее поведение.

Правительства принимают решение о том, какой имидж им нужен на данный момент, в зависимости от сиюминутной ситуаций. Имидж государства полностью зависит от ситуации.

Мотивы формирования имиджа государства:

- внешнее материальное вознаграждение – выгода для государства (привлечение иностранных инвестиций)

- внешнее социальное вознаграждение – позитивное отношение других стран (легитимность правительства).

Формирование политического имиджа страны:

- международные нормы

- господствующая национальная идеология.

На частном уровне границы образа страны зависят от воспитания и образования, от впечатления при её посещении и личного опыта общения с людьми, от влияния моды.

Официальный образ зависит от требований, предъявляемых к имиджу страны, его «экспортного» содержания и защиты от сторонних вмешательств.

Мифы и идеология.

Миф (в контексте имагологии) – ложные, некритические, оторванные от действительности представления, которые используются для воздействия на аудиторию.

Политический миф базируется на представлении России как страны политического деспотизма.

Мифы, которые создаёт Россия:

От вторжения в Грузию Россия много выиграла.

После 1989 года Россию постоянно унижали.

Запад отказывается видеть в России равного партнёра.

Запад пытается окружить Россию.

Южная Осетия – то же самое, что Косово.

В Европе нет единства.

Россия контролирует европейские энергоносители.

Конец Советского Союза сделал мир безопаснее.

Холодная война закончилась почти 20 лет назад.

В девяностые годы Президент Клинтон и Президент Ельцин сумели создать стратегическое партнёрство.

С приходом нового американского президента Барака Обамы появится новое мышление.

Культура.

Культура – один из самых значительных факторов формирования образа и имиджа России.

Результаты исследования центра РОМИР «Образ Москвы» по заказу Правительства Москвы. Эксперты: представители крупных зарубежных торговых представительств, сотрудники посольств, культурных фондов, информационных агентств и СМИ, исследовательских организаций, университетов.

С чем ассоциируется российская культуры:

Литература: Достоевский и Толстой, Пушкин и Чехов, Есенин, Бунин, Маяковский, Блок, Николай Гумилёв, Мандельштам, Булгаков, Солженицын, Владимир Сорокин.

Музыка: Чайковский, Мусоргский, Шостакович, Шнитке, церковная музыка и народные песни.

Театр: Станиславский, Мейерхольд, Чехов + кино – Эйзенштейн и Тарковский.

Изобразительное искусство: Малевич, Кандинский, Шагал.

Народные обычаи и традиции и кухня

Музеи: Третьяковская галерея, Музей имени Пушкина, Эрмитаж

История и космос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.009 с.)