Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сколько упражнений делать за один подход.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, вы начинаете заниматься йогой. Сколько надо делать упражнений за один подход? Бытует такая точка зрения, что чем больше я успею сделать, тем лучше. Это в корне неправильная точка зрения. Еще раз, в йоге главное не ЧТО вы делаете, а КАК вы делаете. Не сколько вы делаете, а на сколько глубоко вы прониклись в то, что вы делаете. Поэтому с формальной точки зрения, и одно упражнение, которое вы сделаете в день может считаться полноправным занятием йоги. Но опыт и практика показывают, что таких упражнений лучше всего для начинающих должно быть не меньше 7. Не менее 7 упражнений должно входить в ваш каждодневный или с какой периодичностью вы занимаетесь, список упражнений. Посчитаете нужным сделать больше, делайте больше. Посчитаете нужным сделать меньше, сделайте меньше. Как часто надо менять упражнения? Следующий вопрос. А как часто надо менять эти упражнения? Вот скажем, выбрали мы 7 упражнений и начинаем их день за днем выполнять. Опять же, бытует не совсем правильная точка зрения, что следует менять каждый день упражнения. Т.е. сегодня одну группу, завтра – другую, послезавтра – третью. Это тоже нерационально. Особенно нерационально для тех, кто только начинает заниматься. Вы не успеваете еще прочувствовать одни упражнения, как перескакиваете на другие. Поэтому считается, что надо выбрать некую группу упражнений и не менять их в течение недели. А на следующей неделе – изменить. Но, это касается только лишь тех, кто самостоятельно разучивает йогу. Если же вы приходите на занятие в группу, то с вас эти проблемы снимаются. Вот что там идет, так и слава Богу, так и должно быть. Потому что любое групповое занятие много сильнее бывает, особенно для начинающих, чем одиночное. Человек попадает в такую ауру, в такое поле совместного занятия, и ощущение сразу же выводит его на новый уровень. Так вот если же вы сами занимаетесь дома, то менять упражнения следует не чаще, чем раз в неделю. Сколько делать подходов? Теперь следующий вопрос. А сколько надо делать подходов одного и того же упражнения во время занятия? Один подход, два или сколько? В этом смысле йога говорит, это целиком и полностью как вам приятно и удобно. Если сложное упражнение, лучше разбивать его на множество небольших подходов и набрать суммарное количество времени выполнения. Если же более или менее приятно находиться нам в позе, то мы можем за один раз набрать все время выполнения. Как переходить из позы в позу? Теперь следующий момент тоже очень важный. Как переходить из позы в позу, следует ли отдыхать между позами, либо следует сразу же жестко переходить из одной позы в другую позу? Это очень непростой вопрос и очень непростой ответ на него будет. Забегая вглубь теории йоги, можно сказать, что существует два способа выполнения любого упражнения. Это так называемый метод Энергии и так называемый метод Сознания. Или там, где надо себя заставить и там где можно себе позволить. И вот в зависимости от того, каким методом вы делаете позу, то может быть такой вариант. Вы делаете одну позу, выходите из позы и, скажем, минуту отдыхаете или полминуты. Затем делаете вторую позу, опять полминуты отдыхаете, третью и т.д. А бывает другой вариант, когда вы из одной позы тут же переходите в другую, из другой в третью, т.е. без отдыха. И тот и другой метод приемлемы. И тот и другой метод допустимы. И тот и другой метод иногда бывает полезен. Иногда с утра, когда хочется взбодриться, встряхнуться очень бы хорошо себя напрячь. Одна поза, другая, третья и т.д. раз, и хорошо себя чувствуешь. Иногда наоборот, вечером, когда и так уже рабочий день прошел, и мы и так уже устали, мы и так себя весь день напрягали, то очень хорошо действует метод энергии, когда мы делаем одну позу, немного отдыхаем, вторую, третью и т.д. Т.е. ключевой момент, как и везде в йоге, это гармония. Если вы, напрягаясь, делаете одну позу, другую, третью, а потом чувствуете, что уже как-то через силу идет, может быть, надо остановиться? Или наоборот, вы так плавненько, вальяжно из одной позы в другую переходите и вдруг себя ловите на том, что вы засыпаете, и леность наваливается, может быть, надо наоборот встряхнуться? И никто, по большому счету, кроме вас самих это определить не может. На групповых занятиях, когда большая группа, это очень большая квалификация нужна инструктора йоги, чтобы он определял, какой стиль давать той группе людей, которые к нему пришли. Это отдельная очень серьезная область знания, которую у нас изучают люди, которые готовятся стать преподавателями йоги. Здесь не все так просто. Но для людей, которые занимаются сами для себя в первую очередь надо прислушиваться к тому Учителю, который внутри нас. Надо прислушиваться к своим ощущениям. Надо доверять себе. Т.е. это тоже в современном мире такой перекос. Когда западный человек больше доверяет учебникам, каким-то трактатам, каким-то видеофильмам или наставлениям каких-то учителей. И больше их слушает, чем свои собственные ощущения. Может быть, в каких-то других областях жизнедеятельности, это знание работает, но только не в йоге. В йоге вы в первую очередь должны доверять самим себе, своим ощущениям. А только потом всем трактатам, наставлениям, поучениям и словам, которые приходят извне. Вот это должно быть таким очень серьезным правилом для вас. Прислушайтесь к себе. Есть ли гармония? Если есть гармония – очень хорошо. Если нет, то или я что-то не так понял в этом трактате, или это было сказано для другого человека в других условиях, или, может быть, там перевод неправильный. Иногда тоже такое бывает, переводят на русский язык, а переводчик неквалифицированный. Поэтому для себя вы определяете, как вы будете заниматься. Метод Энергии И здесь мы подходим к следующему такому моменту, я уже об этом сказал, что существует два диаметрально противоположных метода выполнения упражнений Хатха йоги. Если своими словами описывать, то первый метод – метод Энергии, заключается в том, чтобы целиком и полностью довериться своим ощущениям и стараться максимум выжать наслаждения из своего тела. Примерно так же, как мы утром потягиваемся и зеваем, мы как бы выжимаем из себя наслаждение. Минимум заставлять себя, максимум следовать по тому пути, который показывают нам наши внутренние ощущения. Т.е., например, выполняем позу, когда мы захватываем ладонями рук лодыжки ног и стараемся нагнуться к коленям, прямым желательно. Есть разные способы. Методом Энергии мы принимаем любое положение, которое считаем комфортным. Не обязательно головой ног касаться. Как приятно, так и выполняем. Но потом через какое-то время мы чувствуем, что нам приятнее еще немного нагнуться и еще чуть-чуть. И мы идем как бы на поводу у своих ощущений. Это метод Энергии. Он еще также называется материнским методом. Мы, как сказано в древнем трактате, приблизительно принимаем ту позу, которую мы хотим сделать, и отдаемся на волю Вселенной или своим ощущениям. И ощущения сами нам подсказывают, вот сейчас бы еще чуть-чуть вперед, сейчас еще согнуться. Это метод Энергии. Очень плавный, очень мягкий, не надо себя заставлять. Метод Сознания Существует прямо противоположный метод выполнения упражнений. Так называемый метод Сознания или отцовский метод. Это когда мы начинаем сами себя преодолевать. Это такой аскетичный подход. Вот сейчас мое тело меня не слушается, а я буду его преодолевать. И я делаю ту же самую позу, но уже делаю с усилием, преодолевая сам себя. Понятно, что мышцы сопротивляются, это усилие. Но это усилие, а ненасилие. Есть разница между усилием и насилием. На заднем плане при этом вы должны ощущать радость от преодоления самого себя. Т.е. вот я себя сгибаю, и я радуюсь, какой я хороший йог. Мое тело не слушалось меня, а вот сейчас я его раз и заставлю слушаться. Потом выходишь из позы, и тело радуется, что его так хорошо погнули, в общем все довольны. И это метод Сознания. Вы видите, он отличается в противоположную сторону от метода Энергии. Мы заставляем себя, мы активно выполняем позу. И вот все известные школы Хатха йоги, которые только существуют, они склонны либо больше идти методом Энергии, либо методом Сознания в зависимости от предыстории школы и т.д. Комбинация двух методов Но в любом случае в йоге призывают к следующему, нужно научиться делать как одним методом, методом Энергии, так и другим методом, методом Сознания. И потом, что самое важное, научиться комбинировать, делать то одним методом, то другим методом. Причем, даже в течение выполнения одного упражнения. Начинаем методом Энергии, переходим к методу Сознания. Т.е. сперва выжимаем максимум приятностей из своих мышц, а потом, после какого-то момента, начинаем их уже сознательно растягивать. Но в любом случае, я еще раз подчеркиваю, идем ли мы методом Сознания, или идем методом Энергии, мы должны испытывать радость либо от выполнения упражнения, либо от преодоления себя. Если радости на заднем плане нет, это значит, что что-то не то. Если же наоборот, мы чувствуем, что мы где-то насилуем сами себя, то это вовсе неприемлемо. И это не принесет долгосрочного результата. Насилие над собой, как учит йога, не эффективно. Потому что тело начинает нам мстить. Да, оно нам подчиняется, но потом оно начинает нам мстить. Это не разумно.Конечно же, надо заставлять свое тело, но надо заставлять по-умному. Так же как иногда надо позволять своему телу расслабиться и тоже очень по-умному. Самое главное, надо уловить, в какой момент сменить тактику. Вот это самое-самое сложное. Если вы осознаете, в какой момент надо менять тактику, то вы действительно здорово начнете разбираться в йоге и очень быстро максимум пользы сможете выжать из занятий Хатха йогой. Считается, что где-то на стыке этих двух методов, метода Энергии и метода Сознания, т.е. там, где мы себя заставляем и там, где мы себе позволяем, находится узкая тропинка, как лезвие бритвы. И если на нее выйти, то занятия и выполнение упражнений Хатха йоги становятся самыми эффективными. Поэтому мы сначала пробуем так, потом эдак, а затем как бы начинаем сближать эти позиции. Либо переходить из одного в другое и пытаться уловить эту грань посередине. Но еще раз, если долгосрочно себя только заставлять, вы очень скоро начнете утомляться. Причем утомляться даже не столько физически, сколько психически. Каждое усилие, когда мы заставляем себя, оно ведь тоже требует энергии. И постоянно себя держать в таком напряженном состоянии, как натянутая стрела, нецелесообразно. Итак на работе мы должны быть в напряженном состоянии, еще какие-то дела решать, а тут еще и в йоге напрягаться. Очень быстро начинает наблюдаться психическая усталость, и, как правило, люди бросают заниматься йогой. Это одна из причин достаточно серьезных, почему люди бросают заниматься йогой. Они себя перегружают. А потом один раз пропустил, другой и уже как-то даже и не хочется возвращаться. Так вот постоянно себя напрягать неразумно. Обратная ситуация, когда мы только позволяем себе. Т.е. максимально расслабленно делаем позу йоги. Это также в долгосрочной перспективе неразумно. Почему? Потому что тело начинает лениться, и нам все трудней и трудней будет его заставить что-либо сделать. И только когда мы меняем эти подходы, только лишь тогда и появляется максимальная польза от Хатха йоги. Мы определили сегодня, что йога – это система самопознания, так вот в качестве определения метода йоги, достаточно универсального метода, т.е. метода, который применим не только в Хатха йоге, но и во всех других йогах. Так вот метод йоги можно определить как то, где надо себя заставить и то, где можно себе позволить и как это друг с другом соотносится.
Поза отдыха Вот мы начали выполнять наши упражнения каждодневные, это заняло у нас какое-то время, и теперь следующий момент, а чем следует завершать упражнения йоги? Т.е. что всегда делается в конце по завершению занятий йогой? В конце занятий йоги всегда делается поза отдыха. Поза эта называется на санскрите Шавасана. Это, пожалуй, одна из немногих поз, где название в совершенно разных школах йоги одно и то же на санскрите. Переводится название этой позы несколько так устрашающе, как поза трупа. Как если бы йогин умер. И вот в названии этой позы содержится значительная доза того, как надо выполнять эту позу. Т.е. в названии все сказано: ты должен лежать, как если бы ты умер. Или степень полного невовлечения в свое тело должна быть максимальная. Мы как бы обычно живем в своем теле, а тут мы начинаем вытаскивать себя из своего тела. Чтобы это осуществить, приходится кое-какими хитростями пользоваться, и мы сейчас их оговорим. Но прежде, в йоге считается, мастерство йогина определяется вовсе не по тому, насколько он может на голове стоять или насколько он может скрутиться в ту или иную позу. Это считается не заслуживающим внимания.Т.е. умеете ли вы в позе лотоса на голове стоять или не умеете, с точки зрения йоги, это вовсе не является показателем вашего мастерства в йоге. Показателем вашего мастерства в йоге является, как ни странно, именно эта поза Шавасана или поза отдыха. Дело в том, что расслабиться чрезвычайно тяжело. И требуется по-настоящему большое мастерство в управлении своим телом, чтобы просто подойти даже к этому уровню, как бы вытащить себя из тела. Как если бы человек умер и бросил свое тело. Подходят к этой позе очень интересным путем. Во-первых, поза эта выполняется на спине. Так вот, сперва надо постараться расслабить свои руки и свои ноги. Затем следует расслабить свое туловище, затем приступать к расслаблению мышц своего лица. Это как бы по степени удаленности, т.е. сначала руки, ноги, потом туловище, потом лицо. Почему? Потому что наше сознание наиболее сильно контролирует, высвечивает вот эти области поближе к голове, а области, ближе к рукам и ногам в меньшей степени. И получается, что расслабить их попроще бывает. А потом эта волна расслабления, которая идет снаружи к телу, к голове имеет такой облегчающий фактор. Там расслабилось и здесь имеет тенденцию расслабиться. И вот как только мы поймали себя вот в этом состоянии, что мы вроде бы все расслабили, следует еще и еще раз просмотреть себя. Потому что иногда бывает, что нам просто кажется, что мы себя расслабили, а где-то остался маленький зажим, т.е. непроизвольное сжатие мышц. И мы вновь и вновь просматриваем себя и, если обнаруживаем такое зажатое состояние, мы стараемся его расслабить. Но опять же, как учит нас медицина, есть настолько глубинные мышцы нашего скелета, которые вот так просто не расслабить. Они вне действия приказов обычного человека. Т.е. требуется какое-то очень глубинное воздействие, такое глубинное, чтобы импульс расслабления дошел вот до этих глубинных структур. Но этот импульс дойдет только лишь в одном случае, если вы точно так же устраните из головы все мысли, а затем и ощущения. Так вот после того, как вы полностью расслабили все свое тело, вы начинаете концентрироваться на своих ощущениях, и тем самым вы блокируете мысли. На самом деле мысли и ощущения в некотором смысле конкуренты. Мы стараемся поглотиться ощущениями и следить за тем, чтобы на поверхности нашего разума не возникала волна мысли. Сделать это, конечно, очень тяжело. Но тут нам на помощь приходит еще один такой метод в позе трупа Шавасане. Вы понимаете, что труп он на то и труп, чтобы не дышать. И мы начинаем замедлять вдохи и выдохи. Все реже и реже начинаем дышать. Дело в том, что если мы начинаем дышать слишком редко, тем самым мы не даем возникнуть мыслям в нашей голове. Но тут же возникает ощущение удушья, безусловно, мы не дышим, и мы делаем несколько вдохов, выдохов, и вслед за этим опять появляются мысли. Т.е. мысли и дыхание очень связаны друг с другом. Если мы контролируем одно, то начинаем контролировать и другое. Так вот, постепенно замедляя дыхание, мы все больше и больше подходим к состоянию, когда мысли не возникают в голове. И вот после этого состояния еще более глубинный пласт наших мышц начинает расслабляться. Они начинают расслабляться сильнее и сильнее. В результате йогин может ввести себя в состояние анабиоза. Это полное владение своим телом, полное владение всеми жизненными процессами. Понятно, что для людей, которые только начинают заниматься йогой, степень такого расслабления не достижима. Требуются долгие часы упражнений, чтобы его достичь. Но это на первых порах и не надо. Даже относительно небольшое погружение вот в такое расслабленное состояние дает отдых иной раз более глубинный, нежели несколько часов сна. Получается так, что иногда это состояние расслабления на ранних этапах занятия йогой у людей переходит в сон. Человек просто засыпает. Это считается нормальным. Это не так, что высший пилотаж в области расслабления, но и не так плохо. Но потом, по мере своей практики, он действительно достигает очень глубинных состояний безмыслия, бесчувствия. Как если бы он, действительно, умер, что очень благоприятно сказывается на нервной системе, друзья. Это чрезвычайно сильно помогает в преодолении огромного количества стрессовых ситуаций. Или ситуаций, когда мы не можем себя расслабить. Так вот именно этим упражнением, Шавасаной, как правило, принято заканчивать комплекс упражнений Хатха йоги. Как долго в этой позе следует находиться? Ну, опять же, если мы с вами определили, что занятие, в особенности для начинающего человека, длится от 30 минут до 1,5 часов, то, как правило, Шавасана, поза отдыха, составляет от 3 до 15 минут. В среднем где-то 5-7 минут. Опять же, это может зависеть от множества факторов, если вы занимаетесь сами. Если вы занимаетесь в группе, то там вам беспокоиться не о чем, там забота квалифицированного преподавателя определить, когда и как долго находиться в этой позе. Понятно, что если же вдруг вам по каким-то причинам захотелось провести более продолжительное время в этой позе и вы считаете, что это нужно и возможно, ради Бога, можете увеличить время. Почему? Потому что также требуется время, дабы все наши внутренние структуры расслабились.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.011 с.) |